Как правильно читать молитву святому

Как правильно читать молитву святомуПравославные христиане молятся по книге, называемой «молитвослов». Молитвословы есть разного размера, разных изданий и с разной обложкой, но основное содержание этой книги всегда одинаковое. В молитвослов входят:

Молитвы утренние — эти молитвы чиатются утром, когда человек проснулся — каждый день.

Молитвы на сон грядущий — молитвы, которые читаюстья каждый вечер перед сном.

Последование ко Святому Причащению — это последование читается тогда, когда человек хочет причаститься.

Молитвослов можно купить в церковной лавке или распечатать из интернета: Православный молитвослов.

Обычный молитвослов написан на церковнославянском языке. На нем молитвы не всегда понятны, хотя со временем понимание текстов приходит и открываеться человеку. Для лучшего понимания молитв можно ознакомиться с содержанием на русском языке: Краткий Молитвослов на русском языке.

Также есть так называемые толковые молитвословы, в которых текст молитв сопровождаеться пояснением: Толковый православный молитвослов, Толковый молитвослов с кратким словарем и пояснениями или Как научиться понимать молитвы?

Многие молитвы и книги о них можно также найти на сайте Азбука веры.

Молитвенное правило

Молитвенное правило мирянина состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот ритм необходим, ибо в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного вдохновения, настроения и импровизации недостаточно.

Существует полное молитвенное правило, рассчитанное на монахов и духовно опытных мирян, которое напечатано в Православном молитвослове.

Как правильно читать молитву святому

Однако тем, кто только начинает навыкать молитве, трудно сразу начать читать положенное правило всё целиком. Обычно духовники советуют начинать с нескольких молитв, и затем каждые 7-10 дней добавлять к правилу по одной молитве, чтобы навык читать правило выработался постепенно и естественно.

Кроме того, у мирян иногда возникают ситуации, когда времени для молитвы остаётся мало, и в таком случае лучше со вниманием и благоговением прочитать краткое правило, чем торопливо и поверхностно, без молитвенного настроя, механически вычитывать полное правило.

Так, воспитывая разумное отношение к молитвенному правилу, святитель Феофан Затворник пишет одному семейному лицу:

«Благослови, Господи, и продолжать молитву по вашему правилу. Но никогда не вяжите себя правилом и не думайте, что есть что-либо ценное в том, что имеете такое правило или всегда его совершаете. Вся цена в сердечном пред Богом припадании. Вон святые пишут, что если кто от молитвы не отходит осужденником, достойным всякой кары от Господа, то такой отходит от нее фарисеем. Другой говорил: «стоя на молитве, стой как на Страшном Суде, когда готово изыти решительное Божие о тебе определение: отойди или прииди».

Всячески избегать надо формальности и механизма в молитве. Пусть это всякий раз будет делом обдуманного свободного решения, и совершать его с сознанием и чувством, а не кое-как. На случай надо уметь сокращать правило. Мало ли в семейной жизни случайностей. Можно, например, утром и вечером, когда нет времени, прочитать на память только молитвы утренние и на сон грядущим. Можно даже и их не все читать, а по нескольку. Можно совсем ничего не читать, а положить несколько поклонов, но с истинною сердечною молитвою. С правилом должно обращаться с полною свободою. Будьте госпожа правила, а не раба. Раба же только Божия, обязанная все минуты жизни своей посвящать на угождение Ему».

Для таких случаев существует установленное краткое молитвенное правило, рассчитанное на всех верующих.

Утром оно включает:

«Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших.

Вечером в него входят:

«Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».

Как правильно читать молитву святому

Во время наших прошлых бесед мы уже касались вопроса о такой важной составляющей духовной жизни человека, как молитва, мы говорили о значимости и силе молитвы, об условиях ее совершения.

Но у людей, только начинающих свой церковный путь ко Христу, иногда возникает вопрос: да, молиться нужно, но зачем стоять в храме, где служба совершается не всегда понятно и монотонно, зачем дома читать молитвы по книге, что общего эта молитва имеет с горением сердца, с беседой с Творцом? В конечном счете, все эти вопросы сводятся к одному: можно ли молиться чужими словами, по книге?

Для правильного ответа на этот вопрос нужно вспомнить о том, что молитва – это не только благодатное состояние и радость предстояния Богу, но еще и тяжелый труд, который обусловлен нашим состоянием – повреждением от первородного греха.

Человеческая природа, унаследованная нами от наших родителей, а теми, в свою очередь, от предков, искажена первородным грехом, и эта порча, затмевая наш ум, отвлекает его от целостности, от устремленности ввысь, к Небу, к Богу, рассеивая наше внимание, приковывая его к суете тленной мелочности. И для того чтобы собрать свое внимание, сконцентрировать в одной точке, устремить его к Богу, нужен подвиг сомопонуждения, необходима борьба с самим собой, и такая борьба в христианской традиции получила наименование аскезы. Путь аскетического доброделания, путь стяжания, т. е. собирания, зарабатывания подлинной, настоящей молитвы, прошли святые отцы, подвижники Православия. Они на собственном опыте постигли, как правильно направлять свои душевные силы и очищать свое сердце от грехов, как правильно молиться.

Кто-то может спросить: «А разве можно молиться неправильно?» Да, можно. Пример такой молитвы, неугодной Богу, мы встречаем в 18-й главе Евангелия от Луки. Христос Спаситель показывает нам на примере самовлюбленного гордого фарисея, какая молитва неугодна Богу. Этот человек, пришедший в храм на молитву, в словах, обращенных к Богу, больше хвалит себя, прославляет собственную праведность, величается и гордится. Такая молитва, замешанная на страстях, молитва, в основу которой положено человеческое тщеславие, человеческие страсти, неугодна Богу.

Но как нам добиться правильной молитвы? Для этого необходимо следовать по пути, который прошли святые отцы. Как человеку, идущему по зыбкому болоту, во избежание опасности погибнуть в пучине, следует идти по тому пути, который проложен предыдущими путешественниками, и следить за вехами, оставленными первопроходцами, так и нам, совершающим подвиг молитвенного делания, во избежание опасности погибнуть в пучине страстной прелести, нужно придерживаться того пути, который проложен святыми отцами. Они оставили нам пример правильной молитвы.

Эти образцы печатаются в особых книгах – молитвословах. Это сборники принятых Церковью молитв, которые были составлены святыми и подвижниками благочестия для руководства последующим поколениям православных. Читая любую книгу, мы проникаемся чувствами писателя, воспринимаем его образ мыслей. А когда мы читаем слова, изреченные по наитию Святого Духа подвижниками благочестия, то впитываем в свою душу их образ мыслей, начинаем уподобляться им, а значит, начинаем приближаться к Богу.

Но то, что Церковь использует молитвословы как образец для молитвы, совсем не означает, что достаточно просто вычитать или произнести слова молитвы как некую мистическую мантру, как заклинание. Необходимо, чтобы наши души срослись с молитвой, чтобы слова, произнесенные некогда святыми отцами в момент высочайшего молитвенного порыва, стали нашими собственными. Как говорит один из подвижников благочестия XX века, «наша собственная, личная молитва должна литься по руслу благодатных подвижнических слов».

Часто случается так, что, становясь на молитву, мы не можем подобрать нужных слов, чтобы выразить наше мысли и чувства. И нам на помощь приходят святые отцы, уже изложившие свои благочестивые порывы любви к Богу или святым в прекрасных, проникнутых высокими порывами духа, словах молитвословий. Мы, обращаясь к Богу словами составленных ими молитв, как бы оживляем в себе те чувства, которые необходимы нам во время молитвенного подвига – чувства покаяния, любви к Богу, любви к ближнему.

Необходимо быть особо внимательными и уточнить, православный ли молитвослов мы используем. К сожалению, в последнее время появилось огромное множество всевозможной псевдохристианской литературы, в которой вместо церковных, богодухновенных молитв напечатаны оккультные заговоры, в которых полная бессмыслица перемешивается с откровенной ересью.

Это, например, так называемые целебные молитвы, молитвенные наговоры прочая оккультная литература. К истинной, нелестной молитве и вообще к Православию подобные сборники никакого отношения не имеют. Они не только лживы, но и весьма опасны для духовного здоровья, поскольку уводят человека в мир околорелигиозных выдумок и откровенного шаманства.

Поэтому прежде чем открывать молитвослов, убедитесь, что он издан по благословению православного иерарха – известного вам епископа или издательским советом. Если вы сомневаетесь в том, православный ли ваш сборник молитв, то лучше и проще приобрести обычный молитвослов в храме или в специализированном церковном магазине.

Ссылка на основную публикацию