История христианских праздников

Великие православные праздники — это установленный православной церковью и старообрядческой традицией перечень праздников: Пасха, двунадесятые праздники, посвященные событиям земной жизни Исуса Христа и Богородицы, а также несколько праздников в честь великих святых — Иоанна Предотечи, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, верховных апостолов Петра и Павла.

Праздники великим святым также называют «причтенные к двунадесятым» или «недвунадесятые праздники». Они несколько уступают в торжественности богослужениям «празднику праздников» — Пасхе и двунадесятым праздникам, не все из них имеют предпразднества и попразднества. Великие недвунадесятые праздники относятся к неподвижным праздникам, поэтому службы им находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Все великие праздники в месяцеслове обозначены красным крестом в кругу.

Великие праздники, причтенные к двунадесятым, по хронологии церковного года:

    — 9 октября и 21 мая (26 сентября и 8 мая по старому стилю); — 7 июля (24 июня по старому стилю); — 12 июля (29 июня по старому стилю); — 11 сентября (29 августа по старому стилю).

Определение точного числа великих праздников — вопрос неоднозначный и сложный, их количество до настоящего времени точно не определено. В разных древних Уставах количество великих праздников колебалось от 12 до 14, причем к ним относились только Господские праздники, а из Богородичных — Благовещение (Зачатие Христово). Градация праздников по степени торжественности, зафиксированная в месяцеслове особыми знаками, известна с конца XI в., однако разные уставы в то время неодинаково распределяли праздники по разрядам.

Авторитетный канонист Никон Черногорец описывает систему из 3 чинов праздников: великих, средних и малых, обозначаемых соответственно крестом в круге, крестом и тремя точками. К великим праздникам, кроме двунадесятых, он относит также:

    и память святителя Василия Великого — 14 января (1 января по старому стилю) или все 12 дней Святок — промежуток от Рождества Христова до Крещения;
  • Рождество Иоанна Предотечи — 7 июля (24 июня по старому стилю);
  • Праздник верховных апостолов Петра и Павла — 12 июля (29 июня по старому стилю);
  • Усекновение главы Иоанна Предотечи — 11 сентября (29 августа по старому стилю).

​В некоторых списках трудов Никона Черногорца к великим праздникам также относятся память святителя Иоанна Златоуста — 26 ноября (13 ноября по старому стилю), память великомученика Георгия — 6 мая (23 апреля по старому стилю) и память апостола и евангелиста Иоанна Богослова — 21 мая (8 мая по старому стилю).

В настоящее время в старообрядчестве по благочестивому обычаю к великим праздникам, помимо перечисленных, причислены и многие другие дни: Обрезание Господне и память свят. Василия Великого, Собор Пресвятой Богородицы, Собор Иоанна Предотечи, Преполовение Пятидесятницы, отдание Пасхи, память преподобного Сергия Радонежского, Покров Пресвятой Богородицы, праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы, память святителя Николы Мир-Ликийских Чудотворца и другие. К великим праздникам относится также престольный (храмовой) праздник.

Православные праздники — определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это зафиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл — воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя) и Девы Марии (Богородицы). Отсюда — исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Христианство является одной из самых распространённых мировых религий. В мире насчитывается около 1,5 миллиардов последователей христианства. Эта религия делится на три крупных направления: православие, католицизм и протестантизм. И праздники — это неотъемлемая часть культовых действий каждого направления этой религиозной системы. Традиции их празднования бережно охраняются и передаются из поколения в поколение. В этом, пожалуй, и заключается актуальность данной работы.

История православных праздников берет свое начал со времен воскрешения Иисуса Христа, поэтому самым древним и самым главным христианским праздником считается — Пасха. Первые упоминания о праздновании этого праздника и дня воскресенья встречаются в Библии.

В 4 в. н.э. появляются упоминания о праздновании других Господских праздников, таких как Рождество Христово, Богоявление и Вознесение. В 5 в. н.э. началось почитание Страстей Христовых и Сошествия Святого Духа, возможно также Крещения.

Первым Богородичным праздником, который в 4 в. н.э. стала отмечать церковь, было Благовещение Пресвятой Богородицы. В 7-8 вв. до н.э. начали праздновать Рождество Богородицы и Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Первое время становления религии было очень тяжелым для христиан, люди переживали гонения со стороны властей. Самыми тяжелыми временами для последователей Иисуса Христа была эпоха правления римских императоров Галерия и Диоклетиана. Именно тогда и появились великомученики, которые страдали и отдавали свою жизнь за христианскую веру.

Притесняя и убивая верующих христиан, правительство хотело вселить в последователей Иисуса страх и тем самым искоренить эту религию. Но своими репрессиями они этого не добились — результат был абсолютно противоположным. Самоотверженность первых великомучеников стала примером для других последователей христианской веры, и только поспособствовало установлению и распространению религии.

Во время правления Константина Великого в 313 г. был принят Миланский эдикт, который утвердил свободу вероисповедания. Алмазов С.Ф., Питерский П.Я. Праздники православной церкви. М: Госполитиздат., 1996. С. 254. — С. 4. При этом императоре происходило оформление основных правил празднования. Первым зафиксированным правилом, которое к нашим дням не дошло, стал запрет на торговлю в воскресный день. Позднее в воскресный день стали запрещать театральные выступления, цирковые шоу, дела судопроизводства и другие общественные работы. Все эти запреты призывали не осквернять святость праздника и освободить этот день от дел для того, чтобы пойти в церковь, помолиться. С ходом истории и в разных религиях правила почитания праздников претерпели изменения, но суть осталась прежней.

Количество христианских праздников непрерывно увеличивалось, перечень стал пополняться еще и днями памяти людей, которые во время своей жизни сделали много для веры и во имя веры в Бога, за что были приписаны к лику святых.

С ходом истории все даты поминовения святых были собраны в минеи (богослужебные книги) и включены в годичный круг церковных богослужений.

На Русь христианская вера пришла из Византии, вместе с установленными праздниками, правилами и традициями. Но со временем на Руси стали появляться свои мученики и самоотверженные последователи веры, и Русская церковь пополнила перечень праздников днями памяти русских святых.

Православная церковь всегда старалась отметить праздники особой торжественностью. Миряне на Руси в день великих праздников освобождались от ежедневных трудов, для того чтобы посвятить эти дни Богу и делам благочестия.

Существует несколько категорий праздников: двунадесятые праздники; великие; средние и малые.

Пасха — главный христианский праздник. Само слово «Пасха» прибыло к нам из греческого языка и в переводе означает «избавление». Этот Великий праздник занимает самое главное место среди двунадесятых преходящих праздников и является днем почтения памяти Евангельских событий, которые являются основой христианской веры.

Двунадесятые православные праздники — это двенадцать основных православных праздников. Они могут быть переходящими, т.е. не имеющими фиксированной даты (Вход Господень в Иерусалим; Вознесение Господне; День Святой Троицы). Даты этих праздников зависят от дня празднования Пасхи. Большая часть двунадесятых праздников — непереходящие (Рождество Христово; Крещение Господне; Сретение Господне; Благовещение Пресвятой Богородицы; Преображение Господне; Успение Пресвятой Богородицы; Рождество Пресвятой Богородицы; Воздвижение Креста Господня и Введение в храм Пресвятой Богородицы). Все эти праздники имеют предпразднства (подготовительные дни), дополнительные дни празднования и день отданья праздника (завершающий день).

Праздники, которые посвящены событиям из жизни Иисуса Христа, называются Господскими, а те, которые посвящены событиям из жизни Пресвятой Богородицы — Богородичными.

Господские праздники важнее Богородичных. Эта разница находит свое отражение в составе Богослужения в этот день. Если Господский двунадесятый праздник приходиться на воскресный день, то совершается только праздничная служба (воскресная не служится), а если Богородичный двунадесятый праздник припадает на воскресенье, то служиться сначала воскресная служба (так как каждая воскресная служба несет собой Господское значение и прославляет Светлое воскресение Иисуса Христа), а после уже Богородичное.

Период предпразднства отличается изменениями в Богослужении — начинают появляться песнопения наступающего праздника. Количество песнопений грядущего события увеличиваются с каждым днем, и достигает своего максимума в день праздника.

Период попразднства, или дополнительный дней праздника, также ознаменован отличиями в Богослужении — продолжаются песнопения прошедшего события, но их количество значительно меньше. А в день отдания песнопений праздника больше чем в дни попразднства, но меньше чем во время основной службы.

Некоторым Господским праздникам предшествуют особые субботы и недели. Перед определёнными праздниками верующие люди проходят очищение постом.

Великие православные праздники (Покров Пресвятой Богородицы; Обрезание Господне; Рождество Иоанна Предтечи; Усекновение главы Иоанна Предтечи; День святых апостолов Петра и Павла) празднуются один день — предпразднства, послепразднства и отданья они не имеют.

Пасха — главный христианский праздник, установленный в честь чудесного воскресения распятого на кресте Иисуса Христа, о чем повествуется в Евангелиях. Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Для вычисления дат празднования составляются таблицы (пасхалии). У православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому календарю.

Рождество Христово — один из главных христианских праздников, установленный, согласно церковному вероучению, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря. Временное несовпадение празднования Рождества Христова различными церквами связано с тем, что ряд церквей (русская, болгарская, сербская и другие православные церкви) пользуются юлианским календарем, 25 декабря которого соответствует 7 января григорианского календаря.

Троица — праздник в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое трактуется церковью как начало широкого распространения христианства. Отмечается на 50-й день от Пасхи и обычно выпадает на последние дни мая или начало июня.

Сретение Господне — праздник в честь встречи (Сретенья) праведником Симеоном мессии — ребенка-Христа, которого родители принесли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2(15) февраля.

Крещение Господне (Богоявление) — праздник в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в реке Иордан. Отмечается 6 (19) января церемония освящения воды (иордань).

Преображение — праздник в честь преображения Иисуса Христа, явившего ученикам незадолго до Голгофских страданий свою божественную природу. Отмечается 6 (19) августа.

Вход Господен в Иерусалим (Вербное воскресенье) — праздник в память въезда Христа в Иерусалим, жители которого приветствовали Сына Божьего, бросая перед ним на дорогу пальмовые ветви. В народном быту праздник получил название Вербное воскресенье, ибо в славянских странах в его ритуале роль пальмовых ветвей выполняли распускающиеся к этому времени ветки вербы. Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой.

Вознесение — праздник в честь вознесения Христа на небо. Празднуется на 40-й день после Пасхи.

Воздвижение — праздник в память так называемого воздвижения в IV в. в Иерусалиме над толпой верующих креста, на котором, по преданию, был распят Христос. Отмечается 14 (27) сентября.

Рождество Богородицы — праздник в честь рождения Девы Марии — матери Христа. Отмечается 8 (21) сентября.

Введение во храм Богородицы — праздник в память торжественного вступления трехлетней Марии (будущей матери Иисуса) в Иерусалимский храм, куда она была отдана родителями на воспитание. Отмечается 21 ноября (4 декабря).

Благовещение — праздник, связанный с христианским преданием о том, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии благую весть о грядущем рождении у нее божественного младенца. Отмечается 25 марта (7 апреля).

Успение Богородицы — праздник в память кончины Девы Марии — матери Христа. Отмечается 15 (28) августа.

Покров Пресвятой Богородицы — праздник в память явления около 910 года во Влахернском храме в Константинополе Богородицы, простирающей свой покров над всеми верующими. Отмечается 1 (14) октября.

Посты — воздержание на определенный срок от приема всякой пищи или ее отдельных видов (особенно мяса). Посты занимают около 200 дней в православном церковном календаре. Каждый верующий должен поститься по средам и пятницам в течение всего года, в Крещенский сочельник, в день усекновения главы Иоанна Крестителя, в праздник Воздвижения Креста Господня. Помимо этого существуют четыре многодневных поста:

весенний (Великий) — начинается с понедельника после сыропустной недели (Масленицы) и продолжается около 7 недель вплоть до Пасхи;

летний (Петров) — начинается в первый понедельник после Духова дня и оканчивается 29 июня, в день святых Петра и Павла; осенний (Успенский) — 15 дней перед праздником Успения; зимний (Рождественский, или Филиппов) — 40 дней перед Рождеством Христовым.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Праздники и посты

Праздники и посты Всего главных христианских праздников в году насчитывается двенадцать, по-церковнославянски — двунадесять или дванадесять. Отсюда каждый из них назывался ДВУНАДЕСЯТЫМ (дванадесятым).К двунадесятым праздникам относятся: Вход Господень в Иерусалим,

Христианские церкви

Христианские церкви Христианство – самая массовая из мировых религий. Христианские церкви и монастыри можно встретить во всех без исключения странах мира. Основатель христианства, как мы помним, сам был путешественником и часто переходил с места на место. Иногда он

Христианские монастыри

Христианские монастыри Первые христианские монастыри появились в первые века нашей эры в Каппадокии, на территории нынешней Турции. Христиане скрывались в них от людей, бежали прочь от лицемерного общества, усвоившего христианскую атрибутику, но, как и в языческое

Основные христианские направления и течения

Основные христианские направления и течения Протестантизм — одно из основных, наряду с православием и католицизмом, направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект. Для

Христианские таинства

Христианские таинства Таинствами в христианстве именуются культовые действия, с помощью которых под видимым образом верующим сообщается невидимая благодать Божия. Православная и католическая церкви признают семь таинств: крещение, миропомазание, причащение

Посты

Посты Посты – учреждение христианской. церкви, имеющее целью содействовать господству в христианине духовно-нравственных стремлений над чувственными. П. существовали еще в ветхом завете. В христианстве учреждение его современно самой церкви: он основан на примере 1.

ХРИСТИАНСКИЕ ПОХОРОНЫ

ХРИСТИАНСКИЕ ПОХОРОНЫ В церквиНекоторые считают, что панихида в церкви самая тяжелая часть похорон, поскольку нужно покинуть домашнее уединение и предстать перед всеми собравшимися на печальной церемонии. Другие, наоборот, находят, что торжественная обстановка службы,

Двунадесятые праздники — это двенадцать православных праздников, посвященных событиям земной жизни Исуса Христа и Богородицы. Все двунадесятые праздники входят в число великих праздников, однако уступают «празднику праздников и торжеству торжеств» — Пасхе.

История христианских праздников

По тематике все двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные, а по времени празднования — на переходящие (подвижные) и непереходящие (неподвижные). Непереходящих насчитывается девять праздников, переходящих — три. Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла. Все двунадесятые праздники имеют предпразднество, попразднество и отдание.

Значимость двунадесятых праздников в православии

Двунадесятые праздники для каждого верующего человека, регулярно посещающего старообрядческий храм и соблюдающего все посты, имеют важное значение. Данная важность была предопределена еще нашими далекими предками, со времен существования Богородицы и Исуса Христа. В большинстве современных государств традиции культурные, народные и религиозные переплетены между собой довольно тесным образом. Даже несмотря на функциональные возможности электронного века, мы пока не можем отказаться от исторического наследия, хранящего множественные чудеса, секреты и тайны. В России до 1925 года все двунадесятые праздники были также и государственными. Торжественность и соблюдение значимости таких праздников не утратило актуальности и в наше время. Некоторые из них официально отмечаются в большинстве стран мира, когда граждане освобождены от трудов и работ. Утверждение на законодательном уровне взаимодействия Государства и Церкви в очередной раз подтверждает эту теорию.

Двунадесятые непереходящие праздники

Непереходящие, то есть неподвижные праздники из года в год, вот уже на протяжении многих столетий, имеют неизменную дату. Стоит отметить, что практически во всех православных календарях праздники отмечаются по новому и по старому стилю (пишется в скобках). Рождество Пресвятой Богородицы принято почитать 21 сентября. Почему упоминаем этот праздник в первую очередь? Просто потому, что по старому стилю исчисление церковного календаря начинается именно с 1 сентября. Так гласит предание, ведь утверждение этого праздника произошло еще в далеком четвертом веке. Пресвятая Богородица, она же Дева Мария, родилась в семье бедных и довольно престарелых, но от этого не менее счастливых супругов, 8 сентября (по старому стилю), то есть 21 сентября по новому, в далеком Назарете. Девица стала матерью Исуса Христа в результате непорочного зачатия, и поэтому не могло быть иначе, как причисление ее к лику Святых.

Воздвижение Креста Господня отмечается 27 сентября. Посвящение в определенном смысле кресту, как символу вечной и райской жизни, известно не только в христианстве, но и во многих других религиях. С крестом ознаменовывается великая жертва Исуса Христа, как искупление грехов всего человечества.

Следующую иерархическую ступень занимает праздник Введение Во Храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря. В этот день, впервые и особенно торжественно, в храм в городе Иерусалиме была введена трехлетняя Мария.

Рождество Христово, самый светлый, добрый и от этого не менее торжественный праздник, принято отмечать 7 января. Сверхъестественное рождение Богомладенца от непорочной Девы Марии делает его по-особенному благодатным и необычным.

Праздник Крещения Господня, или Богоявление, отмечается 19 января. В этот день происходит чудо явления Ликов Святой Троицы. Исус Христос был крещен в водах реки Иордан. Бог Отец голосом с небес, в присутствии множества людей, его благословляет. В это же время Святой Дух спускается к Исусу в образе белого голубя.

Православная Церковь, согласно евангельской истории, утвердила 15 февраля (по новому стилю) как праздник Сретение Господне. Старцу Симеону сам Бог, возвестившись в образе Святого Духа, пообещал жизнь на Земле, пока он не увидит Исуса Христа.

Неожиданную и чудодейственную Благую весть, по преданию Церкви, получает Дева Мария в день 7 апреля. Ее известил Святой Дух о непорочном зачатии и рождении Богомладенца Христа. С этим днем связано много традиций и обычаев. В этот день празднуется Благовещение.

Преображение Господне (19 августа) связано с очередным знаменательным событием в истории Рождения и Воскрешения Исуса Христа. В этот день он явился своим ученикам в сияющем образе, как солнце, в белых одеждах, подтверждая тем самым, что есть конец каждому страданию, и жизнь вечная ожидает каждого уверовавшего в нее.

Особенно строгим является пост перед Успением Пресвятой Богородицы (28 августа). Скорбный день принято поминать жалобными молитвами, с целью утешения и назидания для всех христиан.

Двунадесятые переходящие праздники

За одну неделю перед празднованием Пасхи принято отмечать переходящий праздник Вход Господень в Иерусалим, то есть Вербное воскресенье. В этот день Исуса Христа принимали как Спасителя и Мессию, приветствуя и признавая его как прообраз Бога. Перед ним стелили одежды, ожидая благословения и спасения от мирских страданий.

Вознесение Господне отмечается на 40-й день после Пасхи. Согласно преданию, возносится Исус Христос на небо, к Богу Отцу, закончив тем самым служение земной жизни. Всегда праздник выпадает на четверг и отражает священность вхождения Сына в небесный храм к Своему отцу.

Святая Троица выпадает на воскресенье, на 50-й день после праздника Пасхи. Перед этим днем принято отмечать Троицкую Родительскую субботу и поминать усопших.

Православный календарь

Календарь на Руси называли месяцесловом. Он охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян, в нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления. Православный календарь подразделяется на две части по принципу подвижной и неподвижной его частей. Наиболее значимые для христианина дни празднований и постов определяются пасхалией. Именно учитывая все факторы лунно-солнечного календаря, сначала высчитывается праздник Пасхи — самый важный и главный праздник по всех смыслах. Исчисление первого весеннего полнолуния следует сразу же за днем весеннего равноденствия. Передвижение точной даты самой Пасхи происходит в пределах 35 дней, то есть в период с 4 апреля до 8 мая. Таким образом, дата этого праздника передвигается, а день недели, то есть воскресенье, остается неизменным. Периоды постов и другие традиционно религиозные дни, связанные с празднованием этого уникального для верующих праздника, отсчитываются именно опираясь на этот принцип.

Великие православные праздники — это установленный православной церковью и старообрядческой традицией перечень праздников: Пасха, двунадесятые праздники, посвященные событиям земной жизни Исуса Христа и Богородицы, а также несколько праздников в честь великих святых — Иоанна Предотечи, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, верховных апостолов Петра и Павла.

Праздники великим святым также называют «причтенные к двунадесятым» или «недвунадесятые праздники». Они несколько уступают в торжественности богослужениям «празднику праздников» — Пасхе и двунадесятым праздникам, не все из них имеют предпразднества и попразднества. Великие недвунадесятые праздники относятся к неподвижным праздникам, поэтому службы им находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Все великие праздники в месяцеслове обозначены красным крестом в кругу.

Великие праздники, причтенные к двунадесятым, по хронологии церковного года:

    — 9 октября и 21 мая (26 сентября и 8 мая по старому стилю); — 7 июля (24 июня по старому стилю); — 12 июля (29 июня по старому стилю); — 11 сентября (29 августа по старому стилю).

Определение точного числа великих праздников — вопрос неоднозначный и сложный, их количество до настоящего времени точно не определено. В разных древних Уставах количество великих праздников колебалось от 12 до 14, причем к ним относились только Господские праздники, а из Богородичных — Благовещение (Зачатие Христово). Градация праздников по степени торжественности, зафиксированная в месяцеслове особыми знаками, известна с конца XI в., однако разные уставы в то время неодинаково распределяли праздники по разрядам.

Авторитетный канонист Никон Черногорец описывает систему из 3 чинов праздников: великих, средних и малых, обозначаемых соответственно крестом в круге, крестом и тремя точками. К великим праздникам, кроме двунадесятых, он относит также:

    и память святителя Василия Великого — 14 января (1 января по старому стилю) или все 12 дней Святок — промежуток от Рождества Христова до Крещения;
  • Рождество Иоанна Предотечи — 7 июля (24 июня по старому стилю);
  • Праздник верховных апостолов Петра и Павла — 12 июля (29 июня по старому стилю);
  • Усекновение главы Иоанна Предотечи — 11 сентября (29 августа по старому стилю).

​В некоторых списках трудов Никона Черногорца к великим праздникам также относятся память святителя Иоанна Златоуста — 26 ноября (13 ноября по старому стилю), память великомученика Георгия — 6 мая (23 апреля по старому стилю) и память апостола и евангелиста Иоанна Богослова — 21 мая (8 мая по старому стилю).

В настоящее время в старообрядчестве по благочестивому обычаю к великим праздникам, помимо перечисленных, причислены и многие другие дни: Обрезание Господне и память свят. Василия Великого, Собор Пресвятой Богородицы, Собор Иоанна Предотечи, Преполовение Пятидесятницы, отдание Пасхи, память преподобного Сергия Радонежского, Покров Пресвятой Богородицы, праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы, память святителя Николы Мир-Ликийских Чудотворца и другие. К великим праздникам относится также престольный (храмовой) праздник.

История христианских праздников

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств»

Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы. Все даты указаны по новому стилю (по хронологии церковного года, который начинается 14 сентября)

Крещение Господне – 19 января
Сретение Господне – 15 февраля
Благовещение Пресвятой Девы Марии – 7 апреля
Вход Господень в Иерусалим — (вербное воскресение) воскресение перед Пасхой – переходящий праздник

Вознесение Господне — 40-ой день после Пасхи, всегда в четверг – переходящий праздник
День Святой Троицы. Пятидесятница — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье – переходящий праздник
Преображение Господне – 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа

Большинство двунадесятых праздников непереходящие, то есть имеют фиксированную дату. Переходящие праздники перемещаются вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Т.е. все «переходящие» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней. Это Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и День Святой Троицы.

Великие (недвунадесятые) праздники Православной Церкви

Кроме двунадесятых праздников Православной Церкви есть еще и Великие (недвунадесятые) праздники. Они также любимы православными христианами (все даты указаны по новому стилю).

Основные православные праздники

История христианских праздников

25 декабря/7 января

История христианских праздников

1/14 января

6/19 января

История христианских праздников

2/15 февраля

История христианских праздников

(Вербное Воскресенье) Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением.

ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Но Пасха — это не просто праздник. Воскресение Христово — это суть христианства, это основа и венец христианской веры. Что же мы празднуем в Пасху?

История христианских праздников

СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА Русский народ по-прежнему празднует Пасху. Не смотря на многолетнюю проповедь безверия, тысячи людей собираются в ночь Воскресения Христова в православные храмы, десятки тысяч освящают пасхальную снедь. Откликаются русские сердца на колоссальный заряд радости, обновления, просвещения, который несет в себе величайший из православных праздников. Но для большинства сразу после первого дня Пасхи наступают будни, и торжество прекращается. На самом же деле Праздник длится гораздо дольше, ведь пасхальная радость настолько велика, что ее невозможно ограничить одним днем!

История христианских праздников

3-е воскресенье после Пасхи

История христианских праздников

25марта/7апреля

История христианских праздников

26 марта/8 апреля

История христианских праздников

История христианских праздников

История христианских праздников

18/31 мая

История христианских праздников

1-е воскресенье после дня Пятидесятницы

История христианских праздников

2-е воскресенье после дня Пятидесятницы

История христианских праздников

24 июня/7 июля

История христианских праздников

29 июня/12 июля

История христианских праздников

30 июня/13 июля

История христианских праздников

2/15 июля

История христианских праздников

10/23 июля

История христианских праздников

13/26 июля

История христианских праздников

1/14 августа

История христианских праздников

6/19 августа

История христианских праздников

15/28 августа

История христианских праздников

16/29 августа

История христианских праздников

29 августа/11 сентября

История христианских праздников

1 сентября /14 сентября

История христианских праздников

8/21 сентября

История христианских праздников

14/27 сентября

История христианских праздников

23 сентября/6 октября

История христианских праздников

1 октября/14 октября

История христианских праздников

22 октября/4 ноября

История христианских праздников

8/21 ноября

История христианских праздников

21 ноября/4 декабря

История православных праздников восходит ко временам Ветхого Завета. К православным примыкают и праздники, берущие свое начало в Новозаветное время. Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников.

Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда сообщала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.

В 4—6 веках покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и конские скачки. Император Константин Великий запретил производить в воскресные дни торговлю.

Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику.

Христианское понимание праздников восходит к ветхозаветному. Свойственное израильскому народу освящение времени концентрировалось прежде всего на недельном цикле. 7-й день, именовавшийся «субботой» (древне-еврейское Shabat — отдых), был для жителей Израиля еженедельным воспоминанием сотворения мира (Бог почил от дел Своих в 7-й день творения — сродни Книга Бытия, гл. 1-2), а также воспоминанием Исхода — освобождения израильтян от египетского рабства и символом завета (союза) Израиля с Богом. Если средоточием ветхозаветной недели была суббота, то средоточием всего года — весеннее празднование Пасхи в память об Исходе евреев из Египта, важнейшем событии в истории Израиля, понимавшемся как знак спасения Богом Своего народа.

Первые христиане, большинство из которых было обратившимися иудеями, продолжали чтить субботу и праздновать иудейские праздники. Но и тогда, когда связь христиан с иудейским культом исчезает, христианское освящение времени по-своему продолжает иудейское. Если суббота считалась последним, седьмым, днем недели согласно традиционному иудейскому исчислению времени, то Иисус воскрес из мертвых «в первый день недели» (Евангелие от Марка 16:2 и др.), т. е. в тот день, который соответствовал началу сотворения мира. Поэтому для христиан первый день недели стал означать и начало нового творения. Поскольку этот день следует за субботой, он получил наименование «восьмой день», чаще же христиане просто называли его «день Господень» (в некоторых языках, например, в русском название этого дня возвещает о прославившем его событии — воскресении). Уже первые поколения христиан особо чтили первый день недели, посвящая его чтению слова Божия, молитве и Евхаристии. Таким образом, место субботы, которая знаменовала завершение первого творения, у христиан заняло воскресенье, возвещающее о новом творении, начавшемся с воскресением Христа из мертвых.

В 4 веке, когда христиане стали преобладать среди населения Римской империи, воскресный день был объявлен выходным; впоследствии воскресенье оставалось нерабочим днем во всех христианских странах, что воспринято в новое время большинством стран мира.

Хотя каждый воскресный день является для христиан празднованием воскресения Христова, с древних времен в различных поместных Церквах существовал обычай уделять каждый год особый день (или несколько дней подряд) для воспоминания спасительных страданий и воскресения Христа. Поскольку по времени эти события евангельской истории совпали с иудейским праздником Пасхи, а также по своему смыслу воскресение Христово, подобно иудейской Пасхе, стало избавлением от рабства (в данном случае — греха и смерти), христианский праздник перенял ветхозаветное название и был более или менее близок к иудейской Пасхе по времени празднования.

В древней Церкви почти не было других праздников. После прекращения гонений и обретения христианством статуса государственной религии число праздников стало заметно увеличиваться. С 4 века входили в обычай праздники Рождества Христова и Крещения (Богоявления), а также связанных с Пасхой Пятидесятницы и, несколько позже, Вознесения. С 6 века число праздников заметно увеличивалось празднованием различных событий жизни Иисуса Христа, Богородицы и некоторых святых (конкретная дата праздника нередко была обусловлена днем освящения храма, носящего соответственное посвящение, либо заменой какого-то языческого праздника христианским). Со временем к ним присоединились даты знаменательных событий церковной истории.

Среди праздников различаются «неподвижные» (определяющиеся по солнечному календарю, т. е. приходящиеся неизменно на конкретное число конкретного месяца), и «подвижные» (определяющиеся по лунно-солнечному календарю, например, Пасха и весь круг связанных с ней праздников, либо приходящиеся на конкретный день недели вблизи какой-то неподвижной даты).

Каждый праздник приобретает сложную литургическую разработку, с большим количеством собственных богослужебных текстов; богослужения в некоторые из праздников дополняются особыми обрядами (например, освящение ветвей в день Входа Господня в Иерусалим, водосвятие в праздник Крещения Господня и прочие).

В эпоху зрелого средневековья в Православной Церкви складывалась следующая иерархия праздников:

1. Пасха (включающая всю Светлую седмицу, т. е. день Светлого Христова Воскресения с шестью последующими днями).

2. Двунадесятые праздники, посвященные наиболее значительным событиям земной жизни и небесной славы Христа и Богоматери.

3. Великие праздники (Двунадесятые праздники).

4. Дни особо чтимых святых и икон (в Русской Православной Церкви — Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери и некоторые др.).

Кроме того, праздником является каждое воскресенье, почитающееся «малой Пасхой». Большая часть перечисленных праздников являлась в дореволюционной России неприсутственными днями.

История христианских праздников

Жизнь Православной Церкви размерена календарем. События Священной и церковной истории, памяти святых вспоминаются Церковью каждый день. Можно сказать, что у православных христиан праздник каждый день. По значимости церковный Устав различает праздники великие, средние и малые. Великие праздники, в свою очередь, по важности подразделяются на три разряда:

2) двунадесятые (дванадесять по-славянски значит двенадцать); этих праздников ровно двенадцать:

— Рождество Пресвятой Богородицы;

— Воздвижение Креста Господня;

— Введение во храм Пресвятой Богородицы;

— Благовещение Пресвятой Богородицы;

— Вход Господень в Иерусалим;

— День Святой Троицы;

3) Великие недвунадесятые:

— Покров Пресвятой Богородицы — 1/14 октября; в этот день вспоминается чудесное явление Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году (константинопольский святой блаженный Андрей видел Пречистую Деву со множеством святых и Ангелов, простирающую Свой покров над городом и всем миром);

— Обрéзание Господне и память святителя Василия Великого — 1/14 января; служба памяти Василия Великого [1] в богослужении тесно связана со службой, вспоминающей евангельское событие Обрéзания Господня (в этот день служится литургия Василия Великого);

— Рождество Иоанна Предтечи — 24 июня / 7 июля; событие это описано в Евангелии [2] ;

— Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня / 12 июля [3] ;

— Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа / 11 сентября; об этом рассказывается в Евангелии [4] .

Все великие праздники отмечаются всенощным бдением — особым торжественным богослужением, совершаемым обычно накануне [5] . В праздник православные христиане не просто вспоминают бывшие некогда события, а переживают их как совершающиеся здесь и сейчас. В церковных праздничных песнопениях постоянно звучит слово днесь, что значит ныне, сейчас, сегодня. «Дева днесь Пресущественнаго раждает», — звучит в песнопении Рождества Христова. «Днесь спасения нашего главизна», то есть «Ныне начало нашего спасения», — поем мы на праздник Благовещения.

Когда мы на праздник Покрова поем «Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны (нас) молится Богу», мы осознаем, что покров Богородицы над миром был не только когда-то, в X веке, а хранит нас и теперь.

В таком переживании праздника Церковь дает нам возможность почувствовать себя соучастником отмечаемых событий. Вспоминая на праздник Преображения, как Господь просиял чудным светом пред Своими учениками, мы молимся: «Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный». Вспоминая детей, которые во время входа Господа в Иерусалим прославляли Христа, поем: «И мы, яко отроцы (как отроки) победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием “Осанна в вышних!”»

Особенно отчетливо и подлинно эта сопричастность евангельским событиям выражается в участии в литургии и причастии Святых Христовых Таин. В этом Таинстве мы вживую соприкасаемся с Тем, Кого прославляют праздники, — со Христом. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Может быть, кто-нибудь из вас захочет по примеру достохвальных жен-мироносиц обнять ноги Иисусовы? Можете и ныне, если хотите, не только руки и ноги обнять, но и священную главу Его, если будете приобщаться с чистою совестью страшных Таин».

История христианских праздников

Самый великий праздник Церкви — праздник Воскресения Христова, Пасха. Воскресение Христово мы празднуем пятьдесят два раза в году — каждую неделю в воскресный день, поэтому воскресенье называют еще малой Пасхой.

В богослужении Православной Церкви каждый день недели имеет свою особую тему:

понедельник посвящен Небесным Силам, святым Ангелам;

вторник — Иоанну Предтече и святым пророкам;

среда — Кресту Господню (мы вспоминаем страдания Спасителя, так как в этот день Иуда предал Христа);

четверг — святым апостолам и святителю Николаю (вспоминаем также всех святителей) [6] ;

пятница — Кресту (в этот день вспоминаются крестные страдания Спасителя);

суббота — Матери Божией, всем святым и усопшим.

Кроме того, церковный календарь определяет и годовой круг церковных служб. Он подразделяется на неподвижный (состоит из праздников, закрепленных за определенными датами) и подвижный (связанных с праздником Пасхи).

7 августа 2017 г.

[1] О нем мы пишем на с. 361–362. (2 ф., с. 22-23)

[2] О святом Иоанне Предтече можно прочитать на с. 250, 256–258, 263–265, 274–275. (1 ф., с. 128, 131-132, 135-136, 142)

[3] Об апостольских трудах и мученической кончине первоверховных апостолов см. на с. 330–341. (2 ф., с. 2-9)

[4] В нашей книге см. об этом на с. 274–275. (1 ф., с. 142)

[5] О всенощном бдении мы рассказывали на с. 478–483. (с. 9-13)

[6] О святителе Николае и о других святителях см. на с. 359-369. (2 ф., с. 20-26)

Ссылка на основную публикацию