Икона смоленской божьей матери фото

Икона смоленской божьей матери фото

Смоленская икона Божией Матери – одна из главных святынь православной религии. До сих пор нет точных сведений, как она появилась на Руси.

Известно, что икона обладает невероятной силой. Исходящая от нее аура дарит людям спокойствие, указывает на спасение через веру.

История иконы

По древнему преданию считается, что икону написал апостол Лука, евангелие которого известно каждому христианину (Евангелие от Луки). Второе название образа – «Одигитрия», что означает «указывающая путь», «путеводительница».

Икона смоленской божьей матери фото

Однажды правитель Греции Константин IX решил выдать дочь Анну замуж за князя Всеволода, отцом которого был Ярослав Мудрый. Благословляя дочь, император вручил ей икону Небесной Владычицы, чтобы Святая повсюду оберегала Анну. После смерти царской семьи, икона стала принадлежать Владимиру Мономаху. Позднее, Мономах отправил образ в Успенскую церковь Святой Богородицы. Так икона стала называться «Смоленская Одигитрия».

В 1238 году татаро-монгольское войско во главе с ханом Батыем направлялось к городу Смоленску. Ходили слухи, что в рати был великан, крушащий все на своем пути. Местные жители, узнав об этом, начали молиться перед Смоленской Богородицей, прося защитить их.

В это время одному из служителей Печерской церкви было видение: Богородица велела разыскать воина Меркурия. Он был найден. Святая дала наставление – защитить город от войска Батыя, при этом она всегда будет помогать отважному воину.

Меркурий разбудил всех жителей, а сам отправился навстречу вражескому войску. Тайно проникнув туда, он перебил много врагов, но был убит в неравной схватке. Меркурия стали почитать как Святого, а останки сохранили в Смоленском соборе.

В чем помогает «Одигитрия»

Икона смоленской божьей матери фото

Икона является символом спокойной жизни и мирного неба над головой:

  • защищает страну от войн;
  • помогает военнослужащим, особенно служившим в горячих точках;
  • уберегает от врагов в чужой стране;
  • помогает удачно завершить дальние поездки;
  • исцеляет от тяжелых болезней, эпидемий;
  • укрепляет веру, направляет на верный жизненный путь;
  • сохраняет семейный очаг;
  • оберегает от врагов и завистников.

Храм Смоленской иконы Божией Матери

Больше известный как Богородице – Смоленский Новодевичий монастырь, основателем которого является князь Василий III. Невероятной красоты здание возведено в XVI веке в честь присоединения Смоленска к Российской земле.

Икона смоленской божьей матери фото

Монастырь посвящен Пресвятой Одигитрии. Расположен он у Москвы – реки, недалеко от Кремля, возле Лужников. Точный адрес: г. Москва, Новодевичий проезд, дом 1.

Что такое «Одигитрия»

Как упоминалось выше, «Одигитрия» в переводе с греческого, означает «путеводительница». На иконе Божия Матерь изображена по пояс, в одеяниях красного цвета (на старых списках – багряного), что указывает на величие Небесной Царицы.

Икона смоленской божьей матери фото

На руках Владычицы – младенец Иисус. Он сидит на левой руке Матушки, облаченный в одежду золотого цвета, как Вседержитель. В левой руке у него свиток, символизирующий Божественное учение, правой – он делает благословляющий жест. Богородица указывает на Иисуса, тем самым говоря о вечном спасении через Христа.

Есть списки, где Святая изображена в полный рост или по плечи, а Иисус Христос сидит с правой стороны и держит книгу.

Где находится чудотворная икона

До 1456 года она находилась в Москве. Спустя продолжительное время, оригинал отправили в Смоленск. Несколько раз его снова привозили в столицу для молитвенных процессий.

Икона смоленской божьей матери фото

С 1941 году «Одигитрия» считается утерянной. Но было сделано много копий, которые сейчас находятся в музеях:

  • Московском, имени А. Рублева;
  • Владимирском музее-заповеднике;
  • Новгородском;
  • Костромском историко-архитектурном.

В России более ста храмов, названных в честь «Одигитрии». В любой церкви можно зажечь свечу перед ней, преклониться и озвучить свои просьбы.

Церковь Смоленской Божией Матери в Кривцах

Церковь возведена в XVIII веке (1702 – 1708 гг). Удивительное здание с высокой колокольней выстроено в стиле московского барокко. Снаружи стены украшены резьбой. Снизу церковь сложена из белого камня, сверху – выстроена из кирпича.

Икона смоленской божьей матери фото

Изначально она строилась как летнее здание, а все «зимние» службы проходили в соседнем храме Феодора Стратилата. Позже храм Феодора был снесен, а на его месте построен магазин. Все богослужения стали проходить в Смоленской церкви.

Расположена она по адресу: Московская область, Раменский район (бывший Бронницкий уезд), село Кривцы, дом 109. Службы идут по воскресным и праздничным дням.

Тропарь Смоленской иконе Божией Матери

Почитают «Смоленскую» Божию Матерь 3 раза в год. Каждая дата знаменуется определенным событием:

  • 10 августа (перемещение иконы из Кремля в Новодевичий монастырь);
  • 18 ноября (разгром Наполеона);
  • 7 декабря (победа над татаро – монголами).

В эти дни верующие читают молитвы и акафисты перед Святой.

Икона смоленской божьей матери фотоО том, когда и кем из Греции в Россию был доставлен чудотворный образ Богоматери «Смоленская» мало что известно, но существует множество предположений обретения. Евгений Поселянин говорил, что одно старинное предание повествует о том, что икона попала в Смоленск предположительно в 50-х годах XI века. Произошло это во времена императорства Константина Мономаха (Византия), именно этой иконой он благословлял в долгую дорогу свою дочку по имени Анна. Царевна вышла замуж за князя Всеволода Ярославича, а образ Богоматери стал некой семейной реликвией и почитаемой святыней.

Княжеский сын Владимир Мономах вывез со своего первого черниговского удела чудотворный образ в Смоленск — произошло это в 1095 году. Чтобы сделать для святыни хорошее пристанище, он приказал начать возведение храма Успения Пресвятой Богородицы. Именно там и был размещен образ Пречистой Девы Марии «Смоленская». Согласно церковным преданиям не раз святой образ помогал в защите города и даже принес победу российским войскам в битве против нашествия Батыя.

Позднее, приблизительно в 15 веке, чудодейственный образ Богородицы очутился в Москве. На этот счет тоже есть несколько предположений, каким же способом он оказался там:

  • Первое предположение было упомянуто в «Русском временнике». Там говорится о том, что господин Юрга Свилколдович, по пути из Литвы в Москву заехал в Смоленск и разграбил храм. После этого он привез лик Богоматери в Москву и преподнес в качестве подарка московскому князю Василию Васильевичу. Произошло это в 1455 году;
  • Второе предположение — образ Одигитрии был принесен в дар Софье, дочери князя Смоленска Витовта. Девушка вышла замуж за великого князя Москвы Василия Дмитриевича. Счастливый отец приехал в столицу, чтобы навестить ее в 1398 году, и привез с собой множество подарков, среди которых был образ Богородицы «Смоленская»;
  • Третье предположение — во времена изгнания последнего князя Смоленска, правитель захватил с собой чтимую святыню и перебрался в столицу (1404 год).

В конечном итоге свое новое пристанище икона «Смоленская» обрела в кремлевском московском Благовещенском Соборе и был размещена с правой стороны от царских ворот. Но уже в 1456 году святыня была возвращена на родные земли по просьбе епископа Смоленской епархии Михаила. Святой образ был пронесён из Москвы в Смоленск со всеми почестями и крестным ходом через Девичье поле.

Перед возвращением с иконы Пречистой Девы Марии «Смоленская» был снят точный список, оставленный в Москве. Находился он в Благовещенском соборе приблизительно до 1525 года, и после чего был перемещен в Новодевичью монастырскую обитель. Святой образ не раз помогал родному городу и столице в защите от вражеских нападений: во времена Великой Отечественной войны 1812 года, во французско-русской войне при Бородинском сражении. Но, при этом, к великому сожалению, чтимый первый список Смоленска был утерян во время Второй Мировой войны.

Икона смоленской божьей матери фото
Смоленская икона Божией Матери

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница»

По церковному преданию, эта икона была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия передала ее в Константинополь царевне Пульхерии, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

Греческий император Константин IX Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленский Успенский собор. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых.

В XIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая — «мера в меру» — в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск.

В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 — каменная.

Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.

После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.

Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России в 1514 году.

Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в XIX веке, — 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.

Святая икона Божией Матери Одигитрии — одна из главных святынь Русской Церкви.

Икона смоленской божьей матери фото

Празднование в честь иконы Одигитрии Смоленской совершается 10 августа. Э та дата установлена в память возвращения Смоленска из-под власти Литвы в середине XV века.

Одигитрия (в переводе с греческого – «путеводительница») – один из пяти главных типов изображения Богоматери в православии. Смоленская икона — одна из самых почитаемых икон этого типа. Некоторое время образ хранился в Иерусалиме, а потом был перевезен в Константинополь, где икона стала защитницей города, ее не раз выносили на городские стены в время нападения врагов.

Накануне дня Смоленской иконы SMOL.AIF.RU рассказывает о ее удивительной судьбе и не менее удивительных свершениях.

Мономахова икона

Икона смоленской божьей матери фото

По преданию, икона Смоленской богоматери была написана самим евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы. Византийский император Константин Багрянородный в 1046 году благославил этой иконой свою дочь принцессу Анну на брак с князем Всеволодом Ярославичем Черниговским, сыном Ярослава Мудрого. После смерти князя Всеволода икона по наследству перешла к его сыну Владимиру Мономаху – будущему правителю Руси. В начале ХII века Владимир Мономах перенес икону в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Смоленской.

Наказ Меркурию

Икона смоленской божьей матери фото

Эти слова сразу же передали Меркурию, он облачился в доспехи, пришел к иконе и услышал от нее голос:

«Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой… Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».

С помощью Богородицы Меркурий победил татар и не позволил им разрушить Смоленск, как это произошло почти со всеми русскими городами.

Монастырь в честь иконы

Икона смоленской божьей матери фото

В начале XV века икону Одигитрии перенесли из Смоленска в Москву в Новодевичий монастырь. Это произошло 7 августа 1525 года, 489 лет назад. Интересно, что Новодевичий монастырь построили по указу великого князя Московского Василия III Ивановича в честь взятия Смоленска в войне с литовцами. Первоначально он назывался «Богородице-Смоленский».

Однако, в это время Смоленск часто подвергался набегам неприятелей и горожане потребовали вернуть в город его покровительницу – икону. В 1456 году в Москву приехала целая делегация горожан во главе с епископом Смоленским Мисаилом. Они попросили Московского князя Василия Темного вернуть им икону. По совету митрополита Ионы великий князь исполнил просьбу смоленских послов.

Покровительница Бородина

Икона смоленской божьей матери фото

В 1812 году во время Отечественной войны против Наполеона Смоленская икона Божией Матери стала главным образом для всей русской армии. Икону из Смоленска сначала перевезли в Москву, чтобы перед ней могли помолиться жители столицы. 26 августа 1812 года, в день Бородинской битвы, ее обнесли вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен. Незадолго до этого перед образом помолился главнокомандующий русской армией легендарный полководец Михаил Кутузов.

Тайное исчезновение

Икона смоленской божьей матери фото

Традиционным местом хранения иконы всегда был смоленский Успенский кафедральный собор. Несмотря на то, что в 1930 году в Успенском соборе открылся антирелигиозный музей, икона продолжала находиться там. В период между 1939 и 1941 годами оригинальная икона Одгитрии бесследно исчезла. По сей день ее судьба неизвестна. В Успенском соборе хранится ее местоблюстительница, так называемая Надвратная икона Смоленской Божьей Матери, которая была написана для Смоленска во времена Ивана Грозного.

  • Икона смоленской божьей матери фото

10 августа – день Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия»

Икона смоленской божьей матери фото

Московский Новодевичий монастырь. Эта святая обитель известна далеко за пределами нашей страны как один из ключевых объектов списка всемирного наследия ЮНЕСКО. С этой обителью связаны многие значимые вехи русской истории, здесь погребены государственные деятели и именитые полководцы, деятели культуры, ученые и мыслители. И именно здесь хранится один из самых древних русских списков чудотворной Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. Образа, особенно почитаемого на Руси.

Икона смоленской божьей матери фото

ИЗ ИСТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

«Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а передана в Константинополь и поставлена во Влахернском храме. Император Константин IХ Мономах, выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. «

В честь именно этой иконы великим князем Василием III и был основан Новодевичий монастырь. Это случилось в 1524 году в благодарность за овладение Смоленском в ходе русско-литовской войны. Тогда же был написан московский список этого образа, который, в отличие от утраченного смоленского и сегодня хранится в Новодевичьей обители.

Икона смоленской божьей матери фото

ИЗ ИСТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

«Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которая является одной из главных святынь Русской Церкви. Веками верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и православные христиане взывают к Ней с проникновенными словами молитвы: «Ты верным людям – Всеблагая Одигитрия, Ты – Смоленская Похвала и всея земли Российския – утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!». «

И действительно, под святым омофором Божией Матери православные государства веками укреплялись и получали защиту от внешних врагов. Так было и в Византии, когда по молитвам Небесной Владычицы Константинополь не раз спасался от внешних вторжений. Так стало и на Руси, чьи земли именно Пресвятая Богородица освободила и от ордынского ига, и неоднократно помогала в их воссоединении. Однако, уповая на ее благодатную помощь, мы не должны забывать хранить в своих сердцах самое главное утверждение нашей государственности – Веру Православную.

Одигитрия икона Божьей Матери — одна из самых почитаемых и известных святынь Русской Православной Церкви. Люди постоянно возносили и продолжают возносить к ней молитвы в тёмные времена, и долгие лета лик воздаёт обильную благодатную помощь. Сквозь икону Дева Мария дарует заступление и покровительство всем нужденным. Известны многие истории из жизни мирян, когда обращение к Одигитрии приносило скорое чудотворное исцеление, решение проблем, которые долгое время тяжким грузом висели на шее человека, спасение от войн, пожаров, голода и вражды в семье и государстве. Многие носят при себе маленькую копию иконы на удачу.

Икона была написага по указу антиохийского правителя Феофила святым иевагелистом Лукой ещё при жизни Девы Марии. Со временем лик был перенесён в Иерусалим, а после — в Константинополь. Известно, что имератор Константин Мономах благословил на счастливую семейную жизнь свою дочь Анну этой иконой, выдавая наследницу за сына Ярослава Мудрого Всеволода. После кончины последнего, «Одигитрия» перешла его сыну Владимиру Мономаху. Смоленской «Путеводительницу» нарекли, когда князь, в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, перенёс её в Смоленскую соборную церковь в начале седьмого века.

Икона смоленской божьей матери фото

Спустя столетия, в четырнадцатом веке, когда Смоленск находился под покровительством Литовских князей, дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Дмитриевича. Девушка перевезла Смоленскую икону в Москву. Святой лик поместили в Благовещенский собор Кремля у царских врат как защиту. Однако уже в 1456 года народ испросил образ назад. Торжественным крестным ходом «Путеводительницу» вернули в Смоленск. В Москве же остались две её копии: одну расположили в Благовещенском соборе, а вторую — в Новодевечьем монастыре.

Среди многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, историки выделаяют избавление Одигитрией Смоленска от нашествия татар. В 1239 году во время нападения войска хана Батыя на русские территории, один из татарских отрядов направился к Смоленску. Местные жители, в страхе пред возможной гибелью, склонились в горячей молитве пред ликом Пресвятой. Дева Мария услышала их и накрыла своим покровом город, подарив городу спасение. Она наделила невиданной силой и мудростью благочестивого воина Меркурия, который защитил Смоленск.

Храм Смоленской иконы Божьей Матери

Икона смоленской божьей матери фотоСоборный храм Смоленской иконы Божией Матери — один из старейших храмов в Новодевичьем монастыре. В своё время ему отдавали предпочтение высшие элитарные круги общества: царские, и знатные приближённые к ним особы часто навещали это место для служений и исповедей. Внешне по форме он схож с Успенским собором Кремля. Причислен к списку Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Начало возведения храма положено в 1524 году. Имя архитектора доподленно неизвестно. Историки предполагают две кандидатуры: Алевиз Новый и зодчий Нестор. Стиль, в котором выполнена постройка завораживает взгляд. Центральная часть установлена на высокий подклет и увенчана пятью световых барабанов с главами. В её окружении крытыми галереями с арочномы проёмами. Вход в храм сделан в фоме длинного крыльца. Собор крайне минималистичен в плане декора. Окна нижнего этажа средние по размеру и украшены наличниками из белоснежного камня в то время, как окна верхних этажей совсем небольшие. Высота сооружения более сорока метров.

В соборном храме хранились не только список Смоленской икони Божьей Матери, но и чудотворная Иверская икона Пресвятой Девы Марии. Наши дни застали уникальные фрески и росписи, родом из шестнадцатого века. Сохранилась и другая, не менее прекрасная святыня — позолоченный иконостас, выполненный по указу царевишны Софьи мастерами Оружейной палаты.

После времён красной революции собор переоборудовали в музей, в ведомстве которого он сейчас и находится. В прошлом веке здесь проводилась масштабная реставрация, в рамках которой один из археологов пытался найти подземный ход. В настоящее врмя в Соборном храме Смоленской иконы Божией Матери иногда проходят богослужения.

Храм имени Андрея Первозванного невиданной красоты — читать.

Праздник Смоленской иконы Божьей Матери

День Смоленской иконы Божьей Матери отмечается 10 августа ежегодно. Церковный праздник следует за днём поминовения святого великомученика Пантелеймона Целителя и приходится на один из строгих и многодневных постов — Успенский.

Иконы Божией Матери «Умиление» особо почитаются среди женщин. Считается, что через эти образы Богородица оберегает семейный очаг, женское здоровье и счастье, помогает сохранять добрый нрав.

«Умиление» в иконописи — это тип образов. Общая черта для них — способ изображения Богородицы: с наклоненной вбок головой, молитвенно скрещенными руками и полузакрытыми глазами. На некоторых святынях также изображен младенец-Иисус. Он крепко прижимается щекой к матери — это символизирует безграничную любовь, которую Дева Мария дарит своему сыну.

Важное место среди изображений Девы Марии принадлежит иконе «Умиление», именуемой Смоленская. Она признана чудотворной, не раз защищала город от напастей, а его жителей — от болезней и жизненных проблем.

История образа

Смоленская икона Божией Матери «Умиление» привезена из Греции. Когда, кем — доподлинно не определено. По одной из версий, её доставила Царевна Анна — дочь византийского князя Константина IX Мономаха, благословившего её на брак со Всеволодом Ярославичем. Образ стал символом преемственности, близости Константинополя и Руси. Изначально святыня хранилась одним из Черниговских храмов, но в 1095 году перевезена Владимиром Мономахом в Смоленск. Спустя шесть лет там заложен храм Успения Пресвятой Богородицы, который до сих пор существует. С момента построения храма икона стала называться Смоленской.

Образ сыграл особую роль при обороне Смоленска от поляков, осаждавших его с 1609 по 1611 год. На протяжении 18 месяцев он вдохновлял солдат воеводы Шеина на подвиги, стойкость духа и смирение. Во многом благодаря святыне они смогли защитить город от разграбления.

Храм оберегал икону вплоть до начала Великой Отечественной Войны. В 1941 году она бесследно пропала.

Один из списков чудотворного образа хранит Спасо-Окопный храм Смоленска. В 2003 году здесь отмечали 900 лет со дня явления святыни. В связи с празднованием список доставлен в Свято-Успенский Кафедральный собор. К нему организован многолюдный крестный ход. Второй важной святыней праздника была икона «Одигитрия».

Дни почитания

Смоленская икона «Умиление» празднуется 1 апреля. Тогда же проходит празднование другого образа того же типа. Святыня не обычна: на ней изображена Дева Мария, а на её руках — младенец Спаситель, сжимающий в правой руке державу.

Икона смоленской божьей матери фото

О чем молиться

Чудотворную икону и её списки считают женскими. Чаще всего к образу обращаются за помощью именно представительницы слабого пола. Скорее всего, это связано с символизмом самого изображения — поза, в которой сидит Дева Мария, передает кротость, целомудрие, смирение и милосердие, безмерную материнскую любовь и сострадание к ближним.

После прочтения молитвы перед образом «Умиление» обычно Деву Марию просят о следующем:

  • Помощь в сохранении целомудрия и доброго нрава. С подобными просьбами обращаются матери девочек и сами молодые девушки, которым сложно дается переходной возраст.
  • Поддержка в сложных жизненных ситуациях, связанных с замужеством. Божия Матерь поможет вернуть понимание и любовь в семью, найти достойного мужчину для молодой девушки.
  • Беременность и счастливый исход родов.
  • Матери просят для своих дочерей женского счастья: материального достатка, любящего мужа, здоровых детей.

Обратить свои мольбы к образу может и мужчина, например, при разладах и непонимании с женой. Перед «Умилением» обычно просят Богородицу о том, чтобы в жизнь вернулось женское участие.

Другие чудотворные списки «Умиление»

Одна из святынь хранится в Голицыно, в соборе Саровского Серафима. Она была передана сюда одной из монахинь, которая уберегала образ во время гонения религий Советским Союзом.

Один из самых чтимых списков оберегает Троицкий Собор Серафимо-Дивеевского храма. Он написан монахинями в начале XX века. И хотя святыня не древняя, она обрела славу среди верующих, как чудотворная. Есть особые дни почитания этой иконы — 9 декабря и 28 июля.

Смо­лен­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Оди­гит­рия», что зна­чит «Пу­те­во­ди­тель­ни­ца», по Цер­ков­но­му пре­да­нию, бы­ла на­пи­са­на свя­тым еван­ге­ли­стом Лу­кой во вре­мя зем­ной жиз­ни Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Свя­ти­тель Ди­мит­рий Ро­стов­ский пред­по­ла­га­ет, что этот об­раз был на­пи­сан по прось­бе ан­тио­хий­ско­го пра­ви­те­ля Фе­о­фи­ла. Из Ан­тио­хии свя­ты­ня бы­ла пе­ре­не­се­на в Иеру­са­лим, а от­ту­да им­пе­ра­три­ца Ев­до­кия, су­пру­га Ар­ка­дия, пе­ре­да­ла ее в Кон­стан­ти­но­поль Пульхе­рии, сест­ре им­пе­ра­то­ра, ко­то­рая по­ста­ви­ла свя­тую ико­ну во Влахерн­ском хра­ме.

Икона смоленской божьей матери фото

Икона Богородицы «Одигитрия» Смоленская

Гре­че­ский им­пе­ра­тор Кон­стан­тин IХ Мо­но­мах (1042–1054), вы­да­вая в 1046 го­ду свою дочь Ан­ну за кня­зя Все­во­ло­да Яро­сла­ви­ча, сы­на Яро­сла­ва Муд­ро­го, бла­го­сло­вил ее в путь этой ико­ной. По­сле смер­ти кня­зя Все­во­ло­да ико­на пе­ре­шла к его сы­ну Вла­ди­ми­ру Мо­но­ма­ху, ко­то­рый пе­ре­нес ее в на­ча­ле ХII ве­ка в Смо­лен­скую со­бор­ную цер­ковь в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. С то­го вре­ме­ни ико­на по­лу­чи­ла на­зва­ние Оди­гит­рия Смо­лен­ская.

В 1238 го­ду по гла­су от ико­ны са­мо­от­вер­жен­ный пра­во­слав­ный во­ин Мер­ку­рий но­чью про­ник в стан Ба­тыя и пе­ре­бил мно­же­ство вра­гов, в том чис­ле и их силь­ней­ше­го во­и­на. При­няв в бит­ве му­че­ни­че­скую кон­чи­ну, он был при­чис­лен Цер­ко­вью к ли­ку свя­тых (па­мять 24 но­яб­ря).

В ХIV ве­ке Смо­ленск на­хо­дил­ся во вла­де­нии Ли­тов­ских кня­зей. Дочь кня­зя Ви­то­вта Со­фия бы­ла вы­да­на за­муж за ве­ли­ко­го кня­зя Мос­ков­ско­го Ва­си­лия Ди­мит­ри­е­ви­ча (1398–1425). В 1398 го­ду она при­вез­ла с со­бой в Моск­ву Смо­лен­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри. Свя­той об­раз уста­но­ви­ли в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре Крем­ля, по пра­вую сто­ро­ну от цар­ских врат. В 1456 го­ду, по прось­бе жи­те­лей Смо­лен­ска во гла­ве с епи­ско­пом Ми­са­и­лом, ико­на бы­ла тор­же­ствен­но с крест­ным хо­дом воз­вра­ще­на в Смо­ленск, а в Москве оста­лись две ее ко­пии. Од­на бы­ла по­став­ле­на в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре, а дру­гая – «ме­ра в ме­ру» – в 1524 го­ду в Но­во­де­ви­чьем мо­на­сты­ре, ос­но­ван­ном в па­мять воз­вра­ще­ния Смо­лен­ска Рос­сии. Мо­на­стырь был устро­ен на Де­ви­чьем по­ле, где «со мно­ги­ми сле­за­ми» моск­ви­чи от­пус­ка­ли свя­тую ико­ну в Смо­ленск. В 1602 го­ду с чу­до­твор­ной ико­ны был на­пи­сан точ­ный спи­сок (в 1666 го­ду вме­сте с древ­ней ико­ной но­вый спи­сок во­зи­ли в Моск­ву для по­нов­ле­ния), ко­то­рый по­ме­сти­ли в башне Смо­лен­ской кре­пост­ной сте­ны, над Дне­пров­ски­ми во­ро­та­ми, под спе­ци­аль­но устро­ен­ным ша­тром. Поз­же, в 1727 го­ду, там бы­ла устро­е­на де­ре­вян­ная цер­ковь, а в 1802 – ка­мен­ная.

Но­вый спи­сок вос­при­нял бла­го­дат­ную си­лу древ­не­го об­ра­за, и, ко­гда рус­ские вой­ска 5 ав­гу­ста 1812 го­да остав­ля­ли Смо­ленск, ико­ну взя­ли с со­бой для охра­не­ния от непри­я­те­ля. На­ка­нуне Бо­ро­дин­ской бит­вы этот об­раз но­си­ли по ла­ге­рю, чтобы укре­пить и обод­рить во­и­нов к ве­ли­ко­му по­дви­гу. Древ­ний об­раз Смо­лен­ской Оди­гит­рии, взя­тый вре­мен­но в Успен­ский со­бор, в день Бо­ро­дин­ской бит­вы вме­сте с Ивер­ской и Вла­ди­мир­ской ико­на­ми Бо­жи­ей Ма­те­ри об­но­си­ли во­круг Бе­ло­го го­ро­да, Ки­тай-го­ро­да и кремлев­ских стен, а за­тем от­пра­ви­ли к боль­ным и ра­не­ным в Ле­фор­тов­ский дво­рец. Пе­ред остав­ле­ни­ем Моск­вы ико­на бы­ла взя­та в Яро­славль.

По­сле по­бе­ды над непри­я­те­лем ико­на Оди­гит­рии вме­сте с про­слав­лен­ным спис­ком бы­ла воз­вра­ще­на в Смо­ленск.

Празд­но­ва­ние в честь это­го чу­до­твор­но­го об­ра­за 28 июля бы­ло уста­нов­ле­но в 1525 го­ду.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская, глас 4

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний,/ не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская, глас 6

Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская

К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто плач мой услы́шит и воздыха́ние прии́мет, а́ще не Ты, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище нам, гре́шным? Кто па́че Тебе́ в несча́стиих защити́т? Услы́ши стена́ние мое́ и приклони́ у́хо Твое́ ко мне, Влады́чице и Ма́ти Бо́га моего́. Не пре́зри и́щущаго Твоея́ по́мощи и не отри́ни мене́ гре́шнаго, Цари́це Небе́сная! Научи́ мене́ исполня́ти во́лю Сы́на Твоего́ и да́руй жела́ние всегда́ сле́довати Его́ святы́м за́поведем. За мой ро́пот в боле́знях, труда́х и несча́стиях не отступи́ от мене́, но бу́ди Ма́терию и Покрови́тельницею мене́ малоду́шнаго, Цари́це моя́ Преблага́я, Засту́пнице Усе́рдная! Твои́м хода́тайством прегреше́ния моя́ покры́й, от ви́димых и неви́димых враго́в защити́, сердца́ вражду́ющих про́тив мене́ смягчи́ и Христо́вою любо́вию согре́й их. Мне же немощно́му да́руй Твою́ всеси́льную по́мощь победи́ти моя́ грехо́вныя привы́чки, да́бы, очи́щенный покая́нием и после́дующею доброде́тельною жи́знию, в обще́нии со Свято́ю Це́рковью прове́л остальны́я дни земна́го стра́нствия. Предста́ни мне, Наде́ждо всех христиа́н, в час кончи́ны моея́ и подкрепи́ мою́ ве́ру в сме́ртный тя́жкий час. Вознеси́ за мене́, многопрегреша́ющаго в жи́зни сей, Твоя́ всеси́льныя моли́твы по отше́ствии мое́м, да оправда́ет мене́ Госпо́дь и соде́лает прича́стником Его́ бесконе́чных ра́достей. Ами́нь.

Икона смоленской божьей матери фото

Смоленская икона Божией Матери является одним из самых почитаемых образов Богородицы на всей территории России. Молясь у этой чудотворной иконы прозревали слепые; следуя ее зову великие воины одерживали великие победы; Кутузов благословлял ею свои войска во время войны 1812 года, а количество чтимых списков с нее не поддается исчислению.

1. Первообраз иконы: евангелист Лука, благословение Богородицы и дальнейшая история

Икона смоленской божьей матери фото

По преданию, первообраз Смоленской иконы Божией Матери, с которого делались все почитаемые списки, был написан евангелистом Лукой еще при жизни Пресвятой Девы Марии, то есть, до 45 года нашей эры.

Когда евангелист Лука смиренно представил этот и два других образа взору Богоматери, Она произнесла: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут».
Так и произошло. Образ, получивший впоследствии — приблизительно в начале XII века — имя Смоленской иконы Божией Матери, стал чудотворным.

Дальнейшая судьба иконы складывалась не менее интересно: до того, как попасть в Смоленск — и вообще на Русь — образ успел побывать в Иерусалиме и сотворить свое первое чудо — о нем чуть ниже — во Влахернском храме Константинополя.

На Руси икона появилась во времена киевского князя Всеволода Ярославича, взявшего в жены дочь греческого императора Константина Мономаха Анну. Именно этой иконой император Константин благословил дочь — и ею же Анна Константиновна благословила своего сына — Владимира Всеволодовича Мономаха.

Деталь: на фото вверху — утерянный после 1941 года первообраз (!) Смоленской иконы Божией Матери в смоленском соборе Успения Богородицы. Фотография сделана в 1912 году пионером цветной съемки Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским (1863 — 1944).

2. Первое чудо. Одигитрия

Икона смоленской божьей матери фото

Первое чудо, связываемое со Смоленской иконой Божией Матери, случилось в те времена, когда написанный евангелистом Лукой образ еще хранился во Влахернском храме Константинополя и конечно же не назывался Смоленской иконой.

По легенде, однажды Богоматерь явилась двум слепцам и велела им идти и поклониться этой иконе во Влахернском храме. Слепцы не смели ослушаться Пресвятой Девы и сделали все так, как им было велено. В тот же день оба незрячих прозрели, и с тех пор чудотворный образ стали называть Одигитрией, что в переводе с греческого обозначает «Путеводительница».

Деталь: на фото вверху — современная церковь на месте легендарного Влахернского собора, уничтоженного пожаром в 1434 году.

3. Появление иконы на Руси. Первое чудо в Смоленске и вынужденные «переезды» из города

Икона смоленской божьей матери фото

Итак, на Руси икона появилась во времена киевского князя Всеволода Ярославича (1030 — 1093, на миниатюре вверху).

Известно, что свадьба Всеволода Ярославича и дочери императора Константина Мономаха Анны состоялась в 1046 году, а значит и икона появилась в Киеве тогда же — именно ею император Константин благословил свою дочь.

Спустя полвека, в 1097 году, сын Всеволода Ярославича и Анны Константиновны Владимир Мономах стал князем Смоленским, а в 1101 году по его приказу в городе был возведен Успенский собор — туда и была помещена икона. Именно с этого момента образ кисти евангелиста Луки стал называться Смоленской иконой Божией Матери.

На Руси глас иконы впервые зазвучал в 1238 году. По легенде, образ Богородицы обратился к русскому воину Меркурию с повелением оградить город от подступивших к Смоленску отрядов хана Батыя. Отважный воин под покровом ночи пробрался в лагерь противников и перебил множество врагов, среди которых оказался и сильнейший воин отряда. Сам Меркурий не смог вернуться из боя живым и был прославлен в лике святых.

300 лет хранилась икона в Успенском соборе Смоленска, и лишь в начале XV века впервые на время покинула свое место — город был захвачен Литовскими войсками, и было решено перевезти чудотворный образ в московский Благовещенский собор. Икона вернулась в Смоленск в 1455 году, и в следующий раз покинула город спустя полтора столетия — в 1609 году, во время русско-польской войны.
Во время войны 1812 года икона также была перевезена из Смоленска в Москву. В день Бородинского сражения ее вместе с двумя другими почитаемыми иконами Божией Матери — Иверской и Владимирской — обнесли вокруг Белого города и Кремля. Также по личному распоряжению Кутузова икону Смоленской Божией Матери обнесли вокруг всех рядов войск.

4. Исчезновение иконы

Икона смоленской божьей матери фото

Первообраз Смоленской иконы Божией Материй исчез из Успенского собора сразу же после захвата города немецко-фашистскими войсками. В 1943 году город был освобожен, но икону так и не нашли и дальнейшая судьба ее неизвестна. Сегодня в Успенском соборе Смоленска хранится список чудотворной иконы, сделанный в XVI веке. Судя по всему, автором этой работы был художник Постник Ростовец.

Среди других известных списков чудотворного образа — икона кисти Дионисия, написанная в 1482 году (на фото вверху).

5. Иконографические особенности образа

Икона смоленской божьей матери фото

Вполне вероятно, что первообраз Смоленской иконы Божией Матери является списком с более ранней Влахернской иконы, также приписываемой кисти евангелиста Луки и считающейся первым в мире образом, относящимся к типу Одигитрия — «Указующая Путь», «Путеводительница».

Для икон этого типа характерно поясное изображение Богородицы, держащей младенца-Христа на одной руке и указывающей на Него другой рукой. Центром композиции является Христос, а Пресвятая Дева, указывающая на Него, несет основной смысл этого образа — говорит о явлении в мир «небесного царя и судии».

Молитва Смоленской иконе Божией Матери:

О, Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие!

Услыши ны грешныя и недостойныя, в час сей молящияся и к Тебе со воздыханием и слезами пред Пречистым образом Твоим припадающий, и сице умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Одигитрие Благая, избави нас от веяния скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго навета вражия.

Можеши бо, о Благодатная Мати наша, не точию от всякаго зла сохрани люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти, разве бо Тебе иныя предстательницы в бедах и обстояниях и теплыя ходатаицы о нас грешных к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, не имамы.

Егоже умоли, Владычице, спасти нас и Царствия Небеснаго сподобити, да спасеннии Тобою славим Тя и в будущем веце, якоже спасения нашего виновницу, и превозносим Всесвятое и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Ссылка на основную публикацию