Икона божьей матери с короной

Икона божьей матери с короной

Память иконы Божией Матери «Остробрамская» празднуется в Русской Православной Церкви 8 января и 27 апреля.

Это — необычный образ Пресвятой Богородицы, который имеет большое значение и для католиков. На иконе Божией Матери «Остробрамская» у Девы Марии опущен взгляд и скрещены руки. Кроме нимба на голове у Богородицы — корона, от Нее исходит сияние со звездами в ночном небе. Это — один из самых редких типов иконографического изображения Пресвятой Богородицы, на нем нет Младенца Иисуса.

Название образа исходит от географического названия. Икона Божией Матери «Остробамская» хранится в Вильнюсе в часовне, которая стоит у ворот при входе в город. Ворота называются Острыми, поэтому икону в свою очередь стали называть «Остробрамской».

Считается, что икона написана в западноевропейской традиции, а точная история ее создания неизвестна. До нас дошли только сведения о том, что икона Божией Матери «Острообрамская» — это список с другой иконы нидерландского происхождения, который был сделан в XVII веке. По крайней мере, именно так считают в католической Церкви.

В Православной традиции есть мнение, что икона — древний Византийский образ, который изображает Богородицу в момент принятия Благой вести от Архангела Гавриила.

Несмотря на расхождениях в вопросах истории образа, католики и православные на равных поклоняются этой удивительной святыне.

В чем помогает икона Икона Божией Матери «Остробрамская»

  • Перед иконой часто молятся о возвращении пропавших и похищенных детей. На ней нет изображения Богомладенца. Зафиксированы случаи чудесного возвращения детей даже тогда, когда родители уже и не надеялись на это.
  • Просят чадородии и излечении от бесплодия.
  • О помощи в возвращении домой пропавших без вести.

Молитвы образу Икона Божией Матери «Остробрамская»

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних си́л, Небесе́ и земли́ Цари́це и гра́да на́шего Ки́ева всемо́щная Засту́пнице!
Приими́ хвале́бное пе́ние сие́ от на́с недосто́йных ра́б Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко престо́лу Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, да ми́лостив бу́дет на́м, гре́шным, и да проба́вит бла́гость Свою́ чту́щим Тя́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́.
К кому́ бо возопии́м Влады́чице? К кому́ прибе́гнем в го́рестех на́ших, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч на́ш и воздыха́ния на́ша прии́мет, а́ще не Ты́, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и прибе́жище на́м гре́шным? Кто́ па́че Тебе́ в напа́стех защити́т? Те́м же мо́лим Тя́ усе́рдно: покры́й Твои́м хода́тайством на́ша прегреше́ния, защити́ на́с от вра́г ви́димых и неви́димых, умягчи́ сердца́ злы́х челове́к, возстаю́щих на на́с.
О, Ма́ти Го́спода на́шего Творца́! Ты́ еси́ ко́рень де́вства и неувяда́емый цве́т чистоты́. Приими́ недосто́йную моли́тву на́шу и соблюди́ на́с в чистоте́ душе́вней, сохрани́ на́с от наве́та злы́х челове́к и от внеза́пныя сме́рти, и да́руй на́м пре́жде конца́ покая́ние. Поми́луй на́с в дневны́х часе́х и у́тренних и вече́рних, и во вся́кое вре́мя сохрани́ на́с: стоя́щих, седя́щих соблюди́, и на вся́ком пути́ ходя́щих, и в нощны́х часе́х спя́щих снабди́, покры́й и заступи́. На вся́ком ме́сте и на вся́кое вре́мя бу́ди на́м, Ма́ти Преблага́я, стена́ необори́мая и заступле́ние кре́пкое. Ты́ храни́тельница жи́зни всея́ на́м яви́ся, Пречи́стая; Ты́ на́с изба́ви от бесо́в в ча́с сме́рти; Ты́ и по сме́рти упокое́ние обрести́ испроси́ у Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего.
Мы́ же, гре́шнии, со упова́нием моле́ния Тебе́ возно́сим и уми́льно вопие́м: ра́дуйся, Благода́тная; ра́дуйся, Обра́дованная; ра́дуйся, Преблагослове́нная; Госпо́дь с Тобо́ю, с Тобо́ю с на́ми. К Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей, и Тебе́, я́ко всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и дру́г дру́га и ве́сь живо́т на́ш по Христе́ Бо́зе предае́м, Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние со безнача́льным Его́ Отце́м, со Пресвяты́м и благи́м и животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Где поклониться образу

Икона хранится в Вильнюсе, иногда ее привозят для поклонения в другие города. Существует обычай, по которому не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажают головы. Вокруг часовни всегда можно увидеть много людей, среди которых многие уже на улице стоят, преклонив колени.

Знаменитая киевская икона «Призри на смирение» была принесена в дар Введенскому храму осенью 1992 г. схимонахиней Феодорой. Ей самой она досталась от духовного отца Бориса Квасницкого, служившего в 1920-х гг. священником во Введенском женском монастыре и затем репрессированного. Матушка хотела было оставить икону во Флоровском монастыре, где она подвизалась в свои последние годы, но сын священника Михаил пожелал, чтобы образ был передан общине возрождающейся Введенской обители.

Появившаяся в храме новая икона сразу же привлекла к себе внимание верующих удивительным построением. Младенец Иисус на ней не сидит на коленях Матери, как это часто изображается на иконах, а стоит, прикоснувшись Своей правой рукой к Ее ланите, в левой же Он держит державу — символ власти над миром. Божия Матерь представлена на иконе сидящей, с короной на голове и скипетром в правой руке.

Чтобы взглянуть на икону, в Введенский храм потянулись верующие со всего Киева, а вскоре здесь случилось событие, взволновавшее всю Украину. Летом 1993 г. настоятелю Введенской общины игумену Дамиану показалось, что краски иконы как-то вдруг потемнели. Для ее поновления решено было пригласить реставраторов, но когда 1 августа, в день памяти Серафима Саровского, сняли с иконы раму, оказалось, что дело не в красках, а в том, что на стекле рамы, с его обратной стороны, явился неизвестным образом серебристый отпечаток, в точности повторяющий иконные силуэты Богоматери и Младенца.

Заинтересовавшимся необыкновенным явлением ученым было позволено провести необходимые исследования. В результате их было установлено, что светло-серебристое изображение на стекле киота — органического происхождения и нерукотворное. Иными словами, учеными не было отвергнуто сложившееся представление у верующих о чудотворности иконы, которое было подтверждено затем и многочисленными случаями исцелений. Удивительно еще и то, что на новом стекле, установленном уже на большем расстоянии от самой иконы, чем первое, вновь появилось изображение.

Не всем приходящим в храм удается приложиться к чудо­творному образу. Кто-то, подходя к святыне, начинает кричать, биться и бросаться в сторону, словно бы его отталкивает от иконы какая-то мощно исходящая от нее сила.

22 ноября 1995 г. Священным Синодом Украинской Православной церкви икона Божией Матери «Призри на смирение» из Введенского монастыря была признана чудотворной.

Документальных свидетельств о времени написания иконы не сохранилось. Предположительно ее создание относят к концу XIX в.

Полагают, что прообразом киевской иконы был один из списков с древнего образа, явленного на Каменном озере близ Пскова. Упоминания о нем, относящиеся к 1426 г., дважды встречаются в псковской летописи. И в первом, и во втором сообщается, что от иконы Пресвятой Богородицы пошла кровь, что сочли тогда за знамение.

В тот год был голод, и тогда же литовский князь Витовт, расторгнув мир с Псковом, пришел с татарами «воевать» псковские земли. Оттого, полагают, и подано было иконой знамение. Во второй записи, более полной, рассказывается, что 16 сентября, в день памяти великомученицы Евфимии, кровоточащую икону перенесли в Псков. Здесь она была помещена в соборном Троицком храме. В память этого перенесения и было установлено празднование иконы «Призри на смирение».

В последующие века Псков неоднократно горел. Самый большой ущерб городу был нанесен пожаром 1609 г., уничтожившим многие святыни. В подробно составленном описании ценностей Троицкого собора, относящемся к XIX в., упоминаний о древней иконе «Призри на смирение» уже нет. Полагают, что этот образ погиб во время одного из стихийных бедствий.

Списков с иконы «Призри на смирение» было немного. Киевский чудотворный список — наиболее известный. Он много путешествует, успел побывать и в России, и в Белоруссии. Возможно, полагают верующие, с ней будет связано выполнение великой миссии среди народов Святой Руси, начинавших свой путь в единстве и должных теперь восстановить его в полной мере.

Редкое для Руси название иконы можно истолковать двояко. Призреть на что-то, кого-то — значит взглянуть, посмотреть, обратить внимание с сочувствием и милосердием. Господь Бог наш «призре на смирение Рабы Своея» Девы Марии, то есть заметил и оценил Ее глубочайшее смирение и чистоту, даровав Ей за то огромную милость и славу — воплотить слово Божие и Самой стать источником милостей и помощи страждущим.

Второе толкование выводят из композиции образа и самого предназначения православной иконы: Христос, дотронувшийся рукой до лица Богоматери, как бы упрашивает Ее: «Призри на смирение тех, кто обращается к Тебе. Согрей их Своим теплом и принеси их молитвы ко Мне. Я помилую и спасу их».

Эта икона известна в наши дни только по имени. Сведений же о месте и времени ее явления не сохранилось никаких — существуют только догадки и предположения. Одни относят явление и прославление ее к началу IV века, именно к 301 году. По другим же известиям явление ее относится к более раннему времени — I веку, и приурочивается к проповеди св. апостола Фомы в Индии.

Еще одно наименование иконы – «О Всепетая Мати» связано с тем, что край «муарового» мафория Богородицы украшен каймой с текстом строфы 13-го кондака Великого Акафиста на церковно-славянском языке: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуиа». Кроме того, на кайме мафория Богоматери можно прочитать слова, которыми начинается Великий Акафист: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавляшеся от злых. ». В русской иконописной традиции эта иконография известна с XVII в.

Наиболее раннее изображение Богоматери «О Всепетая Мати» встречается на нескольких листах Сийского лицевого иконописного подлинника XVII в. На одном из них икона именуется «Арапскою». В иконописной практике начала XX в. можно встретить также название «Аравийская».

Икона представляет собой поясное изображение Богоматери в трехчетвертном повороте, ладонями легко поддерживающей Младенца Христа на уровне его предплечий. Руки Спасителя подняты и лежат на груди Богоматери. Иногда глава Божией Матери увенчана сказочной царской короной. Облачения Пресвятой Девы обычно состоят из красно-коричневого хитона и вишневого «облачного» мафория, являющегося символом горнего мира. На плечах и главе Богоматери вместо привычных звездиц – символов девства – изображены три медальона с головами ангела, которые иногда истолковываются православными богословами как древний символический образ Троицы. Возможно, в представлении XVII в. такое иконографическое прочтение образа связывалось с Востоком, Египтом и Палестиной, что отразилось в именовании иконы «Арабской» или «Аравийской».

Икона божьей матери с короной
Икона Богоматери «О Всепетая Мати». Москва (?), XVIII в.

На иконе из собрания Третьяковской Государственной галереи изображена Божия Матерь без венца и очень редко встречающееся левостороннее положение Младенца Спасителя. Христос облачен только в набедренный плат и гиматий, который на этой иконе имеет уникальную «облачную» форму и, словно окутывая, поддерживает и сокрывает Христа.

В календаре Русской Православной Церкви 6 сентября отмечается память Арапетской (Аравийской) иконы Божией Матери [2], эта же память есть в календаре РПЦЗ [3].

Отдельная память иконы «О Всепетая Мати» под 6 октября есть в «зеленой» Минее, Настольной книге священнослужителя и календаре РПЦЗ [4], в современном календаре Русской Православной Церкви этой памяти нет.

21 декабря 2017 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о прославлении иконы Пресвятой Богородицы «О Всепетая Мати», находящейся в Благовещенском мужском монастыре г. Нежина, с установлением памяти 6 октября [5].

Икона божьей матери с короной

Если вы человек верующий, то 4 ноября можете отмечать праздник Казанской иконы Божией Матери. А редакция «ТОЛКа» расскажет, почему этот образ так важен для православного мира.

Как появилась эта икона?

Казанская икона Богородицы — одна из наиболее почитаемых и воспроизводимых икон. Есть легенда, что после серьезного пожара в Казани в 1579 году десятилетняя Матрона увидела во сне Богородицу, которая попросила откопать ее на пепелище. Когда девочка рассказала об этом, люди так и поступили и в указанном ребенком месте на глубине метра обнаружили икону. После здесь появился Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала как раз та самая Матрона, а день чудесного появления образа начали отмечать 8 июля.

Икона приобрела большую популярность, и сотни списков с нее распространились по всей стране. Подлинник, предположительно, находится в Казанском Богородицком монастыре. А в 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы своей бриллиантовой короной.

А почему тогда праздник отмечают 4 ноября?

Когда Москву заняли полькие войска, на помощь к ополчению пришли дружины из Казани и принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы и передали ее князю Димитрию. Она стала главной святыней ополчения.

В октябре 1612 года после длительной осады Китай-города решили брать его штурмом и отслужили перед образом молебен. Далее по легенде, в ту же ночь греческому архиепископу Арсению (впоследствии епископу Суздальскому), заключенному в Кремле, приснился преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что Россию спасут.

Воодушевленные таким известием русские войска 4 ноября освободили Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались. Так и появился новый праздник.

Икона божьей матери с короной

Чем известна Иверская икона Божией Матери и как она появилась?

Чудесное появление и другие легенды, окружающие образ

Чем икона знаменита?

Ей приписывают излечение от разных болезней, а еще этим образом благословляют молодых к венцу и вешают у детских кроватей. Также считается, что Казанская икона Божией Матери, пока находилась в соборе Богородицкого монастыря, защищала Россию с востока. Но в 1904 году ее выкрали, далее ее судьба неизвестна: то ли продали, то ли сломали. В общем, в итоге после исчезновения иконы страна потерпела поражение в Русско-японской войне 1905 года.

Согласитесь, что свадебные приметы для жениха и невесты возникли не на пустом месте. Если внимательно рассмотреть традиции и обряды старинной свадьбы, мы убедимся, что ещё с давних времён люди предпринимали определённые действия, чтобы защитить свои семьи от воздействия негативных эмоций завистников и недоброжелателей.

Икона божьей матери с короной

На иконе Богородица представлена прямолично, сидящей, в царском одеянии: в венце, распахнутом гиматии с запоной (либо без нее) и в платье с поясом (редко без пояса), на голове плат. Богомладенец сидит на левой руке Матери (тип «Одигитрия»), Которая правой рукой придерживает Его ножки. Различия изводов 3 чтимых икон касаются позы Младенца и жеста правой руки Богоматери.

На чудотворной иконе XVI в. (?) из Никольского придела собора Богоявления в Елохове (празд. 5 февр.) Младенец изображен со склоненной в сторону Матери головкой, двуперстно благословляющим, в левой руке, лежащей на колене,- свернутый свиток; Богоматерь (изображена по пояс) поддерживает левую ножку Сына, Его правая, подогнутая ножка не видна.

Икона божьей матери с короной

В дореволюционных и совр. справочных изданиях чествование иконы приходится на Неделю всех святых. Еженедельно перед ней читается акафист, составленный и изданный в Арзамасе (2002). В «Сказании о земной жизни Пресв. Богородицы с изложением пророчеств и преобразований, относящихся к ней» (М., 1904. С. 290) образ был ошибочно соотнесен с иконой «Взыскание погибших» («Борская», из с. Бор, Тарусского у. Калужской губ.), имеющей др. иконографию; на этом основании был утвержден день празднования образа.

На датируемом 30-50-ми гг. XVIII в. местночтимом чудотворном образе из Казанского собора г. Людиново (празд. 9 февр.) Богомладенец локотком правой руки опирается на плечо Богородицы, Которая поддерживает Его ступни, свиток в левой руке отсутствует. На плате Богоматери, покрывающем Ее правое плечо,- звезда.

Предположительно образ был написан по заказу заводчика Н. Н. Демидова или членов его семьи для строящегося на Людиновском заводе храма во имя пророков Илии и Елисея (освящен в 1750). Сначала икона находилась в деревянном храме, позже — в каменном Казанском соборе, построенном рядом в 1802-1820 гг. В нем образ пребывал до 1930 г. 14 февр. храм был закрыт, ценная церковная утварь изъята и по описи передана в Госбанк, часть икон уничтожена, уникальный хрустальный иконостас разорен. Среди икон, к-рые верующим удалось спасти, оказалась икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих»: П. С. Финаева скрыла ее на чердаке своего дома (ул. Первомайская, д. 30); в 1987 г. дом перешел во владение родственников О. В. Черноусова. Последнему передали икону, после смерти Черноусова в 1993 г. его мать пожертвовала образ в Сергиевский храм в Людинове. 9 февр. 2000 г. икона с крестным ходом была возвращена в открывшийся в Людинове Казанский храм, настоятелем к-рого назначен свящ. Алексий Жиганов, знавший о желании своего друга (Черноусова) передать икону в эту церковь, когда там возобновятся богослужения. С 2000 г. в Казанском храме ведется летопись чудесных событий и исцелений, связанных с этим образом. Перед иконой читается особый акафист, составленный на основе арзамасского,- первые буквы его кондаков и икосов составляют акростих с названием иконы. Е. Г. Донской, произведший в 2008 г. реставрацию иконы, приписывает ее исполнение одному из царских иконописцев, выселенных во множестве при имп. Петре I из Москвы «за ненадобностью» и осевших на землях, позднее отнесенных к Калужской губ.

На образе нач. XIX в. из Богоявленского собора арзамасского во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-ря Младенец касается головкой щеки Матери, а правой ручкой Ее шеи, локотком опираясь на плечо Богородицы, прикрывающей Его ступни. Гиматий Божией Матери без застежки, на правом плече — звезда.

Образ пожертвован обители в 1994 г. С этого времени зафиксировано обновление иконы. К сер. лета 2000 г. очистились лики Спасителя и Богоматери, стала видна корона на голове Царицы Небесной, правая рука Младенца и Его ножки, опирающиеся на правую руку Богородицы, выявились цвета одежд. Летом 2001 г. стало возможно идентифицировать иконографию образа. Сестрами обители составлен акафист этой иконе на основе акафиста Божией Матери Избавительнице.

Другие иконы «И. от б. с.»

Икона божьей матери с короной

Икона «И. от б. с.». иногда встречается с изображениями святых на полях, являясь, вероятно, личным моленным образом (икона невьянской школы, XIX в., Областной краеведческий музей, Екатеринбург). Чаще извод включен в состав получивших широкое распространение 4-частных икон с образами Божией Матери, с Распятием в перекрестье (икона кон. XIX в., собрание А. А. Кирикова, Москва) или без Распятия (икона XIX в., ЦМиАР). На иконах «И. от б. с.». обычно присутствуют образ Пресв. Богородицы «Умягчение злых сердец» (с подписью «Умягчение злых сердец» или «Семистрельная»), иконографически восходящий к гравюре «Богоматерь Ченстоховская» 1711 г. Г. П. Тепчегорского, «Утоли мои печали» («Утоление печали Пресв. Богородицы» или «Утоли болезни»), «Взыскание погибших». Подобный подбор может косвенно свидетельствовать о западнорус. или польск. происхождении иконы-протографа и быть связанным с порядком чередования изводов на иконе «Распятие и Страсти Господни, с 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы» из Богоявленского собора в Елохове, кон. XVIII — нач. XIX в. (гипотеза о происхождении образов, подобных последнему, от гравюры в ст.: Кочетков И. А. Свод чудотворных икон Богоматери на иконах и гравюрах XVIII-XIX вв. // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. 1996. C. 404-420). На «четырехчастных» и многосоставных Богородичных иконах с изводом «И. от б. с.» кроме названных могут быть представлены образы Божией Матери Южская, Троеручица, Ахтырская (икона «София Премудрость Божия и чудотворные иконы Богоматери», 1825, ГРМ), а также «Нечаянная Радость».

  • Икона божьей матери с короной
  • Икона божьей матери с короной
  • Икона божьей матери с короной
  • Икона божьей матери с короной
  • Икона божьей матери с короной

Этот образ свой Матерь Божия явила русскому православному народу 2/15 марта 1917 года, в день отречения от престола царя мученика Николая II. Всю Россию облетело известие, что в селе Коломенском под Москвой произошло чудесное явление новой иконы Божией Матери, названной «Державная», – Царица Небесная была изображена на этой иконе как Царица земная.

До 1812 года икона принадлежала женскому монастырю в Москве, а в год нашествия Наполеона на Москву была спрятана в селе Коломенском и забыта там на век с лишним, пока не явила себя в положенное Господом Богом время.

Святая икона явилась в двух сновидениях крестьянке из деревни Починок Бронницкого уезда Жирошкинской волости Евдокии Андриановой. Женщина услышала таинственный голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся».

Благочестивая Евдокия стала молиться о получении более ясных указаний, и спустя две недели, в ответ на усердную молитву, ей снится белая церковь, и в ней величественно восседает Царица Небесная. Евдокия отправилась в Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь.

Настоятель церкви о. Николай в подвале среди старых досок и рухляди нашел большую узкую старую черную икону. Когда ее промыли от многолетней пыли, то всем присутствующим в храме представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире на зеленой подкладке, с короной на голове и скипетром и державой в руках (отчего и произошло название: «Державная»). На Ее коленях находился благословляющий Младенец Иисус.

Символическое значение явления иконы «Державная» в том, что гибель монархииn послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что дает надежду на покаяние и возрождение России.

Списки (копии) иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе Божией Матери и дивный акафист, составленный с участием патриарха Тихона. В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник, он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке.

После революции икона хранилась в запасниках Исторического музея. 27 июля 1990 года, в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, икону перевезли в родное Коломенское. Сейчас она – главная святыня местного Казанского храма.

Празднование иконы совершается 15 марта (2 марта по старому стилю) – в день ее явления. Кроме этого дня, в Казанском храме Коломенского чтится и день второго обретения иконы – 27 июля (14 июля по старому стилю).

Настоятель Казанского собора Волгограда протоиерей Вячеслав Жебелев рассказал, как была воспринята икона Божией Матери «Державная»:

– Все увидели знак того, что Царица Небесная возьмет на себя попечение о России. Безвластие, хаос, страна в состоянии войны – народ все упование возложил на Пресвятую Богородицу.

На Святой Руси всегда надеялись на ее заступничество и защиту. Россия находится под особенным покровительством Божией Матери, Она взирает и особенно печется о многострадальной нашей земле.

И сейчас Пресвятая Владычица Богородица молится перед Сыном своим и Богом за каждую христианскую душу, скорбящую и озлоб ленную милости Божьей и помощи требующей.

И поэтому мы обращаемся через образ зримый к невидимому образу Божией Матери, предстоящей у престола Божьего и молящейся за нас. Все нужды, все печали, переживания и воздыхания и радости, конечно, нужно делить с ней как с «заступницей усердной рода христианского». Излияния, происходящие из души просящего человека, Царица Небесная приемлет и помогает, если эта молитва от чистого сердца, от глубокой веры, если это спасительно и нужно человеку для жизни.

К Сталинградскому юбилею

Как сообщили в Волгоградском областном Совете ветеранов, с марта 2017 года в церкви Иоанна Предтечи (Волгоград, Центральный район, ул. Краснознаменская, 2) на безвозмездной основе проводятся обряды крещения и соборования для следующих категорий жителей: ветеранов Великой Отечественой войны, воинов-интернационалистов, детей-сирот от 17 до 21 года.

Для записи необходимо обратиться в церковь Иоанна Предтечи к монахине Софии (тел. 38-09-55) или в областной Совет ветеранов (тел. 30-89-00). Акция приурочена к 75-й годовщине начала разгрома фашистских войск под Сталинградом.

25 ноября совершается почитание иконы Божией Матери, именуемой «Милостивой». Это одна из икон, написанных святым евангелистом Лукой. Ее также называют Киккской от названия горы Киккос на острове Кипр. Милостивою же икона называется потому, что Матерь Божия изображена на ней умоляющей Сына и Бога Своего о спасении всего христианского рода.

Первоначально икона Божией Матери «Милостивая» была передана апостолом Лукой в Египет, где она пребывала до X века. В 980 году из-за начавшихся там гонений на христиан икона была отправлена в Царьград, где и пребывала до начала XII века. После чего византийский император Алексий Комнен повелел отправить икону по просьбе правителя острова Кипр Мануила Вутомита для обустройства монастыря на кипрской горе Киккос. На сегодняшний день на Кипре есть копии XIII, XVI и XVIII веков. Происходят они из селений, расположенных именно в той части острова, где возвышается гора, на которой стоит Киккский монастырь.

Икона божьей матери с короной

О чем молятся перед иконой Божией Матери «Милостивая»?

Монастырская летопись фиксирует множество чудесных творений, происшедших от иконы. Её благодатная сила исцеляла не только христиан, но и иноверцев — всех, кто в скорбях и болезнях обращается за помощью к Пресвятой Богородице. Перед ликом чудотворной иконы верующие просят Богородицу помочь с урожаем или послать дождь.

В Москве поклониться списку иконы Богородицы «Милостивая» можно в Зачатьевском женском монастыре. После революции, во время разорения обители чудотворный образ удалось спасти. Несколько десятилетий он пребывал в храме пророка Илии в Обыденском переулке, а в ноябре 1999 года был торжественно перенесён в возрождённый Зачатьевский монастырь.

Что изображено на иконе?

Все иконы Богоматери «Милостивой» очень узнаваемы благодаря позе Младенца и второму амофору (накидке). На иконе Богоматерь держит с правой стороны Иисуса. Святыня принадлежит к типу «Елеуса» — Умиление (на котором ланиты Девы Марии и Младенца соприкасаются), лик Ее повернут в левую сторону. Глава Богородицы увенчана короной.

Икона божьей матери с короной

Ка­зан­ская чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая Ниж­не­ло­мов­ской, яви­лась в 1643 го­ду близ го­ро­да Ниж­не­го Ло­мо­ва Пен­зен­ской гу­бер­нии. 8 (21) июля некий ка­зак Ан­дрей Ми­хай­лов сын На­бо­ков уви­дел Ка­зан­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, сто­яв­шую на пне воз­ле ис­точ­ни­ка, и до­ло­жил об этом во­е­во­де. Од­на­ко тот не по­ве­рил в чу­дес­ное яв­ле­ние ико­ны в ди­ком бо­ло­ти­стом ме­сте, за что и был на­ка­зан тя­же­лой бо­лез­нью сы­на. Осо­знав свой грех, во­е­во­да вме­сте со свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми го­ро­да от­пра­вил­ся крест­ным хо­дом в глу­хо­мань, где на ме­сте яв­ле­ния свя­то­го об­ра­за был со­вер­шен мо­ле­бен. За­ступ­ле­ни­ем Ца­ри­цы Небес­ной сын во­е­во­ды чу­дес­ным об­ра­зом ис­це­лил­ся.

Поз­же по­сле­до­ва­ли и дру­гие чу­де­са, по­сле че­го го­ро­жане окон­ча­тель­но уве­ри­лись в том, что ико­на чу­до­твор­ная. В 1644 го­ду на ме­сте яв­ле­ния по­ста­ви­ли де­ре­вян­ную ча­сов­ню, ку­да был по­ме­щен чу­до­твор­ный об­раз, а в 1648 го­ду, по хо­да­тай­ству мест­но­го на­се­ле­ния на этом ме­сте был воз­ве­ден храм. Позд­нее при церк­ви был устро­ен мо­на­стырь. Муж­ской Ка­зан­ско-Бо­го­ро­диц­кий мо­на­стырь стал ши­ро­ко из­ве­стен в Рос­сии и про­су­ще­ство­вал до 30-х го­дов ХХ сто­ле­тия.

В 1709 го­ду в Ка­зан­ском мо­на­сты­ре про­изо­шел по­жар, уни­что­жив­ший все де­ре­вян­ные по­строй­ки, но чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла спа­се­на. В глав­ном, Ка­зан­ском со­бо­ре вновь от­стро­ен­но­го, уже ка­мен­но­го, мо­на­сты­ря, в ниж­нем яру­се пя­ти­ярус­но­го ико­но­ста­са, по ле­вую сто­ро­ну от цар­ских врат и бы­ла по­ме­ще­на чу­до­твор­ная Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Об­раз древ­ней жи­во­пи­си си­ял зо­ло­тым окла­дом, се­реб­ря­ной ко­ро­ной, усы­пан­ной 84 круп­ны­ми и мел­ки­ми брил­ли­ан­та­ми. На клей­мах по сто­ро­нам ико­ны бы­ли по­ме­ще­ны изо­бра­же­ния, ука­зы­вав­шие на яв­лен­ные Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цей чу­де­са.

Чу­до­твор­ный Ниж­не­ло­мов­ский об­раз по­чи­тал­ся не толь­ко в Пен­зен­ской, но и в Там­бов­ской и Са­ра­тов­ской гу­бер­ни­ях, ку­да ча­сто и на­дол­го бра­ли ико­ну.

По­сле страш­ных бо­го­бор­че­ских лет на­ча­ла XX сто­ле­тия от неко­гда бо­га­то­го, зна­ме­ни­то­го да­ле­ко за пре­де­ла­ми сво­ей гу­бер­нии мо­на­сты­ря оста­лись лишь ру­и­ны ар­хи­манд­рит­ско­го кор­пу­са. Счи­та­лась без­воз­врат­но утра­чен­ной и чу­до­твор­ная Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Со­хра­ня­лась лишь ли­то­гра­фи­че­ская ко­пия чу­до­твор­но­го об­ра­за. Сле­ды ико­ны за­те­ря­лись в те го­ды, ко­гда но­вая власть в пе­ри­од сви­реп­ство­вав­ше­го в 20-е го­ды по всей стране го­ло­да при­ня­лась разо­рять и уни­что­жать мо­на­сты­ри и хра­мы по всей Рос­сии.

Но на­деж­да пра­во­слав­ных лю­дей на воз­вра­ще­ние свя­ты­ни ни­ко­гда не по­ки­да­ла их сер­дец. И вот 26 ап­ре­ля 2008 го­да, в Страст­ную Суб­бо­ту, в са­мый ка­нун Свя­той Пас­хи, чу­до­твор­ный Ка­зан­ский об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы сно­ва за­нял свое ме­сто во вновь по­стро­ен­ном хра­ме, освя­щен­ном в его честь, Ка­зан­ско­го Бо­го­ро­диц­ко­го муж­ско­го мо­на­сты­ря. Ока­зы­ва­ет­ся, в те­че­ние се­ми­де­ся­ти лет ико­ну, спа­сая от по­ру­га­ния, бла­го­го­вей­но хра­ни­ли в се­мье рас­стре­лян­но­го в 30-е го­ды мест­но­го ико­но­пис­ца А.И. Кли­мо­ва.

Ныне чу­до­твор­ный Ниж­не­ло­мов­ский Ка­зан­ский об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­ля­ет­ся глав­ной пра­во­слав­ной свя­ты­ней Пен­зен­ской об­ла­сти.

Икона божьей матери с короной

Икона Божией Матери «Ломовская» по преданию обретена в водах реки Угры. Разломанные части образа, ничем не скрепленные, плыли вместе, этим объясняется ее название. Издавна широко почитается в Калужской земле и за ее пределами благодаря множеству исцелений и чудес. В 1876 году иеромонах Леонид (Кавелин) в своей книге «История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии» сообщает: «В селе Рождества нынешнего Медынского уезда находится прославленный образ Божией Матери, именуемый «Ломовской». Местом пребывания иконы был древний деревянный храм во имя Рождества Христова. Рядом с ним в 1906 году усилиями священника Сергия Комарова и московского фабриканта Ивана Орлова, вышедшего из местных крестьян, возведен каменный храм. В подписных листах, сохранивших имена жертвователей, стоит и дорогое для православных христиан имя прот. Иоанна Сергеева – святого праведного Иоанна Кронштадского, внесшего 100 рублей на строительство храма рядом с местом обретения иконы. Это свидетельствует о том, что святой знал о чудотворном образе Божией Матери «Ломовская».

В 1898 году на противоположном от села Рождества берегу открылась Свято-Никольская женская обитель, основанная иеромонахом Герасимом. В ней с девических лет подвизалась монахиня Ангелина (Фролова), которая сберегла святой образ в годы гонений. Свято-Никольский монастырь в 20-е годы прошлого века был закрыт, полностью разорен и ныне не существует. Некоторым монахиням, сосланным в лагеря, удалось вернуться, среди них была и мать Ангелина.

Поселились они неподалеку от Христорождественского храма, а после закрытия остались жить в том же маленьком домике, пряча в шифоньере завернутую в простынное полотно икону. Во время наступления немцев в 1942 году все жилые дома в селе Рождество были уничтожены, но храм, подвалы которого стали убежищем от шквального огня, уцелел и сохранил жизнь монахиням, прятавшимся здесь вместе с чудотворным образом. После войны он был открыт, и вновь многие верующие из Москвы, Калуги, других городов и сел России приезжали поклониться и попросить помощи у Небесной Заступницы перед Ее чудотворным образом. Более десяти лет звучала в храме молитва, но в 50-годы его снова закрыли.

Долгое время мон. Ангелина как прежде прятала икону у себя в доме. В 1972 году по просьбе настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы, ныне епископа Аркадия (Афонина) она передала святыню в Барятино и через четыре года в возрасте 83 лет мирно отошла ко Господу.

Дата обретения иконы Божией Матери «Ломовская» пока остается неизвестной, но если взять во внимание форму некогда принесенных в дар Матери Божией и прикрепленных к ризе крестов, можно предположить, что она была почитаема староверами, которые, как известно, признают только дониконовские иконы.

Ссылка на основную публикацию