Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Мастер-класс для детей 11-13 лет, педагогов, родителей.
Назначение: подарок, украшение для интерьера.
Цель: создание рисунка в смешанной технике рисования
Задачи:
— научить создавать рисунок в технике «граттаж» с использованием силуэтов;
— совершенствовать умение работать гуашью, зубочистками;
— развивать творческое воображение;
— воспитывать аккуратность при работе;
— прививать интерес к изобразительному искусству.
Материалы: картон золотистого цвета, простой карандаш, яйцо, силуэт лиц, гуашь, тушь, кисти, зубочистки.

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Произведения, выполненные в технике «граттаж», отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона. Классический граттаж делается следующим образом: лист бумаги покрывается воском и закрашивается чёрной тушью, а потом процарапывается. Мы же вместо воска воспользуемся яичным желтком.
Для создания рисунка с изображением образа Божьей матери с младенцем на руках я воспользовалась иллюстрацией, взятой из интернета.

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Вырезала силуэты лиц матери и младенца для облегчения работы.
В первом варианте я буду использовать смешанную технику рисования – техника «граттаж» и работа гуашью.
Этапы работы
1.Накладываем силуэт на золотистый лист на том же месте, что и на рисунке.

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

3.Необходимо подождать некоторое время, чтобы нанесенный яичный слой высох. Чтобы рабочее место осталось чистым, мы будем пользоваться газетой на протяжении всей работы. При помощи кисти накладываем тушь в тех местах, где был нанесен яичный слой.

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

9.Простым карандашом прорисовываем лица и вторую руку младенца. Так как пользуемся ластиком, то на бумаге остаются следы, но в этом нет ничего страшного, потому что мы будем работать над лицами гуашью.

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

15.Размоем контуры носа и глаз на лице младенца. Дорисуем гуашью кудри ближе ко лбу и ухо. Рисунок готов.

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Второй вариант работы будет в технике «граттаж», без применения гуаши.
Первые фотографии выполнения работы получаются с бликами, так как поверхность, покрытая тушью глянцевая, а для фотографирования это неудачный вариант. Можно было бы покрыть поверхность гуашью, такая поверхность была бы матовая, но рисунок тогда был бы тусклым и ненасыщенным. Поэтому, до тех пор, пока на рисунке не появится белый участок, блик не исчезает.
В первом варианте блика не было, не смотря на то, что мы работали тушью, так как на листе с самого первого этапа работы был белый непрокрашенный участок.
Вы можете сравнить рисунки, сделанные на основе из туши и гуаши, перейдя по ссылке /blogs/mescherjakova-yulija/master-klas-po-risovaniyu-11862.html

Материалы: альбомный лист, тушь, кисть, яйцо, силуэты лиц, зубочистки.

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Скачать

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Скачать

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Скачать

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Любимый образ матери Казанской Не раз Россию от беды спасал!
От нечисти враждебной, басурманской В тяжелый час Отчизну защищал!

Пред ним склоняем мы свои колени…За помощь горячо благодарим!
Молитвою от многих поколений Сердечное спасибо говорим!

Я на колени тихо опущусь, Перед иконой чудодейственной твоею,
И лишь губами только помолюсь, Чтоб ты услышала, за что сейчас радею!

О Мати, несравненная, молю, Тебя, заступницу, за нас пред сыном, Богом
О тех, кого я в жизни этой так люблю, Прошу, поверь, не лишнего, не много:

Чтоб были у меня и дом, и кров, Здоровье и взаимопонимание,
И вера, и надежда и любовь, И твое светлое сладчайшее внимание!

Мастер –класс рисования цветными карандашами.

Рисуют от души цветные карандаши

Цветным карандашам совсем незаслуженно уделяют мало внимания. На первый взгляд, этот материал считается детским и несерьезным, уступает место пастели, гуаши и акварели. А зря, ведь в изобразительном искусстве с их помощью можно создать настоящий шедевр.Каждому человеку знакома техника рисования цветными карандашами . При желании, освоить ее совсем не трудно. В основе техники лежат два основных навыка: штриховка и растушевка. Короткие линии, штрихи передают тон предмета. Направление линий передает фактуру, а нажим – насыщенность цвета. Для придания структуры используется перекрестная штриховка, круговые завитушки и направленные линии. Растушевкой называется размытие основного тона до однородного, с помощью специального инструмента-растушевки. Нажим – не вдавливайте графит, равномерный натиск убережет рисунок от расслаивания. Наложение цветов – цветные карандаши обладают свойством прозрачности цвета, для создания объема и придания реалистичности используется два и больше оттенков. Совмещение с простым карандашом – для создания наброска используйте простой карандаш, цветной графит почти не стирается ластиком. Деталировка – важные черты наносите в конце, чтоб они не затерялись. Темные тона прорисуйте в последнюю очередь. Графит оставляет на бумаге всего лишь тонкий след. Не нужно пытаться сразу охватить весь лист, лучше разбить рисунок на несколько мелких кусочков. Цветными карандашами работать легко. От того как художник держит карандаш, насколько остро заточен стержень, силы натиска, зависит полученный цвет.

В этом мастер-классе я покажу, как нарисовать портрет цветными карандашами путем наложения слоев цвета, вы можете заимствовать некоторые шаги и эффекты, которые вам необходимы. Я надеюсь, мастер-класс будет полезным, потому как в нем показан базовый способ наложения цвета.

Материалы:
-Ватман — Цветные обычные карандаши
— Простой графитовый карандаш «B»
— Механический карандаш 2В
— Изображение иконы
— Точилка, кусок ткани, немного наждачной бумаги

Первое что вам нужно сделать, это подумать о том, что именно вы хотите нарисовать, и как это будет выглядеть в конечном итоге. Затем нужно сделать грубый простой набросок на небольшом участке бумаги, чтобы спланировать и решить, как будут лежать цвета.
Прежде чем вы начнете раскрашивать, вам необходимы базовые линии графитовым карандашом HB или «B». Можете перенести линии любым способом, по вкусу. В последствии вы не сможете исправить ошибки — цветные карандаши не стираются с бумаги полностью. Я выбрала метод «от руки»; это лучший способ тренировать руку и глазомер.
Просто нарисуйте основные линии формы без детализации. Теперь мне нужно немного осветлить линии с помощью клячки, чтобы они не были очень заметны, и они не будут смазываться, и смешиваться с цветными карандашами. Я делаю это слегка нажимая ластиком на бумагу, похоже на штампование XD. Самая важная деталь: при рисовании волос следуйте линиям роста волос, много-много линий и ничего больше. Таким образом, волосы получаются более реалистичными и детализованными. Еще один момент это сохранять карандаши острыми (особенно если вы рисуете волосы), потому что вам будут нужны тонкие линии, чтобы все получилось правильно. Иногда точилки бывает недостаточно, вот почему я использую наждачную бумагу, чтобы время от времени заточить кончик карандаша. Это проще, чем добиваться очень острого кончика карандаша с помощью точилки.

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках» Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Раскрашиваем детали лица и кожу:
Я начинаю красить с левого глаза. Прежде всего я нарисовала ресницы черным карандашом и добавила немного карандаша 2B сверху. Мне хотелось полностью заполнить структуру бумаги , чтобы она стала совершенно черной, продолжаем закрашивать зрачок и радужку глаза. Зрачок — черный, и я добавляю темно-синий на радужную оболочку (сначала немного затенив черным). Затем я добавила светло-розовый на бровь и вокруг глаза, и затем немного темно-бордового, чтобы усилить глубину. Никогда не нажимайте на карандаш , если вам нужен более темный оттенок, просто добавьте еще один слой цвета поверх предыдущего светлого.
Переходим к правому глазу. Он нарисован так же, как и левый, но я использовала более холодные оттенки для кожи вокруг глаз: светло-фиолетовый, темно-фиолетовый и немного темно-синего и черного чтобы затенить участки кожи там, где кончается лицо. И снова и снова — всегда добавляем тонкий слой светлого цвета и затем более темный цвет если необходимо. Переходим к носу и губам, затем затеняем левую часть лица.

На фото вы можете видеть цвета карандашей, слева оттенки в основном холодные: различные оттенки фиолетового и синего; справа: теплый розовый и фиолетовый. Проведите воображаемую линию вдоль всего лица, пересекая нос и губы, разделяя теплую холодную стороны. Губы были нарисованы так же, как и глаза: сначала закрашен черный участок, так же как и ресницы.Губы были закрашены таким же способом, с помощью слоев, как и все остальное. Убедитесь, что некоторые участки остались незаполненными цветом, чтобы придать губам блеск. С лицом все.

Самая важная деталь: при рисовании волос следуйте линиям роста волос, много-много линий и ничего больше. Таким образом, волосы получаются более реалистичными и детализованными. Еще один момент это сохранять карандаши острыми (особенно если вы рисуете волосы), потому что вам будут нужны тонкие линии, чтобы все получилось правильно. Иногда точилки бывает недостаточно, вот почему я использую наждачную бумагу, чтобы время от времени заточить кончик карандаша. Это проще, чем добиваться очень острого кончика карандаша с помощью точилки.

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Во все времена человек искал себе покровителя, ибо считал себя недостойным познать все высшие истины самостоятельно. Как только объявлялись необъяснимые вещи — им приписывались божества разной категории и веса, вплоть до таких, которые сознательно хотели либо убивать человека, либо беречь его. Так продолжалось веками, необъяснимых вещей становилось все меньше, люди становились хитрее и умнее, но нужда в высших существах так просто не отпала, ведь самостоятельно не каждый человека находит выход. Да речь идет о религии, и мы будем учится как рисовать икону карандашом. Икона — способ сохранения всей святости умерших святых. Чудесным образом изображение более или менее похожего святого человека влияет на уровень святости картины, некоторые из них плачут кровью, что считается весьма хорошим знаком и требует тщательного изучения, другие периодически то помогают людям, то нет, на все воля Божья. Секретной техники рисования нет, ровно так же, как материала. Кроме того, древность и срок существования обычной иконы открыто влияет на уровень её святости.

С одной стороны Христианство не имеет ничего общего с язычеством. Но получается странная вещь. Молится картинке — то же самое, что молится любым другим вещам. А поклонятся вещам, это уже противоречит самой религии. Да, там подразумевается Бог, но рисовал картину ведь человек. И состоит она из материалов, купленных на рынке, или в интернет магазине. К тому же каждый желающий может взять инструменты и нарисовать свою икону. Будет ли она такой же святой?

Мне, пожалуй, это неизвестно, да и докапываться до сути не моя задача. Поэтому лучше я расскажу то, о чем знаю наверняка. Это серьезный рисунок и рисовать его весьма сложно, поэтому следуйте таким шагам:

Как нарисовать икону карандашом поэтапно

Рисуй, и не думай о том насколько это сложно. Никто не может запретить тебе стараться. Просто включи музыку и наслаждайся процессом. Только не сутулься.
Береги свое тело, чтобы на дольше хватило. Если сломается, запасное уже не купишь.

Образом нередко называют православную икону. В иконописи существует целый ряд канонов, которые необходимо соблюдать. Иконописцы старой школы писали образа на досках, покрытых специальным составом. Сейчас иконы нередко делают из самых разных материалов. Если вы решили попробовать себя в этом старинном искусстве, придерживайтесь исторической технологии.

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

  • Как нарисовать образ
  • Как нарисовать русского человека
  • Как нарисовать карандашом волосы
  • — доска;
  • — темперные краски;
  • — грунт;
  • — костный или мездровый клей;
  • — марля;
  • — кисти;
  • — наждачная бумага.
  • — кисти разной толщины.

Доска для создания образа должна быть ровной и хорошо высушенной. Наиболее доступна и проста в обработке липовая доска, но нередко применялись и хвойные породы, такие, как сосна, ель или кипарис. Если нет куска подходящего размера, подберите несколько однородных фрагментов. Подгоните их друг к другу и склейте.

Обратите внимание на то, что образ находится в центральной части иконы, которая представляет собой естественное углубление. Углубление называется ковчегом. Поле рамы выступает над ним на несколько миллиметров. Для обработки поверхности можно использовать наждачную бумагу. Не должно остаться заметных выступов или впадин, сколов и т. п.

Пропитайте доску мездровым или костным клеем. Наклейте на нее кусок льняной хлопчатобумажной ткани. Из того, что наиболее часто встречается в торговых точках, подойдет марля. Ее необходимо предварительно замочить в клее, чтобы она как следует пропиталась. Эта ткань называется паволокой. Она должна высохнуть, прежде чем вы начнете следующий этап.

Приготовьте левкас. Он делается из чистого мела. Лучше всего приобрести его в магазине, где продают товары для художников. Мел необходимо просеять и отмучить в воде.

Сварите клей. Технология приготовления клея животного происхождения примерно одинакова. Замочите пластинки клея в воде и дайте ему набухнуть. Подержите клей в воде часа три, затем поставьте на водяную баню. Подогрейте примерно до 70°С и начинайте постепенно всыпать туда мел. Не забывайте помешивать содержимое кастрюли. В результате у вас должно получиться нечто, напоминающее сметану. Это называется «левкас». В него можно добавить немного льняного масла или меда.

Дайте левкасу постоять при комнатной температуре около суток. Нанесите его тонким слоем на доску с помощью широкой кисти. Дайте доске просохнуть и выровняйте слой шкуркой. Таким же образом нанесите еще 10-15 слоев. При этом грунт не должен получиться слишком толстым, он составляет всего около миллиметра.

На подготовленный левкас нанесите рисунок. Это можно сделать двумя способами. Мастера старой школы рисовали прямо на доске углем или черной краской. Если вы пока не настолько уверены в себе, сделайте рисунок на бумаге в натуральную величину. Компьютерные технологии позволяют даже найти понравившуюся икону, увеличить ее и распечатать целиком и частями.

Перенесите изображение на доску. Сделать это можно примерно так же, как вышивальщицы переводят узор на ткань. По контурам сделайте проколы через несколько миллиметров, положите бумагу с рисунком на доску так, как будет располагаться образ, и присыпьте по контуру графитовым порошком. Можно перевести рисунок и через копировальную бумагу.

Если вы все же решили нарисовать образ самостоятельно, потренируйтесь сначала на листе бумаги. Начертите рамку, по пропорциям совпадающую с доской. Постройте изображение. Удобнее всего начинать с круга. Найдите у этого круга центр. Набросайте равнобедренный треугольник с вершиной в центре круга. Основание этого треугольника — нижняя линия иконы. Длина ее зависит от того, какой именно образ вы собираетесь рисовать. Если это Богоматерь, то линия будет длинной, нужно немного отступить от краев рамки. Первоначальный круг останется и на готовой иконе, это нимб.

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Наметьте основные детали. Это лики и общие линии фигуры. Обратите внимание на то, что на православной иконе пропорции детского тела точно такие же, как и у взрослого, то есть голова Младенца будет равна примерно 1/7 или 1/8 части от общей длины туловища. На этом этапе набросайте и основные складки одежды.

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Прорисуйте глаза, нос и рот. Более точно наметьте складки одежды, а также волосы. Обратите внимание на детали, у каждого святого есть свои отличительные признаки. Если на иконе-образце святой держит какой-то предмет, это должно быть и на вашем рисунке.

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Раскрасьте образ. Используйте для этого темперные краски. Иконописцы старой школы делали их сами, так бывает и сейчас в профессиональных мастерских. Но темпера продается в магазинах товаров для художников, и вполне можно воспользоваться ею. Обратите внимание на то, что на иконах обычно чистые и яркие краски. Оттенки отсутствуют, а, например, складки одежды передаются путем нанесения штрихов другой краской.

Православие плотно ассоциируется с иконами. Всевозможные ангелы, святые, их сложная символика — это целый мир, в который интересно погружаться. При этом очевидно, что иконы пишутся по каким-то иным законам, нежели обычные художественные картины. Что делать человеку, который захотел освоить этот навык?

Икона — это не картина, а образ присутствия небесного мира

Иконопись — это сфера, которую не все себе правильно представляют. Если есть некий талантливый художник, который способен проявить себя в выдающихся и живописных картинах, но рисование икон может его сильно разочаровать.

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Иконописец за работой (Отец Вячеслав Савиных, Москва)

И на то есть несколько причин:

Икона — не картина. Образ пишут по определённым техникам, которые сводятся к опредёленной группе приёмов. Свой стиль сюда не перенесёшь. В иконописи нет места экспрессивным творцам, брызгающим краску на стены. Не уместны здесь и различные ловкие приёмы использования кисти с мастихином.

В чём-то справедливо назвать процесс написания иконы ремеслом. Это однотипная работа по заранее предписанной технике. Конечно, бывает, художникам доверяют целые храмы под роспись в своей манере, но не каждому же так повезёт.

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Икону пишут по канонам. Взять и написать какую-то интересную икону — это хорошая инициатива, но она мало где востребована

Большинство храмов и монастырей заинтересованы в том, чтобы получать от художников работы, если угодно, «конвейерные».

Есть Казанский образ Богородицы, есть Троеручница, и т.д. Вот эти образы и придётся без конца рисовать. Какие-то новые веяния спроса не имеют. А изо дня в день писать одно и то же, придерживаясь строгих рамок канонов, — это испытание для многих художников.

Она не нуждается в том, чтобы на ней достоверно изобразили, скажем, Святителя Луку (Войно-Ясенецкого). У нас есть его фотографии, но тот ли человек изображён на иконе?

Нет. Лицо лишено фотографичности, а одежды — не характерны нашей эпохе. Всё упрощено, сведено к символике. Иконописец не изображает портрет человека, а воспроизводит условность, модель. Изображения в придачу выглядят плоскими.

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Икона святителя Луки выполнена в каноническом стиле. Хотя у нас есть фотографии святого, образ всё равно тяготеет не к реалистичности, а к упрощению. Фото: hram-olgi.ru

Автор многочисленных трудов по иконописи Екатерина Дмитриевна Шеко так рассказывает об этом:

«Как бы там ни было, а ведь невооруженным глазом видно, что иконописному образу, по сравнению с академическим рисунком, не хватает объема. Оказывается, это делается намеренно.

Дело в том, что в академическом рисунке объем создается внешним источником света: включают лампочку, она создает тени и таким образом выявляется форма. На иконе нет теней, светлых и темных уголков, источника света — светоносным должно быть всё изображение целиком.

Форму выявляет не свет, а контур, однако он не дает той глубины, которая присутствует в академическом рисунке. Некоторый объем все же есть — тот самый, который создается с помощью тона и штрихов, но все же по сравнению с привычным нам портретом изображение получается более условное».

На таких иконах Богоматерь изображается в полный рост?

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Граттаж для школьников. Мастер-класс «Образ Божьей матери с младенцем на руках»

Попробую вспомнить и ответить по силе на довольно интересный вопрос. Таких икон на которых образ Божьей Матери изображен в полный рост очень много, например мне вспоминается, если не ошибаюсь, прежде всего икона Валаамская. Также мне встречался образ Божьей Матери икона Боголюбская, Благодатное Небо, Афонская(образ Богородицы изображен на ней как бы покровительственно стоящей над Святой горой Афон), Нерушимая Стена, Знамение, а также существует много различных списков этих икон( перечислить которые просто затрудняюсь).

Ссылка на основную публикацию