Елецкая икона божией матери

Елецкая икона божией матери

Елецкая икона божией матери

Мнение о связи 2 икон может рассматриваться, поскольку разделение образов по иконографии и датам празднования зафиксировано позднее в сравнении с легендарной датой их явления. Известно, что в 1146 г., когда Елец впервые упоминается в Никоновской летописи, он являлся центром удела Черниговского княжества и входил в состав Черниговской епархии. Дата празднования, установленная Е. и.,- 11 янв.- соотносится с датой появления в XVII в. Елецкой Черниговской иконы в черниговском Успенском монастыре. «Скарбница. » сообщает: «Пресвятой Богородицы власный образ на дереве еловом близко Чернигова найденный; с Чернигова в Москву под час войны есть перенесенный, поскольку теперь в Чернигове той образ не находится». В период сбора сведений о черниговской иконе архим. Иоанникию докладывали о том, что «в Москве… в России Великой образы такие продают». В 1676 г. братья Никита и Матфей Козелы привезли из Владимира-на-Клязьме в Чернигов на ярмарку перед Богоявлением образ, известный как Елецкий, житель Чернигова Константин Мезопета купил эту икону и 11 янв. того же года подарил ее мон-рю.

По перенесении из Талицы Е. и. находилась в елецком во имя Святой Троицы монастыре до пожара 1768 г. После перевода обители в Тамбовскую губ., в г. Лебедянь, образ, спасенный от пожара, был поставлен в соборной церкви Ельца. Иером. Геронтий, ссылаясь на указ Воронежской духовной консистории от 24 сент. 1775 г. № 3015 об упразднении елецкого Троицкого мон-ря, сообщает, что «иконостас из ветхой Троицкой монастырской церкви велено было взять: часть в градскую соборную Вознесенскую, а другую — в Христорождественскую Елецкую церковь» ( Геронтий (Кургановский). 1894. С. 17). А. К. Воскресенский дополняет, что «главная святыня монастыря с того времени и поныне украшает собой соборную церковь» ( Воскресенский. 1911. С. 96). Сообщение Воскресенского не вполне корректно, т. к. при передаче «части иконостаса» речь шла не о совр. автору Вознесенском соборе, построенном в 1845-1889 гг., а о старой Вознесенской ц., возведенной в камне в 1746 г. и получившей статус соборной в 1772 г. Передача иконы в соборную на то время церковь Ельца представляется логичной. Однако уже в кон. 40-х — нач. 50-х гг. XIX в. в связи со строительством нового Вознесенского собора храм XVIII в. разобрали, т. е. местонахождение иконы в период до окончания строительства нового собора (ок. 40 лет) неясно. Поскольку старый собор показан на плане Ельца 1849 г. без колокольни и трапезной, возможно, его храмовую часть окончательно разобрали после 1855 г., когда освятили престолы в трапезной нового собора, занявшего место колокольни и трапезной старой Вознесенской ц. Очевидно, тогда же в новый собор перенесли всю утварь и иконы из старой церкви.

Ежегодно 8 июля в память чудесного избавления от войск Темир-Аксака совершался крестный ход из Вознесенского собора в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Талица, но незадолго до 1899 г. он был отменен (по нек-рым сведениям, в связи с тем, что жители Талицы намеревались оставить икону у себя) «и вместо онаго установлен ход в Елецкую кладбищенскую Казанскую церковь» ( Назаров. 1899. С. 71). На 8 июля приходится также празднование Казанской иконе Божией Матери. Возможно, совпадение дат привело к подмене Е. и. Казанской, к-рая в XIX в. находилась «в соборном же Вознесенском храме… в особом киоте за правым клиросом; перед нею теплятся лампады» (Там же. С. 71; фотография кон. 80-х или 90-х гг. XIX в. (Фотоархив ИИМК РАН)). Однако в XIX в. именно эту икону связывали с образом из Талицы, перенесенным в Елец в 1395 г., что невозможно, поскольку явление Казанской иконы произошло спустя почти 2 столетия, в 1579 г.

Елецкая икона божией матери

В Талице был храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Сооружение деревянного храма можно отнести ко времени ок. 1638 г. (дата фигурирует в надписи на напрестольном Евангелии, вложенном в храм царем Михаилом Феодоровичем), каменного — к 60-м гг. XVIII в. ( Назаров. 1899. С. 76-77). Согласно метрике Вознесенского собора 1887 г. из ОР ИИМК РАН (Ф. Р-III. Д. 4332. Л. 10), «на прежней сребропозлащенной ризе, которою обложен был сей образ, вырезана на серебряной с чернью дощечке следующая надпись: «Сей образ Божией Матери изволением Божиим спасен от нашествия Темир-Аксака в 1395 году из острога Талицы и перенесен в церковь г. Ельца»». Икона с подобной табличкой не выявлена, на фотографии XIX в. с интерьером Вознесенского собора видно, что Казанская икона украшена ризой, соответствующей иконографии образа; неизвестно, была ли эта табличка на данной иконе.

Е. и., спасенную от нашествия Темир-Аксака, связывают с чудом от Владимирской иконы Божией Матери, принесенной 26 авг. 1395 г. по просьбе вел. кн. Василия Димитриевича (1371-1425) для всенародного моления из Владимира в Москву (ПСРЛ. Т. 25. С. 222). Согласно преданию, во сне Темир-Аксаку явилась Пресв. Богородица и он повернул войска вспять.

Иконография Е. и. близка к Владимирской иконе Божией Матери, ставшей прототипом мн. рус. изводов типа «Умиление». В гравированных и иконописных сводах икон Божией Матери Пресв. Богородица представлена с Младенцем Христом на правой руке, левая — в молитвенном жесте. Христос, приникнув к щеке Богоматери, обнимает Ее левой ручкой (скрыта). Он облачен в хитон, обе ножки обнажены от колен. В отличие от литографического изображения ножки Богомладенца не перекрещиваются (левая за правой), правая рука расположена на уровне груди, а не выше. Е. и. изображена: в ряду произвольно расположенных 130 явленных икон Божией Матери на гравюре 2-й пол. XVIII в. (РНБ ОЭ. Собр. А. В. Олсуфьева. РНК. T. 3. 479. № 1216; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 477-479); в минейном порядке на иконе «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Божией Матери (кон. XVIII — нач. XIX в.) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве; на 4-листовой гравюре «Изображение 160 икон Богородицы» с иконой «Неопалимая Купина» в центре (до 1847, предположительно гравера Е. Н. Долгова; под 11 янв. изображена Е. и., под 5 февр.- Елецкая Черниговская; Там же. С. 483) и на иконе «Неопалимая Купина» со 156 образами Богородицы (кон. XVIII — нач. XIX в. (?), частное собрание).

В ц. прор. Илии во 2-м Обыденском пер. в Москве находится больших размеров икона 2-й пол. XVIII в. в бисерном окладе, изготовленном, очевидно, елецкими мастерицами (мастерская елецкого монастыря в честь иконы Божией Матери «Знамение»?). К особеностям извода относится изображение ангелов, венчающих Богородицу короной.

В елецком соборе Вознесения Господня в киот у правого клироса помещена икона, написанная по литографии кон. XIX в. (см.: Поселянин. 1909. Ил. на с. 115), ее иконография имеет отличия по сравнению с более ранней иконографией, представленной на гравюрах и иконах свода чудотворных икон Божией Матери.

Появление в Ельце начиная со 2-й пол. XIX в. посвящений Е. и. храмов и престолов связано, очевидно, с прославлением Елецкой Аргамаченской иконы Божией Матери, написанной в 1735 г.

Источник: http://www.pravenc.ru/text/189783.html

Елецкая-Черниговская икона Божией Матери

Елецкая-Черниговская икона Божией Матери явилась на ели близ Чернигова в 1060 году, при Черниговском князе Святославе Ярославиче, как было записано в синодике епископа Черниговского Зосимы Прокоповича (1655 — 1657). Икона была поставлена в церковь, основанную в честь Елецкой иконы Божией Матери. Преподобный Антоний (+ 1073; память 10 июля), подвизавшийся на Болдиной горе в 1068 — 1069 годах, благословил основать здесь монастырь. В 1238 году монастырь был разрушен татарами, но икона сохранилась во внутренности монастырской стены. В 1470 году Киевский князь Симеон Олелькович восстановил обитель, и икону вновь поставили в храме. Дальнейшая судьба иконы неясна. По одному преданию, потомок Черниговских князей Барятинский увез икону в Москву в 1579 году, когда Чернигов перешел к польскому королю Стефану Баторию. В 1687 году окольничий князь Даниил Барятинский возвращался из похода в Крым. В Харькове он сильно заболел и перед смертью передал бывшую при нем в походе Елецкую икону в Харьковский Успенский собор. По другому преданию, икона исчезла из обители при ее разорении в XVII в. польскими войсками Сигизмунда III. В 1676 году князь Константин Острожский пожертвовал в Елецкую обитель список Елецкой иконы Божией Матери, привезенный из Владимира братьями Козелами. Архимандрит Иоанникий (Голятовский) возобновил тогда монастырь и описал многочисленные чудеса от этой иконы в книге «Скробница» («Сокровищница»), изданной в 1676 году в Новгороде Северском. Известна и еще одна Елецкая икона Божией Матери, также явившаяся в 1060 году. Свое название она получила от того, что находилась в городе Ельце, в соборной церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери. Празднество этой иконе положено 11 января.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life394.htm

Елецкая икона божией матери

Каноническая православная икона Русской Православной Церкви.

Празднуется: 11 января по церковному календарю (24 января по светскому календарю) России.

Елецкая икона находится в городе Ельце Орловской губернии, в соборной церкви во имя Смоленской Богоматери.
Икона явилась в 1060 году** и была обретена преподобным Антонием Печерским стоящею на ели, почему чудотворная икона и обитель, в которой она поставлена, названы Елецкими.
Список с чудотворной иконы находится в г. Ельце.
_____________________
Примечания:
* Источник информации: Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. Автор: София Снессорева, Санкт-Петербург, 1898 год.
** Время [явления икон] указывается приблизительно, по случаю разноречия в определениях разными источниками.

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ. ПУБЛИКАЦИЯ НАШИХ ДНЕЙ.

К великому сожалению, первообраз Елецкой чудотворной иконы не сохранился, по крайней мере о нём ничего не известно. А вот списки с иконы существуют в различных иконописных исполнениях, свято хранящихся в разных населённых пунктах, будучи и разного времени написания.

С другой стороны, известно, что история иконы существует в нескольких вариантах, часто противоречивых и неоднозначных. Чаще всего Елецкую икону путают с другой чудотворной иконой — Елецкой-Черниговской, поскольку обе найдены на ели, обе найдены в 1060 году и обе найдены Антонием Печерским. Поскольку такого быть не должно, то большинство православных склоняются к мнению, что собственно Елецкая икона Пресвятой Богородицы является изводом (копией) Елецкой-Черниговской иконы. Но и эта предположение не может быть принято, поскольку обе иконы совершенно различны по композиции. Внешне это совершенно различные иконы.

Поэтому, как представляется, вероятнее всего считать, что по Божией воле и при молитвенном предстоянии Пресвятой Богородицы, в помощь и заступление для православной России явлены две совершенно непохожие чудотворные Богородичные иконы, написанные в разной время, но исходящие из 1060 года, когда первообраз был обретен преподобным Антонием Печерским.

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ РАДИ ИКОНЫ ЕЯ ЕЛЕЦКОЙ

О Дева Пресвятая Богородице, земли Русския и мира всего хранительнице и Заступнице, просим Тя, чадолюбивая Мати, даруй нам покаяние во гресех и настави разум наш к познанию истины во спасение; град наш и вся грады и веси христианския защити и сохрани, спаси всех имиже веси судьбами и тако умоли, державная Царице, землю Русскую покаянием возродити и к Царству Небесному путеводствуй нас грешных и убогих, да тамо воспоем Богу в Троице Святей славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу песнь хваления, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Днесь светло красуется древний град Елец,/ поминающе славное чудо Пресвятыя Богородицы:/ егда бо на стогнах Первопрестольныя Москвы/ икону Ея чудную людие московстии сретаху,/ тогда Сама, Владычице, на горе Аргамачстей во граде Ельце,/ на сретение нечестивому Тамерлану изшедше,/ грозное его нашествие вспять обрати./ Сего дивнаго явления изображение на новописанней иконе зряще/ и Заступницу нашу за вся благодеяния Ея благодаряще,/ умильно Ей взываем:// и в предняя не остави нас, о Мати Милосердая.

Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас,/ верно зовущих Ти,/ ускори на молитву, и потщися на умоление,// предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице и чтим образ Твой святый, имже дивную победу на сопротивныя, граду Твоему даровала еси.

Пресвятая Богородица, моли Бога о Нас!

К общему алфавитному списку святых, соборов святых, чудотворных икон и событий.

Источник: http://palomnik.org/Bogoslavoslovie/IkoneB/E/Elezkaya.html

Елецкая икона Божьей Матери

Среди величественных православных святынь, перед которыми долгие годы возносят свои молитвы верующие христиане, особое место занимает местночтимая Елецкая икона пресвятой Божьей Матери, которую называют, также, Черниговской. Древнее предание повествует о том, что эта святыня была обретена святым преподобным Антонием Печерским в 1060 году возле города Чернигова. Преподобный Антоний увидел икону среди ветвей ели, это и послужило названию иконы. На месте обретения иконы был построен монастырь и церковь в честь Успения Богородицы, которая позже стала называться Елецкой. Необычный вид данной иконы состоит в том, что на ней Богородица с Младенцем на руках изображена на фоне высоких елей.

Прихожане местных храмов молятся перед Елецкой иконой Божьей Матери об исцелении душевных и телесных страданий верующих христиан, а также, о защите от иноплеменников. Празднование в честь этой святыни отмечается в православных храмах Чернигова 24 января. Местные мастера иконописи высокочтимый образ Елецкой Богоматери воплощают в своих работах на иконах, вышитых бисером, иконах из дерева, из янтаря. Купить Елецкую икону Божьей Матери можно в каждом православном храме, заказать в иконописной мастерской или в интернет магазине.

Хронология пребывания Елецкой иконы

Сведений об иконографии Елецкой иконы очень мало. Известно лишь, что долгое время эта святыня находилась в городе Ельце Орловской области, в соборной церкви Смоленской Богоматери. До 1768 года икона Елецкой Богородицы украшала Елецкий Троицкий монастырь, после пожара — соборную церковь города. В конце 1840 годов история этой христианской святыни прерывается. Высокочтимый список с этой древней иконы, написанный в XIII веке, находится в настоящее время в городе Ельце, а также, в московском храме пророка Ильи.

Каждый год, 8 мая в память победы над войсками Тамерлана, совершается крестный ход с Елецкой иконой Божьей Матери из Вознесенского собора в Елецкую кладбищенскую Казанскую церковь. В настоящее время в храмах города Ельца все большие праздничные богослужения начинают с почитания высокочтимой Елецкой иконы пресвятой Богородицы как самой главной православной реликвии, которая многие века считается главной защитницей и покровительницей города. Нет ни одной церкви в Орловской области, которую бы не украшал чтимый образ Богоматери Елецкой.

Источник: http://www.sudba.info/eleckaya-ikona-bozhej-materi/

История иконы Божией Матери «Елецкая»

История Елецкой икона Божией Матери и ее культа

Прежде чем вы приступите к чтению этой работы я хотел бы начать с небольшого делового вступления.

Дело в том что данная работе первая из серии более 50 публикация вашего автора на темы истории иконописи в Росииской империи.

Кроме того все эти работы широко и богато проиллюстрированы автором чем значительно улучшено восприятие читателям излагаемого материала!

Но однако размещения книги со всеми авторскими иллюстрациями на сайте Litnet.ru затруднено по тех.причинам. Сайт не публикует материал в PDF формате!

В связи с чем если вас заинтересовалда эта и другие подобные ей мои работы то вы можете их самостоятельно прочитать на своем смартофоне или планшете если через программу Play Market установите у себя бесплатное приложение » Домашняя библиотека» или «50 000 книг».

Там есть отдел «Магазин», где вы сможете как платно так и в большей части бесплатно! скачать эту или другие мои книги!

С уважением и наилучшими пожеланиями ваш автор!

История Елецкой икона Божией Матери и ее культа

ч.1 Елецко-Черниговская ИБМ и история ее культа

В перечне чудотворных икон Богородицы, ныне особо чтимых в РПЦ МП есть одна, история которой не только сильно «запутана», скажем в силу приписываемой ей «древности», но и в отличие от других икон данного типа, она как бы одновременно существует в двух совершено отличных друг от друга образах!
Вот смотрите сами: «Елецкая Черниговская Икона Божией Матери» и просто «Елецкая» Икона Божией Матери! Ее еще в некоторых публикациях называют как «Елецкая Казанская Икона Божией Матери»

И при всем этом у них почти, «совпадает» год их явления в Московском царстве!
А глядя на фото этих икон, даже не специалисту по иконографическим образам сразу становится понятно, что одна их них не является копией другой! Причем во втором случае просто «Елецкая ИБМ» это по сути есть копия «Владимирской» ИБМ «Умиление»!
Хотя вопреки всей этой нашей логике и здравому смыслу на одном из ведущих сайтов РПЦ МП http://www.patriarchia.ru/db/text/914121.html в отношении этой иконы сказано так «Изображение икон Пресвятой Богородицы» указываются две иконы Богоматери, известные под одним и тем же названием «Елецкой».
Под датой 11-го января там помещены следующие сведения: «Сия святая икона («Елецкая») находится в Орловской губернии, в городе Ельце, в соборной церкви во имя Смоленской Пресвятой Богородицы, где и празднество в честь ее совершается. Она явилась в 1060 году».
5-го февраля о Елецкой Черниговской иконе Богоматери сказано: «Она явилась близ Чернигова, на горе Болдиной, на ели, в 1060 году и прославилась многими чудотворениями». В этих двух сообщениях сомнительным может показаться то, что икона одного и того же имени явилась в один и тот же год в различных местах.
Недоразумение — это можно разрешить следующим образом — предположить, что одна из этих двух икон, а именно «Черниговская Елецкая икона» является условным «подлинником», а другая — Елецкая, находящаяся в городе Ельце на Орловщине в соборной церкви во имя «Смоленской» иконы Божией Матери, — списком с первой иконы.»

Но я думаю, что таким путем мы не сможем «разрешить «это историческое недоразумение» и для этого нам придётся провести уже свое новое историческое расследование!
Причем проводить его мы будем не так как это делают «кабинетные историки» переписывая друг у друга тексты и «точки зрения» по тому или иному вопросу, чтобы подчеркнуть свою «начитанность», а по правилам, разработанным такой прикладной наукой как криминалистика, что применяются в ходе рассмотрения уголовных дел в судах!
Когда сторона обвинения или защиты выдвигают свои версии того или иного события, они в суде проверяются путем сбора и оценки тех или иных доказательств, и по итогам проверки и оценки всей совокупности собранных по делу доказательств! суд выносит окончательное решение!

А начнем мы наше расследование с изучения истории первой из этих икон ныне называемой «Елецкой Черниговской иконой Божией Матери» поскольку она все же является как бы «первой» по своей известности в московском православии.
В этом расследовании наш труд будет облегчен, тем, что у вышеназванной иконы примерно 334 года тому назад, появился свой «летописец», оставивший нам, «неблагодарным потомкам» как подробное описание истории иконы, так и всех явленных ею в его время, «чудес».
Но, «чудеса» как проявления «метафизики» мы оставим в стороне (ибо это не есть предметом нашего изучения), а сами займемся историей.

И тут надо будет сказать, что этим «летописцем» иконы или по-современному говоря, ее «популяризатором» в Русской православной церкви явился наместник «Елецкого в честь Успения Пресв. Богородицы» монастыря в Чернигове, архимандрит Иоанникий (в миру Галятовский) изложивший историю иконы в своей книге «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» (изданной в типографии г. Новгород-Северского в 1676году).
По версии архимандрита Иоанникия, первообраз иконы явился в 1060 году преподобному Антонию Печерскому на ветвях ели, а впоследствии был поставлен в Елецком монастыре, основанном по благословению преподобного.
Оттуда икона исчезла при неизвестных обстоятельствах, а затем в Чернигове явился ее список, который и оказался в Елецком монастыре.
И поскольку у нас появился первый и важный исторический свидетель, то он как незаслуженно забыта, что в России, что я Украине историческая личность, нуждается в отдельном представлении.

Источник: http://litnet.com/ru/reader/istoriya-ikony-bozhiei-materi-eleckaya-b98999

Елецкая икона Божией Матери: история иконы, найденной в ветвях

Существует много икон Божией Матери, которые были явлены в ветвях деревьев. Но сегодняшняя наша история об иконе, именуемой Елецкая-Черниговская.

Вы заметили, что иногда Господь творит чудеса, «отменяя» время? Сокращая его. К примеру, превратив воду в вино. Естественно, вода бы стала вином через год – выпавший дождь побежал бы по прожилкам в виноградном стволе и налил сладким соком грозди, виноделы собрали бы ягоды и сделали вино – но Господь сократил это время до секунды. Возможно, расслабленный пролежал бы еще несколько лет, молился и постился, лечился и терпел, и Бог послал бы ему исцеление, но на свое счастье он встретил Христа – и выздоровление произошло мгновенно. Так же и дерево росло бы, было срублено, из него бы сделали доску для иконы, иконописец взял доску у плотника и написал бы икону, но Господь посылает уже написанную икону на ветвях дерева сразу туда, где она нужна сейчас, а не через двадцать лет.

Существует много икон Божией Матери, которые были явлены в ветвях деревьев – Жировицкая, Дудичская, Павловская-Казанская, Урюпинская…

Но сегодня день праздника Елецкой-Черниговской иконы Божией Матери, а о ней в Ипатьевской летописи (1074 г.) сказано, что подвергшись гневу Великого князя Изяслава, преподобный Антоний Печерский тайно ушел в Чернигов к князю Святославу Ярославичу и ископал себе на Болдиных горах пещеру, где и подвизался. Тогда же и явилась преподобному икона Богородицы на ели, оттого и стала называться «елецкою». А было это в 1060 году 6 февраля.

На иконе была изображена Богородица с Младенцем, который в левой руке держит свиток, а правой – благословляет.

На том же месте, где преподобный Антоний нашел икону, он с помощью князя Святослава устроил каменную церковь, а потом и обитель в честь Успения Богородицы.

Через двести лет, в октябре 1239 года, войско Батыя подступило к Чернигову. Храбро сражался черниговский князь Мстислав Глебович с монголо-татарами, но и он и вся его дружина погибли во время штурма города. Чернигов был разграблен и сожжен со всеми его монастырями и храмами.

Но по преданию, икону успели спрятать внутри монастырской стены. Еще через двести лет в 1470 году уже Киевский князь Симеон отстроил Елецкую обитель, и спрятанная икона вернулась в храм.

Однако после того, как полководец короля Сигизмуда Третьего, Горностай в 17 столетии снова разрушил монастырь, чудотворный образ елецкий, явленый преподобному Антонию теряется и судьба его неизвестна.

Свято место пусто не бывает – и вот в 1676 году архимандрит Иоанникий (Голятовский) поднимал из руин многострадальную черниговскую обитель. И Богородица не оставила город и людей без своего покровительства, вернув икону в монастырь. Это, конечно, не та самая Антониева икона, но на ней изображен образ Богородицы с Младенцем, икона расположена на ветвях ели, по левую сторону от ствола которой – город Чернигов, а по правую – монастырь и храм. За городом течет река. И «московские люди», у которых была куплена икона прозывали ее Елецкою.

Елецкая икона божией материУспенский собору Елецкого монастыря. Чернигов. Фото: azbyka.ru

Архимандрит Иоанникий посылал людей в Москву разузнать о названии иконы, чтобы убедиться, что это «та самая» Елецкая. Посланные монахи нашли потомка князя Святослава Ярославича князя Никиту Ивановича Одоевского, который подтвердил, что название иконы происходит от дерева ели, на которой была она явлена близ города Чернигова.

Иоанникий же записал в «Скарбницу» – книгу «потребную и пожиточную всему свету» изданную в 1678 году в Новгороде-Северском и сведения от князя Одоевского и историю возвращения иконы:

«Этот об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы при­вез из Ве­ли­кой Рос­сии, имен­но из Вла­ди­ми­ра, Ники­та Фе­о­до­ро­вич Ко­зель в ян­ва­ре 1676 го­да в Чер­ни­гов на яр­мар­ку, и этот об­раз ку­пил у него Кон­стан­тин Кон­стан­ти­но­вич, князь Ма­зо­пет­та (Острож­ский), и от­дал его в церковь Елец­кой Бо­го­ро­ди­цы».

С тех пор образ Богородицы Елецкой находится в Успенском храме Елецкого монастыря. Архимандрит Иоанникий в своей «Скарбнице» записывал и чудеса от этого образа совершаемые.

В 2017 году воры забрались в храм, и, открыв киот иконы, похитили украшения, поднесенные Божией Матери благодарными людьми. Сама икона незначительно пострадала. Это происшествие дало повод отреставрировать чудотворный образ. Когда стал вопрос о перевозке иконы в киевские реставрационные мастерские, жители Чернигова забеспокоились, столько раз теряв святыню, договорились, что реставраторы приедут в Елецкий монастырь и на месте сделают все необходимое. Так и случилось.

Реставрация прошла благополучно, и образ Елецкой Богородицы был возвращен на свое место в храм. На нем была открыта надпись, сде­лан­ная ки­но­ва­рью:

«Об­раз Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца Елец­кая-Чер­ни­гов­ская», а в древ­ней­шей опи­си Успен­ско­го со­бо­ра, сде­лан­ной в 1724 го­ду, зна­чит­ся: «Об­раз чу­до­твор­ной Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы Елец­кой; ри­за се­реб­ря­ная, по­зо­ло­чен­ная, пода­на кур­че­ни­ном Фино­ге­ном Без­хо­дар­ным, а под­свещ­ник по­зо­ло­чен­ный пол­ков­ни­ком Григо­ри­ем Квет­кою».

Что подтверждает, что это та самая икона, подаренная Острожским князем.

Кто знает, не из дерева ли той самой, росшей при еще при преподобном Антонии ели сделана была доска для новой иконы Богородицы Елецкой.

Господь никогда не медлит, если видит, что чудо необходимо. Попробуем и мы научиться сокращать время от доброго помысла до доброго дела, а Пресвятая Богородица да поможет нам в этом.

Источник: http://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/68797-jeleckaja-ikona-bozhijej-materi-istorija-ikony-najdennoj-v-vetvyah

История иконы Елецкой Богоматери

Елецкая икона божией матери

Елецкая икона божией матери

Елецкая икона божией матери

24 января (11 января по старому стилю), православные христиане отмечают праздник иконы Божией Матери Елецкой, явленной 960 лет назад в 1060 году.

Запутанная история
Сведения об этом чудотворном лике запутаны и противоречивы. Очень часто за него ошибочно принимают икону Елецкой Черниговской Богородицы (ее праздник отмечается 5 февраля). Происходит это видимо потому, что по некоторым свидетельствам, опять же весьма спорным, оба лика явлены в одном и том же 1060 году. Кстати, вот вам и еще одно, пусть и очень натянутое косвенное, доказательство существования Ельца до первого летописного упоминания в 1146 году.

Еще одна икона?
Местное предание гласит, что перед нашествием Тамерлана (1395 год) икона Елецкой Божией Матери была перенесена в наш город со сторожевого пограничного поста, находившегося в районе нынешнего села Талица. Позднее чудотворный образ будто бы хранился в елецком мужском Троицком монастыре, который до пожара 1769 года располагался на Каменной горе. Затем, братию из сгоревшей обители перевели в Лебедянь, а Елецкую икону, чудом спасенную от пожара, передали в Вознесенскую церковь (старый собор, некогда стоявший на нашей Красной площади).
После освящения нового собора главная городская святыня заняла в нем свое место. Однако в советскую эпоху, во время гонений на церковь образ был утерян.

Какой была Елецкая Богородица?
Иконография лика Елецкой Божией Матери до сих пор доподлинно неизвестна. Как он изначально изображался и к какому каноническом типу относился, ныне сказать сложно. Предполагать это можно лишь по сохранившимся образам.
Так на гравюре второй половины XVIII века, в ряду 130 других явленных ликов Божией Матери, Елецкая икона выполнена в традиции — «Умиление».
Аналогичное Ее изображение (как фрагмент в ряду 142-х чудотворных образов Богородицы) можно видеть на иконе «Распятие и Страсти Господни», написанной в конце XVIII, начале XIX веков, хранившейся в московском Богоявленском монастыре.
Тот же образ — «Умиление» является нам на иконе, сохранившейся в столичной церкви пророка Илии. Именно тут, в самом центре Москвы, сегодня можно видеть довольно больших размеров образ Елецкой Богоматери.
Лик на сайте храма
Вот что читаем о нем на сайте московского храма Илии:
«Уникальным иконографическим образцом является Елецкая икона Божией Матери второй половины XVIII столетия, выполненная на холсте и закрытая бисерным окладом. Извод, известный по небольшим иконописным и гравированным воспроизведениям на изображениях сводов Богородичных образов, относится к типу Умиление, он дополнен сюжетом увенчания Богородицы Ангелами. В Ельце, вероятно, в Знаменском женском монастыре, процветало искусство бисерного шитья (так оно и было — прим. Р. Д.) можно предполагать, что единственный известный сейчас список утраченной святыни, прославившейся в 1395 году, происходит оттуда и достаточно точно повторяет оригинал».
Интересно, правда?!

Матерь Божия «Аргамаченская»
Однако, это еще не все. Нужно сказать, что в нашем городе была издавна почитаемая икона Елецкой (так называемой Аргамаченской) Божией Матери. Этот образ, стоящей на облаке Богородицы с воздетыми вверх руками, хорошо знаком многим ельчанам. Судя по тщательно выписанному лику Богоматери, живописным деталям изображенных автором, икону можно отнести к типу акафистных.
По одной из местных легенд ее подлинник был создан мастерами из числа духовенства храма Рождества Богородицы, что в слободе Аргамач в 1735 году. Затем (вероятно накануне войны с Наполеоном) иконописный лик Защитницы Русской земли был перенесен в один из московских монастырей. Тут следы иконы загадочным образом теряются. Однако в Ельце, по-видимому, оставались ее копии. Кстати, две из них, ельчане преподносили монаршей семье — в 1883 и в 1895 годах.
Исчезновение и существование
В середине 60-х годов прошлого века одна из подобных копий, сохраненная богомольной ельчанкой после закрытия церкви Рождества Богородицы, была передана в Вознесенский собор. Увы, в наши дни увидеть здесь эту икону невозможно. Она исчезла из храма несколько лет назад, была украдена. Впрочем, существуют сделанные с нее списки и фотографии, которые очень популярны среди горожан.
Подытоживая все вышесказанное можно с уверенностью сказать, что история елецких святынь, не менее интересна, разнопланова и глубока, чем история самого города. Думается, она еще ждет своих исследователей, готовя немало сюрпризов и открытий на их пути.

Источник: http://elets.bezformata.com/listnews/istoriya-ikoni-eletckoj-bogomateri/80899359/

Икона Божией Матери,

Икона Божией Матери, называемая «Елецкая»

В августе 1395 г., через две недели после разорения Ельца, Тамерлан вдруг повернул обратно. Причиной же неожиданного отступления «грозного Тимура» от первоначального намерения идти на Москву предание называет чудесное заступничество Царицы Небесной за православных. Ожидая наступления Тамерлана, московский князь Василий Дмитриевич по благословению митрополита Киприана повелел привезти из Владимира в столицу чудотворный образ Божией Матери, с которым князь Андрей Боголюбский в свое время победил болгар.

26 августа (по ст. ст.) москвичи торжественно встречали чудотворную икону на том месте, где позднее был основан Сретенский монастырь. Непрестанные молитвы русских людей были услышаны Царицей Небесной — в тот же день, как прибывший образ был поставлен в Успенском соборе Московского Кремля, Тамерлан неожиданно развернул свои войска и покинул пределы Русской земли.

Поводом для такого поворота событий называется сон, в котором грозный завоеватель увидел: «. высокую гору и с ея вершины идущих к нему многих святителей с золотыми жезлами. Над ними в сиянии лучезарном явилась Жена, благолепия и величия неописанного, окруженная тьмами молниеобразных воинов, которые все грозно устремились на Тамерлана. Он затрепетал, очнулся и, созвав вельмож своих. велел полкам своим идти обратно». В топографии окрестностей Ельца с местом чудесного видения Тамерлану Пресвятой Богородицы связывают Аргамаченскую слободу в устье реки Ельчик напротив елецкой крепости.

В память чудесного спасения Руси от нашествия войск Тамерлана ельчанами позднее была написана икона Божией Матери, называемая «Елецкая» и ставшая одной из самых почитаемых святынь Елецкой земли. По мнению ряда исследователей, впервые она появилась в Ельце в 1737 г., будучи принесённой из Москвы клириками храма св. Николая Чудотворца в елецкой Агамаченской слободе священником Иоасафом Никифоровым, диаконом Иоанном и дьячком Алексием.

Бытует предание о том, что они отправились в Москву для того, чтобы «отыскать явленную на Аргамачьей горе образ, списать с него копию и принести в свой храм. намерение увенчалось успехом: они списали икону Божией Матери и, возвратившись пешком, принесли её на своих руках на Аргамач-гору, в церковь». История создания иконы была запечатлена в надписях на двух клеймах внизу иконы.

На этом образе Елецкой Божией Матери была изображена «стоящая на облаках Царица Небесная с распростёртыми руками, окружённая небесным воинством и со всеми святыми, идущая по воздуху на устрашение Тамерлана, который стоял лагерем на Аргамач-горе. В нижней части иконы было изображено воинство Тамерлана и его шатёр. Икона, украшенная серебряным позолоченным окладом, долгое время находилась за левым клиросом Рождественской церкви в Аргамачьей слободе Ельца.

Почитание образа Елецкой Аргамаченской иконы Божией Матери в городе было столь велико, что списки её находились почти во всех городских храмах. Список Елецкой Аргамаченской иконы Божией Матери, выполненный в последней четверти XIX в., был передан в Елецкий Вознесенский собор в 1995 г. из фондов Елецкого краеведческого музея, пока не был украден неизвестными злоумышленниками в 1999 г. В настоящее время у левого клироса собора находится список этой иконы, сделанный по фотографии.

Широко известен и появившийся, очевидно, в позднее время краткий извод композиции иконы: Богородица с воздетыми в молении руками (тип «Оранта») стоит на облаке, ангелы — по сторонам вверху. А в 1893 г., к 500-летнему юбилею чудесного заступничества Царицы Небесной за православный народ, в Ельце был заложен храм во имя Елецкой иконы Божией Матери.

Летописи запечатлели в XV —XVI вв. десятки разорительных нашествий вражеских полчищ, после которых Елец, как птица Феникс, вновь и вновь отстраивал свои укрепления, налаживал жизнь, восстанавливал сгоревшие и строил новые храмы.

Елецкая икона божией матери
Вознесенский кафедральный собор г.Ельца.

При восстановлении Елецкой крепости в 1592 — 1594 гг. под руководством владимирского городового мастера Ильи Катеринина в её стенах были построены и новые храмы. По мере заселения посада и пригородных слобод к началу XVII в. сооружены ещё несколько церквей вне крепости.

В это время Елец в церковном отношении подчинялся рязанским архипастырям. Об этом свидетельствуют указы царя Михаила Фёдоровича, повелевшего в 1636 г. вновь построенные «. острожки Талецкой и Чернавской при реке Быстрой Сосне . ведать архиепископам Рязанским.

Источник: http://www.vidania.ru/temple/temple_lipezkaya/voznesenskii_sobor_elezkaya_ikona.html

Икона Божией Матери «Елецкая»

День празднования — 6 февраля ст.ст. / 18 февраля н.ст.

Елецкая икона божией матери

Явление древней чудотворной Елецкой иконы Божией Матери произошло 6 февраля 1060 года, во время княжения в Чернигове внука Святого равноапостольного князя Владимира, Святослава Ярославича, который и создал на месте явления иконы монастырь.

Составляя «Скарбницу», архимандрит Иоанникий Голятовский в 1676 году посылал в Москву разузнать о Богородице Елецкой, почему она так называется. Престарелый князь Никита Иванович Одоевский, потомок Черниговского князя Святослава Ярославича, поведал им: «Чували мы от дедов и прадедов своих, что близ Чернигова на дереве еловом знайденый образ Пресвятой Богородицы. Потому збудованая там церков называется Богородица Елецкая, что от елины альбо елю Богородица Елецкая названа, так как на елю альбо на елине образ Пресвятой Богородицы есть знайденый».

Во время монголо-татарского нашествия на Чернигов в 1239 году, святая обитель подверглась разорению. Судьба древней иконы Елецкой Богоматери неизвестна. По преданию, в момент нападения завоевателей, она была спрятана внутри церковной стены, а впоследствии ее вновь поместили в Успенском соборе. Голятовский в «Скарбнице» замечает: «Пресвятой Богородицы власный образ на дереве еловом близко Чернигова знайденый, з Чернигова до Москвы под час войны есть перенесеный, поскольку теперь в Чернигове той образ не знаходится». Филарет Гумилевский в своем описании города Харькова утверждал, что «в 1579 г. св. икона была взята князем Барятинским и оставалась в доме Барятинских, потомков Черниговского князя Святослава Ярославича, в виде наследственного достояния».

Елецкая икона божией матери

А затем, «в 1687 году окольничий, князь Даниил Барятинский, командир Новгородских полков, под начальством князя Василия Голицына, быв в походе против Крыма, на возвратном пути из похода сделался болен в Харькове и находясь близ смерти отдал бывшую с ним в походе св. Елецкую икону Пресв. Богородицы в Харьковский Успенский собор». В данном случае Филаретом было записано устное предание. Древность чудотворной и любимой харьковчанами иконы Елецкой Богородицы, хранившейся в Успенском соборе Харькова, знатоками живописи оспаривалась, хотя давность ее письма признавалась безусловно. Между тем, провести новые исследования невозможно — икона безследно пропала в советское время.

Матерь Божия не оставила Елецкую обитель без Своего образа. В разгар восстановительных работ, проводимых Иоанникием Голятовским, в монастыре явился новый образ Богородицы Елецкой, который, как и древний, прославился чудотворениями. В 1676 году братья Никита и Матфей Козелы привезли из российского города Владимира в Чернигов на Богоявленскую ярмарку образ Елецкой Божией Матери. Благочестивый Чернигов­ский житель Константин Константинович Мезопета купил этот образ и 11 января того же года подарил его обители Елецкой.

Для записи чудес по молитвам к Богоматери Елецкой в монастырской ризнице до революции хранилась беловая книга под названием «Слава Пресвятыя Богородицы Елецкия», выданная из Черниговской духовной консистории 6 февраля 1895 года за № 2443.

Елецкая икона божией матери

Все, кто с верой и пламенной молитвой обращался к Царице Небесной перед Ее чудотворным образом, получали помощь и утешение.

Композиция Елецкой иконы весьма интересна. Это практически иконография самой истории явления образа в древности, и одновременно запечатленный вид Черниговского замка второй половины XVII века. Композиция образа имеет также богословский смысл. В горней части иконы в прямоугольной резной рамке изображена Богородица с Предвечным Младенцем на фоне ветвей ели, ствол которой делит нижнюю часть композиции пополам. Вдалеке видна река Десна, река жизни. Справа от елового ствола — тихое пристанище — Успенский собор Елецкого монастыря. Слева изображена часть Черниговской крепости с постройками, где, по всему видно, кипит светская жизнь. Двигаясь взором по иконе «против солони» (против часовой стрелки), замечаешь начертанный Божьим Промыслом путь, путь нашей души, нашей жизни.

В Успенском храме был устроен красивый позолоченный деревянный киот для чудотворного образа Елецкой Божией Матери. На зиму икону переносили в теплый Петро-Павловский храм. Перенесение совершалось торжественно, собором всей братии, с пением тропаря Богородице и при колокольном звоне. Чудотворная икона Елецкой Богоматери пользовалась особенным благоговейным вниманием не только жителей города Чернигова и окрестных селений, но и многочисленных богомольцев, приходивших в Чернигов на поклонение святыням. В Елецкой обители каждую среду перед литургией совершалось молебное пение и читался акафист перед чудотворным образом Елецкой Богоматери. Особенно умилительно пелись при этом припевы к акафисту Успения Богородицы: «Радуйся, обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая!» и заключительный кондак акафиста Благовещению: «О всепетая Мати…».

Елецкая икона божией матери

Образ Елецкой Богородицы, находившийся в обители до ее закрытия, искусствоведы датируют 90-ми годами XVII столетия. Она написана темперными и масляными красками на двух широких досках, скрепленных между собой двумя врезными шпонками. Верхняя часть иконы закруглена. Общая высота иконы 135 см, ширина 76 см, толщина досок 3 см. В 1930 году эта икона из Успенского собора попала в Черниговский исторический музей. Во время Великой Отечественной войны икону Елецкой Богоматери подобрала некая женщина на пепелище сгоревшего музея и принесла в Троице-Ильинский монастырь. Игумения Антония велела сделать копию с иконы, но местные власти заставили отдать в музей не копию, а оригинал.

Чудотворная икона Елецкой Божией Матери находилась в Черниговском историческом музее им. В. В. Тарновского до 1 апреля 1999 года. Ныне она возвращена в Елецкий монастырь.

Икона Божией Матери «Скорбящая» Одной из крымских святынь, представленных на сегоднешний, была и остается икона Божией Матери «Скорбящая» находящаяся в Свято-Троицком соборе. Эта икона обновилась сама, без .

Содержание1 Случилось чудо следующим образом2 Исцеление девочки3 Передача иконы К наиболее поздним (1881 год) и самым сильным и почитаемым иконам православия принадлежит Козельщинская икона Божией Матери. Икону .

Икона «Плачущий Спаситель» Образ изображен на холсте шириной в 13 и высотой в 16 вершков (приблизительно 57,2 см на 70,4 см), изображение поясное, стиль письма вероятно итальянский. Изображение во многом отличается .

Икона «Неувядаемый цвет» изображает Богородицу, у которой на руках сидит младенец — сын Иисус. При этом Матерь Божья держит в руках белую лилию. Этот цветок на данной иконе олицетворяет непорочность, молодость .

При появлении в доме иконы у людей очень часто возникает вопрос, как правильно ее расположить. Это не просто картина, которую можно повесить, где душе будет угодно. В противном случае, можно просто нарушить священные .

Источник: http://carkva-gazeta.org/%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D0%B1%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8-%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F/

Елецкая икона Божией Матери

День празднования: 8 сентября

На иконе Божией Матери Елецкой изображено явление Елецкая икона божией материЦарицы Небесной Тамерлану, бывшее в 1395 году в городе Ельце. На горе Аргамач Светоносная Дева с сонмом святых явилась грозному Тамерлану, двинувшего орду на Русь. В этот же день 26 августа жители Москвы встречали чудотворную Владимирскую икону Божией Матери и молились пред ней о спасении от страшного нашествия. Впоследствии на месте встречи Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь.

Устрашенный видением, Тамерлан воскликнул: «Так, мы не одолеем земли русской!» и повернул с ордой назад. Так заступничеством Царицы Небесной было спасено Отечество наше от неминуемого разорения.

Елецкая икона божией матери Мозаика на храме Елецкой иконы Божией Матери, г. Елец

Елецкая икона божией материВ память об этом чудесном событии и написана Елецкая икона Божией Материи, а 8 сентября по новому стилю установлено ей празднование.

В этот день, по традиции, богослужение в храме Елецкой иконы Божией Матери возглавляет правящий архиерей Елецкой епархии, и в самый день праздника, после Божественной литургии, богомольцы крестным ходом отправляются из храма на гору Аргамач к храму Рождества Пресвятой Богородицы, где произошло чудесное явление, и продолжают празднование торжественным молебном и праздничным концертом.

Источник: http://www.uspensk.ru/eleckaya-ikona-bozhiej-materi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector