Елецкая божья матерь

Согласно древнему преданию, Елецкая икона Божией Матери в 1060 году была обретена преподобным Антонием Печерским стоящею на ели. Именно поэтому и икона, и обитель, в которой она была поставлена, названы Елецкими.

В 1395 году перед нашествием Тамерлана образ Богородицы был перенесен в Елецкий Свято-Троицкий монастырь. Там он и находился до страшного пожара в 1768 году. После этого обитель не восстанавливали, а перевели в Тамбовскую губернию, икона же Богоматери, спасенная от пожара, была поставлена в соборной церкви Ельца.

Иконография Елецкой иконы близка к Владимирской иконе Божией Матери, ставшей прототипом многих русских изводов типа «Умиление».

День памяти: 24 января (11 января по ст. ст.).

Каноническая православная икона Русской Православной Церкви.

Празднуется: 11 января по церковному календарю (24 января по светскому календарю) России.

Елецкая икона находится в городе Ельце Орловской губернии, в соборной церкви во имя Смоленской Богоматери.
Икона явилась в 1060 году** и была обретена преподобным Антонием Печерским стоящею на ели, почему чудотворная икона и обитель, в которой она поставлена, названы Елецкими.
Список с чудотворной иконы находится в г. Ельце.
_____________________
Примечания:
* Источник информации: Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. Автор: София Снессорева, Санкт-Петербург, 1898 год.
** Время [явления икон] указывается приблизительно, по случаю разноречия в определениях разными источниками.

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ. ПУБЛИКАЦИЯ НАШИХ ДНЕЙ.

К великому сожалению, первообраз Елецкой чудотворной иконы не сохранился, по крайней мере о нём ничего не известно. А вот списки с иконы существуют в различных иконописных исполнениях, свято хранящихся в разных населённых пунктах, будучи и разного времени написания.

С другой стороны, известно, что история иконы существует в нескольких вариантах, часто противоречивых и неоднозначных. Чаще всего Елецкую икону путают с другой чудотворной иконой — Елецкой-Черниговской, поскольку обе найдены на ели, обе найдены в 1060 году и обе найдены Антонием Печерским. Поскольку такого быть не должно, то большинство православных склоняются к мнению, что собственно Елецкая икона Пресвятой Богородицы является изводом (копией) Елецкой-Черниговской иконы. Но и эта предположение не может быть принято, поскольку обе иконы совершенно различны по композиции. Внешне это совершенно различные иконы.

Поэтому, как представляется, вероятнее всего считать, что по Божией воле и при молитвенном предстоянии Пресвятой Богородицы, в помощь и заступление для православной России явлены две совершенно непохожие чудотворные Богородичные иконы, написанные в разной время, но исходящие из 1060 года, когда первообраз был обретен преподобным Антонием Печерским.

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ РАДИ ИКОНЫ ЕЯ ЕЛЕЦКОЙ

О Дева Пресвятая Богородице, земли Русския и мира всего хранительнице и Заступнице, просим Тя, чадолюбивая Мати, даруй нам покаяние во гресех и настави разум наш к познанию истины во спасение; град наш и вся грады и веси христианския защити и сохрани, спаси всех имиже веси судьбами и тако умоли, державная Царице, землю Русскую покаянием возродити и к Царству Небесному путеводствуй нас грешных и убогих, да тамо воспоем Богу в Троице Святей славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу песнь хваления, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Днесь светло красуется древний град Елец,/ поминающе славное чудо Пресвятыя Богородицы:/ егда бо на стогнах Первопрестольныя Москвы/ икону Ея чудную людие московстии сретаху,/ тогда Сама, Владычице, на горе Аргамачстей во граде Ельце,/ на сретение нечестивому Тамерлану изшедше,/ грозное его нашествие вспять обрати./ Сего дивнаго явления изображение на новописанней иконе зряще/ и Заступницу нашу за вся благодеяния Ея благодаряще,/ умильно Ей взываем:// и в предняя не остави нас, о Мати Милосердая.

Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас,/ верно зовущих Ти,/ ускори на молитву, и потщися на умоление,// предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице и чтим образ Твой святый, имже дивную победу на сопротивныя, граду Твоему даровала еси.

Пресвятая Богородица, моли Бога о Нас!

К общему алфавитному списку святых, соборов святых, чудотворных икон и событий.

Согласно древнему преданию, Елецкая икона Божией Матери в 1060 году была обретена преподобным Антонием Печерским стоящею на ели. Именно поэтому и икона, и обитель, в которой она была поставлена, названы Елецкими.

В 1395 году перед нашествием Тамерлана образ Богородицы был перенесен в Елецкий Свято-Троицкий монастырь. Там он и находился до страшного пожара в 1768 году. После этого обитель не восстанавливали, а перевели в Тамбовскую губернию, икона же Богоматери, спасенная от пожара, была поставлена в соборной церкви Ельца.

Иконография Елецкой иконы близка к Владимирской иконе Божией Матери, ставшей прототипом многих русских изводов типа «Умиление».

День памяти: 24 января (11 января по ст. ст.).

Существует много икон Божией Матери, которые были явлены в ветвях деревьев. Но сегодняшняя наша история об иконе, именуемой Елецкая-Черниговская.

Вы заметили, что иногда Господь творит чудеса, «отменяя» время? Сокращая его. К примеру, превратив воду в вино. Естественно, вода бы стала вином через год – выпавший дождь побежал бы по прожилкам в виноградном стволе и налил сладким соком грозди, виноделы собрали бы ягоды и сделали вино – но Господь сократил это время до секунды. Возможно, расслабленный пролежал бы еще несколько лет, молился и постился, лечился и терпел, и Бог послал бы ему исцеление, но на свое счастье он встретил Христа – и выздоровление произошло мгновенно. Так же и дерево росло бы, было срублено, из него бы сделали доску для иконы, иконописец взял доску у плотника и написал бы икону, но Господь посылает уже написанную икону на ветвях дерева сразу туда, где она нужна сейчас, а не через двадцать лет.

Существует много икон Божией Матери, которые были явлены в ветвях деревьев – Жировицкая, Дудичская, Павловская-Казанская, Урюпинская…

Но сегодня день праздника Елецкой-Черниговской иконы Божией Матери, а о ней в Ипатьевской летописи (1074 г.) сказано, что подвергшись гневу Великого князя Изяслава, преподобный Антоний Печерский тайно ушел в Чернигов к князю Святославу Ярославичу и ископал себе на Болдиных горах пещеру, где и подвизался. Тогда же и явилась преподобному икона Богородицы на ели, оттого и стала называться «елецкою». А было это в 1060 году 6 февраля.

На иконе была изображена Богородица с Младенцем, который в левой руке держит свиток, а правой – благословляет.

На том же месте, где преподобный Антоний нашел икону, он с помощью князя Святослава устроил каменную церковь, а потом и обитель в честь Успения Богородицы.

Через двести лет, в октябре 1239 года, войско Батыя подступило к Чернигову. Храбро сражался черниговский князь Мстислав Глебович с монголо-татарами, но и он и вся его дружина погибли во время штурма города. Чернигов был разграблен и сожжен со всеми его монастырями и храмами.

Но по преданию, икону успели спрятать внутри монастырской стены. Еще через двести лет в 1470 году уже Киевский князь Симеон отстроил Елецкую обитель, и спрятанная икона вернулась в храм.

Однако после того, как полководец короля Сигизмуда Третьего, Горностай в 17 столетии снова разрушил монастырь, чудотворный образ елецкий, явленый преподобному Антонию теряется и судьба его неизвестна.

Свято место пусто не бывает – и вот в 1676 году архимандрит Иоанникий (Голятовский) поднимал из руин многострадальную черниговскую обитель. И Богородица не оставила город и людей без своего покровительства, вернув икону в монастырь. Это, конечно, не та самая Антониева икона, но на ней изображен образ Богородицы с Младенцем, икона расположена на ветвях ели, по левую сторону от ствола которой – город Чернигов, а по правую – монастырь и храм. За городом течет река. И «московские люди», у которых была куплена икона прозывали ее Елецкою.

Елецкая божья матерьУспенский собору Елецкого монастыря. Чернигов. Фото: azbyka.ru

Архимандрит Иоанникий посылал людей в Москву разузнать о названии иконы, чтобы убедиться, что это «та самая» Елецкая. Посланные монахи нашли потомка князя Святослава Ярославича князя Никиту Ивановича Одоевского, который подтвердил, что название иконы происходит от дерева ели, на которой была она явлена близ города Чернигова.

Иоанникий же записал в «Скарбницу» – книгу «потребную и пожиточную всему свету» изданную в 1678 году в Новгороде-Северском и сведения от князя Одоевского и историю возвращения иконы:

«Этот об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы при­вез из Ве­ли­кой Рос­сии, имен­но из Вла­ди­ми­ра, Ники­та Фе­о­до­ро­вич Ко­зель в ян­ва­ре 1676 го­да в Чер­ни­гов на яр­мар­ку, и этот об­раз ку­пил у него Кон­стан­тин Кон­стан­ти­но­вич, князь Ма­зо­пет­та (Острож­ский), и от­дал его в церковь Елец­кой Бо­го­ро­ди­цы».

С тех пор образ Богородицы Елецкой находится в Успенском храме Елецкого монастыря. Архимандрит Иоанникий в своей «Скарбнице» записывал и чудеса от этого образа совершаемые.

В 2017 году воры забрались в храм, и, открыв киот иконы, похитили украшения, поднесенные Божией Матери благодарными людьми. Сама икона незначительно пострадала. Это происшествие дало повод отреставрировать чудотворный образ. Когда стал вопрос о перевозке иконы в киевские реставрационные мастерские, жители Чернигова забеспокоились, столько раз теряв святыню, договорились, что реставраторы приедут в Елецкий монастырь и на месте сделают все необходимое. Так и случилось.

Реставрация прошла благополучно, и образ Елецкой Богородицы был возвращен на свое место в храм. На нем была открыта надпись, сде­лан­ная ки­но­ва­рью:

«Об­раз Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца Елец­кая-Чер­ни­гов­ская», а в древ­ней­шей опи­си Успен­ско­го со­бо­ра, сде­лан­ной в 1724 го­ду, зна­чит­ся: «Об­раз чу­до­твор­ной Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы Елец­кой; ри­за се­реб­ря­ная, по­зо­ло­чен­ная, пода­на кур­че­ни­ном Фино­ге­ном Без­хо­дар­ным, а под­свещ­ник по­зо­ло­чен­ный пол­ков­ни­ком Григо­ри­ем Квет­кою».

Что подтверждает, что это та самая икона, подаренная Острожским князем.

Кто знает, не из дерева ли той самой, росшей при еще при преподобном Антонии ели сделана была доска для новой иконы Богородицы Елецкой.

Господь никогда не медлит, если видит, что чудо необходимо. Попробуем и мы научиться сокращать время от доброго помысла до доброго дела, а Пресвятая Богородица да поможет нам в этом.

Елецкая икона Божией Матери

На Елецкой иконе Божией Матери изображено явление Царицы небесной Тамерлану в 1395 году близ Ельца. В этот день, 26 августа, в Москве встречали чудотворную Владимирскую икону Божией Матери и жители молились пред ней о спасении от страшного нашествия.

После бегства Тамерлана на том месте, где стоял его шатер и где было явление Божией Матери — на Аргамачьей горе, — было решено построить храм Пресвятой Богородицы, но средств на его сооружение не было, и тогда временно соорудили придел в честь явления Божией Матери к храму в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Аргамачьей слободе.

Для этого придела и была написана Елецкая икона Божией Матери. На иконе Божия Матерь с поднятыми до уровня плеч руками, с ладонями, повернутыми к зрителям, стоит на облаке, как бы преграждая путь завоевателям.

Икона прославилась чудесами, но записи о них, как и сама Елецкая икона Божией Матери, не сохранились. В 1999 году краеведческий музей передал в Вознесенский собор Ельца литографическое изображение Елецкой иконы Божией Матери на доске.

Икону поместили в храме, откуда ее похитили в ночь на 12 июля 2001 года вместе с еще десятью иконами. По фотографии, которая осталась в храме, была написана новая икона Божией Матери, которая и почитается сейчас в Вознесенском соборе.

Тихвинская икона Божией Матери

Еще одна святыня Вознесенского собора — Тихвинская икона Матери Божьей. Это один из первых списков со знаменитого явленного образа. Известно, что этот список пребывал в мужском Троицком монастыре, и Божия Матерь явила через Свой образ множество чудес. В годы гонений, после закрытия монастыря, икона оказалась в тюрьме, где ее должны были изрубить на дрова для отопления караулки.

Но кто-то из охранников, видимо, верующий, сделал из иконы стол. В таком виде икона пробыла в караулке до 1947 года, когда икону-стол передали в открывшийся Вознесенский собор в Ельце. Сейчас эта икона Божией Матери находится в Вознесенском соборе, в приделе святителя Николая.

Икона Божией Матери Страстная

В Липецке особо почитается икона Божией Матери Страстная. Икона прославилась в 1831 году, когда во время эпидемии холеры образ Божией Матери обнесли крестным ходом вокруг города — и эпидемия прекратилась.

В благодарность горожане украсили икону серебряной ризой весом около девяти килограммов с драгоценными камнями. В воспоминание чудесной помощи икону ежегодно, вплоть до наступления советской власти, обносили вокруг города крестным ходом.

В 1931 году, когда Христо-Рождественский собор в Липецке, в котором пребывала святыня, был закрыт, верующие, спасая икону от поругания, опустили ее в воды реки Воронеж. С тех пор судьба ее была неизвестной.

И только в 2000 году выяснилось, что липецкая святыня нашла пристанище в Никольском храме села Двуречки, стоящего на реке Воронеж. Увидев плывущую икону, жители села вытащили ее из воды и установили в храме. Икона оказалась сильно испорченной, и ее облачили в бархатную ризу. Так, неузнанная, икона пребывала в Никольском храме почти семьдесят лет.

30 июля 2000 года торжественным крестным ходом, который возглавил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, обретенная святыня была перенесена в кафедральный собор города Липецка.

День празднования — 6 февраля ст.ст. / 18 февраля н.ст.

Елецкая божья матерь

Явление древней чудотворной Елецкой иконы Божией Матери произошло 6 февраля 1060 года, во время княжения в Чернигове внука Святого равноапостольного князя Владимира, Святослава Ярославича, который и создал на месте явления иконы монастырь.

Составляя «Скарбницу», архимандрит Иоанникий Голятовский в 1676 году посылал в Москву разузнать о Богородице Елецкой, почему она так называется. Престарелый князь Никита Иванович Одоевский, потомок Черниговского князя Святослава Ярославича, поведал им: «Чували мы от дедов и прадедов своих, что близ Чернигова на дереве еловом знайденый образ Пресвятой Богородицы. Потому збудованая там церков называется Богородица Елецкая, что от елины альбо елю Богородица Елецкая названа, так как на елю альбо на елине образ Пресвятой Богородицы есть знайденый».

Во время монголо-татарского нашествия на Чернигов в 1239 году, святая обитель подверглась разорению. Судьба древней иконы Елецкой Богоматери неизвестна. По преданию, в момент нападения завоевателей, она была спрятана внутри церковной стены, а впоследствии ее вновь поместили в Успенском соборе. Голятовский в «Скарбнице» замечает: «Пресвятой Богородицы власный образ на дереве еловом близко Чернигова знайденый, з Чернигова до Москвы под час войны есть перенесеный, поскольку теперь в Чернигове той образ не знаходится». Филарет Гумилевский в своем описании города Харькова утверждал, что «в 1579 г. св. икона была взята князем Барятинским и оставалась в доме Барятинских, потомков Черниговского князя Святослава Ярославича, в виде наследственного достояния».

Елецкая божья матерь

А затем, «в 1687 году окольничий, князь Даниил Барятинский, командир Новгородских полков, под начальством князя Василия Голицына, быв в походе против Крыма, на возвратном пути из похода сделался болен в Харькове и находясь близ смерти отдал бывшую с ним в походе св. Елецкую икону Пресв. Богородицы в Харьковский Успенский собор». В данном случае Филаретом было записано устное предание. Древность чудотворной и любимой харьковчанами иконы Елецкой Богородицы, хранившейся в Успенском соборе Харькова, знатоками живописи оспаривалась, хотя давность ее письма признавалась безусловно. Между тем, провести новые исследования невозможно — икона безследно пропала в советское время.

Матерь Божия не оставила Елецкую обитель без Своего образа. В разгар восстановительных работ, проводимых Иоанникием Голятовским, в монастыре явился новый образ Богородицы Елецкой, который, как и древний, прославился чудотворениями. В 1676 году братья Никита и Матфей Козелы привезли из российского города Владимира в Чернигов на Богоявленскую ярмарку образ Елецкой Божией Матери. Благочестивый Чернигов­ский житель Константин Константинович Мезопета купил этот образ и 11 января того же года подарил его обители Елецкой.

Для записи чудес по молитвам к Богоматери Елецкой в монастырской ризнице до революции хранилась беловая книга под названием «Слава Пресвятыя Богородицы Елецкия», выданная из Черниговской духовной консистории 6 февраля 1895 года за № 2443.

Елецкая божья матерь

Все, кто с верой и пламенной молитвой обращался к Царице Небесной перед Ее чудотворным образом, получали помощь и утешение.

Композиция Елецкой иконы весьма интересна. Это практически иконография самой истории явления образа в древности, и одновременно запечатленный вид Черниговского замка второй половины XVII века. Композиция образа имеет также богословский смысл. В горней части иконы в прямоугольной резной рамке изображена Богородица с Предвечным Младенцем на фоне ветвей ели, ствол которой делит нижнюю часть композиции пополам. Вдалеке видна река Десна, река жизни. Справа от елового ствола — тихое пристанище — Успенский собор Елецкого монастыря. Слева изображена часть Черниговской крепости с постройками, где, по всему видно, кипит светская жизнь. Двигаясь взором по иконе «против солони» (против часовой стрелки), замечаешь начертанный Божьим Промыслом путь, путь нашей души, нашей жизни.

В Успенском храме был устроен красивый позолоченный деревянный киот для чудотворного образа Елецкой Божией Матери. На зиму икону переносили в теплый Петро-Павловский храм. Перенесение совершалось торжественно, собором всей братии, с пением тропаря Богородице и при колокольном звоне. Чудотворная икона Елецкой Богоматери пользовалась особенным благоговейным вниманием не только жителей города Чернигова и окрестных селений, но и многочисленных богомольцев, приходивших в Чернигов на поклонение святыням. В Елецкой обители каждую среду перед литургией совершалось молебное пение и читался акафист перед чудотворным образом Елецкой Богоматери. Особенно умилительно пелись при этом припевы к акафисту Успения Богородицы: «Радуйся, обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая!» и заключительный кондак акафиста Благовещению: «О всепетая Мати…».

Елецкая божья матерь

Образ Елецкой Богородицы, находившийся в обители до ее закрытия, искусствоведы датируют 90-ми годами XVII столетия. Она написана темперными и масляными красками на двух широких досках, скрепленных между собой двумя врезными шпонками. Верхняя часть иконы закруглена. Общая высота иконы 135 см, ширина 76 см, толщина досок 3 см. В 1930 году эта икона из Успенского собора попала в Черниговский исторический музей. Во время Великой Отечественной войны икону Елецкой Богоматери подобрала некая женщина на пепелище сгоревшего музея и принесла в Троице-Ильинский монастырь. Игумения Антония велела сделать копию с иконы, но местные власти заставили отдать в музей не копию, а оригинал.

Чудотворная икона Елецкой Божией Матери находилась в Черниговском историческом музее им. В. В. Тарновского до 1 апреля 1999 года. Ныне она возвращена в Елецкий монастырь.

Икона Божией Матери «Скорбящая» Одной из крымских святынь, представленных на сегоднешний, была и остается икона Божией Матери «Скорбящая» находящаяся в Свято-Троицком соборе. Эта икона обновилась сама, без .

Содержание1 Случилось чудо следующим образом2 Исцеление девочки3 Передача иконы К наиболее поздним (1881 год) и самым сильным и почитаемым иконам православия принадлежит Козельщинская икона Божией Матери. Икону .

Икона «Плачущий Спаситель» Образ изображен на холсте шириной в 13 и высотой в 16 вершков (приблизительно 57,2 см на 70,4 см), изображение поясное, стиль письма вероятно итальянский. Изображение во многом отличается .

Икона «Неувядаемый цвет» изображает Богородицу, у которой на руках сидит младенец — сын Иисус. При этом Матерь Божья держит в руках белую лилию. Этот цветок на данной иконе олицетворяет непорочность, молодость .

При появлении в доме иконы у людей очень часто возникает вопрос, как правильно ее расположить. Это не просто картина, которую можно повесить, где душе будет угодно. В противном случае, можно просто нарушить священные .

Елецкая икона Божией Матери — древняя русская святыня, находившаяся в городе Ельце (нынешняя Липецкая область). По иконографии она напоминает прославленную Владимирскую икону.

Перед нашествием Тамерлана в 1395 году икона была принесена в Елец из села Талицы. Долгое время она пребывала в Елецком Троицком монастыре, в 1768 году после перевода монастыря в город Лебедянь Тамбовской губернии икона была перенесена в городской Вознесенский собор. С ней ежегодно совершались крестные ходы в Казанский храм села Талицы.

Судьба первообраза неизвестна: уже в XIX веке в Вознесенском соборе города Ельца под видом древней Елецкой иконы почитался некий список с Казанской иконы Божией Матери. Ныне в соборе находится копия Елецкой иконы, сделанная во второй половине XIX века. Известные списки Елецкой иконы Божьей Матери находятся в двух знаменитых московских храмах: Елоховском Богоявленском соборе и церкви Илии Обыденного.

  • Главная
  • Храмы
  • Иконы
  • Святые
  • Праздники
  • Новости
  • О проекте
  • Регистрация
  • Обратная связь
  • Блоги
  • Интервью
  • Наши партнеры

Авторизуйтесь

Для выполнения действия вы должны быть авторизованы.

Елецкая божья матерьВ книге «Изображение икон Пресвятой Богородицы» указываются две иконы Богоматери, известные под одним и тем же названием «Елецкой».

Под датой 11-го января там помещены следующие сведения: «Сия святая икона («Елецкая») находится в Орловской губернии, в городе Ельце, в соборной церкви во имя Смоленской Пресвятой Богородицы, где и празднество в честь ее совершается. Она явилась в 1060 году».

5-го февраля о Елецкой Черниговской иконе Богоматери сказано: «Она явилась близ Чернигова, на горе Болдиной, на ели, в 1060 году и прославилась многими чудотворениями». В этих двух сообщениях сомнительным может показаться то, что икона одного и того же имени явилась в один и тот же год в различных местах. Недоразумение это можно разрешить следующим образом – предположить, что одна из этих двух икон, а именно Черниговская Елецкая икона является подлинником, а другая – Елецкая, находящаяся в городе Ельце на Орловщине в соборной церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери, – списком с первой иконы.

Ссылка на основную публикацию