Церковный календарь называется

Одной из проблем современного Православия (как совокупности канонических Православных Поместных Церквей) является различие богослужебных календарей. На сегодняшний день используются три варианта:

  • Юлианский календарь — или т.н. «старый стиль», используется в Иерусалимской, Русской, Грузинской и Сербской Православных Церквах.
  • Григорианский календарь — Финляндская Православная Церковь.
  • Новоюлианский календарь — все остальные Поместные Церкви (совпадает в ближайшие несколько веков с григорианским по неподвижным датам, но Пасха определяется по «старому стилю»).

Следует понимать, что в рамках данной статьи речь идет о церковных богослужебных календарях, поэтому говорить, что, например, «РПЦ живет по юлианскому календарю» или «по старому стилю» — это неточность. Церковный календарь (в отличие от светского) этим не исчерпывается — второй и важнейшей его частью является Пасхалия, которая зависит не только от Солнца, но и от Луны (которая в собственно юлианском календаре совершенно исключена). Пасха и связанный с ней круг праздников являются, таким образом, «подвижными» относительно обычного солнечного календаря (в интервале более пяти недель). Сочетание (практически всегда уникальное — повторяется раз в 532 года) этих двух богослужебных кругов — неподвижного и подвижного — и составляет собственно церковный календарь.

Православный церковный календарь — система счета времени, употребляемая православной церковью для определения последовательности церковных праздников и постов годичного цикла, а также соответствующих им богослужений [1] . Также название печатных изданий разного типа, содержащих (помимо общей календарной функциональности) приспособленные к конкретному году элементы месяцеслова и другие материалы богослужебно-менологического характера.

Содержание

  • 1 Старостильные церкви
  • 2 Новостильные церкви
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Старостильные церкви

Русская православная церковь в литургической жизни использует частично реформированный императором Петром I византийский календарь (так называемый старый стиль). Старообрядчество не приняло реформ императора Петра I и продолжает использовать византийский календарь, отсчёт лет в котором идёт от сотворения мира и началом года является 1 сентября.

Вопрос о календаре обсуждался на Всероссийском Поместном Соборе в конце января 1918 года, после введения большевиками григорианского календаря в Российской республике [2] ; после дискуссии в соединенном собрании Отдела о богослужении и Отдела о правовом положении Церкви в государстве было принято решение, что «в течение 1918 года Церковь в своем обиходе будет руководствоваться старым стилем» [2] . 15 марта 1918 года в заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме было принято следующее решение: «1) ввиду важности вопроса о реформе календаря и невозможности, с церковно-канонической точки зрения, скорого самостоятельного решения его русскою Церковию, без предварительного сношения по сему вопросу с представителями всех автокефальных Церквей, оставить в Русской православной церкви византийский календарь во всей его полноте » [3]

Начало церковного года (индикта) — 1 сентября по византийскому календарю; но фактический литургический год начинается с Недели Пасхи.

До 1700 года в Великом княжестве Московском было принято летосчисление «от сотворения мира», введённое в Византии в VII веке (сотворение мира относилось к 5508 году до н. э.).

Счисление лет ведётся от предполагаемого года рождения Иисуса Христа. Было введено Петром Великим: 19 декабря 7208 года от сотворения мира царь Петр I подписал указ «О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Так, 2016 год соответствует 7524—7525 (с 14 сентября) году «от сотворения мира».

Наряду с византийским календарём для определения так называемых переходящих праздников используется исчисление по дате Пасхи, сделанное на основании лунного календаря. Дата Пасхи может находиться в пределах с 4 апреля (22 марта) по 8 мая (25 апреля).

С 15 июня 2014 года на юлианский календарь перешла Польская православная церковь [4] .

Новостильные церкви

23 марта 1924 года Константинопольская Патриархия приняла к использованию новоюлианский календарь; за ней последовали многие поместные Церкви, в том числе и РПЦ, которая была вынуждена вскоре отказаться ввиду массового неприятия верующими.

В результате, 11 из 15 автокефальных православных церквей неподвижные праздники стали праздновать по новоюлианскому календарю, который до 2800 года будет совпадать с григорианским, Пасху же совершать, как и прежде, по юлианскому календарю. Автономная Финская православная церковь является единственной, которая все праздники, включая Пасху, совершает по григорианскому календарю.

На Афоне, находящемся в юрисдикции Константинопольского Патриархата, используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах.

Церковный год значительно отличается от привычного нам земного года. Летоисчисление по церковному календарю ведется исходя из православных праздников и значимых для христианства дат. В данном разделе нашего сайта вы сможете узнать о самых больших праздниках для православных христиан, как и когда они отмечаются, как верующие люди должны проводить эти дни. Помимо основных Великих праздников, мы познакомим вас с менее значимыми, но все же почитаемыми в православии днями памяти святых и подвижников благочестия.

Великие двунадесятые праздники и Пасха

В церковном календаре есть особая группа праздников, которые называются двунадесятыми. Это 12 главных, помимо Пасхи, христианских праздников, которые особо почитаются верующими. Пасха стоит обособленно среди всех других дат, и является совершенно особым днем. Описание самых больших православных праздников вы сможете найти ниже.

Великие недвунадесятые праздники

В этом разделе собраны описания Великих праздников, которые не входят в число двунадесятых. Значение их также велико для каждого православного христианина. В чем смысл этих праздников, как они отмечаются и когда празднуются, вы сможете узнать из данного раздела нашего сайта.

Праздники и события, связанные с постами

Практика православных постов — неотъемлемая часть нашей веры. О важных датах, отмечаемых в дни постов, практике их празднования и истории возникновения вы узнаете из этого раздела.

Другие памятные даты

Кроме больших христианских праздников, православная Церковь чтит большое количество других важных для христианства дней. Это и дни памяти многих православных святых, и дни особого поминовения усопших, и праздники, установленные в честь Небесных сил. Об этих и многих других важных датах расскажет данный раздел.

Современный календарь церковных праздников — это практичное решение для удобства христианина. С его помощью можно строить планы согласно мероприятий в честь знаменательных событий численника, удержаний на скудном рационе, почитать именного великомученика и даты, которые важно провести семьей.

Церковный календарь объединяет массу доступной и подробной информации о праздниках, именинах, богослужениях и постах, которые заключены в годичном цикле.

Ранее верующим приходилось запоминать все эти даты или вести личный численник, который дополнялся и передавался из поколения в поколение. Развитие технологий дало возможность приобретать или скачивать готовые календари на короткий период и даже несколько лет вперед.

Как правило, испокон веков численник строился на данных лунных затмений. Известно, что в цикле всего 4 затмения, ровно столько, сколько кварталов по 3 месяца. На основании этого цикла строятся мероприятия церкви относительно некоторых ежегодных праздников.

С календарным времяисчислением мы можем знать, когда у кого именины или чтение того или иного мученика. Кроме этого мы имеем точные данные о затмениях в будущем, восходах и заходах солнца. Благодаря технологиям мероприятия, связанные с затмением луны расписаны до 2049.

Для примера предлагаем взглянуть на православный церковный календарь 2018.

Каков календарь церковных праздников на год?

Понятие «церковный численник» означает систему отсчета времен, которую использует христианство для вычисления очередности мероприятий, воздержаний и богослужений для вышеописанных событий.

С веками начало богослужебного цикла перемещалось от одного события к другому. По первому календарю византийцев начало года приходится на 1 сентября и отсчет летоисчислений шел от мироздания. Начиная с 1 января 1700, когда Русью руководил царь Петр I, летоисчисление стало от Рождества.

Существует понятие «старое» и «новое» летоисчисление. Согласно старому продолжают жить многие старообрядцы и католики, их служебный цикл стартует 1 сентября от мироздания. Все остальные стартуют через 13 дней, то есть 14-го. Так и торжества чаще проводят по-новому, то есть по григорианскому численнику, тогда как более западные конфессии сохранили обычай следовать юлианскому численнику.

Численник состоит из двух основных событий, которые формируют годичный. В первый входят не движущиеся события, которые строго записаны в книге богослужения в конкретные дни. Сюда включены знаменательные мероприятия Рождения Христа, Возвещения Марии о непорочном зачатии, Сретение, Крещение и другие. В католическом численнике могут быть дополнительные фиксированные дни в честь некоторых особо почитаемых великомучеников. Второй круг называется «Пасхальный», соответственно в него входят мероприятия Великой Пасхи. Они завязаны на дне Пасхальных гуляний, которое выпадает на ближайшее воскресенье от весеннего полнолуния. Сюда относится Великий пост, Масленица, Пасха, Мясопустная суббота, Троица, Вознесение, Дни воспоминания мучеников и прочие. У католиков дополнительно отмечается начало строгого удержания на растительном рационе, вход Иисуса в Иерусалим.

Какие бывают церковные численники?

Основными численниками, которыми руководствуется верующая часть человечества, являются православный и католический. В обоих отмечены три типа событий: маленькие, большие и средние. Отличает их друг от друга календарь церковных дат. Численник западной конфессии построен по-юлиански, где Рождество 25 декабря это то же, что и 7 января в Православии по-григориански.

Еще разница в важности некоторых событий, а именно главного мероприятия православных и католиков. Для нас самое большое значение имеет Воскрешение Христа Спасителя, а для католиков чудо Его непорочного рождения. От важности праздника зависит то, как лучше провести день и что лучше есть. Например, в строгий Великий пост перед Пасхой можно есть только растительную пищу, больше молиться, думать о духовном, менять свое отношение к окружающим, обновляться любовью и прощением к ближним.

Кроме этих двух известных календарей существует еще не менее 30 других, которые использовались в разные времена разными народами. Среди них есть Армянский, Исламский, Майя, Римский, Эфиопский, Японский, Древнеславянский и другие. Некоторые из них используются по сей день, но не так активно, как католический и православный численник.

Где календарь церковный достать?

В отличие от ветхозаветных времен у нас нет гонений на христиан, мы свободно можем посещать Церкви, Храмы, молиться и проповедовать Слово Бога там, где нам удобно и где нас хотят слушать. В нашем мир

е преобладает толерантное отношение к иной вере и практически нет людей, которые категорически против того или иного вероисповедания.

Сегодня можно купить церковный календарь на год в любом киоске с полиграфией, издания разного формата продают в метро, супермаркетах и рынках. Бывают календари в виде журналов, небольших блокнотов и большие настенные размером А3 или А2. Более продвинутые пользователи могут бесплатно скачать церковный календарь на одном из множества духовных ресурсов. Существует услуга подписки на рассылку (еженедельную и ежемесячную) на важные даты и церковные события.

Есть сотни способов как быть в курсе дел, связанных с общецерковной жизнью. От нас требуется лишь желание искать возможности, чтобы получать необходимые материалы.

Все, что на первый взгляд кажется непонятным, в итоге оказывается совершенно простым. Даже не стабильные торжественные мероприятия из христианских численников, которые движутся от даты к дате, имеют уважительное основание.

Ссылка на основную публикацию