Церковь храм николая чудотворца

Церковь храм николая чудотворца

Храм Николы Мокрого являлся главным приходом протяжённой Спасской слободы. По преданию, в языческие времена на этом месте находилось древнее капище Мокоши, один из камней которого использовался при строительстве церкви Николы Мокрого. В XVI веке в пойме Которосли между ручьями Ершовым и Паутовцем стоял деревянный храм, сгоревший в 1658 г. во время большого пожара в Ярославле.

Нынешний храм построен в 1665 – 1672 гг. на средства купцов гостиной сотни Астафия Лузина, Андрея Лешина и посадских людей Федора Выморова и Степана Тарабаева. Главный храм освящен 14 июня 1672 года митрополитом Ионой Сысоевичем.

Каменный пятиглавый крестово-купольный храм Николы Мокрого построен по образцу храма Иоанна Златоуста в Коровниках, но значительно уступает ему в гармонии пропорций. Более крупный четверик так же увенчан пятью световыми главами, а боковые приделы завершаются шатрами. Однако механическое повторение объёмов не создало того же стройного образа. Отчасти это объясняется отсутствием у Никольского храма высоких боковых крылец, отчасти массивной колокольней, несимметрично пристроенной к северо-западному углу четверика. Изразцовые наличники на апсидах в общих чертах повторяют барочные формы обрамлений окон коровницкого храма, но значительно меньше по размерам, зато западное крыльцо, пристроенное в 1680 – 1690-х, гораздо богаче по убранству. С ним может поспорить разве что соседний зимний храм Тихвинской Богоматери. Традиционная для храмов XVII века галерея выполнена таким образом, что на зиму её можно было закрывать оконными рамами.

В 1673 г. Николо-Мокринский храм расписан мастерами из Ярославля и Костромы во главе с Гурием Никитиным. В 1740—1750-е годы поставлен пятиярусный иконостас с иконами живописца Ушакова. В 1750-е годы на колокольном заводе ярославского купца Д.М. Затрапезнова для храма были отлиты два колокола, установлены часы на колокольне. Живопись храма поновлялась в 1896 году под руководством В.И. Сизова.

Престолов три: во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца; во имя великомученицы Варвары.

В конце XIX в. церкви Николы Мокрого и Тихвинская находились в ведении 3-го учебного карабинерского полка, в 1871 г. — Нежинского полка, в котором служил известный писатель В.А. Гиляровский.

Храмы прихода пострадали во время восстания 1918 г.: пробиты колокольня, главы, шатры приделов. Частичная реставрация проведена в 1919—1920 гг. Закрыт в 1920-е. С 1930-х годов использовался под склад.

В 1992 г. передан Русской Православной Церкви. Храм действующий, ведётся реставрация.

Престольный праздник: 10.07 13407 Автор: Редакция портала «Православие в Татарстане»

Церковь храм николая чудотворца

Церковь действует
Престолы: святителя Николая Чудотворца, Грузинской иконы Божией Матери, Архангела Михаила
Архитектурные стили: псевдорусский стиль, эклектика, барокко
Год постройки: 1778. 1828 — придел, 1874 — колокольня
Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, пос. Красная Горка, ул. Приволжская, д. 32
Проезд: из центра Казани выезд по Кировской дамбе, после моста через Казанку налево, в Адмиралтейскую слободу, ехать по улице Клары Цеткин и далее Боевой, 2-й Старо-Аракчинской, Приволжской никуда не сворачивая, пока слева, перед самым поворотом к станции Юдино, не будет церковь.

История храма

История создания Никольской церкви на Красной Горке начинается в период 17 века. Приход Никольской церкви существовал уже с 1670 года. Первоначально церковь была деревянной, а в 1778 году на средства прихожан была построена однопрестольная каменная церковь.

Особенностью данного храма считалась старинная икона Святого Николая, привезенная при священнике Иоанне Чистосердове в 17 веке из центральной России.

Церковь была развитым хозяйствующим субъектом. Экономических крестьян у церкви на Красной Горке было, при 133 дворов, 395 мужчин и 469 женщин (всего более 900 человек).

Церковь неоднократно подвергалась перестройке. В 1873 году утвердили проект на пристройку каменной паперти.

С 1880 года Священником Никольской церкви стал Иван Флегонтович Черкасов (1835-1912), окончивший казанскую духовную семинарию в 1858 году. В Сане и Должности с 1859 года. С 1879 года, священнику стал помогать служить диакон Алексей Петрович Стеклов. С их приходом церковь получила дополнительный импульс своего развития. При церкви в 1883 году было образовано приходское попечительство. В 1886 году была построена каменная ограда с железной решеткой, вокруг храма.

Долгие годы, храм подвергался капитальной перестройке. В 1891 года гражданским инженером Остовским была составлена смета на лесной материал, необходимый для сооружения каменной колокольни и расширения церкви, но не была утверждена, так как, не было указано размеров и квадрата содержания.

Церковь храм николая чудотворца

В том же году архитектором Тюфилиным была повторно, составлена смета на строительный материал, необходимый для сооружения новой каменной колокольни и нового каменного трапезного отделения, оказалось необходимо 540 бревен. Смету утвердили.

В 1894 году, на средства церковного попечительства, и отчасти прихожан, построили колокольню, и расширили трапезную. В 1902 году на те же средства, была исправлена штукатурка на стенах и окнах в старом правом приделе.

Кроме того, был закончен новый левый придел, заложенный в 1900 году, он был покрыт железом, внутри оштукатурен и снабжен двумя круглыми печами.

Никольская церковь стала трех престольная. Как писали тогда: «Главный храм холодный, во имя Святого Николая Чудотворца. Приделы теплые, с правой стороны во имя Грузинской Божьей Матери, с левой во имя Архистратига Божия Михаила и прочих бесплотных небесных сил». Все это говорит о значительном развитии церкви и ее роли в пригороде Казани.

В церковь приходили прихожане не только из села Красной Горки, но и из Куземетьево (в 1 версте), Займище (в 3,5 верстах), Аракчино (в 2,5 верстах). Общее количество дворов 275, прихожан 1604 человек.

Церковь обладала землей. Земли было 67 десятин 92 саженей, из них 8 десятин, так называемой «удобной», и 6 десятин, так называемой «неудобной», — луговой в пользовании причта, а остальная в пользовании прихожан за ружные деньги по 75 копеек с пахотной души (455 душ). Это свидетельствует об экономической стабильности церкви в то время.

В 1909 году дворов стало уже 298, а прихожан 1776 человек. В 1913 году был утвержден проект на расширение арки в главной части храма. Арку расширили. К этому времени церковь превратилась в довольно крупную — на 850 расчетных мест.

В архитектуре фасадов сочетаются элементы барокко (главная апсида, четверик, окна), русского стиля (колокольня, кокошники, завершение четверика), свидетельствующие о разновременности постройки. Предположительно, покрытие главной части храма, первоначально было купольным, впоследствии, заменено на скатное.

В период правления советской власти церковь значительно пострадала. Были утрачены — купола с крестами и барабаны, храм был засыпан землей до середины окон. До передачи приходу, церковь использовалась под различные нужды. С южной и северной сторон, были пристроены хозяйственные кирпичные постройки.

С 1990 годов храм стал вновь функционировать. В 2001 году, был выполнен проект реставрации, которым было предусмотрено восстановление барабанов и главок — храмовой части и колокольни. Разработан проект новых ворот, в новых размерах, по уже заложенному фундаменту, рисунок калитки аналогичен первоначальному. [Татарское специальное научно-реставрационное управление. Архитектор Харисова И.Б.]

На сегодняшний день храм газифицирован.Оборудован современным газовым оборудованием «Гризли». Выложена кирпичная ограда и поставлены новые ворота. В храме положены мраморные полы. Восстановлены оба главных купола и барабаны. Восстановлена и отреставрирована колокольня.

Духовенство

Настоятель — иерей Валерий Карпухин

Церковь храм николая чудотворца

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp.  Для подписки перейдите по ссылке .

Церковь храм николая чудотворца

В 1628 году впервые упоминается, что в селе Микулино имеется деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1657 году село было продано дьяку Разрядного приказа Лукьяну Тимофеевичу Голосову, у которого патриарх Никон выкупил его за 1500 рублей.

По документам этого времени значится, что в 1669 году в селе находилась деревянная церковь во имя Преображения Господня с приделом Николая Чудотворца.

В соответствие с замыслами патриарха Никона, все ближайшие окрестности Новоиерусалимского монастыря получили палестинские названия: село Микулино стало Преображенским.

Церковь простояла до 30-х годов XX века, пока не сгорела в пожаре. Новый храм в селе появился в 2000-е. С 2010 года богослужения совершались в цокольном этаже построенного храма, с 2012 года службы проходят в центральной части церкви.

По документам этого времени значится, что в 1669 году в селе находилась деревянная церковь во имя Преображения Господня с приделом Николая Чудотворца.

В соответствие с замыслами патриарха Никона, все ближайшие окрестности Новоиерусалимского монастыря получили палестинские названия: село Микулино стало Преображенским.

Церковь простояла до 30-х годов XX века, пока не сгорела в пожаре. Новый храм в селе появился в 2000-е. С 2010 года богослужения совершались в цокольном этаже построенного храма, с 2012 года службы проходят в центральной части церкви.

Одна из четырех церквей, составлявших величественный храмовый ансамбль нынешней площади Революции. Названа по одному из главных приделов. Приставка «Сенная» говорит о месте расположения храма – на Сенной площади. На прилегающей к храму территории до последней четверти XIX века велась торговля дровами и сеном.

Время основания деревянного храма не известно. Впервые он упоминается в документах 1610-1639 годов под названием «Всемилостивого Спаса Нерукотворного Образа на площади». После построения рядом с ней Спасовсеградского обыденного собора старую церковь во избежание путаницы стали именовать храмом Николая Чудотворца, при этом был сохранен существовавший в ней придел Спаса Нерукотворного.

Каменное строительство Никольской площадной церкви заслуживает отдельного рассказа. Она, безусловно, претендует на титул самого крупного – 64-х летнего – долгостроя дореволюционной эпохи. Заложен каменный храм в 1713 году. Мастера успели возвести фундамент и часть стен, когда по указу Петра I Алексеевича был введен временный запрет на каменное, как указывает Г. К. Лукомский в книге «Вологда в ее старине», «без особой надобности» строительство в провинции. Дорогостоящий материал отправлялся на сооружение новой российской столицы. Вскоре в Санкт-Петербург отправили и вологодских каменных дел мастеров. Возобновилось строительство храма при императрице Екатерине Великой в 1770-е годы. Освятили Никольскую церковь в 1777 году.

Никольская Сенная – одна из интереснейших в архитектурном плане барочных церквей Вологды. Она представляла собой продолговатый высокий храм, покрытый большим куполом, на котором покоился барабан с куполом меньшего размера. С востока к церкви примыкала абсида, также покрытая куполом, с запада – колокольня, построенная в стиле классицизма. В нижнем этаже храма находился придел Афанасия Александрийского, а в верхнем – Спаса Всемилостивого Нерукотворного образа. В храме так же имелись приделы Воздвижения и Димитрия Прилуцкого. Слева от храма располагалась Афанасьевская церковь, справа – Спасо-Всеградский собор.

Вот как описывает храм упомянутый нами Г. К. Лукомский: «с запада к церкви примыкает колокольня очень высокая, состоящая из трех ярусов. Нижний обработан помощью (теперь двух, прежде трех) порталов из четырех дорических колонн каждый. Порталы покрыты отлично нарисованными фронтонами, в тимпанах их гирлянды. Карнизы порталов стиля Louis XVI; профили мелкие, с сухариками. <…> Над входными дверями овалы с гирляндами. Колонны – каннелированы и вообще прекрасного ордера. Второй ярус колокольни опирается на низенький четверик, служащий переходом от аттика над фронтонами к первому ярусу. Здесь – ниша, оттеняемая двумя колоннами. Третий ярус наиболее красив: хорошие парные колонны (как в Варлаамо-Хутынской церкви) оттеняют углы, но стены имеют не вогнутый характер, а выпуклый; на третьем ярусе – купол, крутой, смелый и далее шпиль, очень стильного рисунка.

Стены церкви убраны пилястрами; над окнами украшения, розетки, маскароны – руки очень хорошего мастера. Закрашенная в теплый, бледно-оранжевый тон, церковь производит чрезвычайно художественное впечатление.

Красив и ее общий силуэт, великолепно выисканы все пропорции (портик), отличны и детали.

Пристройка с северной стороны, столь нарушающая гармонию храма, относится к последним годам XVIII века, так как с этого времени в архивных документах появляются на нее указания. Возведена она с двоякой целью: как контрфорс и как помещение, служащее для экономического использования, ибо в те времена на этой площади находился городской торг, и низ пристройки, приспособленный под кладовые, приносил известный доход. Нижняя, теплая церковь ничем в архитектурно-художественном отношении не отличается; верхняя же, холодная, интересна своим иконостасом, современным постройке церкви и стенными украшениями (лепные клейма и гирлянды, в стиле барокко) конца XVIII века, сохранившимися до нашего времени без поновления. Пятиярусный иконостас верхней церкви очень интересен; это – богатое барокко; на карнизах – статуи. В храме находятся несколько икон XVI-XVII веков. Особенно интересен в притворе, на площадке лестничной клетки – огромный образ Николая Чудотворца; в нижней церкви – прекрасный и также очень большой образ Спаса».

До 1917 года и в первые годы советской власти приход храма Николы на Сенной был одним из самых больших в Вологде. В 1923 году он насчитывал 314 прихожан. Сооружение на площади памятника Ленину послужило причиной закрытия в конце 1924 – начале 1925 года всех храмов, расположенных на площади Революции. Тем самым был нанесен серьезный удар по старинному духовному центру Вологды, более всего почитаемому православными горожанами.

Службы в Никольской церкви прекратились 29 февраля 1924 года. Община Никольской Сенноплощадской церкви соединилась с Покрово-Казанская общиной (храмы Покрова на Торгу и Казанской иконы Божией Матери). Опустевшее церковное здание стало использоваться под складские нужды.

2 августа 1927 года последовало решение о сносе Никольской Сенноплощадской церкви. Объяснялось это решение тем, что храм не используется верующими и расположен в неустановленном месте, вопреки плану. Его разбор начался осенью 1927 года и завершился в 1928 году. На месте бывшего храма долгое время располагался пустырь, позднее была разбита клумба.

В середине 2000-х годов городской администрацией обнародованы планы благоустройства площади Революции. Городские архитекторы заявили о необходимости восстановления Никольской церкви как наиболее интересного объекта церковного зодчества Вологды.

Село на реке Молокче и деревянная церковь во имя святителя Николая существовали с глубокой древности. По преданию, чудотворная икона святителя явилась местному крестьянину на одном из сенных стогов.

Церковь храм николая чудотворца

Иоанно-Богословский храм

Село Слотино располагается на древнем тракте, соединявшем Троице-Сергиев монастырь с.

Церковь храм николая чудотворца

Димитрие-Солунский храм

Усадьба Яковлево образовалась в результате раздела наследственного владения Чулковых и была.

Церковь храм николая чудотворца

Возникновение храма

Храм Николая Чудотворца в деревне Малинники Московской Области находится примерно в двадцати километрах от Сергиева Посада, по дороге на Нижний Новгород.

История его возникновения очень необычна. Как свидетельствует местное церковное предание, однажды крестьянин на сенном стогу увидел дивной красоты икону Николая Чудотворца. Взял ее, отнес в близрасположенный храм с. Слотино и отдал священнику. Там она и была оставлена. Однако на следующее утро икона вновь оказалась на том же стогу. Теперь ее уже с крестным ходом внесли в храм. Каково же было изумление, когда икона и в третий раз чудодейственным образом оказалась на прежнем месте. Храм на ночь тщательно запирался, и никто посторонний в него проникнуть не мог. Вскоре одному благочестивому жителю села во сне было видение св. Николая, который повелевал на том месте, где найдена икона, построить храм в честь его имени. В память сего события и была сооружена «Церковь Николы на стогу», и сама местность получила название «Стогово».

Восстановление храма

Церковь храм николая чудотворца

В годы советской власти храм разделил судьбу многих православных святынь. Был почти полностью разрушен. Уцелела лишь средняя – трапезная часть. Кто-то яростно тогда боролся с религиозными пережитками, фанатично служа новым веяниям. Кому-то брошенная Стоговская церковь слепила глаза. Вначале уничтожили алтарную часть и колокольню, а потом про остатки разрушенного здания просто забыли. Долгове временя церковь ни на одном из балансов не числилась. В 1997 г. храм возвращен Православной Церкви. В настоящее время храму присвоен статус вновь обретенного памятника архитектуры. В настоящее время ведутся работы по восстановлению храма.

Восстановление алтарной преграды

В храме идут работы по устройству алтарной преграды и росписи иконостаса.

Читайте нас в Яндекс.Дзене, ВК . Чтобы не пропустить важное — подписывайтесь на рассылку и Telegram-канал.

В старинном селе Котлы расположилась церковь Николая Чудотворца. Здесь же находится и заброшенная и полуразрушенная усадьба Альбрехтов.

В 1880-е годы на пожертвования местных крестьян, а также владельцев усадьбы, по проекту архитектора Н.Н. Никонова была возведена каменная Никольская церковь с одним куполом и колокольней.

В 1937 году храм был закрыт, а в период с 1941 по 1942 годы здесь фашисты содержали советских военнопленных. В декабре 1959 года храм закрыли вновь, а затем здесь находился сельский клуб. И только в 1991 году храм Святого Николая Чудотворца был отреставрирован и возвращён верующим.

Подписаться: Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это

Церковь храм николая чудотворца

На высоком Таганском холме, между улицами Нижняя и Верхняя Болвановская (ныне Радищевская), в 1697-1712 годах была построена Церковь святителя Николая на Болвановке. Болвановские улицы, именовались по слободе мастеров, живших здесь и делавших «болванки» — для изготовления головных уборов или металлических отливок. Деревянная же церковь во имя Николая Чудотворца на Болвановке известна по окладной книге 1632 года и названа «новоприбыльной», то есть вновь построенной.

Начало строительства каменной одноярусной церкви с небольшой трапезной и отдельно стоящей колокольней относится к 1682 году и осуществлялось «по благословению святейшего Иоакима Патриарха, по прошению приходских людей».

В 1702 году на средства, пожертвованные князьями Гагариными храмы расширили, а в 1712 году возвели два дополнительных яруса. Последний строительный этап осуществлялся при непосредственном участии замечательного русского зодчего Осипа Старцева.

На протяжении 18 века церковь неоднократно повреждалась пожарами, после которых ее ремонтировали. Так, в 1753 году выгорела верхняя церковь, а в 1773 году пострадал весь храм и даже обрушилась кровля. Восстановление храма завершилось осенью 1773 года, ремонт же верхней церкви Петра и Павла продолжался в течение еще пяти лет.

При вступлении в город армии Наполеона осенью 1812 года среди огромного количества пострадавших от пожаров построек был и храм святителя Николая. На его ремонт потребовалось два года, верхняя же церковь была освящена лишь в 1824 году.

На средства, пожертвованные старостой и прихожанами, в 1843 году храм внутри расписали «на золотом фоне греческим писанием».

Революция пришла на Таганку стремительно. В начале 20-х годов службы в церкви Святителя Николая Чудотворца были запрещены советской властью, а само здание передали в аренду разным организациям. В 1922 году из храма вывезли более 15 пудов серебра, при этом живопись закрасили, установили перегородки, уничтожили иконостасы, сбили с фасадов изразцы и сняли колокола.

В 1944 году при реконструкции Таганской площади и начале строительства станции метро «Таганская» решено было разобрать церковь Николая Чудотворца, так как она стояла в непосредственной близости от здания метро. Успели снести барабаны с главами основного четверика храма, междуэтажные перекрытия, кровлю над трапезной, шатер и восьмерик колокольни, но, к счастью, благодаря вмешательству общественности работы были остановлены, что спасло храм от гибели.

И только в 1990 году храм отдали верующим. Усилиями настоятеля и прихожан, у храма святителя Николая началась вторая жизнь, второе дыхание. Работы по восстановлению былого величия продолжаются и по сей день.

ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЛАГОЧИНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВИКАРИАТСТВА МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ

119019, Москва, Староваганьковский переулок, д. 14, стр. 6

  • Церковь храм николая чудотворца
  • Церковь храм николая чудотворца
  • Церковь храм николая чудотворца

Храм открыт ежедневно с 9:00 до 19:00 (в воскресенье до 15:00)

Скачать бланк платежного поручения

«Добровольное пожертвование на уставную деятельность»

Тексты и изображения, размещенные на сайте, могут быть опубликованы только с указанием источника

Ссылка на основную публикацию