Божья матерь одигитрия

Божья матерь одигитрия

Одигитрия, что в переводе с греческого языка означает «Путеводительница», представляет наиболее распространенный в христианском мире тип изображения Богородицы. Многие из известных и чтимых православных икон, включая Казанскую, Иверскую, Смоленскую, Тихвинскую, Страстную, Споручницу грешных и Троеручицу, относятся к этой группе. Первой же одигитрией, как считается, была старинная Влахернская икона, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и дошедшая до наших дней во множестве списков.

Догматический смысл одигитрии — пришествие великого судии и царя на землю — определяет композиционное решение иконы. Младенец Христос, сидящий на руках Богоматери, пишется в образе Вседержителя, одетого в царственные одеяния пурпурного и золотого цветов и, зачастую, в корону. В левой руке Иисус держит свиток как символ Учения, а правой благословляет зрителя. При этом, в отличие от похожего в целом и также распространенного типа изображения «Елиуса» (Умиление), Богородица не прижимается к Иисусу, а указывает на него рукой, представляя царственного Младенца миру.

Любой иконописный тип и, в частности, одигитрия — это не свод безусловных правил, которые обязательны для исполнения, но направление мысли и цель, к достижению которой стремится иконописец. Поэтому каждый образ Путеводительницы уникален, хотя и достаточно узнаваем в своем догматическом содержании и художественном решении.

История данного иконописного типа тесно переплетается с историей христианской культуры в целом. Древнейшие одигитрии, Тихвинская и Влахернская, были написаны, по преданию, евангелистом Лукой, став образцами для многих иконописцев в последующие времена. Влахернская икона прославилась многими чудесами, включая исцеление двух слепых путников в Антиохии, что, как считается, определило ее название «Одигитрия», которое распространилось впоследствии и на другие иконы. На протяжении многих лет образ хранился во Влахернском соборе Константинополя (по другим сведениям — в монастыре Одигон) и не единожды выставлялся на крепостные стены, охраняя столицу Восточной империи от нападения врагов.

На Руси одигитрия стала в числе наиболее распространенных типов изображения Богородицы. Многие из известных и чтимых сегодня икон Божьей Матери были созданы именно в иконографии одигитрии. Среди них — чудотворная Казанская икона, обретенная на пепелище в Казани в 1579 году и Смоленская икона, приписываемая руке знаменитого мастера Дионисия.

Божья матерь одигитрия

Среди славнейших храмов Константинополя — столицы Византии — был так называемый Храм вождей, в котором византийские императоры перед каждым походом на варваров возносили молитву о даровании победы. Одной из икон храма была прославленная «Богоматерь Одигитрия», в переводе с греческого «Путеводительница». Народ дал ей такое имя, потому что она стояла в «Храме вождей», а также ввиду того, что она, по преданию, была «путевой» иконой византийской армии в ее походах — иконой, ведущей к победе.

Как известно, не каждый иконографический тип Божией Матери обладает текстовой основой. Исключая «Оранту», «Влахернитиссу» и «Агиосоритиссу», остальные четыре основных типа ее не имеют. Тип «Одигитрии» также не составляет исключения: он не соотносится ни со Священным писанием, ни с Акафистом Божией Матери. Это предопределяет известную свободу интерпретации икон «Одигитрии».

Мы говорили уже, что появление какого-либо варианта изображения Богоматери и его утверждение в качестве иконографического типа могли разделять века. Так, одно из самых ранних известных нам изображений «Богоматери Одигитрии» находилось в собрании Порфирия Успенского в Киевской Духовной Академии. Это была икона V века, выполненная в технике энкаустики, а «типичная» «Одигитрия» появилась только в IX столетии. Богородица изображена с Младенцем на руке, причем Еммануил благословляет правой рукой, а в левой держит свиток. Этот иконографический тип сыграл важную роль в византийской иконографической традиции: возможно, от него произошла и «Богоматерь Елеуса».

Божья матерь одигитрия

Известные русские изображения «Одигитрии»:
1) фреска башни Юрьева монастыря в Новгороде 1130 года;
2) «Смоленская»; по преданию, привезена на Русь из Византии в XI веке, с XII века по 1941 год хранилась в Успенском соборе Смоленска (сейчас находится в США);
3) «Тихвинская» (1383 г.); согласно легенде, происходит из Константинополя, а прототип ее принадлежит кисти св. евангелиста Луки. Явилась около Тихвина Новгородской губернии и находилась в Богородице-Успенском монастыре города Тихвина. Характерный иконографический элемент ее — повернутая пяточкой к зрителю ступня Младенца;
4) «Иверская» (Грузинская или Портаитисса, 1360-е годы); прославлена в 1535 и 1650 годах.

Божья матерь одигитрия

Как в Византии, так и на Руси «Одигитрии» сопровождали русские войска на поле брани наряду со «Спасом Нерукотворным». «Одигитрия» — строгий тип изображения. Ее суровый облик, в отличие от «Умиления», более отвечал периоду испытаний и войн, нежели годам покоя и мира. Наверное, не случайно на Руси с ее нелегкой историей «Одигитрии» нередко входили в состав местного ряда иконостаса храмов. Иногда тип «Одигитрии» обозначался надписью «Елеуса», или «Богоматерь Милостивая». Я усматриваю в этом следы традиции, восходящей к XIV веку, когда можно было приписывать отдельным образам «Одигитрии» имя «Елеусы» — «Милостивой», «Милующей»: в раннехристианскую эпоху имя «Елеуса» служило эпитетом Богоматери. Поэтому оно приписывалось любым типам Ее изображений — и «Агиосоритиссе» (Деисусной), и «Одигитрии». В послеиконоборческую пору иконография Богоматери приобретает канонизированные формы, однако эпитеты остались прежними. Конечно, сейчас мы не стали бы определять тип изображения Богоматери по сопроводительной надписи на иконе, а воспользовались бы для этого иконографическим анализом Н. П. Кондакова, предложенным в его работах 1910 и 1914 годов.

Иконографический тип Богоматери Одигитрии (? . ) имеет несколько прототипов, восходящих к глубокой древности. Византийское предание возводит его к образу, написанному св. Евангелистом Лукой. Согласно этому повествованию Сама Богоматерь благословила этот Свой образ со словами: «Мое благословение пребывает навеки с этой иконой». Святой Лука послал этот образ в Антиохию «державному Феофилу» вместе с текстом Евангелия. Около середины V в. по приказанию императрицы Евдоксии образ был послан в Константинополь в подарок ее свекрови, императрице Пульхерии[163]. Это повествование было общепринятым в Византии в IX в., когда впервые появляется наименование «Одигитрия» на печатях. Неизвестно, происходит ли это название от храма «Путеводителей» (. . ), в котором императоры обычно молились перед выступлением в походы, или же икона Богоматери, именуемая «Путеводительница», дала название храму, перестроенному Михаилом III (842–867). Как бы то ни было, в это время чудотворной иконе Божией Матери, перенесенной позднее во Влахернский храм, уже приписывалась особая роль в судьбах христианской империи. Это отношение способствовало формированию иконографического типа, византийского по преимуществу, который в IX в. окончательно вырабатывается и получает наименование «Одигитрия»[164].

Божья матерь одигитрия

Богоматерь Одигитрия. Начало VII в. Церковь Санта Мария ад Мартирес. Рим

Божья матерь одигитрия

Богоматерь Одигитрия. Византия. Первая половина XIV в. Галерея Темпл, Лондон

Сирийские прототипы Одигитрии, уже многочисленные в VI в., изображают Богоматерь стоящей и держащей на левой руке полулежащего спеленутого Младенца. Эти изображения изменяются под влиянием византийского понимания. Иконы Одигитрии, создаваемые в Византии, изображают Младенца Христа всегда прямо сидящим на левой руке Богоматери: здесь Он уже не грудной младенец, а тип Христа Эммануила; это «превечный Бог», исполненный премудрости, несмотря на свой юный возраст. Облаченный в одеяние славы – гиматий, разделанный золотом, – Христос Эммануил держит в левой руке свиток, а правой благословляет, глядя прямо перед Собой. Богоматерь стоит прямо и величественно, без выражения какой-либо нежности к Сыну. Она смотрит на зрителя или же отводит взгляд в сторону, поверх головы Младенца. Поднятая к груди рука может выражать жест молитвы, но скорее это жест указующий:

Богородительница указывает людям на Сына Божия, через Нее пришедшего в мир. Можно понять этот жест и как царственный, представляющий Ее Сыну верующий народ, на что и отвечает Христос Эммануил Своим широким, величественным жестом благословения.

Божья матерь одигитрия

Богоматерь Одигитрия. Рисунок Л. А. Успенского

Икона Одигитрии, созданная в Византии, напоминает ритуальный распорядок императорского дворца, где жизнь «порфирородного» монарха превращалась в ряд официальных церемоний, в которых подавлялось всякое выражение человеческого чувства, дабы выявить священный характер императорского достоинства.

Однако в то же время эта величавая отрешенность, чуждая всякому выражению человеческих эмоций, лучше всего соответствует догматическому смыслу иконы, являющей Богоматеринство Приснодевы с Христом Эммануилом.

Божья матерь одигитрия

Богоматерь Одигитрия на троне. Моливдовул. 717–720 г. ГЭ

Божья матерь одигитрия

Богоматерь Одигитрия в рост с младенцем. Моливдовул. XIV в. ГЭ

Тип Одигитрии породил множество иконографических вариантов, освященных явлением чудотворных икон и носящих различные наименования. Здесь мы воспроизводим три списка с икон Богоматери Одигитрии, почитаемых в России: чудотворные иконы Богоматери Смоленской, Тихвинской и Казанской.

Божья матерь одигитрия

Богоматерь Смоленская. Россия. XVI в. Кастел де Вийенборг (Нидерланды)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконой Ее «Одигитрия» Смоленская

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконой Ее «Одигитрия» Смоленская О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие! Услыши ны грешныя и недостойныя, в час сей молящаяся и к Тебе со воздыханием и

Икона Божьей Матери «Одигитрия»

Икона Божьей Матери «Одигитрия» Она служит дополнением к вышеназванным иконам (см. илл. 21). Как видите, на ней Богородица держит на одной руке младенца Иисуса, а другой рукой указывает на него. Иисус выглядит вовсе и не младенцем, видится так, как будто он символ какой-то

Богоматерь на троне Икона, приписываемая критской школе последней четверти XVI в.

Богоматерь на троне Икона, приписываемая критской школе последней четверти XVI в. Этот иконографический тип известен в России обычно под именем Кипрской Богоматери[168], чудотворная мозаичная икона которой была известна на Кипре еще в начале VII в. Кроме того, этот образ

Божья матерь одигитрия

С Праздником иконы Божьей Матери «Смоленская» Путеводительница!

Путеводительница, так с любовью называют икону Божьей Матери «Смоленская». Действительно, Пресвятая Владычица Богородица никогда не оставляет нас своим заступничеством, ведёт каждого по тернистому, полному невзгод и скорбей жизненному пути.

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия»

По преданию Смоленская икона Божьей Матери написана апостолом Лукой. По одной из версий икона попала на Русь вместе с царевной Анной – супругой равноапостольного великого князя Владимира. Византийский император благословил свою дочь именно этой иконой. По другой версии Смоленская икона была благословением на путь в Россию царевны Анны, дочери греческого императора Константина Порфирородного, супруги черниговского князя Всеволода Ярославича. По этой причине икона и названа «Одигитрия» Путеводительница.

Божья матерь одигитрия

Князь Всеволод передал икону по наследству своему сыну Владимиру Мономаху, который перенёс святой образ в Смоленск. Там Владимир поместил икону в устроенный им в 1101 году Успенский собор. И с этого времени икона получила ещё одно свое название «Смоленская».

Спасение Смоленска

Святой образ Пресвятой Богородицы в 1238 году спас Смоленск от нашествия хана Батыя. Случилось это следующим образом.

Ночью сторож Успенского храма услышал голос, который повелевал ему пойти к воину Меркурию, жителю Смоленска, и передать ему такие слова: «Меркурий! Изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовёт Владычица».

Меркурий не медля направился в храм, припал пред иконой Божьей Матери. Воин услышал голос, возвещавший о тайном намерении ордынцев напасть на Смоленск в нынешнюю ночь. Божья Матерь повелела Меркурию встречать неприятеля, обещав победу русским и мученический венец за Христа Меркурию.

Божья матерь одигитрия

Поклонился Меркурий Матери Божьей и направился в указанное место. Там он со своей ратью встретил татарского неприятеля и нанес сокрушительное поражение. Сам же Меркурий погиб в бою. Похоронен в соборном храме.

Смоленская икона в Благовещенском соборе Москвы

В 1398 году Смоленский образ был с почетом принят в Москве и помещен в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от Царских врат. Святая икона находилась там более полувека – до 1456 года.

В те времена Смоленск находился под литовским господством. Несмотря на это многие горожане Смоленска чтили и помнили эту святыню, надеясь о её скором возвращении. В 1456 году в Москву из Смоленска направилась делегация из многих почтеннейших граждан. Они просили великого князя Василия Темного перенести икону обратно в Смоленск. Князь, бояре и архиереи решили вернуть икону в Смоленск. Со святого образа сделали точный список и поставили его в Благовещенском соборе Кремля.

Божья матерь одигитрия

Москвичи провожали Смоленскую икону всем миром. После Литургии святой образ передали смоленскому епископу. Крестным ходом великий князь, его дети, митрополит, духовенство столицы, воинство и жители Москвы провожали чудотворную икону Пресвятой Владычицы за город.

При великом князе Василии Третьем в 1524 году на том самом месте, где проходило прощание с чудотворной иконой, был основан Новодевичий монастырь – в память взятия Смоленска и присоединения его к Русскому царству. Туда из Благовещенского собора перенесли список со Смоленской иконы Божией Матери.

Церковь непрестанно молится пред Смоленской иконой Божией Матери, просит заступничества. Пред этой иконой молились и Михаил Илларионович Кутузов и всё русское войско на Бородинском поле в 1812 году.

Ссылка на основную публикацию