Божия матерь надпись

«Евангелие есть изображение свойств нового человека, который — Господь с небесе (1 Кор. 15, 47). Этот новый человек — Бог по естеству. Святое племя Свое человеков, в Него верующих и по Нему преобразившихся, Он соделывает богами по благодати.» Св. Игнатий (Брянчанинов)»О чтении Евангелия»

«Жизнь тогда имеет смысл, если продолжается в Вечности.»Ф.М. Достоевский

  • Лента
  • |
  • Участники
  • |
  • Фото 6
  • |
  • Видео 29
  • |
  • Мероприятия 0

Надписи на иконе – принятые в православной иконописной традиции

Надписи на иконе – принятые в православной иконописной традиции условные обозначения и сокращения.

Правила надписи к иконам сложились в течение многих веков. В обучении мастеров иконописный шрифт является отдельным предметом для изучения, наравне с рисунком. В иконописной артели надписи на иконе выполнял глава артели или лучший иконописец. Надпись – это венец всей работы.

Надписи могут быть выполнены на церковнославянском, на греческом и других языках.

Основным принципом иконных надписей является контрактура контрактура (лат. contractura — стягивание), что является сокращением слова, которое производится с помощью начальной и конечной букв. Хотя имя святого может быть прописано и полностью.

Например, Бог – Бгъ, Господь – Гдь; Иисус Христос — IСЪ ХСЪ, и т.д.

Рассмотрим основные сокращения на православных иконах:
Надписи на иконах Господа Иисуса Христа
IC XC, ΙΣ ΧΣ — сокращенное написание имени греч. Ιησους Χριστος

IИС ХС — сокращенное написание имени Иисуса Христа

ΙΧΘΥΣ — дословно «рыба», греческий акроним греч. Ιησους Χριστος Θεου Υιος, Σωτηρ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель.

ο ων (греч.) — сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» (Исх 3:14). Надпись имени Пресвятой Троицы на кресчатом нимбе на иконах Иисуса Христа.

Црь слвы — Царь Славы
Надписи на иконах Божьей Матери
ΜΡ ΘΥ — сокращение от греч. Μητερ Θεου — Матерь Божия.

МН БЖН — Матерь Божья

Б. М. — Божья Матерь

П. Б. — Пресвятая Богородица
Надписи на иконах святых
ΑΓΙΟΣ, αγιος, АГИОС — греч. святой. Часто слово «агиос», как несущее сакральный смысл, сокращалось, причем нередко до иероглифического знака.

ΑΓΙΑ, αγια, АГИА — греч. святая

СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН, СТИ, СТ, СВ — святой

ОКА, ОАК — праведник (греч.)

МЧ, МЧНК — мученик

ПР — преподобный
Надписи на Распятии
I.Н. Ц.I. — сокращенная надпись на изображениях «Распятий», знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский» (см. INRI)

МЛ РБ — сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть»

ΤΚΠΓ (греч.) — сокращение от Τουτο (или Τουτο) Κρανιον Παραδεισος Γεγονε — аналог русской надписи МЛРБ

ГГ — гора Голгофа

ГА — Голова Адама, надпись при черепе

К — копие — одно из орудий страстей

Т сокращение от «трость» — одно из орудий страстей

КТ — сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Распятия.

В Иконописной мастерской «Мерная икона» Вы можете купить икону, написанную в соответствии с многовековой традицией.

Основным принципом иконных надписей является контрактура контрактура (лат. contractura — стягивание), что является сокращением слова, которое производится с помощью начальной и конечной букв. Хотя имя святого может быть прописано и полностью.

Например, Бог – Бгъ, Господь – Гдь; Иисус Христос — IСЪ ХСЪ, и т.д.

Рассмотрим основные сокращения на православных иконах:
Надписи на иконах Господа Иисуса Христа
IC XC, ΙΣ ΧΣ — сокращенное написание имени греч. Ιησους Χριστος

IИС ХС — сокращенное написание имени Иисуса Христа

ΙΧΘΥΣ — дословно «рыба», греческий акроним греч. Ιησους Χριστος Θεου Υιος, Σωτηρ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель.

ο ων (греч.) — сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» (Исх 3:14). Надпись имени Пресвятой Троицы на кресчатом нимбе на иконах Иисуса Христа.

Црь слвы — Царь Славы
Надписи на иконах Божьей Матери
ΜΡ ΘΥ — сокращение от греч. Μητερ Θεου — Матерь Божия.

МН БЖН — Матерь Божья

Б. М. — Божья Матерь

П. Б. — Пресвятая Богородица
Надписи на иконах святых
ΑΓΙΟΣ, αγιος, АГИОС — греч. святой. Часто слово «агиос», как несущее сакральный смысл, сокращалось, причем нередко до иероглифического знака.

ΑΓΙΑ, αγια, АГИА — греч. святая

СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН, СТИ, СТ, СВ — святой

ОКА, ОАК — праведник (греч.)

МЧ, МЧНК — мученик

ПР — преподобный
Надписи на Распятии
I.Н. Ц.I. — сокращенная надпись на изображениях «Распятий», знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский» (см. INRI)

МЛ РБ — сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть»

ΤΚΠΓ (греч.) — сокращение от Τουτο (или Τουτο) Κρανιον Παραδεισος Γεγονε — аналог русской надписи МЛРБ

ГГ — гора Голгофа

ГА — Голова Адама, надпись при черепе

К — копие — одно из орудий страстей

Т сокращение от «трость» — одно из орудий страстей

КТ — сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Распятия.

В Иконописной мастерской «Мерная икона» Вы можете купить икону, написанную в соответствии с многовековой традицией.

Процесс написания иконы сложный и продолжительный, требуется соблюсти многие правила, чтобы работа стала настоящей иконой. И даже когда образ полностью прописан, его нельзя считать совершенным без одной небольшой детали. А именно без надписи.

Надписи на иконах можно сравнить с наречением имени младенца. В древние времена надпись делал сам архиерей, что приравнивалось к освящению иконы. После данного действия икона становилась вполне иконой, и перед ней можно было начинать молиться конкретному святому.

Значение надписи на иконах великий русский философ и проповедник Павел Флоренский охарактеризовал следующим образом: «В иконе есть душа – её надписи». При нанесении надписи икона как бы наполняется жизнью, и процесс её рождения вполне совершается. Имя на иконе – это не просто написанное слово, но часть общей композиции, они украшают и дополняют образ.

Надписи на иконе – принятые в православной иконописной традиции условные обозначения и сокращения.

Правила надписи к иконам сложились в течение многих веков. В обучении мастеров иконописный шрифт является отдельным предметом для изучения, наравне с рисунком. В иконописной артели надписи на иконе выполнял глава артели или лучший иконописец. Надпись – это венец всей работы.

Надписи могут быть выполнены на церковнославянском, на греческом и других языках.

Основным принципом иконных надписей является контрактура контрактура (лат. contractura — стягивание), что является сокращением слова, которое производится с помощью начальной и конечной букв. Хотя имя святого может быть прописано и полностью.

Например, Бог – Бгъ, Господь – Гдь; Иисус Христос — IСЪ ХСЪ, и т.д.

Рассмотрим основные сокращения на православных иконах:

Надписи на иконах Господа Иисуса Христа

IИС ХС — сокращенное написание имени Иисуса Христа

ΙΧΘΥΣ — дословно «рыба», греческий акроним греч. Ιησους Χριστος Θεου Υιος, Σωτηρ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель.

ο ων (греч.) — сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» (Исх 3:14). Надпись имени Пресвятой Троицы на кресчатом нимбе на иконах Иисуса Христа.

Црь слвы — Царь Славы

Надписи на иконах Божьей Матери

ΜΡ ΘΥ — сокращение от греч. Μητερ Θεου — Матерь Божия.

МН БЖН — Матерь Божья

Б. М. — Божья Матерь

П. Б. — Пресвятая Богородица

Надписи на иконах святых

ΑΓΙΟΣ, αγιος, АГИОС — греч. святой. Часто слово «агиос», как несущее сакральный смысл, сокращалось, причем нередко до иероглифического знака.

ΑΓΙΑ, αγια, АГИА — греч. святая

СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН, СТИ, СТ, СВ — святой

ОКА, ОАК — праведник (греч.)

МЧ, МЧНК — мученик

Надписи на Распятии

I.Н. Ц.I. — сокращенная надпись на изображениях «Распятий», знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский» (см. INRI)

МЛ РБ — сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть»

ΤΚΠΓ (греч.) — сокращение от Τουτο (или Τουτο) Κρανιον Παραδεισος Γεγονε — аналог русской надписи МЛРБ

ГГ — гора Голгофа

ГА — Голова Адама, надпись при черепе

К — копие — одно из орудий страстей

Т сокращение от «трость» — одно из орудий страстей

КТ — сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Распятия.

В Иконописной мастерской «Мерная икона» Вы можете купить икону, написанную в соответствии с многовековой традицией.

Прочесть надписи на современных иконах Русской Православной Церкви не сложно. Часто они только стилизованы под церковно-славянский шрифт. Сложнее прочитать сокращения на средневековых и древних иконах.

Во-первых, многие образы надписаны по-гречески. Во-вторых, в иконописи широко использовались сложные сокращения. Обычно древние образы немногословны.

Основные обозначения. ΟΩΝ. ΜΡ ΘΥ. IC XC

В Ветхом завете Бог открывает Моисею одно из Своих имён.

«И сказал Моисей Богу, вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род»

Библия на греческом языке содержит написание ΟΩΝ. Это имя вписывается в нимб Иисуса Христа, Бога и Человека.

Божия матерь надпись

Казанская икона Божией Матери. XVIII век. На трёх сторонах Креста в нимбе вписано имя Бога. ΟΩΝ — Сущий

Надписи поясняют, кто изображен на иконе. Часто сокращают всё слово, кроме начальной и последней буквы. Этот пример называется «контрактура». Над такими обозначениями стоит знак «титло» ( ҃). Например, на иконе Казанской Божией Матери нанесены сокращенные надписи: Матерь Божия; Иисус Христос. Сущий.

Другие распространенные сокращения:

Ихтис

Древние христиане Римской империи подвергались тяжелым гонениям за веру. Приходилось скрывать православное значение священных знаков. Это привело к появлению сложной символики. Один из древнейших примеров — рыба, по-гречески — «ΙΧΘΥΣ» (ихтис). Его составляют начальные буквы слов Иисус Христос Божий Сын Спаситель (Ιησους Χριστος Θεου Υιος, Σωτηρ). Символ распространился в римских катакомбах — тайных храмах первых христиан.

Божия матерь надпись

Символы Иисуса Христа — греческая аббревиатура «рыба» и хризма

Хризма

Другой древнейший символ христиан образован из двух начальных букв слова «Христос». В греческом написании слова (ΧΡΙΣΤΌΣ) это буквы «хи» и «ро».Скрещённых между собой, они стали монограммой Спасителя. После победы христианства в Римской империи, хризма венчала штандарты военных знамён.

Альфа и Омега

Α ω — первая и последняя буквы греческого алфавита. Упоминаются Христом в Апокалипсисе Иоанна Богослова: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». Эти греческие буквы на иконе Спасителя часто встречаются на современных иконах.

Крест на Голгофе

Символ, хорошо известный в России даже людям, чуждым веры. Эти изображения священник оставляет на стенах после освящения квартиры. Изображения при Кресте относятся к событиям Распятия Христа. События описаны во всех Евангелиях. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса» (от Иоанна, 19 глава).

Божия матерь надпись

Орудия Страстей Христовых поясняются начальными буквами слов

Значение надписей — в таблице:

Иисуса Христа распяли к северо-западу от Иерусалима, у сада. Под камнями Голгофы покоятся останки Адама, первого сотворенного человека. Искупительная Кровь Христа омыла его кости. Так в лице Адама все человечество очистилось и освятилось Кровью Спасителя.

Сокращения на образах святых говорят о чине святости

Очень многочисленны сокращения на образах подвижников. Кроме имени указывают чин святости:

Икона без надписи расскажет о святом чертами образа. О чине святости говорят цвет одежды подвижника, предметы в его руках.

  • Цвет мучеников — красный. В руке держат крест. Изображаются часто с орудиями страданий.
  • Святители — изображены в богослужебном облачении своего сана. Пальцы правой руки сложены для благословения.
  • Открытая ладонь. Чин святости — праведник. Встречается у других чинов.
  • Две открытые ладони толкуют как знак принятия благодати или дара молитвы.
  • Рука у сердца — святой преуспел в сердечной молитве.

Икона — написанная красками книга о святом. По предмету в руках святого заключают о его занятии при жизни. Священники держат Евангелие, Потир. Воины — оружие. Целители — ложечку для лекарств, монахи — четки; основатели храмов и обителей — миниатюрные церкви.

Святой Иоанн Дамаскин, рассуждая о почитании святых, писал:

Божия матерь надпись

«Поклоняемся им, потому что сам Царь относит к Себе почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека не как Царя, но как послушного слугу и благорасположенного к Нему друга».

Православные почитают святых, как старших наставников, достигших высоты Любви к Богу и людям. Путь спасения узок и тернист. Внешним людям он может показаться полным одиночества. Но на деле христианин имеет немалые «связи» на Небесах.

Святые помогают в делах временной жизни и молятся Богу о ныне живущих христианах. Искренняя просьба к небесному покровителю не останется без ответа.

Почему на древней иконе Богородицы в Софийском соборе в Стамбуле написано слово МИР вместо слова Матерь?

Божия матерь надпись

Прежде чем ответить на вопрос,надо вспомнить,откуда пошла традиция сокращать церковнославянские слова.

Всем известно, что книги в старину писали на телячьей коже(харатье, пергаменте, особо тонкую кожу так и называли "Телятина").

Естественно, что на таком дорогом материале старались писать экономно, чтобы изложить максимум информации, поэтому самые распространенные слова ( а это чаще всего были слова из церковной лексики) сокращали.Всем грамотным такие сокращения были понятны, под специальным знаком ( его называли титло, оно,кстати, могло еще указывать на число.т.к. числа тогда писали буквами) оставляли значимые части слова Писали их , используя прием контрактуры(стягивания), оставляя первую и последнюю букву.

Божия матерь надпись

Пока в ХV веке не появились первые образцы бумаги, так и писали вручную, стараясь беречь драгоценный материал.

Традиция эта сохранилась и до наших дней, в основном, в написании икон.В иконописи, особенно в копиях с древних образцов, присутствует еще греческое письмо,поэтому есть и разница в написании между церковнославянским и греческим письмом.

На православных иконах,кроме ликов и фигур святых, ангелов, Богородицы и Спасителя, есть еще и письменное подтверждение того,кто изображен на иконе.Места для подробного написания там тоже нет, вот и закрепилось правило сокращать слова.Титлование в книгах и на иконах имеет существенное различие.

Т. А. Бузнякова –
ст. научный сотрудник научно-фондового отдела
Старочеркасского историко-архитектурного
музея-заповедника
Тема: «О чем могут рассказать подписные иконы»
Представить себе русскую жизнь вне церкви, без иконы просто невозможно. Икона сопровождала русского человека от рождения до смерти. Иконой благословляли на труд и ратный подвиг. Не было ни одного дома, где не стояли бы в красном углу чтимые образа. У иконы есть своя история — были моменты расцвета, упадка, забвения и вновь возрождения. Икона самобытна, потому что неразрывно связано с культурой русского народа, с его религией, верой. Она воплощает в себе величие русской души, ее многогранность и духовность. Как писал известный исследователь живописи П. П. Муратов «икона поставлена в ряд вечных и мировых художественных ценностей».
Подписные иконы представляют собой важную часть музейных коллекций. Авторские надписи на иконах сообщают не только имя мастера, но и сведения о его биографии, дате и месте создания произведения, обстоятельствах его заказа и исполнения. Пространные или краткие, эти надписи чрезвычайно интересны для изучения произведений. Зачастую имя мастера известно лишь по его автографу.
На русских иконах авторская подпись явление крайне редкое. И если такие сведения на иконе приводятся — это скорее исключение из общего характерного молчания русской иконы.
В собрании Старочеркасского музея-заповедника, хранится 237 икон, среди них есть произведения с датами, подписями и владельческими надписями.
В своей работе я остановлюсь на 10 таких иконах XIX века. Надписи помогают в атрибуции икон, полнее представить историю бытования иконы, ввести в оборот новые имена иконописцев, узнать о реставрации, о её владельцах.
Надписи на иконах писались как на лицевой стороне, так и на оборотной. На лицевой стороне — краской, на оборотной – чернилами, карандашом, путем процарапывая острым предметом или выжигания. Чаще всего надписи лаконичны, кратки, но встречаются и очень подробные.
Таким образом, они несут разную информацию:
— определяют дату создания и авторство;
— принадлежность иконы владельцу / т.е.имеют владельческую надпись/;
— оговаривают сюжет иконы, условия заказа;
— дают топонимические сведения/ наименование станицы, хутора, где жил заказчик;
— дарственные надписи или вкладного характера;
— записи о месте освещения иконы, различные памятные записи.

Татьяна Алексеевна!
Спасибо за информацию, прочитала с удовольствием, хотя и слушала Ваш доклад на конференции. Была сейчас у Гали, она тоже новую информацию опубликовала.Успехов в творчестве.

На фото представлена икона «Иверская Богоматерь» нач. XX века.Надпись-штамп помещен на оборотной стороне: «Благословение святой Афонской Горы и Русского Пантелеймонова монастыря, в котором и освящена сия святая икона».

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращенному оплечному (то есть это изображение по плечи) варианту Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». В этом названии заложен определенный глубокий смысл. Пресвятая Богородица является нашей Путеводительницей ко Христу. С одной стороны, это выражено в том, что Она является Матерью Господа по плоти, тем самым низводя на нас благодать Божию, заступаясь за нас пред Христом. С другой же стороны, являясь человеком по природе, Матерь Божия ведет и каждого из нас ко Христу.

  • Фигура Божией Матери представлена фронтально, с небольшим наклоном головы в сторону Богомладенца. Это символ милости, любви, материнской нежности и в тоже время преклонение перед Спасителем человеческого рода.
  • На одной руке Богородицы восседает Младенец Иисус Христос.
  • Младенец Иисус Христос правой рукой благословляет Матерь Божию, а в Ее лице и всех христиан. Вторая рука Богомладенца скрыта одеждой.
  • Взгляды Матери Божией и Богомладенца обращены непосредственно на молящегося. Это особо акцентирует человека на духовный диалог с Господом и Его Пречистой Матерью. Взгляды, обращенные Богородицей и Христом на молящегося, выражают собой полноту общения двух личностей – Бога и Его творения, человека.
  • Богословский смысл иконы заключается в ходатайстве о нас Пречистой Богородицы перед Своим Сыном – Господом Иисусом Христом. Ведь именно Христос – это Путь, Жизнь и Истина для каждого христианина. Являясь Матерью Господа и в тоже время человеком по природе, Матерь Божия имеет возможность наиболее сильно молить Своего Сына о каждом из нас. Этот смысл наиболее просматривается в иконах типа «Одигитрия», где Богородица указует рукой на Христа. Казанский образ – оплечный, поэтому указания рукой мы не видим. Однако, несмотря на это, смысл остается таким же, только в Казанском образе он скрыт от поверхностного взгляда.

Читайте также другие материалы о Казанской иконе Божьей матери и Дне народного единства здесь.

Это первые и последние буквы греческого написания MHTHP ФEOY (Митир Фиу) — Матерь Бога. На иконах надпись располагается так: слева от главы Богородицы MP, а справа ФY.

Вокруг креста также распологаются титлы. Вот некоторые из них:

ЦРЬ СЛ, ЦРЬ СЛВЫ, ЦРЬ СЛАВЫ — Царь Славы

IНЦИ, ИN, ИНЦИ — Иисус Назорей Царь Иудейский

IС ХС , IИС ХС, IИ Х, ИС ХС, ИСЪ ХСЪ — Иисус Христос

К, КП, КОПIЕ, КОПИЕ — Копие

Т, ТР, ТРО, ТРОСТЬ — Трость

СНЪ БЖИ, СНЪ БЖIЙ — Сын Божий

НИ КА — Победитель

МЛ — Место Лобное

ГГ — Гора Голгофа

ГА — Глава Адама (старослав. Глава Адамля)

КХВВ — Крест – хранитель всея Вселенныя

ККЦ — Крест – красота церкве

КВУ — Крест – верных утверждение

КЦД — Крест – царем держава

КАС — Крест – ангелом слава

КБЯ — Крест – бесом язва

КТПВ — Кресту твоему поклоняемся, владыко

ББББ — Бич божий бьет бесов

ВВВВ — Всем верным возвращение в рай, Всей Вселенной возвещает веру.

ДДДД — Древу добро, досада дъяволу, Древо дарует древнее достояние.

ИВТС — И Воскресение Твое славим

Вопросы принимаются в новом разделе сайта →

Вопросы принимаются в новом разделе сайта →

Информация

Новости других разделов

Божия матерь надпись

12 января. Память святителя Макария, митрополита Московского

Божия матерь надпись

Студенты Казанской духовной семинарии поздравили митрополита Кирилла с Рождеством Христовым

В день памяти Вифлеемских мучеников митрополит Кирилл совершил Литургию в Троицком храме села Кощаково

11 января. Память мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных

Наши соцсети

Рассылка в Whatsapp +7 965 591-28-29

Сетевое издание «Православие в Татарстане» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20 марта 2018 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-72521

Учредитель: Религиозная Организация «Казанская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
Главный редактор: Дмитрий Александрович Аликин, иерей
Адрес электронной почты Редакции: [email protected]
Телефон Редакции: +7 (952) 040-12-05 (Дмитрий Аликин, иерей)

Цитирование и перепечатка приветствуются при гиперссылке на сайт tatmitropolia.ru
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Мнение редакции может не совпадать с позицией авторов

Создание, технологическая и техническая поддержка – Проект «Епархия». Система управления сайтом — CMS «Епархия»

Исключая Спасителя, нет в христианской иконографии ни одного предмета, который бы так часто был изображаем, так увлекал сердце, так упражнял талант художников всех времен, как лик Пресвятой Девы. Во все времена иконописцы пытались передать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только было способно их воображение.

Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, Богородица может торжественно "являть" Младенца миру, может нежно, прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его — Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенность — вот главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах.

Как замужняя женщина, Пречистая имеет на голове покрывало, ниспадающее на плечи, по обычаю иудейских женщин того времени. Это покрывало, или накидка, по-гречески называется мафорий. Мафорий обыкновенно пишется красным (символ страданий и воспоминание о царском происхождении). Нижние одежды обыкновенно пишутся голубыми (знак небесной чистоты совершеннейшей из людей).

Другая важная деталь одеяния Богородицы — поручи (нарукавники). Поручи — деталь облачения священников; на иконах это символ сослужения Божией Матери (а в ее лице — всей Церкви) — Первосвященнику Христу.

На челе и плечах Богородицы обыкновенно изображаются три золотые звезды. Подобные украшения, сделанные из металла, были распространены у древних. На иконах звезды пишутся в знак того, что Богородица до Рождества, в Рождестве и по Рождестве пребыла Девою. Кроме того, три звезды — символ Святой Троицы. На некоторых иконах фигура Младенца Христа закрывает одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы — Бога Слова.

taras
для начала неплохо бы было вам прочитать Правила форума: будьте любезны.

+
предупреждение
по п. 5 Главы 2 Правил

Название темы — исправил.

Явление Вязниковскай-Казанской чудотворной иконы датируется 1722 годом. Может ли «точная копия» не соответствовать времени подлинника?

не понял вашего вопроса совсем: перефразируйте, пожалуйста, и чуть более широко изложите.

Конечно, Вы правы, это — опечатка. Конечно — начало 17 века. Вот в этом и вопрос. «Точная копия» не смотрится копией того времени, Это явно работа конца 19 начала 20 века, возможно мстёрская, хотя я не специалист. Неужели признаки времени в копии не передавались?

Спасибо за пояснение! То есть, сравнение копии (которая копией по большому счету и не является, а есть вольная трактовка в меру талантливости «копииста») и ориганала не даст ответа на вопрос о подлинности иконы, которая сегодня находится в Вязниках? Но мстёрский копиист Кириков, — известный факт, — сделал такую копию «Святой Троицы», что её невозможно отличить от Рублева. Кажется, она и выставлена в музее. Вот это, я понимаю, — копия! Вот в этом случае «копия» могла бы послужить делу сравнения.

По сторонам от Лика Богородицы
два Ангела, держащие в руках
орудия страданий Сына Божия:
Христа пророки видели в веках,
задолго до Мариина рождения-
Пречистой Девы, Матери Христа…
«Страстной» икона названа; с почтением
относимся к Святыне неспроста.

Евангельских Событий отражение,
немыслимых сюжетов глубина…,
сакральности надмирной проявления
Икона Богородицы полна…
«Всепомогающая» — новое название?
молитвы текст пленяет красотой
и силой веры, сути понимания:
Христос Поможет за Земной чертой…

Так «Буди всем молящимся, Заступница,
Святая Богородица, пред Ним»,
Чьей Смертью с Воскресением окупятся
грехи, что мы по слабости творим…
13.10.2020г. Векшина Л.А.

Справка:
«Страстная» икона получила свое название оттого, что по сторонам лика Богородицы на ней изображены два Ангела с орудиями Христовых Страданий. Эта икона находится в Москве, в Страстном монастыре с 1641 года.

Жительница нижегородского села Палицы Екатерина была одержима бесом после вступления в замужество. Она просила Богоматерь избавить её от тяжёлой болезни и дала обет поступить в монастырь.
Получив исцеление, вопреки данному слову, продолжала супружескую жизнь, имела детей…

Богоматерь несколько раз Являлась ей, но женщина не решалась исполнить обещание и была наказана…

Чтобы получить Исцеление, Богоматерь Повелела Екатерине отыскать в Нижнем Новгороде иконописца Григория, у которого находится образ «Одигитрия». Екатерина нашла монаха Григория и указанную икону и была исцелена. После этого перед иконой совершались и другие чудеса.

Празднование иконе «Страстная» совершается 13/26 августа и в шестое воскресение после Пасхи. /По книге «Молитвы ко Пресвятой Боородицы пред чудотворными иконами Ея», Изд-во «Артос-Медиа»,2005г./

«Всепомогающая» — надпись на иконе, повторяющей иконографию Образа Богородицы «Страстная», но текст молитвы для чтения перед этой иконой отличается от опубликованных современных вариантов особой душевностью и искренностью, так как содержит старинные обороты речи…
13.10.2020г.Векшина Л.А.

История образа связана с именем праведного Иоанна Кронштадтского, который помогал Пюхтицкой обители материально и духовно окормлял сестёр.

В 1894 году на День ангела батюшки сёстры обители преподнесли ему в дар образ Божией Матери. Вверху иконы надпись: «Изображение явления Пресвятыя Богородицы в 1500-х годах при источнике у святой горы в Пюхтицах Эстляндской губернии». Внизу образа — дарственная надпись: «Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву труд живописиц Успенского женского монастыря на святой горе Эстляндской губернии. 1894 г. 19 октября». Именно с этой иконой связано явление Божией Матери отцу Иоанну, о котором он сделал запись в дневнике во время пребывания в Пюхтицкой обители:

До самой кончины отца Иоанна Пюхтицкая икона находилась при нём. Впоследствии она принадлежала благочестивой чете. Незадолго до своей смерти супруги передали этот образ монахине Вирсавии, насельнице закрытого к тому времени Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге. Пресвятая Богородица явилась монахине во сне и велела вернуть Её образ в Пюхтицкую обитель.

Икона была возвращена в Пюхтицкий монастырь 1 июля 1946 года. Её встречали сёстры во главе с настоятельницей монастыря игуменией Алексией II (Голубевой), которая как раз накануне получила от епархиального управления указ об освобождении от игуменского послушания по состоянию здоровья. В дни скорби для всех сестёр монастыря Матерь Божия Своим зримым возвращением в обитель свидетельствовала: «Не бойся, малое стадо. » (Лк. 12, 32), приняв игуменское попечение о Своей обители и её насельницах. В память о возвращении иконы в монастырь было установлено местное празднование.

Молитвословия

Тропарь, глас 4-й

Дне́сь све́тло красу́ется земля́ Эсто́нская,/ прославля́ющи Засту́пницу Усе́рдную ро́да христиа́нскаго,/ освяти́вшую явле́нием Свои́м го́ру Пю́хтицкую/ и оби́тели ико́ну чудотво́рную дарова́вшую./ Прииди́те, ве́рнии, поклони́мся чу́дному Ея́ о́бразу,/ да́рует бо оби́льныя да́ры целе́бныя,/ избавля́ющи искуше́ний, бед и вся́каго греха́./ Сего́ ра́ди, воспева́юще, воспои́м Пречи́стей:// ра́дуйся, Любе́зная ми́ру Помо́щнице// и Пречи́стая на́ша Ма́ти.

Кондак, глас 5-й

Притеце́м, вси ве́рнии,/ к Исто́чнику Неистощи́мому, Пречи́стей Богоро́дице,/ почерпе́м во́ду спасе́ния, глаго́люще:/ ра́дуйся, Влады́чице,/ жа́жду спасе́ния утоля́ющая,/ я́звы грехо́вныя омыва́ющая,/ исцеле́ние душ и теле́с да́рующая./ При́зри на лю́бящия и сла́вящия Тя // и покры́й нас покро́вом Твои́м.

Божия матерь надпись

Икона Божией Матери «Мати Молебница», поступившая в Третьяковскую Галерею из Ипатьевского монастыря Костромы, вызывает у специалистов, пожалуй, наибольшее количество споров — и по времени её написания, и по авторству и даже по иконографическому типу («Одигитрия/Умиление»). Искусствоведы относят её и к московской иконописной школе, и к костромской, и к византийской (греческой). Так же широко варьируется и примерное время написания образа (XIV — ХV век).

Образ «Мати Молебница» написан на липовой доске со шпонками, размером 39 × 33 см, яичной темперой по левкасу, на обороте — Голгофский Крест (XVII век).

По иконографии специалисты относят образ как к типу «Одигитрия», так и к типу «Умиление», характерные признаки обоих, такие, как молитвенное обращение Матери и Младенца и непосредственное телесное их общение на иконе присутствуют. На иконе Богоматерь, в поясном представлении, и Младенец, сидящий на её левой руке, изображены повёрнутыми друг к другу, их взгляды встречаются. Правая ручка Младенца зажата в правой руке Божией Матери, в левой Он держит свиток.

Мафорий Богоматери насыщенного коричневого цвета, Её царское достоинство подчёркнуто золотыми звёздами на голове и плечах. Рубашка на Младенце оливкового цвета, с пробелами и темно-красными границами складок, украшенная тонким орнаментом с позолотой. Гиматий красного охряного цвета, с графичным золотым ассистом. Вохрение светлой охрой, по оливковому санкирю. Пробела сделаны короткими касаниями кисти. Нимбы покрыты золочением широко и неровно. Фон иконы цвета охры с желтым оттенком. Возле нимба Матери киноварная надпись: «Мати Божия Молебница».

На оборотной стороне образа, покрытой суриком, изображен Голгофский крест и Орудия Страстей. Оклад серебряный, чеканный и прорезной, с подложенной позолоченной серебряной пластинкой. Оклад иконы так же относят к XIV веку и к шедеврам ювелирного искусства.

В Третьяковскую Галерею икона поступила из ЦГРМ в 1930 году.

История образа.

Ипатьевскому монастырю образ был дарован государём Алексеем Михайловичем в середине XVII века, в период расцвета обители. С этого монастыря в 1613 году и началась 300-летняя история династии Романовых. Как и откуда икона попала к Алексею Михайловичу (Тишайшему) доподлинно неизвестно.

Сам монастырь, по летописным источникам, был основан в месте слияния двух рек, Волги и Костромы, в 1275 году, во время монголо-татарского нашествия, князем Василием Квашнёй. Монастырская же легенда более романтична. Согласно ей, в 1330-е годы татарский князь-мурза Чет во время поездки в Москву тяжело заболел. Во сне ему было видение Богородицы, после которого Чет выздоровел и принял православную веру под именем Захария, а на месте своего исцеления заложил обитель. Бояре Годуновы считали Чета прародителем, и со второй половины XVI века монастырь находился под их особым попечением, они же делали и богатейшие вклады. При поддержке Годуновых здесь действовала мастерская, выпускавшая рукописные книги с роскошной отделкой.

В начале XVII века монастырь захватили сторонники Лжедмитрия II, «тушинского вора». После нескольких месяцев осады, костромичи изгнали захватчиков. Во время польско-литовского нашествия в монастыре жил, вместе со своей матерью, инокиней Марфой, Михаил Федорович Романов. Романовы были древним боярским родом, и Земский Собор 1613 года, решая вопрос о кандидатуре нового царя, сделал выбор в пользу 16-летнего Михаила. Вскоре в обитель к нему прибыли посланники с предложением стать царём.

Второй правитель из династии Романовых, царь Алексей Михайлович, отличался особенной богобоязненностью и стремлением к благоустройству Божиих обителей. Он жертвовал храмам многие ценности, не только материальные, но и духовные. В числе них оказалась, как предполагается, и старинная икона Божией Матери «Мати Молебница». Икона пребывала в Ипатьевском монастыре до 1928 года, когда, в числе прочих ценностей, и была вывезена представителями новой власти в музейные хранилища столицы.

Особенности иконописной школы.

Рассматривая вариант византийского происхождения образа, как наиболее вероятный, можно отметить следующие характерные иконографические особенности. В византийском искусстве изображения Божией Матери, где она выступает молитвенницей перед Спасителем за род человеческий, известны с VII века. Один из примеров — мозаика на столпе базилики святого Димитрия Солунского в Фессалониках (Салоники, Греция). Рядом с некоторыми из таких изображений Богородицы, например, на фреске церкви святого Георгия в Старо-Нагаричино, встречается эпитет «Параклесис (Просительница)», что соотносится с русским названием «Молебница». В Византии не существовало определенных правил именований образов Богородицы, подобная надпись могла быть также у икон другого иконографического извода. Например, на иконе Богоматери с Младенцем «Мати Молебница» конца XIV – начала XV века из собрания ГТГ, поздняя надпись: «Мати Молебница» на фоне по В.И.Антоновой, представляет собой перевод первоначального греческого эпитета «Параклесис».

Изображения Богоматери «Молебной» или «Моление о народе», как они именовались в монастырских и соборных описях XVI — XVII веков, получают широкое распространение в русском искусстве лишь с начала XVI века. На русских иконах этого типа, Божия Матерь обращена с молитвой к Спасителю, расположенному в небесном сегменте. В Её левой руке свиток с молением о спасении человечества, Господь также держит свиток с ответом на моление Матери. Иногда под ногами Богородицы помещается облако, а на фоне иконы — пейзаж. Перед Божией Матерью часто изображается припадающий местночтимый святой или группа молящихся святых с народом. В этом иконографическом изводе молитвенной просительницей за людей является не только Богородица, но и другие святые. Древнейшим памятником такого рода является пелена Соломонии Сабуровой, второй четверти XVI века, из Сергиева Посада.

Сначала нас заинтересовала точность пророчества о времени правления Павла Первого: 4 года, 4 месяца и 4 дня. Павел взошёл на престол, по старому стилю, 6-го ноября 1976 года, а был убит в ночь с 11-го на 12-е марта в 1801 году, а именно где-то около полуночи. Если считать только целые дни, то 7, 8, 9 и 10-е марта и есть эти четыре дня. В общем пророчество очень точное. А если это так, то и все остальные числа (даты) на иконе тоже должны быть точными. Однако в том варианте, в котором они изложены в Интернете, они не выглядят таковыми. Приведём здесь эти записи. Они, как мы понимаем, появились изначально по следующей ссылке: www.pokaianie.ru/article/prophecy/read/1 6109

Надпись вверху:
"Рождество Пресвятыя Богородицы"

Слева:
"В лето 5035 воссия деже на престоле чадо твое велиже творитися лета 4 и 4 месяца и дни 4 года".

Внизу:
"5263 взыде на престол имаше родивый благословенный по войне зело престрашней.

В год же 6019 прииде окончание мира сего тленнаго сугубо зело грешнаго бысть потому. Аминь"

Справа:
"Во дни праздника Святыя иконы сия прииде до дар святых яко царь двухкрат имя его до дар святых".

Начнём с последней даты, то есть даты окончания мира в 6019 году. Она нас весьма удивила. Только не тем, чем она удивила матушку Александру, которая, как мы понимаем и расшифровывала эти даты, то есть не тем, что до окончания мира оказывается ещё очень далеко, а самой записью этого числа на иконе. Но ещё больше — его расшифровкой.

Дело в том, что так, как это число записано на иконе, так числа по-старославянски в принципе никогда не писались. Они записывались следующим образом. Сначала писалась цифра (буква), обозначающая тысячи, затем сотни, затем десятки и, наконец, простое число от 1 до 9 включительно. Были, видимо, некоторые исключения записи чисел, но о них ещё скажем по ходу дела. А что же мы видим на иконе? ( Дальше будем использовать буквы из латиницы и современной кириллицы для примерного обозначения старославянских букв).

В дате SЕИS первая буква (S-зело), как и положено, обозначает тысячи, так как перед ней стоит двойной диагональный крест, а именно: это 6 000. Тут всё правильно. Но дальше все буквы обозначают только простые числа, то есть нет ни сотен, ни десятков. А такого числа в старославянской записи в принципе существовать не могло!

И тут возникло недоумение: а как же тогда расшифровщик из этого записанного буквами числа получил число, записав его по-арабски, то есть как 6019? Может, ему удалось разглядеть за старославянскими буквами в этом числе другие буквы-числа, ведь на иконе очень хорошо видно, что как раз этот её правый нижний угол, так же как и левый нижний угол, довольно сильно пострадали, и буквы в двух числах (датах), которые как раз и находятся по этим углам, обводились чёрной краской заново, вместе с рядом стоящими с ними словами. Мы начали прикидывать варианты, но число 6019 у нас никак не получалось. И тут до нас дошло! Оказывается расшифровщик, ничтоже сумняшеся, взял да и сложил простые три цифры, которые записаны после 6 000, то есть: Е(есть) — 5, И(иже) — 8 и S(зело) — 6, которые в сумме дают 19. Какой молодец! И в самом деле, чего заморачиваться: взять да сложить! А потом другие толкователи пусть смотрят и чешут свою репу: как же это число 6019 здесь получилось.

Молодец-то он молодец, но только для нас теперь стало понятно, что доверять такому расшифровщику по поводу записанных им арабскими числами всех трёх дат на иконе уже никак нельзя. Надо теперь все эти даты проверять и перепроверять по самой иконе — и никак по-другому! Ведь число 6019 записывалось по-церковнославянски совсем иначе. А именно: оно вообще тогда должно было состоять из трёх букв-чисел, так как в нём есть ноль, который никак не обозначался при записи чисел, а для числа 19 вообще существовала особая запись из двух букв, как и для всех чисел от 11 до 19 включительно.

Чтобы окончательно убедиться в том, что данный расшифровщик явно с датами напортачил, посмотрим теперь на его число 5263, то есть на дату, когда должен взойти на престол Царь.

Тут расшифровщик превзошёл даже и самого себя. Однако, видимо, понял, что простым складыванием цифр, стоящих после 5 000, тут уже не отделаешься, да и последняя буква (цифра) в этом числе так смазана, что и не поймёшь сразу, что это за буква есть.

Да, в дате действительно есть число 60 (буква кси), но стоит оно на месте числа, обозначающего сотни, что уже невозможно. Число 3 (три), как можно понять, он увидел в последней смазанной букве, поняв её как Г (глаголь). А откуда он взял число 200, для нас это, видимо, так и останется навсегда загадкой, потому что оставшаяся буква И (иже) в данном числе означает цифру 8, которая опять-таки стоит не на своём месте.

Итак, теперь стало совершенно очевидным, что даты в пророчествах Авеля на иконе нужно расшифровывать нам самим, чем дальше и займёмся.

Сначала посмотрим на первую дату на иконе, то есть 5035 на её левой стороне: ЕЕЛ. Она сохранилась очень хорошо и это очень важно, так как она при дальнейшем подсчёте служит основанием для выявления остальных двух реальных дат. Записана она, правда, не совсем по правилам, то есть буква обозначающая единицы стоит раньше буквы, обозначающей десятки. Но это, видимо, в данном случае было допустимо, так как в дате присутствует ноль: ведь впереди стоит 5 000, а вся дата состоит из трёх букв. Значит, в любом случае она читается однозначно как 5035. Здесь мы согласимся с предшествующим расшифровщиком.

Теперь перейдём к самой, пожалуй, важной для нас дате, дате восхождения на престол Царя. Как мы уже сказали, эта дата повреждена, смазана, и на неё сверху была положена новая обводка, а также на часть рядом стоящего с ней слова "взыде". Это очень хорошо видно на снимке.

Если подобная обводка делается на каком-нибудь слове на иконе, то тут обычно нет проблем. Ведь целое слово имеет смысл и даже если оно полустёрто, то всё равно можно догадаться, какие тут раньше стояли буквы. К тому же смысл его можно понять и из сохранившегося контекста. И совсем уже другое дело, если полустёртым оказалось число, обозначенное буквами. Рядом стоящие буквы (цифры) уже никак не помогут установить истину по поводу какой-то стёршейся буквы или нескольких букв. Остаётся тогда только внимательнее всматриваться в сами буквы на иконе, учитывая место каждой из них в целой дате.

Посмотрим, как записана исследуемая нами дата после её обводки. Первые три буквы в дате довольно явно очерчены. Это буквы Е (есть), З (кси) и И (иже). У последней же буквы обводка была потом ещё раз повреждена, так как повреждённым осталось и следующее за этой датой обведённое слово, и его, как это явно можно видеть на иконе, больше не восстанавливали, не обводили. Да и слава Богу! Чем меньше правок, тем больше у нас остаётся надежды увидеть изначальную букву-цифру.

Сначала следует, однако, сказать всё-таки несколько слов о том человеке, который делал эту обводку стёршихся букв на иконе. Судя по тому, что у него получилось с датами, а именно с местом каждой буквы (цифры) в целой дате, — это был полный профан в церковно-славянском языке. Он обводил буквы в дате, нисколько не заботясь о том, что такой буквы на данном конкретном месте в дате не может быть в принципе. Видимо, это был вообще не церковный человек, а какой-то коллекционер из советских, причём весьма мелкого пошиба, для которого важна была только целость надписей на иконе, а что означали конкретные даты на ней, — это его уже мало интересовало.

Нас, однако, именно дата восшествия Царя на престол, наоборот, как раз больше всего и интересует, поэтому внимательнее присмотримся к её записи на иконе.

Божия матерь надпись https://yantar.ua//blog/leushinskaya-bogorodica.html

Согласно церковной легенде, первые образа Пречистой Девы были написаны самим апостолом-евангелистом Лукой. Но с тех пор люди создали множество других реликвий. И, несмотря на то, что они значительно «моложе», эти святыни столь же почитаемы христианами. Об одной из них и расскажет Вам наша статья – прочитав её, Вы узнаете всё о происхождении, особенностях и значении Леушинской иконы Божией Матери.

Божия матерь надпись

Икона Похвала Божией Матери по образцу которой написан образ
«Аз есмь с вами и никтоже на вы»

Предания о реликвии – как появился образ Леушинской Девы Марии

История святыни начинается на рубеже XIX-ХX ст. В то тяжёлое время верующие особенно нуждались в Господнем заступничестве, и уникальная икона стала неиссякаемым источником духовной силы.

Данный образ Небесной Царицы тесно связан с Леушинской женской обителью. Этому монастырю покровительствовал сам Иоанн Кронштадтский, и под его мудрым руководством, а также трудами самоотверженной подвижницы – игуменьи Таисии (М. В. Солоповой), лавра достигла расцвета. Её заслуженно сравнивали с Серафимо-Дивеевской и Казанской Амвросиевской (Шамординской) пустошами. Кроме того, церковные исследователи утверждают, что настоятельница, которую почтительно называли «соратницей отца Иоанна», стала основательницей школы женского монашества. По созданному ею уставу действовали такие обители, как Иоанновская (Санкт-Петербург), Воронцовская (Псковщина), Ферапонтовская (Вологда), Чёрноезерская и Парфёновская (Новгородская губерния).

/>
Игумения Таисия и Иоанн Кронштадтский.
Леушинская женская обитель

Однако в 1862 г., когда купец Гавриил Медведев из Гатчины пожертвовал строящемуся храму образ «Похвала Божией Матери», община только начинала своё существование. Официально её учредили в 1875 г., пост игуменьи мать Таисия заняла в 1881 г., а статус монастыря скит получил лишь в 1885 г. Но всё это время чудесная икона осеняла сестёр своей благодатью. В частности, она являлась главной реликвией Свято-Похвальской церкви (её возведение длилось с 1886 по 1889 гг.), а вскоре такое же название получила и сама лавра.

После этого скит стал быстро расширяться. Так, согласно найденным прихожанкой Леушинского подворья Т. Ф. Литвиновой спискам, накануне 1917 г. в обители проживало около 700 насельниц, воспитывались девушки из благородных семей, работал странноприимный дом. А ещё в лавре функционировала иконная лавка и иконописная мастерская – специально для того, чтобы в ней трудиться, несколько монахинь и послушниц отправились в Академию художеств в Санкт-Петербурге.

Божия матерь надпись

Самой талантливой студенткой оказалась Анна Герасимова, происходившая из семьи крестьян. С 9 лет девочка обитала при монастыре, участвуя в песнопениях на клиросе. После обучения она принесла обеты послушницы и начала управлять другими иконописцами, а в 1906 г. приняла постриг под именем Алипии – в честь преподобного Алипия из Киево-Печерской лавры.

Подвижница создала множество великолепных святынь. Среди них – и лик Леушинской Девы Марии, написанный по образцу подаренной гатчинским купцом иконы. Однако у реликвии есть отличительная особенность – начертанная рукой самой настоятельницы надпись «Аз есмь с вами и никтоже на вы».

Уникальную икону преподнесли в дар Иоанну Кронштадтскому, который называл её «Спасительницей России». А позже мудрый старец передал этот образ Серафиму Вырицкому (в миру – Василий Николаевич Муравьёв), который готовился к своему знаменитому молитвенному подвигу. Тысячу дней монах склонялся перед реликвией, прося у Небесной Царицы защиты для всех, кто оберегал страну от фашистских захватчиков. После завершения Второй мировой войны святыню хранили родственники праведника, а в 1997 г. её принесли в Козелецкий Свято-Георгиевский монастырь. Тогда же учредили и праздник в честь Леушинской Богородицы (пятая суббота Великого Поста), а ещё написали прославляющие Её тропарь и кондак.

С тех пор была изготовлена не одна копия образа – и все они несут в себе даруемые Пресвятой Девой надежду, счастье и утешение. А наш магазин икон поможет Вам приобрести великолепный список святыни, вручную сделанный из драгоценных камней!

Богословское толкование реликвии «Аз есмь с вами и никтоже на вы»

Этот образ написан по подобию Влахернского лика Пречистой Девы. Данная святыня считается покровительницей императора Константина и равноапостольной царицы Елены. Она многократно спасала Царьград от язычников, поднимая на море шторм либо вселяя в сердца захватчиков смертельный ужас.

Тип «Одигитрия», к которому принадлежит реликвия, олицетворяет заступничество Божией Матери, Её любовь и милосердие. Кроме того, она служит воплощением Церкви-Путеводительницы, которая демонстрирует людям пример добродетельной жизни, соблюдения Господних заповедей и помощи ближним. А ещё икона Божией Матери «Леушинская» из янтаря напоминает христианам о духовном возрождении, которого непременно удостоятся все, кто исповедует веру в Иисуса Христа.

Созидатели и разрушители. Quis? Quid? Ubi? Quibus auxiliis? Cur? Quomodo? Quando?

24 октября/6 ноября — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (1688)

Божия матерь надпись

Тропарь пред иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», глас 2 :

Всех скорбящих радосте, /
и обидимых заступнице, /
и алчущих питательнице, /
странных утешение, /
обуреваемых пристанище, /
больных посещение, /
немощных покрове и заступнице, /
жезл старости, /
Мати Бога Вышняго ты еси, пречистая. //
Потщися, молимся спастися рабом твоим
.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радосте» :

Н адеждо ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати преблагословенного Бога, преблагословенная и пренепорочная Дево! К тебе единей прибегаю, к твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице. Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению твоего призрения матерне упокоенных и по всякому прошению благоизобильствующих: на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы. О, свете незаходимый! Просвети и исправи мя: веси всякую мою скорбь, веси всякую беду: не презри моления моего, о Полезнодательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго: вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К тебе привержен есмь от чрева матери моея, тебе оставлен есмь: не остави мене, не отступи от мене ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Богоматерь «Всех Скорбящих Радосте».
Конец XVIII века.
89 х 68.
ЦМиАР. КП 4575.
Икона поступила в Музей имени Андрея Рублева путем приобретения у частного лица.
Сохранность: утраты левкаса на поля, мелкие выпады красоч­ного слоя, потертости, тонированные утраты на ликах, свитках, фоне, многочисленные механические повреждения, царапины, доски покороблены.

Икона является списком, «истинным изображени­ем и мерой», как указано в надписи внизу в картуше, с чудотворного образа Богоматери «Всех Скорбящих Радосте» из церкви Преображения на Большой Ордынке в Моск­ве (известной также под названием церкви Варлаама Хутынского и Всех Скорбящих Радость).

В 1688 г. сестре патриар­ха Иоакима (1674-1690) Евфимии, страдавшей раной в боку, был голос во сне, указавший на икону «Всех Скорбящих» в церкви на Ордынке, от ко­торой она получила исцеление. Празднование просла­вившемуся образу установлено 24 октября, в день со­вершения чуда.

Иконография Богоматери «Всех Скорбящих Ра­досте» получила распространение в России с конца XVII в. и известна в нескольких вариантах. На московском образе из Преображенской церкви, по­мещенном в приделе Варлаама Хутынского, в верхнем ряду кроме преподобного Варлаама представлены также преподобный Сергий Радонежский, святитель Феодор Сикеот и преподобный Григорий Декаполит, чьи изображения появились на иконе, по-видимому, по же­ланию заказчика иконы.

На иконе из Музея имени Андрея Рублева изображены свитки с рифмованными надписями-вир­шами, взятыми с гравюры иконы «Богоматерь Всех Скорбящих Радосте» первой половины XVIII в.

На верхнем поле:
Образ прес(вя)тыя Б(огоро)д(иц)ы/Всехь скорбящихъ Радосте

Внизу в картуше:
Истинное изображение и мера//съ чюдотворнаго образа
прес(вя)тыя //Вл(а)д(ы)ч(и)цы Б(огоро)д(и)цы нарицаемыя всехъ
скорбя//шихъ Радосте которой имеется в ц(а)рст//вующемъ граде
Москве в ц(е)ркви пр(е)п(о)д(обно)го//Варлаама чюлотворца что
за Москвою//рекою въ Ордынской улице

На свитке у ангела слева:
Аще ли кая болезнь кому прилучи//тся
тецы ко Б(огоро)д(и)цы вскоре удали//тся

На свитке у ангела справа:
Весь сонм людей на сию уповайте//
къ иконе ея всегда притекайте

Слева на свитках:
Вси молящии Д(е)ву/будите надежны
прияти/спасение точию прилежны //
пребудите вь мо/литвахъ ко Б(огоро)д(и)цы
всеусе/рдно тецыте к скорой помо//щнице
Спаси от бедь раб своих к тебе//прибегаем
упование в ско//рбехъ на тя возлагаем

У указующего ангела:
Сия вас одеет
вь//мразе сущих согреетъ
О пр(е)с(вя)тая Д(е)во н(е)б(е)сная ц(а)р(и)це//
одей ризою нагихъ наша //заступнице
Призри убо М(а)рие/на скорбных и грешных//
прожени вся болез/ни сотвори утешных

Справа на свитках:
Силна бо есть М(а)рия радость/подавати
от всех бед избавляти и грешныя//спасати
молящихся ей ско/ро от скорби избавит
от всяких бед сохранитъ//на путь прав наставить
О преч(и)стая Д(е)во явися/намь м(а)ти//
в д(е)нъ и вь нощи не/престанем тебе при//падати
Подаждь утешение о Д(е)во намъ//далече алчным
отстоящим и близъ//тебе жажднымъ
Благодаримъ тя Д(е)во/яко насытила еси//
во алчбе и жажде/сущи нась удоволила
[У]теши насъ странныхъ
введи//въ кровъ бесхрамных
не имеем //бо где н(а)шихъ глав подклонити//
и от глада коленъ ти приклонити
И насъ путешествующихъ/не остави//
в благий путь тещи неосла/бно наста//ви

Красота мира Божиего — в каждой травинке, в горных вершинах, в облаках, в иконах, в храмах, в слове Евангелия и в молитвах. В самом человеке заложена Творцом искра Образа Божиего. Любви всем, радости и счастья от соприкосновения с красотой

пятница, 17 мая 2019 г.

Донская икона Божией Матери. Образы и символы в деталях

Божия матерь надпись

***
Богородица, Дева Мария —
Гармоничны, созвучны слова,
Как березы и Русь. Россия,
Ты в исканиях своих права.

Во имя любви Мария
Сына на крест отдала.
В жертву приносит Россия
Всю себя, до нитки, дотла.

Иконы Матери Божьей
В России нашли свой приют,
Их истории, судьбы похожи:
В них спасенье люди найдут.

Глаза человека прозреют,
Умилятся злые сердца.
Силы демона не одолеют
Тех, кто верит в любовь до конца! (Кочурова Ольга)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector