Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается в Русской Православной Церкви 15 августа по старому стилю (28 августа по новому), установлен в память о смерти Божией Матери.
Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом.
Тропарь Пресвятой Богородице в день Успения Ее, глас 1
В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.
Кондак Пресвятой Богородице в день Успения Ее, глас 2
В моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу/ и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние/ гроб и умерщвле́ние не удержа́ста:/ я́коже бо Живота́ Ма́терь/ к животу́ преста́ви// во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.
Божественная Литургия — начало в 9-00 (часы 8-40), исповедь в 9-00, окончание примерно в 10-30.
Литургия главнейшее христианское богослужение в православных церквях, во время которого совершается таинство Евхаристии.
Первая Литургия была совершена Господом нашим Иисусом Христом в Сионской горнице и каждая Литургия является таинственным продолжением первой Литургии.
Расписание богослужений в храм
Успения Пресвятой Богородицы в Путинках
на НОЯБРЬ 2021 года
Прп. Гавриила Самтаврийского
Казанской иконы Божией Матери
Молебен с акафистом
Божией Матери перед иконой Ее,
именуемой «Страстная»
Димитриевская родительская суббота
Мчч. Маркиана и Мартирия
Молебен с акафистом прав. Воину Феодору
Молебен с акафистом
блгвв. кнн. Петру и Февронии
Вмч. Димитрия Солунского.
Воспоминание великого и страшного трясения
(землетрясения), бывшего в Царьграде
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница.
Свт. Димитрия, митр. Ростовского
Прмц. Анастасии Римляныни
Молебен с акафистом
Успению Божией Матери
Молебен с акафистом
Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана,
Наркисса, Апеллия и
Аристовула. Мч. Епимаха
Бессребреников и чудотворцев Космы
и Дамиана Асийских
Молебен с акафистом
блгвв. кнн. Петру и Февронии
Обновление храма вмч. Георгия в Лидде
Свт. Тихона, патриарха
Московского и всея России
Молебен с акафистом
Божией Матери перед иконой Ее,
именуемой «Страстная»
Прп. Варлаама Хутынского
Молебен с акафистом свт. Луке
Мчч. 33-х, в Мелитине пострадавших.
Прп. Лазаря Галсийского
Собор Архистратига Михаила
и прочих Небесных Сил бесплотных
Молебен с акафистом
блгвв. кнн. Петру и Февронии
Иконы Божией Матери,
именуемой «Скоропослушница».
Свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского
Успение Пресвятыя Славныя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии
Блаженна, 1-го канона, песнь 3-я, на 4: и 2-го канона, песнь 6-я, на 4. По входе тропарь праздника. Слава, и ныне, кондак. Прокимен, песнь Богородицы, глас 3: В еличит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Стих: Я ко призре на смирение рабы Своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди.
Апостол к Филипписиом, зачало 340. [Филипп. 2, 5 – 11.]
Б ратие, сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе:
Б ратья, в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
Иже, во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу:
Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
Но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек:
Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
Смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя.
Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене,
Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
Да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних,
Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
И всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Аллилуиа, глас 2: В оскресни, Господи, в покой Твой, Ты, и Кивот святыни Твоея. Стих: К лятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея.
Евангелие Луки, зачало 54. [Лк. 10, 38 – 42; 11, 27 – 28.]
Б ысть же ходящим им, и Сам вниде в весь некую: жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой:
В продолжение пути их, пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
И сестра ей бе нарицаемая Мариа, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его.
У ней была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
Марфа же молвяше о мнозе службе, ставши же рече: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? рцы убо ей, да ми поможет.
Марфа же заботилась о большом угощении, и подошедши сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
Отвещав же Иисус рече ей: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе,
Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
Едино же есть на потребу. Мариа же благую часть избра, яже не отымется от нея.
А одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.
Бысть же егда глаголаше сия, воздвигши некая жена глас от народа, рече ему: блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал.
Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
Он же рече: темже убо блажени слышащие слово Божие и хранящии е.
А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Вместо Достойно, поем ирмос: П обеждаются естества уставы: И до отдания.
Причастен: Ч ашу спасения прииму, и имя Господне призову.
На трапезе утешение братии. Аще ли будет праздник сей в среду или в пяток: разрешаем точию на рыбу и вино. Аще ли в понедельник: миряне разрешают на мясо, и сыры и яица: Монаси же точию на рыбу и вино.
alt=»"Успение Пресвятой Богородицы". Фото: иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска» />
Хотя то, что христиане отмечают смерть Богородицы столь торжественно, на первый взгляд, странно. Напомню: древнерусское слово "успение" означает засыпание, сон. А в отношении Божией Матери — смерть, кончина, причем по отношению к Богородице слово "Успение" пишется с заглавной буквы.
Ее спеленутое тело
Сложили в молодом лесу.
Оно от мук помолодело,
Вернув бывалую красу.
Уже не шумный и не ярый,
С волненьем, в сжатые персты
В последний раз архангел старый
Влагает белые цветы, —
это Александр Блок, сумевший удивительно тонко передать нам сразу два мотива Успения Пресвятой Богородицы: сдержанную печаль расставания, печаль неизбежную, когда мы теряем того, кто нам близок. И тихую, еще неясную радость от того, что сердце ощущает: это расставание не навечно, за этим расставанием тайна, и оно еще обернется встречей.
Христиане потому и чествуют событие смерти Богородицы как праздник, что понимают: Христос победил смерть. Победил, даровав каждому путь спасения. Поэтому самый большой праздник христиан — Пасха, Светлое Христово Воскресение. Поэтому праздник Успения часто называют Богородичной Пасхой.
Так что же произошло в тот день, когда тело усопшей Матери Христа спеленали и положили в гробницу Гефсиманского сада?
Точное время, когда произошло Успение Пресвятой Богородицы, неизвестно. Очевидно, что это было до первых гонений на христиан, развязанных безумцем Нероном в 64 году. Согласно преданию Мать Христа после распятия Своего Сына скромно жила в доме апостола Иоанна Богослова — в Иерусалиме и Эфесе (западное побережье Малой Азии), проводя время в молитве. Тоскуя и скорбя об ушедшем Сыне, Мария часто приходила на то место, где Она видела Его последний раз — на Елеонскую гору, откуда уже Воскресший Христос много лет назад вознесся на небо. Во время одной из молитв на Елеонской горе перед Богородицей предстал архангел Гавриил и возвестил Ей, что через три дня Она перейдет в вечность.
Мы помним, что архангел Гавриил являлся Деве Марии не единожды. Много лет назад в Назарете он принес Ей благую весть, что Она родит Христа, Сына Божия. На этот раз он тоже принес Ей благую весть о том, что через три дня Она закончит Свой скорбный, полный страданий земной путь и перейдет на небо, где будет вечно пребывать со Своим Сыном и Богом Иисусом Христом. Именно о нем, об архангеле Гаврииле, пишет Блок: "Уже не шумный и не ярый,/ С волненьем, в сжатые персты/ В последний раз архангел старый/Влагает белые цветы". Здесь эпитет "старый" употреблен в смысле "прежний", тот, что был раньше, когда сообщал (в Церкви говорят "благовествовал") Богородице о главном событии Ее жизни — Рождении Спасителя.
Марии, получившей известие о близкой кончине, очень хотелось в последний раз увидеть учеников и сподвижников Иисуса. Но апостолы в то время были далеко от Палестины — каждый из них уже начал свое служение, неся людям благую весть о Воскресении Христовом. И вот тогда, как рассказывает предание, по молитве Божией Матери — а для Пресвятой Богородицы нет ничего невозможного — все апостолы, кроме Фомы, сверхъестественным образом оказались в Иерусалиме, у Нее в доме, на горе Сион. Апостолы и провели с Богородицей последние дни Ее земной жизни.
Как и предрек архангел Гавриил, Успение случилось на третий день. Внезапно горница, где находились Богородица и апостолы, озарилась светом, и все увидели Христа в сиянии божественной славы. Со страхом и трепетом смотрели апостолы на это чудное явление и видели, как душа Божией Матери разлучилась с телом и Христос принял ее в Свои руки. Как некогда Богоматерь держала на руках Младенца Иисуса, так теперь Ее Сын и Бог, спустившийся с небес к Ее смертному одру, принимал на Свои руки маленькую и хрупкую душу Марии, родившуюся в новую жизнь. Такой, в виде спеленатого младенца, изображается душа Богородицы на православных иконах праздника.
Божию Матерь похоронили в Гефсиманском саду. Но когда на третий день после погребения в Иерусалим прибыл опять опоздавший апостол Фома (помните, как он пропустил явление апостолам Воскресшего Христа!) и захотел поклониться телу Богородицы, открывшие гробницу увидели там только пустую плащаницу. Подобно Своему Божественному Сыну, Дева Мария была и телом восхищена на небо.
И стражей вечному покою
Долины заступила мгла.
Лишь меж звездою и зарею
Златятся нимбы без числа.
А выше, по крутым оврагам
Поет ручей, цветет миндаль,
И над открытым саркофагом
Могильный ангел смотрит в даль, —
так Александр Блок изобразил торжество жизни в этот миг, миг, который можно воспринять как кончину. Перейдя в мир иной, мир горний, Богородица не только не оставила людей в одиночестве, наоборот, она усыновила всех нас — объяв всех, даже самых отъявленных грешников, Своею Любовью как Покровом. Отныне Богородица стала Матерью нам всем — нашей Милостивой Спасительницей и Заступницей.
"Успение Божией Матери — это, как говорят о нем церковные молитвы, временный сон тела, тогда как душа оживает полнотой жизни в Боге. Но в нем есть еще нечто большее, — объяснял митрополит Антоний (Сурожский). — Мы знаем из церковного Предания, мы верим опытом Церкви и опытом нашей собственной внутренней жизни, что как Христос воскрес, так и Божия Матерь не могла бы быть, даже телесно, удержана тлением во гробе. Божия Матерь телесно воскресла силой и действием Христа Бога, Которого Своей верой, чистотой, святостью Она ввела в мир. И это уже начало всеобщего воскресения, это уже воочию виденное нами наше будущее".
Как и всем большим церковным праздникам, дню Успения Пресвятой Богородицы предшествовал пост, двухнедельный строгий Успенский пост, который должен был духовно подготовить верующих к самому празднику, и который сегодня закончился. И хотя 28 августа 2020 года — это пятница, день однодневного поста, в честь праздника верующим позволяется есть рыбу. Раньше 28 августа в честь праздника было принято не работать.
Кондак Успения Пресвятой Богородицы (для женского трио)
kondak_uspeniya_presvyatoy_bogorodicy_i._valyaeva_dlya_zhenskogo_trio.pdf
Величание Успения Пресвятой Богородицы, № 2 (для мужского хора)
velichanie_uspeniya_pr._bogorodicy_i._valyaeva_no_2_dlya_muzhskogo_hora.pdf
Величание Успения Пресвятой Богородицы, № 2 (для смешанного хора)
velichanie_uspeniya_pr._bogorodicy_i._valyaeva_no_2_dlya_smeshannogo_hora.pdf
Кондак Успения Пресвятой Богородицы (для 2-ух голосов)
kondak_uspeniya_pr._bogorodicy_i._valyaeva_dlya_2-uh_golosov.pdf
Величание Успения Пресвятой Богородицы, № 2 (для 2-ух голосов)
velichanie_uspeniya_pr._bogorodicy_i._valyaeva_no_2_dlya_2-uh_golosov.pdf
Кондак Успения Пресвятой Богородицы глас 2, на музыку П. Чеснокова (для мужского хора)
kondak_uspeniya_presvyatoy_bogorodicy_glas_2_na_muzyku_p._chesnokova_dlya_muzhskogo_hora.pdf
Кондак Успения Пресвятой Богородицы, глас 2, на музыку П. Чеснокова (для см. хора)
kondak_uspeniya_presvyatoy_bogorodicy_glas_2_na_muzyku_p._chesnokova_dlya_sm._hora.pdf
Кондак Успению Пресвятыя Богородицы по распеву КПЛ (для трио)
kondak_uspeniyu_presvyatyya_bogorodicy_po_raspevu_kpl_dlya_trio.pdf
«Херувимская песнь #3» Алексея Клепцина для мужского хора
heruvimskaya_pesn_no3_dlya_muzhskogo_hora.pdf
Стихира на "Господи воззвах" на Успение Пресвятой Богородицы, "Слава и ныне. Богоначальным мановением", на все гласы с канонархом, арр. М. Гансон
bogonachalnym_manoveniem_s_kanonarhom_m._ganson.pdf
«Апостоли от конец» Алексея Клепцина для баритона и мужского хора
apostoly_ot_konec.pdf
Кондак Успения
kondak_uspeniya.pdf
Кондак Успения Пресвятой Богородицы И. Валяева для малого смешанного хора (2020)
kondak_uspeniya_presvyatoy_bogorodicy_i._valyaeva_dlya_malogo_smeshannogo_hora_2020.pdf
Православная церковь 28 августа воспоминает праведную кончину (Успение) Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью, потому что это день окончания жизненного пути Богородицы, и радостью, потому что это день соединения ее с сыном. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост с 14 по 27 августа.
История Успения Пресвятой Богородицы
Об Успении Божией Матери ничего не говорится в Библии, но рассказ об этом событии сохранен в предании Церкви и выражается в иконе праздника и церковной службе.
Праздник Успения восходит к первым векам христианства. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского.
В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. Всеобщее празднование этой даты было установлено при византийском императоре Маврикии в VI веке, его отмечали в честь победы, одержанной в этот день Маврикием над персами.
Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим. Здесь она часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни ее Божественного сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там она усердно молилась. Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и сохранилось предание об Успении Божией Матери. Перед кончиной Богородица завещала свое скудное имущество прислуживавшим ей вдовицам и повелела похоронить себя в Гефсимании, рядом с могилами своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.
В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.
Вдруг воссиял свет несказанный, затмивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась к Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих ее память. Она также молила сына своего защитить ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.
Как отмечают Успение Пресвятой Богородицы
В честь этого события 27 августа за вечерним Богослужением во всех церквях выносят из алтаря и помещают посреди храма Плащаницу с изображением Божией Матери. Святая Плащаница находится посреди храма до чина погребения. С Крестным ходом проносят Плащаницу вокруг храма, а потом все верующие входят в храм, проходя под нею. В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая служба погребению Богоматери (особенно торжественно — в Иерусалиме, в Гефсимании в гробнице Богородицы).
Празднику Успения Богородицы посвящены многие соборы в Москве, Kиеве, Владимире и других древних городах. О почитании Девы Марии в первохристианскую эпоху свидетельствует надпись в одной из назаретских церквей II в., а также фрески в катакомбах.
В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский, в IX Феофан Никейский написали каноны на день Успения, которые поет ныне Церковь в этот день. В песнях канона в день Успения называется он знаменитым, торжественным и Божественным праздником. Кроме этого, Успение Богоматери в Православной Церкви восхваляется особенным акафистом в честь этого события.
Успеньев день широко праздновался на Руси. К Богородице православные обращаются как к Госпоже, Владычице, отсюда и народные традиции величания этого дня: «Госпожинки», «Госпожи». К Успению старались завершить жатву и засеять озимые. Последний сноп — «дожинку» наряжали в сарафан, с песнями несли в деревню и ставили под иконы.
К Успению Богородицы приурочивался праздник собранного урожая.
Народные традиции и приметы
С Успения лето окончательно поворачивало на осень. В этот день происходили проводы лета и встреча осени — первые осенины. Считалось, что «с Успенья солнце засыпается», т.е. поздно всходит, поэтому в этот день закат солнца провожали в поле с песнями. Так как Успение считалось последним летним днем, то заканчивался праздник тем, что в этот вечер в избах впервые «вздували огонь», т.е. зажигали лучину, лампу или свечу и садились ужинать при свете. С Успеньева дня начиналась заготовка различных припасов на зиму.
Успение Богородицы считается началом бабьего лета — жаркие дни длятся до 11 сентября. В течении этой недели можно было понять каким будет второе бабье лето, которое начинается спустя несколько дней после первого — 14 сентября и длится почти до конца месяца — 28 сентября. По приметам, если в неделю после праздника успения начинаются заморозки, то осень будет долгой и зимние холода наступят еще не скоро.
По погоде 28 августа можно было предсказать, какой она будет весь сентябрь.
На Успение крестьяне часто приносили в церковь семена или колосья разных хлебов для освящения и благословения. После устраивали общие пиры — складчины; для них варили пиво, жарили баранов, пекли пироги. Богатые люди угощали бедных соседей.
Называли Успение также Солением, поскольку в этот день было принято солить огурцы и квасить капусту. Зимой с ними готовили щи, рассольники, а также употребляли с картошкой и хлебом.
На Успение нельзя резать ножом хлеб, нельзя брать в руки и другие режущие предметы. Еду в этот день нельзя варить. На успение надо одевать комфортную обувь, чтобы в жизни было поменьше трудностей. Натертые мозоли будут означать будущие проблемы. Зато в этот день можно и даже нужно работать. Если просят о помощи, то лучше непременно согласиться и помочь.
2. Суббота. Суббота по Воздвижении Блгв. кн. Игоря Черниговского.
8:30 Утреня и Литургия (прот. Олег)
18:00 Всенощное бдение
3. Воскресенье. Прп. и блгв. кн. Олега Брянского
9:00 Литургия (свящ. Владимир, прот. Олег)
8. Пятница. Прп. Сергия Радонежского
8:30 Утреня и Литургия (свящ. Владимир)
9. Суббота. Ап. и ев. Иоанна Богослова
8:30 Утреня и Литургия (прот. Олег)
18:00 Всенощное бдение
10. Воскресенье. Сщмч. Петра, митр. Крутицкого
9:00 Литургия (свящ. Владимир, прот. Олег)
13. Среда. Предпразднство Покрова
18:00 Всенощное бдение
14. Четверг. Покров Пресвятой Богородицы
9:00 Литургия (прот. Олег)
15. Пятница. Блж. Андрея
16. Суббота. Сщмч. Дионисия Ареопагита
8:30 Утреня и Литургия (прот. Олег)
18:00 Всенощное бдение
17. Воскресенье. Сщмч. Иерофея, еп. Афинского
9:00 Литургия (свящ. Владимир, прот. Олег)
20. Среда. Мчч. Сергия и Вакха
8:30 Утреня и Литургия (крипта – свящ. Владимир)
23. Суббота. Прп. Амвросия Оптинского
8:30 Утреня и Литургия (прот. Олег)
18:00 Всенощное бдение
24. Воскресенье. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора
28 августа в Православной церкви завершается Успенский пост. В этот день верующие отмечают один из двунадесятых (главных) праздников — Успение Пресвятой Богородицы. Это — день смерти Марии, матери Христа. Слово «успение» переводится со старославянского как «мирная кончина» или «сон». Успение Богоматери символизирует переход в вечную жизнь, соединение со Спасителем.
В православных храмах по всей России и за рубежом утром пройдут литургии — торжественные службы. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершит богослужение в Свято-Успенском кафедральном соборе Смоленска.
28 августа в Православной церкви завершается Успенский пост. В этот день верующие отмечают один из двунадесятых (главных) праздников — Успение Пресвятой Богородицы. Это — день смерти Марии, матери Христа. Слово "успение" переводится со старославянского как "мирная кончина" или "сон". Успение Богоматери символизирует переход в вечную жизнь, соединение со Спасителем.
В православных храмах по всей России и за рубежом утром пройдут литургии — торжественные службы. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершит богослужение в Свято-Успенском кафедральном соборе Смоленска.
Любопытно, что ни одно из четырех Евангелий не содержит описания смерти Богоматери. Там вообще нет никакой информации о том, что было с Марией после Вознесения Иисуса. Некоторые сведения о ее земной жизни и смерти можно найти только в апокрифах. Это неканонические религиозные тексты. Они не входят в Библию.
Впервые Успение Пресвятой Богородицы упоминается в произведениях, датированных I веком нашей эры. Более полное жизнеописание Девы Марии появляется только в VIII столетии.
Согласно источникам, к Марии во время молитвы явился архангел Гавриил и сообщил, что скоро она предстанет перед Всевышним. Богоматерь собрала к себе в Иерусалим своих близких и всех учеников Христа — апостолов. Простилась с ними и через три дня скончалась.
Апостолы стали свидетелями кончины Святой Девы. Христос в окружении множества ангелов явился, чтобы принять душу Своей Пречистой Матери и возвести Ее в рай.
Тело же Ее апостолы решили похоронить в Гефсимании, где находился Гроб Господень и где погребены были родители Девы Марии и Ее нареченный супруг, праведный Иосиф.
На третий день к гробнице Божией Матери прибыл апостол Фома. Вход в пещеру открыли, но тела Богоматери там не нашли. В тот же день, собравшись на общую трапезу, апостолы увидели Пресвятую Деву. Она обратилась к ним со словами: «Радуйтесь! Теперь Я всегда с вами».
Успение — последний двунадесятый праздник церковного года. Новолетие отмечается 14 сентября, так что первым праздником года оказывается Рождество Богородицы (21 сентября), а последним — Ее Успение.
На Руси особо почитают Божью Матерь. Она считается покровительницей нашей страны. Бóльшая часть храмов на территории России освящается в честь праздника Успения. Первый Успенский собор был построен во Владимире в 1158–1160 годах. В 1326 году был заложен Успенский собор Московского Кремля, ставший усыпальницей Московских Патриархов. В других городах Успенские церкви и соборы возводились в основном по подобию московского.
Успение Пресвятой Богородицы широко отмечается во всем христианском мире. В этот день христианские конфессии чтят вознесение Девы Марии на небо в конце ее земной жизни. Подробнее об истории праздника и связанных с ним традициях – в материале 24СМИ.
Когда празднуется Успение Пресвятой Богородицы
Даты церковных праздников всегда сопровождаются указанием «по-старому стилю» или «по-новому». Причина в том, что в феврале 1918 года Россия перешла на григорианский календарь. Теперь по календарю Успение Богородицы празднуется 28 августа (по-новому стилю).
Однако поместные православные церкви, в том числе Русская, Польская, Грузинская, Иерусалимская используют юлианский календарь, где праздник приходится на 15-е число. Страны Европы, даже после перехода на григорианский календарь, оставили дату празднования неизменной, поэтому там Успение отмечают 15 августа.
В ряде стран это официальный государственный праздник. Среди них соседи России на карте мира: Польша, Хорватия, Австрия, Бельгия, Франция, Испания. И даже более отдаленные страны – Чили, Португалия, Гватемала. Официальным праздником Успение Пресвятой Богородицы считается и в ряде земель Германии и кантонов Швейцарии.
История и значение праздника
День Успения Богородицы знаменует собой два события в истории – уход Марии из земной жизни и вознесение ее тела на небеса. Церковное учение гласит, что пречистое тело Божьей Матери было воскрешено божественной силой и нетленным перенесено в тайное место. Для Богородицы смерть осталась трехдневным сном, за которым последовало воскрешение в преображенном духовном теле. Поэтому кончина называется «успением», «божественным преставлением» или «вселением ко Господу». Сам Иисус в Евангелии называет смерть успением (Мф 9:24).
Об успении известно из неканонических трактатов V века. Церковь считает, что в них сохранились записи о предании, которое было известно и имело значение в ранней христианской церкви. Но в канон этот эпизод не вошел.
После вознесения Иисуса Мария проживала у Иоанна Богослова, которому Христос завещал заботиться о ней. Однажды, когда Божья Матерь возносила молитвы к господу на горе Елеонской, пред нею предстал архангел Гавриил и сообщил благодатную весть о приближающемся часе переселения на небо.
До события оставалось 3 дня. Чтобы подтвердить божественное известие, Гавриил дал Марии финиковую ветвь и наказал, чтобы ее несли перед гробом Пресвятой Девы как символ вечной жизни. С радостью приняла Богородица ветвь и помолилась о том, чтобы Господь принял душу ее в свои руки. Еще Мария попросила увидеть всех апостолов, которые разошлись по земле проповедовать Евангелие.
В назначенный архангелом Гавриилом день Богородица простилась с апостолами, благословила их и наказала радоваться об исходе ее, ибо она будет молиться и заботиться о них и всем мире с небес. Богородица обещала помогать бедствующим и охранять их. В девятом часу утра комната Приснодевы Марии озарилась необыкновенным светом, и собравшиеся увидели, как с небес спускается Иисус с ангелами и архангелами в сиянии божественной славы.
Дух Марии с радостью последовал с сыном, а тело уснуло на ложе. Сразу после успения в доме почившей начали происходить чудеса исцеления. Прикоснувшись к ложу слепые начинали видеть, а хромые – ходить.
Апостол Фома прибыл в Гефсиманию только на 3-й день после погребения Богородицы. В глубокой печали святой сожалел о том, что не мог увидеть Деву Марию до кончины. Тогда остальные апостолы отвалили камень у гроба Богородицы, чтобы Фома мог проститься. Но в гробу лежали только благоухающие погребальные одежды. В тот же день вечером к ним явилась Дева Мария, возвестив: «Радуйтесь! Я с вами во все дни!» Чудесное явление уверило святых апостолов, что Богородица была воскрешена и вознесена на небо.
Традиции празднования
Народное название праздника – «малая Пасха». Так люди провели параллель между двумя событиями – вознесением Иисуса и Марии. Церковь отмечает Успение торжественными богослужениями в храмах, кафедральных соборах, монастырях.