День памяти 1 июля
История написания Боголюбской иконы Божией Матери неразрывно связана с жизнью и деятельностью одного из русских князей XII века – Андрея Юрьевича Боголюбского.
В 1155 году князь Андрей переселялся со всем своим двором из Вышгорода в Суздальскую землю.
С собой в дорогу он взял из Вышгородского женского монастыря чудотворную икону Божией Матери, по преданию, написанную некогда самим святым евангелистом Лукой.
Когда княжеский обоз уже подъезжал к городу Владимиру, произошло чудесное событие. Лошади, которые везли икону, внезапно остановились. Как ни пытались их тронуть с места, ничего не получалось – их как будто удерживала некая невидимая сила. То же самое произошло и с новыми лошадьми, которых впрягли вместо прежних. Тогда князь приказал ехавшему с ним священнику Николаю отслужить молебен Богородице, а сам дал обет основать на месте остановки храм в честь Пречистой.
После молебна князь Андрей пришел к себе в шатер, где продолжил молиться. Здесь с ним произошло чудо – ему явилась Сама Матерь Божия. В левой руке Она держала свиток с молитвой к Господу Иисусу Христу, а правой указывала на видимый в воздухе образ Спасителя. Богородица повелела князю перенести Свою икону во Владимир, а на месте остановки основать храм и монастырь в Свою честь. После данного наказа видение исчезло.
Исполняя волю Пречистой, князь заложил каменную церковь в честь Рождества Богородицы и начал строительство монастыря. Желая также сохранить память о произошедшем чуде, он призвал лучших иконописцев и повелел им написать икону явления ему Божией Матери. Мастера написали образ так, как повелел им князь. После того как был возведен и освящен храм, Андрей Боголюбский внес в него обе иконы – новонаписанную и ту, которая послужила причиной всех событий, – и установил празднование в честь нового образа 18 июня (1 июля по новому стилю).
Устроенный по завету Богородицы монастырь, а также город, который возник рядом, князь назвал Боголюбовым. По его словам, Сама Божия Матерь «возлюбила это место». Собственно, с этого момента и самого князя Андрея стали называть Боголюбивым или Боголюбским. Древняя же икона, с которой все началось, была доставлена во Владимир, получив от него свое наименование Владимирской. Позднее ее перенесли в Москву, где она пребывает и ныне, будучи одним из наиболее чтимых образов русского Православия.
Князь Андрей полюбил основанную им обитель. Здесь он часто уединялся для молитвы, особенно после того как внезапно умер его двадцатилетний сын Глеб. После гибели самого князя от рук заговорщиков в 1174 году Боголюбский монастырь был разграблен, однако Боголюбская икона осталась невредимой.
Свято-Успенский Княгинин женский монастырь, фото http://mapatia.com
В XV веке, в годы правления великого князя Василия II Темного (1415–1462), с нее был сделан список. При царе Феодоре Алексеевиче (1661–1682) в 1680 году чудотворный образ был украшен золотым крестом.
В 1771 году город Владимир был охвачен эпидемией чумы. В этот момент Божия Матерь явилась некоторым благочестивым людям и повелела, чтобы Ее икона из Боголюбова была принесена во Владимир. В самом монастыре и рядом с ним чумы не было. После того как образ доставили во Владимир, чума прекратилась и там. В честь чудесного избавления от страшной эпидемии был установлен обычай – ежегодно переносить чудотворную икону из Боголюбова во Владимир. В 1820 году владимирцы украсили образ богатой ризой. По преданию, икона помогала и при эпидемиях холеры. Неоднократно от эпидемий чумы и холеры русские города спасали молитвы не только перед первообразом, но и перед списками Боголюбской иконы. Так было, например, во время эпидемий холеры в Юрьевском (1848), в Малоярославце (1848, 1853) и в Боровске (1853).
История Боголюбской иконы в XX веке связана в основном с попытками сохранить ее в первозданном виде. Так, например, ее реставрация проводилась в 1946 году (увы, она оказалась неудачной), 1956, 1958–1976 годах.
С 1992 года образ находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре города Владимира. В 1993 году для него была изготовлена герметичная витрина, позволявшая поддерживать необходимую температуру и влажность. В июле 1998 года икону поместили в новую витрину, где она пребывала до 4 июня 2009 года.
В настоящий момент икона Божией Матери «Боголюбская» находится в специальной мастерской Владимиро-Суздальского музея, где ее надеются отреставрировать и снова выставить для всеобщего обозрения и поклонения.
Среди немногих икон, дошедших до нас с домонгольского периода, Боголюбская икона Божьей Матери является одной из наиболее значимых.
История иконы
История Боголюбской иконы связана с настоящим чудом, произошедшим в 1157 году, когда князь Андрей Долгорукий отправился из Вышгорода в Суздаль для утверждения там великокняжеского престола. Князь славился своим благочестием; при нем находилось несколько очень почитаемых икон, в том числе и чудотворная икона Божией Матери, получившая впоследствии название Владимирской.
18 июня (1 июля по новому стилю) неподалеку от города Владимира телега, на которой везли икону, вдруг встала, и сдвинуть ее с места не удавалось никакими усилиями. Когда же князь уединился в походном шатре, чтобы помолиться, ему явилась сама Матерь Божия и наказала поместить Свою чудотворную икону, которую он вез, во Владимире, а на том месте, где случилась остановка, возвести церковь и основать обитель. Князь же повелел написать икону Богоматери, какой увидел Ее явление.
Через два года Боголюбская икона Божьей матери, как ее стали называть, была с торжественным молебствием внесена в храм, воздвигнутый по повелению Богоматери. Когда во времена монгольского нашествия храм был сожжен, уцелела лишь икона «Богоматерь Боголюбская». Впоследствии она не раз защищала монастырь, и после вражеского разорения он восстанавливался и приобретал еще большую славу.
Наибольшую известность приобрела Боголюбивая икона Божией Матери, когда в 1771 году разразилась эпидемия чумы, но благодаря иконе она не коснулась ни монастыря, ни близлежащего села Боголюбово. Когда же икону перенесли во Владимир, то эпидемия там чудодейственным образом прекратилась.
Описание иконы
Подлинная Боголюбская икона дошла до нас в катастрофическом состоянии: очень плохая сохранность, многочисленные последующие наслоения не позволяли увидеть ее первоначальный облик, и лишь благодаря реставраторам мы имеем представление о том, какой красочной она была. Особенность этой иконы в том, что, в отличие от византийских образцов, лик Богородицы более соответствует славянским представлениям об идеале красоты. Это подчеркивает более яркий румянец на Ее щеках и ярко-голубые, а не карие глаза.
На Боголюбской иконе Богоматерь изображена по описанию самого князя: Она стоит в полный рост, Ее лик и руки, воздетые в молитве, обращены к Иисусу, образ Которого помещен в правом углу вверху. В правой руке Богоматери свиток с молитвой, а над Ее главой – клейма с пятью иконами, которые князь вез с собой.
По иконографическому типу Боголюбская икона относится к Агиосоритиссе (Заступнице, Просительнице) и считается «обетной» иконой.
Нередко списки с нее писались «по обету», и тогда внизу мог быть изображен заказчик списка, припадающий к стопам Богоматери. Широко распространен также список с коленопреклоненным князем Андреем Боголюбским.
Иногда на списках иконы изображали целую группу святых и угодников, преклонившихся перед Матерью Божией и возносящих Ей молитву, а наверху – Иисуса Христа, благословляющего Свою Матерь – Царицу Небесную (это подчеркивает царский венец на Ее главе). В храмах подобные изображения Богоматери Агиосоритиссы служат обычно парными образу Христа Милосердного.
В чем помогает Боголюбская икона Божией Матери
За свою долгую историю Боголюбская икона Божией Матери приобрела славу чудотворной – она помогает в защите от эпидемий и различных болезней, но ее значение не только в этом, но и в защите от разного рода стихийных бедствий (пожаров, наводнений, засухи, голода и пр.).
К ее помощи прибегают также, если возникают внутригосударственные или межнациональные конфликты.
О чем молятся Боголюбской иконе Божией Матери
Перед чудотворной Боголюбской иконе Божией Матери молятся о защите от эпидемий, об исцелении от болезней. Матери молятся о здоровье и благополучии своих детей, особенно если они находятся вдали от родины, а отправляющиеся в путешествие – о том, чтобы дорога была удачной. Именинники, день рождения которых приходится на 1 июля, день почитания Боголюбской иконы, молятся ей о защите и покровительстве.
Празднование 18 июня (1 июля по н. ст.).
Молитва перед иконой
О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.
Оглавление:
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой «Боголюбская» от стихийных бедствий
«О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему, приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас, грешных, ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О Предивная Владычице! покажи на нас чудныя милости Твоя: избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры, сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы, подай нам Свою милостивую помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте. О Всемилостивая Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу убогую молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.»
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой «Боголюбская» от эпидемий и болезней
«О Чудная и Высшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши нас, грешных и недостойных раб Твоих, в час сей молящихся и припадающих к Тебе с воздыханием и слезами и умильно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице; избави нас от всякия скорби и печали; огради от всякия напасти и злых клевет, от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Матерь наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим и в будущем веце Всесвятое Имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.»
Патриарх Кирилл утвердил для верующих молитвы, которые нужно читать во время пандемии. Но как еще может помолиться православный человек, чтобы получить поддержку и защиту? Священники советуют обратиться к Боголюбской иконе Божией Матери. В XVIII веке она спасла город Владимир от чумы.
История появления
Икона написана в память чудесного явления Богородицы князю Андрею Боголюбскому. По преданию, в 1155 году, во время перенесения будущей Владимирской иконы в Залесье из Вышгорода , князю Андрею Юрьевичу в походном шатре явилась Пресвятая Богородица и повелела ему поставить икону во Владимире.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время литургии в день празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) в храме Христа Спасителя. Фото: Станислав Красильников/ТАСС
На месте явления Богородицы князь основал свою резиденцию (ныне село Боголюбово ), для которой повелел написать особую икону, изображающую его видение. Новый образ был поставлен в Боголюбовском замке (по некоторым сведениям, вместе с самой Владимирской иконой). Позднее на месте замка возник Боголюбский монастырь в честь Рождества Богородицы.
Спасение во время чумы 1771 года
Еще одно чудо икона явила во время монголо-татарского нашествия хана Батыя. Храм Рождества Богородицы сожгли, уцелел только один Боголюбский образ Божией Матери.
Прославилась икона после спасения целого города от эпидемии чумы и холеры.
В 1771 году Владимир был охвачен эпидемией чумы. В этот момент Божия Матерь явилась некоторым благочестивым людям и повелела, чтобы Ее икона из Боголюбова (где она в то время находилась) была принесена во Владимир. В самом монастыре и рядом с ним чумы не было. После того как образ доставили во Владимир, чума прекратилась и там.
В честь чудесного избавления от страшной эпидемии был установлен обычай — ежегодно переносить чудотворную икону из Боголюбова во Владимир.
Что на ней изображено
На иконе Боголюбской Богоматерь изображена во весь рост с поднятыми руками к явившемуся ей Господу, как было пред окончанием явления Ея великому князю Андрею.
В правой руке Ея находится хартия, в которой изображена молитва, произнесенная Ею к Сыну Своему и Богу нашему, да благословит Он место, Ею избранное.
Над образом Богоматери изображены в малом виде пять икон бывших во время путешествия Андрея из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божией Матери, св. Иоанна Предтечи и архангелов Михаила и Гавриила.
Боголюбская икона Божией Матери.
Слова, которые нужно читать перед иконой Богородицы:
О, Пречистая Госпоже Богородице,
Надеждо нашего спасения!
Воззри милостивно на предстоящия
с верою и любовию и покланяющияся
Пречистому образу Твоему;
приими наше хвалебное пение сие
и пролей теплую Твою молитву
о нас грешных ко Господу,
да, презрев вся наша согрешения,
спасет и помилует нас!
О, Предивная Владычице!
Покажи на нас чудныя милости Твоя.
Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели
и благостыни, спаси от искушений, бед
и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры; сохрани от молниеноснаго грома,
от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы;
подай нам Свою милостивую помощь
на пути, в мори и на суше,
да не погибнем люте.
О, Всемилостивая Боголюбивая Мати,
с твердым упованием возсылаем
к Тебе нашу смиренную молитву!
Не отрини наших слез и воздыханий,
не забуди нас во вся дни живота нашего,
но всегда пребывай с нами,
и Твоим заступлением и ходатайством
у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим
и величаем Преблагословенное
и Всепетое имя Твое.
Коронавирус: уроки карантина.Эпидемия, «удаленка» и самоизоляция заставляют нас задавать себе вопросы, о которых, возможно, мы раньше и не задумывались
Еще больше материалов по теме: «Распространение коронавируса в мире»
Происходит из собора Рождества Богородицы Боголюбского дворца близ Владимира.
Боголюбовская икона Божьей Матери является уникальным произведением древнерусского искусства. Созданная около 1158 года по повелению князя Андрея Боголюбского, она считается первой иконой, написанной на Русской земле. Создание ее связывают с преданием о явлении Богородицы князю Андрею во время его моления близ устья реки Нерль в 1155 году. Позднее в этом месте, названном Боголюбовом, князем был возведен великолепный дворцовый ансамбль. Здесь, в Рождественском храме и был помещен образ Богородицы.
Боголюбовская икона — выдающийся пример живописи княжеских мастеров. Она была создана выдающимся греческим иконописцем или русским мастером, хорошо знакомым с византийским искусством этого времени. Начиная с последней трети XVII века, в связи с особым отношением в царской семье к Боголюбовской иконе Божьей Матери, устанавливается ее общерусское почитание. Наиболее широкое распространение культ этой иконы получает в XVIII–XIX веках: появляется большое количество списков, основываются храмы и монастыри в ее честь.
Особенно прославился Боголюбовский образ во время эпидемии чумы 1771 года, когда, как считается, именно после перенесения этой чудотворной иконы из Боголюбовского монастыря во Владимир, эпидемия прекратилась. В честь этого события был установлен обычай ежегодного принесения иконы в губернский центр и ношение ее по городам и селам губернии.
По всей видимости, именно это привело к тому, что к началу ХХ века живопись данного памятника оказалась в плачевном состоянии. В 1918 году были проведены срочные работы по консервации иконы реставраторами Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи под руководством А. И. Анисимова, В. Т. Георгиевского и И. Э. Грабаря.
После закрытия Боголюбовского монастыря в 1920-е годы икону поместили в церковь Иоакима и Анны в Боголюбове, позднее — во владимирский Успенский собор.
Ко времени поступления Боголюбовской иконы во Владимирский областной краеведческий музей (1946 год), эта икона находилась в крайне аварийном состоянии: на всей поверхности произошло сильное отставание и деформация грунта, местами — до самой до доски. Это и обусловило чрезвычайно сложный характер реставрационных работ, проводившихся в мастерских Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря в 1956–1976 годах. Реставраторам Н. А. Баранову и М. В. Романовой (под руководством Н. Н. Померанцева) потребовалась разработка специальной методики для удаления многочисленных восковых вставок, остатков загрязненного парафина и скрепления левкаса с основой. В результате проведенной реставрации удалось сделать очень многое. Однако состояние левкаса и красочного слоя иконы приобрело настолько необратимый характер, что даже после двадцатилетней реставрации икона остается очень хрупкой и нуждается в постоянном наблюдении высококвалифицированных специалистов.
Размещенная после многолетней реставрации в одном из залов Исторической экспозиции ВСМЗ, Боголюбовская икона находилась под мониторингом музейных работников. Большая проблема с сохранностью иконы возникла в начале 1990-х годов в связи с просьбой Церкви о передаче иконы в ставший действующим Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире. В 1993 году благодаря усилиям Владимиро-Суздальского музея-заповедника проблема была решена: по заказу и на деньги ВСМЗ фирма, изготовившая саркофаг для мавзолея В. И. Ленина, сделала уникальную установку. Была создана герметично закрытая витрина из особого стекла в комплексе со специальным прибором, который обеспечивал постоянный благоприятный для иконы температурно-влажностный режим.
В настоящее время Боголюбовская икона Божьей Матери находится в специально изготовленной усовершенствованной витрине в Успенском соборе Княгинина монастыря на условиях временного хранения под постоянным наблюдением музейных реставраторов.
Информация воспроизводится по материалам Владимиро-Суздальского музея-заповедника (www.museum.vladimir.ru).
Детали |
[A] Лик Богоматери |
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Девять чудотворных списков с Боголюбской иконы Богородицы
1 июля празднуется Боголюбская икона Богородицы.
Боголюбская икона Божией Матери — почитаемая Русской Православной Церковью икона Богородицы, написанная в XII веке по повелению Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богородицы. Относится к числу древнейших икон русского происхождения, почитаемых чудотворными.
Боголюбская икона известна своими чудотворными списками (копиями).
Икона Божией Матери Боголюбская-Московская была написана в 1157 году и находилась раньше в Москве на Соляной площади, над Варварскими воротами Китай-города. Чудотворный образ прославился исцелениями во время свирепствовавшей чумы в 1771 году. С этого времени икона стала особо почитаться верующим народом, и ежегодно 18 июня перед чудотворным образом совершались молебны. В канун праздника на три дня икона спускалась со стены и переносилась в особый шатер, куда стекались многочисленные верующие для молитвенного поклонения образу Божией Матери. По истечении трех дней икону опять поднимали над воротами, где она оставалась до 1 июля следующего года.
Особенностью иконы является изображение на ней, кроме Спасителя и Божией Матери, предстоящих святых угодников Божиих: святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, блаженных Василия и Максима, преподобной Параскевы, святителя Василия Великого, апостола Петра, Алексия, человека Божия, апостола Симеона, сродника Господня, мученицы Параскевы и преподобномученицы Евдокии.
Эту икону особо почитал Пётр Первый..
Названа икона по наименованию села Зимарово Рязанской области. Представляет собой список (копию) владимирской Боголюбской иконы Божией Матери, одной из древнейших чудотворных икон России. Икона, по древнему преданию, стояла на воротах города Пронска. После нашествия татар в XIII веке икона была найдена расколотой в кустах недалеко от города. При приставлении одной половины к другой обе части ее чудесным образом мгновенно соединились, но одна половина её так и осталась немного выше другой.
На месте чудесного события был построен храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Так как икона была найдена в день Благовещения, существует ещё один местночтимый праздник иконе Боголюбской-Зимаровской, совершаемый в праздник Благовещения 7 апреля (25 марта по старому стилю).
До 1771 года об этой иконе ничего не было известно, неизвестно также, когда и каким образом она стала одной из домашних святынь зимаровского помещика Лопухина, жившего в Москве на Пречистенской улице. В 1771 году эта икона прославилась необычайным образом. К Лопухину пришёл больной житель Москвы и просил позволения отслужить молебен пред Боголюбской иконой Божией Матери. Хозяин смутился. В комнатах у него не оказалось такой иконы. Больной настойчиво утверждал, что такая икона есть у него в доме и что он видел её во сне. Больному дозволено было искать икону по всему дому. И вот после долгих поисков образ Пресвятой Богородицы был найден на чердаке среди хлама. Больной сразу узнал виденную им во сне икону. Икону очистили от пыли и пред ней отслужили молебен. Больной тотчас выздоровел. Весть об этом чуде тут же разнеслась по всей Москве, и болящие стали стекаться в дом Лопухина.
Перед кончиной (около 1780 года) владелец иконы завещал отправить её на свою родину, где она находится и по сей день в Боголюбском храме села Зимарово Новодеревенского района Рязанской области. Чтимый список (копия) чудотворной иконы находится в Борисоглебском соборе города Рязани. В Георгиевском храме села Городище Рыбновского района Рязанской области чтится ещё один список Зимаровской Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы, прославившийся чудесами и исцелениями уже в советское время.
Икона Божией Матери Боголюбская-Угличская прославилась чудесным прекращением моровой язвы в 1654 году. Во время смертоносной эпидемии посадский житель Углича Афанасий Кустов шел по городскому земляному валу и, поравнявшись с храмом в честь благоверного князя Димитрия Угличского, увидел трех отроков, которых принял за детей воеводы, жившего недалеко от храма. Однако один из них велел Афанасию объявить в городском собрании, чтобы жители города молились Господу Богу и Пречистой Его Матери и призывали в помощь святых чудотворцев Димитрия царевича и Романа Угличского. Жители города немедленно собрались в храм благоверного Димитрия царевича, совершили молебное пение перед иконой Божией Матери Боголюбской, и моровая язва тотчас прекратилась.
Икона Божией Матери Боголюбская-Юрьевская была передана императором Петром I стольнику Борису Мироновичу Батурину. Во второй половине XVIII века она принадлежала помещикам Загряжским, и в 1771 году по молитвам к чудотворному образу была отвращена моровая язва. Переходя по наследству, икона в 1838 году поступила в приходский храм села Юрьевского, Боровского уезда, Калужской губернии и получила наименование Юрьевской.
В 1848 году заступлением Божией Матери юрьевские прихожане были спасены от холеры, в 1848 – 1853 гг. по молитвам к чудотворному образу прекратилась холера в Малоярославце и Боровске. Во время свирепствовавшей болезни умерла одна женщина, но по молитвам убитого горем супруга перед Боголюбской иконой Божией Матери она воскресла. В память о чудесной помощи Божией Матери в Боровске и Малоярославце ежегодно совершались крестные ходы с Юрьевской чудотворной иконою.
Широко известны и другие списки с чудотворной иконы Божией Матери Боголюбской, прославившиеся в разное время по милосердию Царицы Небесной. Среди чтимых списков особую известность получили Тульская (1771), Козловская (1771), Тарусская (1848 и 1870), Усманская (1831), Елатемская (1771). Знаменательно, что как подлинная икона Божией Матери Боголюбской, так и списки с нее прославились исцелениями во время свирепствовавших болезней, особенно чумы и холеры.
В городе Козлов в 1771 г. во время вспышки чумы Пресвятая Богородица явила свой образ. На вратах городской усадьбы, находившей в месте, где теперь возвышается Боголюбский кафедральный собор, Богородица явила свой чудотворный образ, названный впоследствии Боголюбской иконой Божией Матери «Козловской». Город чудесным образом был избавлен от чумы и холеры.
Боголюбская икона Божией Матери была написана в ХII веке после чудесного явления Пресвятой Богородицы благоверному князю Андрею Боголюбскому. Князь направлялся из Киева в Суздаль. Проезжая свой удельный город Вышгород, он, по внушению Свыше, тайно увез оттуда чудотворную икону Божией Матери, написанную евангелистом Лукой. Князь Андрей имел намерение отвезти икону в Ростов Великий. 18 июня 1155 года, во время пути, недалеко от Владимира-на-Клязьме, кони княжеской дружины внезапно остановились и не могли сдвинуться с места, удерживаемые невидимой силой.
После долгой молитвы князя и его духовника явилась Сама Владычица Богородица со свитком в правой руке и сказала, что не желает, чтобы Ее образ был поставлен в Ростове. Она повелела отнести икону во Владимир, а на месте Ее явления построить каменную церковь в честь Ее Рождества. Затем Пресвятая Дева молитвенно обратилась к Своему Сыну и Богу, чтобы Он принял всякого человека, призывающего Ее имя и просящего Ее заступничества. Во время молитвы Божией Матери над землей явился Спаситель, благословляя Ее.
Исполняя волю Царицы Небесной, князь Андрей отвез икону во Владимир, где впоследствии построил каменный собор в честь Успения Божией Матери, в который был перенесен чудотворный образ. Эта икона стала называться Владимирской. На месте явления Пресвятой Богородицы святой князь Андрей поставил Богородице-Рождественскую церковь. Монастырь и город, образовавшиеся вокруг церкви, он назвал Боголюбовым. В память о чудесном явлении князь Андрей велел написать икону, изобразив на ней Богородицу так, как Она ему явилась: во весь рост, со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю, также изображенным на иконе благословляющим с небес Свою Пречистую Матерь.
Празднование иконе, названной Боголюбской, было установлено 18 июня (1 июля). Икона известна как чудотворная. За восемь столетий появилось много списков Боголюбской иконы. Один из первых – икона Божией Матери Боголюбская Московская – сделанный в 1157 году, находился в Москве над Варваринскими воротами Китай-города. Эта икона также прославилась чудотворениями. До наших дней дошли различные списки Боголюбской Московской иконы: на самом распространенном из них Божия Матерь изображена в полный рост с предстоящими Ей коленопреклоненными Московскими святителями и иными русскими святыми.
В соборе монастыря находятся списки с обеих икон – Боголюбской (большая икона на северной стене центрального придела, у иконостаса) и Боголюбской Московской с предстоящими Московскими святителями и русскими святыми (в притворе, слева от входа). Иконы переданы обители вместе с церковным имуществом прихода собора Рождества Пресвятой Богородицы в 1993 году при упразднении прихода и открытии монастыря. Обе иконы (особенно – большая, находящаяся у иконостаса) чтимы прихожанами монастыря.
Боголюбская икона Божией Матери. Галерея икон.
В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Андрей Юрьевич (Георгиевич), один из первых собирателей и строителей Российской земли, названный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород и направился на свою родину, в Ростово-Суздальскую землю.
Святому князю Андрею сопутствовала чудотворная икона Пресвятой Богородицы, нареченная впоследствии Владимирской и ставшая покровительницей всей Российской земли. 18 июня примерно в десяти верстах от Владимира повозка с иконой без видимых причин внезапно остановилась, и лошади не могли сдвинуть её с места. Замена лошадей также ни к чему не привела. Князь Андрей приказал совершить молебное пение в честь Божией Матери перед Её чудотворной иконой, потом уединенно молился в шатре. Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества.
Боголюбская икона Божией Матери.
Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире.
Чудотворная икона была торжественно возвращена во Владимир, а на месте явления Божией Матери князь Андрей заложил белокаменную церковь Рождества Богородицы и основал монастырь. В память о том, что Божия Матерь возлюбило это место, монастырь стали называть Боголюбским. Позднее так же был назван и возникший рядом город.
Вдохновлённый явлением Пресвятой Богородицы, святой князь Андрей, которого с тех пор стали называть Андреем Боголюбским, повелел написать на кипарисовой доске икону, изобразив Пречистую Деву такою, какой Она ему явилась. На иконе Богородица изображена стоящей с поднятыми в молитве руками и с ликом, обращённым к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой руке Божия Матерь держит хартию с Её молитвой к Сыну Своему: «Да благословит Он место сие, Ею избранное». Новописанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Богородицы и названа Боголюбивой, или Боголюбской.
Чудотворная Боголюбская икона Пресвятой Богородицы.
В советское время после закрытия монастыря чудотворный образ хранился во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. В мае 1993 года Боголюбская икона Пресвятой Богородицы возвращена Церкви и в настоящее время находится в Успенском соборе Княгинина монастыря во Владимире. Для древней святыни изготовлен специальный киот, в котором поддерживаются оптимальные климатические условия.
Существует несколько разнящихся между собой изводов Боголюбского образа. На Московской Боголюбской иконе помимо Спасителя и Богородицы изображены наиболее чтимые святые.
День празднования: 1 июля (18 июня по старому стилю).
Еще об иконе
Боголюбская Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон Богоматери; создана в 1157 (?) по заказу князя Андрея Боголюбского. Иконография Боголюбской иконы восходит к византийскому типу Богоматери Заступницы (Агиосоритиссы), молящейся за род человеческий. На Боголюбской иконе Богоматерь изображена в рост, в руке — развернутый свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу, на верхнем поле — Деисус. Первоначальная живопись на древней Боголюбской иконе сильно потерта. Почитание иконы как чудотворной относится к московскому периоду русской истории. В начале 15 века икону, вероятно, приносили в Москву для реставрации, с этого времени началось ее прославление. В 16-17 веках особо почитались изображения Боголюбской иконы с коленопреклоненным народом (святыми), называемые «Моление о народе». В 18-19 веках местночтимые иконы Боголюбской Богоматери имелись во многих храмах; особенно к ним прибегали с молитвой об избавлении от чумы в 1771. В настоящее время Боголюбская икона находится во вновь открытом Княгинином монастыре во Владимире.
Списки с Боголюбской иконы
Боголюбская Зимаровская икона Божией Матери (празд. 18 июня), чудотворный список Боголюбской иконы Божией Матери, по преданию стоявший над воротами г. Пронска. Во время разорения города татарами икона была расколота на 2 половины и брошена в кусты, однако чудесным образом срослась (одна половина оказалась немного выше другой) и была явлена в день Благовещения Пресв. Богородицы. В память об этом чуде на месте явления иконы был возведен Благовещенский храм. Далее сведения об иконе не встречаются вплоть до 1771 г., когда в Центральной России разразилась эпидемия моровой язвы. Одному из заболевших москвичей в тонком сне было указано обрести икону в доме помещика В. А. Лопухина на Пречистенской ул. Икону нашли на чердаке, и после отслуженного молебна больной получил исцеление. Весть о чуде привела в дом помещика огромное число паломников, и икона была передана в храм, где служил духовный отец Лопухина. Ок. 1780 г. икону перевезли в родовое имение Лопухиных — с. Зимарово Раненбургского уезда Рязанской губернии, где с нею совершались крестные ходы по всей губернии. Особыми чудотворениями Боголюбская Зимаровская икона прославилась в 1831, 1848, 1855, 1860, 1871 и 1892 гг., когда в Рязанской губернии свирепствовали эпидемии холеры. Так, например, известен случай исцеления в 1860 г. насельницы Казанского Явленского девичьего монастыря в Рязани, о чем свидетельствует надпись, вышитая золотом на ризе списка с чудотворной иконы, выполненного в благодарность за исцеление. В 1849 г. икона избежала гибели в пожаре, будучи вывезена накануне в Скопинский уезд; деревянный храм, в котором она пребывала, полностью сгорел. С 1889 г. чудотворную икону ежегодно привозили в губернский центр на 1–1,5 летних месяца, где она поочередно пребывала в каждом монастыре и храме, а также в домах горожан. Эта традиция сохранялась и после Октябрьской революции: в дневнике рязанского священника И. И. Проходцова имеется запись за 1919 г.: «…19 июля привезли неожиданно Боголюбскую икону в город на лошадях». В 1925 г. прошение о пребывании иконы в Рязани было отклонено управлением милиции. В настоящее время местонахождение иконы неизвестно.
Боголюбская Зимаровская икона была написана по подобию образа, созданного по велению князя Андрея Боголюбского, лишь немного отличаясь размерами (186,7×97,8 см), хранилась под серебряным позолоченным окладом, в нижней его части имелась надпись: «…первая риза сделана г. Лопухиным, вызолочена Шиловским, переделана в 1855 году»; на окладе над главою Богородицы — венец с драгоценными камнями.
В 2007 г. исполнилось 850 лет со времени явления Боголюбской иконы Божией Матери. В день празднования Боголюбской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил поздравление архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию и всем верующим епархии с 850-летием явления чудотворной иконы:
«Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!
Сердечно поздравляю Вас, духовенство, клир и верующих со знаменательной датой в жизни Владимиро-Суздальской епархии — 850-летием Боголюбской иконы Божией Матери.
Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.
Весьма отрадно, что это знаменательное событие собрало людей, для которых православная вера — неиссякаемый источник воды живой, дающей силы для достойного следования по дороге жизни в соответствии с евангельскими заповедями Христа Спасителя.
Как Предстоятелю Русской Православной Церкви, мне весьма радостно сознавать, что ныне в душах верующих вновь теплится духовная лампада. Мы вновь получаем возможность мудрым словом и добрым делом открыто свидетельствовать перед всем миром о Христе Спасителе. Посему, когда возрождаются искони присущие Церкви формы социального служения, все мы призваны принять посильное участие в столь благом и важном деле.
Прославляя ныне Царицу Небесную, вознесем нашу соборную молитву о всех жителях нашего Отечества, дабы и над ними простерла Пресвятая Богородица свой благодатный Покров и Своим ходатайством смягчила ожесточенные грехом сердца, даровала скорбящим утешение, обиженным заступление, обижающим страх Божий, и наставила на путь исправления и спасения. Всех, кто чтит Матерь Божию и просит Ее помощи, Она принимает под свой державный Покров.
Надеюсь, что нынешнее торжество станет заметным событием в духовной и культурной жизни Владимиро-Суздальской епархии, а здешние храмы и в дальнейшем будет местом молитвенного единения православных христиан.
Молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, да сохранит Господь Церковь, народ наш в мире, единстве и благоденствии, а всем трудящимся во благо Церкви и Отечества нашего да воздаст сторицею и сохранит их на многая и благая лета!
Божие благословение да пребывает со всеми вами!»
+ Алексий, Патриарх Московский и всея Руси
Боголюбивая Царице, Неискусномужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.
О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.
Боголюбская икона Божией Матери принадлежит к тем немногим русским образам домонгольского периода, которые дошли до наших дней. Образ Богородицы «Боголюбская» является одной из первых икон, созданных русскими мастерами под влиянием византийской школы иконописи.
История иконы
История иконы начинается в XII веке, когда благочестивый князь Андрей Суздальский направлялся со своим двором из Вышгорода к себе на родину. С собой он взял чудотворный, написанный по преданиям Евангелистом Лукой, образ Богородицы «Владимирская». Не доехав десяти верст до Владимира, повозка, в которой находился киот с иконой, прекратила движение, кони замерли, и ничто не могло сдвинуть их с места.
Князь распорядился впрячь других лошадей, но и они не могли идти дальше, как будто их держала в этом месте какая-то сила. Великий князь провел много времени в уединенной молитве перед чудотворным образом Богородицы. Во время молитвы явилась ему Сама Матерь Божья и наказала князю чудотворную Ее икону отвезти во Владимир, а на этом месте заложить монастырь.
Благочестивый князь дал обет Богородице и, не откладывая, заложил на месте чудесной остановки Храм в честь Ее Рождества, а затем здесь был основан монастырь. После этого князь созвал лучших иконописцев, каких только смог найти, и они изобразили Богородицу такой, какой она явилась князю: в полный рост, со свитком в правой руке и обращающая лик свой к Иисусу Спасителю.
Как только строительство церкви завершилось, благочестивый князь перенес туда явленный, новонаписанный образ. Тогда же была установлена дата ежегодного поминовения 18 июня, день явления ему Божией Матери. Вокруг этого места со временем образовались монастырь и город, названный Боголюбовом, а сам великий князь с того времени именовался Боголюбским.
Видео: История Возвращения образа Божией Матери «Боголюбской»
Иконография
По своему иконографическому типу Боголюбский образ Божией Матери суть константинопольская икона Божией Матери «Агиосоритисса» (что означает «Заступница): Богородицу изображают на иконе в полный рост, вся ее фигура повернута вправо. Светлый взор Божией Матери стремится вверх, к Спасителю, изображенному в правом верхнем углу. На более поздних списках с «Боголюбской» иконы можно было увидеть склонившегося перед Божией Матерью святого князя Андрея.
Средневизантийские изображения на печатях дают возможность предположить, что изначально Богородица изображалась в молитве перед десницей благословляющего ее Иисуса Христа.
Размеры иконы Боголюбской Божией Матери выдают в ней предалтарный, возможно парный с утраченной иконой Иисуса Христа, образ церкви Рождества Богородицы.
Очевидно сходство Богородицы «Боголюбской» с изображением «Агиосоритиссы» на мозаиках в церкви Сан-Никола-дель-Гречи, с изображением Богоматери «Оранта» на фресках собора Спасо-Преображенского Мирожского мужского монастыря в городе Псков.
В ходе недавней реставрации выяснилось, что первоначально образ Богородицы «Боголюбская» был ярким и красочным. Хитон Богородицы зеленого оттенка и темно-красное покрывало — мафорий выразительно смотрелись на холодноватом светло-серебристом фоне. Изначально вокруг главы Богородицы был венец из драгоценных металлов. Лучезарные очи Богоматери были ярко-голубого цвета.
Совершенные чудеса через образ Богородицы «Боголюбская»
Сам образ Божией Матери «Боголюбская» считается чудотворным, поскольку он был написан во исполнение воли Самой Пресвятой Богородицы и прославился чудесами, происходившими по молитвам пред ним. Списки с «Боголюбской», признанные чудотворными, были во многих губерниях: Калужской, Рязанской, Тамбовской и других. По молитвам людей перед чудотворным образом Боголюбской Божией Матери прекращались губительные эпидемии чумы, которые
В конце XVIII века в городе Владимире началась эпидемия чумы. Не в человеческих силах было остановить ее, оставалось уповать только на помощь Богородицы. По просьбе духовенства древнюю святыню внесли в город, к ней в отчаянии приходили люди, не опасаясь заразиться чумой в большой толпе. По молитвам горожан распространение эпидемии и мор прекратились. Как напоминание о чудесном избавлении от эпидемии, чудотворный образ ежегодно приносят из Боголюбова в древний город Владимир.
Помогала икона и при страшных, смертоносных эпидемиях холеры. При чем, известно о чудесных избавлениях от эпидемий холеры и при слезных молитвах перед списками чудотворной иконы.
О чем молятся «Боголюбской» иконе
Перед чудотворным образом Богородицы молятся о защите мира и земли от смертельно опасных эпидемий и неизлечимых болезней, от стихийных паводков, от голода, мора, нищеты, засухи, сильных морозов.
Просят у Богородицы также защиты от врагов, внешних и внутренних, от гражданский войн и распрей. Матери перед иконой молятся о своих детях, оказавшихся вдали, обучающихся в другой стране или путешествующих.
Видео: Акафист «Боголюбской» иконе Божией Матери