Архиепископы русской православной церкви

Кто такой епископ?

В 988 году, после Крещения Руси, в Православии появилось особое сословие — духовенство. Одним из главнейших священнослужителей в Церкви является епископ. Кто такие епископы и, почему они появились в Православной Церкви? За какие заслуги дают такое почетное звание?

Те, кто читал Новый Завет знают, что в самом начале Завета нет ни одного упоминания о епископах в христианстве. Почему? Во времена становления нашей веры не было не только разделения на православие, католичество и, тем более, самую молодую конфессию — протестантизм. В те времена не существовало и Церковной иерархии. Апостолы, ученики Христа пошли учить все народы. Епископами, что в переводе означает «надзирающий» называли главу христианской общины. Со временем епископы стали третьей степенью священства, возглавив пресвитеров и диаконов. Интересно, что звание епископа существует в Ветхом Завете. Епископом в первом послании апостола Петра называется сам Иисус Христос — «блюститель душ наших».

Архиепископы русской православной церкви

В Новом Завете упоминание о епископе встречается в:

  • Деяния (Деян. 20:28)
  • Послание к Филиппийцам (Фил. 1:1)
  • Первое послание к Тимофею (1Тим. 3:2)
  • Послание к Титу (Тит. 1:7)
  • Первое послание Петра (1Пет. 2:25)

Постепенно епископы стали получать и другие почетные звания:

  • Архиепископ;
  • Митрополит;
  • Патриарх.

Первые епископы получили важный дар — апостольское преемство. Епископов также принято называть архиереями — старшими иереями.

В XX веке началось реформационное движение, которое хотело разрушит сложившиеся в Православной Церкви устои, в том числе, институт епископата. Иерархия «Обновленцев» выступала против традиций. Они отказались от целибата для епископов, вступали в брак, носили другое облачение. Это движение не прижилось и не имело достаточно большого количества последователей.

В современной Русской Православной Церкви епископов становится все больше, а епархии делятся на меньшие территории.

Кто может стать епископом?

Архиепископы русской православной церквиСразу стать епископом — невозможно. Для начала нужно пройти весь путь в иерархии духовенства. Рукоположить в епископы может только собор епископов, состоящий минимум из двух священнослужителей. Епископом может стать священнослужитель, имеющий особые заслуги перед Богом и Церковью.

Сейчас Церковная иерархия выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

У епископа несколько правительственных степеней:

  • Патриарх;
  • Митрополит;
  • Архиепископ;
  • Экзарх.

Функции епископа

«Так как Церковь должна, по обещанию Христову, пребывать до скончания века, то и полнота правительственной власти, дарованная от Христа Апостолам, должна была не окончиться с их смертью, а оставаться в Церкви вечно. Поэтому, Апостолы передали избранным преемникам свои полномочия с тем, чтобы они продолжались в Церкви преемственно и неизменно. Этим лицам, получившим название епископов (επίσκοπος-блюститель), Апостолы поручили высший надзор и управление (архипастырство) в основанных христианских общинах, – то, что Апостолы не могли всегда оставлять за собой лично, будучи обязанными распространять христианство во всем мире.
Таким образом, высшая в собственном смысле правительственная власть в Церкви поручена Апостолами епископам – их преемникам; другие же чины иерархии поставлены быть только помощниками епископа в церковном управлении; а прочие члены клира – служебными лицами».

(c)
протоиерей Василий Певцов. Лекции по церковному праву.

Епископ, получив апостольское преемство, имеет право исполнять все Таинства Церкви:

  • Евхаристию.
  • Крещение.
  • Таинство Брака.
  • Елеоосвящение.
  • Миропомазание.
  • Покаяние.
  • Священства.

Он является вышестоящим священноначалием для настоятелей храмов в своем регионе. Каждый епископ отвечает за определенную область, контролирует ее, помогает решать сложные вопросы.

Только епископ имеет право освящать миро. Вступление в Церковь, происходящее через Крещение и Миропомазание, невозможно без епископа, при этом Миропомазание может совершать либо епископ, либо священник, которого епископ назначил.

Епископ — пример для духовенства и мирян. За недостойное поведение его могут лишить сана.

Архиепископы русской православной церкви

Поскольку такое служение требует полной отдачи от человека, только монашествующий священник может претендовать на роль епископа. Безбрачие епископов — обязательное условие.

Схема чина хиротонии во епископа

Наречение кандидата во епископа. «Благословен Бог наш». Тропарь и кондак Пятидесятницы. Сугубая ектения. Отпуст.
Указ об избрании Речь избранного. Многолетие.
Испытание веры новоизбранного. Благословение Патриарха. Чтение Символа веры.
Чтение догмата веры об Ипостасях Триединого Бога. Обеты соблюдения канонов святых апостолов, семи Вселенских соборов и девяти поместных и правил святых отец.
Передача текста обещания Святейшему Патриарху.
Благословение ставленника.
Многолетие Патриарху, архиереям и новопоставляемому.
Рукоположение во епископа в конце пения «Трисвятого».
Преклонение ставленником колен пред святым престолом.
Возложение на его голову Евангелия и рук архиереев, тайносовершительная молитва «Кирие, элеисон» (Господи, помилуй).
Чтение Патриархом двух молитв.
Чтение первым и вторым митрополитами ектении.
Облачение в архиерейские одежды.
Приветствие и целование архипастырей
Участие в Божественной Литургии
«Мир всем» перед Апостолом и после Евангелия осенение народа свечами.
Принятие святой чаши от протопресвитера на Великом входе.
Причащение пресвитеров и диаконов в конце Литургии.
Благословение архиерейской рясы, панагии, мантии, клобука и четок у Патриарха и участвующих в хиротонии епископов.
Вручение архипастырского жезла.
Слово предстоятеля к новопоставленному архиерею.
Вручение жезла Архипастырское благословение народа.

Епископ, который строит храм

Епископ… Каковы наши первые ассоциации с этим словом? Торжественная архиерейская служба, прекрасный хор, расшитое облачение. Сегодня мы приглашаем вас посмотреть на другую сторону жизни епископа, по кирпичику строящего храм.

Архиепископы русской православной церкви

Монах с тачкой — это Преосвященный Евтихий, епископ Домодедовский, викарий Святейшего Патриарха. Таким образом он часто проводит свое свободное время.

Архиепископы русской православной церкви

Епископ Евтихий и послушник Евгений на строительстве храма преп. Петра Столпника в деревне Ершово (Безруково) родине П.П.Ершова. В свое время П.П.Ершов ходатайствовал от имени крестьян родной деревни перед епархиальным начальством о строительстве храма и из своих средств оказывал помощь в строительстве. Тот храм был взорван в 1969 г.

Епископы в преддверии революции

МОСКВА, 20 ноября. /ТАСС/. Священный Синод Русской православной церкви (РПЦ) прекратил поминовение Архиепископа Кипрского Хризостома II в связи с поминовением им главы Православной церкви Украины (ПЦУ) митрополита Епифания (Думенко).

«Констатировать невозможность поминовения имени Архиепископа Кипрского Хризостома II в диптихах, молитвенного и евхаристического общения с ним, а также сослужения с теми иерархами Кипрской Церкви, которые вступят в церковное общение с представителями украинского раскола», — говорится в журналах заседания Священного синода, опубликованных на сайте Московского Патриархата в пятницу.

Предстоятель Кипрской православной церкви (КПЦ) архиепископ Хризостом II 24 октября впервые помянул во время литургии митрополита Епифания (Думенко) во время церемонии рукоположения епископа Арсинои Панкратия в монастыре Хрисорагоитисси. Этот поступок не был санкционирован Священным синодом КПЦ.

Впоследствии кипрские митрополиты Афанасий, Никифор, Исаия и епископ Николай выступили с совместным заявлением, в котором констатировали, что произошедшее утром того же дня литургическое поминовение архиепископом Кипрским Епифания среди имен предстоятелей поместных православных церквей представляет собой «вопиющее нарушение синодального, коллективного и демократического режима» функционирования КПЦ.

Признание ПЦУ и начало поминовения митрополита Епифания среди глав поместных православных церквей в богослужении стало причиной разрыва молитвенного общения РПЦ с Константинопольским патриархатом, а также с архиепископом Афинским и всея Эллады Иеронимом II, патриархом Александрийским Феодором II и рядом архиереев Элладской и Александрийской православных церквей.

Священный синод РПЦ также вывел приходы РПЦ в Африке из юрисдикции Александрийского патриархата, придав им статус ставропигиальных, т. е. подчиненных непосредственно патриарху Московскому и всея Руси.

Москва, 20 ноября 2020 г.

Архиепископы русской православной церкви

20 ноября 2020 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви были рассмотрены последствия поминовения Предстоятелем Кипрской Православной Церкви раскольнической структуры, действующей на Украине (журнал № 77), сообщает Патриархия.ru.

24 октября 2020 года за Литургией в монастыре Пресвятой Богородицы Хрисороятиссы (близ г. Пафос) Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II помянул в числе Предстоятелей автокефальных Православных Церквей главу раскольнической группы на Украине. Позднее Архиепископ Хризостом признал, что свое решение с членами Священного Синода Кипрской Церкви он не обсуждал, и о предстоящем поминовении они не знали.

Митрополиты Лимассольский Афанасий, Киккский Никифор, Тамасосский Исаия и епископ Амафунтский Николай в совместном заявлении осудили деяние Архиепископа за «грубое нарушение соборного, коллективного и демократического устройства нашей Православной Церкви и способа функционирования Кипрской Православной Церкви на основании этой системы», призвали его «немедленно отменить свое антиканоническое и не имеющее силы деяние». В Заявлении подчеркивается, что предоставление Константинопольским Патриархатом «автокефалии» украинским раскольникам «является действием самочинным, антиканоническим и антицерковным, поскольку Украинская Православная Церковь относится к юрисдикции Московского Патриархата».

Митрополит Морфосский Неофит на архипастырской встрече с верующими в Морфосской митрополии заявил, что «каноническим епископом города Киева был, есть и, надеюсь, будет митрополит Онуфрий», отметив, что «даже если большинство епископов поддержат Архиепископа, это не сделает Епифания каноническим архиереем».

Участники заседания Синода Русской Православной Церкви выразили глубокое сожаление в связи с произошедшим антиканоническим поминовением в диптихах Православных Предстоятелей руководителя одной из украинских раскольнических групп, что свидетельствует о вступлении Архиепископа Хризостома в общение с раскольниками.

На заседании подчеркивалось, что указанное решение было принято Архиепископом Хризостомом единолично, без согласования с членами Священного Синода Кипрской Православной Церкви и, следовательно, не имеет соборного характера.

Было принято во внимание, что Священный Синод Кипрской Православной Церкви на состоявшемся под председательством Архиепископа Хризостома заседании 18 февраля 2019 года выразил законные «сомнения в отношении возможности узаконения задним числом рукоположений, совершенных извергнутыми из сана, отлученными и анафематствованными епископами», имея в виду «епископат» новосозданной раскольнической структуры на Украине.

Отмечалось также, что нынешнее решение Архиепископа Хризостома противоречит его неоднократным официальным заявлениям по украинскому вопросу, в частности, письму на имя Предстоятеля Русской Православной Церкви от 26 июля 2018 года, в котором Архиепископ Кипрский заверял, что «Кипрская Церковь никогда не отступит от своей позиции, которую мы Вам многократно излагали, то есть что всеми своими силами будет поддерживать позицию Русской Православной Церкви в вопросе так называемой автокефалии на Украине» и отмечал, что «эту позицию она считает справедливой и во всем оправданной».

Священный Синод Русской Православной Церкви констатировал невозможность поминовения имени Архиепископа Кипрского Хризостома II в диптихах, молитвенного и евхаристического общения с ним, а также сослужения с теми иерархами Кипрской Церкви, которые вступят в церковное общение с представителями украинского раскола.

  • Архиепископы русской православной церкви

Русская Православная Церковь прекращает поминовение Архиепископа Кипрского Хризостома II. Тот на одной из литургий помянул митрополита Епифания (Думенко) в монастыре Хрисороятисса. Данный поступок не был санкционирован Священным Синодом Кипрской Православной Церкви.

Имя предстоятеля Кипрской Православной Церкви архиепископа Хризостома II перестанут поминать в диптихах. Священный Синод Русской Православной Церкви принял жёсткое решение относительно иерарха, который во время литургии в конце октября помянул раскольника митрополита Епифания.

Отмечается, что Священным Синодом Кипрской Православной Церкви данное поминовение не было согласовано. Однако Хризостом II всё же пошёл на это.

В ответ в Русской Православной Церкви было решено прекратить поминовение священнослужителя.

В частности, говорится в журналах заседания Священного Синода, отныне невозможным представляется молитвенное и евхаристическое общение с главой Кипрской Православной Церкви, а также сослужение «с теми иерархами Кипрской Церкви, которые вступят в церковное общение с представителями украинского раскола».

Напомним, что против «оговорки» Архиепископа Кипрского Хризостома II также выступили и кипрские митрополиты Афанасий, Никифор, Исаия и епископ Николай.

Они подчеркнули, что литургическое поминовение Епифания среди имён предстоятелей поместных православных церквей представляет собой «вопиющее нарушение синодального, коллективного и демократического режима» функционирования Кипрской Православной Церкви.

Архиепископы русской православной церкви

1. Митрополит Минский и Заславский Павел назначен митрополитом Екатеринодарским и Кубанским, главой Кубанской митрополии.

2. Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин назначен патриаршим экзархом всея Беларуси, митрополитом Минским и Заславским, с сохранением за ним временного управления Борисовской епархией.

3. Митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий назначен митрополитом Чебоксарским и Чувашским, главой Чувашской митрополии.

4. Митрополит Симбирский и Новоспасский Иосиф назначен митрополитом Улан-Удэнским и Бурятским, главой Бурятской митрополии.

5. Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин назначен митрополитом Симбирским и Новоспасским, главой Симбирской митрополии.

6. Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий назначен митрополитом Саратовским и Вольским, главой Саратовской митрополии, и освобождён от должности главы ФХУ МП.

7. Митрополит Тверской и Кашинский Савва назначен митрополитом Вологодским и Кирилловским, главой Вологодской митрополии.

8. Архиепископ Верейский Амвросий назначен митрополитом Тверским и Кашинским, главой Тверской митрополии, с освобождением от должности наместника Сретенского ставропигиального монастыря в г. Москве и ректора Сретенской духовной семинарии.

9. Епископ Звенигородский Питирим освобождён от должности ректора Московской духовной академии и назначен епископом Скопинским и Шацким.

10. Епископ Скопинский и Шацкий Феодорит освобождён от управления Скопинской епархией и от должности ректора Рязанской духовной семинарии и назначен епископом Звенигородским, викарием патриарха, ректором Московской духовной академии. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

11. Епископ Сергиево-Посадский Парамон освобождён от должности наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, с сохранением за ним обязанностей викария патриарха с титулом «Наро-Фоминский» и назначен главой Финансово-хозяйственного управления Московской патриархии.

12. Епископ Бронницкий Фома назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры с титулом «Сергиево-Посадский» и освобождён от должности наместника Донского монастыря г. Москвы и первого заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления.

13. Епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений назначен епископом Бронницким, викарием патриарха, наместником Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.

14. Епископ Серовский и Краснотурьинский Алексий назначен епископом Нижнетагильским и Невьянским.

15. Епископ Щигровский Паисий назначен епископом Железногорским и Льговским с поручением ему временного управления Щигровской епархией.

16. Иеромонах Питирим (Донденко) назначен викарием Сингапурской епархии с титулом «Джакартский»

17. «В связи с долговременным отсутствием из епархии, приведшим к серьезным недочетам в ее управлении», епископ Костанайский и Рудненский Анатолий освобождён от управления Костанайской епархией и почислен на покой с определением ему пребывать на покое под наблюдением наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

18. Митрополиту Астанайскому и Казахстанскому Александру поручено временное управление Костанайской епархией.

19. Епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан освобождён от управления Череповецкой епархией с определением ему местом пребывания Павло-Обнорский монастырь Вологодской епархии под наблюдением и духовным попечением митрополита Вологодского.

20. Епископ Мариинско-Посадский Игнатий, викарий Чебоксарской епархии, назначен епископом Череповецким и Белозерским.

21. Епископ Армавирский и Лабинский Игнатий освобождён от управления Армавирской епархией. Местом его пребывания определён Свято-Троицкий Антониево-Дымский мужской монастырь Тихвинской епархии.

22. Епископ Николаевский Василий, викарий Хабаровской епархии, назначен епископом Армавирским и Лабинским.

23. Епископ Костомукшский и Кемский Игнатий освобождён от управления Костомукшской епархией. Местом его пребывания определён Свято-Троицкий Трифонов Печенгский монастырь Североморской епархии под наблюдением митрополита Мурманского и Мончегорского Митрофана.

24. Епископ Некрасовский Борис, викарий Ярославской епархии, назначен епископом Костомукшским и Кемским.

25. Епископ Россошанский и Острогожский Андрей посислен на покой по состоянию здоровья и направлен в распоряжение митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, местом пребывания ему определен г. Воронеж.

26. Временное управление Россошанской епархией поручено митрополиту Воронежскому и Лискинскому Сергию.

Что вообще случилось и почему это событие настолько важно? Объясняем максимально коротко.

Архиепископы русской православной церквиСвятейший Патриарх Кирилл и архиепископ Иоанн в Париже в 2016 году. Фото: patriarchia.ru

Что такое Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе?

Архиепископия сформировалась на базе приходов, образованных русскими беженцами в Западной Европе после революции 1917 года. В 1920 году Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (создано на Ставрополье архиереями епархий, отрезанных от центральной России фронтами гражданской войны) назначило управляющим русскими приходами в Западной Европе эмигрировавшего архиепископа Житомирского и Волынского Евлогия (Георгиевского).

Это назначение застало его Сербии. Как вспоминает владыка Евлогий, «вдруг, среди вечера, появляется какая–то фигура в потрепанной шинели, в разбитых сапогах… — и я узнаю одного из секретарей Высшего Церковного управления Махараблидзе. Он заявил, что привез известие о моем назначении Управляющим русскими православными церквами Западной Европы. «Вам будет послано Высшим Церковным управлением подтверждение моего устного извещения», — сказал он. Оказалось, что назначение состоялось еще в Крыму, но официального уведомления, посланного мне из Крыма, я не получил. Новое назначение привело меня в некоторое замешательство: как наладить управление при отсутствии средств? куда ехать? где его организовать?»

В 1921 году назначение было подтверждено указом патриарха Московского и всея России Тихона — «временно, впредь до возобновления правильных и беспрепятственных сношений означенных церквей с Петроградом».

Как произошло разделение Архиепископии с Русской Православной Церковью?

Во многом здесь повторяется история с другим более крупным разделением: между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Зарубежом. Причины примерно те же.

В 1930 году митрополит Евлогий принял участие в молении о страждущей Русской Церкви в Лондоне по приглашению архиепископа Кентерберийского. Как писал Владыка Евлогий в своих воспоминаниях, «торжественное богослужение, посвященное России, происходило в Вестминстерском аббатстве. Сонм духовенства во главе с архиепископом Кентерберийским. Несметные толпы народу… До слез было трогательно видеть, как вся Англия, по призыву своего духовного главы, архиепископа Кентерберийского, коленопреклоненно молилась о великой страдалице Русской Церкви…

Мое присутствие в те дни в Англии, общение с англиканами, мои речи были истолкованы в Москве, вероятно агентами большевиков, как политика, направленная против государственной власти. »

После этого митрополит Евлогий был отрешен от должности, однако отказался подчиниться этому решению, и вышел из подчинения Московской Патриархии, отметив, однако, что «мы… не колеблем нашего канонического единства с Матерью Русской Церковью и ее законной властью, мы лишь временно прерываем внешние административные сношения с этой властью».

Необходимость сохранить канонический строй Церкви побудила митрополита Евлогия присоединиться к Константинопольскому Патриархату, хотя он все так же подчеркивал, что «мы, конечно, не отрываемся, не откалываемся от Матери Русской Церкви».

В 1945 году сам митрополит Евлогий вернулся в Московский Патриархат, однако после его смерти, учитывая то, что в России продолжали править большевики, большинство клира и мирян приняли решение остаться в юрисдикции Константинополя.

Как жила Архиепископия дальше?

Лучше всего духовную жизнь Архиепископии характеризует тот факт, что за время ее существования к ней присоединились множество французов, англичан, немцев и итальянцев. Так, нынешний ее глава архиепископ Иоанн (Ренето) (Jean Renneteau) по происхождению француз.

Богослужения, которые сначала совершались исключительно по-церковнославянски, теперь совершаются также и на родных языках западноевропейской паствы. Хотя в Архиепископии бережно сохранялось русское богослужебное наследие, в ней сложились свои традиции церковного управления.

Что подтолкнуло процесс объединения?

Конечно, в Архиепископии всегда были сторонники воссоединения с Московским Патриархатом, и, после падения коммунистической власти, решение о таком воссоединении постепенно вызревало.

В 2007 году произошло воссоединение Московского Патриархата с Русской Православной Церкви Зарубежом. Однако в Архиепископии не спешили с аналогичным решением.

Развитие событий ускорили действия Константинопольского Патриархата — 27 ноября 2018 года он отменил особый статус Архиепископии, который сам же подтвердил за двадцать лет до этого. Этот статус гарантировал сохранение богослужебных и административных особенностей, теперь же Константинополь предлагал Архиепископии самораспуститься, войдя в состав существующих в Западной Европе греческих церковных структур.

Как произошло объединение с Московским патриархатом?

3 февраля 2019 года на чрезвычайном Общеем собрании Архиепископии абсолютное большинство делегатов (93 %) проголосовало против роспуска архиепископии и за сохранение ее как единой церковной структуры.

7 сентября в Париже на Общее собрании архиепископии собралось 186 делегатов. Из них за переход в Московский патриархат проголосовали 104 участника, против — 75. Ещё семь бюллетеней оказались испорченными. Однако для такого решения было необходимо не простое большинство, а две трети голосов.

Поэтому в Русской Православной Церкви заявили о готовности принимать общины, желающие воссоединиться с ней в индивидуальном порядке, а сам архиепископ Иоанн (Реннето) заявил: «После консультаций с настоятелями и множеством священников и в качестве главы ex officio нашей Архиепископии, я принял решение вверить себя, так же как и нашу Архиепископию, каноническому послушанию, предложенному Московским Патриархатом, чтобы ответить на нужды общин, составляющих Архиепископию».

Скорее всего, процесс воссоединения займет некоторое время, так как приходы будут самостоятельно принимать решения о воссоединении с Московским Патриархатом. В свою очередь в постановлении Священного Синода отмечается, что вопрос о дальнейшей их канонической организации будет решаться «исходя из исторически сложившихся особенностей епархиального и приходского управления, а также богослужебных и пастырских традиций».

Почему это событие так важно?

Произошло исцеление почти столетней раны на теле Церкви, было преодолено одно из тяжких последствий катастрофы 1917 года, показан пример уврачевания очень давних и болезненных разделений.

После воссоединения в 2007 году Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей именно Архиепископия оставалась крупнейшим осколком русской традиции в Европе. За это время, с одной стороны, в ней сформировались свои особые традиции, с другой — накопились совместные претензии и непонимания, усугублявшие разделение с Москвой.

Сегодня можно говорить о том, что стремление Архиепископии преодолеть разделение, сохранив свою самобытность достигло успеха.

Архиепископа Кипрского Хризостома II перестанут поминать в Русской православной церкви, с ним прекратят молитвенное и евхаристическое общение, как и с другими с иерархами Кипрской церкви, которые вступят в церковное общение с украинскими раскольниками, говорится в журналах заседания прошедшего сегодня синода РПЦ.

Ранее глава Кипрской православной церкви архиепископ Хризостом впервые упомянул украинского религиозного деятеля Епифания (Думенко) как предстоятеля украинской церкви, де-факто признав возглавляемую им раскольническую структуру — Православную церковь Украины​​​.

— Констатировать невозможность поминовения имени Архиепископа Кипрского Хризостома II в диптихах, молитвенного и евхаристического общения с ним, а также сослужения с теми иерархами Кипрской церкви, которые вступят в церковное общение с представителями украинского раскола, — сообщается в документе, опубликованном на официальном сайте церкви.

Архиепископы русской православной церкви

Архиепископы русской православной церкви

В Русской церкви при этом подчеркивают, что решение помянуть украинских раскольников принято Архиепископом Хризостомом «единолично, без согласования с членами Священного синода Кипрской православной церкви и, следовательно, не имеет соборного характера».

«Священный синод Кипрской православной церкви на состоявшемся под председательством архиепископа Хризостома заседании 18 февраля 2019 года выразил законные «сомнения в отношении возможности узаконения задним числом рукоположений, совершенных извергнутыми из сана, отлученными и анафематствованными епископами», имея в виду «епископат» новосозданной раскольнической структуры на Украине», — цитирует агентство РИА-новости церковное заявление.

В решение также указано на противоречивость позиции архиепископа Хризостома и приведено в пример письмо к патриарху Кириллу от 2018 года, где архиепископ выражал поддержку позиции Русской церкви по вопросу признания раскольнической ПЦУ.

«Вдруг предстал им ангел Господень, и слава Господня осияла их; и объял их страх великий. И сказал им ангел: «Не бойтесь. фЯ возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Лук.2:9-11.

С Рождеством Христовым и Его Богоявлением, возлюбленные во Христе преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Христос рождается! Славим Его!

Архиепископы русской православной церкви

Слово праздник у каждого вызывает позитивные эмоции. Праздник – это встреча с любимыми. Праздник – это радостное приобретение. Праздник — это взятая высота. Праздник – это достижение цели, исполнение желаний. Праздник – победа.

Поздравляю вас с днём рождения Иисуса Христа, Сына Божьего. Это праздник всех народов Земли! Это праздник Неба. Это праздник поколений живших в далёком прошлом. Это праздник ныне живущих людей! Это праздник тех, кто завтра придёт на землю. Ибо мы празднуем явление ЖИЗНИ! «Ибо жизнь явилась, и мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам эту вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам». 1Ин.1:2.

Народ Божий жил ожиданием явления Бога. Пророк Исайя видел это чудо, он говорил об этом совершено определённо, уверенно, хотя окружающий мир был занят собой.

«Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам: владычество на плечах Его. И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Ис.9:6.

Рождение Иисуса Христа – это праздник исполненного Божьего обещания. Он пришёл в мир, как Чудный, не от мира сего. Он не земной. Он человек, но Он Бог! Он принёс с Собой чудо, открыв доступ к Отцу, дав нам право называться и быть детьми Божьими. Истинный Сын человеческий. Истинный Бог. «Бог, явился во плоти»! «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, – Он явил». Ин.1:18. Чудо! «Я и Отец – одно». Ин.10:30. Обладая всем, Он отдал Себя за нас, за наши грехи. Сотворив всё, Он уподобился творению, и от творения претерпел смерть. Смерть не могла удержать Его. Христос воскрес из мёртвых! Мы празднуем рождество Иисуса Христа, который и ныне зовёт к себе каждого, обещая разрешить все проблемы. «Придите ко Мне, все измученные и обремененные, и Я успокою вас». Мф.11:28.

Исайя называет Иисуса, идущего в мир «Бог Крепкий». Как ободряюще, как величественно это ожидание пророка. Христос Иисус, показал свою крепость. Он победил дьявола в искушении в пустыне. Он до конца исполнил порученное ему Отцом. Он действительно Бог крепкий. Он воскрес из мёртвых. Он создал церковь. Все силы ада бессильны против Христа. Потому, что Он «Восшед на высоту, пленил плен и дал дары людям». Еф.4:8. Праздник Рождества — это праздник победы! «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную величия на высоте».

«Так говорит Господь: Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Тростника надломленного не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине. Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова. Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы.» Ис.42 1-4, 6-7.

Не только радостью Рождества Христова наполняется сердце, но и Его Богоявления! Крещения от Иоанна, как начало его Евангельского служения. Самоотверженного, служения cамопожертвования своему творению.

Думаю, это величайший дар и урок для каждого христианина! Я крещусь в Рождение, Смерть и Воскресение Христово чтобы жить ради Бога, так же как и Он рождается, умирает и воскресает ради меня, Аминь.

Архиепископы русской православной церкви

На сайте Синоидального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ появился список фейковых священников и сайтов, которые от имени РПЦ собирают пожертвования и вводят людей в заблуждение.

Отмечается, что на многие из представленных ресурсов регулярно поступают жалобы верующих. Например, сайты могут брать большую комиссию за свою работу — это в лучшем случае, а в худшем пожертвования вовсе не доходят до адресата. Стоит отметить, что мошеннические ресурсы стали особенно актуальны в период пандемии, когда некоторые граждане ограничивают себя от походов в храмы. Кто-то прибегает к дистанционным заказам богослужений.

Что касается лжесвященников, некоторые из них были запрещены в служении или отлучены от Церкви. Кто-то вовсе никогда не имел какой-либо причастности к богослужениям. Такие мошенники ведут блоги и каналы на церковную тематику, дают пастырские советы, тем самым вводя верующих в заблуждение.

В списке перечислено более двадцати сайтов, которые занимаются несанкционированным сбором пожертвований, а также десять лжесвященников.

Русская церковь знает три степени священства: диаконы, пресвитеры (священники, иереи) и епископы (архиереи). Православные священнослужители делятся на белое духовенство (женатые священники) и черное (монахи). В этой статье речь пойдет об иерархах Православной церкви, представителях третьей, самой высшей степени священства.

Архиепископы русской православной церкви

Кто такой архиерей в православной традиции

Это синонимичное понятие, употребляемое так же часто и в том же значении, как «иерарх», «архипастырь». Он является сановником православной церкви. Духовное лицо такого ранга совершает все таинства и руководит жизнью церковного сообщества.

В соответствии с христианским вероучением архипастырь через таинство рукоположения получает апостольскую благодать, принятую от Иисуса Христа. В русской православной традиции иерархических ступеней такой высоты достигают представители монашествующего духовенства, поскольку для них является обязательным соблюдение обета безбрачия.

Происхождение слова

Слово «архиерей» происходит от древнегреческого «верховный жрец, первосвященник» («архи» — начало, начальственный; «иерей» — священник).

Значение понятия

Архипастырское служение сродни схимническому постригу и предполагает полное отречение от собственной воли. Все иерархи (за исключением викариев) управляют епархиями. В древности они были разделены на епископов, архиепископов и митрополитов соответственно административным полномочиям. В современной церкви эти звания сохраняются в качестве почетных. Из их числа избирается патриарх, который руководит Поместной церковью до конца жизни.

Церковь в соответствии с христианским вероучением должна пребывать до скончания веков. Поэтому власть, дарованная Иисусом Апостолам, не должна была окончиться с их смертью, она осталась частью церкви навечно. Апостолы передали свои полномочия лицам, получившим наименование епископов (блюстителей). К ним перешли высший надзор и управление в христианских общинах. В столицах их называют митрополитами (от греч. «митрополия» — столица).

Все архипастыри между собой равны, но самые старейшие из них носят титул архиепископов и пользуются особым уважением окружающих.

Официально принятое обращение:

  • к епископам — «Ваше преосвященство»;
  • к архиепископу или митрополиту — «Ваше высокопреосвященство»;
  • к патриарху — «Ваше Святейшество», неофициально можно обращаться «Владыко».

Архиепископы русской православной церкви

Особенности служения

Владыка, находясь в богослужебном собрании, исполняет ту же роль, какую исполнял Христос в обществе своих учеников. Именно поэтому в большинстве случаев он должен предстоятельствовать за каждым богослужением в своей епархии. Отправление служб другими священнослужителями совершается только с волеизъявления главного священнослужителя.

По древней византийской традиции знаком, разрешающим священнослужителю отправлять службы, является выданный ему епископом антиминс (плат из льна или шелка, в который вшиваются части мощей какого-то святого).

Святитель Симеон Солунский, живший в конце 14 века, говорил о таком служении следующее:

«Ни один священник не может священнодействовать. если не имеет рукоположения, рукоположение же — от Владыки; следовательно, чрез него (священника) действует благодать архиерейская. Далее священник не совершает таинств без престола, престол же освящается миром, а миро освящается одним епископом. Еще: никто не крестит, если не имеет рукоположения. И также не может крестить без мира. следовательно, архиерейство совершает все божественные таинства. И без него не будет ни престола, ни рукоположения, ни святого мира, ни Крещения, ни, следовательно, христиан».

Каждый священник имеет право совершать Евхаристию (причастие) и другие службы в своем приходе, но он все равно не обладает полнотой дара Апостолов, который снисходит на епископа. Даже порядок литургии и отчасти других церковных служб может сильно видоизменяться, если службу возглавляет священнослужитель такого уровня или даже просто присутствует в церкви.

Рукоположение в сан

Каждому епископу сан передает другой епископ – это позволяет сохранить непрерывную связь через века между поколениями священства. Кандидат избирается и утверждается патриархом и Святейшим Синодом.

Сама процедура рукоположения совершается обычно собором епископов, возглавляемым патриархом. Русская православная церковь избирает епископов из числа монахов малой схимы, а в католической церкви это могут быть вдовцы – священники или безбрачники.

Архиепископы русской православной церкви

Роль в церкви

Приезд архипастыря, служба с его участием — всегда большое событие для прихожан. Под его началом могут находиться десятки, сотни храмов, и посетить каждый из них хотя бы один раз не всегда возможно. Поэтому жизненный путь епархиального Владыки очень часто проходит в пути. Ведь есть богослужения, которые имеет право совершать только он.

К ним относятся:

  • рукоположение (хиротония) в сан епископа, пресвитера, диакона;
  • посвящение в чин (хиротесия) иподиакона, архидиакона, протодиакона и т. д.;
  • награждение церковными наградами;
  • освящение храма, антиминса, мира.

Нельзя забывать о двойственной природе такой власти. С одной стороны, Церковь, тело Христово, соединяется с христианами посредством совершения церковного таинства Евхаристии. Епископ — это центральное лицо в совершаемом таинстве. В древности только он мог причащать прихожан, но с течением времени и ростом количества общин стал делегировать эти полномочия священникам.

В этом мистическая роль Владыки в сообществе христиан. Но, кроме того, есть церковь как сообщество людей, которые живут здесь и сейчас. И вторая важная обязанность епископа состоит в том, чтобы должным образом возглавить это сообщество.

Священнослужитель такого ранга несет на своих плечах большую ответственность, поскольку отвечает за души своих прихожан и их духовную жизнь. Его задача видится в том, чтобы, нося такое высокое звание, удостаиваясь почестей, — остаться человеком, который способен воспринимать боль других людей, их нужды и чаяния, помнить об их слабостях и немощах и иметь внутреннюю потребность им помочь.

Архиепископы русской православной церкви

Видео

Из этого видео вы подробнее узнаете о служении архипастырей.

Решение принял Священный Синод на заседании 20 ноября.

Архиепископы русской православной церкви

Русская Православная Церковь прекращает поминовение имени Архиепископа Кипрского Хризостома II в диптихах, молитвенное и евхаристическое общение с ним. Такое решение принял Священный Синод РПЦ на заседании под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, состоявшемся в дистанционном формате 20 ноября 2020 года.

Обсудив факт богослужебного поминовения Предстоятелем Кипрской Православной Церкви лидера раскольнической «Православной церкви Украины» Епифания, Синод постановил:

«1. Выразить глубокое сожаление в связи с совершенными Архиепископом Кипрским Хризостомом II антиканоническим поминовением в диптихах Православных Предстоятелей руководителя одной из украинских раскольнических групп, что свидетельствует о вступлении им в общение с раскольниками.

2. Подчеркнуть, что указанное решение принято Архиепископом Хризостомом единолично, без согласования с членами Священного Синода Кипрской Православной Церкви и, следовательно, не имеет соборного характера.

3. Принять во внимание, что Священный Синод Кипрской Православной Церкви на состоявшемся под председательством Архиепископа Хризостома заседании 18 февраля 2019 года выразил законные «сомнения в отношении возможности узаконения задним числом рукоположений, совершенных извергнутыми из сана, отлученными и анафематствованными епископами», имея в виду «епископат» новосозданной раскольнической структуры на Украине.

4. Отметить, что нынешнее решение Архиепископа Хризостома противоречит его неоднократным официальным заявлениям по украинскому вопросу, в частности, письму на имя Предстоятеля Русской Православной Церкви от 26 июля 2018 года, в котором Архиепископ Кипрский заверял, что «Кипрская Церковь никогда не отступит от своей позиции, которую мы Вам многократно излагали, то есть что всеми своими силами будет поддерживать позицию Русской Православной Церкви в вопросе так называемой автокефалии на Украине» и отмечал, что «эту позицию она считает справедливой и во всем оправданной».

5. Констатировать невозможность поминовения имени Архиепископа Кипрского Хризостома II в диптихах, молитвенного и евхаристического общения с ним, а также сослужения с теми иерархами Кипрской Церкви, которые вступят в церковное общение с представителями украинского раскола».

Как отмечается в справке к Журналам заседания, 24 октября 2020 года за Божественной литургией в монастыре Пресвятой Богородицы Хрисороятиссы (близ г. Пафос) Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II помянул в числе Предстоятелей автокефальных Православных Церквей главу раскольнической группы на Украине Епифания.

В последовавших заявлениях Архиепископ Хризостом признал, что свое решение с членами Священного Синода Кипрской Церкви он не обсуждал, и о предстоящем поминовении они не знали.

Митрополиты Лимассольский Афанасий, Киккский Никифор, Тамасосский Исаия и епископ Амафунтский Николай в совместном заявлении осудили деяние Архиепископа за «грубое нарушение соборного, коллективного и демократического устройства нашей Православной Церкви и способа функционирования Кипрской Православной Церкви на основании этой системы», призвали его «немедленно отменить свое антиканоническое и не имеющее силы деяние». В Заявлении подчеркивается, что предоставление Константинопольским Патриархатом «автокефалии» украинским раскольникам «является действием самочинным, антиканоническим и антицерковным, поскольку Украинская Православная Церковь относится к юрисдикции Московского Патриархата».

Митрополит Морфосский Неофит на архипастырской встрече с верующими в Морфосской митрополии заявил, что «каноническим епископом города Киева был, есть и, надеюсь, будет митрополит Онуфрий», отметив, что «даже если большинство епископов поддержат Архиепископа, это не сделает Епифания каноническим архиереем».

Официальный сайт Бельгийской и Нидерландской епархии РПЦ МП отчитался об очередном экуменическо-масонском молитвенном мероприятии «Дне Короля», организованном в честь католического святого, с участием представителей Московского Патриархата (названного почему-то авторами сайта «Русской Православной архиепископией») и Константинополя, а также католиков, протестантов и членов масонских лож.

Ежегодно на память католического святого Леопольда, — 15 ноября, — Королевский Дом Бельгии отмечает свой памятный день благодарственным молебном и молитвой за короля. Традиционно на этом молебне присутствуют члены монаршей семьи, кроме действующих короля и королевы.

Ссылка на основную публикацию