Апостольская церковь отличие от православной

Вопрос: Является ли Армянская Церковь монофизитской? (Геворг)

Митрополит Иларион: Термин «монофизитство» изобретен учеными. Он указывает на такое исповедание веры во Иисуса Христа, при котором подразумевается, что в Иисусе Христе была одна природа – божественная. Так учил в V веке Константинопольский архимандрит Евтихий. Он говорил, что в Иисусе Христе человеческая природа была полностью поглощена божественной. И это учение, так называемое монофизитское учение, было осуждено IV Вселенским Собором.

Если говорить об Армянской Церкви, то она не исповедует такое учение. Она, как и Православная Церковь, считает Иисуса Христа полноценным Богом и полноценным человеком. Но в отличие от Православной Церкви, которая говорит, что во Иисусе Христе было две природы – божественная и человеческая, Армянская Церковь учит, что во Иисусе Христе была одна Богочеловеческая природа, то есть, одна природа, состоящая из двух. Отсюда и дальнейшие различия в богословии – например, то, что мы говорим, что во Иисусе Христе были две воли – божественная и человеческая, которые, однако, не находились в конфликте одна с другой, а находились в гармонии. А Армянская Церковь говорит, что во Иисусе Христе была одна Богочеловеческая воля.

Некоторые считают эти различия скорее терминологическими, чем различиями по существу. Другие считают, что это серьезные вероучительные различия. В середине V века произошел разрыв общения между Армянской Церковью и другими христианскими Церквами, и этот разрыв сохраняется до настоящего времени.

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл возведет в сан митрополита епископа Вениамина, избранного Патриаршим экзархом всея Беларуси

В праздник Донской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Донском ставропигиальном монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Питирима (Донденко) во епископа Джакартского

Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чином Погребения Пресвятой Богородицы в Храме Христа Спасителя

В праздник Успения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Артемия (Кузьмина) во епископа Таганрогского

В канун праздника Успения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

Армянская Апостольская Церковь (полное название Армянская Святая Апостольская Православная Церковь) — одна из древнейших Церквей мира, к которой принадлежит подавляющее большинство жителей Республики Армения, непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, а также большинство армян, проживающих в диаспоре во многих странах мира. Принадлежит к семье Древних Восточных дохалкидонских Церквей.

Епархии и приходы Армянской Церкви рассеяны по пяти континентам мира и объединяют, по разным оценкам, от 7 до 9 млн. верующих.

Высшим органом Армянской Церкви является Церковно-Национальный Собор, состоящий из духовных и светских лиц. На Соборе происходит избрание высшего духовного Предстоятеля Армянской Апостольской Церкви, которым является Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян.

Верховный Духовный Совет при Католикосе в настоящее время состоит из 2 Патриархов, 10 архиепископов, 4 епископов и 5 мирян.

Духовный центр Армянской Апостольской Церкви — Первопрестольный Святой Эчмиадзин.

Армянская Апостольская Церковь объединяет два административно независимых Католикосата — Эчмиадзинский и Киликийский, и два Патриархата — Иерусалимский и Константинопольский, не имеющих подчиненных кафедр и пребывающих в духовной зависимости от Верховного Патриарха и Католикоса всех армян.

Католикосы Армянской Церкви имеют исключительное право освящать святое миро (торжество мироварения совершается раз в семь лет) и рукополагать епископов. Рукоположение во епископа совершает Верховный Патриарх и Католикос всех армян или Католикос Великого Дома Киликии в сослужении двух епископов. Епископ, возводимый в сан Католикоса, миропомазуется несколькими (от 3 до 12) епископами. В компетенцию Католикосов входит благословение новых церковных законов, установление новых праздников, учреждение новых епархий и другие вопросы церковного управления.

Эчмиадзинский Католикосат

В юрисдикции Эчмиадзинского престола находятся епархии в Армении, Нагорном Карабахе, Грузии, Азербайджане (в настоящее время не замещена), России, Украине, Ираке, Иране, Египте, Болгарии, Великобритании, Греции, Румынии, США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Уругвае, Австралии и Новой Зеландии, а также армянские общины в странах Западной Европы, Африке и Индии.

Киликийский Католикосат

Престол Святейшего Католикоса Великого Дома Киликии (с 1995 года — Арам I Кешишьян) расположен в г. Антильяс близ Бейрута (Ливан). В его юрисдикции находятся епархии: в Ливане, Сирии, на Кипре и викариатство в Кувейте.

Иерусалимский Патриархат

Под управлением Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского, Предстоятеля Апостольского престола святого Иакова (с 1990 года — Торком II Манукян), находятся армянские общины в Израиле, Иордании и Палестине. Патриарх осуществляет попечение о принадлежащих Армянской Церкви святых местах в Палестине. В его подчинении находятся 2 викариатства (Амман и Хайфа) и 2 ректорства (Яффа и Рамла).

Константинопольский Патриархат

Роль Константинопольского престола значительно уменьшилась после геноцида 1915 г. Ныне паству Константинопольского Патриархата составляют несколько десятков тысяч армян, проживающих в Турции. Под управлением Блаженнейшего Армянского Патриарха Константинопольского и всей Турции находится Патриаршая область — Турция, включающая также викариатства: Румелихисары, Кайсери, Диярбакыр, Искендерун. Действует более 30 церквей.

В связи с болезнью Константинопольского Патриарха (с 1998 года — Месроб II Мутафьян) его обязанности исполняет архиепископ Арам Атешян.

Главные святыни Армянской Церкви хранятся в Эчмиадзине:

  • Святое копие (Гегард), пронзившее ребро Иисуса Христа, — по преданию, принесено в Армению апостолом Фаддеем;
  • Десница святого Григория Просветителя — символ власти Верховного Патриарха и Католикоса всех армян. Во время мироварения Католикос освящает миро Святым копием и Десницей святого Григория;
  • частица древа Ноева ковчега, остановившегося «на горах Араратских» (Быт 8:4) — была обретена в начале IV в. епископом Иаковом Нисибинским.

Богослужение Армянской Церкви ведется на древнеармянском языке (грабаре). С 1 января 1924 года состоялся переход на новый календарный стиль, однако епархии в пределах Грузии, России и Украины, а также Иерусалимский Патриархат продолжают использовать старый стиль (юлианский календарь).

Среди особенностей армянского богослужения и церковного календаря:

  • 6 января отмечается праздник Богоявления, объединяющий Рождество Христово и Крещение;
  • в Таинстве Евхаристии используется пресный хлеб и неразбавленное вино;
  • при пении Трисвятого после слов «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный» прибавляются слова «Распныйся за ны» или др.;
  • крестятся армяне тремя перстами, касаясь ими чела, ниже груди, левой, а затем правой стороны груди, и в конце прикладывают ладонь к груди;
  • отмечается так называемый Передовой пост (Араджаворац), наступающий за три недели до Великого поста;
  • в дни больших праздников совершается заклание животных (матах), имеющее благотворительный характер.

Подробнее об Армянской Апостольской Церкви (статьи из «Православной энциклопедии»):

Армянская православная церковь основалась очень давно – в IV веке, и поэтому является одной из древнейших христианских общин. Более того, Армения – первая страна, принявшая христианство в качестве государственной религии. И вот, спустя почти две тысячи лет, Русская и Армянская православная церковь не имеют евхаристического общения по причине имеющихся между ними догматических противоречий.

В чем же заключается отличие Армянской церкви от православной? На каком этапе и по какой причине произошло разделение? Дело в том, что в VI веке в христианской церкви возникла ересь монофизитства – учения, которое отвергает две природы Иисуса Христа, божественную и человеческую, и признает в Нем лишь Бога. Монофизитство было официально осуждено на IV Халкидском соборе, и с тех пор Армянская православная церковь оказалась отделена от Вселенской.

Отношение православных армян к святым иконам

Некоторые церковные историки считают, что в определенный период своего существования Армянская православная церковь поддерживала иконоборчество. Правда, никаких документальных подтверждений этому нет, а обоснованием является лишь тот факт, что среди православных армян не принято молиться перед иконами, да и храмы армянской церкви выглядят очень аскетично по сравнению с русскими православными храмами – как правило, в них отсутствуют фрески с изображениями святых ликов, и лишь небольшой иконостас с малым количеством икон говорит о том, что человек находится в православной церкви. Однако, другие исследователи склонны полагать, что такой обычай объясняется необходимостью освящать каждый образ святым миром, и делать это должен епископ.

Поэтому в Армянской православной церкви икона считается сугубо церковной утварью, дома же православные армяне предпочитают молиться перед распятием.

По какому календарю живут православные армяне?

Еще одно отличие армянской церкви от православной церкви России заключается в принадлежности к разным календарным системам. Армянская православная церковь живет по григорианскому календарю, а русская – по юлианскому, поэтому представители этих двух церквей празднуют Пасху, а также все, привязанные к ней праздники, в разные дни. А среди обрядовых отличий главным можно назвать крестное знамение: православные армяне крестятся тремя перстами, но не справа налево, а слева направо. &1

Духовные корни Апостольской Православной Церкви (АПЦ) восходят к Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви, в которой был крещен протоиерей Александр Мень. Апостольское преемство (каноническая линия епископата) восстановлено в 2000 году, благодаря Украинской Автокефальной Православной Церкви. У истоков создания АПЦ стоял друг и соратник отца Александра, священник Глеб Якунин – известный религиозный, общественный и политический деятель, диссидент, член Хельсинкской группы, тогда уже клирик УПЦ КП.

АПЦ представляет собой либеральное направление, в отличие от нынешней ИПЦ. Впрочем, оба эти крыла Катакомбной Церкви – как либеральное, так и консервативное, – являются выразителями идеи духовного возрождения Православия.

Главным направлением (тенденцией развития) Апостольской Православной Церкви является восстановление доимперского (раннехристианского) устройства церковного управления (церковной демократии), прежде всего соборноправия, утраченного еще при императоре Юстиниане – сегодня же лишь декларируемого в православном Символе Веры. Также осуществление всеобъемлющих и последовательных реформ на благо Церкви и проповеди Евангелия.

В Декларации об образовании АПЦ в частности говорится:

«Мы считаем возможным принятие григорианского календарного стиля вслед за большинством Православных Церквей, в зависимости от желания верующего народа. Отмену системы церковных наград, порождающих карьеризм и коррупцию в Церкви. Ослабление жесткой практики постов (не возлагать на верующих «бремен тяжелых и неудобоносимых»), предоставление аскетического подвига совести каждого. Богослужение может совершаться по желанию верующих на любом языке. Каждое богослужение должно неукоснительно сопровождаться проповедью. Исключить из практики церковной жизни обязательные поборы за службы и требы (таксы за требы). Постепенно упрощать обрядовую сторону православного служения, освобождая его от византийской пышности. При необходимости допускать сокращения служб, оставляя желающим возможность осуществлять их по монастырскому чину. Открыть алтарь для большего участия верующих в богослужении. »

Апостольская Православная Церковь не является поместной патриархальной церковью – ни российской, ни украинской, ни иного государственно-территориального подчинения. АПЦ – это объединение независимых поместных церквей. Об этом свидетельствует и само ее название – «Апостольская Православная Церковь», в отличие от, скажем, Русской Православной Церкви (РПЦ), Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП), Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) и проч. Каждый епархиальный архиерей на своей кафедре является поместным епископом, а епархиальная община, соответственно, – поместной церковью.

В той же Декларации отмечено:

«Мы отказываемся от географического, национально-территориального принципа «канонической территории», по сути, представляющего собой средневеково-крепостнические пережитки государственного устройства, перенесенные в сферу церковной жизни. »

Апостольская Православная Церковь и зарегистрирована как централизованная религиозная организация под названием «Объединение православных общин апостольской традиции». Наша каноническая территория там, где нас принимают.

Апостольская Православная Церковь отказалась от института патриаршества, появившегося лишь в V-VI веках, до этого его не было. И должности митрополитов в АПЦ – это именно должности, а не сан. По мнению И.С. Аксакова, установление патриаршества – это «изобретение императора Юстиниана и его чиновников, как параллель гражданским префектам. «Поли-папизм» патриаршей системы хуже римского «моно-папизма». В подлинном православии власть над епископами и местными Церквами имеют только Соборы, а не патриархи и митрополиты…»

Согласно Уставу АПЦ должности Предстоятеля и региональных Митрополитов (Украинского, Российского, Западноевропейского т.д.) являются выборными, на четыре года. Они избираются Собором АПЦ из числа Епископов, и выполняют делегированные им организующие, координирующие, контролирующие и представительские функции церковного управления. Предстоятель АПЦ является равным среди равных епископов Церкви – сегодня им избран Митрополит Виталий (Кужеватов). Митрополитом Киевским и всей Украины избран Епископ Волынский и Галицкий Олег (Ведмеденко).

Апостольская Православная Церковь исповедует принцип, выраженный святым Игнатием Богоносцем: «Без епископа нет Церкви: где епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и соборная (вселенская) Церковь. » (Послание к Смирнянам, VIII глава)

Где Епископ, там и Церковь. Каждая Епархия во главе со своим правящим Архиереем является независимой поместной Церковью. Учитывая это, каждый епископ АПЦ вправе принимать под свой омофор (непосредственное управление) любую общину, священнослужителя или мирянина по их просьбе.

Апостольская Православная Церковь фактически представляет собой конфедерацию независимых поместных Церквей, в каждой из которых присутствует вся полнота благодати. Святой принцип соборности был сформулирован еще Блаженным Августином: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, и во всем – любовь. » Уместно вспомнить, что на Первом Вселенском соборе, принявшем православный Символ Веры, было представлено около ста независимых (автокефальных) церквей.

Члены АПЦ имеют различные политические взгляды. В этом мы следуем Постановлению Собора от 2/15 августа 1918 года: «Упразднение общеобязательной церковной политики и предоставление на волю каждого члена Церкви заниматься или нет этой церковной политикой (миряне), но с обязательством, чтобы никто не занимался политикой от имени Церкви, а только от своего имени, и не переносил ответственности на Церковь за свою или чужую политическую деятельность, и чтобы не стремился вредить Церкви своей политической деятельностью».

Что же касается духовенства, то Церковь отделена от государства, и это правильно. Задача священства не заниматься политикой, но учить политиков. Закону Божию. Смирению и любви. Духовным законам мироздания. «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Малахия 2:7). Священник тот, кто полностью посвятил себя Богу. Церковь не учит что делать, Церковь учит – как делать. А из этого «как» – открывается «что». Стяжай Духа Святого, и Дух Святой тебя всему научит. Роль священника (в т.ч. и капеллана, в т.ч. и на войне) близка к роли врача. Первый лечит тело, второй – призван врачевать душу. Задача Церкви не поднимать боевой дух. Задача Церкви – стяжать Дух Святой.

Принцип принятия под омофор АПЦ простой, и полностью соответствует учению Христовой Церкви: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. » (Иакова 4:6) Служение епископа состоит прежде всего в том, чтобы оберегать церковь от «идоложертвенного» (обрядоверия) и «крови» (агрессии и нетерпимости, духа насилия и корыстолюбия), от «удавленины» (догматизма) и «блуда» (с миром) – см. Деяния 15:29. Как и апостол наставляет: «Не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. » (1-е Коринфянам 5:11) Главный критерий – смирение. Православие – это дух смиренномудрия, и мистический опыт Восточной Церкви.

Все храмы и церковное имущество в Апостольской Православной Церкви принадлежат общинам, а не епархиальным управлением, как это принято в прочих традиционных церквях.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

  • Армянская Советская Социалистическая Республика
  • Армянские колонии

Смотреть что такое «Армянская апостольская церковь» в других словарях:

АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ — АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из древних христианских церквей. Первыми проповедниками христианства в Армении были апостолы Святой Фаддей и Святой Варфоломей. Основателем первой христианской кафедры был епископ Закария (около 70), с 301… … Современная энциклопедия

АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ — одна из древних христианских церквей. Основана епископом Григором в 301. В догматическом и культовом отношениях близка к православию, но последовательница монофиситства. Возглавляется верховным патриархом католикосом всех армян, его резиденция в… … Большой Энциклопедический словарь

Армянская апостольская церковь — АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из древних христианских церквей. Первыми проповедниками христианства в Армении были апостолы Святой Фаддей и Святой Варфоломей. Основателем первой христианской кафедры был епископ Закария (около 70), с 301… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Армянская апостольская церковь — У этого термина существуют и другие значения, см. Армянская церковь. Армянская апостольская церковь Հայաստանեայց Առաքելական Եկեղեցի … Википедия

Армянская апостольская церковь — Армянская апостольская церковь, одна из древнейших христианских церквей, придерживается монофиситского направления христианства. Члены этой церкви обычно именуются армяно григорианами. Последнее название связано с тем, что основателем Армянской… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

армянская апостольская церковь — одна из древних христианских церквей. Основана епископом Григором в 301. В догматическом и культовом отношении близка к православию, но последовательница монофиситства. Возглавляется верховным патриархом католикосом всех армян, его резиденция в г … Энциклопедический словарь

АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ — [Полное название Армянская Святая Апостольская Православная Церковь; арм. (?)այյռց Սռւրբ Ա(?)աղելակաճ Ուղղա(?)ա(?) Եկեղեցի], Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных… … Православная энциклопедия

Армянская апостольская церковь — (Armenian Apostolic Church), одна из монофиситских христианских церквей. Ее возглавляют католикосы (высший церковный сан) Эчмиадзина в Армении и Сиса (Киликия) в Турции (ныне имеет резиденцию в Ливане), а также патриархи Иерусалимский и… … Народы и культуры

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector