19 августа православный праздник

В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых праздниках Русской Православной Церкви.

Что мы знаем о празднике

Дата: 19 августа
Статус: двунадесятый праздник

Событие: мы вспоминаем евангельское событие, когда на горе Фавор апостолы Иоанн, Петр и Иаков увидели Христа во всей Его Божественной, вечной славе.

История:

Приближались последние дни земной жизни Христа. Впереди — торжественный вход в Иерусалим, Тайная Вечеря, смерть на Кресте и Воскресение. Накануне этих страшных и великих дней Господь впервые прямо спросил своих учеников, за кого они Его считают. Тогда Петр твердо и без колебаний ответил: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф 16:16), выразив мнение всех апостолов. Значимость его слов заключалась в том, что до этого Сам Иисус никак явно не открывал перед ними Свою Божественную природу, ради того чтобы апостолы уверовали в Него как в Бога не вынужденно, а свободно. Ведь Он мог открыться перед учениками во всем Своем величии и славе уже в самом начале проповеди, но тогда апостолы исповедовали бы Иисуса как Бога просто из страха, под впечатлением от открывшегося перед ними.

Тогда же Господь, начиная «настраивать» апостолов к предстоящим событиям, сказал, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф 16:21). Слова эти так опечалили апостолов, что Петр даже стал прекословить Учителю: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф 16:22).

По прошествии нескольких дней Господь, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. И когда они оказались на вершине, Христос преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1–2). При этом явились два великих ветхозаветных пророка — Илия и Моисей, которые беседовали с Господом о Его будущих страданиях и смерти (Лк 9:31).

На гору опустилось светлое облако, из которого раздался голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф 17:5). Апостолы в ужасе упали на землю.

Когда же они услышали слова, обращенные к ним: встаньте, не бойтесь (Мф 17:7), и поднялись, то ветхозаветные пророки и облако уже скрылись, а перед ними стоял их Учитель — уже не сияющий ослепительным светом.

Так Спаситель приоткрыл апостолам Свою Божественную природу, укрепив их в вере перед Своими грядущими мучениями и смертью на Голгофе и показав каждому, кто последует за Ним, тот свет, которым он преобразится в Царствии Небесном.

Икона праздника

19 августа православный праздник

Пророки Моисей и Илия — главные пророки Ветхого Завета. Моисей умер, не достигнув земли обетованной, Илия был взят на небо живым. Их явление, пишет Златоуст, означало, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

19 августа православный праздник

Гора Фавор — пологая. Скалы на иконе — символ духовного восхождения верующего к Богу, а также образ крепкой, как камень, веры.

19 августа православный праздник

Апостолы, ослепленные светом, лежат на земле. Иаков и Иоанн закрывают рукой лицо, не смея взирать на Преображенного Спасителя, и только Петр смотрит на Христа, готовясь произнести слова: «Наставник! хорошо нам здесь быть».

19 августа православный праздник

Мандорла — круг света вокруг Христа, символ Божественной славы и величия.

Лучи света, исходящие от фигуры Христа — образ света Преображения: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк 9:3).

19 августа православный праздник

Фаворский свет — свет Божественной славы, которым просияло лицо Христа во время Преображения. В XIV веке возник богословский спор о том, что это был за свет — тварный или нетварный. В итоге восторжествовала позиция святого Григория Паламы, который писал, что ученики Христа «видели, и видели доподлинно, то нетварное и Божественное Сияние, тогда как [Сам] Бог пребывал незримым в [Своей] пресущественной Сокрытости». И так как Сам Христос этим светом освятил человеческую природу, то и каждый уверовавший в Спасителя человек, по учению Церкви, может также сподобиться своего личного Преображения, восприняв нетварный, Фаворский свет. Таков величайший смысл этого двунадесятого праздника. Феофан Грек, знаменитый русский иконописец XIV века, написал одну из самых известных икон Преображения Господня. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее.

Фаворский свет в палитре Феофана Грека будто бы «материализовался», вспышками присутствуя на каждом изображении.

На миниатюре Лицевого летописного свода Феофан Грек и Семён Чёрный расписывают церковь Рождества Богородицы в Москве.

Опросы

Спецпроекты

  • Газ на Алтае
  • Налоги для физических лиц
  • FITamic
  • FM-Продакшн
  • Все проекты
  • Правила поведения на сайте

  • Алтай
  • Барнаул
  • Коронавирус сегодня
  • Бийск
  • Рубцовск
  • Республика Алтай
  • Политика
  • Экономика
  • Правила жизни Искателей
  • Общество
  • Недвижимость
  • Происшествия
  • Мобильный репортер
  • Экология
  • Здоровье
  • Авто
  • Инфографика
  • Культура
  • Туризм
  • Спорт
  • Наука
  • Только о хорошем
  • Тесты и игры
  • Люди говорят
  • Образование
  • Кухня
  • Дача
  • Только на amic.ru
  • Подкасты
  • Вакансии
  • А это вообще законно?!
  • AmicМилосердие
  • Марафон победы

Прямой эфир

Преображение Господне отмечают православные 19 августа 2020. Этот праздник относится к числу двунадесятых, то есть самых важных, которые посвящены событиям из земной жизни Иисуса Христа. Согласно евангелию, в этот день Иисус предстал преображенным перед своими учениками. В чем смысл Преображения Господня, почему в этот день священнослужители облачаются в белое и почему 19 августа освящают яблоки — читайте в материале amic.ru.

19 августа православный праздник

Традиция празднования Преображения Господня зародилась еще в IV веке. 19 августа (6 августа по старому стилю) православные вспоминают событие, когда Спаситель явил свое Божественное величие своим близким ученикам – апостолам Петру, Иоанну и Иакову. Произошедшее описано сразу в трех Евангелиях — от Матвея, от Марка и от Луки.

За сорок дней до своей смерти на Голгофе Иисус Христос в сопровождении учеников Петра, Иакова и Иоанна отправился помолиться на гору Фавор. Во время молитвы на вершине горы ученики увидели, как Учитель их преобразился «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:1-2).

Также перед глазами удивленных учеников предстали и два великих ветхозаветных пророка — Илия и Моисей, которые говорили с Господом о его последних днях жизни, страданиях и смерти. Апостолы были поражены и наблюдали за происходящим. Вдруг на гору опустилось светлое облако, из которого ученики услышали голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте«. Это был голос Бога Отца. Испугавшись, апостолы пали ниц.

Тогда Иисус сказал им встать и не боятся. Когда ученики поднялись с земли, то не было рядом уже ни ветхозаветных пророков, ни облака. Стоял пред ними только их Учитель, в привычном образе. Иисус запретил Петру, Иоанну и Иакову раскрывать тайну Преображения «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».

«Преображение» переводится с греческого как «изменение формы», «превращение в другой вид». Смысл Преображения Господня в том, что так Иисус Христос показал, что нем соединяется сразу два естества — человеческое и божественное. Полное название праздника — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Как считает богослов Иоанн Златоуст, Господь преобразился для того, чтобы показать свое следующее пришествие на небесах во славе и будущее преображение человеческого естества. А явление Моисея и Илии (один из них был уже мертв, а второй был взят живым на небо), по мнению Златоуста, означало, что Христос властвует над смертью и жизнью, пишет «Фома».

«Яблочный спас» — так в народе прозвали праздник Преображения Господня. «Спас» — это сокращение от слова «Спаситель» (еще одно имя Иисуса). По ветхозаветной традиции 19 августа верующие несут в храм плоды первого урожая, дабы освятить их и поблагодарить Бога за дары. В Израиле и Греции — это виноград. А в Древней Руси к этому времени поспевали яблоки. Их-то как раз и несли на освящение в церковь. Отсюда и название — Яблочный спас. Хотя, по сути, 19 августа можно освящать любые плоды, которые уже поспели к празднику.

Накануне Преображения Господня в храмах проходит Всенощное бдение. А утром 19 августа совершается полиелей — это самая торжественная часть Утрени, читаются каноны, которые подчеркивают величие события, которое произошло на вершине горы Фавор.

Также в праздничный день совершается литургия. Во время службы священники надевают белые одежды – они символизируют небесное сияние, тот самый фаворский свет, который увидели апостолы во время преображения Христа.

19 августа прихожане приносят в храм плоды нового урожая – виноград, яблоки, груши, колосья пшеницы для того, чтобы освятить. Чин освящения плодов в церкви имеет большое значение для верующих. Согласно Типикону, до Преображения Господня запрещается есть виноград и другие плоды нового урожая: «Если кто из братьев съест виноград раньше праздника Преображения, то за своё непослушание получит запрещение: не есть виноград весь месяц август (то есть до 1 (14) сентября), так как нарушил заповеданный устав, таким образом и все остальные научатся соблюдать устав святых отцов«.

Также на Яблочный Спас хозяйки пекли яблочные пироги, варили варенье и зазывали гостей.

19 августа нельзя употреблять мясо, молочные продукты и яйца. Ведь Преображение Господне выпадает на период Успенского поста, который продлится до 28 августа. Хотя в честь праздника можно позволить себе рыбу.

Также из-за поста в это день нельзя развлекаться, шуметь, ссорить и сквернословить.
Как и при остальных больших церковных праздниках на преображение нельзя убираться и стирать. Сделать это лучше накануне, при подготовке к празднику. Тяжелую работу тоже переносили на другой день. Запрещено шить и вязать.

19 августа православный праздник

19 августа православный праздник

19 августа православный праздник

Так Евангелие описывает одно из величайших событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа — Преображение.

Писание не уточняет, где именно это случилось, но Предание указывает на гору Фавор, что располагается в 9 км от Назарета. Хотя некоторые современные исследователи полагают, что с большей долей вероятности это произошло на другой вершине — Ермон, которая выше и была в те времена безлюдна, в то время как на Фаворе находилось римское укрепление. Впрочем, важно не место, а само событие, ведь это был первый раз, когда Господь явился перед людьми во всем Своем Божественном сиянии. Он знал, что предстоящие испытания уже близки, что апостолам предстоит проверить на прочность свою веру, и потому явил им чудо, позволив воочию убедиться в том, о чем они знали раньше лишь с Его слов.

Ведь, несмотря на большое количество чудес, совершенных Господом, ученики все равно в глубине души воспринимали Его как мудрого учителя, доброго человека, но все-таки не Бога. И вот на горе Фавор Он явил им Свою неземную суть, и совершилось это очень наглядно, информативно и доступно для понимания. Белизна одежд Спасителя стала такой, какую не мог создать ни один земной мастер. Очень важно было и присутствие при Преображении Моисея и пророка Илии. Своим присутствием они показали, что Господь не отвергает ветхозаветное учение, как считали фарисеи, а сами пророки, повинуясь Ему, показали, что Он есть Бог истинный. Кроме того, некоторые люди в то время принимали Иисуса за вернувшегося на землю пророка Илию, но сейчас все встало на свои места.

Господь показал Свою истинную Божественную суть апостолам и всем нам, христианам, маловерным и вечно сомневающимся.

Когда отмечается

Праздник Преображения Господня или, как его называют в народе, Яблочный Спас, относится к двунадесятым праздникам (двенадцати главным событиям в жизни Иисуса Христа и Богородицы) и отмечается Православной Церковью 19-го августа (6-го по григорианскому календарю).

Конечно, сегодня невозможно точно определить дату этого события, однако христианские историки указывают, что, скорее всего, это случилось незадолго до Крестной Смерти Спасителя — примерно в феврале или марте. Но почему же тогда мы отмечаем Преображение в конце августа?

Дело в том, что, воцарившись в мире, христианская Церковь постаралась не столько запретить языческие праздники, сколько органично заменить их. Вопреки модному сейчас мифу о насилии над идолопоклонниками, которое якобы чинили носители новой веры, христианство входило в сознание людей постепенно, не руша большинства народных традиций (если они, конечно, не противоречили заповедям). Так, праздник урожая, отмечавшийся повсеместно в конце лета, превратился в День Преображения Господня — можно сказать, тоже преобразился. На юге в этот день праздновали сбор винограда, а в России, где он не растет, солнечную лозу заменили яблоки. Так появилось народное название Преображения — Яблочный Спас. Вот такое мирное сочетание народного дня сбора плодов и православного праздника.

История праздника

К славянам праздник Преображения и освящения даров земли пришел из Византии. А вот на Западе он появился довольно поздно — лишь в средневековье. Кстати, некоторые деноминации протестантов до сих пор отмечают Преображение весной.

Сегодня этот день празднуется Русской Православной Церковью повсеместно. По всей стране 19 августа звонят колокола, а люди идут в храмы и несут туда яблоки, чтобы освятить их и разделить с близкими.

Двунадесятый праздник Преображения Господня наполнен множеством народных традиций, органично сочетая их с православными. Как и тысячи лет назад, современные люди очень любят ритуалы и обряды, и чин освящения яблок, совершаемый после Божественной литургии, пришелся по душе всем.

Накануне праздника служится всенощная, а утром читаются каноны преподобных Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина. В этот день священнослужители облачаются в белые ризы, символизирующие сияющие одежды, в которых явился Своим ученикам Христос.

Праздник приходится на Успенский пост, однако в этот день разрешается его послабление: допустимо есть рыбу, растительное масло и пить вино. А еще, согласно традиции, это первый день, когда можно начинать вкушать плоды нового урожая. Раньше люди строго соблюдали это правило и до Второго Спаса не прикасались к яблокам. Затем съедались первые, освященные плоды, а уж после можно было печь яблочные пироги, варить варенье и просто наслаждаться сочными дарами садов.

О духовном смысле Преображения для каждого из нас говорит отец Игорь (Сильченков), настоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы села Рыбачье Алуштинского благочиния Симферопольской и Крымской епархии РПЦ МП: «В этот день мы читаем прекрасные слова молитвы кондака о том, что апостолы увидели славу Христову столько, сколько сердце их смогло ее вместить. И на это стоит обратить особое внимание. Наверное, на горе Фавор могли быть и другие люди, но они бы просто ничего не увидели. Они стояли бы рядом, но не увидели преобразившегося Христа.

Как тогда, так и сегодня люди живут бок-о-бок, едят одну и ту же еду, дышат одним воздухом, но один человек горит верою во Христа и дорожит каждой секундой своей жизни, ради того, чтобы посвятить ее Господу и спасению своей души, а другой равнодушно пройдет мимо храма и даже не заглянет туда, несмотря на великий праздник. Один человек никогда не боится, будет ли у него еда и одежда, что случится завтра и будут ли у него деньги, потому что знает, что единственное, что ему действительно необходимо сегодня, завтра и всегда — это спасение души, молитва и покаяние, и только это он боится потерять и этим дорожит, и этот человек видит Славу Божию и вмещает ее в свое сердце. А другой, тот, что не зашел в храм, потом спрашивает Бога, откуда в жизни взялось столько неудач и несчастий, почему ничего не получается: ни в работе, ни в семье, ни с детьми. А ответ очень простой: потому что он не молился и не просил Бога помощи обо всем этом. Человек не может вместить Благодать Божью, если душа его переполнена грязью, самооправданием, леностью. Такой человек, конечно, никогда не сможет увидеть Славу Божью. Каждый из нас начинает видеть ее и вмещать в свое сердце только тогда, когда остановится от земной суеты, осознает грехи и станет готовиться к покаянию».

19 августа православный праздник

Один из самых популярных в народе праздников Яблочный Спас отмечается в России 19 августа.

Что такое Яблочный Спас

Яблочный Спас — это народное название праздника Преображение Господне, который в православии отмечается 19 августа.

Католики, протестанты и некоторые православные церкви, придерживающиеся современного календаря, отметили праздник Преображение Господне 6 августа.

Праздник Преображение Господне посвящен явлению преображенного воскресшего Иисуса Христа своим ученикам, когда те молились на горе Фавор. Преображение символизирует божественное триединство и единение высшей и человеческой сущностей Иисуса Христа.

Праздник посвящен Иисусу — Спасителю, поэтому в народе он получил название Спас. А, поскольку в это время идет очень строгий Успенский пост, можно «спасаться» свежими яблоками, которые как раз поспевают в это время. Отсюда народное название праздника — Яблочный Спас.

19 августа православный праздник

Традиции на Яблочный Спас

Яблочный Спас связан с целым рядом примет и обрядов, которые в основном соотносились с Успенским постом и были посвящены проводам лета и чествованию нового урожая. Главная традиция — освящать на Яблочный Спас плоды нового урожая, в первую очередь яблоки, а также виноград и другие дары земли. Считалось, что освященные в Яблочный Спас плоды приобретают целебную силу и как нельзя лучше подходят для «спасения» в Успенский пост.

Освященные яблоки в этот день ели сырыми, из них делали всевозможные блюда, их запекали с медом (освященным раньше, в Медовый спас). Яблоки, другие фрукты и мед шли на изготовление постных пирогов и другой выпечки. Из яблок готовили напитки: компоты, взвары, сидры, также в этот день начинали заготавливать плоды нового урожая впрок — варили варенье, повидло и так далее.

19 августа православный праздник

На Руси на Яблочный Спас начиналась массовая торговля яблоками и другими фруктами, их продавали целыми возами, устраивая ярмарки и гуляния.

В этот день было принято одаривать яблоками друзей, родных, соседей, а также нищих; люди устраивали семейные чаепития, дарили друг другу яблочные пироги. Традиция одаривать в этот день близких яблоками и яблочной выпечкой жива и поныне.

Что можно и нельзя есть на Яблочный Спас

Поскольку Преображение приходится на Успенский пост, в этот день под полным запретом любые мясные и молочные продукты во всех видах, а также яйца. В честь праздника разрешена горячая постная пища с растительным маслом, а также — единственный раз за весь Успенский пост — рыба и морепродукты.

Ну и, естественно, разрешены любые фрукты и овощи, особенно популярны освященные яблоки.

Приметы на Яблочный Спас

По погоде на Яблочный Спас судили о предстоящей осени и зиме. Если Преображение сухое и теплое, значит осень будет мягкой и без дождей, а зима суровой. Дождливая погода на 19 августа сулила раннюю дождливую осень и «гнилую» зиму с частыми оттепелями.

19 августа православный праздник

Что нельзя делать до Яблочного Спаса

До Яблочного Спаса на Руси старались не употреблять в пищу плоды нового урожая, особенно строго следили, чтобы женщины не ели до праздника свежие яблоки, это считалось плохой приметой, несущей смерть и болезни. Традиция идет с апостольских времен, по примеру апостолов монахи до Преображения не ели виноград нового урожая, ослушников наказывали.

Что нельзя делать 19 августа

На Яблочный Спас запрещалось работать в поле и огороде, считалось, что праздник нужно посвятить проводам лета перед началом осенней страды. Начиная с Яблочного Спаса под окончательный запрет попадали все купания в открытых водоемах, нарушителей сурово осуждали за то, что они беспокоят водяную нечисть.

Когда следующий Спас

Третий (Ореховый, Хлебный или Полотняный) Спас отмечается 29 августа. Он отмечается после окончания Успенского поста и праздника Успение Богородицы.

19 августа Православная Церковь отмечает один из двунадесятых праздников — Преображение Господне. В народе он также известен, как Яблочный Спас и день, когда в церквях благословляют принесенные туда плоды. К сожалению, многие из тех, кто приходят в храм в этот день, лишь этим знанием и ограничиваются. А на самом деле, Преображение — одно из красивейших, глубоко берущих за душу событий Евангелия.

19 августа православный праздник

Вы шли толпою или парами,

Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня

Шестое августа по-старому,

Обыкновенно свет без пламени

Исходит в этот день с Фавора,

И осень, ясная, как знаменье,

К себе приковывает взоры.

Преображение Господне, празднуемое ныне не 6 августа, как в стихотворении Бориса Пастернака, а по новому стилю, 19-го — один из двунадесятых праздников Православной Церкви. Свидетельство о нем мы находим у трех евангелистов-синоптиков: Матфея, Луки и Марка. Умалчивает о нем лишь один Иоанн.

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых, — так повествует о событии евангелист Матфей.

По преданию, Преображение свершилось на горе Фавор в Галилее недалеко от родного Христу Назарета. Пройдет еще совсем немного времени — и Иисус отправится на Пасху в Иерусалим, где будет предан в руки врагов и распят. И перед этим Он дает ученикам очередное свидетельство Своей Божественности и Своего избранничества, являясь перед ними в своей подлинной славе, в сиянии Божественного Света.

Преображение — это торжество истины, праздник открытых глаз. Ведь Божественная слава была присуща Христу все Его земное существование, Божественная энергия нетварного света и так всегда с Ним (как напишет об этом евангелист Иоанн — «Слово обитало с нами, полное благодати и истины»), но до поры — до времени Он ходил прикровенно.

И лишь незадолго до распятия и воскресения Христос дает ученикам увидеть Себя в истинном виде, в полноте Своей славы. В глазах учеников преобразился Иисус, но на самом деле можно сказать, что это глаза апостолов открылись и смогли увидеть Его в подлинном виде. Иисус берет не всех, но лишь троих ближайших — именно они уже видели (в отличие от остальных) чудо с воскрешением дочери Иаира, именно им суждено в скором будущем разделять с Христом тоску Гефсиманской ночи (и они ее не разделят).

На Фаворе Иисус беседует с Илией и Моисеем — величайшими пророками, можно сказать, ключевыми персонажами Ветхого Завета. Моисей, вождь и законодатель своего народа, вывел евреев из Египта, дал им Десять заповедей и Тору. Пророк Илия — единственный человек, удостоенный бессмертия — его взяли живым на небеса. В каком-то смысле его можно назвать предтечей Христа.

Именно с ними говорит Иисус перед тем, как отправиться в Иерусалим — и толкователи сходятся на том, что беседует Он с ними именно о Своей крестной жертве.

Но мало этого — на гору после восторженных слов Петра находит светозарное облако, и апостолы слышат слова, принадлежащие Богу-Отцу, снова свидетельствующему о Своем Сыне. «Уединенность и высота места, глубокое молчание, свет чрезвычайный и облако простертое! все это повергло их в сильный трепет и они в ужасе пали и поклонились», — написал в толкование этому месту святитель Иоанн Златоуст. Поднимает их сам Иисус, уже, наверное, в своем обычном виде. Поднимает — и запрещает говорить об этом событии — вплоть до того дня, как Он воскреснет из мертвых.

Единственный евангелист-свидетель, Иоанн, не только выполнил, но и перевыполнил завет Христа. Он ни словом не обмолвился в своем Евангелии о происшедшем. Почему? Возможно, дело в том, что Иоанн, чье Евангелие не зря называют Духовным, не столько описывал происходящее, как синоптики, а доносил глубину переживания — и слов для Преображения ему просто не подобралось. Зато о Преображении вспоминает апостол Петр — не в Евангелии (хотя опосредованно можно сказать и так, ведь евангелист Марк записывал именно за Петром), а в послании.

Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе, — писал Петр много лет спустя.

Высокий богословский смысл праздника Преображения переплелся с подчеркнуто земной традицией приносить в этот день в храмы только что созревшие плоды. Смысл этого обычая менялся с распространением христианства.

На востоке, в Греческой Церкви, в храмы приносили виноград и пшеницу и это было символично, потому что из пшеницы делают хлеб, а из винограда — вино, употребляемые на Литургии. Дары земли преображались в этот день в храме, готовясь стать Дарами Небесными, Телом и Кровью Христа.

Но на Руси, особенно на севере, с виноградом было как-то не очень, зато к середине августа созревали яблоки. И традиция приносить в храм первые плоды обрела новое значение — просить у Бога благословение на весь урожай, благодарить Его за поданные земные блага. В дальнейшем к яблокам прибавились и прочие овощи и фрукты — теперь уже в храмах освящают и сливы, и персики, и абрикосы, и даже арбузы.

В Преображение Господне нельзя работать (кроме как готовить еду и собирать в саду и огороде урожай), ругаться и желать кому-то зла.

19 августа православный праздник

Праздник Преображения Господня – это один из двенадцати главных церковных праздников года. Православная церковь отмечает его 19 августа, то есть Преображение Господне 2020 празднуется в среду, сообщает Главред.

В этот день все православные христиане вспоминают, как Иисус явил свой истинный – божественный – лик своим апостолам на горе Фавор неподалеку от Назарета. Своим поступком Спаситель хотел подбодрить своих последователей (так как впереди их веру ждали большие испытания) – а заодно показать, как христианская вера преображает душу человека, делает ее светлее и лучше.

Преображение Господне 2020 – когда начинается и заканчивается празднование

Сам праздник выпадает на 19-е число – но у него есть один день предпразднства (это 18 августа), а затем еще и семь дней попразднства (то есть по 26 августа). Все эти девять дней на богослужении в церквях священники читают молитвословия и песнопения, что посвящены именно празднику Преображения.

В один день с Преображением отмечается и Яблочный Спас.

Примечательно, что с точки зрения истории, Преображение Господне произошло незадолго до смерти Спасителя на кресте, то есть в феврале или в марте. Однако празднуется это событие именно в августе (и в отличие от той же Пасхи, что установлена в честь воскрешения Христа, – имеет фиксированную дату).

В старину праздник Преображения был еще и Праздником сбора урожая. То есть церковь и простой народ утвердили эту дату для Преображения – в честь того, что в августе преображается и природа (считается, что со Второго Спаса лето сменяется осенью), а также как благодарность Богу за ниспосланный урожай.

Именно полученный урожай и освящается на Яблочный Спас.

Преображение Господне – что нельзя делать и традиции

19 августа под праздничный колокольный звон христиане несут святить в церковь яблоки, виноград, мед и другие плоды.

На стол подают постные блюда (продолжается Успенский пост 2020) – с рыбой и маслом, с яблоками, с медом. Взрослым разрешается вино.

В Преображение Господне нельзя работать (кроме как готовить еду и собирать в саду и огороде урожай), ругаться и желать кому-то зла. Под запретом и шумное веселье: любой разгул во время поста – это табу.

Также нельзя убивать насекомых, в особенности мух. Более того, по примете, если на человека муха села дважды – это сулит ему удачу на целый год.

  • 19 августа православный праздник

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

19 августа (6 августа по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Среда 11-й седмицы по Пятидесятнице (одиннадцатой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Шестой день Успенского поста. Великий двунадесятый праздник Преображения Господня. В связи с этим высокоторжественным днём, когда не совершается память святых, несмотря на продолжающийся строгий пост, на трапезе благословляется рыба.

Преображение Господне. Это церковное торжество, один из главных православных праздников, посвящено описанному в Священном Писании (в трёх Евангелиях, кроме Евангелия от Иоанна) чудесному явлению Божественного величия и славы, которое явил Сам Христос перед тремя ближайшими учениками — апостолами Петром, Иаковом и Иоанном. Это произошло во время их молитвы на горе Фавор (по мнению некоторых богословов, на горе Ермон).

Из Священного Писания мы знаем, что Спаситель ещё до Своего Преображения пророчески предрёк: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Вскоре после этого Господь взял троих ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна, — с которыми поднялся помолиться на гору.

Во время молитвы Христос «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). И в это же время пред ними явились два ветхозаветных святых пророка (Моисей и Илия), которые сразу начали беседовать со Спасителем.

Увидев это, поражённый апостол Пётр произнес широко известные евангельские слова:

Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9:5). И сразу же после этого появилось осенившее всех облако, и раздался Глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5)

19 августа православный праздник

Икона Преображения Господня. Фото: pravoslavie.ru

Свидетелями Преображения Господня были всего три апостола. Это, в первую очередь, нужно было для них. Спаситель в той мере, насколько вообще можно было человеку вместить явление Славы Божией, показал это, чтобы они, вспоминая в момент грядущих страданий об этом, не впали в большое уныние.

И в день Преображения Господня, когда по древней христианской традиции верующие приносят для освящения плоды нового урожая (а именно поэтому праздник также именуется «Вторым» или «Яблочным» Спасом, хотя издревле в этот день освящаются виноградные грозди и любые фруктовые плоды), каждому православному христианину нужно найти возможность посетить храм.

Также о празднике Преображения Господня и о старинной московской святыне, посвящённой этому дню, одном из красивейших храмов Северо-Запада Москвы — Преображенском храме в Тушине, — вы можете прочесть в нашем материале, опубликованном на страницах Царьграда.

Поздравляем всех православных христиан с высокоторжественным праздником Преображения Господня, в давней народной традиции трогательно именуемым «Яблочным Спасом»! Спаси вас всех Христос!

19 августа православный праздник

Москва, 22.01.2021, 09:50:55, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Инна Мордасова.

В ближайшую среду, девятнадцатого августа, православные христиане будут отмечать Преображение Господне. В эту дату верующие будут вспоминать события, которые описаны в Евангелии. Речь идет о моменте, когда три апостола узрели Господа во время своей молитвы на горе.

  • Преображение Господне 19 августа
  • Традиции и обряды
  • Что можно и нельзя делать в этот день
  • Народные приметы на 19 августа

Преображение Господне 19 августа

Само слово Преображение имеет греческие корни и в дословном переводе означает перевоплощение. Это торжество является одним из двунадесятых праздников. Иными словами, оно входит в двенадцать торжеств, которые связаны с Господом.

Согласно Евангелию, с Иисусом на гору Фавор пошли трое его учеников. Там они должны были помолиться. Во время молитвы ученики заметили, что их Учитель изменился. Он начал сиять изнутри.

19 августа православный праздник

Гора Фавор находится на территории Израиля рядом с Назаретом. На сегодняшний день у вершины горы есть два монастыря. Один из них католический, другой православный.

Также данный праздник называют Яблочным Спасом. Именно в это время на территории Греции и Израиля верующие начинают сбор винограда. Верующие в это время к храмам приносили виноград. Однако виноград растет не во всех странах. Поэтому в отдельных государствах решили приносить к монастырям яблоки в качестве подношения.

Традиции и обряды

В храмах начинают службы за сутки до самого праздника. Однако продолжаются они еще семь дней после Преображения Господнего. Непосредственно девятнадцатого августа в храмах проводят литургию и поют канон. Представители церкви должны быть одеты в белые одеяния. Это подчеркивает фаворский свет, который осветил Иисуса.

19 августа православный праздник

Традиционно верующие в праздник посещали храмы на праздничную службу. Также молились они и дома. В частности, произносили перед иконами спасителя нижеследующую молитву:

«Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем,
Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его!
Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти.
Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество».

Как мы уже писали выше, в народе Преображение также называют Яблочным Спасом. В этот день отмечают не только церковные, но и народные традиции. При этом празднуют их с особым размахом. К примеру, после похода в церковь и освящения яблок, вечером организовывались гуляния. Несмотря на тот факт, что в этот праздник соблюдается Успенский пост, в церкви позволяют подавать на столы больше блюд, нежели в прочие дни поста. В частности, позволяется есть рыбные продукты, яблоки и немного вина.

Что можно и нельзя делать в этот день

Большинство запретов на Яблочный Спас связывают с тем, что в это время нужно соблюдать пост. В частности, не рекомендовано смотреть комедийные телепередачи. Также правильнее всего воздерживаться от праздничных торжеств.

Кроме этого, запрещено употреблять мясные продукты. Однако позволяется есть рыбные блюда. Данное послабление отлично подойдет для верующих, которые хотят разнообразить свои праздничные столы.

В этот праздник нужно молиться Господу и просить о самом необходимом. Кто-то хотел бы счастья и любви, другие просят здоровья для себя и близких. Благотворно будут воздействовать на человека и благодарственные молитвы.

В праздник Преображения позволяется ходить в гости и приглашать гостей. Также рекомендовано самостоятельно готовить блюда и помогать нуждающимся. Помимо этого, не лишней будет помощь для близких и родственников.

19 августа православный праздник

В этот день запрещено заниматься домашними делами. В частности, уборкой, стиркой, глажкой и т.д. Подобного рода занятия рекомендовано отложить. Поскольку этот день выпадает на среду, большинство верующих пойдут на работу. Несмотря на различные запреты, на работу ходить нужно. Однако не стоит брать дополнительную работу домой. Вечер наиболее правильно провести за молитвой в кругу родных и близких.

Категорически запрещается в такой светлый праздник ругань и споры. В период Яблочного Спаса нужно нести миру свет и добро. Священнослужителям рекомендовано тщательно следить за собственными помыслами и действиями. Крайне важно помогать близким и родным. В этот праздник нужно извиниться перед теми, кого вы обидели, и простить ваших обидчиков. Если кто-то просит прощения в Яблочный Спас, ему не стоит отказывать.

Кроме этого, важно совершить богоугодные дела и помнить, что веселье является не только мирским развлечением, а возможностью пообщаться с близкими людьми и навестить родных.

Народные приметы на 19 августа

Нужно быть внимательным к знакам и делать следующее:

  1. Обязательно угостите яблоками нуждающихся и голодных. Это милосердный поступок, который воздастся отличным урожаем в следующем году. Важно: не ожидайте просьб малоимущего — проявите инициативу самостоятельно. Считалось дурным знаком, если на Яблочный Спас не получилось дать милостыню или поделиться угощением. Чтобы избежать подобной ситуации, пойдите в церковь. Там обязательно будут неимущие, которым можно помочь. Если урожай небольшой, не бойтесь делиться — высшие силы помогут избежать нужды.
  2. Освящённые яблоки вначале дают маленьким детям и болеющим.
  3. Отнесите их и на могилку к почившим родным и знакомым. Хорошо, если оставите пару на заброшенных. Так получите помощь от ушедших в мир иной. Проведать умерших настоятельно советуют тем, кто случайно упал с корзиной яблок в день Среднего Спаса.
  4. Готовили на Яблочный Спас постные блины с горохом. Если съесть хотя бы один блинчик, будете полны сил и энергии целый год.
  5. В конце дня надо выйти в поле и проститься с летним Солнцем, поблагодарить небесные силы за собранный урожай. Городским жителям можно глянуть в окно на закате и произнести слова благодарности.
  6. Если яблочный пирог растрескался во время приготовления, кого-то из близких ждёт дальнее путешествие.
  7. В саду собирали фрукты, а к вам прицепился репей? Ждите обильного урожая в следующем году.
  8. На Второй Спас в России собирают горох. Во время сбора обратите внимание: множество червивых и гнилых бобов — накопили много грехов. Если корзина с горохом случайно рассыпалась — разбогатеете непременно.
  9. Полезно сидеть в праздник Преображения под кроной яблони, чтобы укрепить здоровье, гармонизировать душевное состояние.
  10. Волосы расчёсывают гребешком из древесины яблони. Такая процедура улучшает кровообращение и прогоняет головную боль.
  11. Если есть бородавка, разрежьте яблоко крест накрест. Разрезом проведите по ней, а фрукт закопайте в тайном месте.
  12. Незамужние просили у яблони красоты, украшая волосы её листьями.

Cегодня 19 августа (6 августа по старому стилю), православная церковь празднует Церковный праздник Православный:

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день в 2021 году:

Успенский пост. (+)Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Прп. Иова Ущельского (1628). Свт. Феоктиста, еп. Черниговского. Новосщмчч. Димитрия, архиеп. Гдовского (1938), иерея Николая (Прозорова) (1930), пресв. Андрея (Зимина), пресв. Сергия (Тихомирова), Домники, Лидии и Марии (Зиминых).

Преображение Господа Бога и спасителя Иисуса Христа

Праздник Преображения Господня — 19 августа (нов. ст.) имеет один день предпразднства (18 августа) и семь дней попразднства (с 20 по 27 августа). Отдание праздника совершается 27 августа.
В православном календаре этот праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа».

В праздник Преображения совершается в церкви освящение гроздий, т.е. винограда, а где не родится виноград, — яблок и других плодов. Праздник Преображения избран для этого потому, что ко времени его поспевают садовые плоды, огородные овощи, и оканчивается жатва на полях. В праздник Преображения раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви.

Преображение — это визуальное явление царства Божьего на земле. Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с Собой трех учеников — Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна. Тайна совершается в безмолвии. Человеческое слово относится к тайне, как волна к глубине океана.

На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды — белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два пророка: Моисей и Илия и беседовали с Ним. Экзегеты (толкователи священного Писания) говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего и Спасителя.

Три апостола пережили явление Божественного света, как ни с чем не сравнимую великую радость. Казалось, само время остановилось в созерцании Божественного света. Изумленные апостолы пали на землю. Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум.

Господь не только проповедовал Евангелие народам Палестины, Он одновременно воспитывал и просвещал своих учеников. И постепенно открывался Он им не только как Мессия Израиля, но всего человечества, как Царь вечного духовного царства. Слова Мессии о том, что он должен быть замучен в Иерусалиме, вызвали у апостолов изумление и страх. Вид Мессии, пригвожденного к Кресту, мог вызвать у учеников Христа чувство отчаяния, мысль о том, что все безвозвратно потеряно. Тайна искупления могла предстать их взору как поражение, как бессилие Мессии. В часы уныния, сомнений свидетельство трех апостолов о Преображении должно было укрепить в вере остальных учеников.

Преображение показало наличие в Иисусе Христе двойственной природы — божественной и человеческой. При Преображении было явление Сына при свидетельстве Отца и Святого Духа, то есть явление всех лиц Святой Троицы. Во время его не произошло какое-либо изменение божественной природы Христа, напротив, его божественность была явлена в его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста Преображение произошло «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами». Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

Ссылка на основную публикацию