Храм николая чудотворца преображенская

В Москва есть различные открытые религиозные организации. Одна из таких — это «Храм Святителя Николая Мирликийского на Преображенском кладбище» по адресу Преображенский вал, 25.

Расписание богослужений

Тех кто хочет посетить «Храм Святителя Николая Мирликийского на Преображенском кладбище» в Москва по адресу Преображенский вал, 25, больше всего интересует расписание богослужений. Это вы можете узнать несколькими способами:

  1. Через официальную группу в социальных сетях;
  2. посетив лично;
  3. по номеру телефона +7 (499) 161-13-80;+7 (499) 161-33-10;
  4. на официальном сайте «Храм Святителя Николая Мирликийского на Преображенском кладбище».

Короткая информация о компании:

Чтобы узнать расписание богослужений, перейдите на официальный сайт по ссылке или позвоните по номеру телефона «Храм Святителя Николая Мирликийского на Преображенском кладбище» +7 (499) 161-13-80;+7 (499) 161-33-10. Вам подскажут в какое время лучше прийти и ответят на другие интересующие вопросы.

Храм николая чудотворца преображенская

Храм свт. Николая Чудотворца (бывший Успения Пресвятой Богородицы) — православный храм Воскресенского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Преображенское города Москвы, на территории бывшего Никольского единоверческого монастыря. Памятник архитектуры.

Содержание

История [ править ]

Первоначально храм построен в 1784 г. как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка (арх. Ф.К. Соколов, некоторые источники приводят авторство В.И. Баженова). В 1854 г. старообрядческая община распалась и часть её прихожан приняли единоверие. Успенская часовня была передана новообразованному Никольскому единоверческому приходу. В трапезной части был создан придел в честь свт. Николая Чудотворца.

Храм николая чудотворца преображенская

Освящение придел в честь свт. Николая Чудотворца состоялось 16 (3) апреля 1854 г. — этот день и является днем рождения Храма свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. После пристройки алтарной апсиды к главной части храма, 15 (2) июня 1857 г. свт. Филарет, митрополит Московский освятил главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1866 г. храм стал собором учрежденного при нем единоверческого Никольского монастыря. От монастырских построек сохранились: храм Воздвижения Креста Господня (нач. XIX в., арх. Ф.К. Соколов, освящен в 1854 г. из старообрядческой молельни), колокольня (1876-1879 гг., арх. А.М. Горностаев), корпуса келий (1801 г.).

К 1923 году монастырь был закрыт, и превращен в дом коммуны завода радио, а в 1930-х гг. его стены были сломаны. В первой половине 1920-х годов Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней — Успенской части храма. Храм был разделен на две части, так что главная часть храм с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой — трапезной части. В отделенной трапезной части, дополнительно к существовавшему с середины XIX века Никольскому (левому) приделу, сооружается новый Успенский (правый) придел.

К 1930-му году единоверческая община в передней — Успенской части храма практически перестала существовать. И в 1930 году в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковом переулке, единоверческая – Успенская часть храма была передана Советскими властями старообрядцам безпоповского новопоморского толка, занимающим ее и поныне.

Трапезная — Никольская часть храма с двумя приделами принадлежит православному приходу. В интерьере сохранились иконы XV-XVII вв.

Храм николая чудотворца преображенская

Храм Святителя Николая на Преображенском кладбище, 1966 г.

Обитель была возведена в 1784-1790-х гг. Только тогда она имела несколько другое предназначение и носила другое название. Это была Успенская соборная часовня в псевдоготическом стиле, которую построила федосеевская старообрядческая община.

Для справки: федосеевцы – это старообрядцы, не приемлющие священства. В быту их называют беспоповцами. В этом направлении старообрядчества есть свои особенности, например, убеждённость в пришествии царства антихриста и в абсолютной испорченности российского государства. Ещё одна характерная черта федосеевцев — безбрачие.

Долгое время архитектором здания считался В. И. Баженов, так как он – известнейший зодчий, творивший в стиле ложной готики. Однако сейчас исследователи склоняются к мнению, что его строил Ф. К. Соколов.

В начале 1850-х гг. старообрядцы были обвинены в государственной измене. Поэтому в 1854 г., после распада старообрядческой общины, часть прихожан превратились в единоверцев. Им и была передана Успенская часовня. По описанию П. В. Синицына, это была каменная церковь с единственной главой и невысокой колокольней, возвышающейся над западной папертью. В храме находилось множество старинных икон, стоимостью десятки тысяч рублей. Сегодня в нём всё ещё хранятся прекрасные древние иконы Строгановской, Новгородской, Корсунской и других школ иконописи XV—XVII вв.

Храм николая чудотворца преображенская

Храм Святителя Николая на Преображенском кладбище

В 1854—1857-х гг. по проекту архитектора Александра Вивьена храм был перестроен. В трапезной был устроен Никольский придел, и день, когда Митрополит Филарет его освятил (3 апреля 1854 г.), можно считать днём рождения храма Николая на Преображенском кладбище. В 1857 г., после пристройки к основному объёму храма алтарной апсиды, Митрополит освятил главный престол во имя Успения Пресвятой Богородицы.

В 1866 г. при храме был основан единоверческий Никольский монастырь, а сама обитель превратилась в его собор. Забегая наперёд, скажем, что сегодня от монастырского архитектурного ансамбля (помимо Никольской обители) осталось немного: Воздвиженский храм, колокольня, корпуса келий и несколько служебных корпусов.

В начале 20-х гг. монастырь закрылся, и в нём расположилось общежитие завода Радио. Храм Николая на Преображенском кладбище разделили между собою единоверцы, которые расположились в Успенской части обители, и обновленцы, которые находились в трапезной части храма и пристроили к ней новый Успенский придел.

Храм николая чудотворца преображенская

Храм Николая на Преображенском кладбище

К 1930-му году единоверческая община распалась, и Успенская часть храма была передана беспоповцам новопоморского толка (в отличие от федосеевцев, они молились за императора), которые занимают её и сегодня. Никольская часть обители принадлежит Русской Православной Церкви. То есть храм Николая на Преображенском кладбище разделён на две части: православную (западный вход) и старообрядческую (вход с севера).

Здание построено из красного кирпича, с которым хорошо контрастируют белые элементы декора – это и завитушки, и пики, и зубцы, а также многоступенчатые карнизы с орнаментом. Внимание привлекают также полуколонны – и большие, у входов, и маленькие, что разделяют стрельчатые окна светового барабана. Великолепно смотрятся и ложные окна, украшенные гирьками. Одним словом, здесь есть всё, что характерно для псевдорусской готики.

Никольский храм на Преображенке является памятником архитектуры местного значения.

Храм николая чудотворца преображенская

Православный храм свт. Николая на Преображенском кладбище, быв. Никольского единоверческого монастыря, Воскресенское благочиние г. Москвы (Восточный округ).

Первоначально храм построен в 1784 г. как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка (арх. Ф.К. Соколов, некоторые источники приводят авторство В.И. Баженова). В 1854 г. старообрядческая община распалась и часть её прихожан приняли единоверие. Успенская часовня была передана новообразованному Никольскому единоверческому приходу. В трапезной части был создан придел в честь свт. Николая Чудотворца.

Освящение придел в честь свт. Николая Чудотворца состоялось 16 (3) апреля 1854 г. — этот день и является днем рождения Храма свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище.

К 1923 году монастырь был закрыт, и превращен в дом коммуны завода радио, а в 1930-х гг. его стены были сломаны. В первой половине 1920-х годов Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней — Успенской части храма. Храм был разделен на две части, так что главная часть храм с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой — трапезной части. В отделенной трапезной части, дополнительно к существовавшему с середины XIX века Никольскому (левому) приделу, сооружается новый Успенский (правый) придел.

К 1930-му году единоверческая община в передней — Успенской части храма практически перестала существовать. И в 1930 году в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковом переулке, единоверческая – Успенская часть храма была передана Советскими властями старообрядцам безпоповского новопоморского толка, занимающим ее и поныне.

Трапезная — Никольская часть храма с двумя приделами принадлежит православному приходу. В интерьере сохранились иконы XV-XVII вв.

Храм николая чудотворца преображенская

показать полностью

Храм николая чудотворца преображенская

свернуть

Преображенское кладбище основано в 1771 во время эпидемии чумы и являлось одним из центров старообрядчества.
В 1784 году там возводят соборную часовню старообрядческой общины федосеевского толка (арх. Ф.И.Соколов), которая первоначально называлась Успения Пресвятой Богородицы.

Храм николая чудотворца преображенская

В 1857 пристраиваются алтари, т. к. федосеевцы не имели священников и обходились без алтарей. После чего освящен свт. Филаретом, митр. Московским, как единоверческий храм.
В 1866 стал собором учрежденного при нем Никольского единоверческого монастыря, который был закрыт в 1920е годы.
В 1930-х храм заняли обновленцы и продали его переднюю часть старообрядцам новопоморского брачного согласия, которые продолжают ее занимать. Трапезная с двумя приделами — свт. Николая Чудотворца (сев.) и Успения Пресвятой Богородицы (юж.) принадлежит православным. Между трапезной и храмом сделана глухая стена.

Вернемся к монастырю.

Вот его старые изображения (как и часть информации взято отсюда)

Митрополит Филарет добился, чтобы в 1854—1857 гг. три храма на Преображенском кладбище и один на Никольском стали единоверческими. Важной мерой для укрепления единоверия Филарет считал создание единоверческого монастыря, который должен был подготовить собственное духовенство. Филарет полагал, что такое духовенство будет пользоваться большим доверием и авторитетом.

В 1866 году по настоянию митрополита Московского Филарета на месте федосеевской мужской обители был открыт Никольский единоверческий мужской монастырь. Жившие там старообрядцы были выселены.

В 1887 и 1897 годах в Никольском единоверческом монастыре проходили съезды противораскольничьих миссионеров. А в 1907 году там находились игумен, 22 монаха и 41 послушник. Никольский монастырь благодаря деятельности его настоятеля архимандрита Павла Прусского (1821—1895) стал центром миссии среди поповцев и полемики с расколом.

О жизни монастыря в последний период его дореволюционного существования рассказывает письмо очевидца, приведенное в сборнике «Сорок сороков»:

«Монастырь этот имеет очень уединенный вид — настоящее убежище для любителей созерцательной жизни. Красивый, как будто готической архитектуры храм темно-красного цвета с желтыми украшениями, довольно стройная кирпичная колокольня, вдали кельи, тоже в готическом стиле, одноэтажный белый домик настоятеля, пятиглавая зимняя церковь над святыми воротами с знаменитой Хлудовской библиотекой при нем. «

Храм николая чудотворца преображенская

От монастыря сохранились храм Воздвижения Креста Господня (Преображенский вал, 17, на моих фото его нет)
надвратный храм (кон. XVIII в.)(если я правильно понимаю, то вот он)

Храм николая чудотворца преображенская

братские корпуса (1801) — не совсем ясно о чем идет речь и есть ли они на фото у меня не знаю,

и колокольня (1876—79; арх. Ф И.Горностаев)

Храм николая чудотворца преображенская

детали колокольни на фото далее

Храм николая чудотворца преображенская

Список упоминаемых церковных течений. Вся информация из интернета

Федосеевцы — наиболее распространенное название старообрядцев, кот. в настоящее время принадлежат к одному из относительно небольших беспоповских течений (федосеевскому течению); не признают церк. браков и не имеют единого руководящего центра. Роль авторитетного дух. центра традиционно сохраняется за федосеевским обществом в Москве, имеющим официальное название «Общество христиан-староверцев старопоморского безбрачного согласия».

Новопоморское брачное согласие. В начале 30-ых годов XIX века произошел раскол на старопоморское и новопоморское согласия. Особенностью новопоморцев было введение формальной брачной книги. Благодаря этому нововведению, позволившему официально передавать имущество по наследству, с середины XIX века новопоморские общины начали активно распространяться, поглощая старопоморцев и федосеевцев.

Единоверее — форма существования старообрядцев в лоне РПЦ, учрежденная в 1800 по представлению московского митрополита Платона. Было задумано по модели западной унии: при сохранении старого дониконовского богослужебного чина, древних книг и обычаев единоверцы официально подчиняются Синоду, т. е. принимают священство от господствующей Церкви и поминают на литургии Синод (или патриарха). Однако единоверцы не получили своего епископа и оставались верующими второго сорта. Единоверие не получило широкого распространения, но при Николае I насильственное «обращение в единоверие» стало излюбленной формой борьбы царских властей со старообрядцами. После объявления закона о веротерпимости в 1905 единоверие лишилось преимущественного положения по сравнению со старообрядством, и единоверческие приходы стали быстро распадаться: часть прихожан перешла в РПЦ, большинство же возвратилось к староверству.
С конца 1980-х в СССР начали предприниматься попытки возродить единоверие на несколько иной основе. Идея создания единоверческого прихода исходит снизу, от самих верующих Московской патриархии РПЦ, но какие-либо организационные структуры выше приходского уровня не существуют. В конце 1990-х в Росии было 8 единоверческих приходов, 6 священников. Приблизительная численность верующих — 6-12 тыс.

Обновленцы движение в Русской православной церкви, оформившееся после Октябрьской революции. Выступали за «обновление церкви», модернизацию религиозного культа. Боролись против руководства официальной Русской православной церкви, заявляли о поддержке советской власти и лояльном отношении к ней. В 1943-46 самоликвидировались, влившись в состав Русской православной церкви.

Больше фото и текста у меня тут
Дополняйте, поправляйте, ибо все не так просто.
Вот некоторые источники

Сегодня опять ездила по делам на Преображенку. Сделала недостающие фотографии, так что продолжаю прерванный рассказ. Сегодня речь идет о храме святителя Николая, расположенного возле Преображенского кладбища, и других постройках бывшего Никольского единоверческого монастыря.

Храм николая чудотворца преображенская

Храм этот, построенный в конце XVIII века (архитектор Ф.К.Соколов) как Успенская соборная часовня старообрядческой церкви, уникален тем, что разделен на две части: в западной части (на фото справа) находится Никольский престол, относящийся к РПЦ; в восточной части (слева) — Успенский престол Старообрядческой церкви поморского толка.

Для представителей двух конфессий есть даже две калитки и, разумеется, два разных входа в храм. В Никольскую часть храма вход, как это всегда устроено в Православной церкви, в западной стороне.

Храм николая чудотворца преображенская

Вход в Успенскую часть смотрит на север.

Храм николая чудотворца преображенская

Изнутри две части храма разделены кирпичной стеной. Помню, одно время на стене старообрядческой части храма висело объявление, гласившее, что запрещается заходить в храм в неприличном виде, а женщинам — в брюках и без платков. Не разрешалось также заходить в храм инаковерующим. Страшно, аж жуть! Хотя мои предки по отцовской линии были старообрядцами, и деда крестили в старообрядческой церкви.

Храм николая чудотворца преображенская

Колокольня Никольского храма представляет собой отдельной сооружение. Построенная в 70-е годы XIX века, она получила в народе прозвание «Преображенская свеча».

Храм николая чудотворца преображенская

Рядом с Никольским храмом в начале XIX века был построен еще один храм — надвратный храм Воздвижения Креста Господня. В здании размещается иконописная мастерская «Александрия».

Храм николая чудотворца преображенская

4 апреля 1999 года (Вход Господень в Иерусалим) рукоположен в сан священника Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.

1 июня 2015 года назначен настоятелем Храма Преображения Господня на Преображенской площади.

Храм николая чудотворца преображенская

Иерей Кирилл Киселев

19 декабря 2010 года рукоположен в сан священника Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в храме Святителя Николая Чудотворца в Хамовниках.

Иерей Иоанн Корешков

11 мая 2014 года рукоположен в сан священника Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в соборе прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиева Варницкого монастыря, подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Храм николая чудотворца преображенская

Диакон Георгий Разумовский

16 августа 2015 года рукоположен в сан диакона епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном в храме Преображения Господня на Преображенской площади.

Храм николая чудотворца преображенская

Четверг: 20:00 Последование молебного пения ко Господу Богу нашему, певаемого во время брани против супостатов, находящих на ны.
Пятница: 20:00 О страждущих недугом винопития и наркомании.
Воскресенье:
11:00 Молебен с водоосвящением
19:45 Последование молебного пения ко Господу Богу нашему, певаемого во время брани против супостатов, находящих на ны.

Храм николая чудотворца преображенская

Панихиды

Суббота 9:30 .

Принимаются записки о упокоении ваших близких и всех православных христиан.

Подробнее о поминовении усопших вы можете узнать из наших листовок.

Отпевание

Отпевание возможно только очное (кроме случаев, связанных с невозможностью принесения тела в храм — авария, катастрофа, без вести пропавшие, давно усопшие).
О дне и времени родственникам необходимо договориться со священником через секретаря храма или свечной ящик.
Подробнее.
Полезная информация о похоронах (прочтите, прежде чем обратиться к агентам).
Полезное о православном поминовении усопших можно почитать здесь.
Официальный сайт ритуальных услуг в г.Москве — ГБУ Ритуал.

Крещение

Для подготовки к Таинству Крещения для крестных родителей, родных родителей и крещаемых взрослых необходимо прохождение огласительной беседы, которая проводится по средам в 20.00.

Таинство Крещения в нашем храме совершается по предварительной записи, по телефону 8 (963) 771-33-19.

Узнать подробнее о Таинстве Крещения.

Венчание

Перед венчанием необходима беседа жениха и невесты со священником.

Для этого запишитесь через секретаря храма по телефону либо в свечном ящике.

Венчание не совершается постами, накануне церковных праздников и накануне постных дней.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector