Храм иконы Божией Матери Троеручица на; Каширском шоссе

Храм иконы Божией Матери Троеручица — одна из действующих культурных площадок, на основе которой проводится большое количество различных мероприятий, служащих для интересного проведения досуга в Москве.

Для туристов храм представляет интерес как памятник строительного искусства и национальной культуры, возможный пункт экскурсионной программы. Это также центр духовной жизни города, место встречи верующих и проведения богослужений.

Более подробную информацию можно получить по телефону 74956410504 или найти на сайте troeruchitsa.ru.

Храм иконы Божией Матери Троеручица располагается по адресу: р-н Орехово-Борисово Южное, Каширское шоссе, вл63 ст2, рядом с метро Домодедовская.

Чудотворная икона Божией Матери «Троеручица» очень любима и распространена во множестве списков в России. Один из них (кон. ΧVΙΙ – нач. XVIII в.) находится в Троицком соборе Данилова монастыря. Об особом почитании этой иконы в Даниловом монастыре можно судить уже по тому, что она был в окладе, богато украшенным серебряными венцами, жемчугом и полудрагоценными камнями. Дважды в год, накануне праздника «Троеручице», совершался крестный ход их монастыря к монастырской часовне. После закрытия обители икона находилась в церкви Сошествия Святого Духа, что на Даниловом кладбище, после возрождения монастыря вернулась в родную обитель, при этом икона сразу явила свою чудотворную силу – у реставратора за время работы над ней значительно улучшилось зрение. В Даниловом монастыре не прекращаются многочисленные случаи чудесной помощи и исцелений Божией Матери через икону Ее «Троеручица».

Еще одна икона «Троеручица», прославившаяся также как и икона в Троицком соборе, находится в монастырской часовне святого благоверного князя Даниила на площади Серпуховской Заставы.

С происхождением иконографического извода иконы «Троеручица» связано несколько церковных преданий. Одно из них восходит к житию преподобного Иоанна Дамаскина. В 717 году на Византийский престол вступил иконоборец, император Лев Исаврянин. По его приказу солдаты врывались в дома верующих людей, отбирали и жгли иконы, а самих иконопочитателей предавали мукам и смерти. В ту пору ревностным защитником иконопочитания показал себя первый министр Дамасского калифа Иоанн, пользовавшийся большим влиянием на своего государя. Желая опорочить такого ревностного защитника иконопочитания, император Лев приказал искусному писцу написать поддельное письмо как бы от Иоанна к нему, с предложением измены. Затем это поддельное письмо он послал калифу, говоря, что, несмотря на уговоры Иоанна, он хочет жить с калифом дружно. Разгневанный калиф поверил оговору и велел отсечь у Иоанна правую руку, начертавшую, по его мнению, план измены, и выставить ее на городской площади. Иоанн, мучительно страдая от боли и незаслуженной обиды, попросил вернуть ему отсеченную руку, пояснив, что ему будет легче, если он ее похоронит.

Иоанн затворился у себя, приложил отсеченную руку к запястью и погрузился в глубокую молитву перед иконой Пресвятой Богородицы, обещая, что, если Пречистая дарует ему исцеление, он будет этой рукой писать творения в Ее славу. После молитвы он заснул, во сне ему явилась Царица Небесная и сказала: «Ты исцелен. Трудись же прилежно твоей рукой». По преданию, благодарность Иоанна своей Целительнице излилась в дивной песне: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Весть об исцелении Иоанна немедленно разнеслась по Дамаску. Калиф осознал свою вину и просил Иоанна снова взять на себя все государственные дела, но Иоанн решил все силы отдать на служение Богу: он удалился в монастырь Саввы Освященного и принял иночество. Икону, пред которой он получил исцеление, он взял с собой, и в память чуда, по одним источникам, сделал из серебра кисть руки и прикрепил ее к иконе, а, по другим, – сам дописал третью руку на иконе. Отсюда икона и получила наименование «Троеручица».

До XIII века икона находилась в обители Саввы Освященного, а затем монахи, по завещанию, передали ее святому Савве, архиепископу Сербскому, и она была перенесена в Сербию. При нашествии турок, опасаясь осквернения святыни, православные положили икону на осла и пустили его одного без провожатого. Осел прошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хиландарского монастыря. Иноки приняли икону как великий дар – ежегодно из монастыря совершается крестный ход на место появления чудотворного образа.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Троеручица», глас 4

Днесь всемирная радость возсия нам велия: даровася Святей Горе Афонстей цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона, со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих в прославление Святыя Троицы, созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати, яко двема Сына и Господа держиши, третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя, от всяких напастей и бед избавляти, да вси, притекающии к Тебе, верою приемлют неоскудно от всех зол свобождение, от врагов защищение, сего ради и мы вкупе со Афоном вопием: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Троеручица», глас 8

Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая, вси вернии исполнишася радости и веселия, яко сподобльшеся изрядно воспети предивное явление честнаго образа Твоего и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога, Егоже двема рукама объемлеши, и третиею от напастей и бед нас изымаеши и избавляеши от всех зол и обстояний.

К нашему всеобщему счастью, существуют на свете великолепные чудотворные иконы, которые помогают людям в скорбях и печалях, помогают излечиваться от тяжких болезней и не утратить веру в жизнь и в самих себя. Эти образы пришли к нам из глубины веков и принесли с собой успокоение и исцеление для измученных людских душ.

Храм иконы Божией Матери Троеручица на; Каширском шоссе

С каждым годом количество чудотворных ликов увеличивается все больше и больше.
Раньше на Руси чудотворные иконы, если они у них имелись, люди имели право хранить у себя дома. Но в 18 веке Петр 1 издал указ, согласно которому все образа, прославившиеся чудесами, следовало передавать в церковь.

Сначала нужно было заявить, что у вас дома чудотворная икона. Потом на этом основании собирали специальную комиссию. В такую комиссию обязательно должен был входить священник, который и определял степень чудотворности иконы. Если икона признавалась чудотворной, ее передавали в храмы или монастыри. Сейчас достаточно народной молвы, чтобы образ считали чудотворным. И только в редких случаях собирают комиссии.

Храм иконы Божией Матери Троеручица на; Каширском шоссе

Устраните 10 ключевых ошибок новичка и начните с лёгкостью читать карты Таро без каких-либо предварительных знаний

Храм иконы Божией Матери Троеручица на; Каширском шоссе

5 шагов от любви к картам до финансовой независимости от основателя Русской Школы Таро Сергея Савченко

Храм иконы Божией Матери Троеручица на; Каширском шоссе

Как правильно применять Руны? Получите 3 подарка, которые помогут вам быстрее применять Руны для достижения своих целей

Священники в этом вопросе также хотят проявить благоразумие во избежание лишней экзальтированности.
От того, какую помощь по величине, сложности и объему исцелившихся, оказала икона, ее и объявляют чудотворной. Конечно, не сама икона исцеляет, а Божья благодать. Благодать заключена в самой иконе, написанной с правильным настроем и с определенными молитвами.

Как понять, чудотворная икона или нет по ее внешнему виду? Внешне икона может и не проявлять себя, как чудотворная, т.е. необязательно, чтобы на ней было мирро. Например, образ Святой Матроны внешне никак не назовешь, каким-то особенным, а на самом деле, он исцеляет миллионы людей каждый год.

А некоторые иконы называют чудотворными, потому что они мироточат. Какие-то – время от времени, а другие – постоянно так, что миро можно собирать в посуду и умываться им. После такого помазания и наступает исцеление.
Иногда лики мироточат не потому, что они чудотворные, а в преддверии каких-то масштабных событий для страны и народа, чтобы предупредить людей об опасности.

Икона Божией Матери Троеручица значение

Смотрите видео

В чем помогает?

Верующие считают, что если коснуться образа, то сама Царица небесная благословит их. Многие больные, страдающие заболеваниями глаз, а также с больными руками и ногами, получили исцеление через эту икону. А те, кто постоянно читает молитву, посвященную образу, навсегда избавлены от депрессии, тоски и горестных мыслей. Ремесленники и те, кто занимается много домашним хозяйством, смело могут просить поддержки у Троеручицы, она поможет всем и всех защитит.
Церковь отмечает праздник образа в июле месяце 2 раза (11 и 25 числа).

Храм иконы Божией Матери Троеручица на; Каширском шоссе

Успенский собор Болгарское подворье

Где находится в Москве?

В России образ Троеручицы привезли только в 17 веке, именно с этого времени он стал известен. Его преподнесли в дар Патриарху Никону. Сейчас копия этого замечательного образа находится в храме Успения Богородицы в районе станции метро Таганская.

Храм иконы Божией Матери Троеручица на; Каширском шоссе

Как правильно применять Руны

Храм иконы Божией Матери Троеручица на; Каширском шоссе

Книга для новичков в Таро

Храм иконы Божией Матери Троеручица на; Каширском шоссе

Храм иконы Божией Матери Троеручица на; Каширском шоссе

Храм иконы Божией Матери Троеручица на; Каширском шоссе

Запишись и получи подарок!

Храм иконы Божией Матери Троеручица на; Каширском шоссе

Магия иконы

Известен случай, когда в 19 веке образ Троеручицы избавил Киев от свирепствовавшего в то время там тифа, когда на главной площади устроили всеобщий молебен иконе.
Также распространены случаи волшебных исцелений и в наши дни: Божья Мать помогла уже не единожды спасать свои конечности даже людям со страшными ожогами.

Храм иконы Божией Матери Троеручица на; Каширском шоссе

Храм Святителя Николая Болгарское подворье

Болгарское подворье

Болгарское подворье – это особая территория на территории города Москвы, включающая в себя несколько храмов. Это храм Успения Пресвятой Богородицы и храм святителя Николая. Подворье находится в районе станции метро Таганская.
Храм Успения Пресвятой Богородицы также начали строить в начале 17 века.

Она оформлена прекрасными изразцами, изготовленными мастером своего дела по имени Иван Полубес. Наполеон полностью разграбил и сжег этот храм. Перестроили его в 19 веке. Во время революции храм остался, на удивление, целым.
Храм святителя Николая появился в 17 веке на пожертвования меценатов. Он много раз горел и ремонтировался. Во время войны с Наполеоном был уничтожен практически полностью.

Во времена революции храм был разграблен, а живопись и иконостасы уничтожены. Церковь вернули верующим только в 90-х годах 20 века.
В 40-х годах 20 века оба храма причислили Болгарскому подворью.
Храм посещают в основном русские верующие, болгар здесь не очень много, поскольку невелика болгарская диаспора в Москве. Осталось всего около 2000 человек, часть из которых — это сотрудники посольства.

Храм иконы Божией Матери Троеручица на; Каширском шоссе

Образ Троеручицы в Бердянске

Храмы иконы Троеручица

Специально для вас мы составили список, где находятся копии этого замечательного образа Богородицы.

Храм иконы Божией Матери Троеручица на; Каширском шоссе

На последней православной выставке в Санкт-Петербурге потоки людей вынесли меня к огромной иконе Божией Матери «Троеручица». Икона была обильно украшена золотыми цепочками, крестиками, кольцами, серёжками, даже женскими часиками. А на груди Божией Матери и Младенца поверх оклада висели две большие дореволюционые монеты с портретами императора Николая II и Михаила Фёдоровича Романова.

Рядом с «Троеручицей» стоял батюшка с добродушным лицом, очень высокий и крупный — подстать иконе. Он помазывал освящённым маслом всех, кто подходил к образу, и каждому старался сказать хоть несколько слов о святыне. Оказалось, что его зовут игумен Вениамин (Радченко), и он охотно побеседовал со мной и о «Троеручице», и о храме, из которого её привезли.

— Наш Крестовоздвиженский приход — очень крупный: у нас четыре храма, два из них мы восстанавливаем, — начал батюшка. — А находимся мы в Ивановской митрополии. Иконочка, котрую мы всегда привозим на православные выставки — это наш алтарный чудотворный образ Божией Матери «Троеручица». Это весьма редкий образ Царицы Небесной, не у всех на слуху! В народе говорят, что Троеручица, Матерь Божия, в работе помощница: третьей ручкой Она помогает, подкрепляет и направляет. Поэтому перед «Троеручицей» молятся об успешной работе.

А ещё молятся возле этой иконы при болезнях рук и ног, при больных суставах, проблемах с позвоночником, переломах, ушибах, при кожных заболеваниях. Также — перед операцией и после неё. Эту иконочку еще называют «иконой хирургов» и вообще мастеровых, всех тех, кто руками что-то созидает: людей творческих, гончаров, массажистов.

— Это, видимо, связано с историей святого Иоанна Дамаскина? Когда по повелению халифа ему отсекли правую руку, святой приложил её к иконе Богородицы, взмолился об исцелении — и был услышан. Потом этой «ожившей» рукой святой Иоанн записал немало пенопений и богословских трудов.

— Отец Вениамин, а как этот образ попал к вам в храм?

— Иконочка уже лет двадцать пять находится в нашем приходе. До этого она хранилась у одной прихожанки. Наш местночтимый блаженный инок Николай наказывал этой женщине, чтобы она благословила своим детям после ее смерти пожертвовать икону в Воздвиженский приход. Пришло время — дети выполнили её завещание и принесли икону к нам. С тех пор эта икона очень почитается. К нам приезжают паломники из Подмосковья, из Волгограда и даже, представьте себе, из Белоруссии!

Видите, как много на иконе золотых изделий? Это — подарки людей, благодарность за исцеления, помощь, которую Божия Матерь оказывает по их молитвам. Конечно, это только часть подарков, потому что, если украшать икону всем, что люди дарят, то иконочка будет закрыта полностью. Серебро и часть золотых изделий мы снимаем. Они лежат, ждут того часа, когда мы используем их для нужд храма.

— Батюшка, а у вас достаточно прихожан? В деревне ведь обычно один-два человека приходят на службу..

— Нет, у нас, слава Богу, другая ситуация, грех жаловаться! Наше село, Воздвиженье, довольно большое. Живое село, очень живописное, на берегу Волги.

— А за счет чего живут сейчас в селах люди?

— Мужички, кто еще не спился, не сломался, ездят на заработки в Петербург, в Москву. А женщины — кто где устроится. Работы, в общем-то, нет. Ивановская область вообще, прости Господи, печально славится безработицей. Но наше село, слава Богу, не спилось! Люди живут своим трудом, своим хозяйством, скотиночкой.

— А на примере вашего прихода можно сказать, что Россия духовно возрождается? Люди действительно идут к исповеди, к Причастию?

— Да, это действительно чувствуется! Наш приход, как и, наверное, многие другие, — это показатель повышения уровня духовности, осознания себя в этом мире, смысла жизни. Как это ни банально звучит, сейчас многие задумываются над вечными ценностями и приходят в храм Божий. Родители приводят с собой детей, и они тоже с удовольствием идут и на Причастие, и на исповедь.

Когда мы простились с отцом Вениамином, ко мне, смущаясь, подошла пожилая женщина в кружевной пелерине.

— Простите, я видела, что Вы записывали батюшкин рассказ. А можно, я тоже расскажу об одном чуде «Троеручицы»?

— Ну конечно! А как Вас зовут?

— Зовут меня Анна, а внучку мою — Дашенька, я Вам и о ней хочу рассказать. Один раз, когда я была на православной выставке, я увидела икону «Троеручица» и подошла к ней. Подала записку о здравии и купила маслице.

Скоро настало лето, и я с двумя внучками уехала на дачу в Синявино. Когда мы уже собирались возвращаться домой, то дверь не стали запирать, а просто убрали лестницу под крышу времянки. Дашенька подумала, что в комнате, которая закрыта лестницей, осталась её сестрёнка. Она дёрнула за ручку двери — и лестница упала прямо ей на руку.

Я услышала крик, прибежала — а рука у ребёнка вся синяя и вспухла! Я очень испугалась, но вдруг вспомнила: «Раз рука — надо маслицем от «Троеручицы» помазать!». И я сначала опустила Дашеньке руку в холодную воду, а потом помазала освящённым маслом, которое лежало у меня в сумке.

Дошли мы с внучкой до ворот. «Дашенька, болит рука?» — спрашиваю. «Нет, не болит». Через двадцать минут добрались до автобуса. «Болит, Дашенька?» «Не болит!».

Когда мы приехали в Петербург, невестка повезла нас в травму. Там посмотрели — ни-че-го, никакого перелома! И ручка совсем не болит. А лестница ведь упала большая, метра три, и ребенок такой маленький. хрупкая пятилетняя девочка!

Потом я рассказала об этом своей коллеге, и знаете, что оказалось? Именно в тот день был праздник иконы Божией Матери «Троеручица»! Теперь я всё время прихожу к этой иконе и заказываю благодарственные молебны. Даю Вам честное слово: это — настоящее чудо!

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Есть Предание Церкви, а есть народные предания, которые так или иначе проникают в церковную ограду. Для земной церковной жизни, несущей на себе отпечаток нашего несовершенства, это привычное явление.

Обычно Церковь справляется с этими преданиями, некоторые отвергает, некоторые воцерковляет, поскольку даже вымышленные события могут нести в себе назидательный смысл и тем самым являть некую высшую истину. Но некоторые противоречащие церковному учению народные предания время от времени всплывают, несмотря ни на что.

Икона Троеручица

В данном случае мы поговорим о «трехрукой» версии известной богородичной иконы «Троеручица».

Встретив такое вот изображение, неискушенный зритель испытывает известное удивление.

Храм иконы Божией Матери Троеручица на; Каширском шоссе

Троеручица, деревенская икона XIX века

Ведь на иконе у Богородицы три руки! Что бы это значило? И здесь есть два варианта – полезть в специальную литературу или выдумать свою собственную версию, более или менее заковыристую, в зависимости от фантазии. Приходилось, например, сталкиваться с ситуацией, когда люди, склонные к оккультизму и «мудрости востока», немедленно проводили параллель с многорукими восточными божествами. И это объяснение звучат не более и не менее нелепо, чем «три руки символизируют Св. Троицу».

Но если мы сравним это изображение с оригиналом, хранящимся в афонском монастыре Хиландар, то увидим существенное различие: «третья» рука не написана на иконе, но изготовлена из металла и наложена на поверхность образа.

Храм иконы Божией Матери Троеручица на; Каширском шоссе

Троеручица, монастырь Хиландар, Афон

Икона Божией Матери «Троеручица» и её значение

Церковное предание связывает эту накладку с житием великого святого Иоанна Дамаскина.

Преподобный Иоанн Дамаскин (Дамасский), жил в VII-VIII веках в завоеванной арабами Сирии и по происхождению был сирийцем. Мирское имя его было Мансур ибн Сержун. Он происходил из довольно знатного рода и служил в налоговой администрации арабского халифата (позднее предание называло его чуть ли не визирем). Позднее Мансур удалился в монастырь и стал известен как богослов и гимнограф. Предание, зафиксированное в IX веке, передает следующую историю.

Храм иконы Божией Матери Троеручица на; Каширском шоссе

Прп. Иоанн Дамаскин, икона работы архимандрита Зинона

Агиограф рассказывает, что, будучи сыном крупного чиновника, Иоанн Дамаскин после его смерти унаследовал его должность при дворе халифа и даже поднялся выше, став первым советником халифа — хотя и против собственной воли, поскольку склонялся к уединенной иноческой жизни.

Когда в Византийской империи при императоре Льве III начались гонения на иконы, Иоанн Дамаскин составил послание против ереси иконоборцев, которое быстро распространилось по христианскому миру.

Разгневанный император Лев решил оклеветать Иоанна перед халифом. По его приказу придворные писцы написали письмо от имени Дамаскина, подделав его почерк, в котором он якобы призывал императора напасть на Дамаск, в то время как между халифатом и Византией действовал мирный договор. Лживое письмо Лев III переслал халифу вместе с заверениями в неукоснительном следовании мирному договору. Халиф поверил, разгневался на своего министра и приказал отрубить ему руку, якобы писавшую «предательское письмо», и повесить ее в Дамаске на рынке на всеобщее обозрение.

Оклеветанный Иоанн упросил халифа отдать ему руку. После его долгой молитвы перед иконой Богородицы рука приросла. Увидев такое несомненное чудо, халиф признал непорочность святого Иоанна и согласился отпустить его в монастырь, о чем тот неустанно просил. В память этого чудесного исцеления Иоанн Дамаскин изготовил из серебра модель своей руки и в благодарность приложил к иконе, через которую молитвами Богородицы и был исцелен.

Так гласит предание. И икона, называемая «Троеручицей», которая хранится в Хиландарском афонском монастыре, считается именно той самой, перед которой молился святой Иоанн.

Можно сказать, что и предание, и связь преподобного Иоанна с афонской иконой — вещь не бесспорная. У историков и искусствоведов здесь найдутся свои аргументы. Например, можно отметить, что афонская «Троеручица» никак не относится ко времени прп. Иоанна. Однако, по сути здесь нет противоречия.

За всю христианскую историю зафиксировано множество чудесных исцелений по молитве перед той или иной иконой. И до сих пор в разных уголках христианского мира существует обычай в знак благодарности подвешивать к иконе миниатюру в виде исцеленного органа. Обычай, конечно, не бесспорный, тем более, что точно такой же существовал в античном язычестве. И всё же, это многое объясняет.

Списки с чудотворной хиландарской иконы множились и распространялись. Но копирование не всегда гарантировало качественное исполнение. И вот, спустя какое-то время появились списки, на которых серебряная накладная рука стала изображаться как живая. А далее не особо думающий богомаз обернул эту руку в богородичный мофорий. И этот вариант также бездумно распространился во множестве копий.

Храм иконы Божией Матери Троеручица на; Каширском шоссе

Троеручица, современная икона

Церковь пыталась бороться с таким нарушением канона, Синод издавал указы, но привычку и суеверие трудно искоренить. И даже сейчас, когда издано столько книг по христианской иконографии, бездумные богомазы продолжают тиражировать бессмысленную третью руку. Но радует, что на фоне этих поделок встречаются и прекрасные образцы современной иконописи.

Храм иконы Божией Матери Троеручица на; Каширском шоссе

Троеручица, икона из Свято-Троицкого Ионинского монастыря. Киев

Вы прочитали статью Зачем Богородице третья рука? | Икона «Троеручица». Читайте также:

  • Иоанн Дамаскин

Храм иконы Божией Матери Троеручица на; Каширском шоссе

Храм-часовня иконы Божией Матери «Троеручица» в Орехове-Борисове — деревянный православный храм-часовня в Москве, расположенный недалеко от станции метро «Домодедовская». Настоятель — епископ Савва (Волков) [1]

Содержание

История

В 2000 году группа местных жителей выступила с инициативой строительства церкви. Ими была создана православная община. В 2002 году начались работы по возведению деревянного храма иконы Божией Матери «Троеручица». В 2004 году состоялось освящение храма, позднее на храме был установлен главный купол с крестом [2] . В 2005 году в храме был устроен приставной придел Иоанна Дамаскина [3] .

Позднее на территории комплекса планируется построить большой пятиглавый каменный храм [2] с колокольней, а также дом священника, дом причта, воскресную школу, трапезную, водосвятную часовню, церковную лавку и Святые врата.

Интерьер

В храме находится деревянный резной иконостас, изготовленный в греческом городе Салоники. Святыни храма — икона Божией Матери «Троеручица», икона преподобного Иоанна Дамаскина, икона великомученика Пантелеимона и ковчег с частицами его мощей [2] .

Отличительная черта этой Богородичной иконы – кисть руки в нижней части, как бы еще одна рука Богородицы. Но обычно она не написана красками, а сделана из металла.

Две версии возникновения образа Божией Матери

Храм иконы Божией Матери Троеручица на; Каширском шоссе

Иконография: Троеручица (Дамаскинская икона Божией Матери) Датировки: XIX в. Иконописная школа или художественный центр: Россия. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 35,4 см, ширина 31 см. Поясное изображение Богоматери, держащей Младенца. Серебряное изваяние руки, приложенное Иоанном Дамаскином, который в молитве у иконы Богоматери исцелил свою отрубленную руку, представлено на иконе как третья рука Богоматери. Инв. № Ж-1225. © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Существует две основные версии появления « Троеручицы ». Первая из них возводит это событие к VIII в., вторая – почти на 600 лет позже.

Значение третьей руки: исцелительница святого Иоанна

Был при дворе Дамасского халифа министр, пользовавшийся особым расположением правителя. Звали его Иоанн Мансур. Христианин, не скрывавший своей веры, он, однако, умел расположить к себе правителя благодаря честности, неподкупности, и, конечно, государственным талантам. За пределами же Сирии Иоанна знали больше как Дамаскина, как именовали его по родному городу – философа, богослова, яркого полемиста.

Против ереси

С 726 г. сердце христианского мира, Византийскую империю, сотрясала иконоборческая ересь. Лев III Исавр решил запретить почитание образов Христа и угодников Божиих. Иоанн, хоть не подданный Византии, близко к сердцу принял происходящее. Увещевая царя, он написал ему три послания. Современные богословы предполагают, что это были «Три защитительных слова против порицающих святые иконы». Такого Лев потерпеть не мог.

Министр-«предатель»

Однажды халифу передали послание царя . В нем византиец «по-дружески» предупреждал о кознях, которые пытается строить уважаемый им Иоанн Мансур: он, якобы, собирается предать Дамаск войскам Византии. Прилагал царь и письмо, действительно написанное почерком, похожим на Иоаннов.

Не поверить было сложно. П равитель веле л отрубить предателю правую кисть. По существующему на Востоке обычаю, ее вывесили на торговой площади как позор виновному.

Лишь к вечеру Иоанну удалось упросить халифа хотя бы отдать ему отсеченную руку . Свою скорбь болящий излил в молит в е перед образом Богородицы. Плача от непроходящей боли, он заснул. После Иоанн рассказывал, как явилась ему Пречистая, свидетельствуя невинность страдальца , обещала выздоровление. Пробудившись, святой увидел, что рука совершенно цела. В знамение чуда остался лишь небольшой красноватый шрам.

Явное знамение вразумило халифа. Он смиренно просил прощения у оклеветанного, об ещая прежнюю должность. Но чудо Богородицы перевернуло жизнь Иоанна , смыслом которой стало отныне служение Господу. Оставив мир, он ушел в Палестину к прп. Савве Освященному и принял монашество. В его обители он прожил иноком около 50 лет, до кончины

К образу, перед которым молился святой, Иоанн приложил вылитую из серебра руку, как знак совершившегося над ним. Так возникло почитание иконы , называемой «Троеручицей», а также «Дамаскинской».

Судьба святыни

Судя по всему, Иоанн взял ее с собой в монастырь прп. Саввы . По кончине Дамаскина образ остался в обители.

Иноки-савваиты хранили великую святыню до XIII в., когда они подарили ег о Сербскому архиепископу Савве во время паломничества его по Палестине . О дальнейшей судьбе образа существуют различные версии:

  • свт. Савва сразу передал его основанному им Афонскому монастырю Хиландар;
  • икона пребывала в Сербии до XIV в., когда, спасая от поруган ия турецкими завоевателями, ее передают на Афон;
  • в XIV в. король Стефан Урош взял образ в военный поход; привязанная к спине осла, святыня ехала перед войском; вдруг осел вместе с ней исчез; позже его обнаружили перед вратами Хиландара.

Полезные материалы

Игуменья

Сами хиландарские иноки рассказы в ают другую историю. Согласно ей , афонский иконописец XIV в. несколько раз писал Одигитрию, но всякий раз на изображении появлялась третья рука. Наконец, явление Самой Богоматери уверило его, что руку нужно оставить «чудотворения ради, а не по естеству».

Вскоре необычная икона прославилась чудом: прекращением смуты в обители.

Особенности иконографии

Храм иконы Божией Матери Троеручица на; Каширском шоссе

Иконография: Троеручица (Дамаскинская икона Божией Матери) Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 35 см, ширина 30 см. Поясное изображение Богоматери, держащей Младенца. На иконе изображено серебряное изваяние руки, приложенное Иоанном Дамаскином, который в молитве у иконы Богоматери исцелил свою отрубленную руку. На полях помещены фигуры ангела и святых Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова. © Самарский областной художественный музей.

Находящая ся в Хиландаре чудотворная святыня – так называемая «Одигитрия», или путеводительница , имеет ряд особенностей в сравнении с другими подобными:

  • Матерь Божия сидит совершенно прямо, Её глава лишь слегка наклонена к Христу;
  • Младенец на правой руке Богородицы внимательно смотрит на Мать, но не приникает к Ней.

Христос и Богородица точно ведут безмолвную беседу о будущих страданиях Сына Божия, предчувствуя их духом.

Хиландарская икона достаточно большая, 94х67 см. Считается , что в древности икона была так называемой «выносной», то есть предназначенной для крестных ходов . Такие образы часто имели изображение на обеих сторонах. Не исключение и эта святыня . Н а ее оборот е – изображение свт. Николая Мирликийского.

Современными исследованиями установлено, что оклад образа появился около XIX в. При этом серебряная рука первоначально находилась не под десницей Пречистой, а с левой стороны. У ученых нет единого мнения о том, является ли Хиландарская первообразом VIII в., или списком с него. Многие сербские историки датируют эту святыню XIV в., что, впрочем, не подвергает сомнению ее чудотворность.

Издревле существовали копии , иконогр афия которых могла отличаться оригинала .

Лишь за пределами византийских земель, в мусульман­ском Дамаске, православные не были стеснены в почи­тании икон. Причина была в том, что первым минист­ром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Цер­ковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным зна­комым в Византии Иоанн переправлял письма, в кото­рых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдох­новенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписыва­лись, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой.

Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непо­бедимого защитника Православия, решил коварно извес­ти Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охра­няется сарацинами небрежно и византийское войско мо­жет без труда им овладеть, в чем обещалась и всячес­кая помощь со стороны первого министра.

Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.

Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней предан­ной службе своего министра, повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки. Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.

Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее – от незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, что­бы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть дес­ницы. Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием.

Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил от­сеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в за­щиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы.

В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилеж­но этой рукой».

Пробудившись, Иоанн Дамаскин излил свою благодар­ность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь…». Весть о чу­де быстро разнеслась по всему городу. Устыженный ха­лиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение одно­му Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспослав­шую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, от­литое из серебра.

С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».

Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому. При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драго­ценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место ос­тановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.

Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение. И тогда Матерь Божия, явившись одно­му затворнику, объявила, что отныне Сама будет игу­мений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алта­ре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.

Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко ви­дели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук.

Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь

Икона Божией Матери «Троеручица»

История этого чудотворного образа тесно связана с судьбой защитника Православия и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина. В 717 году император Лев Исаврянин, вступив на византийский престол, начал гонения на почитателей икон. Святой Иоанн жил в то время в столице Сирии Дамаске и занимал должность советника халифа. Своим многочисленным знакомым в Византии он писал письма, обличающие ересь иконоборчества, ссылаясь на тексты Священного Писания.

Мудрые письма преподобного Иоанна привели в ярость Льва Исаврянина, но поскольку автор посланий находился вне досягаемости императора, то он решил прибегнуть к клевете. По приказу императора от имени Иоанна Дамаскина было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр якобы предлагал Льву Исаврянину свою помощь в завоевании сирийской столицы. Затем это письмо было отправлено дамасскому халифу. Разгневанный правитель приказал немедленно отстранить министра от должности, отрубить ему кисть правой руки и в знак устрашения вывесить её на городской площади.

Вечером преподобный Иоанн через друзей направил к князю просьбу: «Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет мне отдана». Правитель сжалился над страдальцем и повелел возвратить ему отсечённую кисть руки. Преподобный затворился в своей келье и долго со слезами молился перед иконою Божией Матери об исцелении. Наутро, проснувшись, святой Иоанн ощупал руку и увидел её целой и невредимой с небольшим рубцом на месте отсечения. Вскоре преподобный удалился в монастырь Саввы Освященного и принял там монашеский постриг. В благодарность об исцелении преподобный приделал к нижней части иконы изображение руки из серебра, откуда и имя иконы – «Троеручица».

Храм иконы Божией Матери Троеручица на; Каширском шоссе

Образ Божией Матери «Троеручица». Екатеринбург. В XIII веке икону Божией Матери «Троеручица» преподнесли в дар святителю Савве Сербскому, который перенёс её на свою родину. Во время турецкого нашествия на Сербию, во избежание надругательства над святыней, хранители иконы положили ее на осла и пустили животное на волю Божию. Со своей чудной ношей осёл беспрепятственно дошёл до Афонского монастыря Хиландар, где святыня была с благоговением принята братией.

Вскоре в монастыре не стало игумена, и насельники обители приступили к выбору нового наставника, но никак не могли придти к единому решению. Но однажды, придя утром на службу, все неожиданно увидели на игуменском месте икону Божией Матери «Троеручица». Образ унесли на своё обычное место, но на следующий день он вновь появился на игуменском месте. Решив испытать это необыкновенное явление, монахи запечатали дверь храма, но утром, сняв печати с двери, они вновь увидели икону на игуменском месте.

В эту же ночь одному монастырскому затворнику явилась Божия Матерь и сказала, что Сама благоволит управлять обителью. С тех пор в Хилендарском монастыре нет должности игумена, а иноки для получения благословения на те или иные монастырские послушания прикладываются к руке Пресвятой Богородицы.

В Россию первый список иконы «Троеручица» был принесён в 1661 году и был установлен патриархом Никоном в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. В настоящее время в собрании музея «Новый Иерусалим» хранится список, сделанный с той иконы в 1854 году, сам же образ пропал. В Москве находятся ещё несколько древних списков иконы: один – в Успенском храме Болгарского подворья, другой – в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря.

«Троеручица» получила широкое почитание в России с 17 века, когда с Афона были принесены ее списки (один из них — патриарху Никону для Новоиерусалимского Воскресенского монастыря). Имеется ряд местночтимых русских списков «Троеручицы», на которых серебряная рука изображена красками как третья рука Богоматери.

Ссылка на основную публикацию