Храм грузинской божьей матери

Храм Святого Великомученика
Георгия Победоносца
в Грузинах
Подворье Патриарха Московского и всея Руси

Cлово настоятеля

«Вера есть, – говорит апостол Павел, – осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11, 1).
Этой верой не только побеждаются царства и заграждаются уста львов, этой верой обличается Невидимое и возвращаются к жизни порушенные святыни.»

В храме действует детская воскресная школа. Грузины в Москве чтят обычаи и хотят, чтобы их дети не забыли традиции предков, поэтому в школе преподают грузинский язык и историю Грузии.
Во время литургии можно послушать многоголосное грузинское пение церковного хора.

Мы считаем, что нужно действовать активно, чтобы привлечь внимание общественности к острым социальным проблемам наших дней. Присоединяйтесь к нам, чтобы помочь нам в стремлении сделать жизнь лучше.

В 1710-1714 годах в селе Якшино на средства Г.А. Волконского был построен каменный храм в честь Грузинской иконы Божией Матери, который представлял собой постройку типа восьмерик на четверике с боковыми Покровским и Никольским приделами и шатровой колокольней.

В конце 1930-х годов храм был закрыт.

Весной 1953 года Соломатин, председатель колхоза имени Крупской, самовольно завалил колокольню на местное кладбище, испортив при этом часть захоронений. За порчу могил на председателя пошли жалобы в исполком. На заседании исполкома Лопасненского райсовета от 30 мая 1953 года было решено объявить Соломатину выговор и обязать его разрушить храм во избежание несчастных случаев. Тогда же храм был взорван. Из кирпича взорванного храма неподалеку была построена овчарня. Само же место храма было забыто и вскоре заросло деревьями и кустарником.

Возрождение храма

В конце 1980-х историей храма заинтересовался поселившийся неподалеку меценат О.А. Стрекалов, ставший первым ктитором и старостой возрождаемой святыни. При помощи жителя села Ходаево, некогда участвовавшего в разрушении Якшинского храма, он нашел место, где располагалась церковь, расчистил его, и вместе они установили здесь поклонный крест.

В 1998 году началось строительство храма. По архивным документам был воссоздан облик древней святыни. На старом, во многом уцелевшем фундаменте, началось строительство храма из кирпича уже разобранной овчарни. Храм строился на средства О.А. Стрекалова.

К 2004 году были выведены стены и своды храма, поставлены купола с крестами. 4 сентября этого же года в храме была отслужена первая Божественная литургия. Интерьеры расписаны художниками А.Н. Маскалионовым и Анной Викторовной Ильиной.

В 2008 году на звонницу были воздвигнуты новые колокола, а к 2009 году установлены резные золоченые иконостасы и написаны иконы для них изографом Павлом Пелевиным. Реставраторы во главе с М.И. Кравченко заново создали внешний вид храма: стены окрашены в праздничном московском стиле конца XVII — начала XVIII веков, а купола засияли позолотой.

19 сентября 2009 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) совершил чин великого освящения храма в честь Грузинской иконы Божией Матери.

В Останкинском пруду отражаются телебашня – тонкая, как бесконечная иголка, и старинная церковь Живоначальной Троицы, построенная в конце XVII века князем Михаилом Черкасским. В ее истории тесно переплетаются прошлое и настоящее. И сегодня у москвичей есть удивительная возможность молиться перед иконами, которые сохранились до наших дней. В храме все подлинное, первозданное. Но некоторые чтимые святыни появились совсем недавно. У них особая история.

Центральный престол

Освящен 3 июня 1692 года, этим же годом датируется иконостас. Справа от Царских врат находится образ Спасителя – Воскресение Христово, а за ним – Ветхозаветная Троица. Слева от врат – Черниговский образ Богоматери с Младенцем (на меди). Эта икона является одним из списков одноименного чудотворного образа, написанного иноком Черниговского Ильинского монастыря Геннадием в 1658 году.

Храм грузинской божьей матери

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери передана храму из Останкинского музея творчества крепостных. По свидетельству прихожан, молитва перед этим старинным образом дарует исцеления от болезней и скорую помощь.

Феодоровская икона Божией Матери сделана по образцу одноименной иконы из Ипатьевского монастыря. В 2012 году на Дмитровскую родительскую субботу Останкинская икона была приложена в Костроме к чудотворной иконе – своему первообразу, а по возвращении торжественно установлена в позолоченный резной деревянный киот.

Ковчег с мощами собирался на протяжении всей новейшей истории храма. Особое место в нем занимают частицы мощей Оптинских старцев.

Храм грузинской божьей матери

Феодоровская икона Божией Матери

Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша», как и некоторые другие почитаемые образы, написана по просьбе прихожан. Перед иконой регулярно читают акафисты.

Северный предел Тихвинской иконы Божией Матери

Освящен в 1683 году, был домашней церковью Черкасских и имел отдельный вход через северное крыльцо.
Икона святых Царственных Страстотерпцев установлена в храме в августе 2000 года. Написанию иконы предшествовали два случая из жизни прихожан. «Царская семья помогает при нападении преступников, – рассказывает игумен Феофилакт (Безукладников), наместник Иерусалимского ставропигиального монастыря, в прошлом настоятель этого храма. – К одной прихожанке ночью рвались вооруженные бандиты. Милиция не приезжала, и была угроза, что погибнет вся семья. Тогда она стала молиться царской семье и, по милости Божией, осталась невредимой. Второй случай произошел в служебном офисе в середине 1990-х годов. Находившейся там организации угрожали преступные группировки. Царская семья тогда еще не была прославлена, но в офисе висела ее фотография, перед ней руководитель и сотрудники стали молиться. И произошло чудо. Удалось сохранить компанию, а, главное, жизнь всех сотрудников. Они пришли в наш храм и рассказали об этом случае. То, что царская семья помогает в подобных трудных случаях – не случайно и глубоко промыслительно. Ведь они сами пострадали от бандитов, были объявлены вне закона, свергнуты, арестованы и расстреляны… Прошли до конца путь страстотерпцев».

Южный предел святого Александра Свирского

Освящен в 1691 году.
Икона Грузинской Божьей Матери двусторонняя, на второй стороне изображены три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

Храм грузинской божьей матери

Икона
Грузинской Божией Матери
находится в Останкинском
храме с 1990-х годов. Появилась
в церкви чудесным образом

Эта икона когда-то принадлежала княжне рода Марджанишвили, настоятельнице трех монастырей, схиигумении Фамари. Спустя десятилетия хранителем иконы стал друг семьи – Яков Немсцверидзе. В начале 1990-х годов ему снится сон, в котором Богородица с иконы просит: «Отнеси меня в Останкинскую церковь для покоя». В это время открылся храм Грузинской Православной Церкви на Большой Грузинской улице, и Яков решил отнести икону туда. Трижды собирался, и каждый раз в последний момент возникали препятствия. Одновременно на иконе стала осыпаться и отслаиваться краска. После этого он смирился и, прислушавшись к сказанному, поехал в Останкинский храм. О своем решении никому не говорил, но когда поднялся по лестнице и вошел в церковь, там его встретила незнакомая женщина, которая спросила: «Вы принесли Образ Грузинской Божией Матери? Мне сегодня было видение, что икона пожалует к нам в храм». Еще одно чудо произошло, когда над иконой работал реставратор. Краски сами собой стали двигаться и встали на полагавшиеся места. В 1996 году икона Грузинской Божией Матери благоухала. Оказалось, что именно в это время в Грузии, после долгих лет забвения, открылся Бодбийский женский монастырь, где матушка Фамарь приняла постриг и затем стала игуменьей.

Перед чудотворным образом регулярно читают акафисты и совершают моления.

Икона всех святых в земле Российской просиявших была написана и установлена в августе 2000 года по просьбе прихожан.
Икона Святой равноапостольной царицы Елены написана в 2004 году, когда скончалась прихожанка Елена Воропаева. Ее супруг заказал эту икону.

Икона Святой благоверной княгини Анны Кашинской с частицей мощей также находится в пределе Александра Свирского. Ее передал в девяностых годах заместитель главы останкинского района. Частицу мощей для этого образа благословил выделить архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. «Для нас это были большие вехи, – рассказывает игумен Феофилакт. – Разительные, добрые, благодатные перемены в жизни нашей страны. Не смотря на трудности, появлялось и хорошее. История этого образа – тому пример: икону в храм принес большой чиновник, замглавы управы Останкинского района».

Уникальный иконостас Троицкой церкви:
• Во всей России всего три таких высоких иконостаса, как этот – с десятью чинами.
• В тумбах под иконами местного ряда были помещены образы «еллинских мудрецов», которые святыми никогда не почитались. Иконография этих изображений восходит к западной традиции, согласно которой античные философы считались стихийными христианами.

За помощь в подготовке материала редакция благодарит игумена Феофилакта (Безукладникова), наместника Иерусалимского ставропигиального монастыря, в прошлом настоятеля храма Живоначальной Троицы в Останкине, и священника Кирилла Шевцова, и.о. благочинного храма.

Храм грузинской божьей матери

История московского храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах (Патриаршего подворья) насчитывает более двух с половиной столетий. Новейшая история этого Божьего дома начинается с 1992 года, когда состоялась передача части храма грузинской общине Москвы.

В то время настоятелем храма был протоиерей Димитрий Самадбегишвили, который для того, чтобы канонически соответствовать своему назначению, перешел из Грузинской Православной Церкви в Русскую. В эти трудные для всех стран бывшего СССР годы, отец Димитрий вынужденно оставил свой пост. Грузинский храм принял приход храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне под свое крыло, где тогда находилась единственная сохранившаяся из грузинского храма Москвы икона святого Георгия. Эту икону прихожане унесли перед закрытием храма в 1930 году. Настоятель протоиерей Николай Ситников попросил себе помощника, которым стал тогда еще молодой священник Федор Кречетов. В то же время было решено найти священника для окормления грузинской паствы. На это служение был назначен клирик Литовской епархии РПЦ священник Иосиф Зетеишвили. В связи с тем, что отцу Иосифу было трудно совмещать так далеко друг от друга расположенные приходы, то принято было решение, что при храме будет прикомандирован клирик Грузинской Православной Церкви. Первым таким клириком стал протоиерей Давид Саладзе, который находился в это время в Москве в связи с лечением своего ребенка.

Следующим клириком, прикомандированным к подворью, стал протоиерей Михаил Кондакишвили. В 2000 году произошло знаменательное событие передачи иконы Святого Георгия в грузинский храм Москвы, и после этого состоялся молебен двух Патриархов — Грузинского Илии II и Московского Алексия II.

Затем прикомандированным клириком стал игумен Шио (Муджири), который в это время учился в богословском институте. После посвящения игумена Шио в архиерейский сан — прикомандированным клириком стал протоиерей Максим Чантуриа, который в свое время учился в академии. 20 февраля 2006 года скончался настоятель храма протоиерей Николай Ситников. Соответственно, храм возглавил его тогдашний помощник, являющийся ныне настоятелем — протоиерей Федор Кречетов.

В 2009 году протоиерея Максима Чантуриа сменил архимандрит Вахтанг (Липартелиани). За это время храм был отштукатурен, расписан молодым грузинским художником Лашей Кинцурашвили, было написано множество новых икон: икона Святой Троицы, икона Всех Святых Грузии, икона апостолов и другие.

Трудами грузинской паствы была проведена масштабная реставрация храма: заменены окна и кровля на крыше храма, отремонтирован алтарь, заменена отопительная система, отстроена новая трапезная и воскресная школа, организована церковная лавка с продажей церковной утвари и кулинарных изделий грузинской кухни. На сегодняшний день именно эта церковная лавка является важным материальным источником, поддерживающим жизнь храма.

1 апреля 2015 года состоялось знаменательное событие в жизни грузинской общины — все еще занимавший основную часть здания храма техникум имени Красина окончательно освободил помещение, и оно было передано Патриаршему подворью.

«Перспектива использования новой части здания — это восстановление там богослужения, — поделился отец Федор. — Для этого необходимо провести масштабные реставрационные работы. К сожалению, это весьма затратное мероприятие, а храм не имеет существенного источника финансирования. Поскольку наш храм является памятником архитектуры, то необходимо провести исследование, по итогам которого разработать проект реставрации, согласовать его с экспертами и соответствующими инстанциями и приступить к его реализации».

На сегодняшний день в храме великомученика Георгия Победоносца в Грузинах служат: настоятель протоиерей Федор Кречетов; клирик Грузинской Православной Церкви архимандрит Мириан (Шенгелия), который сменил архимандрита Вахтанга, ставшего епископом Никорцминдским; иерей Мирон (Кантеладзе). Также все эти годы грузинскому приходу оказывает посильную помощь внештатный клирик протоиерей Романоз Зарнадзе. При храме существуют воскресная школа, где обучаются примерно 30 детей; проводится обучение церковному пению и игре на грузинских национальных инструментах. Также при Подворье существует Молодежное движение, члены которого ежемесячно собираются на библейские чтения и регулярно принимают участие в субботниках на территории церкви.

Подворье имеет связи с скитом, который возглавляла игуменья Тамара Марджанишвили (матушка Фамарь), храмом Казанской Иконы Божьей Матери в деревне Пучково, Иверской Иконы Божьей Матери при общеобразовательном учреждении № 1331 «Молодая Иверия» и др.

Текст: Андро Иванов

О сайте

Сайт kartvelebi.ru — интернет-представительство Федеральной Грузинской национально-культурной автономии в России, освещает события из жизни автономии и знакомит посетителей с грузинской диаспорой России, новостями, связанными с Грузией и грузино-российскими отношениями.

Церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца – одна из неприметных достопримечательностей Москвы. Ее обходят стороной экскурсионные туры по столице. Даже не все коренные жители города знают, где в Москве находится грузинская церковь. Тем не менее она существует. И это не просто храм, каковых в Москве множество. Это настоящий маленький уголок Грузии.

Кроме того, церковь имеет очень интересную историю. Да и интерьеры ее, как и внешний вид, стоят того, чтобы посетить этот храм. А если вы – человек верующий, то вам будет небезынтересно узнать, что церковь имеет статус патриаршего подворья, которое связано христианскими узами с Серафимо-Знаменским скитом, собором Казанской Иконы Богоматери в деревне Пучково и часовней Девы Марии Иверской.

Храм грузинской божьей матери

Грузинская церковь в Москве: адрес, как добраться

Находится этот храм в центральной части российской столицы, на Пресне. Точный адрес церкви — улица Большая Грузинская, дом 13. Как видим, дух Иберии присутствует в названии мест. Здесь есть еще улицы Малая Грузинская и Грузинский Вал. А также одноименные переулок и площадь. Почему такое обилие грузинских улиц? Об этом мы расскажем ниже. А пока что внесем ясность: многие думают, что находится грузинская церковь в Москве на Малой Грузинской улице. Но это не так. Просто на Малой Грузинской расположен эффектный с виду Римско-католический храм Непорочного Зачатия Девы Марии. Он построен в стиле неоготики и кажется уголком Западной Европы в центре российской столицы, вводя в заблуждение некоторых граждан.

Теперь вернемся к грузинской церкви Георгия-Победоносца. Добраться до нее чрезвычайно легко. Можно выйти из метро на станции «Баррикадной» и оттуда двигаться пешком или подъехать на троллейбусе № 66. Еще более простой вариант пути к храму – от ст. метро «Краснопресненская». Идти минут десять, постоянно двигаясь вдоль ограды зоопарка.

Храм грузинской божьей матери

Исторические факты

Теперь пришло время разобраться в причине столь часто встречающихся грузинских наименований улиц в этом районе. Для этого нам необходимо совершить маленький исторический экскурс. В первой четверти восемнадцатого века на Грузию напала Турция. Царь, Вахтанг Леванович Шестой, в 1725 году приехал в Москву просить заступничества у Императора России Петра II. Прибыл грузинский монарх не один. Его сопровождали не только сыновья Бакар и Георгий, но и многочисленная свита. В 1729 году Петр II пожаловал Вахтангу Левановичу государев двор, который находился на речке Пресне. Потом на месте дворца грузинского царя построил дом купец В. Горбунов. В этом особняке в 70-х годах ХХ века располагалось посольство ФРГ. Сейчас в доме находится мастерская Зураба Церетели.

Ну, а свита грузинского царя селилась неподалеку от своего государя. Так, за несколько лет в Москве образовалась довольно многочисленная диаспора. Настолько большая, что весь этот район на Пресне стал называться просто – «Грузины». Именно поэтому и памятник Шота Руставели был установлен здесь, в Георгиевском сквере. Но грузинская церковь в Москве появилась, конечно, намного раньше, чем монумент поэту двенадцатого столетия.

Храм грузинской божьей матери

История храма

Диаспора из Иберии нуждалась в месте для отправления культа. Деньги на строительство храма выделил сын Вахтанга, царевич Георгий. Место в слободе под сакральное сооружение было выбрано не случайно. Ведь там уже ранее стояла православная церквушка, посвященная евангелисту Иоанну. Но храм этот сгорел. И на его месте грузинская община возвела новую деревянную церковь. Уже в апреле 1750 года храм освятил грузинский архиепископ, живший в России, Иосиф. Церковь эта простояла почти тридцать лет. Но деревянные сооружения слишком часто становятся жертвой огня. Не обошла эта судьба и «Храм на Грузинах». Община решила отстроить его в камне.

Новая грузинская церковь в Москве стала возводиться с осени 1788 года, спустя девять лет после пожара. Ведь понадобилось писать челобитную митрополиту Русской Православной Церкви Платону (Левшину) для получения разрешения построить храм. В 1870 году была возведена колокольня.

Храм грузинской божьей матери

Новейшая история церкви

В конце XIX столетия (1895-1899 годах) грузинская церковь в Москве была полностью перестроена. Архитектор В. Сретенский увеличил храм в размерах и придал ему вид византийской базилики. Это новое строение органично примыкало к старой постройке с восточной стороны. С приходом советской власти для церкви настали трудные времена. В 1922 году из нее вынесли все более-менее ценное. Колокола были сняты, а библиотека расхищена.

В 1930 году храм и вовсе закрыли. Колокольня была разобрана, а церковное здание разделили межэтажными перекрытиями. Все это было сделано для того, чтобы вселить в культовое сооружение электромеханический техникум. Только в 1933 году старую часть вернули верующим. Было достигнуто соглашение Русской и Грузинской Православных Церквей о совместном использовании храма. В 2015 году техникум выселили и из новой части здания. Но многое из былого великолепия было утрачено.

Храм грузинской божьей матери

Церковь Святого Георгия в Москве

Грузинская община вложила и продолжает вкладывать немало средств, чтобы придать оскверненному зданию прежний вид. Сейчас идет полная реставрация старой части храма. Официально церковь Святого Георгия принадлежит РПЦ, Московскому патриархату. Но согласно договоренности, в ней проводит богослужения и священник Грузинской Православной Церкви. Также в храме есть трапезная и действует детская воскресная школа. Грузины в Москве чтят обычаи и хотят, чтобы их дети не забыли традиции предков. Поэтому в школе преподают и язык.

Стоит войти под эти своды, чтобы полюбоваться узорчатым аналоем и наиболее чтимой иконой Георгия Победоносца, находящейся в позолоченном киоте справа от алтаря. Изумляют красивые росписи интерьера. Фрески сделал известный художник Лаша Кинцурашвили, специально приехавший из Грузии. Они переливаются яркими красками.

Святыни храма

Службы проходят на церковно-славянском и грузинском языках. На фресках также изображены вселенские святые. Хорошо посещать храм во время литургии. Тогда можно послушать многоголосное грузинское пение церковного хора. В храме много икон. Это образа Господа Вседержителя, Пресвятой Богородицы, святого Георгия Победоносца. Грузинская церковь в Москве также содержит частички мощей святых Матрены Московской и Серафима Саровского.

О бывшей Грузинской слободе напоминает лишь московская топонимика (Большая Грузинская и Малая Грузинская улица, Грузинский вал, Грузинский переулок) и церковь Георгия Победоносца, что в Грузинах. Богослужения там ведут на грузинском языке.

Храм грузинской божьей матери

С XIV века этими землями владел князь Владимир Серпуховской. Затем они отошли Новинскому монастырю.

В XVII столетии здесь появилось дворцовое село Воскресенское, где царь Федор Алексеевич построил свою летнюю резиденцию. А в 1729 году село подарили грузинскому царю Вахтангу VI. При этом жившие здесь грузины получили большие привилегии. Так появилась Грузинская слобода.

В 1792-1799 годах в Грузинах построили церковь Георгия Победоносца. В 1870-1872 архитектор Н.Н. Васильев перестроил храм в стилистике ампир. Облик грузинской церкви изменился вновь, когда в 1895-1900 годах В.Е. Сретенский и А.П. Попов разобрали алтарь и пристроили с восточной стороны новый храм в русско-византийском стиле.

В советское время церковь Георгия Победоносца, что в Грузинах, закрыли. Старая ее часть потеряла верхние ярусы колокольни и окна. Сейчас в храме вновь идут богослужения.

Церковь в Грузинах выделяется необычными фресками и изображением креста Святой Нины. По легенде, она, отправляясь просвещать грузинский народ, связала две ветви лозы своими волосами. Так грузинский крест получил своеобразный изгиб.

Джвари — это монастырь VI века в честь святого креста, построенный на вершине горы над городом Мцхета. В переводе с грузинского Джвари означает «крест». На сегодняшний день территория храма является действующим мужским монастырем. Является олицетворением христианской веры на территории Грузии, а также уникальным примером архитектурного сооружения тогдашнего зодчества. У подножья горы на котором стоит Джвари, происходит слияние рек Куры и Арагви.

Храм грузинской божьей матери

История храма

У происхождения названия храма Джвари есть история. В начале IV века после принятия христианства, по велению грузинского царя Мириана III, на горе был построен крест. Он знаменовал отречение от язычества и принятие новой веры. Со временем к нему стали паломничать христиане со всего Кавказа. Во-второй половине IV века рядом с крестом правитель Гурам построил маленькую часовню. А уже его сын Стефаноз I вместе со своими братьями с помощью всей эриставской общины построили большой храм. Он был создан таким образом, что тот самый первоначально воздвигнутый деревянный крест оказался внутри. И на сегодняшний день в центре на каменной возвышенности стоит тот самый деревянный крест.

Храм грузинской божьей матери

Церковная история

Грузия приняла христианство в IV веке, по церковным летописям крестила страну святая Нино Каппадокийская. Она родилась в городе Каппадокии в конце III века, ее семья была из знатного рода. Мать Сусанна была сестрой патриарха Иерусалима. А отец Завулон являлся родственником самого Георгия Победоносца. Духовным воспитанием Святой занималась Нианфора, которая и поведала о солнечной стране Грузии. Рассказав что именно в Мцхете хранится одеяние Христа, которую сшила сама Богородица.

Воодушевлённая Нино решает посетить неизвестную страну, и просит благословение у Божьей Матери. Священные летописи описывают как Пресвятая Богородица явилась ей во сне и благословила на поход, вручив ей крест из виноградной лозы. Проснувшись святая обнаружила у себя в руках виноградную лозу. Перевязала её своими волосами и последовала в заветную Мцхету. Услышав о ней царь Мириан отнесся к ней негативно, однако после того как святая Нино исцелила его больную жену, он пропитался к ней любовью. В скором крестилось население Мцхеты, а на горе как знамя новой религии, был воздвигнут деревянный крест.

Храм грузинской божьей матери

Легенда о царе Мириане

Однажды царь Мириан охотился в лесу. Во время охоты неожиданно стемнело, и царя окутала кромешная тьма. Испугавшись он начинает молиться всем языческим богам которым он, и его народ поклонялись. Заметив что он окончательно сбился с пути, а тьма никуда не пропала, он промолвил «Раз мои боги не желают спасти меня, я помолюсь тому которого проповедует Нино». И стал Мириан молиться истинному богу, прося спасти его. Вдруг во тьму проникает свет и разгоняет ее. Царь открыв глаза видит, что тьма отступила, а небо вновь озарило светом. И принял после этого царь решение уверовать в бога о котором проповедовала святая Нино.

Храм грузинской божьей матери

Храм Джвари

Монастырь Джвари является крестовокупольным храмом в форме тетраконха. Освящен в честь Воздвижения Креста Господня. Внутренний экстерьер максимально аскетичен. В центре храма на каменном фундаменте возвышается большой деревянный крест. В левой стороне угол за упокой. Прямо купель для крещения. В правой части чудотворная икона Иверской Божьей Матери. Джвари является первым памятником Всемирного наследия в Грузии, был внесен в список в 1994 году.

Храм грузинской божьей матери

Вход во двор монастырь проходит по небольшому подъему. Сразу виднеется разрушенная часть арки, которая соединяется с внешней стеной. Поднявшись во внутренний двор, со стороны обрыва открывается вид на главную магистральную дорогу, слияние рек и на город. Вид открывающийся отсюда считается одним из самых живописных во всей Грузии. Поднимаясь ко входу с левой стороны выходит смотровая площадка на те же виды, что и первая. В правую сторону идет тропинка по которой встречается колокол, руины стены и третья смотровая площадка откуда выходит вид на реку Арагви и магистральную дорогу.

Храм грузинской божьей матери

Лермонтов и Джвари

В 1837 году из-за своего мятежного стихотворения «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтов был наказан и сослан на Кавказ. Так поэт и оказался в Грузии. Говорится у монастыря он познакомился с одним монахом который поведал мистическую историю об одном юноше. Поэт вдохновленный живописным видом и чудесным рассказом, в 1839 году написал романтическую поэму «Мцыри». В честь уважения и памяти великому поэту была установлена статуя Лермонтова у самого подножья горы храма.

Храм грузинской божьей матери

Посещение храма Джвари

Джвари является активно посещаемым местом как среди местных так и туристов со всего мира. Находится храм в получасе езды от Тбилиси, благодаря этому часто становится первой точкой посещения. В нем проходят ежедневные богослужения, обряды венчания и крещения. За порядком на территории следят служащие в нем монахи. Джвари это действующий монастырь, поэтому перед посещением стоит обратить внимание на внешний вид и наличие головного убора. Если получилось так что вы забыли или у вас нет головного убора, то внутри стоит корзина с платками для общего пользования.

Храм грузинской божьей матери

Как добраться

К сожаления нет общественного транспорта который прямо едет к храму Джвари. Но есть множество маршрутных такси проезжающих мимо. Вы можете добраться из Дидубе на маршрутке едящей в Мцхету, Степанцминду или Боржоми, попросив водителя остановить у горы на которой стоит храм. Но вам придется подниматься около часа вверх. Так-же можно заказать такси или арендовать машину.

Храм грузинской божьей матери

Грузия – страна с древнейшими православными традициями. А ее столица Тбилиси является средоточием самых величественных и поистине уникальных храмов. Одним из главнейших и самых посещаемых достопримечательностей города является Цминда Самеба – главный кафедральный собор Грузинской православной церкви.

Храм грузинской божьей матери

Собор Святой Троицы (Цминда Самеба) в Тбилиси

Собор Самеба или Собор Святой Троицы расположился на вершине холма святого Илии в одном из наиболее древних районов Тбилиси Авлабаре – он виден почти с каждой точки в центре города. Несмотря на то, что храм построен относительно недавно, он является главным собором грузинской православной церкви и поражает взор своим величием и красотой, сегодня его можно смело назвать одним из символов Тбилиси .

Одной из особенностей данного храма является подсветка – ночью он выглядит особенно удивительно и сказочно. Благодаря тому, что стоит на возвышении, с площадок открываются прекрасные виды на красоты города.

Храм грузинской божьей матери

История храма Самеба

В 2004 году, в день Святого Георгия храм освятил патриарх грузинской церкви Илия Второй – теперь тут располагается кафедра патриарха.

Как известно, Тбилиси находится в зоне сейсмической активности, и при проектировании собора этому факту уделили особенное внимание. По окончанию конкурса главным архитектором храма выбрали Арчила Миндиашвили. По документам высота храма Самеба составляет 101 метр, но фактически он еще на 40 метров уходит под землю. Цминда Самеба Грузии входит в топ три среди самых высоких православных храмов. К примеру, высота храма Христа Спасителя в Москве 103 метра, а Исакиевского собора в Петербурге тоже ровно 101 метр.

Считается, что храм Самеба воздвигли на пожертвования горожан, но бытует мнение, что меценатом строительства выступил бизнесмен Бидзина Иванишвили. Доподлинно узнать про финансирование уже не удастся.

Храм грузинской божьей матери

Внутри и снаружи храма

Несмотря на то, что Цминда Самеба – главный храм страны, его нельзя назвать помпезным или слишком официальным. Кстати, Самеба – очень популярное название, таких церквей и храмов в Грузии много. Например, в Батуми есть своя Самеба с красивым видом на город .

Росписи стен тбилисского собора еще продолжаются. Фрески выполнены разными художниками, пол собора из мрамора и украшен мозаикой. Внешние стены собора заслуживают отдельное внимание – особенно великолепно выполнена восточная стена храма.

Храм грузинской божьей матери

Храм грузинской божьей матери

Неподалеку от алтаря стоит огромная рукописная Библия и большой древний камень с надписью на грузинском, который считывается первым использованием грузинского алфавита из ныне найденных. Привлекает внимание и крест напротив алтаря, который с VI века стоял в храме Джвари близ Мцхеты . Некоторые верующие полагают, что именно этот крест Святая Нино воткнула в землю на горе над Мцхетой после крещения Грузии.

Желательно пройти и в Нижний Храм – спуститься по лестнице из Верхнего Храма или войти с улицы. Тут почти никогда нет людей, очень тихо и спокойно. Обязательно стоит рассмотреть два кенотафа (саркофага без тела) Теймураза II и Вахтанга VI. Два грузинских царя захоронены в Астрахани, но грузинская церковь надеется, что когда-нибудь их останки перевезут в этот храм.

Вокруг Цминда Самеба расположилось множество построек разного назначения, которые вместе образуют целый храмовый комплекс – он занимает территорию более пяти тысяч квадратных метров и может вместить до 15 тысяч верующих. Так на холме построили мужской монастырь, гостиницу для верующих, духовную академию и семинарию, звонницу и отдельную резиденцию для патриарха. Отдельно стоить упомянуть о колокольне и девяти часовнях, и только четыре можно увидеть сразу, остальные пять спрятались под землей.

Храм грузинской божьей матери

Примечательно, что все колокола собора изготовлены в Германии и снабжены как механическими, так и электронными режимами.

Можно погулять и отдохнуть в парке возле собора – в нем множество клумб с цветами, удобных лавочек и фонтанчиков с водой. Нашли место и для зооуголка – можно полюбоваться на павлинов и лебедей.

Интересная история связана с известным на весь город кафе «Lagidze water». В конце ХIХ века Митрофан Лагидзе стал продавать прохладительные напитки, в приготовлении которых использовал натуральные фрукты, ягоды и зелень. В советское время хачапурная «Воды Лагидзе» была одним из самых любимых мест местного населения. Но когда уже в наше время у них начались проблемы с арендой, патриарх Илия II приютил заведение на территории храмового комплекса. Теперь все желающие могут отведать хачапури с лимонадом прямо после посещения собора.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector