Возрождение русской православной церкви

Проекты Благотворительного фонда Иннотех XXI отражают основные направления деятельности Фонда. Главным Проектом фонда, то ради чего создавался фонд и что является стержневой деятельностью Фонда, является Реестр объектов церковной архитектуры Русской Православной церкви . Остальные Проекты являются его органичным продолжением и развитием.

Проработка Концепции. Формирование целей, задач, путей решения и планируемых результатов. Определения источников финансирования. Публичная презентация Проекта.

Формирование Благотворительных программ по Проекту с определением конкретных объектов, на которые направлена деятельность Программы с указанием стоимости и сроков исполнения работ.

Сформированные для получения финансирования Благотворительные программы или части Благотворительных программ, подходящие под цели и задачи источников финансирования (Фондов, Агентств, государственных и частных структур, физических лиц и т.д.) и их программ финансирования (грантов, субсидий, пожертвований).

Благотворительный проект Благотворительного фонда поддержки возрождения русской церковной архитектуры «Иннотех XXI» — Реестр объектов русской церковной архитектуры.

Возрождение русской православной церкви

Благотворительный проект Благотворительного фонда поддержки возрождения русской церковной архитектуры «Иннотех XXI» — Уникальные церкви России. Мультимедиа проект

Возрождение русской православной церкви

Благотворительный проект Благотворительного фонда поддержки возрождения русской церковной архитектуры «Иннотех XXI» — Восстановление храмов. Подготовка.

Возрождение русской православной церкви

Благотворительный проект Благотворительного фонда поддержки возрождения русской церковной архитектуры «Иннотех XXI» — Спаси и Сохрани. Исчезающие уникальные храмы России.

Каждый Проект является основой для Благотворительных программ Фонда.

Благотворительные программы — это комплекс мероприятий, утвержденных Советом Фонда и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям Фонда.
Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов, устанавливает этапы и сроки ее реализации.

Благотворительная программа Фонда Иннотех XXI по Проекту: «Реестр объектов церковной архитектуры» в Нижегородской митрополии.

Благотворительная программа Фонда Иннотех XXI по Проекту: «Реестр объектов церковной архитектуры» в Переславской епархии.

К началу 1990-х гг. Русская православная церковь представляла собой религиозное образование, находящееся в стадии постепенного возрождения. В 1988 г. на государственном уровне было отпраздновано 1000-летие крещения Руси, начинали восстанавливаться храмы, общее число епархий было доведено до 76, а постоянно действующих монастырей насчитывалось 18. После того как в середине 1980-х гг. Русская зарубежная православная церковь получила возможность осуществлять миссионерскую деятельность на территории России, часть приходов, относящихся по преимуществу к Московской епархии, признала над собой главенство зарубежной церкви. Это привело к возникновению в 1989 г. Русской православной свободной церкви, деятельность которой протекает в России, но под юрисдикцией Русской зарубежной православной церкви.

Бурный подъем религиозного самосознания в России начался в 1991 г., но связан он первоначально оказался с возвращением религиозного сознания как такового, а не с возрождением православия. Наряду с увеличением числа прихожан в православных храмах произошел численный рост приверженцев католицизма и протестантизма, чем не замедлили воспользоваться миссионеры этих религий. Большое количество людей, не находя достойной своим ожиданиям религии среди традиционных конфессий, обратились к различным сектам и культам, число которых в России за несколько лет увеличилось в геометрической прогрессии. Общественное мнение с готовностью признало, что всякая религия является положительным феноменом и что никто не смеет препятствовать неотъемлемому праву гражданина исповедовать любую из них и стать членом любой религиозной организации. Таким образом, факт, что религиозность может быть не только положительной, но и отрицательной, что в мире существует громадное количество опасных сект и что многие из них могут быть деструктивными, отрицался, точнее, на нем не акцентировалось внимание.

В середине 1990-х гг. стремление к религии трансформировалось в тягу к православию, в чем сыграла свою роль активная позиция Русской православной церкви. Согласно Конституции 1993 г., провозглашавшей в России свободу совести, отсутствие единой государственной религии и устанавливающей равенство всех мировых религий на территории Российской Федерации, православию не удалось приобрести тот статус уникальности, который отличал его от остальных религиозных конфессий на протяжении сотен лет, вплоть до 1917 г. Тем не менее очень скоро Русской православной церкви удалось стать «первой среди равных» благодаря активной поддержке со стороны политической власти, стремящейся легитимировать свое правление через обращение к традиционным доминантам российского сознания, в том числе к православию. Параллельно на федеральном уровне был принят ряд постановлений и законов, предельно ограничивающих деятельность в России сект и религиозных организаций деструктивного толка, что послужило дополнительным стимулом для привлечения людей к традиционной религии.

Церкви удалось не только усилить свою экономическую базу за счет возвращения отнятой за годы Советской власти собственности, но и укрепиться в таких социальных институтах, как армия и образование. В 2004 г. был принят закон о преподавании в средних и высших учебных заведениях курса основ православной культуры. Еще одним значимым шагом со стороны Русской православной церкви стало подписание в 2006 г. соглашения с Русской зарубежной православной церковью о постепенном вхождении последней в состав РПЦ. Разумеется, этот процесс растянется на несколько лет, но даже сейчас можно констатировать, что после долгого периода церковного раскола православие постепенно вступает в фазу воссоединения, консолидируясь перед лицом других мировых конфессий, прежде всего ислама.

Говоря о специфике современной религиозной обстановки в России, исследователи склоняются к двум крайностям, либо рассматривая увеличение количественных показателей верующих как характеристику подъема религиозной культуры, долгое время бывшей в забвении, либо обращая внимание на качественные характеристики так называемых «новых верующих» и склоняясь к идеологизированной оценке существующих тенденций. В пользу последнего мнения говорят многие факты, например данные социологических опросов, согласно которым верующими себя считают 52% населения, в то время как регулярно посещают церковь только 6%, из чего делается вывод, что рост религиозного самосознания связан в первую очередь с осознанием атрибутивной принадлежности православия к комплексу идентификационных признаков, составляющих портрет современного российского гражданина. Дело в том , что возвращение православия происходит в обществе, где люди на протяжении нескольких поколений в своем подавляющем большинстве не имели никаких связей с институциональной церковной жизнью и православным вероучением. Возникший в культурной памяти российского общества разрыв остается не преодоленным до сих пор. В современной российской религиозности доминируют внешние черты — ношение креста, нерегулярное посещение богослужений, в то время как знакомство с вероучением, основными положениями православной веры по-прежнему находится на крайне низком уровне. Восстановлению утраченной религиозной культуры служит реконструкция системы религиозного образования. В последние годы в России значительно увеличилось число семинарий и отделений религиоведения на философских факультетах ведущих вузов, таких как Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского и др.

1988 г. стал переломным в отношениях между государством и Церковью. В результате политики гласности во время перестройки Церковь освободилась от опеки отделов пропаганды и КГБ. Был восстановлен искаженный в 1961 г. канонический устав Церкви.

Самые значительные изменения произошли на законодательном уровне: в 1990-1991 гг. по всей территории бывшего СССР вошел в силу закон о религиозных объединениях, отменивший закон 1929 г. По этому закону государство больше не пропагандировало атеизм, Церковь наряду с другими религиозными объединениями была признана юридическим лицом, имеющим право обладать собственностью, ей разрешили заниматься социальной и благотворительной деятельностью, миссионерской работой, давать религиозное образование детям. Более того, религиозное образование стало возможным даже в государственных учреждениях. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г., продекларировав толерантный подход ко всем религиозным объединениям в Российской Федерации, указал особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры.

Так, с 1990 г. началось возрождение православной культуры России во всех ее сферах. В 90-е годы государство вернуло Церкви исторические монастыри, стали восстанавливаться храмы (за период 1989-1992 гг. в целом по России в среднем открывалось до тридцати храмов в неделю), образовываться воскресные школы, мо-

Возрождение русской православной церкви

Храм Христа Спасителя, 2006 г.

Возрождение русской православной церкви

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и (1929-2008)

лодежные центры, семинарии, институты (к 2008 г. число духовных школ достигло 87).

Символом новых церковно-государственных отношений и возрождения православия на российской земле стало восстановление храма Христа Спасителя. В конце 80-х годов началось общественное движение за воссоздание Храма. В 1992 г. в ответ на просьбу Священного Синода РПЦ в адрес правительства РФ разрешить восстановление храма Христа Спасителя на прежнем месте вышел указ президента Российской Федерации «О создании фонда возрождения Москвы», а спустя 8 лет 19 августа 2000 г. Святейший Патриарх Алексий 11 совершил Великое освящение храма Христа Спасителя, который, по словам Патриарха, стал «символом покаяния народа за Богоотступничество и одновременно знамением возрождения Православной Руси».

О масштабах возрождения Церкви в современном российском обществе свидетельствует статистика. Так, если накануне празднования Тысячелетия Крещения Руси, в Русской Православной Церкви было около 7000 храмов и 21 монастырь, то уже к 2004 г. в ней действовало 26 590 прихода (храма), 652 монастыря, в 2010 г. насчитывалось 30 142 приходов, 788 монастырей, в конце 2017 г. — 36 878 приходов, 944 монастырей (включая 462 мужских и 482 женских).

Кроме того, в первые десятилетия XXI в. Русская Православная Церковь постепенно восстановила социально-благотворительную деятельность: образованы и работают сотни приютов, домов престарелых. Активную воспитательную позицию занимает Русская Православная Церковь в попечении о воинах армии и флота Российской Федерации. Современная Церковь сотрудничает с государством в сферах духовного, культурного, нравственного и патриотического образования и воспитания, дел милосердия и благотворительности, в трудах по профилактике правонарушений и попечении о лицах, находящихся в местах лишения свободы; в поддержке института семьи, материнства и детства, в противодействии деятельности псев- дорелигиозных структур (сект), представляющих опасность для личности и для общества, в сфере науки и здравоохранения.

12 новых Храмов, а рхитектура которых в будущем будет представлять определенную культурную ценность для России и возможно, задаст вектор развития для следующих построек.
В представленный список занесены 12 интересных Православных храмов и часовен построенных в России . Критерии выбора предельно простые и понятные большинству профессионалов: грамотные пропорции и сочетание объемов, ясная и удобная планировка, простота, лаконичность, красивое сочетание материалов, связь постройки с окружающей средой, выражение в архитектуре духа места и посвящения. и.т.д

Возрождение русской православной церкви

Почти 30 лет прошло с тех пор как началась возрождение Русской Православной Церкви, а за ней и России как государства. Одним из символов этого возрождения стало повсеместное возрождение старых и строительство новых церквей.

С 1894 г. и до 1905 г. в Российской Империи в среднем строилось по 70 храмов в год (сейчас в средем около 100 в год).

Возрождение русской православной церкви

Все представленные тут постройки (кроме одной анонимной) выполнены весьма известными и уважаемыми в России архитекторами.

Возрождение русской православной церкви

Аноним

Храм свт. Филарета Московского. Мамонтовка, Московская обл. 1998г.

Возрождение русской православной церкви

Шаповалова Елена Федоровна

Церковь Николая Чудотворца. Повенец, Карелия. 2003г.

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Церковь Петра и Павла. Сестрорецк, Санкт-Петербург. 2009г.

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Кузнецов Сергей Яковлевич

Церковь Преображения Господня. Долгопрудный, Московская обл. 2006г.

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Церковь Новомучеников и Исповедников Российских. Петровский парк, Москва. 2002г.

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Орловский Виктор Федорович

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Ельцы, Тверская обл. 2010г.

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Анисимов Андрей Альбертович

Храм святого равноапостольного князя Владимира во Владимирском ските. Валаам, Карелия. 2008г.

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Надовражино, Московская обл. 2001г.

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Алонов Юрий Георгиевич

Часовня Александра Невского. Королев, Московская обл. 1999г.

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Дайнов Григорий Львович

Часовня Казанской Богоматери. Ярославль. 1997г.

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Лебедев Андрей Михайлович

Церковь святого Первоверховного апостола Петра. Парк Строителей, Санкт-Петербург. 2009г.

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Шретер Александр Евгеньевич

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Сестрорецк, Санкт-Петербург. 2005г.

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Возрождение русской православной церкви

Школа плотницкого мастерства

На территории храма преподобного Серафима Саровского в Раеве открылась школа плотницкого мастерства. Это образовательный курс, который призван обучить основам плотницкого дела и реставрации памятников деревянного зодчества. Курс сочетает в себе как теоретические, так и практические занятия и длится около 3 месяцев.

Известные люди о нас

Возрождение русской православной церкви

Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Родину проекта «Общее Дело» в деревню Ворзогоры Архангельской области.

Сердечно благодарю всех молодых людей, которые добровольно объединились в этот союз, назвав его «Общее Дело», сами мобилизовали свои силы, отправились в северные края для того, чтобы восстановить деревянные храмы!

Возрождение русской православной церкви

«Если мы говорим о России, то, конечно же, говорим о торжестве православия. Именно из этой культуры, в самые кратчайшие сроки, выросли самые великие композиторы, писатели, драматурги. И самое главное, великие святые. Это действительно чудо из чудес.

Возрождение русской православной церкви

Выступление о. Дмитрия Смирнова, на встрече участников проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» 25 сентября 2012 года.

Братья и сестры, очень рад оказаться вновь среди вас! Для меня большое счастье видеть столько прекрасных юных людей, да еще которые трудятся на таком благороднейшем поприще, которые восстанавливают утраченную нашу русскую красоту!

Возрождение русской православной церкви

Заслуженный художник России, член-корреспондент РАХ, профессор, исполняющий обязанности ректора Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова о проекте «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера»

Возрождение русской православной церкви

Выступление протоиерея Артемия Владимирова на III Научно-практической конференции «Возрождение деревянных храмов Русского Севера» 15 марта 2014 года.

Возрождение русской православной церкви

Выступление протоиерея Ярослава Шипова на встрече участников проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» 25 сентября 2012 года.

«Спасибо вам всем, вы делаете замечательное дело, общее дело. Мне как-то выпало несколько лет жить и служить на севере Вологодской области – рядом с теми местами, о которых вы рассказываете. Тогда не было «Общего дела», к сожалению, и мне в одиночку приходилось работать, надо было восстановить три храма и построить один.

Возрождение русской православной церкви

Музыкант, певец и композитор, бас-гитарист группы «Любэ» о проекте «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера»:

«Возрождение храмов Севера проект актуальнейший. Людям всегда не хватает добрых дел вокруг которых они могли бы объединиться. Поэтому объединяются вокруг плохих. Это и легче, не надо себя преодолевать, не надо ничем жертвовать. Проект «Общее Дело» ценен именно тем, что объединят вокруг себя и делает людей лучше. Помогает им стать настоящими христианами.»

В Москве проходит заседание Архиерейского собора Русской православной церкви. На время собора из Донского ставропигиального мужского монастыря в Храм Христа спасителя перенесли Мощи первого патриарха Тихона. Корреспондент «МИР 24» Роман Паршинцев вспомнил историю патриаршества в России.

Собрание Архиерейского собора приурочено к столетию восстановления патриаршества в России, которое случилось 28 октября 1917 года. Тогда главой русской православной церкви был избран Патриарх Тихон.

Молебен святителю Тихону у его мощей в Храме Христа Спасителя. 100 лет назад именно он стал первым патриархом после двухсотлетней отмены патриаршества Петром Первым.

«Когда скончался последний патриарх Адриан, то устанавливается управление церковное священным синодом и патриарх больше не избирается 200 лет», – говорит Игумен Григорий благочинный Донского монастыря.

После революции, оказавшись без царя, православным нужен духовный наставник. Патриарха выбирают на поместном соборе в 17-м году. Причем не голосованием, а с помощью жребия.

«Была совершена литургия, причем все эти жребии были написаны специальным образом на грамотках небольших в присутствии представителей собора. Иеросхимонах Алексий Соловьев – вот он и извлек этот жребий», – рассказывает старший научный сотрудник института всеобщей истории РАН Алексей Беглов.

Известно, что на патриарха Тихона было несколько покушений. Одно из них произошло здесь, в его покоях. Правда, нападавшим открывал не Тихон, а его келейник – Яков Полозов. В открытую дверь его и убили пятью выстрелами в упор.

Патриарх Тихон резко критикует расправы над духовенством. За это его обвиняют в контрреволюции и арестовывают. Святителю грозит расстрел. Расправиться с патриархом помешали внутрипартийная борьба и напряженные на тот момент отношения во внешней политике.

Патриарха освобождают. Но на свободе он прожил не долго. В марте 25 года, в праздник Благовещение Святитель Тихон скончался. Официально – от сердечной недостаточности. Но есть версии и о его отравлении. К лику святых Тихон был причислен в 81-м году.

Следующего патриарха Московского и Всея Руси после Тихона советская власть разрешила выбрать лишь в 1943 году. Им стал патриарх Сергий (в миру Иван Страгороодский).

«Вот они спроектировали такой маневр. Патриарха Тихона отпустить, но оставить его под следствием. Добиться от него уступок, заявлений», – добавляет Алексей Беглов.

16 января 1547 года 16-летний первый русский царь Иоанн IV Васильевич (1530-1584) был венчан на Царство. Событие мирового масштаба для Православной цивилизации.

Для всего тогдашнего Православного мира венчание на Царство царя Иоанна Васильевича было возрождением власти православных кесарей. Восточные патриархи, оставшиеся сиротами под властью исламских османов, именно под таким углом зрения и восприняли этот священный акт.

Несмотря на то что над Иоанном Грозным не совершался чин миропомазания (традиционная часть священного коронования), на Руси царь стал уподобляться даже не ветхозаветным израильским царям, а самому Спасителю.

В священном обряде на царя возлагались царские регалии: бармы (широкое оплечье, расшитое драгоценными камнями и имеющее церковные изображения), шапка Мономаха и «крест честной животворящий» с частичкой Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос.

В конце чина уже венчанный царь причащался Святых Христовых Тайн у Царских врат, сразу после ведшего службу митрополита Макария, что символически сближало его служение с архиерейским.

В каноническом византийском праве царь даже именовался «внешним епископом Церкви», её ктитором, защитником Православной веры.

Внешнеполитический рост самосознания русского царя

Новый титул позволял Иоанну IV возродить в Московском государстве и шире на Православном Востоке власть, равную Императорской, и требовать себе братских отношений с западноевропейской Священной Римской Империей германской нации, претендовавшей на наследование Ромеев.

Характерен, для понимания самоощущения русского царя, гордый ответ царя Иоанна Грозного польскому королю Стефану Баторию, в сложной обстановке осады Пскова:

Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь всея Руси, по Божиему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению.

Ответ намекал на избрание Стефана польскими вельможами, на ненаследственность его власти, небожественную природу власти этого государя.

После того как бежал Генрих Валуа, Иоанн Грозный в 1574 году выдвигался православными подданными в Речи Посполитой на польский престол, но католическая шляхта выбрала трансильванского князя Стефана Батория, вассала турецкого султана Селима II. И тот, казнив молдавского православного господаря, начал воевать с Московским государством.

Иоанн Грозный вообще считал большинство европейских монархов сродни старостам в своих волостях, избираемым крестьянами, власть которых руководится не божественными повелениями, а чисто человеческими прагматическими соображениями. И отказывался их считать себе ровней. Так послов шведского короля он отправлял общаться со своим наместником в Новгороде.

Идеология Царской власти по Иоанну Грозному

Чтобы понять суть изменений, которые произошли для русской власти после этого венчания на Царство, послушаем знаменитого русского историка С.М. Соловьёва:

Иоанн IV был первым царём не потому только, что первый принял царский титул, но потому, что первый сознал вполне всё значение Царской власти, первый составил сам… её теорию, тогда как отец и дед его усиливали свою власть только практически.

Действительно, первый русский царь одновременно явился и глубоким идеологом своей Царской власти. Его переписка с идеологом аристократического начала князем Андреем Курбским – яркий документ, раскрывающий философию власти Грозного царя.

Личные доблести боярства, на которые напирает князь Курбский, для Иоанна не главное, о чём должна заботиться и что должна поощрять его власть. Он прямо обвиняет князя в политической незрелости, в непонимании сути служения Царской власти.

Обвинения в жестокости или несправедливости царя Иван Грозный относит к его личным грехам. Грехам царя, которые не дают права или оправдания в неповиновении ему. В глазах Иоанна Грозного неповиновение царю – это бунт и неповиновение самому Божественному закону. Преступление не только против Царя земного, но и против Царя Небесного.

Если бы в русском обществе не выработался и со временем не окреп третейский, примеряющий институт Царской власти, то противоположные интересы разных групп русского общества и разных национальностей разорвали бы единство России. Погубили бы русскую государственность, в море многомятежных, многонациональных страстей.

Именно власть Царская, как особое властное выражение единства русского народа, сохранила страну, «душу нации» и стала его объединяющим знаменем.

Главная мысль Иоанна Грозного и состоит в том, что, не будучи избранной народом, Царская власть по отношению к самому народу является институтом волевым, объединяющим и организующим на дела государственные. Не человеческим хотением, а Божьим управлением цари царствуют и не должны угождать народным слабостям…

Венчание на Царство первого царя – акт величайший в русской истории. А потому, зная дальнейшие прегрешения Иоанновы, будем всё же молиться за душу грешного и каявшегося Государя, много сделавшего для будущего нашей страны.

До революции 1917 года в составе Российской Церкви действовало порядка шестисот приходов и около двадцати монастырей, в которых соблюдался дораскольный богослужебный уклад и общинные традиции. Духовенство и миряне, державшиеся древнерусских церковных обычаев, назывались единоверцами. После Первого Всероссийского съезда (собора) единоверцев, прошедшего в октябре 1912 г. в Санкт-Петербурге, получило распространение и иное название этого церковного течения — православные старообрядцы. После Собора Российской Церкви 1917-18 гг. в некоторых епархиях, на правах викарных, несли служение особые архиереи, окормлявшие православных старообрядцев (единоверцев).

В ходе гонений ХХ века многие архиереи, священно- и церковнослужители, миряне из числа единоверцев засвидетельствовали верность Христу и Его Церкви кровью (сейчас некоторые из них прославлены как новомученики). Богоборческой властью были закрыты или разрушены практически все храмы, ссылки и расстрелы разрушили традиционную церковную среду, и Священноначалие было вынуждено в 1937 г. временно передать окормление единоверцев местным архиереям.

В ходе возрождения Русской Церкви в конце ХХ века стало расти и церковное движение сторонников древнерусской церковной традиции. Растущий интерес православных христиан к русской церковной истории, старинному знаменному пению, канонической иконописи, стремление к возрождению особенностей древнерусской богослужебной культуры и желание преодолеть многовековое церковное разделение создает почву для развития этого течения.

Сегодня наиболее точным для определения сути этого направления можно признать термин «старообрядные приходы Русской Православной Церкви«, который встречается и в официальных документах Русской Православной Церкви, и в православной публицистике.

К основным особенностям современного положения старообрядных приходов Русской Православной Церкви можно отнести отсутствие официального церковно-канонического статуса, который бы определял уклад их литургической и общинной жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector