Влияние русской православной церкви

На протяжении всей истории России, несмотря на различное отношение к церкви со стороны общества и государства, она постоянно играла существенную, хотя и не всегда однозначную роль в жизни нашей страны. И в настоящее время церковь играет значительную роль во многих аспектах политической, социальной и духовной жизни общества и государства, являясь важным фактором функционирования нашей страны, с которым нельзя не считаться. Важнейшие преобразования, произошедшие и происходящие в России на протяжении уж более двадцати лет, касающиеся всех сторон жизни общества и государства, непосредственно затронули и церковь: ее статус и роль в социальной структуре общества претерпели значительные изменения по сравнению с прошлыми историческими периодами. Сегодня церковь все более активно участвует в общественно-политической жизни страны и ее роль и влияние на политическую и социальную ситуацию постоянно растет.

При этом, несмотря на то, что наша страна является многонациональным государством, в котором проживают представители многих религиозных верований и конфессий, наибольшим авторитетом в современном российском обществе обладает Русская Православная Церковь Московского Патриархата. Такое положение во многом обусловлено тем, что Русская Православная Церковь по многим критериям объединяет, хотя бы номинально, большинство граждан России.

В частности, по данным опросов общественно мнения, к православным христианам относят себя больше половины населения нашей страны. К тому же, многие граждане России в последнее время отмечают повышение авторитета РПЦ в обществе и государстве и усиление ее влияния. Причем влияние церкви касается как области морали, так и в полной мере области политики.

Иллюстрацией повышения роли церкви в нашей стране на современном этапе служит, в том числе, ряд нравственных и духовных инициатив РПЦ в области политики, а также воспитании подрастаюшего поколения. Речь идет, прежде всего, о введении в учебную программу предмета «Основы религиозных культур и светской этики», который был экспериментально введен сначала в 19 регионах России, а с 2012 г. и во всех регионах нашей страны. Помимо этого, церковь часто выступает с различными международными инициативами, говоря, в том числе, и от имени всего общества, привлекает государственную власть на свою сторону в спорах со структурами и организациями на международной арене. В свою очередь, государство также оказывает поддержку церкви, в частности, не так давно окончательно завершился процесс возвращения имущества религиозного значения в ее собственность, что также усилило возможности церкви и ее влияние.

Однако для более детального изучения роли церкви в общественной и политической жизни нашей страны, необходимо изучить исторический контекст развития взаимоотношений между церковью и государством.

В начале 1990-х годов в России активно происходили социально-экономические, политические, культурные изменения, которые затронули все сферы и уровни государственной и общественной жизни. Курс на демократизацию, принятый в это время, значительно повлиял и на сферу религиозной жизни общества, во многом изменил его духовные приоритеты и религиозную ситуацию в нашей стране.

Наиболее значительные преобразования, которые принципиальным образом повлияли на дальнейшее развитие Русской Православной Церкви, произошли в период так называемой «Перестройки». «Перестройкой» назывался новой курс советского партийного руководства, который спровоцировал значительные перемены политического, социального и экономического характера, затронувшие, в том числе, и сферу религиозной жизни общества. В период, предшествующий этим изменениям, Конституции СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г. постоянно провозглашали отделение церкви от государства, что означало, в частности, недопустимость вмешательства государства, его органов и должностных лиц в вопросы определения гражданами своего отношения к религии и в религиозную деятельность организаций верующих и, в свою очередь, существенно ограничивало роль и функции церкви. Однако, изменения, происходившие в период политики гласности и перестройки, привели к значительной либерализации режима контроля над религиозной жизнью и сняли ограничения деятельности религиозных объединений. Показателем изменения отношения российского государства к религии и церкви явилось правовое решение вопроса религии, закрепленное в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, а также в Федеральном законе от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 30.03.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях» и ряде других законодательных актов Российской Федерации.В данных нормативно-правовых актах закреплялись права каждого гражданина России на свободу совести и свободу вероисповедания, а правовым основанием для этого являлось то, что согласно Конституции, Российская Федерация является светским государством.

Данный правовой принцип означает, что наша страна является государством, в котором церковь, а также иные религиозные объединения отделены от него и не вмешиваются в деятельность государственных органов, имея собственную сферу деятельности, куда не вмешивается государство. Тем не менее, в настоящее время Русская Православная церковь значительно усилила свое влияние на все области жизни в нашей стране. Церковь в нашей стране выполняет множество важнейших функций.

Прежде всего, она объединяет общество, под эгидой определенных духовно-нравственных феноменов, свойственных православию. Благодаря трансляции нравственных норм, обязательных для выполнения теми членами общества, которые причисляют себя к православным, а таких в нашей стране большинство, церковь также выполняет регуляторную функцию, стабилизируя общество и участвуя в разрешении конфликтов, в том числе межнациональных. Кроме того, церковь, являясь посредником между государством и обществом, выполняет коммуникативную функцию, формирует мировоззрение членов общества и выполняет культуротранслирующую функцию, обеспечивая нравственное воспитание подрастающего поколения и передавая ему культурные знания прошлого и обеспечивая связь между поколениями.

Таким образом, несмотря на формальное отделение церкви от государства, провозглашенное в нашей стране, в настоящее время невозможно отрицать возросшее влияние церкви на многие области государственной и общественной жизни, а также важность влияния православия и существующих внутри него политических концепций, как на уровне высших органов власти, так и определенных политических групп, тем более, что в XXI веке это влияние приобретает все большую значимость и все более заметно на политической арене в Российской Федерации.

Влияние русской православной церкви

За последнее десятилетие влияние РПЦ на общественную жизнь в стране несколько снизилось, показывают опросы.

  • Каждый второй россиянин отмечает влияние РПЦ на духовно-нравственное состояние общества (51%, −12 п.п. с 2012 г.).
  • 45% граждан считают, что церковь должна влиять на духовную жизнь всего общества, но вмешиваться в политику и государственные дела ей не следует.
  • По мнению трети опрошенных, церковь слишком активна в жизни общества и делах государства, ей стоит уделять больше внимания духовным вопросам (31%).

Коротко о главном:

  • Каждый второй россиянин отмечает влияние РПЦ на духовно-нравственное состояние общества (51%, −12 п.п. с 2012 г.).
  • 45% граждан считают, что церковь должна влиять на духовную жизнь всего общества, но вмешиваться в политику и государственные дела ей не следует.
  • По мнению трети опрошенных, церковь слишком активна в жизни общества и делах государства, ей стоит уделять больше внимания духовным вопросам (31%).

МОСКВА, 19 октября 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса, посвященного мнению россиян о положении Русской православной церкви в российском обществе.

Церковь и политика

Церковь — важный социальный институт, деятельность которого находит отражение во многих сферах жизни современного общества. Она формирует систему ценностей, активно участвует в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, способствует повышению уровня социальной сплоченности. И хотя православие остается доминирующей религией в России[1], доля признающих влияние Русской православной церкви на различные сферы нашей жизни за последние 10 лет несколько снизилась. Как и в 2012 году, россияне отмечают влияние РПЦ в первую очередь на духовно-нравственное состояние общества (51%, 2012 г. — 63%). Половина опрошенных также признают роль церкви в решении внутриполитических вопросов; это единственная сфера, мнение о которой с годами не изменилось (2022 и 2012 гг. — 50%). Около трети россиян говорят о влиянии РПЦ на их собственную жизнь (35%), в 2012 году об этом сообщал каждый второй (49%). Наименьший вес Русская православная церковь, по мнению россиян, имеет в международной политике (34%, 2012 г. — 43%). При этом речь идет скорее о несущественном воздействии РПЦ на данные сферы жизни, доля отмечающих сильное влияние на них сегодня варьируется от 9% до 14%.

Представления о положении РПЦ в современном российском обществе имеют четко выраженную поколенческую специфику. С возрастом влияние церкви на жизнь россиян растет (42% среди 60+ vs. 19% среди 18-24-летних). Представители старшего поколения также чаще 18-24-летних поддерживают мнение, что РПЦ воздействует на духовно-нравственное состояние общества (61% vs. 40%), а молодежь говорит о ее роли в решении внутриполитических задач (60% vs. 54% среди 60+).

Светское vs. религиозное: ожидание и реальность

Взгляд россиян на отношения между церковью, государством и обществом за последние 10 лет не претерпели изменений. Более половины наших сограждан допускают вмешательство церкви в общественную и политическую жизнь (58%). Из них 45% полагают, что она должна влиять на духовную жизнь всего общества, не вмешиваясь в политику и государственные дела, 13% выступают за ее активное участие в обсуждении и решении проблем как общества, так и государства. Треть опрошенных — приверженцы крайней формы светскости, в их представлении церкви следует заниматься исключительно проблемами веры и религии (33%).

Несмотря на относительную солидарность по предыдущему вопросу, мнения россиян о действительных взаимоотношениях между светским и религиозным разделились. Если в 2012 году позиция «РПЦ строит свои отношения с обществом и государством так, как нужно» была доминирующей (43%), то спустя 10 лет доля ее сторонников снизилась до 30%. Сегодня треть опрошенных склоняются к тому, что церковь слишком активна в жизни общества и делах государства, ей стоит уделять больше внимания духовным вопросам (31%). За анализируемый период показатель вырос на 12 п.п. (2012 г. — 19%). Вдвое чаще эта точка зрения распространена среди тех, кто выступает против общественного и политического вмешательства церкви (64%). Каждый восьмой считает влияние РПЦ на жизнь общества и государства недостаточным (12%, −11 п.п. к 2012 г.); среди сторонников активного участия церкви в политической и общественной жизни так думают в 2,5 раза чаще (31%). Таким образом, с годами все больше граждан заявляют об активном участии церкви в общественных и политических делах, однако доля признающих ее влияние на различные сферы жизни, напротив, снижается.

Слишком активным участие РПЦ в жизни общества считают мужчины (38%), молодежь 18-34 лет (59-45%), россияне с неоконченным и высшим образованием (38%), москвичи и петербуржцы (44%), а также активные пользователи интернета (52%). Представители данных социально-демографических групп выступают за то, чтобы деятельность церкви ограничивалась вопросами религии и веры (41%, 61-51%, 38%, 44%, 55% соответственно).

Представители старших возрастных когорт (45+) и активные пользователи телевидения и интернета чаще других поддерживают «сближение» церкви, власти и общества (по 17%). Они же выступают против вмешательства церкви в государственные дела (54% среди 45-59-летних и 52% соответственно).

Каждый пятый опрошенный ответил, что не стал бы ничего менять в деятельности православной церкви, имея такую возможность (22%). В целом данный вопрос вызвал затруднения: на него не смогли ответить более половины наших сограждан (53%). В числе содержательных ответов — сделать бесплатными услуги церкви (5%), запретить священникам приобретать предметы роскоши (4%), ограничить деятельность РПЦ в политике, сфере образования и науке (4%); среди тех, кто считает деятельность РПЦ чрезмерно активной, эту инициативу поддержал каждый десятый (11%). Еще 3% предложили введение церковного налога, 2% — отменить государственную поддержку, сделать упор на духовных вопросах и быть ближе к народу.

[1] По данным мартовского опроса ВЦИОМ, 68% россиян являются последователями православной веры.

«Пропаганда Русской православной церковью традиционных ценностей, вошедших в основу идеологии русского мира и концепции „духовной безопасности“, оказала большое влияние на так называемую „путинскую доктрину“», — отмечается в документе.

В последние годы сторонники концепции русского мира выставляют себя защитниками традиционных христианских ценностей. В этой связи они решили, что их главной миссией является сдерживание атеизма, который, по их мнению, превалирует в странах Запада. А в РФ Русская православная церковь, по словам ее главы, патриарха Кирилла, начала «второе крещение Руси» в попытке избавить русский мир от атеистического влияния, ассоциируемого с коммунизмом.

«Православная вера является столпом, который никогда не позволит поработить или разрушить Русь, — сказал патриарх Кирилл в своей речи в июле 2014 года. — Если мы предадим ее, отвергнем ее, мы все потеряем».

С 10 века православие становится государственной религией. В русских землях, это наложило отпечаток на дальнейшую историю развития. Прежде чем говорить о влиянии православия на историю России, необходимо сказать несколько слов о православии.До 11 века (до 1054 года) оно существовало в качестве единой религии, поскольку религия — одна физических форм общественного сознания, то она — отражение жизни общества.В различных районах не может быть единых социальных условий. Следовательно и религия одинаковой быть не могла, зарождается две формы — в западной форме — католицизм, а в восточной форме — православие.И католицизм, и православие стали отличаться, хотя до середины 11 века они были в рамках одной церкви.

Православие корнями уходило в древнегреческую культуру.

В центре стоит человек. Внимание уделялось духовному миру человека. Православная церковь огромное внимание уделяла душе верующего. Смысл православной веры — приготовить свою душу к загробной жизни, считалось, что все материальное в мире – это гробница души. Поэтому все сущее не имеет смысла.В противоположность православию, католицизм воспринял другие традиции, черты. Католицизм унаследовал от своего предшественника приверженность к силе, к порядку, и именно поэтому девизом католичества становятся: дисциплина, порядок, власть.Католические рыцари несли свою веру с позиции силы, на штыках (крестовые походы). В это же время православные тоже несли веру, но не с позиции силы, не штыками. Однако и православные, и католики — сжигали еретиков на кострах.С точки зрения православного человека, если тебе повезло, ты накопил богатство, то ты обязан в конце жизни отдать это монастырю или нищим.В России богатство никогда не поощрялось. В русской деревне богачей называли мироедами, т.е. людьми, которые подъедают мир.Вы знаете, что среди большинства православных, богатство было зазорным. Если люди и наживали богатство, то не афишировали это. Богатые занимались меценатской деятельностью в пользу бедным. Как правило, наиболее почитаемыми были юродивые, у которых нет ни дома, ничего.Это в конечном итоге явилось тормозом для утверждения и развития товароденежных отношений.

Если же взять протестанта или католика, то они считают, что бог создал всех людей одинаковыми, но отправил их на землю, чтобы проверить, на что они способны. Чем богаче человек, тем лучше ему будет в загробной жизни.Иными словами утверждение протестантизма в Европе способствовало буржуазному развитию.В то время как борьба с еретиками привела к тому, что нетоварные отношения долго держались в России, по сути, зародились они в конце 18 века.Одна из причин — трудовая православная этика.Другое влияние, очень сильное оказало на политическую жизнь страны. С точки зрения православного человека — святых нет. Если все будешь делать правильно, то попадешь в рай.У католиков и протестантов все наоборот. Есть даже поговорка — нельзя быть святее Папы Римского. Для католика и протестанта, Папа Римский — главный свет веры. Что касается православия — то святых людей нет — церковь сама свята, Человек может быть приобщен к церкви, для подготовки своей души.В католицизме Папа Римский стоит как бы в оппозиции государству. Любой французский король просил благословения у Папы Римского. Он просил благословить его на престол, тогда как православие наоборот не является независимым от государства, а наоборот оно — опора монархии. Русские монархи сами назначали патриархов.Православная церковь признает не любого монарха, а только законного. Потому как в рай можно попасть только в лоне церкви под руководством законного монарха. Поэтому в истории России вопрос о законности царя имел большое значение.Считается, что Иван Грозный подвинулся рассудком, но ни в одной из песен, вы не найдете свидетельств умалишенного царя, никто не протестовал, т.к. царь дан богом. Затем сын полуидиот Федор Иванович, между тем — это блаженный царь и никому в голову не приходило, что он не может управлять государством. После его смерти приходит Борис Годунов. Считается, что он вошел как очень талантливый правитель. Но это был не настоящий царь и против него поднимается смута. То же самое происходит, когда появляется, нарождается новая династия.При всех зверствах Ивана Грозного, против него нельзя было противостоять — он дан от бога. Но когда приходят Романовы, то поднимается бунт. Стрельцы врываются в Кремль, найдя царя, они трясли его и оторвали рукав, требуя отдать на растерзания ненавистных бояр. А Грозного никто не смел бы трясти. Т.е. законность была важна.Появлялись самозванцы, которые меняли политическую ситуацию в стране. Когда убили Петра III, в 1761 году и к власти пришла Екатерина II, возникает свыше десятка Лже-Петров.

История другие стран не знает такого количества самозванцев, как в России.Православие повлияло и на психологию россиян. Что сказал Христос — то только так и надо делать. Догматическая аскетическая религия — надо от всего отрешиться и жить для загробной жизни. Большевики воспринимали марксизм догматично. Нигде не дал марксизм таких корней как в России, потому что россиянину можно объяснить, что сейчас нужно отказаться от благ, потому что то-то и то-то. Россиянину это можно объяснить – европейцу никогда.

Он платит за услуги — вода должна бежать. Аскетизм (отказ от жизненных благ) для европейцев просто непонятен.

Эти языческие традиции повлияли на характер россиян. Язычество — культ природы. Почитание природы, характерно для россиян. Ни одни русский классик не обошел красоты русской природы.

Принципиально новый этап в отношениях церкви и государства начался во времена так называемой «перестройки» 1986-1991 годы и продолжается до сих пор в условиях современной России. Церковь получила большие возможности для пропаганды своего учения, усилилась миссионерская, благотворительная деятельность, расширились ее международные связи.

За последние годы резко увеличилось число церквей и монастырей, духовных учебных заведений, воскресных школ, активизировалась издательская деятельность.

Большую поддержку в деле возрождения православия церковным организациям оказывают государственные органы и общественные организации. За последние годы церквам переданы и из государственных музеев, в том числе из музеев Кремля, священные реликвии, иконы высокой художественной ценности, колокола и т. д.

С 10 июня 1990 года (интронизация) по 5 декабря 2008 года (кончина) Предстоятелем Церкви был Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, избранный на Поместном Соборе в начале июня 1990 года. По смерти последнего, согласно Уставу Русской Православной церкви, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) вступил в самостоятельное управление Московской епархией; Патриаршим местоблюстителем на заседании Священного Синода 6 декабря 2008 года избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Священный Синод на своём заседании 10 декабря 2008 года постановил провести Поместный Собор Русской Православной церкви, имеющий избрать следующего Патриарха Московского, 27-29 января 2009 года.

При Патриархе Алексии II были открыты (иной раз вновь построены) и освящены более 20 тысяч храмов и монастырей, в массе обителей возобновилась монашеская жизнь, в святцы вошло много новых святых, в том числе новомучеников и исповедников 20 в., ставших жертвами революционного террора и гонений Официальная хроника. — М.: Издание Московской Патриархии, 2008. — № 7-8. — С. 18. .

Одно за другим следовали такие значимые события как: обретение мощей преподобного Серафима Саровского, торжественный перенос их в Дивеево, обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского и возвращение их в Белгород, обретение мощей Святейшего Патриарха Тихона и торжественное перенесение их в Большой собор Донского монастыря, обретение в Троице-Сергиевой лавре мощей святителя Московского Филарета и преподобного Максима Грека, обретение нетленных мощей преподобного Александра Свирского.

По благословению Его Святейшества было открыто более 100 духовных учебных заведений: семинарий, училищ и церковноприходских школ. Патриарх поддерживал идею возрождения благотворительности по отношению к малоимущим и милосердия, в частности служение в больницах, домах престарелых и местах заключения.

Алексий II видел роль православной церкви в установлении и поддержании мира и согласия. В мае 2007 патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской зарубежной церкви митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении, устанавливающий нормы взаимоотношений двух Православных церквей и направленный на восстановление единства Русской православной церкви. Таким образом, был положен конец почти вековому разделению Русской православной церкви.

В условиях социального расслоения церковь при Алексии II старалась распространить свое влияние и объединить различные слои населения, способствуя формированию общей системы ценностей. К заслугам Алексия II относят возвращение Церкви к широкому общественному служению, возрождение и распространение православной религии и культуры.

Существенная историческая особенность положения Русской Православной церкви после 1991 года — транснациональный характер её исключительной юрисдикции в пределах бывшего СССР (без Грузии): впервые за всю историю своего бытия Московский Патриархат полагает своей «канонической территорией» Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. // Новое литературное обозрение, 2007. — № 10. — С. 46-51. территорию множества суверенных и независимых государств. Как следствие, её административно-канонические подразделения, находясь в разных странах, функционируют в весьма различных государственно-правовых, общественно-политических и конфессионально-культурных условиях.

Влияние русской православной церкви

Традиция демонстрировать близость к Русской православной церкви досталась современной российской власти от ее основателя Бориса Ельцина.

Пытаясь создать традиции и ритуалы новой российской власти, он целенаправленно открещивался от всего советского, делая ставку на то, что при советской власти порицалось. Нельзя забывать и о популярном тогда тезисе о «России, которую мы потеряли». Предполагалось, что отказ от государственного атеизма вернет Россию к тому состоянию, в котором она была до большевиков, т. е. сделает ее православной страной.

Свою роль сыграло и тогдашнее желание равняться на США, где уровень религиозности населения крайне высок – и политик не только не может быть атеистом, но должен так или иначе демонстрировать его религиозность.

С тех пор прошло уже с четверть века. Нарочитая набожность чиновников и силовиков стала чем-то обыденным, хотя воцерковленность населения за эти годы не достигла не то что американских, но даже и европейских показателей.

В Православной церкви Пасха является главным праздником, и посещаемость храмов в эти дни максимальная в году. Но по данным МВД в 2017 г. в пасхальных богослужениях приняли участие всего 4,3 млн. человек. Население России – 143,5 млн., и легко вычислить, что до храмов дошли в пасхальную ночь 3% населения.

Конечно, можно записать в верующие всех, кто носит крестики, клеит в машинах иконки и иногда заходит в церковь поставить свечку. Это выгодно руководству РПЦ, это интересно для социологов, изучающих религиозность населения, но на практике ничего не дает. Для реального влияния религии на состояние общества имеют значение не те, кто пассивно соглашается с причислением себя к какой-то конфессии, а те, кто слушает проповеди, активно участвует в приходской жизни и уж тем более не пропускает ключевые праздники.

Поэтому легко увидеть разницу между влиянием, например, католической церкви в Польше или религии в США – и тем, что происходит в России. Вопреки многолетним призывам руководства РПЦ регулярно посещать храмы это делают лишь 3% наших граждан. Это и есть весь мобилизационный ресурс РПЦ в его самом максимальном значении.

Очевидно, что реальное влияние Церкви на население страны и того меньше. Одно дело – пасхальный максимум, наблюдаемый раз в году, а другое – посещаемость обычной воскресной службы и, соответственно, аудитория звучащей там проповеди.

Опора на столь откровенное меньшинство ничего не дает в электоральном смысле – и даже наоборот. Активно подыгрывая воцерковленному меньшинству населения и назойливо демонстрируя свои клерикальные симпатии, политическая элита противопоставляет себя подавляющему нецерковному большинству россиян.

Можно понять РПЦ, которая с максимальной выгодой для себя использует религиозные сантименты высшего руководства страны. Но логику самого руководства понять сложно: весьма странно солидаризироваться с меньшинством населения, делая вид, что опираешься на большинство.

Если даже в России 1917 года, где большинство населения было впрямь религиозным, Церковь не смогла помочь монархии в трудное для нее время, то чем может она помочь власти в 2017-м? Та Церковь, которая способна мобилизовать всего 3% населения?

Отдельная тема – капитализация церковного проекта. С1988 г., когда власти перестали мешать Церкви и начали ей помогать, в религиозную пропаганду были вложены космические деньги. Все последние годы страна живет в религиозной лихорадке: строятся новые храмы, Церковь требует доступа в школы и вузы, ужесточения санкций за неверие. И на фоне этого всего год за годом статистика воцерковления остается на уровне, чуть превышающем статистическую погрешность.

Не пришло ли время посмотреть на отношения государства и Церкви с более реалистичных и прагматических позиций?

Федор Крашенинников

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Влияние русской православной церкви

В 988 году нашей эры киевский князь Владимир уничтожает многовековый институт языческой веры на Руси, топит идолов в Днепре, разрушает древние капища, принимает православное христианство и крестит всю русскую землю. Народ, веками поклонявшийся Роду и Перуну, с неохотой принимает новую веру, многие не хотят отказываться от прежних богов и убегают в леса, подальше от больших городов, где их не сможет достать рука князя и продолжают жить по старым уставам. В истории Руси наступает новая эра — эра православного христианства. Строятся церкви, из Константинополя приезжают священнослужители, обращают ещё не крещённых русичей и остаются на русской земле для дальнейшего миссионерства. Постепенно Церковь и вера Христова играют немаловажную роль в истории Руси.

Племянница византийского императора не хотела выходить замуж за Владимира, пока он был язычником. Единобожие отождествляло единство страны с самодержцем. Развивалась культурная жизнь, в частности, философия и божественная литература.
Большую роль русская православная церковь играла в национальной борьбе русского народа против иноземных захватчиков — татар, поляков и шведов. Спустя несколько веков после принятия христианства, роль церкви сильно возросла. Она стала вторым ведущим органом власти и влияния после верховного монарха. Особенно выросла её роль во времена борьбы с азиатскими супостатами — монголами.

Немаловажную роль в освобождении Руси от татар сыграло православное духовенство, среди которого стоит отметить Сергия Радонежского. Его вместе с Дмитрием Донским называют главным организатором победы русичей на Куликовом поле против ордынцев.
В 1378 году произошла битва московского князя Дмитрия с монгольским военачальником Бегичем, где русская рать одержала победу, и татарский хан Золотой Орды Мамай начал готовится к борьбе с Русью. Князь тоже продолжал собирать войска, заготавливать оружие, так как понимал, что Мамай поражение не простит. И тут большую помощь оказал преподобный Сергий, который и был вдохновителем армии и народа в борьбе с ордынцами. Святому было видение, где его посетила Богородица и сказала, что не оставит Землю русскую и поможет в борьбе с врагами. Это событие оказало большое влияние на всех русских людей, это событие подняло патриотическое настроение народа. Новость о явлении Богородицы прошла по всей земле, что сказалось на объединении русичей в борьбе с недругами.
Святой Сергий на протяжении всей своей жизни пытался привести всех русских князей к миру и прекращению междоусобиц. Перед битвой на Куликовом поле, он сумел уговорить князя Олега из Рязани не выступать союзником Мамая, что сказалось в итоге битвы. Олег послушался влиятельного отца Церкви. После победы над Мамаем, уже спустя семь лет, он был инициатором брака между дочерью Донского и сыном рязанского князя Олега Фёдором, что способствовало примирению, дружбе и союзу между двумя соперниками, Москвой и Тверью.

В образовании единого русского государства сыграла большую роль русская православная церковь.
Уже в формировании русской православной церкви следует отметить две стороны — духовную и организационную. Организационная часть была связана с постепенной независимостью от Византии, от константинопольского патриарха. В начале появления православного христианства на Руси и в последующие века русская православная церковь полностью была зависима от Константинополя, митрополитами провозглашались священники, присланные из Царьграда и по национальности они были греками. Во времена татарского нашествия и захвата византийской столицы крестоносцами, система назначения митрополитов ромеями была изменена. В большинстве случаев митрополита выбирали на Руси, а патриарх просто подтверждал его.

В последующие времена политическая карта Европы ещё больше изменялась. Турки — османы захватывали с каждый годом всё большую часть земель Византийской империи, постепенно подходила к стенам Константинополя и император вынужден был обратится к Западу за помощью.

Всю свою историю православная церковь воспитывалась к ненависти к римской католической вере, но другого выбора не было. В 1439 году была заключена Флорентийская уния — документ о соединении западной и восточной христианских церквей, что, впрочем, не особо сказалось о спасении Византии. Весь остальной православный мир, в частности, Русь, воспринял это как предательство со стороны Восточной Империи, на русских землях Флорентийская уния была отвергнута и это послужило сильным пунктом в отделении русской православной церкви от византийского влияния. Уже через несколько лет на Руси митрополитом был выбран русский человек — Иона.
В шестнадцатом столетии русская православная церковь всё больше увеличивает свою силу и мощь,она превращается в Государственную церковь, во многих случаях митрополит участвует в решении государственных дел, является неофициальным советником московских князей. Роль и авторитет церкви сильно растёт. Основа этого была в самой сути восточной церкви, быть лидером государственной и духовной власти страны.

Россияне оценивают влияние РПЦ на политику и общественную жизнь

По мнению 42% россиян, РПЦ влияет на политику, 51% наших сограждан отмечают влияние церкви на общественную жизнь страны. Среди высказываний, предложений РПЦ последнего времени людям больше всего запомнились слова в защиту традиционной семьи, предложение «маленьких девочек не надо посылать в школу, а учить их быть матерями» и «поправка в Конституцию о Боге».

Влияние русской православной церкви

ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector