Владимирская икона божией матери описание

Среди российских верующих наиболее любимой и почитаемой считается Владимирская икона Божией Матери. Ее значение для Руси огромно. Она не один раз спасала страну от вражеских нападений, благодаря ей русичи миновали порабощения.

История иконы

Церковное предание гласит, что святой Лик был написан апостолом и евангелистом Лукой после Вознесения Господа на Небо на обычной доске от стола, за которым трапезничали Мария, Иосиф и Иисус. До 450 года образ почивал на Иерусалимской земле, а затем был перенесен в Константинополь. В XII веке икона была принесена в дар патриархом Лукой Хризоверхом великому князю Юрию Долгорукому.

В иноческой обители града Вышгорода Лик прославился множеством чудотворных событий. Но в 1155 году Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, перевез икону во Владимир. По сему случаю святыня стала именоваться Владимирской. Образ был украшен золотом и серебром, жемчугом и драгоценными камнями.

Другие чудотворные иконы Богородицы:

В 1164 году во время военного похода князя Андрея против болгар, Богоматерь помогла русичам победить врага. Ее Лик сохранился даже в сильнейшем пожарище, бушевавшем в соборе. Она осталась цела и невредима при разорении города Батыем в 1237 году.

В 1395 году икона стала храниться в Москве, дабы она уцелела во время нашествия Тамерлана. Он вторгся в Рязанские земли, разорив их, и вскоре отправился на Москву, круша и разоряя всё, что встречалось на пути его следования. Великий князь Василий Дмитриевич собирал войска, в это же время был благословлен на пост и служение митрополит Киприан. Московский князь с митрополитом решили использовать духовные силы, поэтому образ Пречистой Девы был перенесен из Владимира в Москву. Хранилась икона в Успенском соборе Московского Кремля. Случилось чудо и Тамерлан вышел из Московских пределов. Как оказалось, во время Крестного хода с Владимирской Богородицей в Москву, паломники и люди, стоящие по обеим сторонам дороги по пути следования процессии, молили Богоматерь о даровании мира Русской Земле.

В свою очередь, Тамерлану случилось видение: он лицезрел огромную гору, с ее вершины спускались святители, держащие в руках златые жезлы. Над святителями возвышалась лучезарная Дева, повелевающая оставить ему российские пределы. Позже он понял, что Жена — это и есть Божия Матерь, христианская защитница и заступница. Он все понял и указал своему войску идти обратно. В память об этом событии было установлено церковное празднование иконы.

Читайте также статьи о молитве Пресвятой Богородице:

В 1480 году Богоматерь спасла Россию от нашествия войск хана Золотой Орды Ахмата. Русские войска встретились с татарами у реки Угры. Бойцы расположились по обе стороны реки и ждали начала атаки. Русские солдаты держали Владимирскую икону в руках и Царица Небесная обратила в бегство ордынское полчище. В честь чудесного события установлено второе празднование образа.

В 1521 году Казанский хан Махмет-Гирей двинулся на Москву. Местность, по которой прошли татары, представляла собой страшное зрелище: на месте городов и сел виднелись развалины, имущество жителей было разграблено, стариков и детей беспощадно били, а затем убивали или продавали в рабство. Нападение было неожиданным и люди очень боялись, что Москва будет также разорена. Тем временем хан достиг пределов Москвы и принялся сжигать город. Но вдруг случилось чудо и вражьи войска стали отступать от столицы. И снова помогла Богородица. По этому поводу Церковью установлено третье празднование.

Пред Владимирским ликом совершались важные события России:

  • избрание патриархов;
  • приношение присяги на верность Отчизне;
  • молебны перед военными походами.

Храмы в честь Владимирской иконы Богородицы:

А в начале Великой Отечественной войны люди денно и нощно умоляли Царицу Небесную о предстательстве Христовом. Даже сам Сталин ночью, украдкой от чужих глаз, приезжал в храм и молил Богоматерь о помощи, а затем дал распоряжение погрузить святой Лик в самолет и лично облетел с ним вокруг столицы.

Иконография образа

На иконе изображено нежное «общение» Матери Божией с Сыном — человеческая сторона семейственных отношений. Богородица и Младенец тесно соприкасаются, Иисус обнимает Марию за шею.

Особенностью Владимирской иконы считается изображение пяточки Младенца.

Икона имеет две стороны, на второй изображены престол и символы страстей. Эта идея неслучайна и означает предстоящую жертву Христа и оплакивание Сына Матерью.

Это интересно! Древних икон, подобных Владимирской, до наших дней не сохранилось. За много веков образ несколько раз реставрировался, на него наложено несколько слоев краски. Но что удивительно — лики Христа и Девы Марии до сих пор остаются в первообразном виде.

За все время существования образа никто из иконописцев не решился подкрасить или подправить их.

В чем помогает Владимирский Лик

Главное — искренняя вера в силу и милосердие Царицы Небесной, которое Она являет человечеству через иконописное изображение. Пречистая Дева помогает:

  • молитва пред иконой утверждает православный дух и придает ему стойкость;
  • избавляет молитвенника от еретических нападений;
  • оберегает Русь от врагов, вселяя храбрость и отвагу в сердца воинов;
  • защищает от военных конфликтов, внешних угроз и внутренних смут;
  • способствует примирению с противником;
  • напутствует перед принятием сложного решения;
  • избавляет от неуверенности и сомнений;
  • дарует покой и умиротворение;
  • оберегает брак и семью от раздоров;
  • дарует супругам любовь, единство, понимание и уважение;
  • исцеляет болезни;
  • дарует духовное и физическое прозрение;
  • помогает в трудных родах;
  • особым образом охраняет матерей и их чад;
  • исцеляет от бесплодия и недугов женских половых органов.

Образ Владимирской Богоматери — это величайший плод раздумий о житие Христа на земле, великом смирении Его Пречистой Матери, пройденном ими земном пути и жертвенной любви.

Важно! Чудотворный Лик хранится в московском храме святителя Николая Чудотворца. Память ему совершается ежегодно 3 июня, 6 июля и 8 сентября.

Русская Православная Церковь Московский Патриархат
Северо-Восточное Викариатство Сергиевское Благочиние

  1. Вы здесь:
  2. Главная
  3. О храме
  4. Владимирская икона Божией Матери

История и значение Владимирской иконы Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

До 450 года этот образ Владычицы пребывал в Иерусалиме, а затем был перенесен в Константинополь. В первой половине XII столетия патриарх Царьграда Лука Хризоверх послал икону в дар великому князю Юрию Долгорукому, который поставил образ в Вышгородском девичьем монастыре под Киевом, в местности, некогда принадлежавшей святой равноапостольной великой княгине Ольге. В 1155 году Вышгород стал уделом князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого.

Решив переселиться на родную для него Суздальскую землю, князь Андрей Боголюбский взял с собой икону. В пути непрестанно служил перед нею молебны. Жители Владимира-на-Клязьме встретили своего князя с радостью; оттуда князь направился было далее, в град Ростов. Однако, отъехав от Владимира не более десяти верст, кони встали на берегу Клязьмы и, несмотря на понукания, не пожелали идти дальше. Пораженный, пал князь Андрей пред иконою и слезно стал молиться. И тогда явилась ему Богородица со свитком в руке и повелела оставить образ Свой в граде Владимире, а на месте же этого Своего явления выстроить обитель в честь Рождества Ее.

Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени – с 1160 года – она получила наименование Владимирская.

В 1395 году хан Тамерлан достиг рязанских пределов, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Владимирская икона божией матери описаниеИкона Богородицы Владимирская перешла в Москву и была поставлена в кремлевском соборе в честь Успения Пречистой. Ее благодатной силе Москва обязана избавлениями от набегов хана Едигея в 1408 году, ногайского царевича Мазовши в 1451 году, хана Седи-Ахмета в 1459 году.
В 1480 году ордынский хан Ахмат двинулся на Москву и дошел уже до реки Угры в калужских пределах. Великий князь Московский Иоанн III поджидал на другом берегу реки. Внезапно на татар напал такой сильный и беспричинный страх, что Ахмат не решился пойти на русскую рать и поворотил назад, в степь. В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы.

В 1521 году казанский хан Махмет-Гирей повел на Москву татар казанских и ногайских. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились пред ликом Владимирской. Великий князь Василий Иванович едва успел собрать войско, чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве. В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря увидела, как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители, неся в руках чудотворную Владимирскую. Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские Петр и Алексий. И еще видела инокиня, как у Спасской башни встретили шествие святителей преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский – и пали ниц пред образом, моля Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского. И возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые. Инокиня поспешила рассказать о видении горожанам. Москвичи собрались в храм и стали горячо молиться. А татарам снова привиделось «воинство великое, доспехами сияющее», и бежали они от стен города.

Так не единожды Отечество наше было спасаемо молитвой народной пред чудотворным образом Владимирской. В память этих избавлений и установлено празднование Владимирской иконе:
21 мая – в память спасения Москвы от нашествия хана Махмет-Гирея в 1521 году;
23 июня – в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году;
26 августа – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.

Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви в 1448 году, святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси в 1589 году, Святейшего Патриарха Тихона в 1917 году. В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена – 21 мая/3 июня 1971 года.

Владимирская икона божией матери описаниеВ 1918 году Владимирскую икону Божией Матери изъяли из Успенского собора Кремля собора для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею.

В сентябре 1999 года образ Пречистой был перенесен в храм-музей Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, где находится и поныне.

Владимирская икона Божией Матери – самая ранняя и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской Православной Церкви. Согласно преданию, эту икону написал святой апостол и евангелист Лука на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель со Своей Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Иконографически Владимирская икона относится к типу «Елеуса», что в переводе с греческого означает «Умиление». Младенец Христос припал щекой к щеке Пресвятой Богородицы. Между Пречистой Девой Марией, символом и идеалом рода человеческого, и Богом Сыном нет расстояния, Их любовь безгранична. Такую же любовь являет Богородица и ко всем людям, ради которых Спаситель пришел на землю.

Владимирская икона божией матери описание

История чудесного образа богата событиями и путешествиями. В V веке из Иерусалима икона попала в Византию, а в XII веке патриархом Константинопольским была отправлена в Киев в подарок святому благоверному великому князю Мстиславу († 1132). Сначала чудесная икона хранилась недалеко от Киева, в женском Богородичном монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги. В 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский († 1174) перевез икону во Владимир-на-Клязьме, поместил святыню в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе и украсил дорогим окладом. Именно тогда чудотворный образ стал именоваться Владимирским.

В 1395 году, во время нашествия Тамерлана, икону крестным ходом принесли в Москву, и все жители города во главе с патриархом встречали ее и со слезами молились о защите от жестокого захватчика. На месте «сретения» (встречи) Владимирской иконы был основан в 1397 году наш Сретенский монастырь. Избавление от страшного нашествия по молитве к Пресвятой Богородице было настолько чудесным и радостным событием, что день Сретения Владимирской иконы – 8 сентября – стал главным историческим праздником Москвы.

Владимирская икона божией матери описание

Икона долгие годы хранилась в кремлевском Успенском соборе, и ее не раз увозили обратно во Владимир. Возвращение иконы в Москву в 1480 году было отмечено особо – как второе перенесение иконы. После революции Успенский собор в Кремле закрыли, а икону изъяли для реставрации. В 1926 году ее передали в Государственный Исторический музей, а позднее – в Государственную Третьяковскую галерею. С сентября 1999 года Владимирская икона Божией Матери находится в храме-музее святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Риза греческой работы с чудесного образа, сделанная из чистого золота и украшенная драгоценными камнями, находится ныне в московской Оружейной палате.

В прошлые века чудотворную Владимирскую икону неоднократно приносили в нашу Сретенскую обитель крестными ходами, в которых принимали участие царь и патриарх. 8 сентября 1995 года, когда отмечалось 600-летие Сретения Владимирской иконы, из Успенского собора Московского Кремля снова был совершен торжественный крестный ход в возобновленный Сретенский монастырь со списком Владимирской иконы. В тот же день в нашу обитель привезли из Государственной Третьяковской галереи и сам чудотворный образ, на поклонение к которому пришли десятки тысяч москвичей.

Своей келейной иконой Божией Матери Владимирской благословил обитель старец Иоанн (Крестьянкин)

В нашем монастыре хранится чтимый список Владимирской иконы, которой благословил нашу обитель старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Это была его келейная икона.

Одной из самых любимых святынь земли Русской является образ Владимирской Божией Матери. И это не просто так, ведь она не раз защищала нашу Родину от набегов захватчиков, от неисцельных болезней, помогала в нуждах и скорбях.

  1. История создания
  2. Заступничество Богородицы
  3. Описание иконы
  4. Дни празднования

История создания

По преданию икона написана самим евангелистом Лукой с натуры на доске от стола, на котором Христос с учениками проводили Тайную Вечерю. В Россию образ доставили из Византии в двенадцатом веке. Это был дар киевскому князю Мстиславу. Известно, что первое время икона находилась в Вышгороде в женском монастыре. После чего князь Андрей Боголюбский перенес ее сначала в Боголюбово, а потом в город Владимир. Именно отсюда и пошло название иконы.

Заступничество Богородицы

Владимирская икона божией матери описание

Во время нашествия татарского ига икону перенесли в Москву. Благодаря этому, народ неустанно молился перед образом, и враг повернул обратно (по необъяснимым причинам). В результате, на том месте, где жители Москвы встретили икону, был построен Сретенский монастырь. После чего ее вернули во Владимир.

В следующий раз икона спасала в 1408 году от эмира Едигея, в 1480 году от нашествия хана Ахмата. А в 1521 году Богородица спасла столицу от хана Махмат-Гирея.

Между тем, икона долгое время находилась в Успенском соборе Москвы, но в 1918 году ее взяли на реставрацию. Затем передали в Третьяковскую галерею. В конце концов, сейчас она находится в храме Святителя Николая при Третьяковской галерее.

Описание иконы

Данный образ относится к типу «Умиление», потому как Младенец Христос обвивает ручкой шею Богоматери и нежно прижимается к Ней щекой. Вместе с тем, глаза Богородицы на иконе полны невыразимой грусти, словно Она предчувствует скорые муки Своего Сына. Поскольку икона писалась с натуры, образ Богородицы наиболее близок к Ее внешности.

Хочется отметить, что образ имеет также отличие от других: левая ножка Младенца повернута к зрителю так, что видна Его пятка. Одеяние Богоматери темное, на голове и рукавах – звезды. А одеяние Младенца-Христа золотого цвета.

Дни празднования

Праздники иконы отмечаются несколько раз в году:

  • 3 июня;
  • 6 июля;
  • 8 сентября.

Это – дни избавления русского народа от нашествия иноплеменников по молитве перед иконой. В такие дни бывают широкие торжества с крестными ходами с местночтимыми списками.

Владимирская икона Божией Матери

  • В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 441-442

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ВЛАДИ́МИРСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ ТЕ­РИ, хри­сти­ан­ская свя­ты­ня, са­мая ран­няя из из­вест­ных со­хра­нив­ших­ся на Ру­си чу­до­твор­ных икон.

    Владимирская икона Божией Матери
    Владимирская икона божией матери описание
    Иконографический тип Елеуса
    Местонахождение Храм Святителя Николая в Толмачах
    Дата празднования 21 мая (3 июня)
    23 июня (6 июля)
    26 августа (8 сентября)
    Изображения иконы на Викискладе

    Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы, самая ранняя и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской церкви [1] [2] .

    Содержание

    • 1 Оригинал
      • 1.1 Жизненный путь
        • 1.1.1 Появление на Руси
        • 1.1.2 Переезд в Москву
        • 1.1.3 Чудеса
      • 1.2 Местонахождение
    • 2 Иконография
      • 2.1 Оборот
      • 2.2 Датировка и сохранность
      • 2.3 Стиль
      • 2.4 Оклады
    • 3 Списки
    • 4 Влияние на другие иконографические типы
    • 5 Примечания
    • 6 Литература
    • 7 Ссылки

    Оригинал

    Жизненный путь

    По сказанию XV века икону написал евангелист Лука [2] . Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии II. Леонид Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет:

    В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом [3] .

    Появление на Руси

    На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский в 1155 году взял икону Вышгородской Богородицы и перенёс ее сначала в свою резиденцию в село Боголюбово, а позже — во Владимир-на-Клязьме [4] , поместив её в Успенском соборе города [5] . С тех пор икона получила своё нынешнее наименование [6] [7] . По приказу Андрея икона была украшена дорогим окладом. После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 году князь Ярополк Ростиславич снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у Глеба Рязанского. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком Глеб возвратил икону и убор во Владимир. При взятии Владимира татарами в 1238 году Успенский собор был разграблен, и с иконы Богоматери был содран оклад. «Степенная книга» сообщает о восстановлении Успенского собора и возобновлении иконы князем Ярославом Всеволодовичем.

    Переезд в Москву

    Владимирская икона божией матери описание

    Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя [4] . На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы [8] . Икона помещалась в кремлёвском Успенском соборе справа от царских врат. Вероятно, после этого её не раз увозили обратно во Владимир. Возвращение иконы в Москву в 1480 году было отмечено особо — как второе перенесение иконы. В 1812 году икона Богоматери Владимирской на несколько месяцев была увезена во Владимир и Муром, а затем возвращена в Москву, в Успенский собор, где находилась до 1918 года, когда была взята для реставрации.

    Чудеса

    Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре).

    В память об этих чудесах Русская православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы:

    • 21 мая (3 июня) — избавление от Махмет-Гирея в 1521 году;
    • 23 июня (6 июля) — избавление от Ахмата в 1480 году;
    • 26 августа (8 сентября) — сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана в 1395 году.

    Местонахождение

    Владимирская икона божией матери описание

    Икона стояла прежде в Успенском соборе Московского Кремля по левую сторону царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей (сейчас в Оружейной палате).

    В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, икону изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году её передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею (инвентарный № 14243). С сентября 1999 года находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

    Первоначальный размер (75×55 см) без нарощенных полей

    ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, христианская святыня, самая ранняя из известных сохранившихся на Руси чудотворных икон.

    Владимирская икона божией матери описаниеСогласно сказанию 2-й половины 15 века, написана святым евангелистом Лукой; художественно-стилистические особенности и исторические данные свидетельствуют о создании иконы в 1-й трети 12 века. Вероятно, в 1130 году икона была привезена митрополитом Михаилом, прибывшим из Константинополя в Киев, как дар киевскому князю Мстиславу Изяславичу. Находилась в монастыре Богородицы в Вышгороде (близ Киева), откуда князь Андрей Боголюбский в 1155 году перевёз её во Владимир и украсил драгоценным окладом. Вначале икона находилась в Боголюбове, а после сооружения владимирского Успенского собора (1158-60) стала главной иконой этого храма. В 1163-64 годах было создано Сказание о чудесах от иконы, где сообщалось о троекратном схождении образа с его места в храме в Вышгороде и перечислялись 10 случаев чудесных исцелений. В 1164 году князь Андрей Боголюбский взял образ в поход против волжских булгар; одержанная победа также была воспринята как чудо от иконы. В 1395 году при нашествии войск Темир-Аксака (смотри Тимур) икону перенесли в Москву, после чего Темир-Аксак удалился от Москвы.

    Реклама

    В 1-й трети 15 века, по повелению митрополита Фотия, для иконы изготовили новый золотой оклад. В 1480 году икону перенесли в кремлёвский Успенский собор в связи с нашествием хана Ахмеда, которое закончилось отступлением татарских войск. В это время была составлена служба Владимирской иконе. В середине 16 века была написана подробная «Повесть на сретение чудотворного образа Пречистыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мариа. » с описанием наиболее значительных, имеющих в основном церковно-политический характер чудес, где утверждалось, что через свой образ Богоматерь оказывает особое покровительство русскому народу. Празднование Владимирской иконы — 26 августа [(8 сентября), избавление от Темир-Аксака], 23 июня [(6 июля), бескровная победа над Ахмедом], 21 мая [(3 июня), избавление от нашествия Мухаммед-Гирея I в 1521].

    Владимирская икона божией матери описаниеПервоначально икона имела размер 78х55 см. Вероятно, при Андрее Боголюбском её поля были надставлены (до размера 104х69 см) для размещения массивного золотого оклада, сорванного татарами в 1237 году. Как предполагают, икона является списком с чтимого образа из храма при дворце византийских императоров во Влахернах в Константинополе. Иконографический тип «Богоматерь Ласкающая» с Младенцем, прильнувшим к Матери, в русской традиции получил название «Богоматерь Умиление». На Владимирской иконе представлено попоясное изображение Богоматери с Младенцем на правой руке. Её глава склонена к Сыну, который, прильнув щекой к щеке Пресвятой Девы, обнимает Мать за шею. Правая рука Младенца простёрта, левая ножка повёрнута ступнёй к молящемуся. Эти обязательные иконографические черты Владимирской иконы повторяются на всех многочисленных списках с неё.

    Икона неоднократно поновлялась, от живописи 12 века сохранились в целости только лики. Правая рука Богоматери, волосы, шея и ножки Младенца, а также фон исполнены на рубеже 14-15 века, остальные фрагменты изображения относятся в основном к 1514 году. Удлинённый лик Богоматери с тонким, слегка изогнутым носом и большими миндалевидными глазами имеет скорбное выражение из-за сведённых к переносице бровей и едва заметно опущенных уголков уст. Взор Пресвятой Девы устремлён на молящегося, Младенец смотрит на Мать. Именно эти особенности позволили однозначно интерпретировать смысл образа: мотив взаимной любви Матери и Младенца тесно связан с темой грядущей жертвы, приносимой ради спасения человечества. Богоматерь не отвечает на ласку Сына, Она обращена к предстоящим перед иконой, ради которых Христос снизошёл в мир и примет страдания на кресте. Особую выразительность взгляду Богоматери придают специфические живописные приёмы, в частности письмо ликов по прокраске оливкового цвета — санкирю (от греческого «саркинос» — телесный). Поверх санкиря на светлых местах положена розоватая охра, плавно переходящая в более интенсивный красный цвет на щеках и верхних веках. В глазницах Богоматери санкирь оставлен открытым, с ним почти сливаются зеленовато-коричневые радужки, создавая впечатление особой глубины и проникновенности взгляда. Внутренние уголки глаз, уста, контур носа прописаны ярко-алой киноварью, которая контрастирует с зелёными тенями, напоминая о традициях античного иллюзионизма. Светлая охра на лике Младенца, с большим количеством белил, обеспечивает поразительный эффект светоносности. Виртуозная техника письма послужила созданию исключительного по совершенству образа, где высочайшая духовность и телесная красота находятся в неразрывном единстве.

    Икона, реставрированная в 1918-19 годах Г. О. Чириковым под наблюдением И. Э. Грабаря и А. И. Анисимова, в 1926-30-е годы находилась в Историческом музее, затем в Третьяковской галерее в Москве; с 1999 — в московской церкви Святого Николая в Толмачах (домовый храм Третьяковской галереи).

    Лит.: Богоматерь Владимирская: Сб. материалов: Каталог выставки. М., 1995; Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. М., 1995. Т. 1: Древнерусское искусство Х — начала XV в.; Щенникова Л. А. Чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» как «Одигитрия евангелиста Луки» // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996; Этингоф О. Е. Византийские иконы VI — первой половины XIII в. в России. М., 2005.

    Владимирская икона божией матери описание

    Чудотворная Владимирская икона Божией Матери занимает особое место среди святынь Русской Церкви. Ее древность, ее ближайшее участие в важнейших событиях нашей истории и в судьбах миллионов русских людей, ее дивная богодухновенная красота, уже сама по себе утешающая и воспитывающая, — все это ставит Владимирскую икону как бы вне ряда, вне каких бы то ни было рангов и определений.

    Владимирский образ считается одним из самых почитаемых в православии, поскольку написан, по преданию, собственноручно евангелистом Лукой. Считается, что основой для иконы послужила одна из досок того стола, за которым еще юный Иисус Христос трапезничал с Девой Марией и святым Иосифом, обрученным супругом Пресвятой Богородицы.

    Почитание Владимирской иконы Божией Матери Русской Православной церковью

    Русская Православная Церковь празднует дни Владимирской иконы Божией Матери трижды в году:

    • 8 сентября по новому стилю — в честь убережения Москвы Богородицей от полчищ Тамерлана в 1395 году;
    • 6 июля — защита страны от ордынского царя Ахмата (1480) и избавление от монгольского ига;
    • 3 июня — в память о спасении Москвы от крымского хана Махмет-Гирея (1521).

    О чем молят Владимирскую Богоматерь

    Перед Владимирским образом принято молиться о защите от нашествий чужеземцев, расколов и ереси, об укреплении в православной вере и сохранении России.

    Происхождение иконы

    По преданию, авторство Владимирской иконы принадлежит апостолу и евангелисту Луке. Она хранилась в Иерусалиме до 450 года, после чего была перенесена в Константинополь. В Россию ее список попал в начале XII века, когда великому князю Юрию Долгорукому его прислал в Киев в качестве подарка патриарх Лука Хрисоверг, известный церковный законодатель.

    Владимирская икона Божией Матери — древнейшая чудотворная икона Русской Церкви. Происходит она, конечно, не из Владимира. Первое упоминание о ней относится к 1155 году, Ипатьевская летопись сообщает нам:

    «Того же лета иде Андреи от отца своего Суждалю, и принесе ида икону святую Богородицю, юже принесоша в едином корабли с Пирогогцею из Царяграда. и украсив ю постави и в церкви своей Володимери».

    Безымянная «икона святая Богородица» и есть будущая Владимирская. И ее, и Пирогощую принес киевскому князю Мстиславу Изяславичу в дар митрополит Михаил, прибывший из Константинополя в 1130 году.

    Предание гласит, что Владимирскую икону создал апостол Лука, однако искусствоведческий анализ показывает, что к моменту своего прибытия в Киев образ Пресвятой Богородицы был еще очень «молодым»: его написали в начале XII века. Если отнестись со вниманием к преданию об авторстве апостола Луки, тогда нужно предположить, что Владимирская является списком с образа, написанного им.

    Считается, что в России Пресвятая Богородица, являясь в сновидениях, повелела хранить свой образ в городе Владимире. Так же она пожелала, чтобы там были построены в честь Ее Рождества монастырь и храм. Поэтому местный извод образа Божией Матери, отныне именуется Владимирским. В 1480 году он был помещен в Успенский собор Москвы для вечного хранения, а во Владимире оставлен точный список с иконы работы Андрея Рублева.

    Вехи пути Владимирской иконы Божией Матери

    Привезя икону Божией Матери в свою новую резиденцию, Андрей Боголюбский дал первую святыню Владимиро-Суздальской земле. Именно здесь константинопольская икона широко прославилась как чудотворная, и неудивительно, что с Владимиром связалась она названием своим.

    Во время пожаров и татарских разорений Владимира икона Божией Матери оставалась невредимой. Есть сведения только о ее «грабежах». Так, в 1238 году, по летописному сообщению, татары:

    «чюдную икону одраша, украшену златом и серебром, и каменьем драгым. »

    Владимирская икона Божией Матери заступница земли Русской

    В 1395 году Божия Матерь через Свою Владимирскую икону впервые явила заступление москвичам. Тогда к Москве подошел Тамерлан (Темир-Аксак), и великий князь Василий I спешно послал во Владимир за чудотворным образом. В день принесения иконы в Москву и всенародного моления перед ней войска Тамерлана неожиданно повернули вспять и ушли в степи.

    Некоторые предания настаивают на том, что после этого события Владимирская икона осталась в Москве, а во Владимир отправили список. Но, вероятно, в последующие сто лет икона «кочевала» между Москвой и Владимиром, окончательно обосновавшись в Москве (в новом кремлевском Успенском соборе) в 1480 году, ознаменовавшемся в русской истории падением монголо-татарского ига.

    Список же для владимирского Успенского собора написал в начале XV века, по всей видимости, Андрей Рублев. И этот список также прославился чудотворениями.

    В последующие века Владимирская икона уже была столь почитаема, что ее почти никогда не выносили из Москвы. Напротив, сильные мира сего приходили к ней. Известно, что, например, Иван Грозный молился перед нею накануне военных походов, но с собой брал Донскую икону Божией Матери. И когда Владимирскую икону носили к Борису Годунову в Новодевичий монастырь, умоляя его взойти на престол, действие это было осмыслено как определенное унижение святыни, имевшее и определенные же последствия.

    Перед Владимирской иконой совершалось поставление Первосвятителей Московских. Не отступили от этой традиции и при избрании Патриарха Тихона. Ларец с тремя жребиями стоял именно перед Владимирским образом, с большим трудом перенесенным из кремлевского Успенского собора в храм Христа Спасителя (Кремль к тому моменту уже заняли большевики).

    С 1926 по 1930 год Владимирская икона находилась в Государственном Историческом музее, затем была передана в Третьяковскую галерею. Сейчас она пребывает в «пригалерейной» церкви свт. Николая в Толмачах.

    Изображение Престола и орудий Страстей Христовых (обратная сторона иконы)

    Владимирская икона является двусторонней. На лицевой стороне она несет собственно образ Божией Матери, на оборотной — изображение Престола и орудий Страстей Христовых. Поля иконы надставлены. Возможно, раньше, когда икона была выносной, она имела рукоять, которую «поглотило» нижнее поле.

    Принадлежа к иконографическому типу «Умиление», Владимирская икона представляет Божию Матерь в любовном и скорбном обращении к Сыну. Специалисты связывают эту скорбную интонацию, пронизывающую образ, с изображением Креста и орудий Христовых Страстей на обороте (хотя живопись оборотной стороны иконы относится к рубежу XIV—XV веков, нет оснований полагать, что прежнее изображение имело какие-то серьезные смысловые отличия от теперешнего).

    Икона многократно поновлялась и переписывалась. Ныне она являет собой как бы сплав разновременных «усилий» иконописцев. Впрочем, композиция иконы изначально была именно такой, какой мы ее видим сейчас. Лики тоже «те самые», их живопись сохранилась под позднейшей записью, и в 1918—1919 годах реставраторы раскрыли ее.

    Ссылка на основную публикацию