Устав православной церкви

Устав Русской Православной Церкви
Глава I. Общие положения
Устав Русской Православной Церкви принят на Архиерейском Соборе 2000 г.; Определениями Архиерейских Соборов 2008 и 2011 гг. в текст Устава был внесен ряд поправок. Глава первая содержит положения, регламентирующие деятельность Русской Православной Церкви как Поместной Автокефальной Церкви, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами.

Устав Русской Православной Церкви
Глава II. Поместный Собор
Глава посвящена вопросам, регулирующим порядок созыва и работы Поместного Собора Русской Православной Церкви, его статуса и полномочий.

Устав Русской Православной Церкви
Глава III. Архиерейский Собор
Глава посвящена вопросам деятельности Архиерейского Cобора Русской Православной Церкви, его статуса и полномочий, а также порядка созыва.

Устав Русской Православной Церкви
Глава IV. Патриарх Московский и всея Руси
Глава содержит положения, регламентирующие вопросы деятельности Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, его права и обязанности, а также порядок избрания.

Устав Русской Православной Церкви
Глава V. Священный Синод
Глава посвящена вопросам деятельности Священного Синода Русской Православной Церкви, его статусу, компетенции, составу и порядку принятия решений, а также порядку созыва.

Устав Русской Православной Церкви
Глава VI. Московская Патриархия и Синодальные учреждения
Глава содержит положения, регламентирующие деятельность Московской Патриархии и Синодальных учреждений как учреждений Русской Православной Церкви, ведающих кругом общецерковных дел, входящих в их компетенцию, и являющихся органами исполнительной власти Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.

Устав Русской Православной Церкви
Глава VII. Церковный суд
Глава посвящена вопросам, регламентирующим деятельность церковных судов Русской Православной Церкви.

Устав Русской Православной Церкви
Глава VII.I. Автономные Церкви
Глава посвящена деятельности Автономных Церквей, входящих в состав Московского Патриархата.

Устав Русской Православной Церкви
Глава VIII. Самоуправляемые Церкви
Глава содержит положения, регулирующие вопросы учреждения и жизнедеятельности самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, а также перечисляет существующие в настоящее время самоуправляемые Церкви.

Устав Русской Православной Церкви
Глава IХ. Экзархаты
Глава посвящена вопросам, связанным с деятельностью Экзархатов Русской Православной Церкви, а также статусу Патриарших экзархов.

Устав Русской Православной Церкви
Глава IХ.I. Митрополичьи округа
Глава содержит положения, регулирующие вопросы учреждения и жизнедеятельности Митрополичьих округов в составе Московского Патриархата.

Устав Русской Православной Церкви
Глава X. Епархии
Глава содержит положения, регламентирующие деятельность епархий Русской Православной Церкви, права и обязанности епархиального архиерея, вопросы, связанные с деятельностью Епархиального собрания, Епархиального совета, Епархиального управления, а также благочиний.

Устав Русской Православной Церкви
Глава XI. Приходы
Глава содержит положения, регулирующие вопросы создания и жизнедеятельности приходов, а также права и обязанности настоятеля прихода, причта, прихожан и приходского совета. Отдельный раздел регламентирует деятельность Ревизионной комиссии.

Устав Русской Православной Церкви
Глава XII. Монастыри
Глава посвящена вопросам жизнедеятельности монастырей Русской Православной Церкви, их статусу, порядку учреждения, управления или упразднения.

Устав богослужения по месяцам. Даты указаны по новому стилю.

  • Главная
  • Новости
  • Публикации
  • Митрополит
  • Документы
  • Архив
  • Храмы

© Религиозная организация «Русская Православная Старообрядческая Церковь». Официальный сайт Московской Митрополии. Поддерживается с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Устав Русской Православной Церкви принят на Архиерейском Соборе 2000 г. Определениями Архиерейских Соборов 2008 и 2011 гг. в текст Устава был внесен ряд поправок. Архиерейский Собор 2013 г. принял исправленную и дополненную редакцию Устава.

Поделиться:

  • Click to share on Facebook (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в ВКонтакте (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Мой Мир (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Одноклассники (Opens in new window)
  • Нажмите, чтобы распечатать (Opens in new window)

Устав православной церкви

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Устав православной церкви

Феофилакт, епископ Дмитровский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

Наши новости

  • Молодежный круглый стол 28.11.2020
  • РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ НА ДЕКАБРЬ 2020 г. 28.11.2020
  • День празднования явления иконы Божией Матери в Казани 05.11.2020
  • Рубрики событий

    Архивы новостей

    Календарь

    Декабрь 2020

    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Ноя
    1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30 31

    Православный календарь

    Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

    @Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – Евр., 320 зач., IX, 1–7. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.@

    На трапезе разрешается рыба.

    На утрене величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое». После Евангелия по 50-м псалме – «Слава», глас 2-й: «Днесь Храм Одушевленный. », «И ныне» – то же. «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая святых».

    На литургии вместо «Достойно» – «Ангели, вхождение. Яко одушевленному Божию кивоту. » (до отдания).

    С этого дня по отдание Рождества Христова, на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Христос раждается. ».

    Размышления иерея Андрея Чиженко.

    Устав православной церкви

    С одной стороны, церковный Устав – это свод правил, необходимых для исполнения православному христианину. Но, как метко заметил в своей книге «Толковый Типикон» профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович, это еще не все. Нужно смотреть глубже…

    Здесь, мне кажется, следует привести обширную цитату киевского богослова полностью:

    Значение слова ‟Типиконˮ

    В каждой книге очень важно заглавие ее. Хорошее заглавие книги сразу показывает читателю, что нового он найдет в ней, даже подводит к решению вопроса, которому посвящена книга. Книга, называемая теперь Типиконом, носила ранее другие названия, например, употребительное и теперь – ‟Уставˮ. Нынешнее ее заглавие выработалось веками, и уже это говорит за то, что оно должно быть продуманно и знаменательно. – Будучи прилагательным от τύπος – черта, вид, образец, модель, норма, τυπικός означает ‟составленный по образцуˮ, но оно не одно и то же с άντίτυπος, снимок, копия. Поэтому по-русски слово τυπικός несколько отвечает слову ‟образцовыйˮ, если последнее употребляется в смысле ‟наиболее отвечающий своему образцуˮ. Τυπικόν, при котором подразумевается βιβλίον, книга, может означать ‟книга образцовˮ, образцов понятно чего. Только в одной Православной Церкви книга, излагающая порядок богослужения, носит такое оригинальное заглавие. Оно непереводимо на славянский язык, почему и оставлено без перевода. Слово ‟уставˮ было бы неточной передачей греческого τυπικόν (‟уставˮ соответствует греческ. διάταξις).

    Смысл заглавия

    Такое заглавие искусно определяет характер не только книги, которой усвоено оно, но и самого богослужения, которым занимается эта книга. По отношению к этому богослужению книга с таким заглавием хочет не столько узаконить его малейшие частности, устраняя в нем всякую свободу отправителей, сколько хочет нарисовать высокий идеал богослужения, который красотою своею вызывал бы всегдашнее невольное стремление к его осуществлению, в полной мере, может быть, и не всегда возможному, как и осуществление всякого идеала, следование всякому высокому образцу. Таков, по существу, и весь закон Христов, не осуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению и чрез то животворящий мир.

    Т. е. Устав, типикон, не только правила поведения, понятые в юридическом смысле, но небесный идеал, к которому нужно стремиться. Это развитие, динамика, постоянное совершенствование человека в богообщении. Устав ни в коей мере не должен стать концлагерем, наоборот, он призван благодатью Святого Духа через творения святых отцов высвободить душу человеческую, чтобы помочь ей общаться с Богом. Из Устава, как говорил митрополит Антоний Сурожский, не следует делать идола, кумира. Он благодатен потому, что является лестницей на Небо. Он благодатное средство для постижения Бога, но никак не самоцель.

    Грубо говоря, к примеру, Сергей Бубка взял высоту около шести метров. Обычному человеку, который хочет заниматься прыжками в высоту, говорят: ты тоже должен. Это устав. Вперед. Он летит и ломает себе шею, потому что без подготовки решил выполнить то, к чему тренированный спортсмен готовил себя годами, а может, и десятилетиями.

    Требовать от новоначальных православных христиан исполнения всех норм устава примерно то же, что требовать от только что посаженного зернышка яблони сиюминутных плодов. Плод будет только спустя несколько лет, а если агроном решит по-другому, то он уничтожит растение.

    Святой первоверховный апостол Павел прямо говорит об этом: «О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:11–14).

    Т. е. апостол говорит, что в духовном развитии человека есть уровни. Новоначальным «младенцам» нужно словесное «молоко», понятное им, а уже воцерковленные люди могут принимать и «твердую» пищу. Нельзя младенцу сразу давать твердую еду, у него остановится желудок. Его нужно подготовить к ней.

    В этом смысле православие – это жизнь, постоянное совершенствование. Православие – это рост. И в этот рост, не подумав или сгоряча, с чрезмерным рвением нельзя вторгаться, потому что ты нарушишь эту жизнь или, не дай Бог, прервешь рост. Лучше довериться опытным церковным «виноградарям», которые Богом на то поставлены, чтобы контролировать этот рост, наблюдать за ним, помогать ему. Это священнослужители.

    Выберите себе батюшку по сердцу и советуйтесь с ним. Жизнь по совету – это великая мудрость, так говорят святые отцы.

    Будем помнить, дорогие братья и сестры, что молчание часто важнее слова. И слово ранит сильнее опасной бритвы. Хочешь что-то посоветовать, сначала поищи: в сердце твоем есть ли любовь к этому человеку, есть ли понимание его биографии, внутренних законов его жизни (ведь человек – это целый мир!), можешь ли ты поставить себя на его место, вспомнить, каким ты был в его годы или в неофитстве? Одно из главных правил педагогики – учитель должен сам быть чуть-чуть ребенком и словно бы принижать свой взрослый ум до уровня развития ребенка, разговаривая на его языке. Ему следует самому вспомнить, каким был в этом возрасте. И вот когда вы не механически рубанете с плеча норму устава – одну, вторую, третью и так далее (типа: не становись сюда, не становись туда и пр.), а словно бы проникнете в жизнь другого человека, рассмотрите в нем Святую Святых, образ и подобие Божие, проникнитесь к нему любовью, тогда можете дать совет.

    Нужно помнить, что все начинается с любви. В этом главная норма церковного Устава.

    Иерей Андрей Чиженко

    Богослуже́бный уста́в — совокупность указаний, определяющих структуру и порядок православных богослужений и их сочетаний на все дни года. Книга, в которой устав записан, называется «Типико́н» (греч. Τυπικόν от τύπος — образец, устав).

    Славянский Типикон, сложившийся в своём современном виде к концу XVII века на основе Иерусалимского устава, принят в Русской и некоторых других православных церквях. Вплоть до XIV века в Киевской митрополии действовал Студийский устав.

    Содержание

    • 1 Разновидности уставов
      • 1.1 Студийский устав
      • 1.2 Иерусалимский устав
      • 1.3 Другие уставы
    • 2 Богослужебный устав современной Русской православной церкви
    • 3 Примечания
    • 4 См. также
    • 5 Ссылки

    Разновидности уставов

    Студийский устав

    Студийский устав — составлен преподобным Феодором Студитом, настоятелем Студийского монастыря в Константинополе. Был введён на Руси преподобным Феодосием Печерским и оставался в употреблении Русской церкви вплоть до XIV века, когда был заменён Иерусалимским, получившим к тому времени распространение на Востоке.

    Иерусалимский устав

    Иерусалимский устав — принят в 524 году в лавре преподобного Саввы Освященного, близ Иерусалима. Был введён в общежительных обителях всей Палестины, откуда распространился по всему Православному Востоку. На Руси появился в широком употреблении со времени митрополита Киевского Киприана. Иерусалимский устав не связан напрямую с древним иерусалимским богослужением, но есть сделанная в Палестине переработка первоначальной и малоазийской редакции Студийского синаксаря.

    Другие уставы

    Широкое распространение получили также новая редакция Устава Великой церкви (Византийского), осуществлённая в XIX веке и предназначенная для приходского богослужения (распространена в церквях греческой традиции и в Болгарской церкви).

    Богослужебный устав современной Русской православной церкви

    Последняя редакция русского Типикона была осуществлена в 1695 при Патриархе Адриане; восходит к изданию Типикона при Патриархе Иоакиме в 1682 году. В настоящее время Типикон издаётся Русской православной церковью под следующим заглавием:

    ТИПИКО́Н, си́речь, изображе́ние церко́внаго после́дования во Иерусали́ме святы́я ла́вры преподо́бнаго и богоно́снаго отца́ на́шего Са́ввы.

    Со временем многие указания Типикона перестали применяться на практике, хотя попытки возрождения полностью уставного богослужения предпринимались М. Н. Скабаллановичем и др. Скабалланович так писал о Типиконе:

    «По отношению к богослужению книга с таким заглавием хочет не столько узаконить его малейшие частности, устраняя в нем всякую свободу отправителей, сколько хочет нарисовать высокий идеал богослужения, который красотою своею вызывал бы всегдашнее невольное стремление к его осуществлению, в полной мере, может быть, и не всегда возможному, как и осуществление всякого идеала, следование всякому высокому образцу. Таков, по существу, и весь закон Христов, не осуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению

    На Всероссийском Поместном Соборе 1917—1918 обсуждался вопрос о новой редакции Типикона в Русской церкви, но он остался нерешённым. Богословы XX века призывали уделять большее внимание состоянию души, чем внешнему соблюдению устава. Так, Сергей Фудель писал, что без веры «всякое типиконство есть нечто тягостное, духовно невыносимое», признавая вместе с тем устав «святым оружием духовной борьбы». [1] Сщмч. Иларион Верейский указывал даже на «секту типиконщиков». [2] Протоиерей Александр Мень неоднократно говорил о сходстве Типикона с ветхозаветными книгами.

    Устав Русской православной церкви — внутренний, не имеющий юридической силы [1] документ, регламентирующий деятельность Русской православной церкви (Московского патриархата). Не следует путать с Богослужебным уставом. Ныне действующий юридически значимый Гражданский Устав РПЦ, зарегистрированный в Минюсте РФ при перерегистрации религиозных объединений в соответствии с новым Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [2] , нигде не публиковался.

    Содержание

    • 1 История создания
    • 2 Действующий Устав
    • 3 Примечания
    • 4 Литература
    • 5 Ссылки

    История создания

    Поместный собор 1917—1918 гг. принял ряд решений о управлении Российской церкви, завершив синодальный период её истории; значительная часть определений Собора стала неосуществима в условиях, сложившихся для Церкви в СССР.

    31 января 1945 года Поместный собор принял «Положение об управлении Русской Православной Церкви», которое действовало до 1988 года. В 1961 году гражданская власть настояла на созыве «Архиерейского собора», который внёс изменение в раздел «Положения», касающийся приходов и утвердил решение Синода от 18 апреля 1961 года о мерах по улучшению существующего строя приходской жизни и по приведению его в соответствие с гражданским законодательством о религиозных объединениях в СССР. [3] . В результате, духовенство оказалось отстраненным от руководства приходами, ответственность за хозяйственно-финансовую деятельность полностью возлагалась на исполнительный орган прихода, а контроль за хозяйственной деятельностью приходов со стороны епархиального архиерея исключался. Пересмотр этих разделов «Положения об управлении Русской Православной Церкви» оставался невозможным до 1988 года.

    Работу над новым «Уставом об управлении Русской Православной Церкви», по решению президиума Юбилейной комиссии, возглавил архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл (Гундяев). Устав 1945 года, который готовился в срочном порядке во время войны, где многие вопросы не были определены, был признан абсолютно устаревшим. Предложенный проект, по мнению архиепископа Кирилла, находился в преемственной связи с Определениями Собора 1917–1918 годов. [4] Проект Устава после обсуждался на Архиерейском Предсоборном Совещании 28—31 марта 1988 года и был принят 9 июня 1988 года на Поместном Соборе [5] . Важнейшим изменением стала отмена решения Архиерейского Собора 1961 года об отстранении настоятелей приходов от финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, важным было введение обязательности созыва Поместного Собора, который определялся как орган высшей власти в РПЦ в области вероучения, церковного управления и церковного суда, — «не реже одного раза в пять лет» (II, 2.) Тем не менее, вплоть до 2000 года, когда был принят новый Устав РПЦ, Поместный Собор не созывались ни разу.

    «Устав об управлении РПЦ» действовал до Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года (с поправками, внесёнными в 1990 и 1994 гг.).

    Действующий Устав

    В 2000 году, Архиерейский Собор в Москве принял новый «Устав Русской Православной Церкви», [6] представленный Собору митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым), председателем Синодальной комиссии по внесению поправок в Устав об управлении РПЦ.

    Данный Устав действует и в настоящее время, с поправками, внесёнными в 2008, 2011, 2013, 2016, 2017 годах. [7]

    В соответствии с Федеральным закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О свободе совести и о религиозных объединениях»:

    Статья. Устав религиозной организации

    «»1. Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.
    «»2. В уставе религиозной организации указываются:
    «»наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;
    цели, задачи и основные формы деятельности;
    порядок создания и прекращения деятельности;
    структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;
    источники образования денежных средств и иного имущества организации;
    порядок внесения изменений и дополнений в устав;
    порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности».

    ГК РФ Статья 123.27. Учредители и устав религиозной организации
    (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

    2. Учредительным документом религиозной организации является устав, утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией.
    Устав должен содержать сведения об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации.

    В ЖМП за 1991 год (№10) был опубликован Гражданский Устав, соответствующий советскому закону http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_18125.htm

    Но устав, приведенный в соответствие российскому закону, никогда не публиковался. Опубликован лишь внутренний Устав, а не тот, что зарегистрирван в Минюсте. Прочитав этот внутренний устав, легко заметить, что он не содержит всех сведений, требуемых законом от устава религиозной организации.

    Вот в Киеве встал вопрос о том, кто и как может ликвидировать Киевский Патриархат. Мне интересно, а что про это определено в патриархате Московском.

    Устав православной церкви

    1. Предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) носит титул: «Святейший патриарх Московский и всея Руси».

    2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата РПЦ и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам.

    3. Имя патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах РПЦ по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси».

    4. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем.

    5. Отношения между патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом святых апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора.

    6. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях — Поместные Соборы, и председательствует на них. Патриарх Московский и всея Руси созывает также заседания Священного Синода.

    7. Осуществляя свою каноническую власть, патриарх Московский и всея Руси:

    а) несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода;

    б) представляет Соборам отчеты о состоянии церкви за межсоборный период;

    в) поддерживает единство иерархии церкви;

    г) осуществляет начальственное наблюдение за всеми Синодальными учреждениями;

    д) обращается с пастырскими посланиями ко всей полноте РПЦ;

    е) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом;

    ж) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией;

    з) сносится с предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени;

    и) представляет РПЦ в отношениях с высшими органами государственной власти и управления;

    к) имеет долг ходатайства и «печалования» перед органами государственной власти как на канонической территории, так и за ее пределами;

    л) утверждает уставы Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и епархий;

    м) принимает апелляции от епархиальных архиереев Самоуправляемых Церквей;

    н) издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров духовных школ и иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом;

    о) имеет попечение о своевременном замещении архиерейских кафедр;

    п) поручает архиереям временное управление епархиями в случае длительной болезни, кончины или нахождения под церковным судом епархиальных архиереев;

    р) наблюдает за выполнением архиереями их архипастырского долга по окормлению епархий;

    с) имеет право посещения в необходимых случаях всех епархий РПЦ (пр. 34 свв. Апостолов, пр. 9 Ант. Собора, Карф. 52 (63));

    т) преподает архиереям братские советы как относительно их личной жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга; в случае невнимания к его советам предлагает Священному Синоду вынести надлежащее постановление;

    у) принимает к рассмотрению дела, связанные с недоразумениями между архиереями, добровольно обращающимися к его посредничеству без формального судопроизводства; решения патриарха в таких случаях для обеих сторон обязательны;

    ф) принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход;

    х) разрешает архиереям отпуск на срок более 14 дней;

    ц) награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями;

    ч) награждает клириков и мирян церковными наградами;

    ш) утверждает присуждение ученых степеней и званий;

    щ) имеет попечение о своевременном изготовлении и освящении святого мира для общецерковных потребностей.

    8. Внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест.

    9. Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области.

    Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает патриарший наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского.

    Территориальные границы управления, осуществляемого патриаршим наместником на правах епархиального архиерея, определяются патриархом.

    10. Патриарх Московский и всея Руси является Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями.

    Образование ставропигиальных монастырей и подворий в Московской епархии осуществляется по указам патриарха Московского и всея Руси.

    Образование ставропигий в пределах иных епархий осуществляется с согласия епархиального архиерея по решению патриарха и Священного Синода.

    11. Сан патриарха является пожизненным.

    12. Право суда над патриархом Московским и всея Руси, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит Архиерейскому Собору.

    13. В случае кончины патриарха Московского и всея Руси, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности, Священный Синод под председательством старейшего по хиротонии постоянного члена Синода немедленно избирает из числа своих постоянных членов местоблюстителя патриаршего престола.

    Процедуру избрания местоблюстителя устанавливает Священный Синод.

    14. Церковное имущество, которым обладает патриарх Московский и всея Руси в силу своего положения и должности, является собственностью РПЦ. Личное имущество патриарха Московского и всея Руси наследуется в сooтветствии с законом.

    15. В период междупатриаршества:

    а) Русской православной церковью управляет Священный Синод под председательством местоблюстителя;

    б) имя местоблюстителя возносится за богослужениями во всех храмах РПЦ;

    в) Местоблюститель исполняет обязанности патриарха так, как они изложены в пункте 7 раздела IV Устава РПЦ, кроме пункта «ц»;

    г) митрополит Крутицкий и Коломенский вступает в самостоятельное управление Московской епархией.

    16. Не позднее шести месяцев по освобождении патриаршего престола местоблюститель и Священный Синод в порядке, определенном пцнктом 2 раздела II Устава РПЦ, созывают Поместный Собор для избрания нового патриарха Московского и всея Руси.

    17. Кандидат в патриархи должен отвечать следующим требованиям:

    а) быть архиереем РПЦ;

    б) обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку;

    в) пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа;

    г) «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3, 7);

    Свящ. К. Субботин

    Руководство к изучению Устава Богослужения Православной церкви

    Устав православной церкви

    По благословению

    Архиепископа Пермского и Соликамского

    1. Понятие о Богослужении. Богослужением православной христианской Церкви называется соединение молитвословий, песнопений, чтений слова Божия и священнодействий, совершаемых по определенному, установленному Церковью чину (или порядку) через посредство пастырей Церкви.

    Богослужение, как внешняя сторона религии, служит средством для выражения христианами внутренней религиозной веры и благоговейных чувств к Богу, а равно и средством для таинственного общения с Богом.

    Отсюда и цель установленного православной Церковью Богослужения заключается «во-первых в том, чтобы дать христианам наилучший способ для выражения обращаемых к Господу прошений, благодарений и славословий; во-вторых в том, чтобы научить и воспитать верующих в истинах православной веры и правилах христианского благочестия; и в-третьих в том, чтобы вводить верующих в таинственное общение с Господом и сообщать им благодатные дары Св. Духа» (прот. В. Знаменский)[1].

    2. Разделение Богослужения на общественное и частное. Богослужение, которое совершается от лица всей Церкви и по потребностям, общим для всех христиан, называется общественным: оно выражает общение всей Церкви со Христом; Богослужение, совершаемое по нуждам и желаниям отдельных лиц, называется частным: оно выражает общение отдельных членов с Церковью, и через нее – со Христом.

    3. Разделение церковных служб на постоянные и особенные. Православное Богослужение состоит из многоразличных церковных служб. Сообразно с делением христианского Богослужения на общественное и частное, и церковные службы делятся на два главных вида: 1) на службы, которые выражают жизнь и деятельность всей Церкви, – службы постоянные, или обычные (их всего девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы: 1, 3, 6 и 9-й и литургия), и 2) на службы, которые имеют отношение к потребностям только отдельных членов Церкви, – это службы особенные, частные, так называемые требы (чин крещения, венчания, чин погребения усопших, освящение воды, молебны и мн. др.).

    О церковных службах постоянных

    4. Понятие о кругах Богослужения. Службы общественного Богослужения слагаются из троякого рода молитвословий и песнопений: 1) одни из этих молитвословий и песнопений приспособлены к известным часам суток (дня), напр., к вечеру, полуночи, утру – сообразно с воспоминаемыми в то время священными событиями; 2) другие приспособлены к дням седмицы, сообразно с воспоминаниями, усвоенными этим дням (напр., в воскресенье прославляется Воскресение Христово, в понедельник – бесплотные силы и т. д.); 3) третьего рода молитвословия и песнопения приспособлены к дням года, сообразно с событиями, воспоминаемыми в каждый день года (напр., 1-е октября[2] – Покров Пресвятой Богородицы, 25-е декабря – Рождество Христово, 23-е апреля – св. великомученика и победоносца Георгия и т. д.).

    Молитвословия и песнопения, приспособленные к определенным часам дня, образуют из себя службы дневные, суточные. На каждый день эти службы неизменны и составляют как бы основание общественного Богослужения, так что и самое название свое получают от времени их совершения (служба, совершаемая вечером, называется вечерней, и т. д.).

    Суточные (дневные) службы, изменяясь в течение дня, по прошествии дня, снова начинаются и следуют в том же порядке, как и в прежний день. Весь ряд служб дня и называется кругом Богослужения суточным или дневным.

    Молитвословия и песнопения, приспособленные к дням седмицы, образуют из себя службы седмичные. Службы эти, изменяясь с каждым днем седмицы, по прошествии ее снова начинаются и следуют в том же порядке, как и в прежнюю седмицу. Весь ряд служб седмицы и называется кругом Богослужения седмичным.

    Молитвословия и песнопения, приспособленные ко дням года, образуют из себя годовые. Службы эти, изменяясь с каждым днем года, по прошествии его, снова начинаются и следуют в том же порядке. Весь ряд служб года и называется кругом Богослужения годовым.

    Но эти три вида Богослужения не в отдельности совершаются, а совмещаются в каждой вообще церковной службе, потому что каждый день есть и день суточный и день седмицы (напр. вторник, среда и т. д.) и день года (напр. 1-е или 2-е число января и т. д.); при этом службы суточные являются основными, к ним присоединяются службы седмичного и годового кругов Богослужения.

    5. Круг суточного Богослужения. По примеру ветхозаветной Церкви, ежедневные церковные службы начинаются с вечера, так что каждая ночь относится к последующему дню. С древних времен Церковью в течение суток выделены для Богослужения особые часы, и образовались следующие девять церковных служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час и литургия.

    Литургия – важнейшая из церковных служб; к ней остальные службы служат приготовлением.

    Так как верующим по причине разнообразных житейских занятий неудобно собираться ко всем этим службам отдельно, то уже с древнейших времен христианства Церковью постановлено совершать Богослужение три раза в день: вечером – вечерню, утром – утреню и днем (около полудня) – литургию. Но к этим трем главным службам присоединены были и остальные 6 кратких служб, для которых в древности первоначально собирались особо. Именно: к вечерне присоединены: 9-й час (перед вечерней) и повечерие (после вечерни); к утрени – полунощница (перед утреней) и 1-й час (после утрени); к литургии – 3-й и 6-й часы (перед литургией). Избраны же: вечер, утро и полдень, как времена самые удобные для освящения через молитву всего дня, согласно со словами Давида: «Вечер, заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой» (Пс. 54, 18), а равно и со словами церковной молитвы: «Вечер, и заутра, и полудне, хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех…» (молитва входа на вечерни).

    6. Круг седмичного Богослужения. К неизменному кругу суточного Богослужения на каждый день седмицы прибавляются особые молитвословия и песнопения, относящиеся к священным воспоминаниям, соединяемым с каждым днем седмицы. Воспоминания эти следующие. Первый день седмицы – воскресенье – посвящен воспоминанию воскресения Иисуса Христа из мертвых.

    В богослужебных книгах день этот называется неделею, так как он заменил собою ветхозаветную субботу, день покоя, неделания обычных житейских дел.

    В первый по неделе день – понедельник – прославляются бесплотные силы, т. е., св. ангелы; во вторник – ветхозаветные пророки и между ними высший из пророков – св. Иоанн Предтеча; в среду и пятницу – воспоминаются предательство Господа Иудою, крестные страдания и смерть Спасителя; четверг посвящен прославлению св. апостолов и святителя Николая Чудотворца; в субботу, как день покоя, прославляются все достигшие вечного покоя святые и особенно – мученики, а также совершается поминовение всех вообще усопших в вере и надежде на воскресение и жизнь вечную. Молитвословия и песнопения в честь Божией Матери положены на каждый день седмицы, на ряду с другими священными воспоминаниями.

    В православной церкви Устав – это свод правил, регулирующий и упорядочивающий ее деятельность. Уставу православной церкви уже более тысячи лет, и в течение всего этого времени каждый рукополагаемый диакон, священник и архиерей дает присягу на верность Вселенской Церкви, обязуясь при этом соблюдать и свято чтить ее Устав. Церковный Устав – это своего рода конституция церкви, но, в отличие от государственной конституции, в нее не может быть внесено никаких изменений. Такое серьезное исполнение религиозных законов призвано подчеркивать тот факт, что православная церковь незыблема, постоянна, и не подлежит реформациям в вопросах, касающихся как догматических истин, так и исполнения богослужебных правил.

    Максимально точное исполнение Устава православной церкви необходимо для того, чтобы уберечь ее паству от уклонения в ереси, совращения в другие вероисповедания. Подобно тому, как военный устав удерживает армию в безукоризненном порядке, помогает ей охранять рубежи державы, а уклонение от него считается военным преступлением, так и Устав православной церкви стоит на страже порядка внутрицерковного, обеспечивающего единство и нерушимость как всей Вселенской Церкви в целом, так и отдельных поместных православных церквей.

    Устав Русской Православной Церкви

    Каждая поместная церковь имеет свой Устав, который, впрочем, повторяет и подтверждает основные положения общего православного Устава. Русская Православная Церковь не является исключением – ее окончательный Устав дополнен и утвержден в 2010 году на Освященном Юбилейном Архиерейском Соборе.

    В отличие от Устава православного богослужения, в который строго-настрого запрещено вносить какие бы то ни было поправки, изменения и дополнения, Уставы поместных церквей являются официальными документами, и поэтому их можно и нужно редактировать, принимая во внимание особенности времени, а также изменения в мире и обществе.

    В последнюю редакцию Устава Русской Православной Церкви внесены разделы, посвященные общим положениям, определяющим иерархию, деятельность церковных судов, Поместных Соборов, Архиерейских Соборов, Священного Синода и всех Синодальных учреждений, а также полномочия и обязанности Предстоятеля Русской Православной Церкви. Помимо основного Устава, Русская Православная Церковь пользуется множеством уставов, регламентирующих жизнь епархий, благочинств и церковных приходов.

    Типикон – Устав православного богослужения

    Однако самым широко используемым с давних времен сводом правил в церкви является Устав православного богослужения, иначе называемый Типиконом. Типикон содержит в себе массу указаний, касающихся не только того, как проводить богослужение, но и постов, трапез, подвижных и неподвижных богослужебных кругов, правил монастырского общежития, совершения храмовых и престольных праздников.

    Этот православный Устав расписывает жизнь верующего человека вплоть до количества земных и поясных поклонов в те или иные дни недели. Раньше Типикон имел в своем распоряжении лишь церковный клир и монастыри, но сегодня, благодаря развитию церковного издательского дела, Устав православного богослужения можно купить в любом книжном магазине. Это привело к тому, что некоторая часть мирян, несмотря на то, что строгое исполнение Типикона предписывается только монахам, пытаются строить свою жизнь по всем строгостям церковного Устава. Священнослужители не одобряют такое рвение, объясняя, что оно может привести к быстрому разочарованию и выгоранию, и, как следствие – разочарованию в вере.

    Когда скоропостижно умер Патриарх Сергий, Патриархом всея Руси избрали Алексия, который был мудрым руководителем Русской Православной Церкви в течение 25 лет. В 1947 году в календаре опубликовали его распоряжения для всех настоятелей московских храмов с заметками о положениях, в которых объяснялся церковный устав.

    Устав православной церкви

    С тех пор прошло шестьдесят лет, но актуальность указания Патриарха не потеряли. Устав еще называют Типиконом – это книга, в которой излагается порядок совершения богослужений суточного круга. В этот круг входят: утреня, часы, Литургия, вечерня, повечерие, седмичного (Октоих), месячного (Минеи), богослужений св. Четыредесятницы и св. Пятидесятницы, а также различные чины соединения этих служб при их совпадениях.

    Церковь приняла церковный устав, и он действует уже более тысячи лет. Когда происходит посвящение, священнослужители присягаются соблюдать правила. Православные епископы в момент получения хиротонии в чине «Исповедания» в присутствии священства, клира и прихожан дают клятву о соблюдении церковного устава.

    Он имеет силу внешнего Богопочитания, Церковь смотрит на него не как на обычную книгу, созданную человеческим умом, а как на святое творчество, обязательное для всех православных при совершении богослужений. В течение тысячи лет устав обогащался новыми службами, дополнялся, не оставаясь сухим и мертвым предписанием.

    Церковный устав является не только свидетельством законности, он — высокий идеал богослужения, который показывает образец, тип службы и вызывает стремление следовать этому идеалу как неукоснительному предписанию церковного правила.

    Кто же составлял Типикон? В большей степени он принадлежит перу святых отцов и подвижников Церкви. Молитвы и песнопения святого Иоанна Дамаскина, преподобного Космы, святого Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста приняты уставом и действуют с V века.

    Устав православной церкви

    Молитва — проявление духовной жизни человека, необходимое средство для роста души, борьбы со страстями, искушениями, потребность верующего. Но молитве тоже надо учиться и стараться это делать так, как святые отцы.

    Для этого и введен церковный устав, имеющий важное значение для чина богослужения и духовной жизни человека. Предписания Типикона мудры, велико их воспитательное значение и сила. И пастырь, и паства, благоговейно исполняющие закон службы, объединяются и питаются единым духом православия, который удерживает от расколов и принятия ересей.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector