Урок для 8-го класса по теме Житие преподобного Сергия Радонежского

Презентация 8 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Презентация к уроку литературы в 8 классе. *** Похвала наша Сергию не ему пользу приносит, но для нас спасением будет духовным. Епифаний Премудрый.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Презентация к уроку литературы в 8 классе

2 *** Похвала наша Сергию не ему пользу приносит, но для нас спасением будет духовным. Епифаний Премудрый

4 Толковый словарь Угодник – лицо, возведённое в ранг святых за совершённые при жизни особо угодных богу дел. Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность. Обет – торжественное обещание, обязательство. Отрок – мальчик-подросток. Житие – описание жизни святого. Обычно пишется уже после его смерти близко знавшим его человеком, свидетелем чудес.

5 Написано в 1418 году, спустя 26 лет после кончины Святого Сергия, его учеником премудрым Епифанием.

7 Святое видение отроку Варфоламею Михаил Несторов C:\Documents and

8 Юность Преподобного Сергия Михаил Несторов После смерти родителей несколько лет погруженный в молчание, в полном одиночестве жил он в лесу, усердно молясь, трудясь, постясь и скудно питаясь.

10 О жизни Преподобного Сергия существует множество легенд. Легенда о медведе Легенда о Богородских игрушках

11 Однажды Преподобный Сергий увидел перед своей хижиной большого медведя. Испугавшись в первый момент, Преподобный понял, что зверь не столько свиреп, сколько голоден. Вынес он краюху хлеба и положил на пень перед медведем. Съев угощение, медведь удалился в лес. С тех пор зверь стал часто приходить к жилищу, ожидая угощения. А Преподобный благодарил Бога, что послал ему лютого зверя на утешение.

12 Легенда о том, как зародился промысел Богородской игрушки, рассказывает, что первую деревянную игрушку сделал сам Преподобный Сергий. Будто бы он в свободное от молитв и трудов время вырезал из липы птичек, коньков и дарил «на благословенье» детям.

13 Сергий Строитель Николай Рерих

14 Труды Преподобного Сергия Михаил Нестеров Сергий отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом.

15 Преподобный Сергий Радонежский Михаил Нестеров

16 По версии жития, отправляясь на Куликовскую битву с Мамаем, князь Дмитрий поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю. Пересвета Ослябю

24 Незадолго до смерти, Сергий Радонежский завещал своим инокам «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную», «смирением украшать себя», «единомыслие друг с другом хранить», «ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения».

27 Храм Сергия Радонежского

28 Памятник Сергию Радонежскому в Сергиевом Посаде

31 Орден Преподобного Сергия Радонежского ***

32 Такие светоносные явления, как Сергий Радонежский, вызываются не итогом чего-то, а предвестием, в том числе необходимостью спасательных переходов через духовное бездорожье всех времен.

33 *** Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам строителем нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведённые в нём траты. Ворота Лaвры Преподобного Сергия затворятся и лампады над его гробницей погаснут только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его.

Оборудование урока: икона преподобного Сергия Радонежского; текст “Жития преподобного Сергия Радонежского”; иллюстрации Жития; карточки с толкованием устаревших слов; карточки с вопросами.

Приветствие, организация рабочих мест (проверка готовности к уроку: наличие на столах учеников рабочих тетрадей, православных изданий по теме урока).

  1. Ознакомление учащихся с темой урока.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся.
  3. Установка на целостное восприятие.
  4. Проверка первичного восприятия
  5. Анализ произведения.
  1. Заключение. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1. Ознакомление учащихся с темой.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Прочитайте название произведения, которое мы с вами будем сегодня изучать.

Уч-ся. “Житие Преподобного Сергия Радонежского”.

Учитель. Вы знаете, какие произведения называют житиями?

Уч-ся. Житие – это литературное произведение, которое рассказывает о жизни святого и имеет свои особенности.

Учитель. Назовите эти особенности?

Уч-ся. В житие рассказывается в определенной последовательности о жизни святого.

Учитель. Кого называют святыми?

Уч-ся. Это люди, которые следовали заповедям Бога.

Учитель. Познакомимся с историей создания “Жития преподобного Сергия Радонежского”.

Выступление уч-ся с сообщением об истории написании “Жития Преподобного Сергия Радонежского”.

“Житие Преподобного Сергия Радонежского” было написано Епифанием, мастером “плетения словес”, прозванным современниками за ученость Премудрым. Епифаний с 1830 г. был монахом Троицкого монастыря, знал его основателя, наблюдал за жизнью и деятельностью Сергия вплоть до его кончины в 1392 г. Личные впечатления, а также многочисленные рассказы и предания о Сергии, записи которых постоянно вел Епифаний, послужили основой для создания около 1418г. “Жития Сергия Радонежского”.

Учитель. Так как житие было написано давно, то в нем вам встретятся непонятные слова. У вас на столах карточки, на которых выписаны некоторые из них и объяснено их значение.

Благообразный – приятный по внешнему виду.
Смиренно – не гордо, кротко.
Отрок – мальчик.
Чадо – ребенок.
Скорбит – грустит.
Мошна – мешочек.
Уста – рот.
Вкушение – то, когда едят.

3. Установка на целостное восприятие.

Учитель. Послушайте, как описал детство и юность преподобного Сергия Епифаний Премудрый.

Учитель читает житие.

4. Проверка первичного восприятия

Учитель. Какой эпизод из жизни преподобного Сергия Радонежского вам больше запомнился?

Далее самостоятельная работа уч -ся с текстом жития.

5. Анализ произведения.

Учитель. Сейчас мы с вами обсудим следующие вопросы: (могут быть выведены на экран с помощью мультимедийного проектора, записаны на доске или в виде опросника на стол каждому учащемуся).Уч-ся самостоятельно записывают тезисы в тетрадях в ходе работы с вопросами.

  1. С чего начинает Епифаний Премудрый описание жизни преподобного?
  2. Автор жития называет родителей Сергия – благоверными. Что означает это слово?
  3. Чем отличался преподобный Сергий в детстве от других детей?
  4. Какое было знамение его родителям?
  5. Как вы думаете, почему отрок Варфоломей не мог научиться грамоте?
  6. Почему семья преподобного Сергия переехала в Радонеж?
  7. Какова была иноческая жизнь преподобного Сергия?
  8. Какую роль сыграл Сергий Радонежский в истории Руси?

III. Заключение. Подведение итогов.

Учитель. Итак, сегодня мы познакомились с “Житием Преподобного Сергия Радонежского”. Многие из них мы уже становили. Какие?

Уч-ся. Житие состоит из трех частей. Первая часть – вступительная, в котором автор, обращаясь к читателю, рассказывает о себе, об истории написания жития. Вторая часть – основная, в ней рассказывается о жизни святого. Заканчивается житие третьей частью – молитвой, похвалой святому.

IV. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему “Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства” объем 1-2 листа.

Сергий Радонежский (1314–1392 гг.) – иеромонах Русской церкви, преобразователь монашества в Северной Руси, основатель Свято-Троицкого монастыря. Был причислен к лику святых. Именно он от имени Русской церкви впервые призвал к борьбе с ордынским игом.

Урок для 8-го класса по теме Житие преподобного Сергия Радонежского

Детство

Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом. При крещении будущий святой получил имя Варфоломей. В семь лет родители отдали его учиться грамоте. Сначала обучение давалось мальчику очень плохо, однако постепенно он изучил Святое писание, заинтересовался церковью. С двенадцати лет Варфоломей начал строго поститься, много молился.

Основание монастыря

Примерно в 1328 году будущий иеромонах вместе с семьей переехал в Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном ушли в пустынные места. В лесу на холме Маковец они построили небольшой храм Троице.

В 1337 году, в день памяти мучеников Сергия и Вакха, Варфоломей принял постриг под именем Сергий. Вскоре к нему стали приходить ученики, на месте церкви образовалась обитель. Сергий становится вторым игуменом и пресвитером обители.

Религиозная деятельность

Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского – Троице-Сергиев монастырь. Узнав о возникновении обители, вселенский патриарх Филофей прислал игумену грамоту, в которой отдавал должное его деятельности. Преподобный Сергий был уважаемой личностью в княжеских кругах: он благословлял правителей перед битвами, примерял их между собой.

В краткой биографии Радонежского стоит отметить, что за всю свою жизнь иеромонах Русской церкви кроме Троице-Сергиевого, основал еще несколько монастырей – Борисоглебский, Благовещенский, Старо-Голутвинский, Георгиевский, Андронникова и Симонова, Высотский.

Скончался великий иеромонах Сергий 25 сентября 1392 года.

Почитание памяти

Сергий Радонежский был причислен к лику святых в 1452 году. В произведении «Житие Сергия», основном первоисточнике жизнеописания иеромонаха, Епифаний Премудрый писал, что за свою жизнь святой Радонежский множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека.

Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении. 25 сентября, в день смерти святого, верующие празднуют день его памяти.

Другие варианты биографии

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • В «Житие Сергия» рассказывается, что Варфоломей научился читать и писать благодаря благословению святого старца.
  • Среди учеников Сергия Радонежского были такие известные религиозные деятели, как Авраам Галицкий, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, преподобный Андроник, Пахомий Нерехтский и многие другие.
  • Жизнь святого вдохновила многих писателей (Н. Зернова, Н. Костомарова, Л. Чарскую, Г. Федотова, К. Случевского и др.) на создание художественных произведений о его судьбе и деяниях, в том числе ряда книг для детей. Биография Сергия Радонежского изучается школьниками в 6 классе.

Тест по биографии

Небольшой тест по краткой биографии Радонежского поможет вам лучше усвоить материал:

Тема урока: Житие преподобного Сергия Радонежского заступника и молитвенника за землю Русскую.

Форма проведения: урок-путешествие.

Образовательная: познакомить учащихся с особенностями житийной литературы на примере « Жития Сергия Радонежского», рассмотреть духовный путь игумена.

Развивающая: развивать культуру устной речи, навыки анализа текста, навыки выразительного чтения и пересказа, развивать умение делать выводы.

Воспитательная: формирование духовного мира учащихся, интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за его прошлое.

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач.

Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования содержания слова, предложения, текста.

Приёмы: беседа, работа с тетрадями, фронтальный и индивидуальный опрос, выразительное чтение, театрализованное представление.

Оборудование: записи на доске слов и их толкований, репродукция картины М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

  1. Организационный момент урока.

Звучит эпиграф урока:

Сколько веры, сколько силы!

Духом плоть побеждена.

С этой верой тьма могилы

Человеку не страшна!

Эти светочи земли…

О, хотя частицу веры

Их мне, Господи, пошли!

2 . Введение в тему. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы.

-Сегодня мы совершим путешествие во времени и отправимся в далёкий 14 век, чтобы ближе познакомится с человеком, который за свою праведную жизнь возведён в святые Земли Русской. Целью нашего путешествия во времени будет ответ на вопрос : «Почему Сергий Радонежский был причислен к лику святых?»

3. Словарная работа

Для того чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо пополнить наш словарный запас необходимыми терминами. Откройте тетради, запишите значения нужных слов.

( На доске записано:

Житие-жизнеописание, оно рассказывает не только о фактах биографии, но и духовной жизни человека.

Молитва- обращение к Богу.

Пост- воздержание в еде.

Преподобный — монах, достигший святости.

Литургия-главная церковная служба, проводимая в первой половине дня.

Инок-монах. Искушение- испытание.

Просфора-хлеб, который вкушают до и после литургии.)

4 .Работа с текстом

-А теперь обратимся к тексту « Жития…»

-Ответьте на вопросы:

— Какое имя дали святому при крещении?

— Каким был Варфоломей в детстве?

— Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой?

— Какие три чуда произошли с Сергием до принятия монашества?

— Какие чудеса он мог творить?

5. Анализ репродукции картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

-Для того чтобы лучше представить те далёкие события, давайте посмотрим на картину М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

Урок для 8-го класса по теме Житие преподобного Сергия Радонежского

-Кого мы видим на картине?

Отрок и старец стоят на возвышении. Они на переднем плане картины, значит, главные герои, а за ними русская земля. Почему так? Потому что Сергий — будущий молитвенник за Русь, заступник земли русской.

-Какое важное событие в жизни отрока Варфоломея изображено на картине?

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета – поднялись,

Три, четыре – руки вниз.

7. Инсценирование отрывка из текста «Жития…»

— Об этом важном событии расскажет сценарий, подготовленный вашими одноклассниками.

Выходит ученик, исполнитель роли Инока, в монашеском одеянии и молитвенно опускает голову.

— Однажды Варфоломей пошёл в поле искать пропавших жеребят и увидел незнакомого ему старца.

Выходит другой ученик, исполнитель роли Варфоломея и подходит к старцу.

— Что тебе надобно, чадо?

— Отче, отче, мне не даётся ученье,

Помолись о немощи этой моей!

Ведь без Господа не даётся ничего же-

Он услышит молитвы твои!

Я хотел бы читать Слово Божие

Так как умеют это братья мои.

— Сердце моё помочь тебе радо.

Вместе с тобой мы помолимся, чадо.

Разве Господь не услышит нас?

— Ангел с отроком клали поклоны,

И горела в них к Богу любовь.

— От Бога тебе отрада-

Святая просфоры часть.

Мал кусочек, но дар велик.

В сей частице от Бога разум

К постижению священных книг!

Старец и отрок уходят.

Ведущий читает стихотворение:

— Он был украшен воздержаньем,

Постился строго с ранних лет.

В молитве и благодеяньях

Проходит дней его расцвет.

Любил он бедную одежду,

Трудился для семейных нужд.

Был кроток, тих, во всём прилежен

И развлечений детских чужд.

Одно в нём близких огорчало:

Давалась грамота с трудом,

Но это тоже означало

Особый промысел о нём.

Он старца дивного встречает,

Ему решается сказать,

Что более всего желает

Науку книжную понять.

И черноризец, помолившись,

Просфору отроку подал,

А тот, вкусив её, не сбившись,

Псалтырь с усердьем прочитал.

С тех пор успешно он учился,

Тем радуя отца и мать

И больше прежнего молился,

Мечтая сам монахом стать.

— Итак, путешествие наше подошло к концу, давайте вспомним цель нашего путешествия и ответим на вопрос «Почему Сергий Радонежский был причислен к лику святых?» Остаётся добавить, что святые — это люди добрые, кроткие, явившие пример Христовой любви, смирения, верности Богу. Таким и был преподобный Сергий Радонежский.

8. Домашнее задание: ответьте письменно на вопрос: «Зачем нам, людям 21 века, изучать житие святого?»

Урок для 8-го класса по теме Житие преподобного Сергия Радонежского

№ слайда 1

Житие Сергия Радонежского Фрагмент кружкового занятия в 8 классе Учителя МОУ СОШ № 19 г. Кореновска Паньковой Елены Ивановны

Урок для 8-го класса по теме Житие преподобного Сергия Радонежского

№ слайда 2

Цель: Повторение понятий «ЖИТИЕ», «ЖИТИЙНАЯ ИКОНА» Показать нравственные и духовные основы мировоззрения СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе изучения житийной литературы и иконографии.

Урок для 8-го класса по теме Житие преподобного Сергия Радонежского

№ слайда 3

Почему Сергий Радонежский один из самых почитаемых святых на Руси?

Урок для 8-го класса по теме Житие преподобного Сергия Радонежского

№ слайда 4

В чём принципиальное отличие данных икон?

Урок для 8-го класса по теме Житие преподобного Сергия Радонежского

№ слайда 5

Сергий Радонежский с житием 16 в.

Урок для 8-го класса по теме Житие преподобного Сергия Радонежского

№ слайда 6

Почему Сергий Радонежский один из самых почитаемых святых на Руси?

Урок для 8-го класса по теме Житие преподобного Сергия Радонежского

№ слайда 7

Долго принуждала его братия стать игуменом. И он наконец внял их мольбам. И начал блаженный учить братию.

Урок для 8-го класса по теме Житие преподобного Сергия Радонежского

№ слайда 8

«Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься».

Урок для 8-го класса по теме Житие преподобного Сергия Радонежского

№ слайда 9

Но вот победа одержана, и князь с митрополитом Алексием просят святого принять сан епископа, а потом и митрополита. И преподобный также решительно отказывается, обещая в случае повторения просьбы уйти в леса, “туда, где его никто не сыщет”.

Урок для 8-го класса по теме Житие преподобного Сергия Радонежского

№ слайда 10

“Не ужасайся, избранник мой, я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя об учениках… и об обители твоей. Не скорби уже, ибо отныне она всем изобилует, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем ко Господу неотлучна буду от обители твоей, подавая потребное неоскудно, снабдевая и покрывая ее”.

Урок для 8-го класса по теме Житие преподобного Сергия Радонежского

№ слайда 11

Почему Сергий Радонежский один из самых почитаемых святых на Руси?

Урок для 8-го класса по теме Житие преподобного Сергия Радонежского

№ слайда 12

Льётся тихий свет с высоты небесной на нас… Будем же всматриваться в дивные образы их, стремясь к жизни вечной.

Урок для 8-го класса по теме Житие преподобного Сергия Радонежского

Урок — исследование изучаемого материала с опорой на имеющиеся знания учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок Сергий Радонежский»

ОУ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Колундаевская средняя общеобразовательная школа»

Предмет: литература

Тема урока: «Образ Сергия Радонежского» (Б.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский»).

Форма учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Фамилия, имя, отчество учителя: Благородова Людмила Александровна

Общедидактические цели: создать условия для осознания и первичного осмысления блока новой учебной информации, способствовать осмыслению связи нового материала с изученным ранее.

Технология формирования исследовательской культуры учащихся.

Триединая дидактическая цель урока:

Образовательный аспект: Войти в мир книги, повествующей о духовном пути Сергия Радонежского и разрешить поставленную проблему: каким должен быть человек.

Развивающий аспект: Способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков.

Воспитательный аспект: Способствовать приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).

Прогнозируемый результат: В процессе личностно-значимой деятельности учащиеся приобретут позитивный опыт, который позволит им овладеть необходимыми нравственными ценностями в современном обществе.

Результативность этапов урока

Актуализация имеющихся знаний.

Пробуждение интереса к теме.

Создает условия для актуализации знаний, формирования проблемы и цели на основе мотивации.

Выявляет первые впечатления о прочитанном тексте.

Ставит перед учениками проблему:

-Каким должен быть человек?

Создает условия дополнительной мотивации.

Актуализируют знания по предыдущим темам:

«Житие как жанр древнерусской литературы»

Работают с высказываниями, соотносят свою точку зрения о герое прочитанного произведения с данными мнениями:

1.Преподобный Сергий своей жизнью поднял упавший дух родного народа, вдохнув в него веру «в свое будущее».

2.Он признанный облик благочестия и простоты, отшельник и учитель, заслуживший высший свет.

Урок для 8-го класса по теме Житие преподобного Сергия Радонежского

Урок — исследование изучаемого материала с опорой на имеющиеся знания учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок Сергий Радонежский»

ОУ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Колундаевская средняя общеобразовательная школа»

Предмет: литература

Тема урока: «Образ Сергия Радонежского» (Б.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский»).

Форма учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Фамилия, имя, отчество учителя: Благородова Людмила Александровна

Общедидактические цели: создать условия для осознания и первичного осмысления блока новой учебной информации, способствовать осмыслению связи нового материала с изученным ранее.

Технология формирования исследовательской культуры учащихся.

Триединая дидактическая цель урока:

Образовательный аспект: Войти в мир книги, повествующей о духовном пути Сергия Радонежского и разрешить поставленную проблему: каким должен быть человек.

Развивающий аспект: Способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков.

Воспитательный аспект: Способствовать приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).

Прогнозируемый результат: В процессе личностно-значимой деятельности учащиеся приобретут позитивный опыт, который позволит им овладеть необходимыми нравственными ценностями в современном обществе.

Результативность этапов урока

Актуализация имеющихся знаний.

Пробуждение интереса к теме.

Создает условия для актуализации знаний, формирования проблемы и цели на основе мотивации.

Выявляет первые впечатления о прочитанном тексте.

Ставит перед учениками проблему:

-Каким должен быть человек?

Создает условия дополнительной мотивации.

Актуализируют знания по предыдущим темам:

«Житие как жанр древнерусской литературы»

Работают с высказываниями, соотносят свою точку зрения о герое прочитанного произведения с данными мнениями:

1.Преподобный Сергий своей жизнью поднял упавший дух родного народа, вдохнув в него веру «в свое будущее».

2.Он признанный облик благочестия и простоты, отшельник и учитель, заслуживший высший свет.

Ссылка на основную публикацию