8 сентября весь православный мир отмечает Сретение иконы Владимирской Божией Матери в память о встрече иконы в Москве в 1395 году. Один из самых ранних списков чудотворной иконы приписывается Андрею Рублеву, который работал во Владимире конце XIV – начале XV века над росписями Успенского собора. Список сегодня хранится в коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника (на снимке).
История обретения праздника такова: в 1395 году Тамерлан уверенно двигался к Москве, и численность его войск в разы превышала русские дружины. По указу московского князя Василия I чудотворную икону Владимирской Божией Матери было решено перенести крестным ходом в Москву. Поход длился 10 дней. 8 сентября икону торжественно передали москвичам в храме Марии Египетской. На этом месте позже был основан Сретенский монастырь, а улица получила название Сретенка («встреча»).
Причины, по которым Тамерлан неожиданно повернул свои войска около Ельца и в Москву не пошел, крылись в сложной политической обстановке. Возможно Тамерлан рассудил, что, разбив Москву, он получит более сильного врага в лице литовского князя. Но, как бы там ни было, все москвичи считали, что произошло чудо иконы Владимирской Божией Матери, которая спасла столицу от нашествия Тамерлана. Во Владимир святыню привозили несколько раз, но в конце XV века окончательно оставили в Москве и поместили в Успенском соборе. Во Владимире остался список иконы.
Ольга Гагина, старший научный сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника: «Этот список повторят и размер, и тип византийской иконы – «умиление», когда младенец Иисус щечкой прижимается к щеке матери и обнимает ее за шею. Это самый почитаемый и самый любимый тип Богородичных икон на Руси. Но икона Андрея Рублева отличается от византийской. Он изменил положение рук Богородицы, и она теперь не держит на руке младенца. А он буквально парит в воздухе, как бы самостоятельно шествуя, начиная свой путь на земле. Для этого Рублев опустил левую ножку Иисуса, и его маленькие ступни оказались на одном уровне. Руки Богородицы также находятся на одном уровне и обращены ладонями вверх – это и моление ее, и ее дар миру. Она протягивает людям самое дорогое, что у нее есть, – своего сына. И глаза Богоматери не смотрят на молящегося. Взгляд ее как бы обращен в себя – ведь она с самого начала знает судьбу своего сына. Икона Рублева не поражает ни размерами, ни яркостью, ни многоцветием, но если вы остановите на ней свой взгляд, то те огромные любовь, мудрость и жертвенность станут вам понятны. А это именно то, что хотел сказать нам Андрей Рублев».
Сегодня список иконы «Богоматерь Владимирская» Андрея Рублева можно увидеть в зале «Шедевры древнерусской иконописи» в музейном центре «Палаты». Оригинал византийского происхождения находится в храме-музее святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Материал подготовлен пресс-службой Владимиро-Суздальского музея заповедника.
Уважаемые читатели, присоединяйтесь к нам в соцсети ВКонтакте. Если вам есть чем поделиться с редакцией «Царьград Владимир/Иваново», присылайте свои наблюдения, вопросы, новости на электронную почту [email protected]
Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
Владимирская икона Божией Матери
В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву.
Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении от врагов и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всенародное празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Оригинал иконы находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Молитвы
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 4
Днесь све́тло красу́ется сла́внейший град Москва́,/ я́ко зарю́ со́лнечную восприе́мши, Влады́чице,/ чудотво́рную Твою́ ико́ну,/ к не́йже ны́не мы притека́юще и моля́щеся Тебе́, взыва́ем си́це:/ о, пречу́дная Влады́чице Богоро́дице!/ Моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́ Бо́гу на́шему,/ да изба́вит град сей и вся́ гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих,// и спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 8
Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых/ прише́ствием Твоего́ честна́го о́браза, Влады́чице Богоро́дице,/ све́тло сотворя́ем пра́зднество сре́тения Твоего́ и обы́чно зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской»
О, Всеми́лостивейшая Госпоже́ Богоро́дице, Небе́сная Цари́це, Всемо́щная Засту́пнице, непосты́дное на́ше Упова́ние! Благодаря́ще Тя о всех вели́ких благодея́ниях, в ро́ды родо́в лю́дем русским от тебе́ бы́вших, пред пречи́стым о́бразом Твои́м мо́лим Тя: сохрани́ град сей (или: весь сию́, или: святу́ю оби́тель сию́) и предстоя́щия рабы́ Твоя́ и всю Зе́млю Ру́сскую от гла́да, губи́тельства, земли́ трясе́ния, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни. Сохрани́ и спаси́, Госпоже́, Вели́кого Господи́на и Отца́ на́шего (имярек), Святе́йшего Патриа́рха Моско́вского и всея́ Руси́ и Господи́на на́шего (имярек), Преосвяще́ннейшего епи́скопа (или: архиепи́скопа, или: митрополи́та) (титул), и вся Преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя. Даждь им Це́рковь Русскую до́бре упра́вити, ве́рныя о́вцы Христо́вы неги́блемы соблюсти́. Помяни́, Влады́чице, и весь свяще́ннический и мона́шеский чин, согре́й сердца́ их ре́вностию о Бо́зе и досто́йно зва́ния своего́ ходи́ти коего́ждо укрепи́. Спаси́, Госпоже́, и поми́луй и вся рабы́ Твоя́ и да́руй нам путь земна́го по́прища без поро́ка прейти́. Утверди́ нас в ве́ре Христо́вой и во усе́рдии ко Правосла́вной Це́ркви, вложи́ в сердца́ на́ша дух стра́ха Бо́жия, дух благоче́стия, дух смире́ния, в напа́стех терпе́ние нам пода́ждь, во благоде́нствии – воздержа́ние, к бли́жним любо́вь, ко враго́м всепроще́ние, в до́брых де́лех преуспе́яние. Изба́ви нас от вся́каго искуше́ния и от окамене́ннаго нечу́вствия, в стра́шный же день Суда́ сподо́би нас хода́тайством Твои́м ста́ти одесну́ю Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Восьмого сентября православные отмечают один из наиболее важных религиозных праздников. Торжество называется Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. В этот день принято воздавать дань уважения одной из самых чтимых православных чудотворных святынь — иконе Богоматери. Каково значение праздника? Как следует молиться у знаменитой святыни?
О значении праздника
Слово «сретение» на церковнославянском означает «встреча». В истории Руси оно стало означать одно из важнейших событий. Восьмого сентября 1395 года чудотворную Владимирскую икону принесли из Владимира в Москву, где она была встречена едва ли не всем населением города. Перед ней начали совершать молебны, благодаря чему столица Руси была чудесным образом спасена от вторжения непобедимого завоевателя Тамерлана.
Описание
Владимирская икона наиболее ранняя из известных сохранившихся до наших дней. На ней изображен лик Божьей Матери с припадающим к ее щеке младенцем Иисусом Христом. Примечательность иконы заключается в том, что на ней можно увидеть ступню маленького Иисуса.
История
Этот священный образ является одним из самых важных в православии. Перед ним накануне военных походов русские князья возносили свои молитвы о даровании их войску победы. Перед ликом Божьей матери помазывались на царство государи российские, присягала на верность московская знать, избирались первосвятители.
В разные времена священный образ Владимирской Богоматери спасал русское войско от поражений в неравных битвах. В 1395-м началось очередное нашествие армии татарских завоевателей во главе с полководцем Тамерланом на русские земли. Численность татарского войска, до сих пор не знавшего поражений, в несколько раз превышала армию защитников, которым оставалось надеяться лишь на Божье заступничество.
Князем московским Василием Дмитриевичем было принято решение привезти из Владимира священную икону Богоматери. На всем пути, по которому везли чудесный образ, его коленопреклоненно встречали тысячи людей. Они молились Богоматери о спасении Руси. В столицу икона была доставлена двадцать шестого августа по старому стилю (по новому это восьмое сентября).
Легенда рассказывает о том, что в это время Тамерлан отдыхал в своем шатре. Предводителю вражеского войска приснилась высокая гора, с которой к его шатру спустились священнослужители, над головами которых сияла фигура лучезарной Девы в окружении Божьих ангелов с мечами.
Утром Тамерлан поведал своим мудрецам-гадателям об увиденном сне. Мудрецы заявили властелину, что ему не под силу победить Божью Матерь и ангелов. Завоеватель решил, что силы неравны, и повернул назад.
Без малого спустя сто лет после этого события (в 1480 году) к столице Руси подошло многотысячное войско ордынского хана Ахмета. Армия князя Ивана III ожидала противника на одном из берегов Угры. Легенда гласит, что без каких бы то ни было видимых причин татарские воины остолбенели от ужаса, а затем обратились в бегство.
До октября 1917-го ежегодно 23 июня в честь этого события в столице устраивались Крестные ходы. Священный лик Владимирской Богоматери проносили от Успенского собора в Кремле до Сретенского храма. На месте сретения священной иконы в Москве был возведен Сретенский храм. Сам чудотворный образ остался в столице. Он хранится в стенах Успенского собора.
В 1547-м произошло еще одно чудесное событие, увековеченное в легендах. Загорелся Кремль. Служители попытались вынести из здания образ Богоматери, однако никто из них не смог сдвинуть икону с места. Над куполом храма появился светозарный лик Богоматери, а пожар прекратился.
Во времена большевистских гонений икона хранилась в запасниках Третьяковской галереи. Осенью 1999-го образ Богоматери был передан монастырю Святого Николая. Здесь Владимирскую Икону хранят по сей день.
О чем молятся Владимирской иконе Божьей Матери
К образу Богоматери Владимирской обращаются в поисках помощи в принятии важных судьбоносных решений. Просят люди заступничества в лихую годину, а также исцеления от тяжкого недуга. Чудодейственная икона поможет людям найти путь истинный и укажет верное решение, придаст сил во времена сложных испытаний и укрепит веру. Молитвенное обращение к священному образу залечит любые раны как физические, так и моральные.
Во время произнесения молитвы следует помнить, что все слова нужно говорить искренне и от всего сердца:
Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая являшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Тем же блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабах Твоих, еже избавиться нам от всякого совета лукавого и от всякого обстояния, и сохраниться нам неврежденным от всякого ядовитого прилога диавольского. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаемы, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
8 сентября православные отмечают Сретение Владимирской иконы Божией матери. Рассказываем об истории этого церковного праздника и о том , почему сегодня нельзя отказывать в милостныне.
Как появился праздник?
8 сентября ( 26 августа по старому стилю) церковь вспоминает избавление Руси от нашествия Тамерлана. В 1395 году он направлялся к Москве. Тогда православную чудотворную икону с крестным ходом понесли из Владимира в столицу — с мольбами «Матерь Божия , спаси землю Русскую!»
У завоевателя же было видение во сне: к нему явилась Величавая Жена и велела покинуть Россию.
Тамерлану объяснили , что сияющая Жена — это Матерь Божия , великая Защитница христиан. После этого великий хан пробыл несколько дней в раздумьях и принял решение отступить.
В память о чудесном избавлении Руси от Тамерлана на месте , где была встречена икона , построили монастырь.
Что запрещено 8 числа
- Есть вредную пищу. Нужно позаботиться о внутреннем мире и в праздник очистить его от накопившейся тяжелой энергии;
- Сквернословить и ссориться. Слова на Сретение играют важную роль и могут либо улучшать , либо ухудшать жизнь , портить судьбу;
- Обижаться. 8 сентября следует прощать близких и никому не желать зла;
- Отказывать в милостыне. Считается: если помочь ближнему в праздник , то вскоре добро вернется в многократном размере.
Что рекомендуют делать на Сретение Владимирской иконы
8 сентября принято просить прощения и прощать. Это светлый день , в который лучше всего анализировать поступки и наставлять себя и окружающих на путь добра.
Народные приметы 8 сентября
- Много желудей — зима будет суровой;
- Гром сегодня предвещает теплое бабье лето;
- Много рябины — осень будет дождливой.
Важные новости, обзоры и истории Всегда есть, что почитать. Подпишитесь!
В православной церкви особое внимание уделяется иконам. Это не просто произведения искусства, а настоящие святыни, у которых можно просить защиты и помощи. Среди самых почитаемых находится Владимирская икона Пресвятой Богородицы. Где хранится икона и как ей молиться, величайшие чудеса, связанные со святым образом ― об этом говорится в данном материале.
Владимирская икона Пресвятой Богородицы: описание и значение
На иконе Богоматерь в красном наряде держит на руках Сына Божьего. Ребенок прижимается к ней и мать его обнимает. Этот тип иконы называют «Ласкающим», ведь он показывает трепетное отношение между родительницей и ее чадом.
Специалисты обращают внимание на особенность святыни. Маленький Иисус обнимает мать за шею и показывает свою пяточку. Мария ласкает сына, зная о его будущих страданиях. Ее умиротворенный лик символизирует близость с Богом и считается воплощением души.
Даты празднования
Православные христиане трижды почитают этот образ. Владимирская икона Пресвятой Богородицы не единожды спасала от врагов русский народ, поэтому к каждому такому спасению приурочена праздничная дата:
- 3 июня ― избавление Москвы от набегов войска крымского хана Махмет-Гирея;
- 6 июля ― спасение от нападений ордынского царя Ахмата;
- 8 сентября ― Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, праздник в честь освобождения Москвы от войск Тамерлана.
В эти даты православные верующие устраивают крестные походы. Порой отмечаются чудеса, животрепещущие исцеления души и тела.
Самая старая Владимирская икона Пресвятой Богородицы находится в храме-музее Святителя Николая при Третьяковской галерее в Москве. Конечно, она значительно отличается от оригинала. За примерно две тысячи лет существования ее не единожды реставрировали. Однако она сохранила свою целебную силу.
Краткая история появления и чудеса
Церковные предания гласят, что образ Богоматери был написан евангелистом Лукой. Изображение он нанес на доску от стола, за которым принимал пищу Иисус с Марией и Иосифом Обручником.
Долгое время Владимирская икона находилась в Иерусалиме. Там она была до V века, пока ее не отправили в Константинополь. В 1131 году ее подарили Юрию Долгорукому, и с этого времени святыня не покидала территорий Руси.
Владимирская икона считается самой чудотворной в Русской православной церкви. Изображение Богоматери действительно много раз показывало чудеса. Однако самыми великими считаются спасения Руси от воинствующих соседей.
Второе великое чудо связано с нападением Тимура Тамерлана. Он отличался жестокостью и бескомпромиссностью. Его войска уже стояли у московских ворот, когда в город внесли чудотворный облик Богородицы. Она отвадила врага, который отступал в испуге. Это было в 1395 году.
В чем помогает Владимирская икона
Лик Богоматери станет заступником каждого, кто искренне ему помолится и попросит помощи. Владимирская икона Пресвятой Богородицы помогает:
- принять верное, справедливое решение;
- найти свой истинный путь;
- исцелиться от душевных и сердечных недугов;
- укрепить веру в Бога;
- защититься от нападок скептиков и еретиков;
- утешиться, справиться с жизненными трудностями;
- избавиться от грешных мыслей;
- найти духовное прозрение.
Молитва перед иконой поможет решить сложные мирские задачи и обрести душевный покой. Главное, это искренняя вера.
Мощные молитвы перед Владимирской иконой
У Богоматери можно просить защиты и упования, молясь перед ее ликом. Церковные служители выделяют пять мощных молитв, которые стоит читать перед изображением Марии с Иисусом. Первая обязательно читается 8 сентября, когда празднуется Сретение Владимирской иконы.
Вторая сильная молитва, как и последующие, также читается перед образом в день Сретения.
Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.
Коллекция Государственного Русского музея
Сретение Владимирской иконы Богоматери
Конец XVI — начало XVII века
- Дерево, темпера, доска цельная, ковчег, две встречные профилированные шпонки (хiх века) . 35,5 х 29,8 х 2,4
- ДРЖ-1018
Пост. в 1922 из Строгановского дворца-музея в Петрограде
- Период Древнерусское искусство
- Категория Библейский сюжет
- Ключевые слова Древняя Русь | святые | Собрание Строгановых
- Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
- Осень русского Средневековья
Событие сретения (встречи) Владимирской иконы Богоматери относится к 1395 году — времени набега на Москву татарского хана Темир-Аксака. Для защиты от неприятеля из Успенского собора Владимира была принесена в Москву икона Богоматери Умиление. Встреча образа у стен Москвы состоялась 26 августа, и в тот же день войско Темир-Аксака покинуло пределы Руси. Бегство татарского хана было воспринято как заступничество Богоматери за Москву. На месте встречи иконы был основан Сретенский монастырь. Праздник Сретению Владимирской иконы Богоматери был приурочен к 26 августа. Под этим же числом описание композиции было внесено в русские иконописные подлинники: «Чюдо пречистыа Владимерскыа иконы, иже посрами Темиряксака…». Тексты иконописных подлинников называют московского митрополита Киприана основным действующим лицом композиции «Сретение Владимирской иконы»: «Из града изыде Киприян митрополит с кадилом, а сам рус, брада короче Василья Кесарийскаго…»
Семен Бороздин использовал для своей иконы сокращенный, по сравнению с предписанием иконописного подлинника, вариант композиции. Так, у него отсутствуют изображения великого князя Василия и княгини; написаны две Владимирские иконы. (Согласно подлиннику, из Москвы навстречу Владимирской иконе выносится образ Богоматери Одигитрии).
Электронный каталог «Святые земли русской». СПб. 2010. С. 259.
Реставрирована до поступления в музей, повторно в ГРМ в 1981–1983 Р. А. Кесаревым.
О Семене (Семейке) Бороздине известно только из надписей на оборотных сторонах икон. Сегодня известно 11 икон, связываемых с именем мастера, хранящихся в ГРМ и ГТГ.
Его подход к построению иконописного образа традиционен. Художник не стремится к созданию усложненных композиций, напротив, они лаконичны, четки и с максимальной ясностью раскрывают заложенную в них идею. Важную роль в раскрытии замысла играет ритм, которому подчинены движения масс и распределение цветовых акцентов. Его композиции и фигуры крупнее, а архитектурный фон кажется более объемным и монументальным, чем у Прокопия Чирина или Никифора Савина. Вместе с тем так же, как и они, художник очарован красотой каждой детали, его фигуры изящны и пропорциональны. При исполнении ликов и рук мастер, как и другие строгановцы, использует светло-коричневую основу, на которую наносит четкий коричневый рисунок, и мягко моделирует форму тонкими слоями белил и яркими белильными оживками на выступающих частях.
Т. Б. Вилинбахова, О. В. Клюканова. «Тогда бо мятежные времена были…» Рубеж столетий. Искусство строгановских мастеров // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 17.
Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери — главную святыю Москвы, — в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена
8 сентября Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери указывает на конкретную дату – 1395 год. Слово «сретение» означает «встреча».
Если верить древнему церковному преданию, икона Девы Марии имеет многовековую историю. Автором святого образа является евангелист Лука. Он написал лик Божией Матери на деревянной доске – части стола, за которым вкушали пищу Богородица, Иисус и праведный Иосиф. Увидев собственное изображение на доске, Дева Мария благословила последнее, сказав: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
Празднование бывает несколько раз в году (по новому стилю 3 июня, 6 июля, 8 сентября). Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.
История праздника
Долгое время икона пребывала в Иерусалиме, а после очутилась в Царьграде – византийской столице. В XII веке патриарх Константинопольский подарил святой образ киевскому князю Мстиславу. Так икона Божией Матери оказалась в России. Миновало два десятка лет, прежде чем она очутилась во Владимире.
В 1395 году хан Тамерлан с полчищами воинов приблизился к Москве. Целью его был захват города. Князь Василий Дмитриевич распорядился принести в Москву святой образ Божией Матери, хранившийся уже к тому времени во Владимире. Путь чудотворной иконы был 10 дней. В Москве был организован крестный ход, встреча иконы состоялась на городских стенах, выходящих на Кучково поле.
В момент сретения чудотворной иконы на берегу Москвы реки хану и его воинам было видение, как с горы спускаются святители, в руках у них – золотые посохи, а над ними парит женщина. Проснувшись, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что это Матерь Божия, Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно.
В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где встретили икону, построили Сретенский монастырь. 8 сентября было установлено празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. В этот день в храмах в рамках богослужений поют тропарь.
При этом не стоит путать сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы с праздником Сретение Господне. Его отмечают 15 февраля, это один из 12 главных праздников Православной Церкви. В этот день Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.