Союз католической и православной церкви

«На встрече с блаженнейшим Святославом (Шевчуком) мы говорили о дальнейшем углублении нашего сотрудничества. В этом сотрудничестве мы придем к диалогу, а уже диалог определит, сможем ли мы объединиться», — заявил Епифаний.

По его мнению, главное условие для объединения — диалог. Всё зависит от того, смогут ли униаты и ПЦУ поддерживать дружеские связи. Пока обе церкви развивают сотрудничество, работая над совместными проектами.

По мнению заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина, в готовности ПЦУ пойти на сближение с униатами нет ничего странного.

«ПЦУ практически никто не признал в церковном мире, кроме константинопольского патриарха. И чтобы не оказаться в полной пустоте, они решили пойти на сближение с Папой Римским. Собственно говоря, о возможности такого сценария аналитики предупреждали давно», — пояснил эксперт в интервью RT.

Экскурс в прошлое

Духовенство экзархата православных русских церквей в Западной Европе, у которого Константинопольский патриархат отобрал выданный 20.

Каноническая Украинская православная церковь Московского патриархата, возглавляемая митрополитом Онуфрием, отказалась участвовать в соборе раскольников, а РПЦ отказалась признавать ПЦУ.

В Москве униатов расценивали как православных, оказавшихся в папской юрисдикции в результате внешнего давления и нуждающихся в возвращении к православной вере.

В первой половине XIX века решением Полоцкого собора униатская церковь была упразднена, и свыше полутора тысяч униатских приходов были переданы в состав Русской православной церкви. Однако в начале следующего века униатская церковь начала постепенно возрождаться на фоне политики веротерпимости императора Николая II.

Новое возрождение Украинской греко-католической церкви стало возможным после встречи в 1990 году Михаила Горбачёва и папы Иоанна Павла II, когда Москва сняла запрет на создание греко-католических приходов.

«Расчёты не оправдались»

Идея начать диалог по возможности объединения с ПЦУ принадлежит главе УГКЦ Святославу (Шевчуку), который ещё в январе текущего года заявил о том, что во многих делах две церкви уже сейчас могут объединиться.

Возможность объединения глава УГКЦ назвал «хорошей, радостной перспективой», потому что «весь христианский мир, в частности католическое и православное сообщества, ищут пути к единству».

«На вселенском уровне происходит диалог, чтобы это единство восстановить. Прежде всего речь идёт о евхаристическом сопричастии», — заявил Святослав в интервью украинскому «5 каналу».

Прежде всего, обе церкви могут совместно изучать общее наследие «киевского христианства», пояснил предстоятель УГКЦ.

«Потому что так исторически сложилось, что греко-католическая церковь часто попадала под западные влияния, в частности латинской церкви. Православная церковь попадала под влияния московские, то есть под влияние этой славно или печально известной Никоновской реформы, которая выражается в определенных обрядовых моментах», — заявил он.

Ранее, поздравляя Епифания с избранием на должность главы ПЦУ, предстоятель УГКЦ также выразил надежду на возможное объединение и призвал совместно «преодолевать препятствия, стоящие на пути к единству».

В итоге анонсированное богослужение УГКЦ в Софийском соборе было отменено, в качестве формальной причины назывались реставрационные работы.

По мнению экспертов, эта история хорошо иллюстрирует цели Украинской греко-католической церкви: в сложившейся ситуации она хотела бы расширить своё влияние.

Раскол раскольников

Украинские события привлекли внимание Ватикана, в начале мая папа Франциск направил руководству УГКЦ приглашение посетить Рим 5—6 июля.

Комментируя эту новость, Святослав подчеркнул, что прежде подобных встреч практически не было.

«Такого типа встречи входят во внутреннюю практику Ватиканской курии, когда пытаются понять, как действовать по поводу определённых событий, обстоятельств или ситуаций», — сказал глава УГКЦ.

«Униаты замыкаются на Ватикан, и он, вероятно, хочет проинструктировать их по поводу отношений с ПЦУ», — предположил эксперт.

«Собственно говоря, для этого в своё время и была создана униатская церковь. Экспансия Запада идёт не только в экономической, политической и военной областях, но и в духовной — в виде попыток католической церкви продвинуться на восток», — пояснил эксперт в интервью RT.

Филарет недоволен тем, что глава ПЦУ митрополит Епифаний почти не общается с ним — с декабря они встречались всего пять раз.

По мнению экспертов, Филарет оказался не готов мириться с ролью «почётного патриарха» и хочет получить больше власти, а конфликт внутри ПЦУ ослабит её позиции в переговорах с УГКЦ.

«Филарет имеет большое влияние на ту часть прихожан ПЦУ, которые пришли из УПЦ КП. Сам Филарет, скорее всего, не пойдёт под руку папы, у него слишком велика тяга к независимости — в своё время он не испугался даже анафемы. Поэтому вполне возможен раскол ПЦУ и на этой почве», — считает Владимир Жарихин.

«Сейчас в ПЦУ нарастает конфликт, который может привести к её гибели уже в ближайшее время, если эта тенденция сохранится», — подытожил эксперт.

Альтернативные варианты определений к слову «уния», всего найдено — 19 вариантов:

Только что искали: забросш 1 секунда назад рктпесэ 1 секунда назад сумашек 1 секунда назад токарьскт 1 секунда назад бонлеса 1 секунда назад ткркаауз 1 секунда назад микроскопичную 1 секунда назад ьяонрб 1 секунда назад ретушировавшим 1 секунда назад ростепель 1 секунда назад сказаку 1 секунда назад нацупита 1 секунда назад наговорена 1 секунда назад раскручивавшим 2 секунды назад даельд 2 секунды назад

Лит.: Правда про унию. Док-ти н мат-ли, в. 2, Львнв, 1968; Чистович И. A., Очерк истории западнорус. церкви, ч. 2, СПБ, 1884; Петров A., Старая вера и уния в XVII-XVIII вв., т. 1 — 2, СПБ, 1905-06.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

Полезное

Смотреть что такое «УНИАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ» в других словарях:

УНИАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ — (греко католическая) христианское объединение, создано Брестской унией в 1596. Подчинялась папе римскому, признавала основные догматы католической церкви при сохранении православных обрядов … Большой Энциклопедический словарь

Униатская церковь — (греко католическая) христианское объединение, создано Брестской унией в 1596. Подчинялась папе римскому, признавала основные догматы католической церкви при сохранении православных обрядов. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол… … Политология. Словарь.

Униатская церковь — религиозное объединение, основанное на союзе (унии) православной церковной организации с католической церковью. См. Брестская уния 1596, Греко католическая церковь. * * * УНИАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ УНИАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ (греко католическая), христианское… … Энциклопедический словарь

Униатская церковь — Табличка на греко католической (итало албанской) церкви св. Афанасия в Риме с изображением ключей св. Петра и надписью на греческом языке Базилианская церковь в Жолкве Греко католики, униаты католики, принадлежащие к некоторым из Восточно… … Википедия

Болгаро-униатская церковь — Об обстоятельствах, при которых 18 декабря 1860 г. провозглашена была в Константинополе Уния см. Болгарская церковь. После бегства архиепископа Иосифа между самими болгарами униатами не оставалось никого, кого бы можно было поставить в настоятели … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Бяла-Подляска) — Католический храм Церковь Рождества Пресвятой Богородицы польск. Kościół Narodzenia Najświętszej Maryi Panny w Białej Podlaskiej … Википедия

Церковь Святого Юра (Яворов) — Колокольня Юрьевской церкви (построена в 1764 году) Интерьер церкви Святого Юрия Церковь Святого Юрия культовое сооружение в Яворове (Львовская область), принадлежит общине УГКЦ. При церкви находится деревянная колокольня 1764 года, памятник… … Википедия

Предыстория

В период феодальной раздробленности Древняя Русь распалась на ряд княжеств. В середине XIII века образовалось Великое княжество Литовское, которое постепенно включило в свой состав многие восточнославянские земли. В XIV-XVI веках происходили интеграционные процессы между Литвой и Польшей. Их объединение началось с подписания Кревской унии в 1385 году, а завершилось созданием Речи Посполитой в 1569. Площадь этого государства в период расцвета достигала 990 тысяч квадратных километров.

Еще одним важным фактором было усиление Москвы, которая после падения Константинополя в 1453 году провозгласила себя «Третьим Римом», и стала претендовать на роль лидера в православном мире. В 1589 году в России было учреждено патриаршество. Борьба за духовную власть над населением восточнославянских земель усилилась.

Причины и предпосылки

Заключение Брестской церковной унии было не случайным явлением, а закономерным историческим процессом, обусловленным условиями существования православной церкви в рамках католического государства.

Основные предпосылки унии 1596 года:

  • Подписание Флорентийской унии в 1439 году – стало первой серьезной попыткой объединения католической и православной церквей.
  • Падение столицы православия Константинополя в 1453 году – привело к переориентации восточных церквей в сторону Москвы.
  • Люблинская уния 1569 – зафиксировала создание Речи Посполитой, что способствовало полонизации населения Великого княжества Литовского.
  • Процессы Реформации – вызывали серьезную обеспокоенность верхушки католической церкви, которые теряли контроль над верующими и желали обрести новую паству.

Причины подписания Брестской унии 1596 года:

Время и место подписания

Термин «уния» имеет латинское происхождение. Дословно это обозначает «единение», «союз».

В октябре 1596 в белорусском городе Бресте проходил церковный собор. На него своих представителей отправил король Сигизмунд III, заинтересованный в скорейшем объединении. Поскольку текст соглашения вызывал ожесточенные споры, делегацию короля сопровождала усиленная военная охрана.

Собор проходил в старинном храме, построенном в честь Николая Чудотворца. До наших дней это сооружение не дошло, поскольку оно было разрушено властями в XIX веке при строительстве Брестской крепости.

Окончательно акт был утвержден 9 октября 1596 по старому стилю. Это соответствует 19 октября по григорианскому календарю.

Подписанию союза предшествовал конфликт между верхушкой западнорусской церкви и православными братствами.

Православные братства – это добровольные объединения верующих мирян и клира, создававшиеся с целью защиты православия. При них действовали школы, благотворительные учреждения, просветительские общества.

Представители православных братств упрекали иерархов в неправедном образе жизни, злоупотреблениях, отступлении от основ христианства. Те в ответ обратились за покровительством к римскому папе и выступили инициаторами унии с католической церковью.

Предложения православных иерархов:

  • прямое подчинение западнорусской православной церкви римскому папе;
  • неприкосновенность существующих в православии обрядов и догматов;
  • сохранность церковных землевладений;
  • предоставление высшему духовенству мест в Сенате;
  • охрана епископов от притязаний, как со стороны польского духовенства и шляхты, так и православных братств.

Все эти предложения были категорически отвергнуты. Папа Климент VIII в одностороннем порядке утвердил свою конституцию будущего союза.

Сторонники и противники унии

Еще до момента подписания соглашения об объединении четко обозначились 3 позиции:

  • Ярые лоббисты союза с католической церковью.
  • Сторонники подписания соглашения на условиях, обозначенных епископами летом 1595.
  • Категорические противники союза.

После того как Рим отверг все предложения иерархов западнорусской церкви, количество противников унии увеличилось.

Одним из главных лоббистов объединения церквей был епископ Владимирский и Берестейский Ипатий Потей. В 1599 году он был назначен главой униатской церкви.

Еще одним активным сторонником унии был епископ Луцкий и Острожский Кирилл Терлецкий. В 1595 году вместе с Ипатием Потеем он ездил в Рим, где присягал на верность папе.

Сопротивление унии возглавил литовский магнат, киевский воевода Константин Острожский. От перехода в униатство отказались также два православных епископа. Это были глава Львовской епархии Гидеон и перемышльский епископ Михаил. Основу протестной базы униатству составили простые священники и миряне.

Борьба униатов и православных

На протяжении почти 40 лет после подписания Брестской унии шла ожесточенная борьба между ее сторонниками и противниками.

У православной церкви отбирались земли, храмы, церковные сооружения. На их защиту становились братства во главе с активными мирянами и клиром. Особенно сильно сопротивлялось Виленское братство, располагавшееся в Свято-Духовском храме. После 1609 года это был единственный православный храм Вильны (сейчас это столица Литвы город Вильнюс).

Противостояние было настолько ожесточенным, что дело доходило до кровавых столкновений. В 1618 году началось мощное восстание в Могилеве, направленное против политики насаждения униатства. А в 1623 году жители Витебска буквально растерзали приехавшего к ним в город униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, который активно преследовал православных.

Несмотря на жестокое подавление восстаний, сопротивление не прекращалось. Католическая церковь была вынуждена пойти на уступки. В 1633 году король Владислав IV издал привилей, разрешающий православным строить храмы и исповедовать свою веру.

Итоги и последствия

Брестская церковная уния не достигла своей главной цели – объединения церквей не произошло. При этом образовалась новая христианская конфессия – униатство. Религиозная картина в Речи Посполитой стала еще более сложной. Теперь здесь сосуществовали 4 основных конфессии:

  • католичество;
  • православие;
  • протестантизм;
  • униатство.

Не смогли добиться своих целей и православные иерархи, инициировавшие унию – им не удалось сохранить автономию своей церкви в рамках католичества.

Главным итогом унии стало создание грекокатолической (униатской) церкви. В ней сохранялось богослужение на церковнославянском и западнорусском языке, а также традиционные обряды. При этом она находилась в прямом подчинении римским папам.

Последствия Брестской унии:

  • насильственный перевод простого населения в униатство привел к тому, что к концу XVIII века две трети крестьян и мещан западнорусских земель были униатами;
  • учреждение униатства сопровождалось мощным сопротивлением со стороны народа, которое порой выливалось в целые восстания;
  • православие сохранило свое существование с помощью поддержки братств.

Собор, состоявшийся в 1839 году в Полоцке, постановил присоединить униатов к Русской православной церкви.

В 1946 году на соборе в Львове была провозглашена окончательная отмена Брестской унии.

5 июля 1439 года во Флоренции на XVII Вселенском Соборе папой римским Евгением IV, византийским императором Иоанном VIII Палеологом и 33-мя православными иерархами была подписана так называемая Флорентийская уния. Этот акт провозглашал объединении Православной и Католической церквей при главенстве Рима.

На следующий день 6 июля папа в главном Флорентийском соборе необыкновенно торжественно служил обедню. При огромном стечении народа папа благословлял императора, епископов, сановников. Слезы радости блестели в его глазах, когда, по его приказу, громогласно с амвона читалась хартия Флорентийской унии — соединения католической и православной церквей. Хотя на самом деле дела обстояли вовсе не так уж и радостно.

Византия тогда доживала свои последние дни — почти все владения ее попали уже в руки турок. Лишь сама столица с небольшой областью оставалась еще во власти императора. Время Византии заканчивалось, и лишь одна надежда поддерживала императора — надежда на Западную Европу. Подписывая унию, Иоанн надеялся при поддержке папы вернуть время крестовых походов. С помощью объединенной армии европейских католических стран он рассчитывал разгромить турок, и вернуть былое величие своей империи.

Под давлением императора унию подписали все греческие епископы, присутствовавшие на соборе, кроме Марка Эфесского и патриарха константинопольского Иосифа, который к тому времени умер. По возвращении в Константинополь большинство православных иерархов, которые согласились на унию во Флоренции, отказались от нее, заявив, что их насильно принудили к соглашению с латинянами. Греческое духовенство и народ пришли в раздражение, узнав об унии. Униатов считали за еретиков. Вокруг Марка Эфесского сгруппировались все защитники православия. Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский составили в 1443 году в Иерусалиме собор, на котором произнесли отлучение на всех приверженцев унии.

Отдельного разговора заслуживает русская церковь, которую в первой половине XV столетия так же сотрясали смуты и неурядицы. Начались они еще при Дмитрии Донском и митрополите Алексее. Литовский князь Ольгерд не мог потерпеть, чтобы его православные подданные подчинялись московскому митрополиту, тогда как Литва была в постоянной вражде с Москвой. В итоге он сумел добиться того, что для юго-западной Руси, подвластной тогда Литве, константинопольский патриарх поставил отдельного от Москвы митрополита Киприана. Так православная русская церковь поделилась на две митрополии: киевскую и московскую. Они то соединялись, то вновь разделялись. Митрополиты присылались из Византия и родом были обыкновенно греки. Последним московским митрополитом из греков был Исидор.

Собственно, Исидор и стал последним как раз потому, что подписал акт во Флоренции. Русское духовенство и великий князь Василий II Темный отказались признавать Флорентийскую унию, в результате чего Исидор был низложен. Вместе с его низложением канула в лету и сама практика назначения греков на русский митрополичий престол. В самой Византии в 1450 году произошло повторное осуждение восточными патриархами Флорентийской унии на соборе в Константинополе. Тогда же был низложен патриарх Константинопольский Григорий Мамма, являвшийся униатом, и возведен на патриарший престол православный Афанасий.

Таким образом, вся Православная церковь в итоге отказалась признавать верховенство Ватикана, а русская церковь с того момента пошла по совершенно самостоятельному пути. Падение Византии поставило окончательную точку во всей этой истории. После того как в 1453 году Константинополь был взят турками, о Флорентийской унии просто перестали вспоминать.

Ужгородская уния — союз между православным духовенством западной части Закарпатской Руси во главе с епископом Мукачёвской епархии, находившейся в юрисдикции Константинопольского патриархата, и Римско-Католической церковью. Был заключен в Ужгороде 24 апреля 1646 г.

Основными причинами, приведшими к подписанию православной стороной унии с Римом стали, во-первых, длительное отсутствие контактов между православным населением Закарпатья и Константинопольским патриархатом, возникшее вследствие политики Османской империи по отношению к христианам на подвластных ей территориях; во-вторых, поиск союзников в противостоянии всё усиливавшемуся влиянию Реформации в Закарпатской Руси.

Условия подписания православным духовенством Закарпатья союза с Католической церковью были такие же, как и при заключении Брестской унии 1596 г. между частью православного духовенства и мирян Речи Посполитой и Римом, а именно: признание Апостольской Столицей полной автономии клира Мукачёвской епархии в решении внутрицерковных вопросов; сохранение в литургии Православной церкви Закарпатья византийского обряда и церковнославянского языка, а также юлианского календаря; установление равенства прав католического и православного духовенства Закарпатской Руси; невмешательство светских властей во внутрицерковные дела.

Юридическим основанием к заключению Ужгородской унии стало Ферраро-Флорентийское соглашение 1439 г. между греческой делегацией и представителями Римско-Католической церкви на XVII Вселенском соборе (1438 – 1445 гг.), формально примирившее обе стороны в расхождениях по некоторым вопросам вероучения и церковного устройства.

Акт о заключении унии подписали мукачевский епископ Софроний Юско и 63 других священнослужителя Мукачёвской епархии, а от имени папы Иннокентия X примас Венгрии архиепископ Георг Липпаи. Ратификация унийных документов состоялась осенью 1648 г. на Синоде венгерских епископов в г. Трнаве.

Вопреки ожиданиям, подписание Ужгородской унии не принесло религиозного мира в Закарпатье. А на оборот – лишь обострило противостояние между самими православными, а также между ними, католиками и протестантами (кальвинистами), хотя причины этого противостояния лежали не столько в религиозной, сколько в общественно-политической и социально-экономической сферах.

Одним из следствий противостояния в Закарпатской Руси стало создание в Закарпатье Русинской Католической церкви византийской традиции в юрисдикции Апостольской Столицы. Другим следствием противостояния стало подписание в 1664 г. Мукачевской унии, присоединившей к выше названной церковной структуре православное население восточной части Закарпатья. Третьим — заключение в 1713 г. Марамурешской унии, давшей возможность православному населению румынской части Карпат создать свою, Румынскую Греко-Католическую церковь.

Официальное утверждение церковных структур и иерархии Русинской Католической церкви византийской традиции состоялось в 1771 г. (булла папы Климента XIV Eximia regalium от 19.09.1771 г.).

Вся многовековая история существования Русинской Католической церкви византийской традиции, судьбы ее священнослужителей и мирян во многом похожи на историю Украинской и Белорусской Греко-Католических церквей. Это связано, в первую очередь, с тем, что территория, на которой когда-то возникли и существуют по сегодняшний день Русинская Католическая церковь византийской традиции, Украинская и Белорусская Греко-Католические церкви издавна была ареной столкновения интересов разных государств, стремившихся к установлению своего влияния на европейском континенте. Победа одной из сторон противостояния всегда влекла за собой перекраивание государственных границ, и, как следствие этого, национальное и религиозное смешение приграничного населения. Примером этого является история многих стран Восточной и Центральной Европы, в том числе и тех, на территории которых в XVII в. возникла Русинская Католическая церковь византийской традиции.

Общая численность Русинской Католической церкви византийской традиции составляет сегодня около 650 тысяч человек, объединённых в 626 приходов, которые находятся на попечении 501 священнослужителя. Имеется также более десяти монастырей , как мужских, так и женских, в основном на территории Мукачевской епархии, которые придерживаются устава св. Василия Великого (василиане), либо Студийского устава (студиты).

Русины – греко-католики, проживающие в Канаде, Великобритании и в Австралии, где структуры Русинской Католической церкви византийской традиции отсутствуют, посещают приходы Украинской Греко-Католической церкви.

Ответ на вопрос в сканворде (кроссворде) «Союз православия и католицизма», 4 буквы (первая — у, последняя — я):

(УНИЯ) ? 0 ? 0

Другие определения (вопросы) к слову «уния» (47)

  1. истор. (историческое) союз (объединение) двух или более государств ◆ Франция выдвинула свою программу-минимум ― «план Тардье», ― предусматривающий таможенную унию между Малой Антантой, Австрией и Венгрией. Борьба империалистов за Австрию, «Известия», 03.05.1934 г. ◆ На основании всенародного референдума Исландия, с 1380 года являвшаяся фактически владением Дании, а с 1918 года государством, объединенным с ней на началах унии , провозгласила себя независимой республикой. Борис Явелов, «Вокруг света», 15.06.2004 г. ◆ Тот занимал позицию создания унии Албании с Югославией. Н. С. Хрущёв, «Воспоминания», 1971 г.
  2. религ. (религиозное) объединение православной и католической церкви под властью Папы Римского при сохранении традиционных форм православных обрядов ◆ В этом письме Острожский выразил желание принять унию в принципе, но заявил, что уния с Римом должна быть заключена не одной западнорусской епархией, а всей греко-православной церковью, а для достижения этого необходимо, чтобы уния была поддержана восточными патриархами, московитами и молдаванами. Г. В. Вернадский, «Россия в средние века», 1958 г. ◆ Некоторые православные паны мирволили Наливайку из ненависти к возникавшей унии . Н. И. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Выпуск третий: XV–XVI столетия», 1862–1875 г. ◆ Уже после Флорентийской унии (1439) в русских церковных кругах окончательно утвердилось недоверие к грекам, пошедшим на эту унию ; русская Церковь стала сознавать себя единственной хранительницей истины Христовой в ее чистоте. В. В. Зеньковский, «История русской философии», 1948 г.

Значение слова

У́НИЯ, -и, женский род

1. Объединение, союз государств. Персональная уния (объединение под властью одного монарха). Реальная уния (объединение на основе договора или одностороннего акта более сильного государства). Уния Австрии и Венгрии.

2. Объединение православной и католической церкви под властью папы римского, с сохранением православной церковью своих обрядов и богослужения на родном языке, существовавшее до 1946 г. Церковная уния.

[От лат. unio — единство, объединение]

У́ния (от позднелат. unio «единение», иногда называют «монархическая уния») — союз (общность) государств, возглавляемый одним монархом.

Отдельно также выделяется церковная уния, являющаяся объединением двух или более христианских конфессий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector