Сообщение о сергиев радонежский

Сообщение о сергиев радонежский

В далеком 1337 году в лесу глухом монастырь появился в виде городка. Основал его Сергий Радонежский с братом своим – Стефаном. Сергий был человеком добрым и духовным, и люди его любили и селились неподалеку от него. Да так городок вырос спустя века, что Императрица Екатерина Великая велела именовать поселение это настоящим городом. Так появился Сергиев Посад.

Поскольку основан город человеком святым, то и достопримечательности его особенные – места святые, сказочные и благодатные.

Троице-Сергиева лавра

Троице-Сергиева лавра – мужской монастырь с древней историей. Основан был в 1337 году. Он и стал тем зернышком, из которого потом вырос город Сергиев Посад. Основал лавру святой Сергий Радонежский, который при жизни много чудес творил и людям помогал. Лавру эту чтили всегда правители русские и крестили в ней наследников – будущих императоров. Троице-Сергиева Лавра состоит из пятидесяти сооружений разных – церквей да колоколен, откуда по праздникам доносится волшебный звон колоколов.

Церковь Пророка Ильи

На красивом холме у Келарского пруда пристроилась самая красивая церковь Сергиевого Посада – церковь Пророка Ильи. Основана она в 1645 году. Сначала церковь была деревянной, и через 100 лет после основания погибла в пожаре. Тогда люди – жители города, — великими усилиями восстановили ее в камне. Они выстроили красивое красно-белое здание, похожее на волшебный терем, скрывающийся среди густой зелени деревьев. В тяжелые годы Великой Отечественной Войны церковь продолжала работать, и жители города приходили сюда обратиться к Богу за защитой.

Загорская матрёшка

Матрёшка – самая необычная достопримечательность города. Потому что это не здание и не площадь, а игрушка. А «загорской» ее называют, потому что город Сергиев Посад раньше носил имя Загорск.

Сергиев Посад считается родиной русской матрёшки – яркой расписной деревянной куклы. Да не только родиной, а старейшим центром изготовления матрёшек в России. В 1904 году в городе была создана фабрика матрёшек, которая работает и сегодня. А чтобы увидеть, какими были матрешки сто лет назад можно посетить самое сказочное место города – Музей игрушки.

Музей игрушки

Основал музей игрушки Николай Бартрам в 1918 году. Он очень любил игрушки и коллекционировал их. А потом решил поделиться красотой своей коллекции с людьми и открыл музей, куда каждый и сейчас может прийти, чтобы увидеть старинные и современные игрушки русских и заморских мастеров. Здесь есть и деревянные игрушки, и глиняные, есть игрушечные зверюшки и персонажи русских сказок, а есть и целые игрушечные города! Всего коллекция музея насчитывает более 30 тысяч игрушек!

Гремячий ключ

Недалеко от Сергиева Посада есть место-чудо — водопад Гремячий ключ. По легенде, когда водопад еще не существовал, на его место приходил молиться Сергий Радонежский. Благодаря его светлой энергии и молитвам открылся родник, который позже превратился в целый водопад. Вода в нем течет чистая, быстрая, как речка горная. И люди к Гремячему ключу приходят за радостью и благодатью.

История Сергиева Посада уходит далеко в прошлое нашей страны, так как сам город существует уже не менее 7 веков. Первое упоминание о нем датируется 1347 годом. Город располагается в Московской области, совсем недалеко от столицы. Сергиев Посад может похвастаться не только прекрасными памятниками старорусской архитектуры, разнообразием музеев и исторических мест, но и удивительно живописной природой.

Широкую известность даже среди уникальных городов Золотого кольца Сергиев Посад получил благодаря расположенной на его территории Троице-Сергиевой лавре. Это один из самых крупных русских православных монастырей, к которому совершают паломничества и съезжаются туристы со всего мира. Титул лавры монастырь получил указом императрицы Елизаветы.

Первым на том месте, где сейчас расположен город, появился Троицкий монастырь, который вырос из монашеской кельи на берегу реки и маленькой деревянной церкви Троицы. Устроителем кельи, а потом и основателем монастыря и был Сергий Радонежский.

Монахи, пришедшие к Сергию и основавшие Троицкий монастырь, не должны были принимать подаяния. Им предписывалось много работать. Таким образом за довольно небольшой промежуток времени монастырь оказался крупным ремесленным центром, вокруг которого выросли поселения мастеровых. Затем эти поселения были объединены в город, называемый в те времена посадом. Так и возник Сергиев Посад.

Есть в Сергиевом Посаде и другие монастыри. Например, Спасо-Вифанский монастырь, известный созданным на его территории подобием горы Фавор, на которой происходило Преображение Господне. Или Черниговский скит, в древние времена считавшийся самым аскетичным – монахи жили в пещерах, вырытых собственноручно.

Широко известны источники, расположенные в Сергиево-Посадском районе. Наиболее посещаем туристами и паломниками Гремячий ключ, который, согласно легенде, появился после молитвы Сергия Радонежского. Есть целебный источник и внутри Троицкой лавры, над ним построена часовня, а вода из ключа течет в специальный бассейн.

Поражает воображение своим размером находящийся в Сергиевом Посаде музей-заповедник, собравший под своими сводами более 100000 разнообразных экспонатов. Здесь можно узнать об истории появления лавры и всего края в целом, о традиционных русских промыслах и искусстве, о древнем быте и архитектуре.

А музей игрушки, расположенный в уникальном памятнике архитектуры, собрал в себе необычные и очень красивые экспонаты, сделанные не только на Руси в 16-19 веках, но и игрушки из других стран.

Сообщение на тему Сергиев Посад

Каждый житель России слышал о городе Сергиев Посад. Когда только произносишь его название в голове представляет тихое и богом хранимое место, где множество храмов и монастырей. Верующие называют этот город святым местом, так как его основателем был сам Сергий Радонежский более 700 лет назад.

Все началось с Троицкого монастыря, который основал святой Сергий Радонежский. С тех пор туда приезжали и князья и воины для благословения и очищения. Таким образом вокруг основалось поселение. К сожаление в 1408 году монастырь был сожжен татарским ханом. С 1540 года начинает новое строительство монастыря, который украшает город до сих пор. Поспособствовал этому Иван Грозный, который был там крещен. С 193 года он является всемирным наследием ЮНЕСКО.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра стоит в центре города и является крупнейшим мужским монастырем России. Его неотъемлемой частью является Троицкий собор – это главный храм города и самое старинное каменное сооружение всего монастыря. Раньше 1423 года здесь стоял деревянных храм, а нынешний построен в похвалу и почитание Сергию Радонежскому.

Успенский собой был заложен в 1559 году по приказу царя Ивана Грозного. Храм знаменит своим возрастом и посещением его всей царской семьи Ивана 4. Возведен он в честь Успения Пресвятой Богородицы. Внутри храм украшен фресками русских мастеров 1580-х годов.

Важно заметить, что если посмотреть на карту города, то можно заметить, что почти на каждом перекрестке имеется храм, собой, часовня или колокольня. Такое обилие божественных мест, в основе которых старинные постройки помогли городу стать часть Золотого кольца России.

Помимо множества святых достопримечательностей в городе имеет музей игрушек, который основал любитель и коллекционер игрушек с начала 20 века. В музее композиции разделены по местам выпуска игрушек, например, «Русская народная игрушка», «Игрушка стран Востока», «Западноевропейская игрушка» и так далее.

Сергиев Посад можно с легкостью назвать один из самых красивых и старинных городов России, в котором нет высоких стеклянных небоскребов и современных построек, а жизнь протекает тихо и безмятежно, но именно это его делает особенным и очень важным для всей страны.

Картинка к сообщению Город Сергиев Посад

Сообщение о сергиев радонежский

Популярные сегодня темы

Даже в самых сухих местах планеты, таких как пустыни, в воздухе содержится определённое количество влаги в её газообразном состоянии. Этот пар невозможно увидеть, он прозрачен.

Пржевальский Николай Михайлович – известный русский географ, путешественник и натуралист, который внёс существенный вклад в изучение географии и рельефа Азии (в частности территорий Китая, Мо

Крокодилы – это животные, которые живут, как в воде, так и на суше. Слово крокодил в переводе с греческого языка буквально означает галечный червь. Греки так назвали этих пресмыкающихся

В наш век информационных технологий трудно себе представить человека, который не знал бы, что такое интернет или же электронная почта. Эти понятия стали практически фундаментальными вещами

Один из крупных динозавров хищников – это несомненно тираннозавр, который обитал в меловом периоде на Земле (примерно 65 млн. лет назад на территории Северной Америки).

Наводнение наиболее часто встречаемое стихийное бедствие. В общем числе природных катастроф наводнения составляют почти пятую часть .

Сообщение о сергиев радонежскийОдной из главных и самых знаменитых обителей русской земли является – Троице-Сергиева лавра. История Троице-Сергиевой лавры связанна с именем замечательного русского подвижника и святого Сергия Радонежского. Сергий Радонежский оставил большой след в русской истории и развитии православия в русском государстве. До принятия монашества, Сергий носил имя Варфоломея. С детства он горячо молился, и свято верил в Бога. Существует легенда, которая гласит о том, что Варфоломею не давалась грамота. Однажды, ему явился монах. Монах угостил мальчика просфорой, и зашел в дом к родителям, объявив: «Велик будет Ваш сын перед людьми и Богом». Легенда, стала основой для сюжета картины великого русского художника Михаила Васильевич Нестерова – «Явление отроку Варфоломею». После смерти родителей Варфоломей раздал часть своего наследства, постригся в монахи и стал вести отшельническую жизнь.

О жизни Сергия Радонежского в уединение рассказывают самые удивительные истории. Например, являлась ему Дева Мария. Или как в келью к монаху приходил медведь, с которым Сергий делился своей пищей. О монахе отшельнике быстро расходилась молва. Вскоре к нему присоединились другие монахи. Шли годы, и вокруг Сергия Радонежского собралась большая братия, так и появился монастырь.

Сообщение о сергиев радонежскийСергий Радонежский стал игуменом обители. С большим трудом братия Троице-Сергиевой лавры уговорила монаха принять новый для себя сан. Став игуменом Сергий Радонежский продолжал вести в Троице-Сергиевой лавре обычный для себя образ жизни: копал грядки, колол дрова, пек просфоры, молол муку. История сохранила забавный случай. Однажды в лавру наведался сельский житель, который желал спросить совета у самого Сергия Радонежского, игумена Троице-Сергиевой лавры. Мужику подсказали, где игумен и показали его. Селянин отказался признать Сергия Радонежского в обычном монахе, который копал грядки. Мужичок поверил, что перед ним именно Сергий, только тогда, когда к монаху с поклоном обратился приехавший в Троице-Сергиеву лавру князь.

Сергий Радонежский много сделал для единства Святой Руси. В 14 веке в раздробленном русском государстве продолжалась борьба за власть, усобицы были обыденным делом. Сергий всегда старался примирить враждующих князей, причем не только тех, кто приезжал к нему. Молитвой и проповедью уговаривал Сергий, удельных князей встать под начала Московского княжества.

Сообщение о сергиев радонежскийПеред Куликовской битвой, в Троице-Сергиеву лавру приезжал Дмитрий Донской, который просил у Сергия Радонежского благословения. Монах благословил Дмитрия на ратный подвиг, дав с собой двух монахов-богатырей Ослябю и Пересвета. Окончил свой земной путь Сергий Радонежский 25 сентября 1392 года. Через 60 лет, Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

В первые 25-ть лет 15 века, на территории Троице-Сергиевой лавры был построен каменный Троицкий Собор. В Троицком Соборе монастыря поместили мощи Сергия Радонежского. Росписью главного собора Троице-Сергиевой лавры занимался знаменитый русский иконописец, святой Андрей Рублев. В нижнем ряду иконостаса Троицкого Собора Андрей Рублев написал икону Святой Троицы.

Царь Иван Грозный был набожным человеком, и несмотря на многие свои злодеяния, чистосердечно верил в Бога. Так, по указу царя в Троице-Сергиевой лавре был построен большой каменный Успенский Собор. Возле стен собора покоятся останки царя Бориса Годунова. В годы Смутного времени монастырь выдержал несколько штурмов польских интервентов, но не сдался.

Сообщение о сергиев радонежскийТроице-Сергиева лавра – крупный паломнический центр, сыгравший огромную роль в развитии русской истории. Ученики Сергия Радонежского, вышедшие из стен Троице-Сергиевой лавры, создали на землях Святой Руси более 70-ти новых православных монастырей. В 19 веке, по подсчетам статистов, Троице-Сергиеву лавру ежегодно посещали более 300.000 православных паломников. Нуждающихся людей в Троице-Сергиевой лавре всегда кормили и оказывали различную посильную помощь. На территории Троице-Сергиевой лавры существовала больница, которая в после начала Первой Мировой Войны стала лазаретом для русских солдат.

После революции 1917 года Троице-Сергиева лавра повторила судьбу многих других православных монастырей по всей стране. Обитель была закрыта. В стенах Троице-Сергиевой лавры поместили клуб, тир и спортзал. После окончания Великой Отечественной Войны, монастырь снова открыл свои двери для верующих. 21 ноября 1946 года состоялась переосвещение Троицкого собора. С этого момента Троице-Сергиева лавра снова стала крупным центром православной веры.

Сообщение о сергиев радонежский

Сергий Радонежский является почитаемым святым в православной церкви и особенно простыми людьми. Слава к нему пришла ещё при жизни, так как только его слова наставляли на путь истинный, а несказанное им помогало человеку в горести и бедах, являясь утешением.

Сергей Радонежский помогал безутешным и просящим людям при жизни и продолжает это делать, по сей день. Много интересных фактов из жизни святого дошли до наших времён, которые заставляют верить в чудеса и божий промысел.

Список чудес и интересных фактов из жизни святого.

Почитаемая семья

Сергий Радонежский появился на свет в 1314 году под Ростовом и принадлежал семье боярского рода. Его родителей уважали и почитали, они всегда помогали бедным. Будучи младенцем, он не брал материнскую грудь в среду и пятницу. С малых лет мальчик почитал посты и воздержание, всё своё свободное время посвящал чтению молитв и священных книг.

Знамение

Ещё до рождения со святым произошло чудо. Благодаря летописям известно, что мать святого однажды пошла в церковь, будучи беременной. И в церкви все прихожане услышали крик младенца в чреве.

Люди окружили беременную, уверяя, что произошедшее не предвещает добра. Через некоторое время стало понятно, что это было знамение о появлении божьего человека на свет. Назвали новорождённого Варфоломеем.

Сообщение о сергиев радонежский

Молитва

Случилось это во времена начала школьной учёбы Варфоломея. Маленький мальчик начал посещать школу вместе со старшим братом. Старший брат хорошо справлялся с учёбой, схватывая всё на лету. Но мальчик никак не мог освоить грамоту, поэтому его отправляли пасти скот возле школы.

Однажды гуляя, он познакомился со старцем, который молился под дубом, после долгих странствий. Варфоломей пригласил его к себе, чтобы напоить и накормить странника. После обеда стариц спросил у мальчика: «Ты не можешь учиться? Иди поближе и прочитай мне молитву». Мальчик подошёл и начал читать, чему и сам удивился. После благословения старца Варфоломей прилежно учился и читал.

Мечта

Детской мечтой Варфоломея был монашеский сан. Но родители не давали благословение на пострижение сына, поэтому он ждал их кончины.

Он выучился со старшим братом, и после смерти родителей они раздали имущество нуждающимся. После чего они ушли в лесную глушь и жили там, соорудив келью на горке Маковец. Братья постоянно молились и трудились, не принимая подаяний. Был возведена церковь и освещена Именем Пресвятой Троицы.

Сообщение о сергиев радонежский

Постриг

Старший брат Варфоломея возвратился в город и уехал служить в Богоявленский монастырь, так как жизнь оказалась ему в тягость в пустынном месте. Но сам Варфоломей принял постриг в день поминовения мучеников Сергия и Вакха и нарёкся именем Сергий.

К святому стали приезжать люди из разных мест, чтобы помолиться и уединиться, ищя наставничество. Появился монастырь, который быстрыми темпами разросся.

Известно, что при Сергее братия жила по строгим уставам, если они нарушались, то провинившийся был обязан покинуть монастырь. Не разрешалось просить подаяний, монахи должны были постоянно трудиться.

Обет молчания

Уже на склоне лет святой знал, какая ждёт его смерть. Он дал обед молчания и последние 6 месяцев он не вымолвил ни слова. Всё это время с ним находится его ученик Никон. В час исхода Сергий причастился и умер 25 сентября 1392 году, прожив 78 лет.

Однажды Сергию Радонежскому предложили митрополичий сан, но он отказался, так как не видел в этом нужды.

Благословение

Случилось это во время пришествия Мамая на русские земли в 1380 году. Перед началом Куликовской битвы к святому приезжал Дмитрий Донской, чтобы получить благословение. После чего на протяжении всей битвы Сергий Радонежский молился за каждого война и мысленно видел смерть каждого умершего в бою, о чем и говорил своим последователям. Но святой уже знал, что русское войско одержит победу.

Чудо молитвы

Святой умел лечить разные недуги, будь они телесные или душевные. Из летописей известно о случае, когда Сергию привезли недавно скончавшегося мальчика от сильной болезни, он забрал мальчика у отчаянного родителя.

Святой натер мальчика лечебными травами, молясь о его выздоровлении. После молитвы мальчик ожил и был здоров. Вскоре о чудотворениях святого узнали люди из ближайших окрестностей и стали стекаться люди, каждый верующий уходил от Сергия, получив исцеление недуга или мудрого совета.

Сообщение о сергиев радонежский

Монастыри и его ученики

При жизни Сергий Радонежский возвел много монастырей. И однажды молясь, он увидел стаю птиц из своей кельи. Спустя некоторое время ему во время видения было сказано: «Так растёт стадо учеников твоих». Известно, что к нему приезжали люди разного достатка и чина. Так однажды святитель Стефан, почитавший Сергия Радонежского, хотел посетить его обитель на обратном пути после посещения Московской епархии. Но по пути в епархию остановился за 8 верст до обителя святого, помолившись, святитель поклонился со словами: «Мир тебе, духовный брат». Мысленно увидев, Сергий встал, помолился и дал благословение святителю. После чего он рассказал об этом своим ученикам, не уверившие в чудо поспешили поехать на место где находился святитель и убедились словам инока.

Божественная литургия

В летописях говориться, что уже при жизни Сергий мог общаться с бесплотными духами. Об этом свидетельствуют ученики святого, они увидели во время Божественной литургии ангела Божьего вместе с преподобным Сергием в алтаре.

Спустя 30 лет были обретены нетленные мощи святого. Каждый страждающий исцеления человек может приложиться к мощам Сергия Радонежского и надеяться на его милосердность. Многие верующие и молящиеся святому свидетельствуют об излечении болезней.

Сообщение о сергиев радонежский

Сергей Радонежский считается покровителем учащихся детей и русского воинства, а также принято считать, что он наставляет монашествующих и защищает русские земли.

Архидиакон антиохийского патриарха Павел Алеппский, посетивший Троицкую обитель 11 июля 1655г., восхищенно заметил: «Этот монастырь не имеет ничего подобного не только в стране Московской, но и во всем мире».

В 1355 г. в Троицком монастыре был введен общежитийный устав, регламентировавший все стороны монашеской жизни. Новый порядок, а также увеличение числа иноков вызвали перестройку всей обители. Вместо свободно расположенных келий возник четко распланированный деревянный городок, состоящий из трех зон: общественной, жилой и оборонительной. Эту схему плана монастырь сохранил до наших дней.

Особый этап в истории монастыря — канонизация его основателя Сергия Радонежского в 1422 г. Это событие было отмечено торжественной закладкой белокаменного Троицкого собора над гробом Сергия.

В 1608-1610 гг. шестнадцать месяцев Троице-Сергиев монастырь находился в осаде 30-тысячного отряда польско-литовских интервентов. Ратный подвиг защитников монастыря приобрел широкую известность в стране и способствовал дальнейшему росту авторитета обители.

В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула «лавра» В середине XVIII в. Троице-Сергиева лавра по количеству принадлежавших ей земель и душ была первой не только среди духовных, но и среди светских феодалов. Во владении монастыря находилось 214 тысяч десятин земли и более 106 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах страны.

В 1764 г. в результате секуляризации монастырских земель (объявления их государственной собственностью) Лавра лишилась всех своих владений. Для содержания «штата»: 100 иноков и 100 служителей, средства выделялись государством.

С 1919 по 1946 г. Троицкий монастырь был закрыт.

На рубеже третьего тысячелетия Троице-Сергиева лавра — действующий мужской монастырь, духовный центр всей православной России.

Памятники Троице-Сергиевой лавры

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1993 г.). Многочисленные лаврские сооружения, возведенные на протяжении XV — XIX вв. лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное наглядное пособие по истории русского зодчества.

Троицкий собор (1422 — 1423 гг.) — один из немногих сохранившихся образцов раннемосковского белокаменного строительства. Традиционный крестово-купольный четырехстолпный храм отличается небольшими размерами и скромным резным декором. Своеобразие постройке придает многоярусное завершение, образованное системой закомар и кокошников.

Духовская церковь (1476 — 1477 гг.) — оригинальное кирпичное сооружение, особенностью которого является наличие открытой шестипролетной звонницы у основания барабана купола.

Успенский собор (1559 — 1585 гг.) — самый большой храм Троице-Сергиевой лавры, повторяющий по внешним формам Успенский собор Московского Кремля XV в.

Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия Соловецких (1635 — 1637 гг.) — один из немногих дошедших до наших дней памятников гражданского средневекового зодчества. Между двухэтажными больничными корпусами располагается единственная сохранившаяся в ансамбле монастыря шатровая церковь, Трапезная палата с церковью Сергия Радонежского (1686 — 1692 гг.) — великолепный образец «русского узорочья», бесстолная трехапсидная церковь с одной декоративной главой, перекрытая сомкнутым сводом на распалубках. Снаружи и внутри палаты и церковь пышно декорированы росписью, лепниной, белокаменной резьбой. Так же нарядно выглядят и другие постройки монастыря конца XVII в.: здание Чертогов и Надкладезная часовня

Колокольня (1741 — 1769 гг.) — самое высокое сооружение монастыря. Ее высота вместе с крестом составляет около 88 м. Построенная по канонам классической архитектуры, колокольня производит впечатление отлично найденными пропорциями ярусов и гармоничным сочетанием плоскостей стен и арочных проемов. Венчает здание необычное завершение в форме раковины.

Колокольня — последняя по времени значительная монастырская постройка, своеобразный финальный аккорд уникального архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры.

Сообщение о сергиев радонежский

  • Статья
  • Молитвы
  • Житие

Сергий Радонежский — один из самых известных русских святых, духовный покровитель Русской земли и основатель первого в России Троицкого храма (ныне — Троице-Сергиева лавра). Преподобный Сергий возродил на Руси традиции строгого монашества и сам стал символом русского монашества.

Игумен Сергий не стремился к власти и желал уединенной молитвы, жил просто и бедно и подавал монахам пример смирения и трудолюбия: сам делал одежду и обувь для братии, строил кельи, пек просфоры. Посетители монастыря часто принимали его за простого монаха. Митрополит Московский Алексий хотел назначить преподобного своим преемником, но Сергий отказался, желая продолжать простую монашескую жизнь.

Сергий сыграл большую роль в освобождении Руси от татаро-монгольского ига, благословив войско князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Уже тогда его духовный авторитет был очень высок: он мирил враждовавших русских князей и способствовал сплочению русских земель. Сергий Радонежский оказал огромное влияние на русское монашество и на русскую культуру. Для верующих он является образцом твердости и духовной силы.

Почитание преподобного Сергия Радонежского началось сразу после его кончины. Его ученик Епифаний Премудрый в 1412 году написал «Похвальное слово Сергию Радонежскому», а в 1418-м — развернутое житие святого. В 1422 году мощи святого были обретены нетленными и поставлены в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. В 1449 или 1450 году митрополит Московский Иона установил его общецерковное почитание. Через 10 лет после этого в Новгороде появилась первая церковь, освященная во имя преподобного Сергия Радонежского.

Интересные факты о Сергии Радонежском

В детстве отроку Варфломею тяжело давалась учеба. Он много молился Богу о помощи и получил ее: однажды ему явился ангел в образе старца, и в тот же день мальчик овладел грамотой. Поэтому Сергию Радонежскому молятся о помощи в учебе. Этот сюжет изображен на картине Михаила Нестерова «Видение отроку Варфломею».

По сюжету жития преподобного Сергия великий русский художник Михаил Нестеров написал ряд картин: «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия», «Труды преподобного Сергия».

Преподобный Сергий обладал дарами пророчества и чудотворения. Среди совершенных им чудес — воскрешение умершего подростка. Во время молитв он неоднократно удостаивался откровений и божественных явлений. Так, однажды Сергий сподобился явления Пресвятой Богородицы. Она ответила на его переживания по поводу судьбы монастыря и его монахов, сказав что обитель будет процветать, и Она, Богородица, будет об этом заботиться. В честь этого события в Троице-Сергиевом монастыре 6 сентября (24 августа по старому стилю), на второй день отдания праздника Успения Богородицы, совершается особая служба в честь Пресвятой Богородицы.

У преподобного было два брата — старший, Стефан и младший Петр. Старший также стал монахом, о Петре же почти ничего не известно.

Родители Сергия — Кирилл и Мария — в старости приняли монашество. В 1992 году их причислили к лику святых. Мощи находятся в Хотьковском Покровском монастыре.

Преподобный Сергий основал не только Троицкий монастырь, но и еще несколько обителей: Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин под Коломной, Высоцкий монастырь в Серпухове, Ростовский Борисоглебский монастырь, Свято-Георгиевский скит на Клязьме. Ученики же Сергия основали более 40 монастырей.

Во время войны 1812 года, когда русские войска покинули Москву, мощи преподобного Сергия вывезли из Троице-Сергиевой лавры в Кирилло-Белозерский монастырь. Вернулись обратно они только после войны. Это была не напрасная предосторожность: солдаты Наполеона разорили множество московских церквей и уничтожили ряд древних святынь.

Во время антирелигиозной кампании 1919-1920 годов мощи преподобного были вскрыты и превращены в экспонат музея, расположившегося на территории Троице-Сергиевой лавры. В 1941 году их эвакуировали вместе с остальными экспонатами, а вернули в 1946-м.

Дожив до глубокой старости, Сергий Радонежский за полгода предрек свою кончину. Накануне смерти преподобный Сергий созвал братию, завещав иметь «страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную» — главные принципы «высокого жития».

С самого рождения младенец Варфоломей демонстрировал стремление к постничеству, отказываясь от молока матери по средам и пятницам, а также в дни, когда мать употребляла мясо.

Сергий Радонежский первым в России переосмыслил идею Святой Троицы как к христианский пример Любви и Единства. Эту идею воплотил в иконе «Троица» Андрей Рублев, современник и духовный ученик преподобного Сергия.

Преподобный Сергий Радонежский — один из самых почитаемых русских святых.

Здесь хозяин – Преподобный

Бум-м-м. Сквозь пелену сна понимаешь, что это всего лишь стукнувшая о спинку твоей кровати дверь. Ну спасибо… Начало шестого. Соблазн продолжить спать, конечно, есть. Но только не сегодня.

Чудная повесть благоговейного ямщика

Когда утром проснулся, то у меня руки и ноги сделались бесчувственными. Я весь стал, как деревяшка, и не владел ни руками, ни ногами.

Что мешает нашему счастью?

Завистливый человек ищет пути наказать того, кто вызывает зависть, чтобы лишить его положения, денег, семейного благополучия либо уважения со стороны других.

Преподобный Сергий Радонежский и чудо с равносторонними треугольниками

Так получилось, что мне всегда, еще с первого класса школы, очень нравилось учиться. Учение давалось мне достаточно легко, и из год в года я радовала своих домашних похвальными грамотами и табелями, где красовались исключительно круглые пятерки. Говоря современным языком, я была, наверное, типичным «ботаником».

Близ преподобного Сергия

День преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца – большой церковный праздник. Игумен Земли Русской покидает свое земное Отечество, чтобы стать гражданином Небесного Иерусалима.

Се́ргий Ра́донежский (в миру Варфоломе́й; 3 мая 1314 года (дата условная, см. ниже) — 25 сентября 1392 года) — монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Сергий Радонежский необычайно много сделал для Русской церкви и для государства, а его идеология сформировала новую великорусскую нацию.

Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.

  • 25 сентября (8 октября) — преставление;
  • 5 (18) июля — обретение мощей;
  • 6 (19) июля — Собор Радонежских святых.

Кроме того, 24 августа (6 сентября) празднуется явление Богородицы преподобному Сергию.

Рождение и детство

В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. В частности, «Большая биографическая энциклопедия» указывает:

Днём рождения Сергия называлось или 9 мая, или 25 августа 1322 года. В сочинениях церковных историков XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года.. Современные варианты жития в качестве дня его рождения дают 3 мая 1314 года. Современные светские исследователи, как отмечает К. А. Аверьянов, также не единодушны по вопросу о дате рождения Сергия Радонежского:

По мнению самого К. А. Аверьянова, «будущий святой родился 1 мая 1322 г.». Этот разнобой мнений дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян».

В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром.

Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж.

Ещё при жизни родителей в душе Варфоломея возникло и укрепилось желание посвятить себя монашеской жизни; достигнув двадцатилетнего возраста, он решился постричься в монахи. Родители не возражали, но просили дождаться их смерти: «братья Стефан и Петр жили отдельно своими семьями, и Варфоломей был единственной опорой своих родителей в годы болезненной старости и скудости». Ждал он недолго: через два-три года он похоронил отца и мать, которые, следуя распространённому в то время на Руси обычаю принимать иночество под старость, незадолго до смерти тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьково-Покровском монастыре, который располагался в трех верстах от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским.

Начало монашеской жизни

После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. Ему было 23 года.

Образование Троице-Сергиевого монастыря

Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.

Общественное служение Сергия Радонежского

После смерти святителя Алексия преподобный Сергий Радонежский предлагал великому князю Дмитрию избрать на митрополичью кафедру суздальского епископа Дионисия. Но великий князь Дмитрий пожелал иметь митрополитом своего духовника Новоспасского архимандрита Михаила (Митяя). По повелению князя Михаил был избран в Москве собором епископов в митрополита Московского. Святитель Дионисий смело выступил против великого князя, указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха будет незаконно. Митяй вынужден был ехать в Константинополь. Дионисий хотел опередить Митяя и ехать в Константинополь сам, но был задержан и взят под стражу великого князя. Желая освободиться, Дионисий дал обещание не ехать в Константинополь и представил за себя порукою преподобного Сергия. Но как только получил свободу, по вызову патриарха, поспешил в Грецию вслед за Митяем. Своим поступком он причинил много неприятностей Сергию.

Существует также версия (В. А. Кучкин), согласно которой рассказ Жития Сергия Радонежского о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.) и связан в более поздних текстах («Сказание о Мамаевом побоище») с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием.

Приблизившись к Дону, Дмитрий Иванович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.

В 1382 году, когда войско Тохтамыша подступило к Москве, Сергий на некоторое время покидает свой монастырь «и от Тахтамышова нахожения бежа в Тверь» под защиту князя Михаила Александровича Тверского.

После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.

Старость и кончина преподобного Сергия

Достигнув глубокой старости, Сергий призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания:

Вопрос: Сведения о преподобном Сергии Радонежском и небольшое сообщение.

    • Вопросы и ответы
    • Обществознание

Вопрос:

Сведения о преподобном Сергии Радонежском и небольшое сообщение.

Ответы:

Сергий Радонежский (1314 –1392) – иеромонах Русский церкви, преобразователь монашества в Северной Руси, основатель Свято-Троицкого монастыря. Был причислен к лику святых.ДетствоСергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом. При крещении будущий святой получил имя Варфоломей. В семь лет родители отдали его учиться грамоте. Сначала обучение давалось мальчику очень плохо, однако постепенно он изучил Святое писание, заинтересовался церковью.С двенадцати лет Варфоломей начал строго поститься, много молился.Основание монастыряПримерно в 1328 году будущий иеромонах вместе с семьей переехал в Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном ушли в пустынные места. В лесу на холме Маковец они построили небольшой храм Троице.В 1337 году, в день памяти мучеников Сергия и Вакха, Варфоломей принял постриг под именем Сергий. Вскоре к нему стали приходить ученики, на месте церкви образовалась обитель. Сергий становится вторым игуменом и пресвитером обители.Религиозная деятельностьЧерез несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского – Троице-Сергиев монастырь. Узнав о возникновении обители, вселенский патриарх Филофей прислал игумену грамоту, в которой отдавал должное его деятельности. Преподобный Сергий был высокоуважаемой личностью в княжеских кругах: он благословлял правителей перед битвами, примерял их между собой.Кроме Троице-Сергиевого за свою краткую биографию Радонежский основал еще несколько монастырей – Борисоглебский, Благовещенский, Старо-Голутвинский, Георгиевский, Андронникова и Симонова, Высотский.Скончался великий иеромонах Сергий 25 сентября 1392 года.Почитание памятиСергий Радонежский был причислен к лику святых в 1452 году. В произведении «Житие Сергия», основном первоисточнике жизнеописания иеромонаха, Епифаний Премудрый писал, что за свою жизнь святой Радонежский множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека.Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении. 25 сентября, в день смерти святого, верующие празднуют день его памяти.Интересные фактыВ «Житие Сергия» рассказывается, что Варфоломей научился читать и писать благодаря благословению святого старца.Среди учеников Сергия Радонежского были такие известные религиозные деятели, как Авраам Галицкий, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, преподобный Андроник, Пахомий Нерехтский и многие другие.Жизнь святого вдохновила многих писателей (Н. Зернова, Н. Костомарова, Л. Чарскую, Г. Федотова, К. Случевского и др.) на создание художественных произведений о его судьбе и деяниях, в том числе ряда книг для детей. Биография Сергия Радонежского изучается школьниками в 7-8 классах.

Мне довелось учиться на заочном отделении Московской духовной семинарии. Четыре года я приезжал на сессии в Троице-Сергиеву Лавру, ходил на службы, готовился к экзаменам, сдавал их – всё это было часто так сжато во времени, что я, пожалуй, не понимал всю ценность этих дней. Но по прошествии лет начинаешь по-другому относиться ко многим событиям своей жизни, и теперь тот свой «семинарский» период жизни я вспоминаю с большой благодарностью, считая его особенным, и то, что он был мне подарен, – это само по себе большое чудо. Но об одном своем посещении Троице-Сергиевой Лавры хотелось бы рассказать подробнее.

В семинарию я был зачислен в 1996 году, вскоре после иерейской хиротонии. Точнее, документы на поступление были отправлены, когда я был еще диаконом, а сообщение о том, что я принят, и вызов на сессию получил, когда уже был священником. Учиться на заочном отделении всегда непросто, но в случае заочной семинарии всё осложнялось еще и тем, что в то время православная литература только начинала издаваться, к тому же не то что интернета, а зачастую и просто компьютера не было. Кроме того, абсолютно не было свободного времени. Помню, сначала звонишь секретарю заочного сектора семинарии, узнаешь расписание сессии и стараешься в поезде подготовиться хотя бы к первому экзамену.

Вот так я и собрался на весеннюю сессию 1997 года. Первым экзаменом была литургика – на следующий день после приезда. У меня было с собой семинарское пособие, полученное в библиотеке на прошлой сессии. Это томик примерно в 100 страниц А4, напечатанных на пишущей машинке через три или четыре копирки (судя по качеству). Сейчас многие пособия уже изданы, но те фолианты в черном или коричневом бумвиниле заслуживают особой памяти. Конечно, я пытался готовиться. Нам часто повторяли: «Отцы, уж что-что, а литургику-то вы знать должны». Но времени было мало, и как это часто бывает, я решил, что перед экзаменом еще успею все пролистать, – а зря…

Москва меня встретила снегопадом и оттепелью – все дороги завалены мокрой снежной кашей. В Сергиев Посад я добрался к вечеру, с совершенно мокрыми ногами. В гостинице почувствовал, что заболеваю, а когда ночью начал бить озноб, да так, что ни о каком сне и думать не приходилось, то понял: точно заболел. Дождавшись утра, поплелся в аптеку и попросил чего-нибудь такого, чтобы встать на ноги: экзамен после обеда. В аптеке действительно дали хорошие таблетки. На ноги встал уже к обеду, температуры нет, но с головой – полное ощущение, что она набита ватой, но при этом внутри всё звенит, как в большой пустой комнате. Одно хорошо: не болит. А на экзамен надо идти – никуда не денешься. Сессия весенняя, и если не сдашь, будут трудности с переводом в следующий класс.

Приложился к раке, помолился – и на экзамен. В том состоянии, в котором я тогда находился, помочь мне могло только чудо.

У учащихся семинарии было такое негласное правило: перед экзаменом надо обязательно помолиться у раки преподобного Сергия. И когда в очередь к мощам выстраивалось большое число священников – значит, заочники пошли что-нибудь сдавать. Я тоже пошел к Преподобному. Приложился к раке, помолился – и на экзамен. В том состоянии, в котором я тогда находился, помочь мне могло только чудо.

Как начался экзамен – не помню. Помню, как взял билет и листочек для подготовки, сел на место и стал вчитываться в вопросы. Прошло уже много лет, но до сих пор помню, как, прочитав вопросы несколько раз, я вдруг понял, что всё знаю. Причем не просто могу выстроить последовательность службы, а знаю тексты всех основных песнопений – это было как-то совсем неожиданно, и я начал скорее записывать на лист всё, что крутилось в голове. Ощущение ясности не проходило и во время ответа. После вопросов билета мне задали еще два дополнительных – на них тоже ответил.

«Хорошо, – говорит экзаменатор, – а вот как насчет практики древней Церкви?» Этого в программе не было, и практику древней Церкви я совсем не знал. Хотел было уже признаться: мол, помилуйте, не знаю я этого. Но услышав, какой именно случай мне предлагают объяснить, вдруг понял: я это где-то читал. Пожалуй, это был единственный вопрос по древней Церкви, на который я мог бы ответить, – и ответил.

Экзаменатор был явно доволен. А уж как был доволен я… Но это еще не конец истории.

Несколько дней спустя мы сидели вечером в гостинице с батюшками, приехавшими, как и я, на сессию, пили чай и обсуждали, как кто служит. И вот во время этого разговора мне вдруг захотелось блеснуть своим знанием службы наизусть. Я уже было открыл рот, но, к счастью, вовремя закрыл: не было той ясности, которую я ощутил на экзамене, в голове ничего не пелось, не читалось. Словом, если бы мне тогда сказали, что весь тот экзамен мне просто приснился, я бы, пожалуй, согласился.

Се́ргий Ра́донежский (в миру Варфоломе́й; «Радонежский» — топонимическое прозвище; 3 мая 1314 — 25 сентября 1392) — монах Московской Церкви (Константинопольский патриархат), основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра).

Святой; преподобный; почитается величайшим подвижником земли русской; преобразователь монашества в Северной Руси.

Дни памяти по Юлианскому календарю: 5 июля (обретение мощей), 25 сентября (преставление).

Биография

В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении, несмотря на то, что помногу занимался с учителем. Несмотря на откровенное недовольство родителей, учителя и насмешки товарищей, Варфоломей, благодаря терпению и труду, смог ознакомиться со Священным Писанием и полюбил церковь и иноческое житие.

Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в село Радонеж. После женитьбы старшего сына Стефана постаревшие родители приняли схиму в Покровском Хотькове монастыре. После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя св. Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя св. Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь и вскоре сделался там игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха.

Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 году оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра), и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354 г.), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла, в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями, многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.

Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.

Существует также версия (В.А. Кучкин), согласно которой рассказ о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.) и связан в житии святого с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием.

После Куликовской битвы великий князь стал относиться с ещё большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 году скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания:
« Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…

25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет были обретены «нетленными» его мощи. В 1452 году он был причислен к лику святых. Церковь отмечает его память в день кончины 25 сентября (8 октября), а также 5 (18) июля, в день обретения мощей.

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенскую на Киржаче, Андроников и Симонов в Москве, Борисоглебский близ Ростова, Старо-Голутвин близ Коломны, Георгиевский, Высотский и др.), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский) и др., а также его духовными собеседниками, такими как Стефан Пермский.

Наиболее известным источником сведений о нём, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности является Житие Сергия, написанное в 1417-1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом.

18 марта 2000 года на Красногорской площади открыт памятник преподобному Сергию Радонежскому. Чин освящения возглавил святейший патриарх Алексий II в присутствии духовенства Лавры, Духовной академии и клириков Благочиния.

детствоВ семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте. Он всей душой хотел учиться, но грамота не давалась ему. По легенде, Варфоломей очень страдал от этого и поэтому он днем и ночью молил Бога открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца. Монах молился. Мальчик подошел к нему и рассказал о своем горе. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Затем, достал маленький кусочек хлеба и сказал: «Возьми, и съешь: это дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». Благодать эта действительно сошла на ребенка: Господь дал ему память и разумение, и он стал легко усваивать книжную мудрость. После этого чуда в юном Варфоломее окрепло желание служить только Богу.

После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Не выдержав слишком сурового образа жизни братья уехали в московский Богоявленский монастырь, где позднее Варфоломей призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия.

Спустя три года к Сергию стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь.

Монастыри основанныеСергием и его учениками.Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенскую на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками.

Ссылка на основную публикацию