Собор феодоровской божьей матери

Обращаюсь ко всем вам с традиционным зимним призывом помочь храму справиться с платежами по теплу и электричеству в холодный сезон.

На этот раз зима наступила вовремя, строго в соответствии с календарем, и сколько она будет «злиться» — кто знает! Теплоснабжающая организация тоже злится — и совсем «недаром»! Можно прогнозировать суммарный дефицит в несколько сот тысяч рублей.
Показать полностью. Без общей усиленной поддержки нашему храмовому комплексу будет не справиться!

Собо́р Фео́доровской ико́ны Бо́жией Ма́тери (официально Божией Матери Феодоровской в память 300-летия царствования Дома Романовых, в народе (1920-е) – Романовская) в Санкт-Петербурге — православный храм Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

Настоятель — протоиерей Александр Сорокин.

Содержание

История

Строительство

В 1909 году в честь приближающегося 300-летия дома Романовых было решено соорудить здесь собор. Для сооружения собора был учреждён строительный комитет, его работу курировал великий князь Михаил Александрович. Этим комитетом был проведён специальный конкурс. На нём победил проект архитектора С. С. Кричинского, и в 1910 году он был принят к осуществлению.

Закладка храма состоялась в 5 августа 1911 года на Миргородской улице возле Николаевского вокзала.

7 сентября 1913 года были освящены боковые приделы нижнего храма; 15 января 1914 года — главный придел верхнего храма (освящение совершил митрополит Владимир); а осенью 1920 года — главный придел нижнего и правый верхнего храма.

Советский период

Феодоровский храм со сменой власти был разграблен большевиками, но при этом некоторое время действовал.

Настоятелем в то время был отец Досифей (Степанов). Он взаимодействовал с представителями «Живой Церкви», которые признавались государственными властями РСФСР. Причины этих поступков он изложил так:

Отрывок из покаянного письма к патриарху Тихону
Резолюция Тихона: «Прощаю и принимаю»:

Храм действовал ещё девять лет, но и его закрыли:

протокол заседания президиума исполкома облсовета по вопросу о ликвидации Романовской церкви:

Вскоре после выхода этого постановления храм-памятник был превращен в молокозавод и перестроен, его купола снесли.

В течение сорока лет церковь, полностью перепланированная внутри, стояла обезглавленной, с сиротливо торчащими барабанами. Здание постепенно, с течением времени, обрастало уродливыми пристройками. В 1970-е годы планировался визит президента США Р. Никсона, и барабаны поспешно демонтировали, окончательно лишив здание того вида, который мог хотя бы отдалённо напоминать церковь.

Возвращение храма

Храм включён в перечень объектов культурного наследия федерального значения, и после многолетних тяжб здание было решено вернуть Церкви. Это событие произошло в 2005 году.

Описание

Одна из стен храма повторяет кремлёвскую стену, символизируя единение Москвы и Санкт-Петербурга, двух городов — столиц России.

Храм был украшен цветными изразцами и майоликом. Северный фасад, выходящий на Миргородскую улицу был облицован белым старицким камнем, и на нём было изображено огромное родословное древо Романовых и Феодоровская икона [2] . Купол собора был покрыт золочёной медью, а над входом находилась копия работы Васнецова «мозаичный Спас».

Среди многочисленных колоколов на колокольне собора были в том числе и «именные», посвящённые каждому из членов семьи Николая II.

На площади перед храмом планировалось установить памятник Александру Невскому.

Восстановительные работы

Лидер партии «Единая Россия» Борис Грызлов, который в Петербурге занимается культурными вопросами, заявил, что в течение 5 лет храм восстановят. Он также является директором попечительского совета по восстановлению этого храма. Выдержка из интервью Бориса Грызлова:

Для «Единой России» — это одно из ключевых направлений партийного проекта «Историческая память». Восстановление храма – наш вклад в духовное возрождение России… …На сегодняшний день уже многое сделано. Работы ведутся уже внутри храма. Демонтированы внешние пристройки. Преждевременно считать, что уже все проблемы решены, но в федеральном бюджете заложены значительные объёмы средств на восстановление храма: 200 млн рублей на 2008 год, и по 230 млн на 2009 и 2010 годы [3] .

План работ

Общая стоимость работ оценивается в 1,2 млрд рублей. Работы включают в себя:

В центре Санкт-Петербурга, недалеко от Московского вокзала Вы неожиданно встретите старинный величественный храм. Это Феодоровский собор, построенный в стиле допетровской эпохи. Несмотря на кажущуюся старину, храм был возведен сравнительно недавно — в 1913 году, к 300-летнему юбилею царствования Дома Романовых. В начале 20-го века был модным древнерусский стиль. Позже этот стиль стали называть неорусским или псевдорусским.

Рядом с храмом Вы увидите крепостную стену из красного кирпича, с башенками и арками, напоминающую стену Московского Кремля.

Феодоровский собор в Санкт-Петербурге интересен тем, что он строился в начале XX века, а внешний вид его, как и было задумано, соответствовал стилю времен царствования Михаила Романова.

К 300-летию Дома Романовых готовились задолго до его наступления и одним из предложений было построить собор, напоминающий храмы первой половины XVII века, когда на престол взошел первый представитель семейства Романовых — Михаил Фёдорович.

Храм пятиглавый, с куполами, покрытыми золоченной медью. Его внушительные размеры впечатляют: площадь — 350 кв. метров, высота — 48 метров, а вместимость — 3500 человек (1500 в нижнем храме и 2000 — в верхнем).

Строительство велось с размахом, так на колокольню было поднято 11 колоколов, 9 из них — с именами членов царской семьи. Один из колоколов «Михаил-Николай» имел вес почти 9 тонн.

Стены церковного здания были покрыты белым камнем, при оформлении фасадов использовалась резьба и красочные изразцы. Главным украшением фасада со стороны парадного входа стало майоликовое панно размером 4,24 на 12,76 метра, выполненное по эскизу художника Сергея Васильевича Чехонина. На нем изображен Успенский собор Москвы, Божья Мать и родословное древо Романовых.

К сожалению, в годы преследования церкви эта замечательная керамика была полностью уничтожена, не сохранилось ни одного ее фрагмента. Благодаря сохранившемуся эскизу и фотографиям панно было заново создано в 2011–2012 годах.

История

На территории, где в настоящее время расположен Феодоровский собор, во второй половине XIX века находилось подворье Феодоровского Городецкого монастыря Нижегородской епархии. Здесь, по инициативе Александра III, было решено построить храм. По результатам конкурса был выбран проект русского архитектора Семена Кричинского. Средства на строительство собирали по всей России, свои пожертвования внесли самые разные организации и многие частные лица, всего было пожертвовано более 500 тысяч рублей.

Храм заложен в 1911 году, основные работы продолжались более трех лет, Дом причта был построен в 1915–1916 годах.

Главный придел верхнего храма освящен в 1914 году в честь Феодоровской иконы Божией Матери, главный придел нижнего храма посвящен Александру Невскому, покровителю императора Александра III (освящение предположительно прошло в 1920 году).

Приход существовал до 1932 года, пока советские чиновники не придумали разместить в храме базу объединения «Союзмолоко». Здание перестроили, купола снесли, а в подвале была устроена настоящая помойная яма. В 1972 году к визиту президента США Никсона с крыши изуродованного здания были убраны и барабаны, в итоге храм стал похожим на кубик.

Восстановление Феодоровский собора

В 1992 году было принято решение о возвращении храма Санкт-Петербургской епархии, но только через 12 лет Феодоровский собор был передан прихожанам.

Рядом с собором был построен, а в 1998 году освящён храм святых Новомучеников и Исповедников Российских. В этой часовне, созданной также в допетровском стиле, проходили богослужения в период восстановления Феодоровский собора. Белые стены, купол в виде золотой луковки делают ее похожей на церкви первой половины XVII века.

Оформлением нижнего храма Феодоровский собора руководил художник-иконописец, теоретик церковного искусства, Лауреат Государственной премии России иконописец архимандрит Зинон.

В ходе реставрации здания нижний храм оформили в стиле новгородских церквей XIII века — с белокаменной алтарной преградой вместо иконостаса, каменными престолом и каменной сенью (навесом) над ним.

Благодаря светлым стенам верхнего храма, высоким окнам и отсутствию колонн в средней его части, он выглядит просторным и, словно, наполнен светом. Мраморный пол имеет шахматный рисунок, а в центре выложена розетка.

Южный придел верхнего храма в наше время посвящен святым Царственным страстотерпцам, а северный — святым Новомученикам и Исповедникам Российским.

Феодоровский собор с крепостной стеной на ул. Миргородской — это храм-памятник династии Романовых, напоминающий кусочек Москвы и символизирующий объединение русских земель под властью Дома Романовых после смутных времен 1598–1613 годов.

По замыслу архитектора Семена Кричинского, вокруг храма планировалось возвести целый комплекс зданий, своего рода уголок Святой Руси. Однако, были построены только Феодоровский собор, звонница и часовня, граненая башня и Дом причта. В настоящее время крепостная стена отделяет храм от жилого комплекса «Царская столица».

К ак хорошо гулять вечерами по Санкт-Петербургу.

Теперь светло почти до 22-х, а скоро белые ночи ))) Обещал написать про этот собор. он был открыт в честь 300-т летия дома Романовых еще в 1909 году.

Для сооружения собора был учреждён строительный комитет под покровительством великого кн. Михаила Александровича. Победил в специальном конкурсе проект арх. С.С. Кричинского. Торжественная закладка храма в 1911 году.

Рядом с собором замечательная стена, почти кремлевская ))) о ней я писал здесь Кремлевская стена в Петербурге

Изразцы на стене собора — Феодоровская икона Божией Матери.

Часовня, которую поставили до начала восстановления.

Купол собора покрыли золочёной медью, а вход украшал мозаичный Спас – копия работы Васнецова. Среди многочисленных колоколов были «именные», посвящённые каждому из членов семьи Николая II.

Феодоровский собор был построен из железобетона на всенародные пожертвования – пятьсот тысяч рублей.

После революции храм был разграблен, всё-таки ещё некоторое время действовал. В советский период ни снесли, все лишнее было заложено силикатным кирпичом.

Однако, учитывая крайнюю нуждаемость Союз-молоко в помещении для обработки молочных продуктов и возможность при весьма незначительных затратах приспособить Романовскую церковь для указанных целей, которая по своему месту нахождения является удобной для Союз-молоко, Леноблисполкомом было решено церковь ликвидировать, а здание передать Союз-молоко».

Вскоре собор был перестроен под молокозавод. Четыре десятилетия церковь стояла обезглавленной, с сиротливо торчащими барабанами, была полностью перепланирована внутри. Здание обросло уродливыми пристройками. В 1970-е годы, в ожидании визита президента США Р. Никсона, барабаны спешно демонтировали, окончательно лишив здание того вида, который мог хотя бы отдалённо напоминать церковь.

Когда развалился СССР, после многолетних тяжб здание вернули Церкви.
В конце 2006 г. был образован попечительский совет по восстановлению Федоровского собора, его возглавил Грызлов.

Внутри собора очень красиво. На первом фото нижняя, на втором верхняя часть.

Снаружи собор красив не менее.

Несколько лет назад в храме шла полномасштабная работа. Теперь снаружи и внутри он выглядит великолепно.

Открытие собора и полное окончание реставрационных работ было приурочено к 400-летию Дома Романовых и 100-летию храма, которые праздновалось в 2013 году.

Вот такая судьба. храм был и Собором и молочным цехом. Стоял с Куполами и без, был прекрасен и был простой кубик без окон. Надеюсь его "приключения" завершились. И это навсегда будет еще один прекрасный Собор радующий глаз и душу.

Один из уникальных храмов Санкт-Петербурга – Собор Феодоровской иконы Божией Матери. Это образец продуманного, внимательного отношения к нашему духовному наследию, пример возрождения, практически из руин, памятника русской церковной архитектуры. Феодоровский собор построен и отреставрирован на народные пожертвования, возвращённый к жизни молитвами и трудами многих людей во славу Отечества. Золотые купола этого храма встречают всех прибывающих в наш город на Московский вокзал. Обязательно зайдите сюда,

Обсуждение ( 3 ) Посмотреть все

Чудесный хра! Мы с сыночком посещаем его каждое воскресенье настоящий православный храм свечки в храме везде лежат и можно поставить не выжидая в очереди очень очень скромные цены .детей крестят бесплатно .а еще почле службы приглашают прихожан на чаепитие, пожертыовани все дрбровольные сколько можешь . Храм очень красивый ! Службы какие то особенные после того как священник говорит Христос посреди нас Прихожане обнимают другг друга с этими же словами и улыбаются друг другу. А ЕЩЕ там очень много деток и что бы они не уставали очень их забирают сестры педагоги в детскую комнату поиграть к причастию приводят.Организованы специальные комнатф для кормящих матеоей и млвденцев где можно ребеночка пркормить переодеть. МНОГО ЕЩЕ ИНТЕРЕСНОГО .ВСЕГО НЕ ОПИСАТЬ ВСЕ С ЛЮБОВЬЮ И ДОБРОТОЙ Я ТАКОГО НЕ ВСТРЕЧАЛА В ДРУГИХ ХРАМАХ

Храм Феодоровской Иконы Божией Матери — одна из действующих культурных площадок, на основе которой проводится большое количество различных мероприятий, служащих для интересного проведения досуга в Санкт-Петербурге.

Для гостей города храм представляет интерес как памятник строительного искусства и национальной культуры, возможный пункт экскурсионной программы. Это также центр духовной жизни города, место встречи верующих и проведения богослужений.

Более подробную информацию можно получить по телефону 78122742216 или найти на сайте feosobor.ru.

Храм Феодоровской Иконы Божией Матери располагается по адресу: р-н Центральный, Миргородская, 1в лит А, рядом с метро Маяковская.

Храм Феодоровской иконы Божией Матери был сооружен в Петербурге в память 300-летия Дома Романовых в 1909-1913 годах по проекту архитектора Степана Кричинского недалеко от Московского вокзала как подворье Богородице-Феодоровского Городецкого монастыря Нижегородской епархии стараниями Строительного комитета под Августейшим покровительством Великого князя Михаила Александровича Романова.

Феодоровский собор построен в неорусском стиле, имеет два храма: верхний и нижний. Верхний храм в честь Феодоровской иконы и преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя первого царя Романова, Михаила Федоровича, был освящен в 1914 году в присутствии императора Николая II и членов Царской семьи. Боковые приделы прежде имели посвящения небесным покровителям последней Царской семьи: святителю Николаю и мученице царице Александре, благоверному князю Михаилу Тверскому и святителю Алексию Московскому. Сегодня северный придел верхнего храма посвящен святым Новомученикам и исповедникам Церкви Русской, южный — святым Царственным страстотерпцам.

Нижний храм посвящен, как и прежде, святым Александру Невскому и Марии Магдалине — небесным покровителям императора Александра III и его супруги императрицы Марии Феодоровны.

С 1918 года собор стал приходским храмом. Приход просуществовал до 1932 года, когда настоятель архимандрит Лев (Егоров), ныне прославленный в лике новомучеников Церкви Русской, многие члены причта и прихожане были арестованы за «контрреволюционную деятельность и антисоветскую агитацию»; приход был ликвидирован и в храме разместился молокозавод.

За годы существования молокозавода здание храма значительно видоизменилось. Внутри были размещены дополнительные этажи. Снаружи снесены купола, возведены пристройки и надстройки производственного назначения. Полностью уничтожены колокола с именами Царской семьи.

В 1992 году был возрожден приход Феодоровского собора. Настоятелем его стал протоиерей Александр Сорокин. Молокозавод был выселен из здания храма в 2005 году.

Полная реставрация храма была осуществлена в 2007-2013 годах благодаря Попечительскому совету во главе с председателем Государственной Думы ФС РФ Борисом Грызловым (сейчас — председатель Наблюдательного совета Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»). В совет вошли митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, губернатор Санкт-Петербурга (сейчас — председатель Совета Федерации РФ) Валентина Матвиенко, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга (сейчас — член Совета Федерации РФ) Вадим Тюльпанов, президент ОАО РЖД Владимир Якунин, президент ВТБ Андрей Костин, князь Дмитрий Романов и председатель комитета Госдумы по связям с религиозными объединениями и общественными организациями (сейчас — председатель комитета Госдумы по регламенту) Сергей Попов.

Как объект культурного наследия федерального значения, храм реставрировался на средства из государственного бюджета. Значительная часть работ, таких как написание новых икон, изготовление утвари и многое другое, произведена на частные благотворительные пожертвования прихожан, попечителей и участников реставрации.

При храме воссоздается Дом причта, сооруженный в 1915-1916 годах и разрушенный в советские годы. В нем планируется разместить просветительский центр.

14 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения трех престолов верхнего храма восстановленного Феодоровского собора.

Пресс-служба Санкт-Петербургской епархии/Патриархия.ru

Самовывоз заказов осуществляется БЕСПЛАТНО ежедневно с 11:00 до 19:00 из дома причта по адресу:

Г. Санкт-Петербург,ул. Миргородская, д. 1Б.

2.Доставка по России до пункта выдачи заказов (ПВЗ) службой доставки Boxberry

Расчет стоимости доставки производится автоматически в личном кабинете в момент оформления заказа. Заказы отправляются только после полной оплаты заказа и доставки. Срок хранения посылки составляет 14 дней.

После отправления заказа, на электронную почту, указанную при оформлении заказа, придет трек-номер для отслеживания посылки.

3. Курьерская доставка по России службой доставки Boxberry

Расчет стоимости доставки производится автоматически в личном кабинете в момент оформления заказа. Заказы отправляются только после полной оплаты заказа и доставки.

После отправления заказа, на электронную почту, указанную при оформлении заказа, придет трек-номер для отслеживания посылки.

В случае, если курьер не смог осуществить доставку с первого раза по независящим от него причинам, вторая попытка доставить отправление будет предпринята, без взимания дополнительной платы, через 1-3 дня(в зависимости от величины населенного пункта: в больших городах быстрее). По истечении этого срока заказ будет передан обратно в интернет-магазин и аннулирован.

4.Доставка по России до пункта выдачи заказов (ПВЗ) службой доставки СДЭК

Расчет стоимости доставки производится автоматически в личном кабинете в момент оформления заказа. Заказы отправляются только после полной оплаты заказа и доставки

При оформлении заказа Вы выбираете удобный для Вас пункт выдачи заказов. При поступлении заказа в этот ПВЗ Вам придет SMS-сообщение о прибытии заказа, с указанием адреса и времени работы офиса.

При получении заказа нужно знать 10-значный номер отправления (есть в SMS) и иметь при себе документ, удостоверяющий личность.

Бесплатный СРОК ХРАНЕНИЯ ЗАКАЗА в пункте выдаче — 14 ДНЕЙ.

5.Курьерская доставка по России службой доставки СДЭК

Расчет стоимости доставки производится автоматически в личном кабинете в момент оформления заказа. Заказы отправляются только после полной оплаты заказа и доставки.

После отправления заказа, на электронную почту, указанную при оформлении заказа, придет трек-номер для отслеживания посылки.

В течение двух рабочих дней с момента поступления заказа в город получателя компания СДЭК уведомляет о прибытии заказа и согласовывает с Вами дату и место доставки.

Заказ доставляется курьером до подъезда по будним дням в рабочие часы. В день доставки курьер предупреждает о своем приезде звонком приблизительно за час до прибытия.

5. Доставка Почтой России

Стоимость доставки Почтой России рассчитывается на сайте автоматически при оформлении заказа. Возможна доставка наземным и воздушным транспортном.

После отправления заказа, на электронную почту, указанную при оформлении заказа, придет трек-номер для отслеживания посылки.

6. Международные отправления

Стоимость доставки рассчитывается по тарифам Почты России после полной сборки заказа.

После отправления заказа, на электронную почту, указанную при оформлении заказа, придет трек-номер для отслеживания посылки.

7. Доставка по России до пункта выдачи заказов (ПВЗ) службой доставки СДЭК.

Расчет стоимости доставки производится автоматически в личном кабинете в момент оформления заказа. Заказы отправляются только после полной оплаты заказа и доставки. Срок бесплатного хранения посылки составляет 7 дней.

После отправления заказа, на электронную почту, указанную при оформлении заказа, придет трек-номер для отслеживания посылки.

ОПЛАТА – 100% предоплата

Для юридических лиц Банковский перевод (безналичный расчет). Можно связаться по почте – [email protected] и обсудить способ оплаты и доставки. Для физических лиц способ оплаты: Банковские карты. Все платежи осуществляются через платежную систему "Робокасса". Комиссия не взимается!

Коронавирус:

· Для безопасности получателей от распространения коронавируса, в курьерской службе вводятся следующие меры:

· Ежедневно перед выходом на маршруты курьеры проходят обязательный осмотр на наличие первичных признаков простудных заболеваний и измерение температуры бесконтактным термометром;

· Курьеры применяют средства индивидуальной защиты — маски, одноразовые перчатки, антисептические средства;

· Офис и склад отгрузки курьеров ежедневно проходят обработку хлорсодержащими средствами,установлены УФ-лампы;

· По просьбе клиента или интернет-магазина курьер может оставить предоплаченный заказ у двери квартиры или на охране объекта получателя.

О нас

Собор феодоровской божьей матери

Феодоровский собор –один из крупнейших православных храмов Санкт-Петербурга, находящийся недалеко от исторического центра города, рядом с Московским вокзалом. Подъезжая на поезде к железнодорожному перрону, справа по ходу вы обязательно увидите пять его золотых куполов.

Феодоровский собор сегодня – это не только храм, в котором ежедневно утром и вечером совершаются богослужения, но и активно развивающаяся культурно-просветительская площадка. Здесь регулярно проходят концерты как прославленных музыкальных коллективов и солистов, так и любительских хоров и ансамблей. Анонсы концертов и приобретение билетов – на сайте прихода.

Силами прихода издаются книги и пособия, имеющие прикладное значение для всех, кто интересуется смыслом христианской веры и православного богослужения.

Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых (Феодоровский собор) в Санкт-Петербурге построен в 1909–1913 гг. по проекту С.С. Кричинского. В советские годы (с 1932 по 2005 годы) в здании действовал молокозавод. Отреставрирован и возрожден к 100-летию в 2013 году.

В соборе – два храма. Нижний – в византийском стиле. Автор проекта убранства и фресок – архимандрит Зинон(Теодор).

Верхний храм воссоздан по архивным документам и напоминает храмы Московской Руси начала XVII века (времен воцарения Романовых). Центральное паникадило весом 4,5 тонны – в форме царского венца Михаила Федоровича – первого Царя Романова.

Читайте нас в Яндекс.Дзене, ВК и FB. Чтобы не пропустить важное — подписывайтесь на рассылку и Telegram-канал.

Идея создания в Царском Селе своеобразного уголка русской старины возникла после поселения св. Царя Николая II и его семьи в Александровском дворце. Общеизвестен тот факт, что с 1905 года последний российский Император сделал Царское Село, эту традиционную летнюю резиденцию русских Царей, местом своего постоянного, круглогодичного проживания. Переехав сюда из Зимнего дворца, он спустя некоторое время начинает деятельность по возведению вблизи Александровского дворца архитектурного ансамбля в древнерусском стиле. В 1909-м году Его Величество лично изволили указать и отмерить шагами место будущего храма на поляне, прилегавшей к Царскосельскому парку. Тогда же специальным указом Император утвердил Строительный комитет по возведению Феодоровского храма под председательством командира Сводного пехотного полка генерал-майора В. А. Комарова. В состав комитета наряду с прочими членами свиты Его Величества вошёл и капитан Д. Н. Ломан, который впоследствии станет ктитором Государева собора.

Подписаться: Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это

Собор феодоровской божьей матери

11 июля 2017 года в Канавинском районе Нижнего Новгорода на территории православной гимназии во имя святого благоверного князя Александра Невского состоялась закладка храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Чин закладки совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. 6 декабря 2020 года в храме была совершена первая Божественная литургия.

Место строительства храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери на территории православной гимназии во имя святого благоверного князя Александра Невского выбрано не случайно. Феодоровская икона Божией Матери почитается как покровительница семейного благополучия. По одной из версий, она была найдена в городе Городце в 1239 году младшим братом Александра Невского — князем Василием Костромским. Считается, что именно этим образом в 1239 году князь Ярослав Всеволодович благословлял своего сына Александра Невского на брак. Феодоровская икона считалась покровительницей династии Романовых. Ею был благославлен на царство первый из ее представителей — Михаил Федорович.

Собор феодоровской божьей материСобор феодоровской божьей материСобор феодоровской божьей материСобор феодоровской божьей материСобор феодоровской божьей матери

Это фото профиля выпускника Академии Художеств им. Репина Никиты Кульнева ВКонтакте.
Собор феодоровской божьей матери

А это одна из его работ под названием «Положение во гроб», размещенная на хорах Феодоровского собора Санкт-Петербурга в качестве одного из экспонатов выставки молодых художников «Страсти Христовы: путь к Богу», которая открылась в храме 21 марта.
Лысый и безбородый Христос, а также Никодим и Иосиф — это не просто кощунственное видение некоего отдельно взятого современного художника, который возможно и не ведает, что творит. Это СИМВОЛ и ЗНАМЕНИЕ отсутствия БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ в святом храме и возможно не только в Феодоровском соборе.
Собор феодоровской божьей матери

Ведь сие действо транслировалось но всем православным каналам.
Пресс-служба Санкт-Петербургской митрополии сообщает:

Собор феодоровской божьей матери

Настоятель собора протоиерей Александр Сорокин предоставляет полную свободу действий кощунникам у себя в храме:
Собор феодоровской божьей матери

Собор феодоровской божьей матери

Величественный в своей простоте собор, воздвигнутый тщанием св.Государя Императора, состоял из двух церквей — верхней и нижней. Главный престол верхнего храма был освящён в честь иконы Божией Матери «Феодоровская», которая издревле считалась покровительницей Дома Романовых.

Собор феодоровской божьей матери

Этим образом благословлялся на царство первый Царь династии, Михаил Феодорович, в Ипатьевском монастыре Костромы в 1613 году. Список с древнего чудотворного образа, хранившегося в Костромском кафедральном соборе, был заказан задолго до окончания строительства собора.

Собор феодоровской божьей матери

В 1910-м году в Костромскую городскую управу пришло распоряжение из Царского Села о создании копии с Феодоровской иконы Божией Матери «с тем, чтобы икону эту поднести Государю Императору для помещения её в храм, воздвигаемый на средства Его Императорского Величества в Царском Селе»». Боковой придел верхнего храма был освящён в память святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца, а нижний пещерный храм — в честь другого великого заступника Царской семьи, преподобного Серафима Саровского.

Собор феодоровской божьей матери
Верхний храм Феодоровского собора

Собор феодоровской божьей матери

Собор феодоровской божьей матери

Интерьеры собора, выполненные в духе церковного зодчества XVII столетия, поражали своей отделкой. Грандиозные размеры храма, огромные опорные столпы, уходящие далеко ввысь, наполненность пространства светом, создававшего ощущение легкости и воздушности, — всё производило величественное впечатление.

Собор феодоровской божьей матери
Интерьер пещерного (нижнего) храма Феодоровского Государева собора

Собор феодоровской божьей матери
Интерьер пещерного (нижнего) храма Феодоровского Государева собора

Огромный пятиярусный иконостас высотой 11 метров напоминал о могучем древе Православия, выросшем на Личности и учении его божественного Основателя Иисуса Христа. Иконы и утварь, изготовленные по старинным образцам, поражали высоким художественным мастерством и являли собой мощь и красоту духовного мира.

Собор феодоровской божьей матери
Иконостас верхнего храма Феодоровского собора

Собор феодоровской божьей матери
Иконостас верхнего храма Федоровской иконы Божией Матери

Собор феодоровской божьей матери
Пещерный храм преподобного Серафима Саровского

Нижний пещерный храм, обустроенный по проекту архитектора В.Н.Максимова, своим интерьером обращал личность к другой стороне исконной русской религиозности.

Полное отсутствие наружного света, низкие сводчатые потолки, расписанные фресками, тихое мерцание лампад, освещавших старинные образа, строгие и излучающие любовь лики — всё это уводило от мирской суеты и способствовало созданию той молитвенной обстановки, которая воссоздавала атмосферу пещерных храмов древних монастырей.

Собор феодоровской божьей матери
Подземная молельня царицы в Феодоровском соборе

Нижний храм украшали только подлинные древнерусские иконы и утварь. Здесь хранилось множество святынь связанных с преподобным Серафимом Саровским: ковчег с частицей его мощей, часть гроба, в котором почивал преподобный до прославления, воздух, лежавший на главе его мощей. Пещерный храм, — или как писал св. Государь Николай II «наша уютная пещерная церковь» — был освящён 27 ноября (ст.с) 1912 года епископом Кишинёвским и Хотинским Серафимом (Чичаговым) в присутствии Царской семьи.

Собор феодоровской божьей матери
Пещерный (нижний) храм во имя прп Серафима Саровского. Храм назвали «пещерным» потому, что для его устройства пришлось углублять подвал, как бы рыть пещеру в подземелье, ограниченном фундаментом, заложенным изначально Померанцевым. Особенность этого храма заключалась в том, что он находился ниже уровня земли, не имел окон и был лишен естественного освещения.

Феодоровский собор был домовой церковью последних Романовых. Он являлся приходом семьи Императора, а также полковым храмом Сводного пехотного полка и конвоя Его Величества. С 1914 года храм получил официальный статус Государева собора. В «Положении о Феодоровском Государевом соборе» сказано: «Собор принадлежит Их Императорским Величествам и назначен вместе с тем, с Высочайшего соизволения, служить для удовлетворения религиозных нужд чинов Собственного Его Императорского Величества Сводного пехотного полка и Собственных Его Величества конвоя».

Собор феодоровской божьей матери
Крестный ход 24 июня 1910 г. Фото из коллекции М.Ю.Мещанинова

Левую сторону собора во время службы занимали солдаты пехотного полка, а правую — казаки конвоя, за ними стояли солдаты железнодорожного полка. Под хорами и на хорах размещались офицеры этих полков и их семьи. На правом клиросе в особом Царском месте молилась Императорская семья.

Собор феодоровской божьей матери

«Так хорошо молиться в Феодоровском соборе с казаками и солдатами!» — писал св. Государь в своем дневнике. Он посещал храм со своей семьёй во все воскресные и праздничные дни. В таких случаях соблюдался этикет: у Царского крыльца Императора с семьёй встречал ктитор — полковник Д. Н. Ломан, а у входа — дворцовый комендант.

Собор феодоровской божьей матери

Далее Императорская семья входила через боковую дверь на правый клирос. Дворцовый комендант следовал за ними и занимал место около клироса, впереди команд казаков и нижних чинов, стоявших во всю ширину собора. Иногда Императрица проходила в отдельную молельню, отделенную от алтаря аркой. Простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам, которые могли получить только у дворцового коменданта.

В нижней церкви свв. Государь и Государыня, как правило, молились в дни приготовления к св. причащению. «Начал говеть с детьми в пещерной церкви утром в 11/2, а вечером в 6 1/2. Служит наш новый духовник о. Александр Васильев, а поют всю неделю отличные певчие 1-го железнодорожного полка», — заносит Император в свой дневник. Феодоровский Государев собор стал излюбленным местом молитвы последнего Царя, мученической кровью явившего миру свою глубокую приверженность Православию и России.

Содержание

История

Строительство и освящение

В 1907 году, в ознаменование приближающегося 300-летия Дома Романовых, было решено соорудить в столице собор, напоминающий допетровские храмы Верхневолжья.

В 1909 году был учреждён строительный комитет, который был принят под августейшее покровительство великим князем Михаилом Александровичем; председателем комитета стал свитский (до 25 октября 1909 года — при великом князе Михаиле Александровиче) генерал-майор Д. Я. Дашков.

Из трех проектов, победивших на конкурсе, был выбран проект архитектора С. С. Кричинского, и в 1910 году он был принят к осуществлению. Выбор места на пересечении Полтавской и Миргородской улиц, возле Николаевского вокзала был определен тем, что это была территория подворья Феодоровского Городецкого монастыря Нижегородской губернии, на которой до 1913 года располагалась небольшая церковь Феодоровской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского. Именно активностью настоятеля монастыря архимандрита Алексия (Яковлева) и его желанием расширить территорию подворья и соорудить более вместительную церковь объясняется тот факт, что здесь был сооружен юбилейный храм-памятник, хотя это и было фактически «на окраине города, совсем на отлете», как писал присутствовавший на освящении храма генерал-губернатор Москвы В.Ф. Джунковский.

Закладка храма состоялась в 5 августа 1911 года в присутствии великого князя Михаила Александровича; богослужение возглавил архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий); после молебна присутствовавшие клали в приготовленное углубление в месте закладки монеты, причём великий князь опустил монету времени царя Михаила Фёдоровича [2] .

14 марта 1913 года состоялось торжественное поднятие креста на центральную главу строящегося собора — после молебна, служение которого возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV [3] .

7 сентября 1913 года были освящены боковые приделы нижнего храма. Освящение совершил викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Гдовский Вениамин (Казанский). 15 января 1914 года освящение главного престола верхнего храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери и преподобного Михаила Малеина, (небесного покровителя первого царя Романова Михаил Федоровича) совершил митрополит Владимир (Богоявленский); присутствовал император Николай II, который прибыл с дочерьми Ольгой, Татьяной и Марией, а также великой княгиней Елизаветой Феодоровной (присутствовали также председатель Совета Министров В. К. Коковцов и ряд министров, председатель Государственной Думы М. В. Родзянко, другие высшие чины); к началу литургии прибыла императрица Мария Феодоровна с дочерью Ольгой Александровной [4] .

По предложению митрополита Владимира при соборе был учреждён приход, к которому, в частности, отнесли Николаевский вокзал со всеми службами и учреждениями. Настоятелем прихода назначили священника Владимира Шамонина (1882—1967). Одновременно собор служил и подворьем Феодоровского Городецкого монастыря Нижегородской епархии: к 1917 году на подворье жили архимандрит, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона и 1 монах [5] .

В советский период

1 января 1918 года Строительный комитет прекратил свою деятельность. Храм перестал быть монастырским подворьем, приобретя статус приходского. В 1920 и 1921 году при храме существовала воскресная школа для детей трёх возрастных групп — от 6 до 15 лет; монахи объединились в Александро-Невское братство, действовавшее при Лавре [6] . Настоятель архимандрит Досифей (Степанов), как и большинство духовенства Петрограда в 1922 году, признал власть обновленцев, которые поддерживались государственными властями РСФСР. Причину он впоследствии изложил так:

Отрывок из покаянного письма к патриарху Тихону
Резолюция Тихона: «Прощаю и принимаю» :

Систематически мне и причту заявлялось, что храм не нужен и его надлежит закрыть для упразднения всякой памяти о лицах и временах, с ним исторически связанных. Вместе с этим настойчиво выдвигались другие требования – устроить в храме клуб для железнодорожников, основать здесь комячейку, открыть даже кинематограф… Я нашёл выход из жгучего затруднения в том, что условно примкнул к живоцерковникам, у которых мы нашли хоть некоторою помощь в нужде и защиту в критическом положении… Это личное унижение спасло Святой Храм, сохранило его для верующих… Прошу судить меня, но судом кротким и любвеобильным

Собор феодоровской божьей матери

В октябре 1926 года настоятелем храма был назначен один из наиболее популярных пастырей в городе архимандрит Лев (Егоров) [7] . Приход действовал ещё девять лет и был закрыт в 1932 году:

протокол заседания президиума исполкома облсовета по вопросу о ликвидации Романовской церкви :

Согласно заключения Технической комиссии здание церкви требует капитального ремонта, который двадцатка не производит, тем самым нарушает пункт 4-й типового Договора. Кроме того, учитывая крайнюю нуждаемость Союз-молоко в помещении для обработки молочных продуктов и возможность при весьма незначительных затратах приспособить Романовскую церковь для указанных целей, которая по своему месту нахождения является удобной для Союз-молоко, церковь ликвидировать, здание передать Союз-молоко.

Вскоре после выхода этого постановления храм-памятник был превращен в молокозавод и перестроен, его купола снесли.

В течение сорока лет церковь, полностью перепланированная внутри, стояла обезглавленной, с сиротливо торчащими барабанами. Здание постепенно, с течением времени, обрастало пристройками. В 1970-е годы планировался визит президента США Р. Никсона, и барабаны поспешно демонтировали, окончательно лишив здание того вида, который мог хотя бы отдалённо напоминать церковь.

Период восстановления

В 1993 году городские власти приняли решение о перебазировании молокозавода и передаче Феодоровского храма епархии.

В 1993 году, не дожидаясь полной передачи здания храма, рядом соорудили и 28 марта 1998 года освятили храм святых новомучеников и исповедников Российских.

Храм возвращён в ведение епархии в августе 2005 года. С конца 2006 года попечительский совет храма возглавил Борис Грызлов, являвшийся на тот момент председателем Высшего совета партии «Единая Россия» и председателем Государственной думы Российской Федерации.

27 марта 2011 года завершена реставрация колокольни, на которую подняли точную копию колокольного ансамбля начала XIX века [8] .

28 апреля 2013 года было завершено воссоздание мозаики образа Спасителя над парадным входом в собор [9] .

Все работы в соборе были завершены в 2013 году, к 100-летию со дня его возведения и 400-летию дома Романовых [10] .

14 сентября 2013 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения трёх престолов верхнего храма собора в присутствии председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, министра культуры России Владимира Мединского, председателя попечительского совета собора Бориса Грызлова и прихожан [11] .

Собор феодоровской божьей матери

Научно-популярный альманах «Герценка: Вятские записки» издает Кировская ордена Почета государственная универсальная областная научная библиотека им. А. И. Герцена с 2000 года. Идея альманаха возникла в 1999 г. в связи с празднованием 90-летия со дня открытия краеведческого отдела библиотеки (создан в 1909 г.) — старейшего среди областных библиотек Российской Федерации. К настоящему времени в отделе собраны уникальная коллекция местной печати «Память Вятки» и большой фонд неопубликованных материалов, значительную часть которых составляют рукописи вятских авторов, в т. ч. переписка и воспоминания жителей Вятки XIX-XX вв., которые заслуживают самого пристального изучения и введения их в широкий оборот.

Альманах посвящен проблемам библиотечного дела, книжной культуры и вятского краеведения. Материал сгруппирован по разделам; часть их остается неизменными, другие меняют наименование, третьи появляются вновь. Так, в 3-м выпуске появились новые разделы «По музейным залам» (знакомство с музеями области и их коллекциями), «Наш гость», «Отражения» (информация и рецензии на самые интересные краеведческие издания). Несомненный интерес читателей вызывают основные, постоянные разделы альманаха — «Наши раритеты», «Из неизданного», которые рассказывают о книжных и рукописных сокровищах библиотеки и отдела краеведческой литературы. Разнообразные материалы по истории и культуре края помещены в разделах «О Вятке и вятчанах» и «Судьбы. Портреты». Раздел «Хроника», составленный по материалам областной и районной печати, знакомит со значительными событиями прошедшего года в общественной и культурной жизни города и области.

Редколлегия ведет тщательный отбор материалов, главное из требований — их новизна и содержательность, т.е. материалы ранее не должны нигде публиковаться, с одной стороны, с другой — это должны быть научно обоснованные материалы, открывающие новые факты и имена вятской истории. Таким образом, альманах является своеобразным вкладом в развитие и изучение вятского краеведения. Уже сейчас он активно используется в практической работе библиотек, а также в учебных заведениях области, являясь еще одним источником исторических сведений о крае.

Альманах адресован преподавателям, краеведам и всем тем, кому интересна и дорога история Вятки. Кроме того, он не замыкается географически на Вятской губернии — Кировской области — включает материалы исследователей из других регионов, занимающихся проблемами вятской истории и культуры, что значительно обогащает нашу науку. Достоинством альманаха является и то, что он снабжен разнообразным иллюстративным материалом — открытки дореволюционной Вятки, фотографии лучших фотохудожников, коллажи из книг, графика.

Авторы альманаха — библиотечные работники, видные исследователи и краеведы, писатели, журналисты — в популярной и доступной форме рассказывают о культурном прошлом Вятки и ее нынешнем состоянии. Образно говоря, это альманах друзей библиотеки им. А.И. Герцена.

1-й выпуск альманаха был отмечен в 2001 г. дипломом Пермского форума книги, 2-й — признан лучшим краеведческим изданием по итогам выставки «Вятская книга — 2001» в апреле 2002 г.

О популярности издания говорят такие, например, факты: в прессе опубликован ряд положительных отзывов и рецензий; авторы (среди них крупные исследователи г. Кирова, других регионов и даже других стран) считают за честь опубликовать свои материалы в нашем сборнике, а в работах некоторых учёных мы находим ссылки на наш альманах как авторитетный научный источник; студенты учебных заведений города пишут рефераты и контрольные работы об альманахе.

Альманах «Герценка» — издание продолжающееся. В портфеле редколлегии ныне лежит большой объем материалов, рассчитанных на несколько лет вперед. Главное, что движет авторами альманаха, — любовь к Вятке и ее сокровищнице — библиотеке, желание заставить читателя любить нашу историю и неустанно ее изучать. Жанровое своеобразие (альманах) издания, наполненность разнообразными материалами делают его познавательным и полезным чтением для всех, кто интересуется историей и культурой Вятки.

Собор феодоровской божьей материСобор феодоровской божьей материСобор феодоровской божьей материСобор феодоровской божьей материСобор феодоровской божьей материСобор феодоровской божьей материСобор феодоровской божьей материСобор феодоровской божьей материСобор феодоровской божьей материСобор феодоровской божьей материСобор феодоровской божьей материСобор феодоровской божьей материСобор феодоровской божьей материСобор феодоровской божьей матери Собор феодоровской божьей матери

1907 год в России был ознаменован 300-летием дома Романовых. Как правило, в честь юбилейных дат всегда возникают грандиозные идеи: не обошлось и в этот раз без масштабной задумки. Два года «Союз русского народа» лелеял мысль о строительстве храма, и в конце концов был объявлен сбор пожертвований, увенчавшийся суммой в полмиллиона рублей. Дело оставалось за «малым» – такой храм заслуживал лучшего проекта.

Не маститые архитекторы – простой гражданский инженер Степан Кричинский предложил вариант храма времен XVII века. Именно этот проект получил одобрение, за которым безотлагательно последовали работы – благо место было выбрано предварительно: территория Феодоровского монастыря близ Николаевского вокзала. Август 1911 года в истории храма знаменателен торжественной закладкой, на которой присутствовал сам великий князь Михаил Александрович.

Возможно, на то время кому-то казалось полной нелепицей смешение нескольких направлений зодчества, представленными элементами разных школ. Но, тем не менее храм выглядел представительно. Само здание имело солидные размеры: двухэтажное, площадью до 350 кв.м., с куполами, покрытыми золоченой медью. Вместительность храма являлась внушительной для тех времен, все говорило о немалом размахе и величии намерений. Александру Невскому посвящался нижний храм – там свободно могли присутствовать на службе до 1500 человек, Феодоровскую икону Божией Матери почитали в верхнем храме – он вмещал до 2 тыс. прихожан.

«Федоровский» означает «с царским размахом»

Весь архитектурный стиль, отделка фасада и убранство интерьера Федоровского собора отличали его от храмов тех времен пышностью и великолепием. Чего только стоила майоликовая мозаика родовой иконы Романовых! Да что скрывать – здесь все было с размахом. Если колокольный ансамбль, то с 11-ю колоколами да при этом – именными, увенчивающими семью Николая II. Если уж звон, то небывалой красоты и мощности: колокола, специально настроенные, издавали на всю округу знаменитый «Романовский звон». А если возводить дополнительные сооружения, разделяющие храмовую территорию и железнодорожную станцию, то не отставать от Москвы: кирпичная стена – вполне узнаваемое подобие кремлевской. И когда уж устраивать торжество и освящать храм, то обязательно с vip-персонами: на знаменательном мероприятии присутствовали члены императорской семьи.

Строительство набирало масштабов: была возведена звонница, дом с кельями, пристроена башня, которая в будущем должна была стать музеем XVII века. В планах наметили и предцерковную площадь с памятником Александру Невскому. Но грянувшая Первая мировая внесла коррективы – строительство было приостановлено.

Страшные годы «молочного» мученичества

Последующий Октябрьский переворот отметился своей долей в столь печальной участи тысяч храмов по всей России.

Архивы свидетельствуют о существовавшей воскресной детской школе в начале 1920 гг. и об объединении монахов в Александро-Невское братство при Лавре. Под началом архимандрита Льва приход просуществовал до 1932 года, пока исполкомовские деятели однажды не проснулись с мыслью о светлом будущем, в котором храм превращается в базу «Союзмолока». Так была ликвидирована святыня, здание ускоренными темпами перестраивалось для «молочных» потребностей: верхний храм разделили перекрытиями, а купола снесли.

Участь отца Льва была тоже предопределена: спустя 5 лет после описанных событий он был арестован и расстрелян. 2003 год восстановил доброе имя священника: он был причислен к лику российских новомучеников…

Годы и варварские руки не пожалели остатки собора: фасад лишился уникальной майоликовой мозаики Федоровской иконы Божией Матери, само здание обрастало кучей пристроек, а высокий подвал превратился в помойную яму – массы бытовых отходов и промышленной канализации достигли многих и многих тонн. Все было обезображено и крайне запущено…

Собор оживает «Романовским звоном»…

Верующие искренне молились и ходатайствовали о возвращении храма, и наконец-то в начале 90-х гг. прошлого столетия местные власти приняли решение о переезде молокозавода в другое место. Храм же решили вернуть к истокам – Православной церкви. Но время тянулось, а купола собора так и не могли занять свое законное место. Лишь с 2007 года начались работы по воссозданию храма. Приходилось начинать с нуля: в полном запустении и разрушении, когда из созданного в самом начале осталась лишь железобетонная коробка. К 2009 году восстановили купола храма и подняли на центральный купол крест, а через год были отлиты все колокола. Наибольший – «Михаил-Николай» – настоящий тяжеловес в 8740 кг. Девяти колоколам вернули их исторические имена, а на всех отлили изображения старинных гербов с цитатами из Священного Писания.

Весна 2011 года была ознаменована приятным событием: в честь престольного праздника в храм пригласили лучших звонарей Питера и устроили концерт. Впервые за столько десятилетий петербуржцы услышали знаменитый «Романовский звон» – Федоровский собор ожил…

К настоящему времени почти все из восстановительных работ выполнены. Специалисты уверяют: вид Федоровского собора практически соответствует историческому. На фасаде здания красуется майоликовое панно: на верхней части 8-метровой мозаики изображена Феодоровская икона Божией Матери, низ украшает родословное дерево Романовых.

Каждый заказ для нас очень важен и мы прикладываем максимальные усилия для того, чтобы выполнить ваши заказы в максимальном качестве! Вы можете самостоятельно выбрать храм в котором вы собираетесь заказать требу! Мы со своей стороны приложим все усилия для того, чтобы ваша треба была выполнена. Если же по какой-либо причине, во время организации требы в выбранном вами храме возникнут сложности (долгий ответ храма, высокая занятость священнослужителей, не желание храма принимать заказы от онлайн-пользователей, невозможность связаться с храмом и др.), мы переведём заказ в другой храм, который своевременно выполнит вашу требу без задержек. Напоминаем вам, что делая заказ на нашем сайте вы принимаете условия, нашего соглашения. Храни вас Бог!

© 2014–2020 ООО «Церковная лавка онлайн»

Юридический адрес: 142116 Московская область,
г. Подольск , ул. Барамзиной дом 3 корпус 1, помещение 7

Собор Феодоровской иконы Божией матери на Миргородской отзывы

Безотносительно религиозной составляющей (я верю в Бога, но строго без посредников, напрямую), снаружи сооружение выглядит великолепно. Архитектура очень нехарактерная, для Санкт-Петербурга. С одной из сторон, храм "защищён" крепостной стеной из красного кирпича, которая достойна отдельного упоминания.
Внутрь не заходил.

Это замечательный Собор, имеющий два храма — верхний и нижний, священники очень понимающие и доступные для общения люди. Всем, кто не был здесь, советую посетить это место и вы сами оцените красоту и богодухновенность этого Собора.

Очень интересный собор в самом центре города. Я был очень удивлён его внутренним убранством и помещениями. Есть нижний и верхний храмы. Они совсем разные и очень необычные. Само здание не похоже на петербургскую архитектуру. Русский стиль в архитектуре храма очень неожиданный, когда его видишь. Обязательно стоит осмотреть внутреннее убранство храма.

Современный собор в очень интерсном стиле. Внутри есть информация о реставрации и истории места. Слишком много магазинов и торговых площадок в рамках одного собора, лучше было бы все объединить. Есть своя мастерская и интересная продукция

Большой и красивый Собор. Большой комплекс. Можно посмотреть туристам. А православным рекомендую.

Прежде всего, конечно, это прекрасное место для проведения литургий — многое сделано, чтобы прихожанам было удобно и ничто не отвлекало от цели воскресного прихода в храм. Например, игровое пространство для малышей; лифт для тех, кому трудно передвигаться. Но и, конечно же, это замечательный просветительский и культурный центр с интереснейшим курсом по катехизации, выставками, концертами, собственной мастерской, собраниями ФЕОмолодежи. И даже это еще не всё! Очень живое и живительное место.

Прекрасное место, а точнее дом Божий. Где его верные служители создали приятную и теплую атмосферу любви.

Удивительно красивый восстановленный храм! Я еще застала его в бытность молокозаводом в советский период.

Красивейший собор с прекрасными росписями архимандрита Зинона. Обязательно нужно побывать тем кто не был.

Этот собор построен к 300-летию семьи Романовых. В советское время разобран и приспособлен под производство. В результате многочисленных хлопот христиан, в частности благочинного о. Владимира Сорокина и прихожан храма Во имя новомученников и исповедников российских, передан РПЦ восстановлен к столетию его строительства. Особенно интересен нижний храм собора. В свое время он не был спроектирован, создан исходя из традиции древних христиан. Настоятель собора о. Александр Сорокин сумел собрать живую общину.

Внимательные священники, приветливые смотрители, радостные прихожане. Красиво, уютно, интересно и познавательно. Ничего не мешает молитве. Не оскорбляет вкуса. Здесь есть место всем.

Само место говорит за себя. Собор очень интересный, со своей историей и собственной мастерской.

Собор построен в честь святой иконы Феодоровской божьей матери, которая являлась покровительницей семьи Романовых.

Один из лучших храмов Питера. С большой работой помимо самих служб. Множество концертов, выставок, лекций и т. Д. Обязательно к посещению

Собор СУПЕР. Не хватает два десятка старинных икон из заказников родины. Или из за границы. Куда делись старинные иконы? А так всё СУПЕР. 5 балов.

Удивительное по красоте и сдержанности стиля место. Модерн не только в архитектурном решении, но и внутреннем оформлении церкви. Я бы сказала, воплощенная в реальность сказка модерна.

Красиво. Спокойно. Тихо, хотя рядом шумная улица. Хочется посидеть и про себя поговорить с богом. Советую посетить.

Уникальный собор с живым батюшкой (если вы понимаете о чем я) очень свободный, очень любящий и настроенный на людей. И очень красивый! Особенно верхний храм. Большая работа по восстановлению из завода.

Старинный собор. Очень красивый.
В Советское время здесь был молокозавод, уже в наше время все было восстановлено, всем рекомендую посетить.

Уникально. Храм переживший ряд перевоплощений и продолжающий свою историю снова по новому. Это уголок древнерусского белокаменного города, в 12-15 веке. Внутри тоже. В 14: 00 народная экскурсия по храму, каждый день. А вечером можете попасть на концерт современной церковной музыки или на открытие живописной выставки.

Собор феодоровской божьей материСобор феодоровской божьей матери

Феодоровский Государев собор величаво возвышается над Федоровским городком – казармами для полков охраны императорской семьи. История постройки Федоровского собора в Пушкине тесно связана с династией Романовых и Сводным Его Императорского Величества пехотным полком.

История строительства собора

Сводный полк и Конвой размещались в Царском Селе, неподалеку от Александровского дворца, но собственного прихода, вопреки обычаям того времени, у них не было. Офицеры не раз обращались к императору с прошениями о постройке собственного храма, и в начале XX века их просьбы были услышаны.

Собор феодоровской божьей материСобор феодоровской божьей матери

Тут сыграла роль и личная религиозность императорской семьи. В Александровском дворце, согласно проекту Кваренги, церкви не было предусмотрено. В 1897 году под домашнюю церковь Святого Александра Невского была переделана гостиная. Но этой временной церкви было явно недостаточно, а заходить в прочие храмы Царского Села венценосные супруги не могли, так как ажиотаж по поводу их появления мешал молитвенному настроению.

Собор феодоровской божьей материСобор феодоровской божьей матери

В конце 1908 года Николай II лично отмерил шагами место для будущего храма, который, по его замыслу, должен был находиться между Александровским дворцом и казармами. 20 августа 1909 года состоялся торжественный молебен в честь закладки фундамента храма, первый камень был положен лично императором. Строительством собора занимался архитектур В. А. Покровский. Он взял за основу первоначальный вид Благовещенского собора в Московском кремле. Он подогнал свой проект под уже возведенный фундамент, благодаря чему появились шатровые входы и ряд дополнительных помещений.

Собор феодоровской божьей материСобор феодоровской божьей матери

Опираясь на традиции русского зодчества 17 века, с применением современных требований к строительству он создал одноглавый собор, окруженный галереями. В храме первоначально планировали устроить лишь два придела, идея о создании нижнего храма (пещерной церкви, т. е. лишенной наружного света) возникла в процессе строительства собора, которое длилось с 1909 по 1912 год. Нижний храм освятили в честь Преподобного Серафима Саровского. Боковой придел верхней церкви не успели устроить и освятить до революции.

Архитектурные особенности собора

Внешне собор был простой, строгий и величественный, с яркими бликами мозаики на белоснежных стенах, увенчанный золотой главой. Внутренний вид поражал своей высотой и великолепным убранством в стиле древнерусского церковного зодчества. На берег Ковшового пруда выходило царское крыльцо, куда перед началом службы подъезжала императорская семья.

Собор феодоровской божьей матери

В собор, кроме них, вход имела только государева стража с женами. А по большим православным праздникам – на Рождество, Крещение и Пасху – раздавались дополнительные приглашения на службы, которые проводились в верхнем храме. Нижний храм использовался семьей императора для молитвы в зимнее время. Грандиозный интерьер верхнего храма, поражавший воображение первых прихожан, так и остался незавершенным.

Федоровский собор был выстроен в Царском Селе (Пушкине) в 1912 г. по проекту архитектора В.А. Покровского, ориентировавшегося на традиционные формы древнерусского зодчества. Главной святыней храма стала копия старинной чудотворной иконы Федоровской Божией Матери, знаменитой тем, что перед ней молился Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, прежде чем дать согласие на вступление на престол. С тех пор она стала считаться покровительницей дома Романовых.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Федоровский собор предназначался для Собственного Его Императорского Величества Сводного пехотного полка и конвоя, а также царской семьи и ее ближайшего окружения. Кроме верхней церкви, освященной в честь Федоровской иконы, в нем есть еще и нижний, подвальный, так называемый «пещерный» храм в честь преподобного Серафима Саровского. Закрытый и сильно пострадавший при советской власти, Федоровский собор сейчас возрожден и действует.

Еще вы можете посетить Музей парадного экипажа, расположенный в здании бывших царских конюшен.

Собор Феодоровской иконы Божией Матери был построен в 1913 году к 300-летию царствования Дома Романовых. Собор расположен в самом центре Санкт-Петербурга около Московского вокзала, на пересечении Полтавской и Миргородской улиц.

Идея построения храма-памятника принадлежала Александру III. Храм по условиям конкурса должен был отражать в себе идею преемственной связи династии Романовых с династией Рюриковичей. Кроме того в своем исполнении он должен быть выдержан в стиле «храмов времени воцарения Дома Романовых».

Собор феодоровской божьей матери

Главной фамильной иконой императорского дома была Феодоровская икона Божией Матери. Этой иконой в 1613 году был благословлен на царство первый царь из древнего боярского рода Романовых Михаил. Поэтому среди множества мероприятий, связанных с празднованием в 1913 году 300-летия Дома Романовых, сооружение в Санкт-Петербурге соборного храма Феодоровской иконы Божьей Матери занимало особое место.

В предреволюционные годы новый храм был почитаем верующими. По сохранившимся фотографиям и архивным документам можно наглядно представить себе величественность внешнего вида и интерьера храма. Предметы внутреннего убранства и церковная утварь были великолепными образцами церковного искусства начала XX века.

После революции религиозная жизнь общины соборного храма продолжалась. Следуя архивным материалам, можно видеть, что в 1920 и 1921 годах при храме существовала воскресная школа для детей. Митрополит Петроградский Вениамин проводил в храме особо торжественные и важные службы.

Приход просуществовал до 1932 года. В 1932 году собор был закрыт и передан молочному заводу, после чего был подвержен варварской перестройке. В 1993 году началась передача храма-памятника Русской Православной Церкви.

Началось возрождение приходской жизни, в связи с чем в 1993 году, еще до полной передачи храма-памятника, рядом с ним началось сооружение часовни по проекту архитектора Г. А. Васильева. Часовня была освящена 28 марта 1998 года как храм святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Официальный сайт: www.feosobor.ru/
Телефон храма: +7(812) 274-22-16
Страница на сайте «Глобус митрополии»: globus.aquaviva.ru/feosobor

В 1907 году, в ознаменование приближающегося 300-летия Дома Романовых, было решено соорудить в столице собор.
В 1909 году был учреждён строительный комитет, который был принят под августейшее покровительство великим князем Михаилом Александровичем; председателем комитета стал свитский генерал-майор Д.Я. Дашков.
В конкурсе проектов победил проект архитектора С.С. Кричинского, и в 1910 году он был принят к осуществлению.
Закладка храма состоялась в 5 августа 1911 года в присутствии великого князя Михаила Александровича; богослужение возглавил архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий); после молебна присутствовавшие клали в приготовленное углубление в месте закладки монеты, причём великий князь опустил монету времени царя Михаила Фёдоровича.
14 марта 1913 года состоялось торжественное поднятие креста на центральную главу строящегося собора — после молебна, служение которого возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV.
7 сентября 1913 года были освящены боковые приделы нижнего храма. 15 января 1914 года освящение главного придела верхнего храма совершил митрополит Владимир (Богоявленский); присутствовал император Николай II, который прибыл с дочерьми Ольгою, Татианой и Марией, а также великой княгинею Елисаветой Феодоровной.
1 января 1918 года Строительный комитет прекратил свою деятельность. В 1920 и 1921 году при храме существовала воскресная школа для детей трёх возрастных групп — от 6 до 15 лет; монахи объединились в Александро-Невское братство, действовавшее при Лавре. Настоятель Досифей (Степанов), как и большинство духовенства Петрограда в 1922 году, признал власть обновленцев, которые поддерживались государственными властями РСФСР.В 1926 году настоятелем храма был назначен один из наиболее популярных пастырей в городе архимандрит Лев (Егоров). Приход действовал ещё девять лет и был закрыт в 1932 году.
Вскоре после выхода постановления храм-памятник был превращен в молокозавод и перестроен, его купола снесли.
В течение сорока лет церковь, полностью перепланированная внутри, стояла обезглавленной, с сиротливо торчащими барабанами. Здание постепенно, с течением времени, обрастало уродливыми пристройками. В 1970-е годы планировался визит президента США Р. Никсона, и барабаны поспешно демонтировали, окончательно лишив здание того вида, который мог хотя бы отдалённо напоминать церковь.
В 1993 году городские власти приняли решение о перебазировании молокозавода и передаче Феодоровского храма епархии.
В 1993 году, не дожидаясь полной передачи здания храма, рядом был сооружён и 28 марта 1998 года освящён храм святых Новомучеников и Исповедников Российских.
Храм возвращён в ведение епархии в августе 2005 года. С конца 2006 года Попечительский совет храма возглавляет председатель Высшего совета партии «Единая Россия» Председатель Госдумы Борис Грызлов; работы планируется закончить к 2013 году.

Строительство храма велось на территории подворья Федоровского городецкого мужского монастыря Нижегородской епархии.

Инициатором строительства выступила в 1908 г. черносотенно-монархическая организация «Союз русского народа».
Молебен на месте будущего строительства отслужен 30 мая 1911 г. Храм торжественно заложен 5 августа 1911 г. Чин совершил высокопреосвященный Антоний Волынский в присутствии великого князя Михаила Александровича, который под первый камень опустил монету времен царя Михаила Федоровича.

Фасад был облицован белым старицким камнем с орнаментом и украшен с северной стороны родословным деревом Романовых майоликовой иконой, выполненной по эскизу С. В. Чехонина. Над входом размещался мозаичный Спас, копия с работы М. Васнецова. Купол облицован золоченой медью.
Высокий иконостас написан московскими мастерами.
На каждом этаже двухэтажного храма находилось по три придела.
На втором этаже: главный придел — Федоровской иконы Божией Матери и св. прп. Михаила Малеина; правый (южный) — св. Николая Чудотворца и св. мчц. Царицы Александры; левый (северный) — св. Алексия митрополита и св. Михаила Тверского. Св. Михаил Малеин — покровитель царя Михаила, св. Николай Чудотворец и св. царица Александра — небесные покровители последнего русского императора и императрицы, св. Алексий — покровитель наследника престола, св. Михаил Тверской — покровитель брата императора великого князя Михаила Александровича.

15 января 1914 г. в присутствии Николая I был освящен главный придел. Официальное название храма «Соборный храм иконы Федоровской Божией Матери и Святого Благоверного Князя Александра Невского в память 300-летия царствования Дома Романовых».

Главный придел нижнего храма предполагалось освятить во имя святого благоверного князя Александра Невского и святой равноапостольной Марии Магдалины; левый придел во имя св. праведного Филарета милостивого; правый — во имя св. преподобной Марфы. Св. Александр Невский и св. Мария Магдалина — небесные покровители императора Александра III и императрицы Марии Федоровны — родителей Николая I, а св. Филарет и св. Марфа покровители родителей первого русского царя из династии Романовых. Нижняя церковь была оформлена четырьмя массивными колоннами, стрельчатыми сводами и окнами-бойницами.

Боковые приделы нижнего храма были освящены 7 сентября 1913 г. Чин освящения придела св. Марфы совершил епископ Гдовский Вениамин. Главный придел предположительно освятили уже в 1920 г.
Для нижнего храма выбор икон, Царских врат, Северных и Южных дверей руководствовались характерными образцами преимущественно древнегреческого и Новгородского письма. Писал иконы Чириков.

Иконостас в нижнем храме предполагался мраморный, в виде алтарной преграды, как было во времена Александра Невского. Впоследствии его выполнили из «Коломенского камня». Он был заказан фирме «Оловяшников и сыновья», а изготавливали его в мастерской Захарова в Москве «по детальному рисунку академика Кричинского». В этом иконостасе был только один местный ряд икон. Убранство нижнего храма завершено не было.

(по материалам статьи «Храм на молочном заводе» М. В. Басова. История Петербурга. №5 (39)/2007)
Чтобы закрыть вид на товарную железнодорожную станцию, у собора была выстроена крепостная стена из красного кирпича.
Монахи продолжали службу в соборе до 1932 г. Затем храм был закрыт, а здание передано молокозаводу «Союзмолоко». Верхний храм стал цехом по производству молочных продуктов, он был разделен железобетонными перекрытиями на три этажа и дополнен опорами, затем были возведены дополнительные этажи над западной частью церкви для размещения там дирекции завода. Купола были сняты, позже убраны и барабаны.
В 1995 г. храм получил статус памятника культуры федерального значения.
В 2005 г. передан СПб епархии.

Собор феодоровской божьей матери

В 1910 году принят к осуществлению победивший в специальном конкурсе проект архитектора С.С. Кричинского, а 5 августа 1911 г. на подъездах к Николаевскому (Московскому) вокзалу со стороны Александро-Невской лавры состоялась торжественная закладка храма.

На северной стороне фасада, облицованного белым старицким камнем, было огромное родословное древо Романовых и Феодоровская икона (сейчас она заложена силикатным кирпичом). Купол собора покрыли золоченой медью, а вход украшал мозаичный Спас — копия работы Васнецова. Среди многочисленных колоколов были «именные», посвященные каждому из членов семьи Николая Второго.

Освящение собора совершил в 1914 году митрополит Владимир. После революции Феодоровский храм, разграбленный большевиками, все-таки еще некоторое время действовал. Тогда еще жив был патриарх Тихон, к которому в 1923 году обратился с покаянным письмом настоятель о. Досифей (Степанов), объяснявший причину своего общения с представителями «Живой Церкви», которые сотрудничали с новой властью. Вот отрывок из этого письма:

Собор феодоровской божьей материСобор Феодоровской Божией Матери при Советской власти (1930-е годы). Архивная фотография.
Собор феодоровской божьей материСобор Феодоровской Божией Матери в наше время (2003 год). Фотография Дмитрия Горячева.

«Систематически мне и причту заявлялось, что храм не нужен и его надлежит закрыть для упразднения всякой памяти о лицах и временах, с ним исторически связанных. Вместе с этим настойчиво выдвигались другие требования— устроить в храме клуб для железнодорожников, основать здесь комячейку, открыть даже кинематограф… Я нашел выход из жгучего затруднения в том, что условно примкнул к живоцерковникам, у которых мы нашли хоть некоторую помощь в нужде и защиту в критическом положении… Это личное унижение спасло Святой Храм, сохранило его для верующих… Прошу судить меня, но судом кротким и любвеобильным». У патриарха Тихона был очень мелкий, не размашистый почерк. Сверху, в уголке этого письма, он написал: «Прощаю и принимаю».

Однако 10 мая 1932 г. появился протокол заседания президиума исполкома облсовета по вопросу о ликвидации Романовской церкви: «Согласно заключения Технической комиссии здание церкви требует капитального ремонта, который двадцатка не производит, тем самым нарушает пункт 4-й типового Договора. Кроме того, учитывая крайнюю нуждаемость Союз-молоко в помещении для обработки молочных продуктов и возможность при весьма незначительных затратах приспособить Романовскую церковь для указанных целей, которая по-своему месту нахождения является удобной для Союз-молоко, церковь ликвидировать, здание передать Союз-молоко».

Вскоре собор был перестроен под молокозавод и в таком виде сохранился до наших дней. После многолетних тяжб здание решено вернуть Церкви, хотя процесс этот затянулся: здесь до сих пор находится молочный завод.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector