Цель: Понимание учащимися роли Русской православной церкви в возвышении Москвы на пути образования единого государства.
Задачи:
- Учащиеся должны уметь объяснять: а) причины сотрудничества светской и духовной власти в процессе возвышения Москвы; б) причины изменения роли Русской православной церкви в 14 веке.
- Создать условия для развития навыка сравнения через пример роли духовной и светской власти в процессе образования единого государства на Руси и в Западной Европе, выделять особенности, делать выводы, (прогнозировать).
План:
- Москва – духовный центр Руси.
- Обретение русской церковью независимости.
- Сергий Радонежский.
Презентация к уроку: Приложение 4
Актуализация:
– Какой вклад внесла Русская православная церковь (РПЦ) в борьбу с Ордой? (благословение князя Дмитрия Ивановича Сергием Радонежским на борьбу с Ордой, участие монахов Пересвета и Осляби в Куликовской битве)
Сегодня мы с вами расширим представления о роли и значении РПЦ в истории России и сравним положение РПЦ с положением католической церкви в З. Европе.
Изучение нового материала:
1. Москва – духовный центр Руси.
I. Задание: Рассмотрите СХЕМУ 1. «Русь». (Приложение 1) Какие вопросы у вас возникли при рассмотрении схемы? Чего, на ваш взгляд, в ней недостаёт? (Причины/цели сотрудничества). Заполните схему. Для этого – прочитать п.1 параграфа 25.
Вывод – Почему светская и духовная власть были заинтересованы в сотрудничестве? (общую цель – объединение сил в борьбе с Ордой за независимость Руси и самой церкви)
II. Задание: ответьте на вопросы к прочитанному тексту п.1. и заполните таблицу (раздаточный материал). Задание можете выполнять в парах (группах).
Вопросы по п. 1:
- Какими фактами можно подтвердить это сотрудничество?
- Как это сотрудничество повлияло на усиление Москвы?
- Как сотрудничество укрепило позиции церкви?
Роль РПЦ в объединении страны под властью Москвы
Даты
Представители
Сотрудничество
Результаты сотрудничества РПЦ и князей
Духовная власть
Светская власть
– переезд митрополита из Владимира в Москву
– московские князья добились признания митрополита Петра местнопочитаемым святым
– строительство первых каменных храмов в Москве
– преемственность власти от Великих князей Владимирских к Московским
– люди верили, что у Москвы появился небесный заступник
– поддержка церкви обеспечивала успех политики московских князей
– превращение Москвы в церковную столицу Руси
Вывод по заданию – В результате сотрудничества Москва стала церковным (религиозным) центром Руси, возрос её авторитет среди русских земель. Церковь укрепила своё духовное и политическое влияние в обществе.
Давайте вспомним, какими были взаимоотношения церкви и власти в З.Европе (конфликт в борьбе за верховенство).
III. Задание. СХЕМА 2. (Приложение 2)
Сравните с 1 схемой. (Что общего и какие отличия вы увидели?)
Общее – власть искала союзников при объединении страны.
Различия: Р – союзник – церковь; Е – 3 сословие.
Т.О.
- Объединение страны было закономерным этапом развития государства при переходе от феодальной раздробленности к централизованному государству.
- На Руси к середине 15 века сложились предпосылки объединения русских земель в единое государство (экономические, политические)
2. Обретение русской церковью независимости.
Актуализация:
- Вспомните, как Русь приняла христианство?
- Кто был главой РПЦ?
- Кто назначал митрополита?
- Кем по происхождению были митрополиты русской ПЦ?
- О чём это свидетельствует? (являлась частью – митрополией – православной церкви Византии)
IV. Задание.
Прочтите пункт 3, ответьте на вопросы:
- Как изменилось положение РПЦ в 1448 году?
- Что означает понятие «автокефальная?»
- Какие последствия это имело?
Вывод – РПЦ добилась самостоятельности, став одним из центров мирового православия, способствовала духовному объединению и развитию Руси.
3. Сергий Радонежский.
Единая вера сплачивала население страны, способствовала тому, что все ощущали себя частью целого, единого государства. Большую роль в возрождении единства сыграли монастыри.
V. Задание. Прочитать текст п.2 на стр. 175. И 1 абзац на стр. 176. Ответить на вопрос: В чем проявлялась роль монастырей в возрождении единства Руси?
Рассказ учителя о Сергии Радонежском.
Работа с иллюстрациями стр. 176, 179 и документом на стр. 178-179.
Вопросы к документу:
- О каком времени идёт речь в документе, по каким признакам определили?
- Что мы узнаем из документа «Из жития Сергия Радонежского, написанного Епифанием Премудрым» о С. Радонежском?
- Как дополняют образ Сергия иллюстрации?
- Что отличало монашескую жизнь от мирской? Какие ценности лежали в основе монашеской жизни? Каким было значение этих ценностей в 14 веке? Актуальны ли эти ценности сегодня? Для вас? Почему?
- Составьте примерный портрет автора документа.
- Сравните свои предположения с информацией учебника – стр. 181 абз.3
Вывод – Какой вклад внесло русское монашество в жизнь общества 14–15 веков?
Общий вывод по уроку – стр. 178.
Д/З: П. 25 – повторить, выучить понятия, составить план-ответ на вопрос: Какова роль русской православной церкви в создании единого государства?
Презентация «Экскурсия в духовную семинарию» (Приложение 3)
Установите соответствие между реагирующими веществами и возможными продуктами их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) CO2 и NaOH Б) HNO2 и NaOH В) N2O5 и NaOH
1) Na2CO3 и H2O 2) NaNO2 и H2O 3) Na2CO3 и H2 4) NaNO3 и H2O 5) NaNO3 и H2
Какие два из перечисленных веществ вступают в реакцию с оксидом серы(VI)? 1) H2O 2) CO2 3) Ba(OH)2 4) NaNO3 5) O2
Из предложенного перечня веществ выберите кислотный оксид и основание. 1) Al2O3 2) P2O5 3) Ca(OH)2 4) Al(OH)3 5) K2O
На сторонах угла KLM равного 28 градусов и на его биссектрисе отложены равные отрезки LK LM и LN.Определите величину угла KNM
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Используя памятку 2, составьте поэтапную схему «Происхождение различных видов социальных норм»
Установите соответствие между реагирующими веществами и возможными продуктами их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) CO2 и NaOH Б) HNO2 и NaOH В) N2O5 и NaOH
1) Na2CO3 и H2O 2) NaNO2 и H2O 3) Na2CO3 и H2 4) NaNO3 и H2O 5) NaNO3 и H2
Установите соответствие между реагирующими веществами и возможными продуктами их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) CO2 и NaOH Б) HNO2 и NaOH В) N2O5 и NaOH
1) Na2CO3 и H2O 2) NaNO2 и H2O 3) Na2CO3 и H2 4) NaNO3 и H2O 5) NaNO3 и H2
Какие два из перечисленных веществ вступают в реакцию с оксидом серы(VI)? 1) H2O 2) CO2 3) Ba(OH)2 4) NaNO3 5) O2
Из предложенного перечня веществ выберите кислотный оксид и основание. 1) Al2O3 2) P2O5 3) Ca(OH)2 4) Al(OH)3 5) K2O
На сторонах угла KLM равного 28 градусов и на его биссектрисе отложены равные отрезки LK LM и LN.Определите величину угла KNM
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Используя памятку 2, составьте поэтапную схему «Происхождение различных видов социальных норм»
Установите соответствие между реагирующими веществами и возможными продуктами их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) CO2 и NaOH Б) HNO2 и NaOH В) N2O5 и NaOH
1) Na2CO3 и H2O 2) NaNO2 и H2O 3) Na2CO3 и H2 4) NaNO3 и H2O 5) NaNO3 и H2
Установите соответствие между реагирующими веществами и возможными продуктами их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) CO2 и NaOH Б) HNO2 и NaOH В) N2O5 и NaOH
1) Na2CO3 и H2O 2) NaNO2 и H2O 3) Na2CO3 и H2 4) NaNO3 и H2O 5) NaNO3 и H2
Какие два из перечисленных веществ вступают в реакцию с оксидом серы(VI)? 1) H2O 2) CO2 3) Ba(OH)2 4) NaNO3 5) O2
Из предложенного перечня веществ выберите кислотный оксид и основание. 1) Al2O3 2) P2O5 3) Ca(OH)2 4) Al(OH)3 5) K2O
На сторонах угла KLM равного 28 градусов и на его биссектрисе отложены равные отрезки LK LM и LN.Определите величину угла KNM
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Используя памятку 2, составьте поэтапную схему «Происхождение различных видов социальных норм»
Установите соответствие между реагирующими веществами и возможными продуктами их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) CO2 и NaOH Б) HNO2 и NaOH В) N2O5 и NaOH
1) Na2CO3 и H2O 2) NaNO2 и H2O 3) Na2CO3 и H2 4) NaNO3 и H2O 5) NaNO3 и H2
Базовый учебник: Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России: XVI-XVII века: учебник для 7 класса. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.
Тема урока: Русская православная церковь в XVI веке.
Тип урока : урок освоения новых знаний и учебных действий.
Предметные результаты: объяснять сущность новых отношений между светской и духовной властью в XVI веке, выявлять тенденции их развития, составить план-перечисление решений Стоглавого собора 1551 года, рассказывать о духовной жизни в России в XVI в.: о святых и ересях.
Метапредметные: .уметь давать определения понятий, выделять в тексте главное, проводить сравнения, устанавливат причинно-следственные связи.
Личностные результаты : осознание значения Русской православной церкви в истории России.
Методы обучения: Иллюстративно-словесный, практический.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Основное содержание темы, понятия и термины: Стоглавый собор, еретик, ересь, юродивый, патриарх.
Образовательные ресурсы: Учебник, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер), презентация к уроку.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Здравствуйте, приготовьте ваши учебники, тетради рабочие и печатные тетради. 2 мин.
Приготовились к уроку, приветствуют учителя.
2.Проверка домашнего задания.
Не задавала домашнее задание после контрольной.
3. Актуализация знаний.
Постановка целей и задач.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Прочитайте следующие суждения и скажите, о чём мы сегодня будем говорить:
ü Она была одной из главных сил, способствующих объединению русских земель.
ü Поддерживала гибкую политику вынужденного союза с Золотой Ордой Александра Невского
ü Вдохновляла Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
ü Во время княжеских усобиц открыто выступала за усиление власти великого князя московского.
О чём идёт речь?
Запишем тему урока: Русская. православная церковь в XVI веке.
Базовый учебник: Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России: XVI-XVII века: учебник для 7 класса. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.
Тема урока: Русская православная церковь в XVI веке.
Тип урока: урок освоения новых знаний и учебных действий.
Предметные результаты: объяснять взаимодействие новых отношений между светской и духовной властью в XVI веке, выявлять тенденции их развития, составить схему/план — перечисление решений Стоглавого собора 1551 года, рассказывать об особенностях духовной жизни в России в XVI в.
Метапредметные: уметь давать определения понятий, выделять в тексте главное, проводить сравнения, устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные результаты: осознание значения Русской православной церкви в истории России в заданный период.
Методы обучения: Иллюстративно-словесный, практический.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная.
Основное содержание темы, понятия и термины: Стоглавый собор, еретик, ересь, юродивый, патриарх.
Образовательные ресурсы: Учебник, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер), презентация к уроку.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Приветствие, организация учебного места.
Приготовились к уроку, приветствуют учителя.
2.Проверка домашнего задания.
Нет домашнего задания после среза знаний.
3. Актуализация знаний.
Постановка целей и задач.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Прочесть суждения, выяснить, о чем идет речь:
Она была одной из главных сил, способствующих объединению русских земель.
Поддерживала гибкую политику вынужденного союза с Золотой Ордой Александра Невского
Вдохновляла Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
Во время княжеских усобиц открыто выступала за усиление власти великого князя московского.
— Определите цель нашего урока. Какие задачи мы должны будем решить?
Формулируют цель, определяют учебные задачи
Изучение новых знаний
2 марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола, власть перешла к Временному правительству, образованному Временным комитетом Государственной думы.
29 апреля Святейший Синод объявил о начале подготовки к созыву Поместного Собора и о введении выборного начала на всех уровнях церковного управления, в том числе и при замещении архиерейских кафедр.
Антицерковный курс Временного правительства становился все очевиднее. 20 июня вышло постановление о передаче церковно-приходских школ (а их было в России около 37000) и семинарий в ведение Министерства народного просвещения. Особое недоверие членов Временного правительства к православию, их отчужденность от веры большинства граждан России проявились и в этом постановлении, которое ни в коей мере не затрагивало положения конфессиональных школ других вероисповеданий.
Закон о свободе совести, опубликованный 14 июля, провозглашал свободу религиозного самоопределения для каждого гражданина по достижении 14-летнего возраста, когда дети еще учатся в школе. Министерство просвещения торопилось использовать это положение для того, чтобы низвести преподавание Закона Божия на уровень факультативного предмета или вовсе устранить его из программы обучения. Именно в этот год сказаны были горькие слова о «раскрещивании России, получившей Крещение тысячу лет назад».
Чудесное явление иконы Божией Матери «Державная» в селе Коломенском под Москвой 2 марта, в день отречения императора, стало великим и знаменательным событием, свершившимся в эти трудные дни. Это явление любви Богородицы к русскому народу, вступающему на путь крестных испытаний, было и материнским утешением, и увещеванием, и призывом к молитвенному покаянию, к духовной собранности, к исповеднической верности Христу.
5 августа Временное правительство и вовсе упразднило должность обер-прокурора и учредило Министерство исповеданий, назначив министром все того же Карташова. В компетенцию нового министерства входили отношения православной Церкви с другими религиозными общинами России и государственной властью, какое-либо вмешательство во внутрицерковные дела не предусматривалось.
Собор открылся в праздник Успения Пресвятой Богородицы.
Прочитаем в учебнике, какие исторические решения вынес Собор?
— Итак, какие решения вынес Собор?
(Собор вынес историческое решение:
1. В Русской Православной Церкви высшая власть — законодательная, административная, судебная и контролирующая — принадлежит Поместному Собору, периодически в определенные сроки созываемому в составе епископов, клириков и мирян.
2. Восстанавливается патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом.
3. Патриарх является первым между равными ему епископами.
4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору. )
5 ноября в храме Христа Спасителя схииеромонах Алексий, кладя земные поклоны, трижды совершил крестное знамение, помолившись, старец вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту Владимиру. Архипастырь вскрыл жребий и внятно прочитал: «Тихон, митрополит Московский. Аксиос!» «Аксиос!» — повторили за ним народ и духовенство. Так был избран Патриарх Всея Руси
Святитель Тихон был человеком мягким, доброжелательным, ласковым. Но когда надо было постоять за правду, за дело Божие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен. Всегда приветливый, общительный, исполненный благодушия и надежды на Бога, он излучал на ближних обильную христианскую любовь.
19 января (1 февраля) 1918 г. Патриарх издает послание, в котором анафематствует участников кровавых расправ над невинными людьми — богоборцев, поднявших руки на церковные святыни и на служителей Божиих.
На следующий день 20 января (2 февраля) 1918 г. в газетах был опубликован «Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который не только ознаменовал разрыв многовекового союза Церкви и государства, но и явился юридическим прикрытием для гонения на Церковь.
«Никакие церковные религиозные общества,— говорится в документе,— не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют, только, «по особым постановлениям местной или центральной государственной власти» Церковь могла оставить за собой храмы и богослужебную утварь. Декрет также запрещал религиозное воспитание и образование детей в школе.
Прочитаем в учебнике, как складывались отношения между Церковью и государством в годы Великой Отечественной войны
— Какой вывод мы можем сделать о характере отношений между Церковью и Советским государством в годы Великой Отечественной войны?
При патриархе Алексии I в годы «Хрущевской оттепели» гонения на церковь вновь возобновились.
Только в 80-х годах XX века стали налаживаться отношения между государством и церковью.
Базовый учебник: Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России: XVI-XVII века: учебник для 7 класса. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.
Тема урока: Русская православная церковь в XVI веке.
Тип урока: урок освоения новых знаний и учебных действий.
Предметные результаты: объяснять взаимодействие новых отношений между светской и духовной властью в XVI веке, выявлять тенденции их развития, составить схему/план — перечисление решений Стоглавого собора 1551 года, рассказывать об особенностях духовной жизни в России в XVI в.
Метапредметные: уметь давать определения понятий, выделять в тексте главное, проводить сравнения, устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные результаты: осознание значения Русской православной церкви в истории России в заданный период.
Методы обучения: Иллюстративно-словесный, практический.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная.
Основное содержание темы, понятия и термины: Стоглавый собор, еретик, ересь, юродивый, патриарх.
Образовательные ресурсы: Учебник, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер), презентация к уроку.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Приветствие, организация учебного места.
Приготовились к уроку, приветствуют учителя.
2.Проверка домашнего задания.
Нет домашнего задания после среза знаний.
3. Актуализация знаний.
Постановка целей и задач.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Прочесть суждения, выяснить, о чем идет речь:
Она была одной из главных сил, способствующих объединению русских земель.
Поддерживала гибкую политику вынужденного союза с Золотой Ордой Александра Невского
Вдохновляла Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
Во время княжеских усобиц открыто выступала за усиление власти великого князя московского.