Русская православная церковь за рубежом

Русская православная церковь за рубежом

«Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя…»
(Канон Пасхи)

Христосъ воскресе!
Дорогие братья и сестры!
Завершили мы с вами Великий Пост – это время сугубого покаяния. Очистились от наших грехов плачем покаянным, пролитием слезных рек сокрушения сердечного. Пост этот прошел опять под знаком всемирной заразы, постигшей нас вследствие наших грехов. Возложено на нас множество ограничений нашей прежней свободы в простодневной жизни. Не можем стоять в храме как привыкли и как хотелось бы. Не смеем передвигаться свободно по собственной воле. Наша свобода, которая нам так дорога – особенно нам, пережившим тоталитарную систему коммунизма в 20 веке – ограничена со всех сторон.
Евреи в древности были пленниками у вавилонян, сидели у рек вавилонских и проливали слезы по потерянной ими свободе (псалом 136). Мы же в своих грехах пленники духовного Навуходоносора – дьявола. Реки вавилонские – это в нашей жизни потоки страстей и греховных увлечений, которые нас увлекли от единого пристанища – Небесного Иерусалима, града Бога Живаго.

Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего ИЛАРИОНА

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
Высокопреосвященнейшего ИЛАРИОНА,
митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского,
Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви

Снова наступила для нас, Преосвященные собратья-архипастыри, досточтимые отцы, возлюбленные о Господе братья и сестры, благословенная и всерадостная ночь Светлого Христова Воскресения! Пасху Господню встречаем мы с величайшей радостью о победе Жизни, Добра и Красоты над смертью, грехом и злом, и мы не скрываем своих чувств – «веселимся божественне, яко воскресе Христос, яко всесилен» (4 песнь Пасхального канона). И сейчас эта «провозвестница ночь» (7 песнь), вещая нам «невечерний день Царствия Христова» (9 песнь), обновляет наши внутренние силы и подает непоколебимую надежду на благополучное преодоление трудностей и испытаний.

Слово святителя Иоанна Златоустаго

Русская православная церковь за рубежом

Если кто благочестив и Боголюбив,
насладись сим добрым и светлым торжеством!
Если кто раб благоразумный,
с радостию вниди в радость Господа своего!
Если кто потрудился среди поста,
приими и динарий!

Если кто поработал с перваго часа,
получи сегодня должную плату!
Если кто пришел после третьяго часа,
с благодарением торжествуй.
Если кто успел прийти после шестого часа,
не смущайся! Ибо ничего не лишится
Если кто замедлил и до девятого часа,
приступи, не сомневаясь ни в чем!
Если кто даже успел придти только в одиннадцатый час,
не бойся замедления!

Раздробление артоса — 9.05.2019

9 мая 2021 — по завершении Божественной литургии совершается раздробление артоса.

Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место и в заключение пасхальных торжеств раздается верующим. (Слово артос переводится с греческого как «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая) Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!». Верующие должны вкушать артос с благоговением как святыню, но не следует вкушению его придавать значения приобщения Св. Тайн: христианин должен знать и помнить, что никакая святыня не может заменить пречистого тела и крови Господа нашего Иисуса Христа.

Уборка Храма

«Нет лучше послушания, как послушания в церкви! И если только тряпочкой протереть пол в доме Господнем, то даже это маленькое дело у Бога превыше других добрых дел встанет». (Преподобный Серафим Саровский)

Дорогие братья и сестры!
обращаем Ваше внимание, что, начиная с 07.05.2020, сестричество опять собирается по четвергам с 17:30 для уборки Храма.

Ждем всех желающих потрудиться во славу Божью!

Русская православная церковь за рубежом

ВАЛААМ /Карелия/, 10 июля. /ТАСС/. Русская православная церковь открыла 10 новых приходов за границей, в том числе в Хошимине и на острове Минданао, сообщил журналистам руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков по итогам заседания Священного Синода РПЦ.

«На заседании Священного Синода было принято решение об организации 10 новых приходов Русской православной церкви. Образованы приходы в Сеуле и Пусане (Корейская епархия), в городе Янгон (Мьянма, Таиландская епархия), возобновлена деятельность прихода в Маниле (Филиппинско-Вьетнамская епархия), в городах Давао и Генерал-Сантос на острове Минданао. В Ханое и Хошимине также открываются приходы РПЦ», — сказал представитель РПЦ.

«В связи с необходимостью окормлять соотечественников и формировать новые общины в разных уголках Земли, на заседании Синода было принято решение о принятии в юрисдикцию Русской православной церкви нового прихода в честь святителя Николая Чудотворца на Фарерских островах (Дания)», — добавил он.

По словам Волкова, Русская церковь «продолжает свои миссионерские труды в разных частях земного шара». «Такая широкая география новообразованных приходов свидетельствует об очень активной деятельности Русской церкви не только внутри наших традиционных географических пределов», — сказал руководитель пресс-службы.

Каждый из приходов, который был образован, включает несколько десятков (до 100) человек. «Это не только наши соотечественники, дипломаты и люди, которые находятся по семейным или бизнес-делам в этих странах, но и эти приходы — для местных жителей, которые тоже становятся православными христианами и становятся чадами Русской православной церкви», — подытожил глава патриаршей пресс-службы.

Русская православная церковь за рубежом

Протоиерей Андрей Кордочкин, настоятель храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде

Русская православная церковь за рубежом

Cвященник Андрей Кордочкин

Для нас, служащих здесь, выделение приходов Испании и Португалии в отдельную епархию не является чем-то неожиданным. В 2007 году из Корсунской епархии были выделены приходы в Италии. Пришел и наш черед.

Когда в Испании епархия была учреждена Константинопольским Патриархатом, было понятно, что греков в Испании так мало, что создается структура «на вырост» за счет украинцев — вначале священников «Киевского патриархата», а затем — за счет кого попало.

В этом смысле у нас другая ситуация. В Испании живут 73 тысячи российских граждан и 106 тысяч украинских граждан. В настоящее время в этой стране совершают служение 17 священников в 25 приходах. Еще 11 приходов и общин действуют в Португалии.

Также следует понять, что Испания — это не Голландия. Приходы располагаются зачастую за несколько сот километров друг от друга, координировать их служение из Франции едва ли возможно. Создание новой епархии призвано преодолеть эту изоляцию, укрепить единство среди священников, которые совершают служение вдали друг от друга.

Кроме того, существует ряд вопросов, связанных с юридическим существованием приходов, и которые могут быть решены лишь в том случае, если их администрация будет в столице.

Сердечно желаем владыке Нестору помощи Божией в его новом служении.

Протоиерей Дионисий Поздняев, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге

Русская православная церковь за рубежом

Протоиерей Дионисий Поздняев. Фото матушки Киры Поздняевой.

Мне видится важной большая самостоятельность епископа в решении местных вопросов, прежде всего, рукоположении клириков для общин в Юго-Восточной Азии. Необходимость присутствия епископа в регионе назрела — здесь много общин, они находятся в разных странах, требуют внимания и заботы, особенно в силу специфики каждой из них. В Восточной Азии миссионерское служение должно быть приоритетом нашей деятельности, оно требует особых трудов и особых усилий.

Здесь до сих пор не существовало епархий Русской Православной Церкви — это создавало определенного рода дисбаланс, способствовало утверждению ошибочного мнения о том, что Константинопольский Патриархат имеет какие-то эксклюзивные привилегии в миссионерском служении в Азии. Думаю, что при успешной и активной миссионерской деятельности епископа Русской Православной Церкви в Юго-Восточной Азии это предвзятое мнение может быть опровергнуто.

Конфликт с Константинополем существует давно. Причина — в претензии Фанара на эксклюзивность своих прав. Такое отношение игнорирует и реальность, и, в некоторых случаях, исторический контекст. Я бы сказал так: в Азии нам трудно представить, что отношения могут стать хуже, чем они уже были до этого момента. Думаю, что мы здесь уже достигли некоего «дна», и при здравых подходах, на основе взаимного уважения, мы можем говорить о перспективах улучшения отношений. Впрочем, если Фанар не расположен будет к сотрудничеству, это не помешает Русской Православной Церкви развивать свою миссионерскую деятельность в регионе — в этом есть реальная необходимость.

Подводя итоги последних 15 лет миссии Русской Церкви в Юго-Восточной Азии, можно говорить о «взрывной динамике» ее развития. В ряде стран региона созданы общины без исторических предпосылок. Очень многое сделано в Таиланде, существенна активность на Филиппинах и в Индонезии. Статистика была бы достаточно сложна, но в целом мы можем говорить о новом направлении развития служения Церкви в Азии. Мне в этой связи видится важной поддержка из России — не только со стороны священноначалия, но и со стороны церковного народа.

У Русской Православной Церкви есть потенциал развития за пределами границ Российской Федерации — я воспринимаю это как Божие благословение, предопределение, призвание, дарованную нам возможность. Все будет зависеть от того, насколько значительные ресурсы получится привлечь из России.

При этом я бы не увязывал вопросы православной миссии в Азии с темой «российского присутствия» — Церковь не занимается геополитикой, в этой связи для Церкви не так важно, растет или нет политическое присутствие России в регионе. Я бы формулировал вопрос так: что сможет Русская Православная Церковь дать народам Юго-Восточной Азии? Это — непростая задача, особенно с учетом долгой и славной истории миссий католиков и протестантов здесь.

Записали Дарья Рощеня и Ольга Лунина

Поделитесь статьей, если она важна для других

Русская православная церковь за рубежом

Борис Кнорре, доцент факультета гуманитарных наук, — о том, как разделились и воссоединились церкви

В первые годы советской власти из всех религиозных организаций в России наибольшим гонениям подверглась именно православная церковь, которая считалась основной силой, поддерживавшей монархию. Другим религиозным группам поначалу даже была дана определенная свобода, потому что в них советская власть видела своих союзников. Видя, что происходит в России, архиереи нашей церкви, окормлявшие приходы за рубежом, а также те, которые оказались в эмиграции, объявили о создании временного Высшего Церковного Управления Русской православной церкви за рубежом.

Сначала это был еще не разрыв с оставшейся в России церковью. Но в 1927 году заместитель патриаршего местоблюстителя, епископ Сергий Страгородский, который тогда руководил РПЦ, издал специальную декларацию о лояльности церкви советской власти (впоследствии политика сотрудничества церкви с советской властью получила название сергианства). После этого Архиерейский Собор РПЦЗ постановил прекратить отношения с церковью в России, которая признавалась абсолютно несвободной и управляемой безбожной властью. Этот разрыв, однако, осознавался не как окончательный, а как временный и вынужденный, который должен закончиться с падением атеистического режима.

Объединение церквей не могло произойти сразу после распада Советского Союза, потому что за десятилетия советской власти между ними накопились разногласия. Основных расхождений было три.

Во-первых, сергианство. «Зарубежники» обвиняли священников из Советского Союза в сотрудничестве с советской властью и требовали покаяния в этом. Архиереи из московского патриархата отвечали, что церковь в России – выстраданная. Она, может, и не такая чистая, как зарубежная, зато «зарубежники» не претерпели тех страданий и гонений, какие пришлось вынести церковным деятелям в СССР, поэтому они не имеют права судить.

Во-вторых, экуменизм. Зарубежная церковь придерживалась более консервативной позиции в отношении экуменизма, то есть общения с инославными.

В-третьих, нежелание церкви в России прославлять святых мучеников XX века и, в частности, царскую семью («зарубежники» до конца оставались монархистами, а церковь в СССР, разумеется, от монархических идеалов отошла).

1991-1992 годы были как раз годами наибольшей конфронтации двух церквей, потому что «зарубежники» стали активно открывать в России свои приходы, усугубляя противостояние.

Но со временем ситуация стала меняться. Увидев, что в России идет реальное возрождение церковной жизни, и по масштабам оно совершенно не сопоставимо с тем, на что можно было рассчитывать в Европе и других странах, «зарубежники» начали постепенно менять свою позицию. Поворотным моментом был 2000 год, когда были прославлены новомученники, пострадавшие в XX веке, а потом и царская семья. Отказом от сергианства было сочтено одно из положений в социальной концепции Русской православной церкви, которое обязывает церковь «отказать государству в повиновении», «если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям» (ОСК РПЦ, § III. 5).

И, наконец, «зарубежники» увидели, что экуменические тенденции спадают, набирает силу консервативное направление.

В восстановлении церковного единства были заинтересованы и светские власти в России, в частности Владимир Путин встретился в 2003 году с иерархами РПЦЗ и передал им приглашение от Патриарха Алексия II и от себя лично посетить Россию. Все это привело к тому, что в 2007 году главами церквей был подписан Акт о каноническом общении, который положил конец разделению.

Сейчас РПЦЗ существует как относительно автономная структура, но подчиняющаяся основным стратегическим решениям Русской православной церкви Московского патриархата. Правда, акт о каноническом общении захотели принять не все члены зарубежной церкви, поэтому до сих пор существуют независимые «осколки» РПЦЗ.

Мнение экспертов не является выражением позиции университета

Русская православная церковь за рубежом

До революционных событий 1917 года приходы Русской православной церкви за границей несли, в основном, функцию окормления верующих, покинувших империю.

Это были монахи, служившие Богу в монастырях святых земель (Палестины, Иерусалима, греческого Афона, итальянского Бари), паломники, которые приезжали поклониться святыням, чиновники посольств в Германии, Франции, Италии, Турции, русские эмигранты в Северной Америке, а также жители бывших владений: например, Польши, Аляски или Алеутских островов.

В Токио действовала Японская духовная миссия, возглавляемая пастырем Николаем Японским. В 1897 году возникла Русская духовная миссия в Корее.

Организация РПЦ была строгой: всем правил Святейший Синод, находившийся в Санкт-Петербурге. Церковь разделялась на митрополии, те – на епархии, а те, в свою очередь, – на приходы. В Европе находилась Западно-Европейская митрополия, на Американском континенте – Американская, в которую входили даже сирийские церкви.

После революции

После революционных событий 1917 года и долгой Гражданской войны из России бежали офицеры, дворяне, предприниматели, и духовенство. Лига наций заявила, что в 1926 году в Европу приехало 958 500 беженцев из России.

Во Франции осели около 200 тысяч вынужденных переселенцев, 300 тысяч приняла Турция, 76 тысяч выехали в Китай. Еще 40 тысяч беженцев нашли приют в Болгарии, Чехословакии, Латвии и Греции. Основными центрами эмиграции стали Харбин, Париж, Берлин (позже выходцы из России массово уехали из него), Белград и София. Русские, как могли, старались сохранить веру и корни, церковные приходы росли, появлялись новые. Поскольку на родине Русская православная церковь подверглась страшным гонениям, связь с патриархией была утеряна.

Согласно ортодоксальной традиции во главе церкви, не смотря ни на что, должна находиться каноническая власть, поэтому в 1921 году в Сремских Карловцах (на территории будущей Югославии) духовенство созвало Карловацкий Собор. И этот Собор решил: Русской Православной Церкви за границей быть! В её состав вошли те верующие, чьи монастыри и приходы территориально находились вне границ Советской России. Главой церкви избрали митрополита Антония.

В России церковь была практически уничтожена, некоторые её служители ушли в подполье и организовали так называемую Катакомбную церковь.

Война

Пожар Второй Мировой не обошел стороной верующих. Одни жили в СССР, другие – на территориях стран-союзников, третьи, живущие в Германии и в Италии, оказались в гуще событий. Правление и основная часть РПЦЗ попали в оккупацию.

Часть бывших белогвардейцев была рада войне с СССР, но предстоятель РПЦЗ Анастасий их не поддержал и воздержался от речей по этому поводу. 22 июня 1941 года нацисты обыскали его дом. Свободу Анастасию ограничили, но он изыскивал возможность посылать на оккупированные территории России церковные книги и утварь. Несмотря на то, что немцы не любили русское священничество, с приближением Красной армии первоиерарх ретировался в Баварию.

В конце войны Западная Германия на короткое время стала центром духовной жизни. Здесь оказалось много русских: угнанных на работы, военнопленных, сбежавших, уехавших. В это время в США возникли идеи воссоединения церквей, ведь после окончания Второй мировой к Русской православной церкви были присоединены православные приходы Восточной Европы и Китая. Но случиться этому было не суждено.

Через несколько лет большинство эмигрантов уехали из Германии в Америку и на Австралийский континент. Синод РПЦЗ решил перенести свой центр в США, и переехал в Нью-Йорк, на Манхэттен. Там центр РПЦЗ находится до сих пор.

Эта церковь прошла огромный путь. Она печатала церковные книги и объединяла русских людей по всему миру, создавала библиотеки и приходы, она прославила Иoанна Крoнштадтскoгo, Ксению Петербургскую, Никoлая Япoнскoгo и Иoнна Ханькoускoгo. 19 oктября 1981 гoда были канoнизирoваны нoвoмученики, испoведеники и семья императoра Никoлая II. В 1988 гoду РПЦЗ oрганизoвала празднoвание тысячелетия крещения Руси.

Наши дни

После распада Советской империи, духовная жизнь в России возродилась, начался процесс сближения церквей, который длился почти 20 лет, и 17 мая 2007 года в Москве был подписан Акт о канoническoм oбщении, в сooтветствии с кoтoрым разделение церквей былo преoдoлено, а Русская православная церковь заграницей стала самоуправляемой церковью Мoскoвскoгo патриархата.

РПЦЗ продолжает развиваться. Перед объединением она насчитывала 300 приходов, а сейчас их уже 900. Развитие связывают с волной экономической эмиграции верующих.

Сейчас главой Русской православной церкви заграницей является Вoстoчнo-Американский митрoпoлит Иллариoн, а сама церкoвь насчитает вoсемь епархий: Германскую, Южнo-Американскую, Великoбританскую, Вoстoчнo-Американскую, Западнo-Еврoпейскую, Канадскую, Австралийскo-Нoвoзеландскую и Средне-Американскую.

Кoличествo прихoжан подсчитать трудно. Обычно верующих около 20% от русского населения. По данным переписи некоторых стран в 21 веке за рубежом живут примерно четыре с половинной миллиона русских. Можно предположить, что почти 900 000 называют себя православными.

Больше всего действующих храмов и монастырей Русской православной церкви находится на территории России — их 17 725, в сопредельной Украине находится еще 11 358 приходов и 929 храмов и монастырей. Белорусь насчитывает 1 437 приходов и 1 175 церквей, причем, 82 % населения считают себя верующими. 28 храмов находится в Казахстане, десять — в Армении, четыре — в Латвии и шесть в Молдове. В Узбекистане и в Туркменистане работают еще шесть приходов.

В Германии насчитывается 105 православных храмов, в Великобритании — 21, в Ирландии пять, в Бельгии – семь, в Дании — два, в Австрии – три, в Норвегии и Финляндии по четыре храма, в Португалии и Голландии — по шесть, в Венгрии десять, в Испании — 14, во Франции – 18. В Сербии и в Исландии — по одному действующему храму.

На азиатском континенте Русская православная церковь больше всего представлена в Китае — там находятся четыре храма, в Сингапуре открыты два, в Монголии, Индии, Непале и Камбодже — по одному храму, и два в Малайзии.

На Ближнем Востоке и в Африке русская православная церковь сосредоточила свои дела в Израиле — там паломников принимают семь храмов и монастырей; в Марокко, Сирии, ЮАР и Объединенных Арабских Эмиратах — действует по одному храму. В Австралии и в Новой Зеландии работает всего пять храмов РПЦ.

В США веру людям несут 25 крупных храмов и церквей, в Канаде — шестнадцать, на Кубе — только один храм. В Аргентине православные окормляются в десяти храмах, в Перу, Андорре и Доминикане действует по одному приходу. В Бразилии открыты четыре православных церкви.

Самый южный храм РПЦ находится на побережье Антарктиды. Его посещают работники исследовательских станций.

Русская православная церковь за рубежом

После 1917 г. Русская православная церковь раскололась на две части – на Московскую патриархию и Русскую православную церковь за рубежом. В начале 90-х гг. казалось, что их слияние – вопрос считаных дней. Но дни шли, за ними – недели, года. А церкви и не думали объединяться. Наоборот, между ними началась конкуренция. В то время как Русская православная церковь за рубежом практически раскололась на две группы – «промосковскую», ратующую за скорейшее объединение, и «самостийную», предпочитающую держаться особняком, за границей стали создаваться приходы Московской патриархии. Пока их значительно меньше, чем приходов Русской зарубежной церкви, но, как говорится, «процесс пошел».

Во всей Юго-Восточной Азии есть только одна русская православная церковь – Свято-Николаевский приход в Бангкоке. Она принадлежит Московской патриархии. В 2000 г. там прошло празднование первой в Юго-Восточной Азии русской православной Пасхи, но не в церкви – ее пока нет, – а в приспособленной пристройке в доме игумена Олега Черепанина.

В Австралии русские церкви есть в Брисбене (три), Сиднее (пять), Канберре, Мельбурне (уже есть две, строится еще одна), Хобарте, Аделаиде, Перте, Ньюкасле, Данденонге, Джилонге; женский монастырь – в Кентлине, под Сиднеем; мужской – возле Кумы, в штате Новый Южный Уэльс. К единой Сиднейско-Новозеландской епархии Русской православной церкви за рубежом относятся и три новозеландские русские православные церкви – в Окленде, Веллингтоне и Крайстчерче.

Большинство русских церквей в Европе и Северной Америке строилось белоэмигрантами, а в Австралии и Южной Америке – русскими эмигрантами из послевоенной Европы и «хунвейбинского» Китая. Они же до сих пор составляют костяк священников, церковных старост и членов приходских советов. Но сейчас активно идет смена поколений. Новые «советские» эмигранты, в большинстве своем бывшие комсомольцы и члены КПСС, никогда не посещавшие богослужений в России, за границей становятся прилежными прихожанами и постепенно начинают играть все большую роль в церковной жизни.

Одних в церковь приводит потребность в помощи, других привлекает возможность пообщаться с соотечественниками. Церковноприходские школы зачастую – единственное место, где дети эмигрантов могут изучать русский язык. Так русские церкви становятся не только местом богослужений, но и центрами русских общин.

Хотя православные никогда не отказывали в ночлеге, непосредственно в церквах (вернее, в классе церковно-приходской школы) мне ночевать приходилось редко. Как правило, священник или кто-нибудь из русских эмигрантов приглашали к себе домой.

Православные церкви по всему миру

РПЦЗ:

Поместные православные церкви (патриархаты)

Александрийский: www.greekorthodox-alexandria.org

Антиохийский: www.antiochpat.org

Болгарский: www.pravoslavieto.com

Грузинский: www.patriarchate.ge

Иерусалимский: www.jemsalem-patriarchate.org

Московский: www.mospat.ru; www.patriarchia.ru

Константинопольский: www.ec-patr.gr

Румынский: www.patriarhia.ro

Сербский: www.spc.yu

Православные церкви

Албанская: www.orthodoxalbania.org

Американская: www.oca.org; www.russianchurchusa.org

Белорусская: www.church.by

Гонконгская: www.rusca.ru

Греческая: www.ecclesia.gr

Датская: www.orthodoxy.dk

Итальянская: www.mospat.it

Кипрская: www.churchofcyprus.org.cy

Корейская: www.korea.pravoverie.ru

Латвийская: www.pareizticiba.lv

Литовская: www.orthodoxy.lt

Норвежская: www.ortodoks.no

Нидерландская: www.orthodox.nl

Польская: www.orthodox.pl

Узбекская: www.pravoslavie.uz

Чешская: www.pravoslavie.cz

Эстонская: www.orthodox.ee

Японская: www.sam.hi-ho.ne.jp/podvorie/

Читайте также

Сербская православная церковь

Сербская православная церковь По Старой Почтовой улице (R?gi posta utca) можно дойти до площади Петефи (Pet?fi t?r). На ней находится маленькая сербская православная церковь (Ortodox eguh?zi ternplom) (54), которая после восстановления лишилась южной башни. Кому повезет попасть на богослужение (в

3.2. Православная церковь

3.2. Православная церковь В IX в. христианство приняли болгары и сербы. В 988 г. произошло крещение Руси князем Владимиром. С этого времени христианство стало укрепляться на Руси. В середине XVI в. в Москве состоялся Стоглавый собор (его постановления включали 100 глав). В 1589 г.

Русская церковь в Салониках

Русская церковь в Салониках Казалось бы, не святогорское это дело – окормлять мирские приходы. Но бывает и такое.В Петрограде, например, в лютую пору гонений, иноки Андреевского подворья создали – дабы избежать закрытия – «двадцатку» из преданных мирян. Впрочем, властей

Благочестивые самодержцы. Верхоспасский собор, церковь Распятия, церковь Воскресения Словущего, церковь Св. Екатерины

Благочестивые самодержцы. Верхоспасский собор, церковь Распятия, церковь Воскресения Словущего, церковь Св. Екатерины Как вы знаете, непременной принадлежностью жилищ русской знати были так называемые домовые храмы. Религиозная традиция требовала неукоснительного

Архиерейский синод Русской православной церкви за рубежом, поддерживая решение Синода РПЦ от 14 сентября, также временно отказывается проводить совместные службы с представителями Константинопольского патриархата

Это же касается и епископских ассамблей, диспутов и прочих собраний, если в них будут присутствовать церковные чины от Фанара.

Такое решение было принято на фоне противоречий, возникших между Москвой и Константинополем после направления Варфоломеем на каноническую территорию Украинской православной церкви своих экзархов.

Между тем этот факт вызвал удивление не только в РПЦ. Иерусалимский патриарх Феофил III также не понимает причин такого решения Константинополя. Об этом он заявил во время встречи с архиепископом Чикагским и Средне-Американским Петром, пишет «РИА Новости».

Напомним, вопрос объединения двух украинских неканонических церквей — УПЦ Киевского патриархата и совсем малочисленной по числу прихожан УАПЦ — для предоставления им автокефалии с фактическим переходом под крыло Константинопольского патриархата стал причиной раздора между Москвой и Фанаром.

По мнению экспертов, Варфоломей не ожидал, что РПЦ настолько серьезно отреагирует на направление в Киев экзархов, к тому же представляющих американскую и канадскую православные церкви. Однако реакция Синода Русской православной церкви была скорой и довольно жесткой: было принято решение не упоминать Вселенского патриарха при богослужениях и отказаться от совместных служб с представителями Фанара. Затем Москва заявила о приближающемся тупике в отношениях с Константинополем и намекнула на угрозу от его действий всему православию.

Связи с Константинопольским патриархатом, который посеял раскол в православном мире, разрывает Русская православная церковь за границей. О своем решении ее Синод объявил на официальном сайте, отметив, что намерения легализовать украинских раскольников незаконны и демонстрируют полное равнодушие к верующим. В этой ситуации, по мнению Синода, продолжать общение невозможно.

Русская православная церковь за границей объединяет девять епархий, сотни приходов и миллионы прихожан.

Ранее общение с Константинополем прервала РПЦ Московского патриархата, где заявили, что попытки основать автокефалию на Украине опасны и могут привести к самым тяжелым последствиям.

Русская православная церковь за рубежом

Русская Православная Церковь приняла в свой состав главу Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции, а также клириков и приходы, также желающие войти в юрисдикцию Московского Патриархата

Через 73 года после перехода из-за гонений на церковь в СССР под управление Константинопольского Патриархата составляющие так называемый «Русский экзархат в Европе» западноевропейские православные приходы русской традиции близки к возвращению в состав Русской Православной Церкви. Первым под крыло Московского Патриархата перешел их архиепископ Иоанн (Реннето), главы более половины входящих в состав его Архиепископии приходов определятся с выбором своей канонической формы в самое ближайшее время…

Священный Синод Русской Православной Церкви (РПЦ) рассмотрел и удовлетворил запрос главы Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции архиепископа Иоанна (Реннето) о «вступлении в каноническое общение и единство с Московским Патриархатом» себя, большинства клириков и приходов Архиепископии. Фактически, речь идет о вхождении в юрисдикцию РПЦ Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции, которая еще год назад была полностью подконтрольна Константинополю.

Постановление Священного Синода РПЦ:
«Принять архиепископа Иоанна (Реннето) в юрисдикцию Московского Патриархата с титулом «Дубнинский», а также всех желающих того клириков, находящихся под его руководством, и приходы, которые выразят такое волеизъявление. Поручить архиепископу Дубнинскому Иоанну управление упомянутыми приходами. По получении обращения от собрания представителей приходов иметь дополнительное суждение для определения канонической формы их организации, исходя из исторически сложившихся особенностей епархиального и приходского управления, а также богослужебных и пастырских традиций, установленных митрополитом Евлогием с учетом условий существования возглавляемого им церковного удела в Западной Европе».

Архиепископ Иоанн (Реннето) также сообщил о том, что скоро будет проведено собрание представителей входящих в Архиепископию западноевропейских приходов русской традиции, по результатам которого будут подготовлены и направлены в адрес Святейшего Патриарха и Священного Синода РПЦ соответствующие предложения о выбранной приходами своей будущей канонической организационной форме.

Воссоединение с РПЦ за рубежом началось в 2007 году, сегодня происходит второй этап объединения. В РПЦ его называют «историческим воссоединением».

Глава Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда:
«Это историческое событие, которое завершает процесс преодоления церковных разделений за рубежом, которые были порождены революцией и гражданской войной. Теперь мы опять вместе».

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
«Это не просто церковное деяние – это последний акт, который закрывает драму революции и гражданской войны, драму разделения нашего народа».

Вместе с тем, в настоящий момент нет окончательного понимания, какое точное количество приходов присоединится к РПЦ. При этом Московский Патриархат явно дает понять, что готов принять в РПЦ всех желающих, подобно архиепископу Иоанну (Реннето). Готовность к переходу в РПЦ, согласно результатам голосования, выражают более половины западноевропейских приходов русской традиции. По словам архиепископа Иоанна (Реннето), за присоединение к РПЦ высказались 58,1% членов Генеральной ассамблеи Архиепископии.

Глава Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда:
«Это все живые, значимые приходы, они играют большую роль в духовной жизни Западной Европы».

По оценке клириков РПЦ, у других поместных православных церквей нет оснований для несогласия с вхождением желающих приходов в юрисдикцию Московского Патриархата.

Эксперты отмечают, что возвращение всех западноевропейских приходов русской традиции в состав РПЦ было и остается лишь вопросом времени по причине их «русскости», а их состоявшийся в 1946 году под влиянием обстоятельств переход под юрисдикцию Константинополя никогда не воспринимался в церковном мире в качестве канонически легитимного. Более того, в прошлом году Константинополь сам принял решение о роспуске русской Архиепископии, что окончательно юридически легализует ее право канонически присоединиться к РПЦ.

Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции учреждена в 1921 году. Тогда же по решению святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Священного Синода и Высшего Церковного Совета все русские церкви в Западной Европе перешли во временное управление Преосвященному архиепископу Евлогию (Георгиевскому).

В 1931 году ввиду гонений на церковь и нежелания СССР отстаивать на международной арене интересы Московского Патриархата все европейские русские церковные приходы во главе с митрополитом Евлогием также на временной основе вошли в Константинопольский Патриархат в статусе экзархата. Тогда Евлогий акцентировал внимание на том, что это исключительная и временная мера до момента, когда «восстановится общепризнанная центральная церковная власть и нормальные условия жизни РПЦ».

В 1945 году митрополит Евлогий и его викарии архиепископ Владимир и епископ Иоанн попросили Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I принять их вместе с европейскими приходами в РПЦ. В результате 7 сентября 1945 года Священный Синод 75 европейских приходов вернулись в юрисдикцию Московского Патриархата в качестве Экзархата западноевропейских церквей во главе с митрополитом Евлогием.

Однако уже в 1946 году, после смерти Евлогия. существенная часть его клира и паствы вернулись в Константинопольский Патриархат.

В октябре 2018 года РПЦ разорвала евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом после того, как глава КПЦ Варфоломей предоставил автокефалию украинской церкви. Отношения с Константинопольским патриархатом также разорвал и Архиерейский Синод Русской зарубежной церкви.

Затем Константинополь решил упразднить Архиепископию и 27 ноября 2018 года она была распущена, после чего РПЦ предложила западноевропейским приходам русской традиции канонически воссоединиться с Московским патриархатом.

14 сентября 2019 года архиепископ Иоанн (Реннето) сообщил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу о том, что на внеочередном собрании Архиепископии большинство «выразило поддержку каноническому присоединению к Московскому Патриархату» и попросил принять его вместе с общинами западноевропейских приходов русской традиции в Московский Патриархат «в интересах обеспечения непрерывности церковной, литургической и таинственной жизни».

Ссылка на основную публикацию