Русская православная церковь в 16 веке

Русская православная церковь в 16 веке

Влияние сенсорной интеграции на ребенка с ОВЗ в дошкольный период

Русская православная церковь в 16 веке

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

Успейте записаться до 17 декабря!

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русская православная церковь в XVI века Разработала: Учитель истории и обществознания Борисова Д.Г.

Задание на урок: Определить значение русской православной церкви в России XVI века?

План: 1. Государство и церковь. 2. Стоглавый собор. 3. Святые и еретики. 4. Установление патриаршества.

Государство и церковь. Государь Российский рассматривался полноправным хозяином не только в делах политических, но и церковных. Митрополитом мог быть поставлен только приятный государю человек. Церковные иерархи оказывали огромное влияние на умы и духовное состояние как представителей власти, так и простого народа.

Стоглавый собор. 1551 год – собрание церковного собора с участием Ивана для упорядочивания церковных правил и обычаев Стоглавый собор – сборник решение, принятых на этом соборе состоял и 100 глав. Прочитайте стр.47-48 и выпишите решения Собора, сведенные в сборник:

Святые и еретики. В период раздробленности церковная организация различалась в разных русских землях. В начале правления Ивана IV по инициативе митрополита Макария было прославлено почти 40 святых.

Прочитайте стр. 48-49 и выпишите в тетрадь кого православная церковь признавала юродивыми и еретиками?

Установление патриаршества. 1589 год – глава русской православной церкви поменял титул митрополита на титул Патриарха. Первый патриарх Руси Иов Какое значение имело для России введение патриаршества?

Домашнее задание: §6, вопросы 1-5 Документ на стр.50 + вопросы

Выберите книгу со скидкой:

ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.

Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Русская православная церковь в 16 веке

Русская православная церковь в 16 веке

Русская православная церковь в 16 веке

Влияние сенсорной интеграции на ребенка с ОВЗ в дошкольный период

Русская православная церковь в 16 веке

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

Успейте записаться до 17 декабря!

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Борисова Дарья ГригорьевнаНаписать 2618 04.02.2018

Номер материала: ДБ-1122767

  • История России
  • 7 класс
  • Презентации
    25.01.2018 349
    24.01.2018 2215
    24.01.2018 425
    24.01.2018 1779
    20.01.2018 6321
    16.01.2018 2045
    14.01.2018 6365
    14.01.2018 481

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856-1929) — византинист, историк Церкви, профессор по кафедре церковной археологии и литургики в Киевской духовной академии, Почетный член Императорского Православного Палестинского Общества. Вниманию читателя предлагается труд А.А. Дмитриевского, посвященный службам седмичного и годичного кругов и чинопоследованиям таинств в русской Церкви в XVI веке. Для всех интересующихся литургикой.

Данный труд профессора Алексея Афанасьевича Дмитриевского пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу [email protected]

Источник: Дмитриевский А.А. Богослужение в русской церкви в XVI веке. Ч. 1. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств / Казань: тип. Имп. ун-та, 1884. — 613 с.

Вам может быть интересно:

1. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков – профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

презентация по истории «Церковь и государство в 16 веке»

Скачать:

Вложение Размер
tserkov_i_gosudarstvo_v_xvi_v.pptx 2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

В каком состоянии находилась Россия после правления Ивана IV ? Назовите годы правления царя Фёдора и охарактеризуйте его внутреннюю политику. Как и в связи с какими событиями изменилось положение крестьянства? Проверка домашнего задания:

4. Перечислите результаты внешней политики царя Фёдора Ивановича. 5. Выскажите своё мнение по поводу « угличского дела». 6. Укажите годы правления Бориса Годунова. Охарактеризуйте его как личность. Проверка домашнего задания:

7. Сколько лет правила династия Рюриковичей. В связи с чем она пресеклась? Проверка домашнего задания:

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В XVI в. ИСТОРИЯ РОССИИ 7 класс

ПЛАН УРОКА : Духовенство и миряне. Иосифляне и нестяжатели . Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. Церковь и государство.

Устройство РПЦ в XVI веке . ОСВЕЩЕННЫЙ СОБОР (съезд высшего духовенства) ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ ДВОР ПАТРИАРХА (общее руководство делами церкви) МИТРОПОЛИТЫ ЕПИСКОПЫ АРХИЕПИСКОПЫ

До 1589 г. главой Русской православной церкви являлся митрополит Московский и всея Руси. Под его властью находилось 11 епархий . Архиерей – общее название для священнослужителей высшей (третьей) ступени христианской церковной иерархии. 1. Духовенство и миряне.

Центром религиозной жизни человека был приходской храм. Его возводили на пожертвования земледельца, крестьянской или посадской общины. Она же давала средства на обеспечение храма утварью, книгами иконами . Приходской храм возводился и обустраивался за счет пожертвований. 1. Духовенство и миряне.

1) Кто такие прихожане? 2) Функции священника. 1. Духовенство и миряне. Самостоятельная работа с учебником (стр. 95-96)

Прихожане – верующие, образующие религиозную общину при христианской церкви, вблизи которой обычно живут и которую систематически посещают. Запоминаем новые слова

Иосифляне Нестяжатели Глава движения Основные идеи 2 . Иосифляне и нестяжатели .

В конце XV века, светские власти все чаще предпринимали попытки изъятия земель у церкви. Это было вызвано не только стремлением великого князя и государя всея Руси получить в свое владение плодородные и богатые монастырские земли, но и его желанием подчинить церковную власть светской. Иван III задумывал изъять земли, находившиеся во владении и митрополита, епископов и монастырей. Взамен он обещал содержать церковь за счет средств из казны, что означало бы утрату ею независимости. 2 . Иосифляне и нестяжатели .

2 . Иосифляне и нестяжатели . Церковный собор 1503 г. выступал против изъятия церковных земель. Защитником церковного землевладения выступил Иосиф Волоцкий.

С ним не соглашался монах Нил Сорский . Он утверждал, что монастыри не должны заниматься благотворитель-ностью и хозяйственной деятельностью, а следовательно, им не нужны земельные владения. Нил призывал монахов вести аскетичный образ жизни, отрешиться от мирской суеты. 2 . Иосифляне и нестяжатели .

2 . Иосифляне и нестяжатели .

Первая половина XVI в. – это не только время споров между иосифлянами и нестяжателями , но и период распространения различных ересей. Ересь – сознательное отклонение от общепринятого религиозного учения. Обычно еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым. 3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого .

Матвей Башкин : сомнения относительно правильности некоторых важных решений Священного Писания и церковных обрядов. Феодосий Косой и его последователи не признавали Святой Троицы, Иисус Христос, по их мнению, был не Сыном Божьим, а основателем религиозного общества. Косой и его сторонники советовали верующим не ходить в храмы, не соблюдать церковных обрядов и постов, не почитать кресты и иконы, не поклоняться мощам святых. 3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого .

Во время следствия Косому удалось бежать в Литву, где он стал одним из протестантских лидеров. Матвея же направили в Иосифо-Волокамский монастырь для «вразумления».

Самостоятельная работа с учебником (стр.98-99 ) Почему для светской власти была важна поддержка церкви? 4. Церковь и государство .

Иосифляне – ( последователи Иосифа Волоцкого), представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — середине XVI веков, противники реформирования церкви . Запоминаем новые слова

Нестяжатели – монашеское движение в Русской православной церкви конца XV — первой половины XVI веков, выступавшее за реформирование церкви. Запоминаем новые слова

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ В XVI в. Россия стала единственной православной державой Европы. Интересы государства и церкви не всегда совпадали. Царь и правительство нуждались в поддержке церкви, но требовали от неё повиновения. РПЦ сохранила свои землевладения и обрела статус патриархии.

1. Какую роль играл приходской храм для округи? 2. В чем суть спора между иосифлянами и нестяжателями ? 3. Расскажите про проявление ереси на Руси и представителей-сподвижников ереси? Закрепим пройденное на уроке

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 12; вопросы 1-4 (стр. 100) Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Города – государства «железного века» является составной частью программы по истории древнего мира в 5 классе. Данный урок – это урок усвоения новых знаний. Форма проведения – компьютерная пре.

Презентация к уроку «Правовое государство и гражданское общество» 11 класс, Боголюбов.

В презентации представлен материал для проведения дискуссии » Правовое государство и гражданское общество в России:идеал или действительность?».

Презентация «Киевская Русь».

Цели: показать процесс формирования государства у восточных славян; — выяснить, что явилось предпосылками, а что причинами создания Древнерусского.

Разработка урока для 8 класса.

Данная презентация составлена в помощь учителю для проведения урока по теме » Московское государство в конце 15- начале 16 века».

Конспект урока

История, 6 класс

Урок 33. Русская православная церковь в XV –XVI вв. Человек в Российском государстве второй половины XV в.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Будет описана сословная структура Российского государства, правовое положение разных категорий населения.
  2. Познакомятся с устройством русской православной церкви и её взаимодействием с государством, узнают о церковных дискуссиях между нестяжателями и иосифлянами о месте и роли церкви в обществе и государстве, получат информацию об обретении самостоятельности православной церкви России.

Ересь – сознательное уклонение или искажение догматов, изменяющее религиозное учение. Сторонники ереси отделяются от официальной церкви и составляют секту.

Нестяжатели – духовное течение на Руси во главе с Нилом Сорским (1433 – 1508), представители которого выступали против накопления церковью земель и другого имущества.

Иосифляне – группа русских церковных деятелей во главе с Иосифом Волоцким (1439 – 1515), которые выступали за усиление роли церкви в государстве и обществе, и сохранение церковных и монастырских владений.

Стригольники – религиозное течение еретиков середины XIV в. В Новгороде и Пскове. Его сторонники отвергали таинства, монашество, церковную иерархию.

Автокефалия – статус церкви, при котором она имеет административную независимость от других церквей. Глава автокефальной церкви может иметь титул патриарха, архиепископа, или митрополита.

Тягло – комплекс налогов и повинностей, которые несли низшие слои населения в пользу государства.

Поместье – земельное владение, которое предоставлялось на время за несение государственной службы.

Местничество – это система распределения должностей в государстве согласно знатности и служебного положения предков.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. История России, 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под редакцией Академика РАН А. В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. История России, 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под редакцией Академика РАН А. В. Торкунова, – М.: Просвещение, 2019. Электронная форма учебника.
  3. Сокровищница документов прошлого / Автократова М. И., Буганов В. И., – М.: Советская Россия, 1986.
  4. Великие государственные деятели России / Маландин В. В., Введенский Р. М., Ляшенко Л. М., Воронин В. Е. М.: Владос, 1996.
  5. Сайт: https://histrf.ru/lectorium/videocoursebook – Видеоучебник «История России с древнейших времен до XVII века».
  6. Сайт: http://www.booksite.ru/enciklopedia – Древнерусская жизнь в картинках.
  7. Сайт: http://www.krugosvet.ru – Онлайн-энциклопедия «Кругосвет».
  8. Сайт: http://www.avorhist.ru – Русь Древняя и Удельная.
  9. Сайт: http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – Сайт материалов по отечественной истории с древнейших времен до наших дней.
  10. Сайт: http://history.sgu.ru – Российская история в зеркале изобразительного искусства.
  11. Сайт: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext – Хронология русской и западной истории.
  12. Сайт: http://historydoc.edu.ru – Лекции по истории on-line для любознательных.
  13. Сайт: http://www.istorya.ru/hronos.php – История Отечества с древнейших времен до наших дней.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Религиозное мировоззрение было преобладающим в Средние века, однако господство христианства в средневековой Руси было далеко не полным. В народных массах устойчиво сохранялись пережитки языческих верований, что сказывалось в разных праздниках и обрядах и против чего упорную, но довольно безуспешную борьбу вела церковь. В народных обычаях и обрядах было много проявлений невежества, суеверий, но именно народные массы были той средой, которая в конечном счете питала многообразные проявления антицерковной идеологии в русской культуре XIV – XVI вв. Новые духовные искания затронули церковную идеологию. Была предпринята попытка возвратиться к правильному, первоначальному толкованию учения Христа. На этом уроке мы поговорим об изменениях, произошедших в Русской православной церкви в XV – начале XVI вв.

К началу XVI в. в состав Московского государства входили почти все княжества Северо — Востока и Северо — Запада Руси, включая присоединённый Иваном III Новгород. Численность населения составила 5,6 млн человек. Сформировались сословия – наследственные группы со своими правами и привилегиями, закреплёнными законом. Государственные должности распределялись в зависимости от знатности рода, такая система называлась местничество. Для сельского населения жизнь тоже изменилась. Они по-прежнему могли менять владельцев, но время перехода было ограничено двумя неделями в году, приуроченными к Юрьеву дню (26 ноября). В 1497 г. был принят Судебник, закрепивший новый порядок жизни в едином Московском государстве.

В церковно — философской мысли Руси XV – XVI вв. появились течения, родственные западноевропейскому Возрождению и Реформации. В церковной иерархии и в монашеской среде сложилось два мнения по вопросу о монастырских владениях: одно – иосифлянское: за богатую и сильную Церковь, опору самодержавия, другое – нестяжательское, отрицавшее права церкви и монастырей на земельные владения. В итоге, иосифляне превратились в самую влиятельную, правящую группу в Русской Церкви, а сама православная церковь России стала государственно – национальной. Церковная уния Патриарха Константинополя с Римом в 1439 г., и падение Константинополя в 1453 г. сделали возможным установление автокефалии Московской митрополии. В 1459 г. её канонические пределы совпали с политическими границами Российского централизованного государства.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Распределите признаки земельных владений, существовавших в Московском государстве в XV в., по двум группам.

Церковь в Московском государстве оставалась носителем духов­ных ценностей и национальной идеологии. В 1589 г. при Борисе Году­нове было учреждено патриаршество. Церковь имела некоторую не­зависимость в сфере управления и суда. Это было как бы государство в государстве, возглавляемое высшими иерархами. Патриарх, митро­политы, архиепископы имели своих дворян и детей боярских, свою по­местную систему, не облагаемые налогами слободы в городах, свой суд, а патриарх — высшие учреждения (приказы).

К XVI в. церковь превратилась и в крупнейшего земельного соб­ственника. Ее владения составляли около трети феодальных земель­ных площадей. Попытки секуляризации церковных земель не имели успеха, но все же царской власти удалось ограничить права церкви по расширению земельных владений.

На Стоглавом соборе в 1551 г. приобретение вотчин высшим ду­ховенством и монастырями без разрешения царя было запрещено под угрозой конфискации новоприобретенных земель. Позднее было ог­раничено право вкладов вотчин в монастыри (по завещаниям, на «по-миндуши»). В 1580 г. снова принимается решение, запрещавшее цер­квям и монастырям увеличивать владения, которое духовенство прак­тически не выполняло.

Соборное Уложение 1649 г. нанесло серьезный удар по экономи­ческим интересам духовенства. Оно запретило патриарху, митрополи­там и монастырям приобретать вотчины как родовые, так и жалован-

ные и купленные, брать их в заклад по завещанию или на «помин души». На помин можно было дать деньги в цену вотчины, проданной на сто­рону или родичам. Нарушение закона влекло за собой конфискацию вотчины в государственный фонд («безденежно») и раздачу ее чело­битчикам (доносчикам). Ликвидация «белых слобод» ограничила тор-гово-ремесленную деятельность церквей и монастырей. Это сильно подорвало экономическое могущество церкви, ибо ей принадлежало ранее не менее 60% всего свободного от налогов городского имуще­ства.

Была ограничена церковная юрисдикция, из нее были исключены дела о преступлениях, совершенных духовными лицами, такие как ду­шегубство, разбой и политические преступления, дела против семьи и нравственных устоев общества. Учрежден Монастырский приказ, ве­давший сбором податей с монастырских земель.

Действия правительства вызвали недовольство духовенства. Пат­риарх Никон, претендовавший на то, чтобы сделать свое положение выше царского, называл Соборное Уложение «бесовской книгой». Но эти меры уже в XVII в. разрешили в пользу государственной власти начавшийся было спор ее с церковью о приоритетах и верховенстве.

Но вместе с тем духовенство еще продолжало владеть многими зем­лями и крестьянами, не платило податей, не отбывало многих повин­ностей. Статьи Уложения четко защищали честь и достоинство лицду-ховного звания.

Крупнейшим событием государственной и церковной жизни стала реформа патриарха Никона по исправлению церковных обрядов. Цер­ковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Распространение книгопе­чатания открывало возможность унификации церковных книг.

После своего избрания в 1652 г. московским патриархом, стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обря­ды. Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недо­вольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены подорвут авторитет церкви в народе. Произошел раскол в русской церкви, вызвавший появление старооб­рядчества, отколовшегося от официальной церкви.

Приверженцы старых порядков (старообрядцы) отказывались при­знать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным по­рядкам. Внешне разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам (греческим или русским) унифицировать церковные книги, как следует креститься (двумя или тремя перстами), как совершать крестный ход (по солнцу или против солнца), как пи­сать богослужебные книги и т.д. В старообрядчество оказались вовле­чены многие горожане, крестьяне, стрельцы, связывавшие ухудшение своего положения с реформой церкви. Старообрядчество преследова­лось как церковными, так и государственными властями.

Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс. Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными пропове­дями «расколоучителей», бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения. Наи­более сильно протест против церковной реформы проявился в Соло­вецком восстании 1668-1676 гг. В 1676 г. царские войска захватили монастырь. Предводители старообрядчества протопоп Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск в низовья Печоры и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо.

После этого старообрядцы часто подвергали себя самосожжению («ог­ненному крещению») в ответ на приход в мир «Никона-Антихриста».

Учреждение в 1589 г. патриаршества в России усилило позиции духовенства, его претензии на политическую власть. Особенно сильно эта тенденция проявилась в середине XVII в. при патриархах Филаре­те (отце Михаила Романова) и Никоне. Притязание Никона на уста­новление верховенства над светской властью вылилось в конфликт Ни­кона с царем Алексеем Михайловичем. Патриарх заявлял: «Яко же месяц емлет себе свет от солнца, такоже и царь поемлет посвящение, помазание и венчание от архиерея». В 1658 г. он демонстративно по­кинул столицу, заявив, что не хочет быть патриархом в Москве, а оста­нется патриархом Руси. Никон требовал подчинения ему светской вла­сти. Алексей Михайлович ответил тем, что способствовал смещению Никона с патриаршества. В 1660 г. решением церковного собора Ни­кон был лишен сана. В 1666 г. состоялся церковный собор с участием александрийского и антиохийского патриархов и представителей кон­стантинопольского и иерусалимского патриархов. Никон был осужден и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь под Вологдой.

u0418u043eu043du0430 u0438 u0435u0433u043e u043fu0440u0435u0435u043cu043du0438u043au0438 u0441u0442u0430u043bu0438 u0438u0433u0440u0430u0442u044c u0437u043du0430u0447u0438u0442u0435u043bu044cu043du0443u044e u0440u043eu043bu044c u0432 u0446u0435u043du0442u0440u0430u043bu0438u0437u0430u0446u0438u0438 u0420u043eu0441u0441u0438u0439u0441u043au043eu0433u043e u0433u043eu0441u0443u0434u0430u0440u0441u0442u0432u0430, u0434u043e u0442u0435u0445 u043fu043eu0440, u043fu043eu043au0430 u043fu0440u0438 u0418u0432u0430u043du0435 u0413u0440u043eu0437u043du043eu043c u041au043eu043du0441u0442u0430u043du0442u0438u043du043eu043fu043eu043bu044cu0441u043au0430u044f u043fu0430u0442u0440u0438u0430u0440u0445u0438u044f u043du0435 u043fu0440u0438u0437u043du0430u043bu0430 u0420u043eu0441u0441u0438u044e u043au0430u043a u0441u0430u043cu043eu0441u0442u043eu044fu0442u0435u043bu044cu043du043eu0435 u0438 u0435u0434u0438u043du043eu0435 u0433u043eu0441u0443u0434u0430u0440u0441u0442u0432u043e, u0438u043cu0435u044eu0449u0435u0435 u043fu0440u0430u0432u043e u043du0430 u0430u0432u0442u043eu043au0435u0444u0430u043bu0438u044e, u0438 u043cu043eu0441u043au043eu0432u0441u043au0438u0439 u043cu0438u0442u0440u043eu043fu043eu043bu0438u0442 u043fu043eu043bu0443u0447u0438u043b u0442u0438u0442u0443u043b u043fu0430u0442u0440u0438u0430u0440u0445u0430. u0424u043bu043eu0440u0435u043du0442u0438u0439u0441u043au0430u044f u0443u043du0438u044f u043a u044du0442u043eu043cu0443 u043cu043eu043cu0435u043du0442u0443 u0443u0436u0435 u0440u0430u0441u043fu0430u043bu0430u0441u044c, u0442u0430u043a u043au0430u043a u0417u0430u043fu0430u0434 u043du0435 u043fu043eu043cu043eu0433 u0412u0438u0437u0430u043du0442u0438u0438 u043eu0441u0442u0430u043du043eu0432u0438u0442u044c u0442u0443u0440u0435u0446u043au043eu0435 u0437u0430u0432u043eu0435u0432u0430u043du0438u0435 u0438 u043eu043du0430 u043fu0430u043bu0430, u0441u043cu0435u043du0438u0432u0448u0438u0441u044c u041eu0441u043cu0430u043du0441u043au043eu0439 u0438u043cu043fu0435u0440u0438u0435u0439.
«>]» data-test=»answer-box-list»>

В XV веке русское православие формально не имело автокефалии, то есть прав самостоятельной церкви со своим патриархом, и управлялось назначаемым в Константинополе митрополитом. Рост влияния Московского княжества и приближение его к статусу центра нового Российского государства означал и стремление русской церкви к автокефалии. Фактически, назначение митрополитов прекратилось в результате Ферраро-Флорентийской унии, когда византийский император, надеясь на помощь Европы в защите Византии от турецкого завоевания, принудил православное духовенство Византии пойти на объединение с католичеством. Подписывавший унию от Руси митрополит Исидор был сразу же по возвращении на Русь лишен сана и арестован за измену и вероотступничество по приказу Василия Тёмного. Акт вступления Византии в унию был формальным поводом для Московской Руси не признавать духовную власть Византии и ввести де-факто автокефалию. Глава русского православия сохранил титул митрополита, но стал избираться; первым избранным русским митрополитом был Иона, епископ рязанский; он был избран в 1448 году, спустя семь лет после Флорентийской унии.

Иона и его преемники стали играть значительную роль в централизации Российского государства, до тех пор, пока при Иване Грозном Константинопольская патриархия не признала Россию как самостоятельное и единое государство, имеющее право на автокефалию, и московский митрополит получил титул патриарха. Флорентийская уния к этому моменту уже распалась, так как Запад не помог Византии остановить турецкое завоевание и она пала, сменившись Османской империей.

Изменения в положении Русской православной церкви

Православная церковь была одной из главных сил, способствовавших объединению русских земель. Она поддерживала гибкую политику вынужденного союза с Золотой Ордой Александра Невского, вдохновляла Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Во время княжеских усобиц православная церковь открыто выступала за усиление власти великого князя московского.

Русская православная церковь в 16 веке

В 1448 году в жизни церкви произошло важное событие: впервые русский митрополит был избран в Москве на соборе (собрании) русского православного духовенства, а не назначен в Константинополе. Им стал рязанский митрополит Иона. А после падения в 1453 году Константинополя выборы митрополита стали внутренним делом Русской православной церкви. Она перестала зависеть от греческой и получила полную самостоятельность. Авторитет Русской православной церкви возрос. Но эти события имели ещё одну сторону: отныне Русскую церковь возглавлял не посланник из Византии, а подданный русского государя, что уже само по себе допускало возможность его вмешательства в церковные дела. В подборе кандидатуры митрополита великие князья играли активную роль.

Монастыри

Обогащались монастыри во многом за счёт пожертвований верующих.

Русская православная церковь в 16 веке

Православная церковь проповедовала необходимость устроения души умершего. Считалось, что добиться вечного блаженства на том свете можно через посмертную молитву, а чтобы обеспечить себе такую молитву, следовало не скупиться на щедрые пожертвования в пользу монастыря. На помин души люди жертвовали церковную утварь, книги и колокола. Не брезговали монахи и зерном, скотом, одеждой и домашней утварью. Но самым надёжным считалось подарить монастырю землю. Богатые землевладельцы при разделе имущества между наследниками выделяли обязательную долю в пользу монастыря. Князья на старости лет щедро одаривали монастыри сёлами с крестьянами, выдавали им жалованные грамоты. Пожертвования сопровождались учреждением «корма» в пользу всей молящейся братии — в день ангела и в день кончины вкладчика. «Корм» включал изысканную по тем временам пищу: пшеничный хлеб вместо ржаных лепёшек, медвяный квас вместо простого братского. Монахи назначали всё более крупные суммы за внесение имени умершего в монастырские поминальные книги — синодики. Обитатели богатых монастырей стали вести весьма привольную жизнь.

Русская православная церковь в 16 веке

Самым богатым монастырём в России был Троице-Сергиев, основанный в XIV веке Сергием Радонежским. В конце XV — начале XVI века выделялся Иосифо-Волоколамский монастырь. При основании он получил от удельного князя Бориса Волоцкого, брата Ивана III, богатое село и большие денежные пожертвования. Настоятель монастыря Иосиф Волоцкий (в миру Иван Иванович Санин) стремился привлечь в свою обитель богатых людей. Среди монахов Волоцкого монастыря были бояре и даже отпрыски княжеских фамилий. Переступая порог обители, князья и бояре расставались со своими богатствами. Монастырские владения быстро расширялись, пополнялась казна. В течение семи лет Иосиф истратил тысячу рублей на строительство каменного храма — неслыханную по тем временам сумму. Вместе с тем крупные средства монастырь тратил на благотворительность.

Ереси

Вторая половина XV — первая половина XVI века — время острых религиозных споров на Руси, распространения различных ересей. Большинство ересей шло из Новгорода. Это имело свои объяснения. Новгород был центром международной торговли, местом встреч людей разных вер и учений. Новгородцы отличались независимым поведением, любовью к свободе. Занятия торговлей и ремеслом способствовали выработке у людей таких качеств, как самостоятельность, пытливость, инициативность. Кроме того, новгородские церковники были тесно связаны с мирской жизнью. Ведь, как мы помним, новгородский митрополит был избранником веча, вершил не только духовные, но и мирские дела.

Первые ереси появляются на Руси ещё в XIV веке. Новгородский дьякон Карп, бывший стригольник (цирюльник), выступил против взятия епископами платы (мзды) за посвящение в духовный сан. Эту плату он называл симонией, т. е. взяточничеством. Стригольники отвергали церковные обряды, осуждали возвеличивание духовенства. Они сравнивали поведение духовенства с требованиями Священного Писания и резко критиковали их за любое отступление. Уклоняясь от церковных обрядов, они возрождали старые языческие ритуалы и представления: поклонялись земле, обожествляли небо.

В 70-х годах XV века в Новгороде появилась новая ересь. Её последователи получили название жидовствующие, так как они использовали Ветхий Завет и сочинения иудейских авторов. Первыми проповедниками еретического учения были люди из свиты литовского князя, приезжавшего в Новгород. Они произвели большое впечатление на местных священников. Некоторые из них приняли взгляды еретиков. Одно время жидовствующим покровительствовал Иван III. Широкое распространение ересь получила среди московской аристократии. Даже московский митрополит подозревался в сочувствии к еретическому учению.

Жидовствующие утверждали, что Христос был только пророком, а не Сыном Божьим. Они отрицали Святую Троицу; выступали против поклонения иконам и крестам, рассматривая это как пережиток языческого идолопоклонства. Они утверждали, что отмаливать грехи нужно чистыми помыслами и благими делами, и потому возведение храмов считали бесполезным занятием. Особой критике еретики подвергали монахов, доказывая, что образ жизни, который они ведут, не является богоугодным делом, и потому монахам совершенно неведома истинная вера.

К жидовствующим еретикам православное духовенство отнеслось непримиримо. Ведь они не только выступали против Русской церкви, но и боролись за изменение православных основ всей русской жизни, пытались привнести и утвердить на Руси западноевропейские порядки. Церковный собор 1490 года, на котором присутствовал Иван III, признал виновными в ереси некоторых новгородских священников. Они были лишены сана и отлучены от церкви. Руководителей бросили в тюрьму, где они содержались в тяжёлых условиях. В Новгороде еретиков обрядили в шутовские наряды и, посадив на лошадей лицом к хвосту, возили по всему городу. На берестяных остроконечных шапках, украшавших их головы, красовалась надпись: «Се есть сатанино воинство». Затем шапки были сожжены прямо на головах осуждённых.

А в 1504 году церковный собор осудил и московских и новгородских еретиков на смерть. Иван III поддержал это решение, повелев «всех огню предати, у всех языки изрезывати и иными казнями казнити».

В XIV — первой половине XVI в. православная церковь играла важную роль в объединении земель вокруг Москвы и формировании независимого Российского централизованного государства. Приведите три положения, в которых на основе исторических фактов раскроете, в чём проявлялась эта важная роль.

Могут быть приведены следующие положения:

1) митрополиты способствовали превращению Москвы в религиозный центр русских земель (завещание митрополита Петра похоронить его в Москве, перенос его преемником митрополичьей кафедры из Владимира в Москву);

2) митрополиты много раз помогали примирению русских князей, предотвращению междоусобиц, что способствовало объединению русских земель (примирение московского и нижегородского князей в 1470-е гг. благодаря усилиям митрополита Алексея);

3) в период кризисов внутри Московского княжества митрополиты способствовали их преодолению, в том числе брали управление на себя (правительство митрополита Алексея в малолетство Дмитрия Ивановича, роль митрополита Макария в преодолении боярской анархии 1540-х гг.);

4) Церковь поддержала борьбу за освобождение от власти Орды, что вдохновляло на неё русских людей (благословение Сергием Радонежским московского князя Дмитрия Ивановича на борьбу);

5) по инициативе митрополита Макария в 1547 г. произошло венчание Ивана IV на царствие, что подчеркнуло независимость Русского государства, его возросший авторитет;

6) монастыри способствовали хозяйственному развитию Русского государства и служили пунктами обороны от внешнего противника.

Могут быть приведены другие положения. Положения могут быть сформулированы иначе

Ответ оставил Гуру

В начале XV века Русская православная церковь находилась в канонической зависимости от константинопольского патриархата. Возглавлял русское духовенство митрополит, который ставился на должность в столице Византийской империи — Константинополе патриархом. Византийские власти стремились к тому, чтобы русский митрополит проводил на Руси политику, отвечавшую интересам Византии, которая в описываемое время находилась в глубоком кризисе, окруженная владениями турок османов, угрожавших самому существованию империи. С целью иметь во главе русской митрополии преданных интересам Византии людей, патриарх ставил на эту должность главным образом греков, хотя и бывали исключения — например, митрополит Киприан (1390 — 1406) (вероятнее всего, болгарин по национальности). Официальной резиденцией митрополита в то время являлся город Владимир — исторический центр Северо-восточной Руси, но фактически митрополиты проживали в Москве, что в реальности усиливало позиции московских князей и делало Москву религиозным центром Руси.

В ведении митрополита находилось многочисленное духовенство, которое делилось на две части: черное (монашествующее) и белое (мирские священники). Из числа монашествующих избирались епископы и архиепископы, называвшиеся также архиереями. Вся территория Руси делилась на епархии, во главе которых и находились епископы и архиепископы. Назначал епископов на должность митрополит. Большая часть духовенства судилась по церковным законам митрополитом или епископами и была не подведомственна светскому, княжескому суду. За суд епископы и митрополиты получали пошлины, что составляло значительную часть их доходов.

Черное духовенство (монахи) проживали обычно в монастырях, количество которых в русских землях очень быстро увеличивалось в XV — XVI вв. Монахов также называли иноками или чернецами — по цвету их одежды (отличительная черта монахов — черная одежда). Некоторые имели довольно большимие земельные владения, которые образовались или за счет пожалований князьями или за счет вкладов верующих. Самыми известными монастырями были: Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Симонов, Соловецкий. Во главе монастыря находился настоятель, называемый также игуменом или, в наиболее крупных обителях, архимандритом.

После смерти Киприана русским митрополитом стал грек по национальности Фотий (1408 — 1431), игравший большую роль в московском правительстве в период малолетства Василия II. Через несколько лет, в 30-е гг. патриарх поставил митрополитом также грека Исидора (1437 — 1441). Исидор оказался последним митрополитом на Руси, присланным из Константинополя. Разрыв с патриархией был вызван следующими событиями. Как уже отмечалось выше, Византийская империя находилась в глубочайшем кризисе, со всех сторон была окружена турками. Падение Константинополя было лишь делом времени. В таких условиях византийское правительство решило обратиться за помощью к европейским странам. Но в Европе господствующей религией был католицизм, и руководители европейских держав, подстрекаемые римским папой, явно не желали оказывать помощь православным грекам. В таких условиях император Византии принял решение согласиться на заключение Унии между католической и православной церквями. Для обсуждения вопроса об Унии был созван церковный Собор в Италии (1438 — 1439). Он называется Ферраро-Флорентийским по городам, в которых проходили заседания Собора. От русской митрополии на этом собрании присутствовал митрополит Исидор. После долгих и бесплодных споров православному духовенству пришлось уступить католикам по всем пунктам. Уния была подписана. Главой церкви признавался римский папа, признавались и католические догматы. Единственной уступкой православным было то, что сохранялись обряды восточной церкви. Византийское духовенство пошло на заключение Унии лишь под нажимом государственной власти, которая рассчитывала, что после преодоления религиозных разногласий европейские державы окажут помощь против турок. В числе подписавших Унию оказался и Исидор.

Вернувшийся на Русь в 1441 г. Исидор был арестован по приказу великого князя Василия II за измену православию. Это означало, что Русь не признает Флорентийскую унию. Через несколько дней Исидор сумел бежать из заключения, отправился в Литву, а затем оказался в Риме, при папском дворе.

После ареста Исидора встал вопрос о том, кто должен возглавить русскую церковь. Традиционное обращение в Константинополь к патриарху оказалось невозможным — Византия приняла Унию и, следовательно, изменила православию. В конечном итоге в 1448 г. русские епископы самостоятельно поставили митрополитом рязанского епископа Иону (1448 — 1461), не испрашивая санкцию патриарха. С тех пор митрополиты на Руси ставились без участия патриарха. Решающие влияние на выбор главы русской церкви имел теперь великий князь. Иона же, ставший митрополитом при помощи Василия II, оказывал ему всемерную поддержку в его борьбе с Дмитрием Шемякой.

Ответ или решение 1

Русская православная церковь в 16 веке

16 век для Русской православной церкви стал временем восстановления тесного союза с государством с признанием верховенства власти государства и поддержкой её церковью. Этому способствовало само формирование России, как единой державы. Большую роль в церковно-государственном союзе сыграла деятельность трёх священнослужителей – игумена Волоколамского монастыря Иосифа, митрополитов Даниила и Макария.

В период 15-17 веков в развитии церкви по пути огосударствления среди церковных иерархов были противники этого и те, кто пытался противиться воле государя.

В годы смуты русская церковь проявила подлинный патриотизм, выступая против интервенции и иностранных претендентов на престол.

В начале XV века Русская православная церковь находилась в канонической зависимости от константинопольского патриархата. Возглавлял русское духовенство митрополит, который ставился на должность в столице Византийской империи — Константинополе патриархом. Византийские власти стремились к тому, чтобы русский митрополит проводил на Руси политику, отвечавшую интересам Византии, которая в описываемое время находилась в глубоком кризисе, окруженная владениями турок османов, угрожавших самому существованию империи. С целью иметь во главе русской митрополии преданных интересам Византии людей, патриарх ставил на эту должность главным образом греков, хотя и бывали исключения — например, митрополит Киприан (1390 — 1406) (вероятнее всего, болгарин по национальности). Официальной резиденцией митрополита в то время являлся город Владимир — исторический центр Северо-восточной Руси, но фактически митрополиты проживали в Москве, что в реальности усиливало позиции московских князей и делало Москву религиозным центром Руси.

В ведении митрополита находилось многочисленное духовенство, которое делилось на две части: черное (монашествующее) и белое (мирские священники). Из числа монашествующих избирались епископы и архиепископы, называвшиеся также архиереями. Вся территория Руси делилась на епархии, во главе которых и находились епископы и архиепископы. Назначал епископов на должность митрополит. Большая часть духовенства судилась по церковным законам митрополитом или епископами и была не подведомственна светскому, княжескому суду. За суд епископы и митрополиты получали пошлины, что составляло значительную часть их доходов.

Черное духовенство (монахи) проживали обычно в монастырях, количество которых в русских землях очень быстро увеличивалось в XV — XVI вв. Монахов также называли иноками или чернецами — по цвету их одежды (отличительная черта монахов — черная одежда). Некоторые имели довольно большимие земельные владения, которые образовались или за счет пожалований князьями или за счет вкладов верующих. Самыми известными монастырями были: Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Симонов, Соловецкий. Во главе монастыря находился настоятель, называемый также игуменом или, в наиболее крупных обителях, архимандритом.

Вернувшийся на Русь в 1441 г. Исидор был арестован по приказу великого князя Василия II за измену православию. Это означало, что Русь не признает Флорентийскую унию. Через несколько дней Исидор сумел бежать из заключения, отправился в Литву, а затем оказался в Риме, при папском дворе.

После ареста Исидора встал вопрос о том, кто должен возглавить русскую церковь. Традиционное обращение в Константинополь к патриарху оказалось невозможным — Византия приняла Унию и, следовательно, изменила православию. В конечном итоге в 1448 г. русские епископы самостоятельно поставили митрополитом рязанского епископа Иону (1448 — 1461), не испрашивая санкцию патриарха. С тех пор митрополиты на Руси ставились без участия патриарха. Решающие влияние на выбор главы русской церкви имел теперь великий князь. Иона же, ставший митрополитом при помощи Василия II, оказывал ему всемерную поддержку в его борьбе с Дмитрием Шемякой.

В 1453 г. турки взяли Константинополь в результате длительной осады и штурма. Последний византийский император погиб в бою. Империя перестала существовать. Европейские державы не оказали Византии реальной помощи, ради которой византийцы и пошли на церковную Унию. Падение Константинополя (или Царьграда, как его называли на Руси) произвело большое впечатление на русских. Был сделан вывод о том, что город был взят из-за того, что византийцы отступили от православия, пошли на соглашение с католиками, и за это Бог предал империю на растерзание туркам.

Принятие Византией Унии, избрание Ионы и падение Константинополя привели к прекращению контактов между русской православной церковью и константинопольской патриархией на несколько десятилетий. Даже после того, как греческое духовенство официально отказалось от Унии, на Руси продолжали самостоятельно ставить митрополитов. Это означало административную независимость русской церкви от Константинопольского патриархата (или автокефалию).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector