Русская православная церковь проблемы

Русская православная церковь проблемыОдной из наиболее актуальных тем в сфере государственно-конфессиональных отношений в России сегодня является проблема реализации свободы вероисповедования военнослужащих. Об этом говорил на мероприятии в Московском Центре Карнеги главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев. Вел мероприятие сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» Алексей Малашенко.

Отношение РПЦ к военной службе

  • Военная служба как священный долг. Русская православная церковь (РПЦ) всегда рассматривала и рассматривает защиту Отечества и военную службу как священный долг граждан, отметил А. Пчелинцев. Многие православные воины и полководцы были канонизированы Русской православной церковью, например Александр Невский и Дмитрий Донской.
  • Низкий уровень влияния РПЦ. В своих обращениях РПЦ призывает православных воинов к добросовестному выполнению воинских обязанностей, однако на сегодняшний момент уровень влияния РПЦ на военнослужащих и призывников остается крайне низким, сказал А. Пчелинцев. Так, например, в каждый призыв от воинской службы уклоняется от 20 до 30 тысяч призывников. Тем не менее Церковь активно стремится взаимодействовать с армией.

Армия и религия: исторический аспект

ЛОНДОН, 20 окт — РИА Новости, Елена Пахомова. Многие православные верующие за рубежом оказались не готовы и недостаточно информированы о сути воссоединения Русской православной церкви за рубежом и Московского патриархата, поэтому проблема отколовшихся приходов сохраняется по всему миру, рассказал в субботу журналистам митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион в Лондоне по завершении двухдневной конференции зарубежных архиереев РПЦ.

«Мы очень опечалены тем, что многие из наших верующих за границей еще не готовы к восприятию единства русской церкви. Много было неправильных понятий, дезинформации о настоящем положении церкви России. И в данный момент они (приходы) находятся в расколе в разных юрисдикциях, в неканиноческих юрисдикциях», — рассказал митрополит, отвечая на вопрос РИА Новости.

Он отметил необходимость искать пути как можно более грамотного и глубокого информирования людей, донесения мысли о том, что Русская зарубежная церковь не поглощена церковью Московской патриархии.

«Мы совершенно свободно действуем, как это и было установлено в договоре о воссоединении, у нас свои собственные архиерейские соборы, мы имеем самоуправление. Мы избираем своих кандидатов на епископство и архиепископство, но их утверждает Святейший патриарх. Мы имеем привилегию получать святое миро от Святейшего патриарха, но это практически единственные вещи, которые делает для нас патриарх. В остальном мы имеем полную свободу, как и прежде», — пояснил он.

Митрополит отметил, что православные верующие всего мира должны понимать, что с подписанием Акта о каноническом общении и восстановления единства Московского патриархата с Русской православной церковью за границей (РПЦЗ) церкви получили «великий дар единства».

Конференция прошла в рамках отмечаемого в 2012 году пятилетия восстановления канонического общения.

Как в свою очередь рассказал председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион, на конференции обсуждались различия двух церквей, в частности, в области литургической практики. Говорили архиереи и о том, в чем зарубежные приходы могут сохранить свои порядки как часть самобытного уклада, а что должно соответствовать порядкам РПЦ.

Митрополит привел пример с облачениями священнослужителей во время пасхальных богослужений. В зарубежной церкви на Пасху служат в белых облачениях, и это допускается, хотя в России укрепилась традиция в пасхальную ночь начинать богослужение в белом, но затем переоблачаться в красное.

«Но есть и более серьезные вещи, которые требуют унификации. Например, у нас существует общецерковная норма, чтобы таинство крещения совершалось через полное погружение, не через окрапление. Иной раз на местах это правило не исполняется: или нет баптистерия, или священник не очень радеет о внешней форме совершения таинства. А между тем внешняя форма неотделима он внутреннего содержания. Целый ряд подобных моментов обсуждался, и мы будем стремиться к единообразию», — отметил митрополит.

Русская православная церковь проблемыОдной из наиболее актуальных тем в сфере государственно-конфессиональных отношений в России сегодня является проблема реализации свободы вероисповедования военнослужащих. Об этом говорил на мероприятии в Московском Центре Карнеги главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев. Вел мероприятие сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» Алексей Малашенко.

Отношение РПЦ к военной службе

  • Военная служба как священный долг. Русская православная церковь (РПЦ) всегда рассматривала и рассматривает защиту Отечества и военную службу как священный долг граждан, отметил А. Пчелинцев. Многие православные воины и полководцы были канонизированы Русской православной церковью, например Александр Невский и Дмитрий Донской.
  • Низкий уровень влияния РПЦ. В своих обращениях РПЦ призывает православных воинов к добросовестному выполнению воинских обязанностей, однако на сегодняшний момент уровень влияния РПЦ на военнослужащих и призывников остается крайне низким, сказал А. Пчелинцев. Так, например, в каждый призыв от воинской службы уклоняется от 20 до 30 тысяч призывников. Тем не менее Церковь активно стремится взаимодействовать с армией.

Армия и религия: исторический аспект

20 октября 2021 года руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко) провел вебинар, продолжающий разговор о наиболее серьезных трудностях в области приходского просвещения взрослых людей и путях их решения.

Основное внимание было сосредоточено на педагогическом сопровождении людей, давно пребывающих в Церкви. Иеромонах Геннадий отметил, что «само игнорирование или занижение значения этого вопроса является серьезной проблемой, которую сегодня мы поставим в центр внимания».

Ведущим было обозначено, что особенность этого вида педагогического сопровождения заключается в том, что помимо собственно духовного окормления, осуществляемого только священником, приходской педагог, как мирянин, так и священник, должен быть готов отвечать на обращенные к нему определенные потребности давно пребывающих в Церкви людей, среди которых: восполнение недостатка в просвещении; углубление в вере, т.е. в знании своей веры и развитии опыта жизни в Боге; подготовка к церковному служению; ответ на возникающие по причине трудных жизненных ситуаций сомнение, непонимание, кризис веры, охлаждение в вере, негативный опыт церковной жизни.

Далее он раскрыл возможности ответа на каждую из перечисленных потребностей давно пребывающих в Церкви людей.

Подводя итоги обоих вебинаров иеромонах Геннадий сказал: «С чего же начинать? Можно начинать с выстраивания целостной системы просвещения, что способно привести к созиданию общины; можно начинать с организации крепкой общины вокруг храма и Евхаристической Чаши, что в нормальном случае предполагает, в том числе, создание системы просвещения. Но главное — начать и делать». В заключение священник ответил на вопросы участников вебинара.

Записи обеих частей вебинара доступны на ютуб-канале «Православное образование».

Russian Abstract: В монографии исследуются актуальные проблемы правового регулирования статуса Русской Православной Церкви. базовые принципы ее взаимодействия со светским Российским государством, а также другими конфессиями. Анализируется правоприменительная практика реализации конституционных свобод – совести и вероисповедания — в контексте деятельности религиозных объединений.

English Abstract: The monograph examines topical problems of legal regulation of the status of the Russian Orthodox Church, the basic principles of its interaction with the secular Russian state, as well as other faiths. Analyzes the legal practice to implement the constitutional freedoms — of conscience and religion — in the context of religious associations.

Keywords: Русская православная церковь, светское государство, религиозные объединения, Russian Orthodox Church, the secular state, religious associations

В книге анализируется формирование новой религиозной ситуации в современной России и выявляются позиции Русской Православной Церкви, во многом определяющей религиозную ситуацию в стране в целом. Прежде всего рассматриваются те аспекты темы, где особенно явно проявляется связь религии и этноса. Ряд проблем, поставленных в данной работе, изучается впервые. В частности, в книге представлено фактически первое светское исследование прозелитизма и современной миссионерской деятельности. Впервые в светской научной литературе анализируется православная концепция прав человека. Дальнейшее развитие получила разработка соотношения религиозной и этнической принадлежности. Книга адресована этнологам, религиоведам, а также всем интересующимся религиозной ситуацией в современной России.

Казьмина О.Е. Русская Православная Церковь и новая религиозная ситуация в России. Этноконфессиональная составляющая проблемы : монография / Казьмина О.Е.. — Москва : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2009. — 304 c. — ISBN 978-5-211-05594-0. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/13345.html (дата обращения: 08.04.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

Информация о DOI

«Компания «Ай Пи Ар Медиа» является владельцем Хранилища цифровых научных данных и диапазона индексов DOI для регистрации размещаемых в Хранилище объектов и обеспечивает регистрацию DOI по запросу правообладателя на безвозмездной основе.

Регистрация DOI позволяет обеспечить возможность обращаться к объектам, размещенным в Хранилищах, по их постоянному имени. Цифровой объект включается в мировые научные коммуникации и становится видимым для всего мирового сообщества, повышая потенциал цитирования и использования объекта.

alt=» Фото: Максим Богодвид/ РИА Новости » /> Русская православная церковь проблемы

Онлайн-встреча была приурочена к пятой годовщине знаменитой встречи патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска в Гаване. Буквально на второй день после нее, как рассказали собравшиеся на конференции, православные и католики решили встречаться в эту дату каждый год. На четырех предыдущих встречах вопросы поднимали нешуточные: от положения христиан на Ближнем Востоке до обсуждения проблем эвтаназии. А тему сегодняшнего разговора предложила Русская православная церковь, и это было предопределено главным событием года — пандемией ковида.

Русская православная церковь проблемы

— Пандемия коронавируса стала огромным и в значительной степени неожиданным испытанием для всего мира, — сказал, приветствуя участников конференции глава Отдела внешних церковных связей, митрополит Волоколамский Иларион. — Это глобальное бедствие выявило целый ряд острых международных и социальных дисбалансов, для преодоления которых как никогда важно не только совместное свидетельство, но и совместные действия христиан.

Стоящие сегодня перед людьми вызовы требуют от церквей выработки адекватных решений обостряющихся проблем и видения путей их преодоления, подчеркнул он.

Но даже в новых условиях сохраняют свое значение принципы, приверженность которым пять лет назад засвидетельствовали в Гаване Предстоятели двух великих христианских церквей: обращенность церковного взгляда к людям, находящимся в тяжелом положении, живущим в условиях крайней нужды и бедности… Растущее неравенство, чувство несправедливости становятся особенно актуальными в условиях такого глобального бедствия, как ковид.

Напомнив о неравенстве между богатыми и бедными странами, которое не позволило последним прибегнуть даже к карантинным ограничениям, необходимым с точки зрения здравоохранения, об усугублении бедности и социального расслоения, о переводе деловой активности и образовательной работы в режим онлайн при отсутствии полноценного доступа к современным технологиям среди беднейших слоев населения, о массовой безработице, о национальном эгоизме в межгосударственных отношениях, о политизации темы борьбы с пандемией, митрополит Иларион отметил, что эти проблемы не обошли стороной и христианские Церкви во всем мире.

Подробно обрисовав меры, принятые священноначалием Русской православной церкви по изменению правил церковной жизни, митрополит Иларион подчеркнул, что Русская церковь все время призывала к сдержанности, сохранению трезвомыслия и спокойствия, недопущению легкомысленного отношения к ковидной инфекции, но при этом не отменила Евхаристию, сохранила литургическую жизнь.

Когда патриарх Кирилл обратился к прихожанам с тяжело ему давшимся, но необходимым призывом воздержаться от посещения храмов, многие храмы начали онлайн-трансляции своих служб. Все понимали и подчеркивали, что виртуальное участие в богослужении не может заменить реальное присутствие, но неожиданно стало ясно, что у Церкви таким образом появились новые миссионерские возможности.

Русская православная церковь проблемы

— На примере возглавляемого мной московского прихода могу засвидетельствовать, что во все время пандемии в прямых трансляциях богослужений участвуют десятки тысяч людей — много больше, чем даже физически могло бы поместиться в храме, — рассказал митрополит Иларион.

И в этой ситуации, по его мнению, особое значение приобрела "проповедь в широком смысле слова, …использование открывшихся перед нами в столь значительном объеме во время пандемии медийных площадок для передачи Благой вести и раскрытия перед людьми красоты богослужения". Она может дать надежду, что бедствие закончится, а люди, полюбившие службу, продолжат осознанно ходить в храм.

Митрополит Иларион также отметил, что испытание значительное расширило церковную благотворительность. И рассказал об оказании Русской Православной Церковью гуманитарной помощи итальянскому региону Апулия. "В условиях острейшей нехватки средств индивидуальной защиты и медицинского оборудования во время первой волны пандемии губернатор региона обратился к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой об оказании помощи во имя святителя Николая Чудотворца, частица мощей которого была принесена в Россию в 2017 году во исполнение Гаванских договоренностей. Такая помощь была оказана, … гуманитарный груз объемом в 8 тонн медицинских материалов уже в апреле был доставлен в Бари", — сказал митрополит.

Председатель Папского совета по содействию христианскому единству, кардинал Курт Кох в своем докладе напомнил, что социальная дистанция выдвинула вперед тему социальной сплоченности, А также выявила много проблем, вызванных вынужденной изоляцией — депрессии и внутрисемейные конфликты, ставшее очевидным во время пандемии плохое состояние медицинской и социальной сфер в различных странах, экономические и социальные вызовы, безработица, а также вызывающие протест у жителей ограничения личной свободы.

— Пандемия задела также церковную жизнь на базовом уровне, — сказал он. — В разных странах возможность совершать богослужения была или сильно ограничена, или совсем отменена во время локдауна.

По мнению кардинала, мир пережил шок, сродни шоку после землетрясения в Лиссабоне в 1755 году. Есть порожденное Лиссабонским землетрясением выражение "Страдание — это скала атеизма". Сейчас снова встанет подобный вопрос, считает кардинал. И поэтому важно взглянуть на свою жизнь и веру другими глазами и найти положительные ответы на вызовы пандемии, считает кардинал Курт Кох.

Глава Папского совета по содействию новой евангелизации, епископ Рино Физикелла говорил о неожиданности бедствия, случившегося с нами в эпоху примата техники и науки. В чрезвычайно технологизированном мире человечество осознало себя очень хрупким. Мы не можем понять, когда закончится пандемия. Полны страхов и потеряли ощущение безопасности. Наша уверенность рассыпалась, а многие стили жизни поставлены под сомнение. И наука оказалась не готовой давать ответы на вопросы. Медики, по сути, боролись с вирусом вслепую — без ее поддержки.

Русская православная церковь проблемы

Зато опыт пандемии научил нас, что природа как реальность, заслуживает уважения. И покушаясь на нее — через эксперименты — "мы вступаем в опасный вихрь", считает епископ.

Церковь ни от чего не осталась в стороне. Пережила изменения традиционных способов совершения Таинств. В разгар эпидемии иногда не могла исполнять благочестивые погребальные обряды.

Люди церкви также оказывались в вынужденном уединении и переживали экзистенциальные драмы.

Сейчас, по мнению епископа Рино Физикеллы, христианам надо возвращать свою веру и искать новые формы возвещения Евангелия. Такого, которое бы приводило к изменениям нашей ментальности.

Он считает, что за время пандемии видимее стал крест. Есть много свидетельств о подвигах — медработников, священников, монахов, молодых людей. И суть времени, которое мы переживаем, для христиан во многом сводится к призыву к духовной жизни, обращению вовнутрь себя. "И больше времени для Бога", — считает епископ Физикелла.

Над темой номера работали

Дмитрий ЛАЙУС

Алексей ШПЕНЕВ

Россия: проблемы возрождения православия во многоконфессиональном государстве

В России отсутствует система статистического учета населения по религиозному признаку, поэтому оценить точность численность религиозных людей в стране невозможно. Однако со времени распада Советского союза уровень религиозности неуклонно рос 61 . Так, Русская православная церковь довольно активно стала завоевывать информационное пространство, в частности Интернет, практически любая церковь или храм имеет свой собственный сайт. Количество новых строящихся храмов выросло. Впрочем, оценить число православных христиан по-прежнему сложно. Прежде всего, не понятен критерий, по которому стоит это делать. Согласно опросам ведущих организаций общественного мнения, при прямом вопросе «Относите ли Вы себя к какой-либо религии?» православными себя считают 70% россиян 62 . Но подобная самоидентификация не говорит о воцерковленности респондента, согласно тому же ВЦИОМу только половина «православных» читала Священное писание, 63 а Рождество в этом году, как пишет Фонд общественного мнения, праздновали только 56%, причем в Церковь из них ходили только 9%, сложно причислять человека к православию, если на один из важнейших праздников он не был в церкви. Также по данным Левада-центра лишь 9% были на службе на Пасху в 2010 году 64 , 13% «православных» вообще не являются крещенными 65 .

Попробовать разобраться с количеством воцерковленных можно и исходя из информации, которую предоставляет Русская православная церковь. Согласно докладу Патриарха Кирилла, в РПЦ чуть более 30 тысяч приходов 66 , едва ли в каждом приходе может быть более одной-двух сотен прихожан, особенно учитывая тот факт, что многие из них находятся в сельской местности, что дает нам цифру от 3 до 6 миллионов человек. Конечно, в большие праздники, особенно на Рождество и Пасху, прихожан в церквях может быть и больше, прибавим сюда приходящих на праздничные службы в почти 800 монастырей. Таким образом, число посещающих Церковь на праздники может доходить до десяти миллионов.

Подобное критичное отношение к количеству воцерковленных возможно и в отношении других конфессий, будь то католичество или ислам, индуизм или лютеранство. Но все же не стоит забывать, что на протяжении 70 лет советской истории религиозные организации подвергались постоянным притеснениям. После революции большинство священников, которых в дореволюционной России насчитывалось около 100 тысяч, было репрессировано, вместе с ними были убиты или умерли в лагерях около 100 тысяч монахов и 330 тысяч мирян, всего по религиозному принципу было уничтожено около полумиллиона человек 67 . За два-три поколения, которые успели смениться за годы советской власти, религиозная культура в большинстве семей была утеряна, а возвращение культуры не происходит зачастую за десять и даже за двадцать лет. Несмотря на многие проблемы, существующие в Православной церкви, все большее и большее количество россиян причисляет себя к православию.

Помимо православия в России представлены также ислам, который исповедуют татары, башкиры, а также народы Северного Кавказа, всего около 10% населения. В Чечне, Ингушетии и Дагестане более 95% исповедуют ислам, в Кабардино-Балкарии 70%, а в Татарстане и Башкортостане чуть более половины населения. 68 Менее одного процента населения страны исповедуют католичество, протестантизм и буддизм. Католичество распространено в основном среди поляков или украинцев, проживающих на территории России, протестантизм, доля исповедующих который особенно велика на Дальнем Востоке: в Приморском и в Хабаровском краях и в Еврейской автономной области, где протестантами себя считают более половины населения 69 , а буддизм, популярен как среди этнических буддистов калмыков, бурятов, тувинцев и жителей Забайкалья, так и русского населения больших городов. Всего на 2010 год в России зарегистрированы 24,5 тысячи религиозных организаций 70 . Однако международные организации все же отмечают недостаточную религиозную свободу, притеснения религиозных меньшинств и тесную связь государства с православием 71 .

Ссылка на основную публикацию