Роль православной церкви в объединении русских земель

Немаловажным был вопрос о роли церкви в борьбе с татаро-монгольским игом.

Как мы уже выяснили изначально, церковь и ордынские ханы, на протяжении предыдущего столетия были если не союзниками, то были достаточно лояльны к друг другу. Но с течением времени нравы монгол ужесточились, и они становились все менее веротерпимые. Церковь не раз обращалось с призывом к единению, и хотя сами татары были веротерпимы и не представляли никакой угрозы Православной Церкви и вере и даже освободили от дани духовенство и церковные земли, церковь активно боролась против татар. Церковь не раз пыталась призвать к миру князей, отстоять и защитить великую Русь, принимала большое участие в борьбе с игом. Поскольку татары с уважением относились к церкви, то некоторые священнослужители часто ездили в Орду с просьбами. Яркий пример тому – святитель Алексий, который не раз заступался за Русь.

Православная церковь не дала распасться Русской державе в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Ведь тогда Русь представляла собой скопление мелких княжеств, постоянно враждовавших между собой. Но церковь была одна, подчиняющаяся одному митрополиту Всея Руси. Митрополия находилась до 1300 г. в Киеве, затем некоторое время — во Владимире, затем в Москве. Именно поддержка церкви позволила начать процесс объединения русских земель вокруг Москвы в 14 веке.

Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель митрополит Иона Московский (1448-1471), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг — Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.

В 40-е гг. XIV в. началась долгая и изнурительная «литовщина» — войны литовских князей, которые неоднократно вторгались в московские владения и осаждали Москву.

В эти годы оформился союз московских князей с церковью, способствующий возвышению Московского княжества.

В позиции русской церкви в конце XIII—XIV в. прослеживаются две линии. С одной стороны, митрополиты, в большинстве своем греки, стремились проводить самостоятельную политику, целью которой было сохранение единства епархии. Было ясно, что явная ориентация на одного из князей породит недовольство остальных, что, в свою очередь, вызовет смуты и стремление к расколу. Позднее так и случилось: могущественные литовские князья были недовольны промосковскими симпатиями митрополитов и неоднократно пытались склонить Константинополь к созданию отдельной епархии для своих православных подданных. Церковь стремилась поддерживать лояльные отношения и с правителями Орды.

С другой стороны, растущее стремление к независимости было облечено в религиозные формы. Национальное освобождение мыслилось как обретение своего православного суверенного царства. Эта национальная идея была близка многим церковным деятелям, особенно выходцам из Русской земли. В последующем эта линия станет определять церковную политику, но в первые десятилетия XIV в. в позиции митрополитов заметны колебания.

В первой трети XIV в, митрополиты считали выгодным поддерживать Москву в ее борьбе с Тверью. Митрополит Петр подолгу гостил в Москве. Здесь же, в освященном им Успенском соборе, он был и похоронен. В последующем Успенский собор стал усыпальницей высших церковных иерархов, а стоящий рядом Архангельский — местом упокоения московских князей. Для средневекового человека такое соседство было чрезвычайно символично. Москва представала охранительницей земной и небесной силы, средоточием духовной и светской власти.

Преемник митрополита Петра, грек Феогност, официально перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это окончательно оформило политический союз, в котором московские князья надеялись использовать авторитет церкви для борьбы со своими противниками, а церковь — быстро растущую силу Москвы и ее связи с Ордой для сохранения единства Киевской митрополии.

Трудно переоценить последствия этих перемен. Москва, еще не будучи столицей единой Руси, стала ее церковной столицей. Это произошло тогда, когда представления о «царствующем граде» обязательно предполагали пребывание в одном центре государя и митрополита. С появлением рядом с княжескими палатами митрополичьего двора московские князья получили заметное преимущество над соперниками. Последние могли отвергать притязания потомков князя Даниила, но нельзя было под страхом отлучения противиться митрополичьей воле.

Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В ХIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с ХIV до половины ХV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.

Сыграла свою роль церковь и в Куликовской битве, и это не только два инока богатыря Пересвет и Ослябя, в первую очередь это поддержка Сергия Радонежского, которую он оказывал русским воинам в преддверии битвы. Блаженный Сергий Радонежский дает благославление Дмитрию Ивановичу, князю московскому на борьбу с врагом, это был серьезный и очень ответственный шаг, напомним, что не все князья русские верили в успех начинаний Дмитрия, и таким образом эта поддержка со стороны старца, ну и конечно, самого митрополита Алексея позволила не просто поднять моральный дух войска, ну и конечно, значительно увеличить его численность. Напомним, что жители Руси в то время были народом крайне религиозным, и поддержка церкви этого начинания, имела огромное значение.

Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Роль православной церкви в объединении русских земель

Поддержите создание крестильного храма!

Роль православной церкви в объединении русских земель
Главная » Статьи » Церковь и общество

Автор: диакон Иоанн Иванов

Ослабление Руси и возникновение междоусобиц среди удельных князей началось еще с XI в., когда великие киевские князья разделили свои владения между сыновьями. С XI по XIV вв. наша Родина пережила не только междоусобные войны, но и вторжения внешних западных врагов, а также порабощение Золотой Ордой. Ослаблению Руси способствовала также и позиция князей, многие из которых даже извлекали из этого выгоду. Князья доносили друг на друга в Орду и использовали силу монголов для взаимной борьбы. Русь потеряла лидера, на которого могла бы равняться, за которым могла пойти. Это лидерство взяла на себя Русская Православная Церковь. Митрополиты, наместники крупных монастырей оказывали духовную поддержку московским князьям и не жалели денег на организацию русского войска. Духовенство вдохновляло русских князей, воевод, простых воинов на защиту родных земель.

Роль православной церкви в объединении русских земель

Посещение великим князем Димитрием Донским Сергия Радонежского перед выступлением в поход на татар.
Художник А. Кившенко

Наибольшее влияние на всю русскую жизнь XIV века оказал преподобный Сергий Радонежский (1314-1392). Он был первым игуменом на Руси, который организовал монастырь на новой, общежительной основе: в отличие от уклада прежних келейных монастырей теперь все монахи жили одним общим хозяйством и не имели личного имущества. Сергий призвал их жить в братстве, любви и служить друг другу. На примере своей обители преподобный показал всей отчизне, как можно жить по-христиански. Имя Сергия знала вся Русь, к его голосу прислушивался как великий князь, так и любой крестьянин. По словам одного современника, преподобный Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца, очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому.

В течение всей своей жизни преподобный Сергий совершил много подвигов для Отечества. Историк В.О. Ключевский называет его «благодатным воспитателем русского народного духа», ведь он своей жизнью дал увидеть русскому народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло. «Он открыл им глаза и помог заглянуть в свой собственный внутренний мир».

Подготовил диакон Иоанн Иванов, клирик Скорбященской церкви г. Клина

Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского
Автор: Протоиерей Борис Балашов
В 1380 году, перед походом против татарского хана Мамая, грозившего новым опустошительным нашествием на Русь, великий князь Димитрий, получивший впоследствии прозвище Донского, приехал в Троицкий монастырь к преподобному, чтобы помолиться и принять благословение на защиту Отечества. Святой осенил его крестом, окропил князя и его дружину святой водой и возвестил грядущую победу. По просьбе великого князя преподобный Сергий послал с ним в боевой поход двух иноков, бывших ранее в миру воинами — Александра Пересвета и Андрея Ослябю. 7 сентября 1380 года русское воинство переправилось через Дон, а 8 сентября состоялась знаменитая Куликовская битва, которая закончилась полным разгромом татар и бегством Мамая. Во время боя преподобный Сергий с братией молился в храме о победе русских воинов и о упокоении павших, называя их вслух по именам.

Святой, постигший тайну Божественной любви
Автор: Ирина Филиппова
– В чем уникальность преподобного Сергия Радонежского как святого?
– Как появился храм в деревне Мисирево и почему он был назван в честь преподобного Сергия Радонежского?
Интервью с протоиереем Борисом Балашовым, настоятелем Скорбященской церкви г. Клина и Сергиевского храма дер. Мисирево.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Русская церковь в конце XV — начале XVI в. Русская церковь сыграла значительную роль в объединительном процессе. После избрания митрополитом в 1448 г. рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной).

На западных землях Руси, вошедших в состав Великого княжества Литовского и Русского, в 1458 г. в Киеве был поставлен свой митрополит. Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии — Московскую и Киевскую. Их объединение произойдет после воссоединения Украины с Россией.

Внутрицерковная борьба была связана с появлением ересей. В XIV в. в Новгороде возникла ересь стригольников. На голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум.

В конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующих (ее зачинателем считали еврейского купца). Еретики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами.

На какое-то время эти взгляды совпали со взглядами Ивана Ш. Среди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря Иосифом Волоцким (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой точки зрения называли нестяжателями или сорианами — но имени Нила Сорского, уединившегося в скиту на реке Сора на Вологодчине.

Иван Ш на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и государственной, и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось.

Церковь была серьезной политической силой, которая сосредоточила в руках значительные земельные владения и ценности, а также определяла идеологию самодержавного гос-ва (Москва –“третий Рим”, царь – помазанник божий)

Предыдущая статья: Специфика формирования централизованного российского государства Объединение земель вокруг Москвы.
Следующая статья: Россия в 16 в.Сословно-представительская монархия. Иван Грозный. Реформы 50-60г. Опричнина.
Лучшая по просмотрам статья: Внешняя политика России в второй половине 18 века
Последняя статья: Распад СССР. Октябрьские события 1993г
Другие статьи: Россия в 16 в.Сословно-представительская монархия. Иван Грозный. Реформы 50-60г. Опричнина.
Смутное время, начало 17 века
Социально-экономическое и политическое развитие страны в 17 веке
Специфика формирования централизованного российского государства Объединение земель вокруг Москвы.
Влияние монгольского фактора на российское общество
Русские земли в период феодальной раздробленности. Основные политические центры.

Все размещенные на нашем ресурсе материалы получены из открытых источников сети Интернет и опубликованы исключительно в информационных целях. В случае получения соответствующей просьбы от правообладателей в письменном виде, материалы будут незамедлительно убраны из нашей базы. Все права на материалы принадлежат первоисточникам и/или их авторам.

Для того чтобы определить роль церкви в образовании российского государства, необходимо окунуться в атмосферу того времени и выделить предпосылки, которые сложились на Руси для создания Русского централизованного государства.

К ним, в первую очередь следует отнести внешнеполитические обстоятельства — освобождение от ордынского ига, способность противостоять Великому княжеству Литовскому, Швеции, немецкому Ордену. Возврат утраченных земель был возможен только через объединение всех русских княжеств и централизацию власти. Только в этом случае Русь могла рассчитывать на самостоятельное государственное существование. Единство Руси стало общенародной задачей.

Феодальная раздробленность, княжеские усобицы наносили большой вред экономике и негативно влияли на общественные отношения. Крестьянство, ремесленники, купцы страдали от бесконечных набегов, княжеских распрей. Распыленный, ограниченный местными условиями аппарат управления и суда создавал множество неудобств. Обилие должностных лиц, несогласованность их действий, да еще необходимость «кормить» их за свой счет, дополнительным бременем ложились на плечи населения. Хозяйственная раздробленность препятствовала освоению новых земель, совершенствованию производственной деятельности. Десятки и сотни господ со своими порядками, своими законами, создавали питательную среду для произвола. Поэтому и крестьяне, и жители городов уповали на единое правительство, надеясь, что оно сумеет создать для них приемлемые условия жизни, не позволит господам свернуть их в «бараний рог».

С другой стороны, в данное время (XIV-XV вв.) шел рост частного феодального землевладения. И господа — землевладельцы были кровно заинтересованы в закреплении за собой и угодий, и рабочих рук. Поэтому они все более тяготели к усилению верховной власти, которая смогла бы их защитить от неповиновения крестьян, от посягательств других владельцев.

Православная церковь также была заинтересована в объединении русских земель. В стране, раздробленной на множество княжеств, затруднялась повседневная деятельность духовенства. Единство веры требовало и единства верховной власти. Поэтому церковь была заинтересована в объединительной политике светских властей.

Таким образом, на Руси складывались внешнеполитические, социально-экономические и культурно-религиозные предпосылки для создания объединенного Русского государства. В этот период наиболее остро стал вопрос о «выживании русского государства», сохранении самобытности русского народа с его культурой и верованием.

На рубеже XV-XVI вв. русские земли были объединены вокруг Москвы в единое государство. В 1463 г. — прекратило существование Ярославское княжество, в 1474 г. — Ростовское, в 1478 г. — была ликвидирована Новгородская феодальная республика. В 1485 г. была присоединена Тверь, а в 1500-1503гг. в состав Русского государства вошли земли по течению Десны, находившиеся ранее под властью Великого княжества Литовского. В 1510г. — Москве подчинилась Псковская феодальная республика, в 1514г. — Смоленск, 1520г. — к Москве перешла Рязанская земля. Так в течении полувека возникло крупнейшее в тогдашней Европе Московское государство.

При оценке роли церкви в объединении русских земель необходимо различать политику митрополитов и поведение церковных деятелей более низкого ранга. Митрополиты назначались константинопольским патриархом из греков и болгар, за исключением Алексия, выходца из московского боярства. Русская (или Киевская, как она называлась до XIVв) митрополия охватывала не только северо-восточную Русь, но и южную и юго — западную, где находилось около половины епархий. После переезда митрополита Максима в 1299г. из подвергавшегося набегам татар и литовцев-язычников Киева во Владимир, уже в 1303г. шесть епархий Галицко-Волынской Руси образовали независимую митрополию. Борьба за западные русские земли между растущей Москвой и Польско-Литовским государством также приводила к стремлению литовцев и поляков использовать церковный фактор и подорвать влияние владимирских митрополитов на этих землях. Все это заставляло митрополитов занимать двойственную политику. С одной стороны, приходилось поддерживать московских князей, без помощи которых церковь могла потерять влияние и на северо-востоке, с другой — явная ориентация на Москву могла привести к утрате западных епархий. Даже митрополит Алексий в первые годы своего митрополитства проводил крайне осторожную политику, ездил в Киев, где попал в плен к местному князьку и около трех лет просидел в заточении. И только смерть Ивана II Красного (1353-1359) и малолетство Дмитрия заставили Алексия сделать выбор, решительно поддержать объединительную линию Москвы, стать фактическим ее правителем в годы юности великого князя. Положение изменилось только после 1448г., когда русские митрополиты стали избираться на соборе русских епископов.

Восстание Емельяна Пугачева
В 1760-е гг . правительство ввело монополию государства на ловлю рыбы и добычу соли на Яике. Это вызвало недовольство казаков. В конце 1771 г. на Яик прибыла комиссия под руководством генерал-майора М. М. фонТраубенберга . В следующем году казаки поднялись под знаменем Петра III Федоровича . Самым знаменитым самозванцем стал донской к .

Образование «варварских* королевств на территории западной римской империи
Первым -«варварским» королевством на террито­рии Западной Римской империи стало Тулузское королевство, основанное в 419 г. и просуществовав­шее до 507 г. Оно появилось на территории между Пиренеями, Атлантическим океаном и Гаронной (Гарунной) с главным центром Толозой (современ­ная Тулуза). Зависимость Тулузского королевства от римского .

Александр Македонский
Александр Великий (Македонский) (356–323 до н.э.), царь Македонии, основатель мировой эллинистической державы; самый прославленный полководец античности. Родился в конце июля 356 до н.э. в Пелле, столице Македонии. Сын македонского царя Филиппа II (359–336 до н.э.) и Олимпиады, дочери молосского царя Неоптолема. Получил аристократическо .

Внешняя политика русских князей в период раздробленности.

3. Русь и Золотая Орда: особенности взаимоотношений.

Доклад: 1) Историческое значение деятельности Александра Невского.

Положение Русской православной церкви (РПЦ) в период раздробленности (XI-XIIIвв.).

Тема 3. Образование Российского централизованного государства.

1. Иван III – первый государь всея Руси. Создание централизованной системы управления. Судебник 1497 года.

2. Начало формирования сословной системы общества.

3. Внешняя политика Ивана III.

4. Правление Василия III: внутренняя и внешняя политика.

Доклады: 1) Софья Палеолог: исторический портрет.

Роль РПЦ в объединении русских земель (XIV-XVвв.).

Тема 4. Россия в XVI веке.

1. Реформы Избранной Рады.

3. Последние годы правления Ивана Грозного. Проблемы престолонаследия.

4. Правление Федора Ивановича.

5. Внешнеполитические задачи Московского государства в XVIв. и их решение.

Доклад: 1) Регентство Елены Глинской.

2)Исторический портрет Бориса Годунова.

Тема 5, 6. Россия в XVII веке (4 часа).

1. Эволюция абсолютизма. Административные реформы. Судебник 1649 года.

2. Закрепление сословной структуры русского общества. Особенности положения крестьянства и дворянства.

3. Экономическое развитие страны в 1613-1682гг.

4. Церковный раскол. Положение старообрядцев.

5. «Бунташный век»: причины, основные выступления, итоги.

6. Внешнеполитические задачи России и их решение.

Доклад: 1) Правление Федора Алексеевича.

2) Регентство Софьи Алексеевны.

Тема 7. Россия в XVIII веке.

1. Создание Российской империи. Формирование абсолютной монархии. Политические и административные реформы.

2. Период дворцовых переворотов: причины, результаты, историческое значение.

3. Политика «просвещенного абсолютизма»: содержание, основные реформы.

4. Административно-территориальные изменения в России.

5. Изменение роли и положения РПЦ.

Тема 8. Россия в XVIII веке: внешняя политика.

1. Геополитическое положение России в начале XVIII века.

2. Западное направление: борьба за Балтику, участие в европейских делах.

3. Проблема выхода к Черному морю и безопасности южных границ.

4. Восточное направление: расширение территории в Азии, связи с Персией и Китаем.

5. Геополитическое положение России в конце XVIII века.

Доклад: 1)Россия и США: начало диалога.

2) Георгиевский трактат и его историческое значение.

Тема 9. Россия в XVIII веке: социально-экономическое развитие.

1. Реформы сословного общества: дворяне, крестьяне, купечество, городское население.

2. Социальные протесты населения и реакция власти на них.

3. Развитие аграрного сектора экономики.

4. Государственное стимулирование промышленного развития.

5. Итоги социально-экономического развития России к концу XVIII века.

Доклад: 1) Создание российской финансовой системы.

2) Внутренняя торговля в Российской империи.

3) Развитие внешней торговли России.

Тема 10. Российская империя в XIX – начале XXвв.:

государственная политика.

1. Либеральные планы Александра I и их судьба. Реформы госаппарата.

2. Ужесточение режима при Николае I. Административные реформы.

3. Реформы Александра II: судебная, военные, органов местного самоуправления (земская, городская), системы образования.

4. Контрреформы Александра III.

5. Революция 1905-1907гг. и изменения в политической системе России.

Доклад: 1) Исторический портрет М.М.Сперанского.

2)Исторический портрет А.А.Аракчеева.

Тема 11. Российская империя в XIX – начале XXвв.:

социально-экономическое развитие.

1. Особенности развитие аграрного сектора: от указа «о вольных хлебопашцах» до аграрной реформы П.А.Столыпина

2. Промышленный переворот и задача индустриализации в России. Экономическая программа С.Ю.Витте.

3. Внешнеэкономическая деятельность российских предпринимателей. Место России в международной торговле.

4. Транспортная революция в России.

Доклад: 1) П.А.Столыпин: политический портрет.

2) С.Ю. Витте: политический портрет.

Тема 12. Российская империя в XIX – начале XXвв.: внешняя политика.

1. Европейское направление: от антинаполеоновских коалиций до Антанты.

2. «Восточный» вопрос в российской внешней политике.

3. Борьба за Кавказ.

4. Восточное направление: Средняя Азия, Китай, Дальний Восток и Япония.

5. Первая мировая война: причины, основные этапы и события, итоги и последствия.

Доклад: 1) Парижский мир 1856года и борьба русской дипломатии за его пересмотр.

2) «Русская Америка»: историческая судьба.

Тема 13. Российская империя в XIX – начале XXвв.:

общественно-политическая жизнь.

1. «Кружковый период» (1830-1840-е гг.) в общественно-политической жизни России: организации, цели, деятельность.

2. Славянофилы и западники: общее и особенное.

3. Развитие российского либерализма: от либерального народничества до земцев-конституционалистов.

4. Народничество: цели, организации, направления деятельности.

5. От революционных народников до социал-демократов. Распространение марксизма в России.

6. Российская многопартийность: партии и их программы.

Доклад: 1) Восстание декабристов 14 декабря 1825 года: цели, участники, итоги, историческое значение.

2) Основа российского консерватизма – «теория официальной народности».

Тема 14. СССР в 1920-1930-е годы.

1. Формирование советской политической системы (1917-1920гг.) и внутрипартийная борьба в 1920-е годы. Образование СССР.

2. Политика «военного коммунизма» и новая экономическая политика.

3. Установление режима личной власти И.В. Сталина. Политические репрессии 1930-х годов.

4. Коллективизация и индустриализация.

Доклад: 1)Внешняя политика СССР в 1922-1928 гг.: идеологические основы, этапы, приоритеты, результаты.

Делись добром 😉

  • Введение
  • I. Роль русской православной церкви в объединении Руси в XIV — XV веках
  • 1.1 Появление на Руси выдающихся церковных деятелей, светочей нравственности и патриотизма
  • 1.2 Поддержка церковью великокняжеской власти, как прочной защиты православия и лидера в борьбе с ненавистной Ордой
  • 2.1 Столкновения между светской и духовной властью в период образования единого государства
  • 2.2 Православная церковь как вдохновитель в борьбе за независимость Руси

Похожие главы из других работ:

2. Роль варягов в объединении славянских земель

Варяги это — древнее скандинавское племя. В русских летописях с варягами связывают начало государственности на Руси. Слово «русь» у восточных славян появляется с приходом сюда варягов из Скандинавии, которые принадлежали к племени русь.

Драма Русской православной церкви

К церковной реформе Петр шел давно. Поворот наметился в октябре 1700 г., когда умер патриарх Адриан. Царь не позволил церковным иерархам выбрать нового патриарха, а вместо него назначил «местоблюстителем» патриаршего престола Стефана Яворского.

2. Роль взаимоотношений великокняжеской власти и православной церкви в истории России XVI в.

Роль православной церкви в собирании русских земель и борьбе с ордынской зависимостью. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский

Где только распространялось христианство, там возникали и монастыри. Одни из них строились и поддерживались князьями и богатыми частными лицами, другие, по образцу, оставленному Киево-Печерским монастырем, созидались отшельниками.

6. Роль православной церкви в становлении российской государственности

Важную роль в формировании единого Российского государства играла православная церковь. Во время татаро-монгольского нашествия возросло значение церкви. Православие служило духовной опорой русского народа.

4. ОБРАЗОВАНИЕ ПОМЕСТНОЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви — Поместная Русская Православная Церковь.

1. Роль городов киевской Руси как центров формирования и развития русской культуры

культура киевский русь Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское государство. Это было раннефеодальное государство, производственную основу которого составляло земледелие.

4. Влияние православной церкви на возвышение Москвы.

Важным успехом московского князя было то, что он приобрел своему стольному городу значение церковной столицы Руси. И в этом приобретении ему помогло географическое положение города Москвы.

4. Правовое положение Православной церкви в XIX веке

Официальный характер православное вероисповедание стало носить при Николае I (1825—1855) и считалось основой самодержавной власти.

2. Избрание главы Православной церкви

По смерти митрополита Макария в 1564 году царь с сошедшимися для избрания нового митрополита архиереями приговорил: митрополит архиепископам и епископам всем глава, а в том его высокопрестольной степени почести нет.

Глава I. Роль русской православной церкви в становлении централизованного государства XIV-XV

1. Факторы, повлиявшие на складывание единого государства Территориальный фактор. В сравнении с Тверским Московское княжество занимало более выгодное центральное положение по отношению к другим русским землям.

Глава II. Влияние русской православной цкркви в развитии русской государственности в XVI-XVIII вв.

Церковь и государство в XIV-XVIII вв. Во второй половине XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимире-Суздальского еще в XII в.

1.2 Раскол русской православной церкви

Русская православная церковь после крещения Руси пережила монголо-татарское иго, но не сумела сохранить единомыслие своих прихожан в XVII веке. Под влиянием народных волнений.

1.1 Утверждение автокефалии Русской Православной Церкви и разделение ее на две митрополии

После смерти в 1431 году митрополита грека Фотия, русские иерархи, учитывая пожелание Василия II, «нарекли» в митрополиты рязанского епископа Иону. Однако константинопольский патриарх не утвердил его кандидатуру.

3. РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ФОРМИРОВАНИИ ИДЕОЛОГИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

В русском православном государстве, где церковные каноны пронизывали всю жизнь общества, Церковь могла быть единственным идеологом нового централизованного государства. XVI век — время поиска новых концепций.

I. Самостоятельность церковной вотчины………………стр.3

II. Церковь в период монголо-татарского ига…………….стр.5

III.Взаимоотношения церкви и князей…………………. стр.10

IV. Церковь и Москва……………………………. ….…стр.12

Список литературы……………………………………. стр.19

История православной церкви в России является одной из наименее разработанных областей историографии. Было создано немало значительных и ярких работ по истории церкви. Назову хотя бы столь масштабные труды, как «История русской церкви» Макария (Булгакова) и «История русской церкви» Е.Е. Голубинского, для которых характерны широкое привлечение источников, большая или меньшая степень их критического освоения и научного анализа. Н.Ф. Каптерев, профессор Духовной академии, автор богатого истинными материалами и мыслями двухтомного труда «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович». После победы Великой Октябрьской революции потребовалось чуть больше десятилетия, чтобы был создан труд, исходивший из широкой научной программы, которая обязывала углублённо изучать фактическую историю церкви, правильно понимать специфику предмета, в том числе и характеристику церковной идеологии, вероучения и культа. Это была книга Н.М. Никольского «История русской церкви», которая вызывала и продолжает вызывать широкий интерес у читателей благодаря широкому разнообразию сюжетов церковной жизни, затронутых в труде Н.М. Никольского, общеисторической эрудиции автора, яркости пера, последовательности и стройности предложений.

Я выбрала тему «Русская православная церковь и объединение русских земель вокруг Москвы» для своей работы, потому что мне показалось интересным рассмотреть церковь не как «богоустановленное учреждение», а как продукт человеческой деятельности, который был порождён определёнными условиями общественного бытия и поэтому трансформирующийся при изменении этих условий.

Целью моей работы является изучение роли церкви в исторических процессах нашей страны на примере образования Русского централизованного государства.

Самостоятельность церковной вотчины

В XIV-XV столетиях церковь, особенно в Северо-Восточной Руси, стала крупнейшим феодальным собственником. Со второй половины XIV в. получили распространение монастыри нового типа – с крупным землевладением и хозяйством, основанным на труде зависимых крестьян. В XIV в. было открыто 42 таких монастыря, в XV в. – 57¹.

В актах, закреплявших земельные владения за церковью, обычно писалось, что земля принадлежит, собственно не монастырю, а «пречистой богородице», «святой троице» и т.д. Жалованная грамота рязанского князя Олега Ивановича Ольгову монастырю была богато украшена изображениями Христа, богородицы, апостолов, святых, что символизировало священность церковных владений. Во многих случаях княжеские грамоты лишь оформляли права церковников на уже захваченные ими церковные земли.

Источниками роста церковного землевладения были также покупки, обмены, вклады «по душе», причем и в этих случаях нередко лишь оформлялся каким-либо образом происшедший захват церковью земли. Известны многочисленные подделки церковниками актов на земельные владения. В конце XV в. архимандрит Чудова монастыря был бит кнутом за то, что подделал грамоту умершего вологодского князя Андрея.

Крупнейшим землевладельцем сделался на протяжении XIV-XVвв. московский митрополичий дом. Самые значительные его владения образовались в 30-70-х годах XIV в., когда московские князья, боровшиеся с тверскими и суздальскими князьями за великокняжескую власть, нуждались в митрополичьей кафедре в Москве и привлечении митрополитов на свою сторону.

Около 1337 г. был основан Троицкий монастырь близ города Радонежа. В конце XIV в. возникли в Белозёрском крае Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри, а в 1429г. на Соловецком острове в Белом море – Соловецкий монастырь. В этих монастырях сосредоточились обширные земли и промысловые угодья.

Разновидностью монастырей были возникавшие в XIII-XV вв. многочисленные «скиты» и «пустыни» в малонаселенных местах. Как правило, из скитов вырастали монастыри, подчинявшие себе окрестные земли и население. Со второй половины XIV в. усилилась монастырская колонизация в отдельных районах Заволжья и Приморья.

Монастыри существовали также в городах и близ городов, являясь военно-оборонительными центрами. Не случайно в XIV-

¹ См.: Ключевский В.О. Соч. М., 1972.

XV вв. Москва была опоясана цепью монастырей. С юга ее прикрывал Симонов монастырь, которому большое внимание уделял Дмитрий Донской. При основании в 70-х годах XIV в. Серпухова по просьбе князя Владимира Андреевича было положено начало Зачатьевскому монастырю; Голутвин монастырь усилил оборонительное значение Коломны и т.д.¹

Княжеская власть, заинтересованная в поддержке церкви, закрепляла за ее владениями довольно широкий податной и судебный иммунитет. Картину самостоятельности церковной вотчины рисует уставная договорная грамота великого князя Василия Дмитриевича и митрополита Киприана от 28 июня 1404г. «О людех и о волостех церковных».² Согласно этой грамоте, ставшей в дальнейшем образцом, по которому заключались аналогичные договоры, митрополит имел полное право суда над населением принадлежавших митрополичьему дому земель. Боярам и слугам великого князя было запрещено покупать митрополичьи земли, а ранее купленные предлагалось возвратить. Митрополичий дом имел своих вооруженных людей.

На основе собственности на землю церковь эксплуатировала жившее в ее владениях население. Податные и судебные льготы, которыми располагали церковные феодалы, являлись важным средством, с помощью которого они привлекали население на свои земли и там различными путями закабаляли. Предоставляя крестьянам земельные участки, орудия производства, разного рода ссуды, церковные феодалы обязывали их работать на себя. Помимо того, значительная часть крестьян попадала в феодальную зависимость от церкви вместе с теми землями, которые переходили в ее владение путём пожалований, вкладов и т.п. уставная грамота митрополита Киприана Константино-Еленинскому монастырю от 21 октября 1391г. обязывала монастырских крестьян строить церкви, монастырские здания и укрепления, пахать, сеять и жать на монастырской пашне, косить сено, ловить рыбу, охотиться на бобров, молотить рожь, печь хлебы, молоть солод, варить пиво, прясть лен, отдавать на

¹Подробнее см.: Будовниц И.У . Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.

² См.: Акты Археологической экспедиции, т.1,№9.

пасху по тёлке и делать другие подношения игумену.

Сохранившиеся грамоты позволяют думать, что первые мероприятия по юридическому оформлению крепостного права в России были осуществлены на церковных землях. Таковы грамоты верейского и Белозерского князя Михаила Андреевича Ферапонтову монастырю в 50-х годах и указная грамота ярославскому наместнику великого князя относительно крестьян Троице-Сергиева монастыря в 60-х годах XV в. В этих грамотах впервые утверждается правило, ограничивающее право «выхода» крестьян от своих владельцев Юрьевым днём. Таким образом, церкви, как феодалу, принадлежала важнейшая роль в развитии крепостнических отношений.

Церкви и монастыри часто получали право сбора пошлин в свою пользу. Например, Ипатьевский монастырь в Костроме собирал пошлину за переезд через реку Кострому.

Материальное могущество церкви значительно выросло на протяжении XIV-XV вв. и усилило ее влияние во всех сферах общественной жизни.

—>ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ «

  • 1
  • 2
  • 3
  • »
  • Ваш ответ

    решение вопроса

    Похожие вопросы

    • Все категории
    • экономические 43,183
    • гуманитарные 33,604
    • юридические 17,897
    • школьный раздел 603,996
    • разное 16,788

    Популярное на сайте:

    Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

    Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

    Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

    Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

    Подробное решение параграф § 30 по истории для учащихся 6 класса, авторов Е.В. Пчелов, П.В. Лукин 2016

    1. Объясните, как сказались на положении Православной церкви монгольское нашествие и последующая политика ордынцев.

    Русская православная церковь оправилась от нашествия быстрее, чем князья. Ордынцами она освобождалась от налогов, потому люди бежали на церковные земли – там хватало работников. Ордынские ханы прислушивались к совета православной церкви, потому та ещё сильнее, чем раньше стала влиять на политику.

    Из-за монгольского владычества переместился центр русского православия. В 1299 году митрополит Максим перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. После года жизни в Киеве митрополиту Петру пришлось сделать это повторно в 1309 году. А в 1325 году тому же Петру пришло предложение от Ивана Калиты переселиться в Москву, что митрополит и сделал. Так центр церковной жизни сместился в Москву, что помогло объединению вокруг неё северо-восточных русских земель.

    2. После каких событий Русская православная церковь стала автокефальной? Какое значение это имело?

    В 1439 году была подписана Флорентийская уния. По ней православная церковь фактически подчинялась папе римскому. Византийский император надеялся такой ценой получить помощь европейцев против Османской империи. Митрополит киевский грек Исидор тоже подписал унию. Но в Москве её не принял никто (в самой Византии очень многие были против объединения на таких условиях). Потому собор низложил Исидора. Но споры об унии в Византии продолжались, патриархом был её сторонник, русская церковь не могла принять митрополита, назначенного таким патриархом. В этих условиях в 1448 году русские иерархи сами выбрали главу своей церкви, которая благодаря этому стала автокефальной (то есть самоуправляющейся).

    3. Какую роль в истории Православной церкви и русских земель играли религиозные подвижники? Приведите примеры.

    Подвижники служили духовным примером для служителей церкви и одновременно повышали её авторитет среди верующих, позволяли людям верить, что их пастыри ведут их по правильному пути. Примером такого служения может быть Сергий Радонежский. Кроме того, подвижники своими действиями показывали дальнейший путь, по которому должна развиваться церковь. И Сергий Радонежский указал курс на поддержку единства русских земель.

    4. Объясните, за счёт чего росли богатства Православной церкви на Руси.

    Эти богатства росли за счёт поддержки властей (татарских и московских) и за счёт пожертвований верующих, включая тех же правителей. Жертвовали не только деньги, но и земли вместе с крестьянами. Эти земли уже приносили собственный доход. Некоторые земли церковь покупала. Доходы с обширнейших пожертвованных ей и купленных земель и составили богатство церкви.

    5. В чём заключались основные различия во взглядах нестяжателей и иосифлян на положение и деятельность Церкви? Чья позиция одержала верх?

    Эти позиции различались во всём. Нестяжатели считали, что церковь должна отказаться от всех богатств и жить только своим трудом. Иосифляне наоборот принимали богатства, потому что они использовались во славу Господа. Нестяжатели говорили об отделении церкви от мира, их идеалом были монастыри в лесной глуши. Иосифляне наоборот выступали за активное вмешательство церкви на политическую жизнь. Победили в итоге иосифляне, потому что их позиция была ближе и церковным властям, и светским.

    6*. Составьте исторический портрет (воспользуйтесь памяткой по составлению исторического портрета на с. 52) Сергия Радонежского. Используйте учебник и дополнительные источники информации.

    Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) жил с 1314 или 1322 года до 1392.

    Был трудолюбивым и богобоязненным человеком, а благодаря любви к богу и незлобливым.

    Первые изображавшие его иконы написаны более чем через 100 лет после смерти Сергия, их авторы уже не знали как выглядел святой.

    Он основал Троице-Сергиеву лавру и показал там всем русским землям пример праведной монашеской жизни. Ратовал за единство русских земель их благополучие. Например, именно он благословлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Кроме того, пользуясь своим авторитетом в церкви, Сергий Радонежский по просьбе митрополита Алексей распространял общежитский монашеский устав.

    В истории он остался как великий православный подвижник и духовный автор победы на Куликовом поле.

    7*. Поясните, на чём основывается утверждение, что Православная церковь способствовала объединению русских земель. В каких событиях это проявилось?

    Православная церковь сама была единой и этим уже призывала княжества к единству. Кроме того, ордынские ханы доверяли мнению церкви в решении русских дел, а церковь не раз использовала своё влияние при выдаче ярлыка на великое владимирское княжение, обычно высказываясь в пользу Москвы. Так именно благодаря митрополиту Алексею великой княжение осталось за Москвой несмотря на то, что её князь был ещё ребёнком. То есть благодаря церкви у северо-восточных земель появился единый центр, который их и объединил.

    Церковь часто напрямую помогала прекратить княжеские усобицы. Так Сергий Радонежский был посредником при заключении «вечного мира» между Олегом Ивановичем Рязанским и Дмитрием Ивановичем Московским (впоследствии Донским).

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector