Православные Праздники

История православных праздников восходит ко временам Ветхого Завета. К православным примыкают и праздники, берущие свое начало в Новозаветное время. Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников.

Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда сообщала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.

В 4—6 веках покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и конские скачки. Император Константин Великий запретил производить в воскресные дни торговлю.

Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику.

Христианское понимание праздников восходит к ветхозаветному. Свойственное израильскому народу освящение времени концентрировалось прежде всего на недельном цикле. 7-й день, именовавшийся «субботой» (древне-еврейское Shabat — отдых), был для жителей Израиля еженедельным воспоминанием сотворения мира (Бог почил от дел Своих в 7-й день творения — сродни Книга Бытия, гл. 1-2), а также воспоминанием Исхода — освобождения израильтян от египетского рабства и символом завета (союза) Израиля с Богом. Если средоточием ветхозаветной недели была суббота, то средоточием всего года — весеннее празднование Пасхи в память об Исходе евреев из Египта, важнейшем событии в истории Израиля, понимавшемся как знак спасения Богом Своего народа.

Первые христиане, большинство из которых было обратившимися иудеями, продолжали чтить субботу и праздновать иудейские праздники. Но и тогда, когда связь христиан с иудейским культом исчезает, христианское освящение времени по-своему продолжает иудейское. Если суббота считалась последним, седьмым, днем недели согласно традиционному иудейскому исчислению времени, то Иисус воскрес из мертвых «в первый день недели» (Евангелие от Марка 16:2 и др.), т. е. в тот день, который соответствовал началу сотворения мира. Поэтому для христиан первый день недели стал означать и начало нового творения. Поскольку этот день следует за субботой, он получил наименование «восьмой день», чаще же христиане просто называли его «день Господень» (в некоторых языках, например, в русском название этого дня возвещает о прославившем его событии — воскресении). Уже первые поколения христиан особо чтили первый день недели, посвящая его чтению слова Божия, молитве и Евхаристии. Таким образом, место субботы, которая знаменовала завершение первого творения, у христиан заняло воскресенье, возвещающее о новом творении, начавшемся с воскресением Христа из мертвых.

В 4 веке, когда христиане стали преобладать среди населения Римской империи, воскресный день был объявлен выходным; впоследствии воскресенье оставалось нерабочим днем во всех христианских странах, что воспринято в новое время большинством стран мира.

Хотя каждый воскресный день является для христиан празднованием воскресения Христова, с древних времен в различных поместных Церквах существовал обычай уделять каждый год особый день (или несколько дней подряд) для воспоминания спасительных страданий и воскресения Христа. Поскольку по времени эти события евангельской истории совпали с иудейским праздником Пасхи, а также по своему смыслу воскресение Христово, подобно иудейской Пасхе, стало избавлением от рабства (в данном случае — греха и смерти), христианский праздник перенял ветхозаветное название и был более или менее близок к иудейской Пасхе по времени празднования.

В древней Церкви почти не было других праздников. После прекращения гонений и обретения христианством статуса государственной религии число праздников стало заметно увеличиваться. С 4 века входили в обычай праздники Рождества Христова и Крещения (Богоявления), а также связанных с Пасхой Пятидесятницы и, несколько позже, Вознесения. С 6 века число праздников заметно увеличивалось празднованием различных событий жизни Иисуса Христа, Богородицы и некоторых святых (конкретная дата праздника нередко была обусловлена днем освящения храма, носящего соответственное посвящение, либо заменой какого-то языческого праздника христианским). Со временем к ним присоединились даты знаменательных событий церковной истории.

Среди праздников различаются «неподвижные» (определяющиеся по солнечному календарю, т. е. приходящиеся неизменно на конкретное число конкретного месяца), и «подвижные» (определяющиеся по лунно-солнечному календарю, например, Пасха и весь круг связанных с ней праздников, либо приходящиеся на конкретный день недели вблизи какой-то неподвижной даты).

Каждый праздник приобретает сложную литургическую разработку, с большим количеством собственных богослужебных текстов; богослужения в некоторые из праздников дополняются особыми обрядами (например, освящение ветвей в день Входа Господня в Иерусалим, водосвятие в праздник Крещения Господня и прочие).

В эпоху зрелого средневековья в Православной Церкви складывалась следующая иерархия праздников:

1. Пасха (включающая всю Светлую седмицу, т. е. день Светлого Христова Воскресения с шестью последующими днями).

2. Двунадесятые праздники, посвященные наиболее значительным событиям земной жизни и небесной славы Христа и Богоматери.

3. Великие праздники (Двунадесятые праздники).

4. Дни особо чтимых святых и икон (в Русской Православной Церкви — Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери и некоторые др.).

Кроме того, праздником является каждое воскресенье, почитающееся «малой Пасхой». Большая часть перечисленных праздников являлась в дореволюционной России неприсутственными днями.

МОСКВА, 28 августа. /ТАСС/. Православные верующие в субботу, 28 августа, отмечают Успение Пресвятой Богородицы, которое завершает череду 12 важнейших праздников церковного года.

Празднование Успения начинается во всех православных храмах накануне с всенощного бдения. Праздничное богослужение началось вечером в пятницу в храме Христа Спасителя в Москве. По традиции священники в этот день одеты в голубое облачение — цвет Девы Марии, а храмы украшаются белыми цветами — символом чистоты и непорочности.

Успение — означает засыпание, успокоение, а применительно к этому дню — смерть Богородицы. Однако христиане отмечают его как праздник. По словам митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), церковь установила этот день не как день горести и скорби, а как день радости и ликования.

«Смерть соединила ее с ее возлюбленным Сыном — Господом Иисусом Христом, которому она служила всю свою жизнь. Пресвятая Богородица явила нам величайший пример того, какой может быть человеческая жизнь и человеческая смерть. Своим Воскресением Христос победил смерть. Своим Успением Пресвятая Богородица доказала, что смерть может быть праздником — переходом от жизни временной к жизни вечной, возвращением души человека к Богу», — пояснил владыка в своем фильме, опубликованном к празднику Успения в соцсетях.

Согласно церковному календарю, Успение всегда отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю). Это последний из 12 важнейших праздников православного церковного года. Он завершает второй по строгости Успенский пост, который продолжался с 14 по 27 августа.

История праздника

Почитание Богородицы, включая праздники, посвященные событиям жизни Девы Марии, началось в христианстве сравнительно поздно, в V веке. А праздник Успения появился только в VI веке при византийском императоре Маврикии.

Согласно писанию, после распятия Христа Дева Мария поселилась в доме Иоанна Богослова, одного из учеников Христа. За три дня до смерти к ней явился архангел Гавриил и сообщил о скором окончании ее земной жизни. Узнав об этом, в Иерусалим начали съезжаться христиане, а также с разных концов света вернулись апостолы. Принять душу Девы Марии, согласно преданию, явился сам Господь. На православных иконах Христа часто изображают у погребального одра Богородицы с младенцем на руках — символом души, рожденной для новой небесной жизни.

После смерти ученики Христа положили тело Девы Марии в гроб, который поместили в пещеру, завалив вход камнем. Однако через три дня, когда апостол Фома, не присутствовавший на церемонии погребения, попросил разрешения проститься с Богородицей, апостолы в пещере обнаружили только пустой гроб с плащаницей (погребальной тканью). В тот же день Пресвятая Дева предстала учениками Христа в небесном сиянии, окруженная ангелами, и обратилась к апостолам со словами: «Радуйтесь! — ибо я с вами во все дни».

Народные традиции

Успение в России совпадает с жатвой хлеба. Поэтому традиционно в праздник верующие приносили в храмы зерна и колосья для благословения нового урожая. 29 августа также отмечается Хлебный, или Ореховый, Спас, также связанный с освящением готового хлеба и сезоном сбора орехов.

Ранее верующие также отметили Медовый Спас — начало Успенского поста, совпадающее со временем сбора меда, и Яблочный Спас — народное название праздника Преображения Господня, который приходится на период созревания яблок, груш и других фруктов.

Ссылка на основную публикацию