Православная церковь история 6 класс

Разногласия между греческим Востоком и латинским Западом нарастали еще со времен Вселенских соборов. Они проявлялись в толковании христианского вероучения, в формах богослужения. На Востоке вызывали неприятие постоянные притязания папского престола на главенство в христианском мире. За много веков церковь переживала много внутренних расколов (схизмы). Восточная и западная церкви соперничали в христианизации славянских народов. Однажды папские послы прибыли в Константинополь для переговоров для переговоров о преодолении разногласий. Но вместо примирения произошёл окончательный раскол. Папа римский и патриарх константинопольский предали друг друга анафиме. Так в 1054 г. произошло разделение на 2 церкви: восточная – православная и западная – католическая.

2. В чем состоят главные различия между православной и католической церквями?

Главным догматическим расхождением между церквями стало толкование Святого Духа. Православная вера учит, что Святой Дух исходит только от Бога Отца. Католическая церковь утверждает, что Святой Дух исходит и от Бога Сына. Кроме того, были и другие разногласия догматического характера, приведшие к различию в обряде причащения. Православные и католики по-разному совершают крестное знамение.

3. Как католическая церковь боролась с ересями?

Иннокентий 3 организовал крестовый поход против альбигойцев, еретическое движение во Франции. С помощью рыцарства эта ересь была уничтожена. Еретиков сжигали на кострах, убивали и преследовали. Для борьбы с ересями папским престолом была создана инквизиция. По всей Западной Европе были организованы инквизиционные суды. Они использовали тайное следствие, доносчиков и пытки для выявления еретиков. Высшей мерой для еретиков было сожжение на костре. Для борьбы с ересями был создан доминиканский орден. Ему было поручено руководить инквизицией.

4. Почему папы римские вели борьбу со светскими монархами?

В 12-13 вв. папство достигло вершины своего могущества. Папы вмешивались во внутренние дела государств и в личную жизнь императора и королей. Иннокентий 3 заставил светских правителей Западной Европы признать главенство папской власти. Многих монархов он сделал вассалами папского престола и заставил платить регулярный налог. Таким образом папы римские хотели подчинить себе и светскую власть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Православная церковь история 6 класс

Мифы Древней Руси

Православная церковь история 6 класс

Общество Древней Руси. Крещение Руси и его значение

Цели урока: характеристика личности и правления Владимира I; определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства. Анализ причин, сущности и резул.

Православная церковь история 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес.

Православная церковь история 6 класс

Разработка урока на тему: «Культура Древней Руси» к УМК Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России с древнейших времен»

Методическая разработка урока на тему «Культура Древеней Руси».

Модель изучения темы «Православная церковь в Древней Руси» основной школы при работе по ФГОС ООО

В работе представлены навыки теоретического и практического моделирования процесса планирования и преподавания темы «Православная церковь в Древней Руси. 6 класс», а также конспект у.

Религиозное мировоззрение было преобладающим в Средние века, однако господство христианства в средневековой Руси было далеко не полным. В народных массах устойчиво сохранялись пережитки языческих верований, что сказывалось в разных праздниках и обрядах и против чего упорную, но довольно безуспешную борьбу вела церковь. В народных обычаях и обрядах было много проявлений невежества, суеверий, но именно народные массы были той средой, которая в конечном счёте питала многообразные проявления антицерковной идеологии в русской культуре XIV–XVI вв. Новые духовные искания затронули церковную идеологию. Была предпринята попытка возвратиться к правильному, первоначальному толкованию учения Христа. На этом уроке мы поговорим об изменениях, произошедших в Русской православной церкви в XV – начале XVI вв.

Цели и задачи

Цель: дать учащимся представление о духовной и интеллектуальной жизни российского общества второй половины XV – XVI вв., показать развитие законодательства. Выявить различия между ересью и внутрицерковными дискуссиями, показать, как складывалось взаимодействие между церковью и государством и укреплялась теория «Москва – третий Рим».

— дать характеристику каждому сословию российского общества, описать его права и обязанности внутри государства и как они отразились в законодательстве;

— пояснить, почему православная церковь Руси перестала подчиняться Константинопольскому патриарху, как развивался спор нестяжателей и иосифлян, какие ереси существовали на Руси в средневековье.

Узнаем, научимся, сможем

— о структуре русского общества и система управления государством в начале ХVI в., какие появились сословия в этот период;

— о разных взглядах на место церкви в государстве и обществе, о нестяжятелях и иосифлянах;

мы научимся:

— давать определение понятиям: ересь, автокефалия;

— приводить аргументы для каждой стороны в дискуссии нестяжателей и иосифлян;

— объяснить причины и последствия избрания митрополита Руси без участия Константинопольского Патриарха;

— объяснить, почему точка зрения иосифлян нашла поддержку государственной власти в России.

Свод законов Московского государства

Документ, установивший основные законы для государства в правление Ивана III. Выберите один вариант ответа.

В начале \(XV\) века Русская православная церковь была зависима от Византии. Возглавлял церковь митрополит, который назначался константинопольским патриархом. Чаще всего именно греки занимали пост митрополита. На этом настаивала Византия, так как в свете угрозы со стороны Османской империи византийцам нужна была поддержка русского духовенства и русского государства в целом.

Резиденция митрополита ещё при Иване Калите была перенесена из Владимира в Москву . С тех пор город считался религиозным центром Руси.

Территориально церковь делилась на епархии. Каждая епархия возглавлялась епископами или архиепископами, которых назначал митрополит. Духовенство подразделялось на чёрное и белое . К чёрному относили монахов , обычно проживавших в монастырях. Белое духовенство составляли мирские священники .

Православная церковь история 6 класс

Какое устройство имела католическая церковь на Западе? Сравни устройство православной и католической церкви.

В целом положение православной церкви было крепким. Она оказывала влияние на духовную и нравственную сторону жизни, пыталась участвовать в политических процессах, оказывала огромное влияние на культуру, благословляла русских воинов на борьбу с ордынцами, как это было в Куликовской битве, а в период раздробленности призывала к объединению. Кроме того, церковь владела огромным количеством земель, которые получала в основном за счёт отдаваемых в дар вотчин.

По всей стране строились монастыри. Они освобождались от налогов и податей. Наиболее известными были Ферапонтов монастырь , Троице-Сергиев монастырь , Соловецкий монастырь , Кирилло-Белозёрский монастырь .

Православная церковь история 6 класс

Какую роль играла церковь в жизни населения? Какие общегосударственные задачи у неё стояли в \(XIV\)–\(XV\) веках?

Православная церковь история 6 класс

В образно-иллюстративной форме в пределах §13 «Православная церковь в Древней Руси» учебника История России. 6 класс. Авт. Пчелов Е.В., Лукин П.В., под ред. Ю.А.Петрова рассказывается о православии и язычестве на Руси, организации Православной церкви, древнерусском монашестве.

3) Падение Византии. Независимость Русской православной церкви.

4) Русская православная церковь в ХV в.

5) Иосифляне и нестяжатели

Тип урока

Ресурсы урока

Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Русская православная церковь в XV — начале XVI в.».

Основные понятия и термины

Православие. Церковный собор. Уния. Ереси. Секуляризация. Иосифляне. Нестяжатели. Автокефалия

Основные даты

1439 г. — Флорентийская уния.

1448 г. — утверждение независимости Русской православной церкви.

1453 г. — взятие Константинополя турками-османами

Персоналии

Патриарх Иосиф II. Епископ рязанский и муромский Иона. Стефан Пермский. Нил Сорский. Иосиф Волоцкий

Домашнее задание

Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Русская православная церковь в XV — начале XVI в.».

Продолжить составление синхронистической таблицы «История в лицах: современники».

*Задания 3, 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Московское государство при Иване III. Сколько времени прошло с тех пор, как на Руси было принято христианство?

Изменялись ли положения вероучения, сама Русская православная церковь за 500 лет после Крещения Руси?

Определить длительность исторического периода.

Анализировать происходящие сущностные изменения объекта в историческом контексте

Ориентационный (актуализации/повторения)

Какие религии вы знаете?

Какую роль играла католическая церковь в жизни Западной Европы в Средние века? Как она управлялась? Как боролись с еретиками в Западной Европе в Средние века?

Что такое уния, автокефалия?

Кто считался главой Русской православной церкви?

Актуализировать знания из курсов истории, ОРКСЭ.

Определять значение слов с помощью словаря

Работа со словарём

Содержательно-операционный

Прочитайте п. 1. текста в учебнике. Укажите, где была резиденция митрополита. Какую цель ставило перед собой византийское посольство, отправившееся из Константинополя в Рим в 1438 г.? Была ли эта цель достигнута?

Прочитайте фрагмент обращения Марка Эфесского к православным (см. рубрику «Изучаем документ»). Выпишите незнакомые слова и определите их значение. Какова главная мысль автора обращения?

Найдите на карте религиозные центры православия и католичества — Константинополь и Рим. В чём основные различия православия и католичества? (Используйте сравнительную таблицу.)

В чём состояла суть спора между иосифлянами и нестяжателями? Систематизируйте сведения в таблице. Кто и почему победил в этом споре? Чья позиция представляется вам более обоснованной?

Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом.

Определять значение слов, понятий.

Систематизировать информацию в форме сравнительной таблицы, выделяя общее и различное

Работа с текстом.

Составление сравнительной таблицы

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Почему на Руси была отвергнута Флорентийская уния?

Прочитайте п. 3 параграфа. Охарактеризуйте результаты Флорентийской унии для тех, кто её признал, а затем для Руси.

Узнайте о судьбе Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Какими дополнительными источниками информации вы воспользуетесь?

Оцените роль светской власти Руси в укреплении церковного могущества. Обоснуйте свою позицию

Определять причины исторического явления, события.

Давать характеристику результатов, выявлять последствия исторического события.

Планировать и осуществлять дополнительную познавательную деятельность по определённой теме.

Аргументировать суждение, оценку исторического факта

Работа с текстом.

Дополнительный материал

В 1503 г. был созван Церковный собор, который коснулся всех сторон церковного быта, служивших для еретиков поводом к нареканиям на Церковь. Были осуждены пьянство духовенства, непорядки в монастырской жизни. Собор вплотную подошёл к вопросу об отношении к монастырскому вотчинному землевладению. На Соборе выступили крупнейшие церковные деятели того времени — игумен Волоколамский Иосиф (Санин) и игумен Сорский (на р. Сорке, около Белоозера) Нил (Майков).

Нестяжатели

Иосифляне

Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Феодосий Косой

Иосифлянами и нестяжателями в исторической литературе называют представителей двух основных течений в русской христианской и общественной мысли, ярко проявивших себя в XV-XVI вв.

В качестве примера и те и другие обращались к опыту Сергия Радонежского.

И Иосиф Волоцкий, и Нил Сорский были причислены Русской православной церковью к лику святых (первый — в конце XVI в., второй — в начале ХХ в.)

Настаивали на ликвидации монастырского землевладения, считая его причиной падения нравов в Церкви и её авторитета.

Считали, что монахи должны вести аскетический образ жизни, ничего не иметь и питаться лишь плодами собственного труда, подаяниями. Бедность провозглашается основой хозяйственного монастырского уклада, а сребролюбие — самой пагубной страстью. Общежитие Нил Сорский считал менее совершенной формой монашеской жизни по сравнению с особножительством — в скитской форме.

Считали, что Церковь должна быть независима от светских властей

Иосифляне считали, что Церковь должна иметь большие материальные средства для того, чтобы успешно распространять свои идеи, заниматься благотворительностью и просвещением. Отрицали секуляризацию монастырских земель.

Светский правитель выполняет божественное предназначение, хотя при этом остаётся простым человеком, который может совершать ошибки.

Главная идея — идея неразделимости единого организма Церкви и государства

1. Какие достижения культуры пришли на Русь вместе с принятием христианства?

Вместе с принятием христианства на Русь пришли письменность, каменная архитектура, живопись, литература.

2. Какую роль играла православная церковь в жизни восточнославянского общества?

Православная церковь играла очень важную роль в жизни восточнославянского общества. Вся жизнь человека — рождение, крестины, брак, посты, праздники, смерть и похороны — проходила при участии священников.

3. Что свидетельствует о высоком уровне грамотности населения Древней Руси?

Свидетельствуют тому берестяные грамоты, найденные археологами.

4. Расскажите о развитии средневековой русской литературы. Приведите ее наиболее известные примеры.

Литература была понятна населению Руси благодаря письменности, созданной Кириллом и Мефодием и его учениками. Развитию собственной древнерусской литературы помогли привозимые из Болгарии книги.

Характерной чертой русской литературы стало прославление героизма и мужества борцов с жестокими врагами, воспевание любви к родной земле. Такими произведениями были повести «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», в основу которых легли события Куликовской битвы.

Вершиной древнерусской литературы стало созданное в конце XII в. произведение «Слово о полку Игореве».

5. Расскажите о развитии архитектуры средневековой Руси. Какие перестройки были произведены в Московском Кремле в XIV—XV вв.?

В средневековой Руси основным материалом для строительства служило дерево. С принятием христианства на Руси появились каменные храмы.

Период раздробленности стал временем расцвета древнерусской архитектуры. Князья не жалели средств, чтобы украсить свои города и тем самым превзойти соседей. Каждый храм был обязательно украшен фресками и иконами.

В Позднем средневековье наибольшие успехи были достигнуты в строительстве храмов и оборонительных сооружений. В крупнейших русских городах строился кремль — внутренняя городская крепость, цитадель.

Перестройки в Московском Кремле в XIV—XV вв.:
1. Иван Калита укрепил деревянные стены и возвел пять каменных храмов внутри Кремля.
2. После страшного пожара князь Дмитрий Донской решил сделать стены Кремля из белого камня.
3. Иван III произвел коренную перестройку Кремля. Стены и башни были сооружены из красного кирпича.

6. Сравните произведения Феофана Грека и Андрея Рублева. Что отличает творчество каждого из них?

Феофана Грека отличала особая манера письма. Его изображения выполнены в темных, мрачных тонах. В образах святых чувствуется что-то суровое и грозное.

Для работ Андрея Рублева характерна спокойная, умиротворенная манера. В своих творениях мастер предпочитал особые нежные цвета.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_6, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!

Православная церковь история 6 класс

Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской

1. Что такое сословие? Чем различалось положение разных сословий и что в них было общего? 2. Когда и почему произошёл раскол христианской церкви на католическую и православную? 3. Почему рост богатств католической церкви стал угрожать её авторитету? Какими средствами папы римские вое станавливали своё положение в обществе? 4. Сравните отношения между церковью и светской властью в Западной Европе и в Византии. 5. Кого называли еретиком? Как церковь боролась с еретиками? 6. Какие цели ставили перед собой участники Крестовых походов? Добились ли они их? 7. Какие изменения в отношения Востока и Запада внесли Крестовые походы? 8. Какой из Крестовых походов вы считаете важнейшим по своему значению и историческим последствиям? 9. Расположите в хронологической последователь ности события, связанные с историей: а) образование духовно-рыцарских орденов; б) Крестовый поход детей; в) речь папы Урбана II в Клермоне; г) разгром крестоносцами Константинополя. 10. Что было свойственно католической церкви в отличие от православной (выберите правильные ответы): а) богослужение велось на латинском языке; б) священникам можно было жениться; в) церковь возглавлял папа римский; г) священники не брили бороды?

1. Сословие – определенная общественная группа людей, со своими правами и обязанностями. Сословия практически полностью отличаются друг от друга, своим благосостоянием, правами, определённые законом и привилегиями. 2. В 1054 году произошел церковный раскол, из-за конфликта папы и патриарха. 3. Из-за богатства церкви начали появляться люди, открыто критиковавшие церковь. Они утверждали, что церковь испорчена, отвергали жадность священников. Таких людей церковь преследовала и наказывала. 4. В Западной Европе церковь пыталась взять главенство в управлении страной и расширить сферы влияния папы, поэтому долгие годы проходила внутренняя борьба между императорами и папами. В Византии же церковь всячески поддерживала правителей и старалась не вмешиваться в управление страной. 5. Еретик – противник господствующего вероучения церкви. Служители церкви преследовали еретиков и жестоко с ними расправлялись. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлучённый был вне закона. Это наказание могло накладываться не только на человека, но и на целую область или целую страну. 6. В первую очередь Папа призывал крестоносцев для возвращения святых земель и реликвий. Крестьяне же хотели для себя новых земель, возможность обогатиться. Купцы и феодалы отправлялись в походы с целью открыть новые торговые пути. 7. Пусть и борьба между христианами и мусульманами после всех Крестовых походов стала сильнее и ожесточеннее, но Восток и Запад переняли многое друг у друга в культурном плане. 8. Первый крестовый поход был самым важным, так как только при первом походе получилось захватить наиболее обширную территорию, крестоносцы достигли поставленной цели, пусть и с большими потерями, что не удавалось им в последующих походах. 9. Хронологическая последовательность:
В) речь папы Урбана II в Клермоне;
А) образование духовно-рыцарских орденов;
Г) разгром крестоносцами Константинополя;
Б) Крестовый поход детей. 10. Свойственность католической церкви в отличие от православной:
А) богослужение велось на латинском языке;
В) церковь возглавлял папа римский.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector