Православие в современной Украине. Справка

Православие в современной Украине. Справка

Предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом и благословляется Патриархом Московским и всея Руси. Предстоятель УПЦ является членом Священного Синода РПЦ, а украинский епископат участвует в Архиерейских и Поместных соборах РПЦ, в выборах Патриарха Московского и всея Руси.

Предстоятель УПЦ с 2014 года — Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский); резиденция — Киево-Печерская Лавра.

По данным, приведенным 25 июня 2008 года на Архиерейском Соборе РПЦ, украинская церковь состоит из 43 епархий и насчитывает около 10,9 тыс. общин.

За исключением Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей является самой массовой православной структурой на Украине.

Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) — религиозная организация, история возникновения которой восходит к националистически ориентированной украинской церковной группе, неканонически сформированной в 1920 году, уничтоженной в 1930-е годы, восстановленной под немецкой оккупацией в 1942 году и сохранившейся в послевоенные годы только в эмиграции, главным образом в Канаде, в то время как все оставшиеся храмы УАПЦ на территории Украины были переданы в юрисдикцию РПЦ.

Легальную деятельность УАПЦ возобновила в конце 1980-х гг., тогда в ее состав вошли несколько приходов, отколовшихся от Московского патриархата.

Главой церкви с 2015 года является Макарий (Малетич) с титулом «митрополита Киевского и всея Украины».

На сегодняшний день имеет на Украине 11 епархий. По данным на 2001 год имела более 550 приходов, находящихся в основном на территории Западной Украины.

Православие в современной Украине. Справка

Эта церковь провозглашает свое начало от крещения Руси и именует себя наследницей Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата, существовавшей до 17 века.

Однако каноничность так называемого Киевского патриархата не признала ни РПЦ, ни другие поместные православные церкви, включая на настоящий момент Константинопольскую.

Решением Архиерейского Собора РПЦ, который прошел 18-23 февраля 1997 года в Москве, Филарет отлучен от Церкви за раскольническую деятельность (всех степеней священства он был лишен Архиерейским собором еще в 1992 году).

По данным УПЦ КП, церковь включает около 4 тыс. приходов, объединенных в 29 епархий, в ней служат около 40 архиереев (большая их часть поставлена Филаретом уже после его анафемы).

К этому религиозному объединению относятся четыре высших духовных заведения, две духовных семинарии, 48 мужских и женских монастырей.

Кроме того, стоит упомянуть действующую в стране Украинскую греко-католическую церковь (УГКЦ).

Она также возводит свою историю к Крещению Руси в 988 году, однако реально возникла в результате Брестской Унии 1596 года, когда все епископы тогдашней Киевской митрополии Константинопольского патриархата, находившейся в рамках Речи Посполитой, приняли власть Папы Римского и католическую догматику при сохранении византийского обряда. Укоренилась в западной части Украины, входившей в состав польского государства и Австро-Венгерской империи.

Является крупнейшей католической церковью восточного обряда.

После проходившего под контролем советских властей Львовского собора 1946 года часть УГКЦ была включена в РПЦ, а часть ушла в подполье. Исторически была важной составляющей украинского национального движения в польских областях, в послевоенное время оставалась активной силой в украинской диаспоре. Легализована в СССР в 1990 году и быстро вышла из подполья, вернув себе на волне националистических настроений большую часть храмов. В начале 1990-х нередки были физические столкновения с православными из-за храмов.

По данным католического ежегодника Annuario Pontificio за 2008 год, численность верующих составляет 4,2 млн человек. В церкви около 3 тыс. священников и 43 епископа. УГКЦ принадлежит более 4 тыс. приходов, десятки монастырей и более 10 средних и высших учебных заведений.

Предстоятель УГКЦ — Верховный Архиепископ Киево-Галицкий Святослав Шевчук (с 2011 года).

В начале 2019 года на Украине была официально зарегистрирована так называемая Православная церковь Украины (ПЦУ), о начале создания которой было объявлено по итогам объединительного собора 15 декабря 2018 года.

Данное мероприятие прошло в Софийском соборе Киева с участием представителей УПЦ КП, УАПЦ, двух епископов УПЦ МП — Александра Драбинко и Симеона Шостацкого, а также смотрящих от Константинопольской церкви. В работе собора также приняли участие президент Петр Порошенко и спикер Верховной Рады Андрей Парубий.

Создание ПЦУ стало одним элементов предвыборной кампании Порошенко, который решил таким образом еще раз подчеркнуть независимость Украины от РФ, в данном случае от Московской патриархии.

В состав новой структуры вошли все приходы, епископы и клирики УПЦ КП, УАПЦ, а также примкнувшие к ним немногочисленные представители УПЦ МП.

Предстоятелем ПЦУ был избран митрополит Киевского патриархата Епифаний Думенко, который на тот момент считался правой рукой Филарета. Кроме политической элиты Украины, в создании новой украинской религиозной организации оказался заинтересован Константинополь и лично патриарх этой церкви Варфоломей, который пытается обозначить свое главенство в православном мире.

Константинополь включил Православную церковь Украины в свой вариант списка автокефальных мировых православных церквей, однако по состоянию на май 2019 года Русская православная церковь и УПЦ МП как ее составная часть высказались резко против планов создания ПЦУ и отказались входить в ее состав, так как на Украине существует единственная каноническая церковь Московского патриархата. После этого РПЦ разорвала общение с Константинополем.

Православие в современной Украине. Справка

При этом через парламент был проведен закон, согласно которому УПЦ МП должна была изменить свое название с целью указания в нем руководящего центра, который якобы располагается в России. Однако спустя некоторое время по решению суда этот закон был отменен, при этом выступивший одним из его главных лоббистов Парубий пообещал оспорить это решение.

В середине мая стало известно, что Филарет, на неприемлемости фигуры которого в роли главы ПЦУ настаивал Константинополь, выступил против Епифания и Варфоломея, заявив, что ПЦУ не обладает подлинной независимостью.

Он заявил о планах по воссозданию Киевского патриархата с собой во главе, который, по его словам, юридически так и не был ликвидирован.

Православие в современной Украине. Справка

Об этом сам Филарет заявил на пресс-конференции в своей резиденции в Киеве.

"Синод есть . в него входят все архиереи церкви. Пять", — сказал он, добавив, что со временем их количество возрастет до 12.

Он подчеркнул, что Украинская православная церковь Киевского патриархата является независимой, в том числе от ПЦУ.

"От этой так называемой ПЦУ мы отмежевываемся", — сказал архиерей.

24 июня синод ПЦУ решил лишить Филарета права управления Киевской епархией, а соответственно и контроля над местными храмами и монастырями.

Это решение синод церкви принял после проведения Филаретом "собора" для восстановления деятельности УПЦ Киевского патриархата.

Также Православная церковь Украины приняла в непосредственное подчинение митрополита Епифания все монастыри и храмы Киева, церковных иерархов, которые до этого подчинялись Филарету.

Хоть Филарета и оставили епископом ПЦУ и не отлучили от служения.

Владыка еще может обратиться к ПЦУ, чтобы обжаловать решение синода на соборе церкви.

Комментируя это решение, Филарет сказал, что "их постановления нас не касаются".

Синод ПЦУ исключил из состава своего епископата двух иерархов — митрополита Белгородского Иоасафа и его викарного епископа Петра (Москалева), — приехавших из России, чтобы присоединиться к организованному Филаретом "собору".

Их исключили "за активное участие в действиях, направленных на возбуждение противостояния в церковной среде" и участие в "рукоположении епископов вне своей территории".

Речь идет о том, что на выходных они вместе с Филаретом рукоположили в епископы без согласия Синода ПЦУ отца Илью Зеленского из Харькова и архимандрита Андрея Маруцака из Киева, которые являются сторонниками бывшего патриарха.

Обвинения в рейдерстве и тайных сделках с Константинополем

Филарет также напрямую обвинил ПЦУ попытке рейдерского захвата имущества Киевского патриархата.

"Так называемая Православная церковь Украины начала рейдерские атаки и захватывает наши храмы", — сказал он.

По словам архиерея, ПЦУ "захватила" Свято-Феодосиевский монастырь в Киеве, церковь Богородицы Пирогощей, а также планируют "захват Владимирского собора".

Владыка обратился к государственным органам, чтобы они "защитили права и свободы верующих Киевского патриархата, защитили нас от рейдерских захватов".

"Если наша власть не будет нас защищать, то мы будем обращаться к европейской общественности", — добавил Филарет.

При этом он отметил, что пока не собирается "обращаться в суд, потому суды у нас продажные, и там могут защитить ложь, а правду могут наказать".

Митрополит Епифаний заявил, что Филарета не будут отлучать от священнослужения

Владыка заявил, ссылаясь на расследование журналистов портала "Вести", что в ноябре 2018 года тогдашний президент Петр Порошенко подписал соглашение с Вселенским патриархом Варфоломеем, в которой пообещал передать ему в ставропигию (непосредственное подчинение) ряд объектов в Украине.

Среди таких объектов, по словам Филарета, Андреевская церковь, Флоровский и Корецкий монастыри, Манявский скит и Успенский храм во Львове.

"До момента передачи этих храмов и монастырей Православная церковь Украины должна платить Вселенскому патриархату с каждого прихода ежемесячные финансовые взносы в размере от 4 до 20 тысяч долларов", — сказал он.

Филарет уточнил, что в целом речь идет о 28 миллионов долларов.

В то же время советник президента Порошенко Ростислав Павленко в комментарии BBC News Украина опроверг заявления Филарета.

"Это неправда. Фанар (Вселенский патриархат. — Ред.) не имеет ставропигий или строений, кроме Андреевской церкви. Никто Фанару ничего не платит", — сказал Павленко.

Он призвал Филарета "не повторять российские фейки".

"Восстановленный" Киевский патриархат

Бывший патриарх Филарет не признает того, что Киевский патриархат 15 декабря 2018 года самораспустился, чтобы сразу войти в состав вновь созданной автокефальной Православной церкви Украины.

По его словам, новая церковь является "греческой" и слишком зависима от Вселенского патриарха, который в январе 2019 года предоставил ей томос об автокефалии.

Говоря о томосе Филарет, подчеркивает, что не согласился бы на него, если бы заранее знал содержание документа.

ПЦУ же считает, что решение о роспуске УПЦ КП вступило в силу сразу же после принятия, а сам Филарет после этого вошел в состав руководящего органа новой церкви — Синода и все время признавал первенство митрополита Епифания.

20 июня в Киеве во Владимирском соборе по инициативе владыки Филарета прошло собрание части иерархов, священников и мирян бывшей непризнанной мировым православием УПЦ Киевского патриархата.

Настоятель Владимирского храма протоиерей Борис Табачек является сторонником и давним соратником Филарета.

24 июня ПЦУ подчеркнула, что Владимирский собор является ее храмом и подчиняется митрополиту Епифанию, однако Филарет "по-прежнему может служить там службу".

Православие в современной Украине. Справка

13 ноября Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), которая подчиняется РПЦ во главе с Кириллом, запретила своим священникам встречаться с президентом Петром Порошенко и вслед за Москвой прервала общение с Константинополем.

Однако трое влиятельных архиереев УПЦ МП все же встретились с Порошенко. Многие заговорили об очередном расколе, на этот раз в рядах пророссийской украинской церкви. Учитывая недавнее признание Константинополем автокефалии независимых украинских церквей, многообразие духовной жизни на Украине грозит перерасти в хаос.

Так сколько же на Украине церквей? Почему украинские христиане продолжают раскалываться?

1. Униаты

На сегодняшний день на Украине четыре христианских церкви. Самая старая из них – Украинская греко-католическая (или униатская) церковь.

Православие в современной Украине. Справка

Она была создана после Брестской унии 1596 года. Тогда православные Речи Посполитой (тогдашнее название Польши) решили перейти в подчинение Папе римскому и принять католичество, сохранив при этом церковнославянский язык богослужений и византийскую литургию.

На сегодняшний день униатами себя считают около 4,6 млн человек или 11% населения Украины. Они сохранили свою церковь и при царе, и при поляках, и при советской власти.

2. Церковь Московского патриархата

На Руси патриаршество было учреждено в 1589 году, когда константинопольский патриарх предоставил Москве автокефалию. Большая часть территории современной Украины относилась тогда к Польше.

В 1654 году Переяславская рада приняла решение о присоединении Украины к России. В результате последовавших русско-польских войн Москва установила контроль над Левобережной Украиной и Киевом. За политическим господством последовало и церковное.

Православие в современной Украине. Справка

В 1686 году Киевская метрополия была переведена в Московский патриархат. Впоследствии все православные на завоеванных Российской империей территориях переходили в РПЦ.

На сегодняшний день в УПЦ МП около 25% украинцев (10 млн человек). Этой церкви принадлежит множество церквей и монастырей, в том числе Киево-Печерская лавра, где хранятся мощи Ильи Муромца. Именно за церковную собственность сейчас идет основная борьба.

3. Украинская автокефальная церковь

Когда пала Российская империя, Украина потребовала независимости. Раскол затронул и церковь.

После петровских реформ русская православная церковь была полностью подчинена государству. Патриаршество было упразднено, главой церкви стал один из госминистров – обер-прокурор Синода. Желание Украины порвать с русской церковью было и стремлением уйти из-под власти Петербурга.

Православие в современной Украине. Справка

После Октябрьского переворота и прихода к власти большевиков сепаратизм лишь усилился. В ноябре 1917 года была создана Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

На сегодняшний день в ней лишь 2,4% граждан Украины (1 млн).

4. Церковь Киевского патриархата

Самая большая церковь на Украине – Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП, 40% населения или 17 млн верующих). Она откололась от РПЦ в 1992 году. Ее создал митрополит Филарет, который в 1990 году проиграл борьбу за патриаршество Алексию II . Он решил не примыкать к УАПЦ, а основать свою новую церковь.

Православие в современной Украине. Справка

Создание этой церкви в 1990-е поддержали новые власти Украины. В Москве и УАПЦ, и УПЦ КП считают раскольниками и признают лишь УПЦ МП. До недавнего времени такой же позиции придерживался Константинополь. Однако в 2018 году вселенский патриарх объявил о предоставлении автокефалии УАПЦ и УПЦ КП.

Украинские власти собираются создать единую украинскую православную церковь. Учитывая наметившийся раскол в УПЦ МП, собирать церковь Киеву придется из не менее чем пяти частей.

Съездила я в городок Ногинск на востоке Подмосковья, полюбовалась его церквями и решила про них рассказать. И села читать о главном Богоявленском соборе . Все вроде, как бывает со многими церквями: сначала (в 17 в.) деревянный храм, через 100 лет — каменный, который достаивали-перестраивали, а потом еще через сотню лет снесли и построили новый просторный собор. На колокольню подняли колокол весом 1250 пудов (20 тонн) — самый крупный в уездных городах России. Служили здесь на всенощной в мае 1918 г. патриарх Тихон и будущий патриарх Сергий, а в 1923—1925 гг. на клиросе в архиерейском хоре пел будущий патриарх Пимен. В общем, патриарший такой собор получается.

И дальше история, как у большинства российских храмов: сброшены все колокола, батюшки расстреляны на Бутовском полигоне, а в соборе было организовано сапоговаляльное и красильное производство.

В 1989 г. собор вновь освящён и начато восстановление храма. А в 1991 г. на пути из Москвы в Дивеево крестным ходом рядом с храмом пронесли мощи преподобного Серафима Саровского .

И все вроде пошло на лад, как вдруг читаю такое : В 1993-97 гг. захвачен обновленцами .

Стоп, какие обновленцы в 90-х годах? Полезла читать дальше, и оказалось…

С 1989 г. настоятелем храма был архимандрит Адриан (Старина) , он, собственно, его и восстанавливал, привел в порядок и построил на его территории духовную семинарию, православную гимназию и большое подсобное хозяйство.

И вдруг в 1993 г. он уходит в Украинскую православную церковь Киевского патриархата .

Было это, конечно, не вдруг и достаточно скандально. Сначала он просто был отстранен от должности « за недостойное поведение , выразившееся в различных действиях, порочащих высокое звание пастыря и христианина», а на юридическом языке это звучало, как «насильственные действия сексуального характера». И направлен в Ульяновск, но туда не поехал, а перешел в « Российскую православную свободную церков ь» (РПСЦ) – есть, оказывается, и такая. Находится она в подчинении у Русской православной церкви заграницей, так вот она была против принятия Адриана в свои ряды, слишком уж порочные действия он совершил.

Зато Украинская православная церковь оказалась не против, и в январе 1994 г. приход при Богоявленском соборе Ногинска Московской области стал приходом «УПЦ Киевского патриархат а». Вот так странно, Подмосковье – и вдруг Киевский патриархат. К тому же Адриан стал архиепископом Днепропетровским и Криворожским. И из собора не ушел, а наоборот . Только в сентябре 1997 г. правоохранительные органы выдворили Адриана из Богоявленского собора и вернули собор Русской православной церкви. Почему так долго? Пишут о том, что « Адриан вел беспрецедентную имущественную тяжбу с местной администрацией за право владения собором. Суд заседал 34 раза. Почти на каждом из заседаний Адриан предъявлял новые и новые юридические документы на фиктивно созданные и зарегистрированные организации, которые якобы возглавлял. Суд в течение почти пяти лет вынужден был распутывать казуистические клубки формальных претензий бывшего иерарха ».

При этом – остается только удивляться и качать головой — 19 декабря 1996 г. в Богоявленском соборе Ногинска Адриан совершил «коронацию на царский престол Российской империи самодержца Великой, Малой и Белой Руси» «Императора Николая III» (самозванца Николая Дальского, объявившего себя сыном царевича Алексея) и «государыни-императрицы» Наталии. Охрану обеспечивали боевики НПФ «Память» — может, помните про такое. (Википедия)

Много всего еще происходило с Адрианом и в Ногинске и на Украине, и в мае 2011 г. он был исключён из числа постоянных членов Священного синода УПЦ КП и отстранён от управления Криворожской епархией с сохранением права управления малочисленной Богородской епархией.

После того, как его выдворили из собора, ему оставили небольшую церковь в здании бывших казарм для рабочи х, построенных Саввой Морозовым.

Но потом лишили и ее.

Сейчас Адриан служит в маленькой церкви в частном доме .

В 2016 году Московский областной суд принял решение о сносе этого здания, поскольку права на религиозную деятельность на этой территории Адриану никто не давал. Но Адриан нашелся ив той ситуации, и сейчас это дело рассматривает Европейский суд по правам человека.

Православие в современной Украине. Справка

Русская православная церковь (РПЦ) разорвала евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Такое решение принято по итогам заседания Священного синода РПЦ, продолжавшегося почти шесть часов. Синод под председательством Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и с участием митрополита украинской православной церкви (Московского патриархата) Онуфрия впервые прошел за пределами России — в Минске.

Константинопольский (Вселенский) патриархат находится в расколе, объяснил журналистам председатель отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион. Основанием для такого вывода стали последние решения Константинопольского патриархата, уточнил он.

Православие в современной Украине. Справка

11 октября синод Константинопольского патриархата подтвердил свое намерение предоставить автокефалию украинской церкви, а также отменил решение 1686 года, которым Константинопольский па​триарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Москве, — то есть тем самым признал Украину своей канонической территорией. Синод также установил каноническое общение с двумя украинскими церквями, не признаваемыми РПЦ, — Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). Таким образом, с патриарха УПЦ КП Филарета (Денисенко) была снята анафема, наложенная РПЦ.

«Принятие в общение раскольников», «посягательство на чужие канонические уделы», «попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств» выводят Константинопольский патриархат за пределы канонического поля и делают невозможным продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами, говорится в итоговом заявлении Священного синода РПЦ.

В нем также приводится подробная аргументация того, почему решения Константинополя, принятые 11 октября, нарушают православные каноны, и оспариваются претензии Вселенского патриархата на то, чтобы считать своей канонической территорией Украину.

«Провозглашаемое Константинополем» учение в заявлении называется «ложным», а действия патриархата «беззаконными». Вместе с тем в нем ни разу не упоминается слово «ересь» и его производные. «Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви», — говорится в документе.

Что это значит?

До решения синода РПЦ разрыв канонического общения назывался представителями церквей и экспертами крайней мерой, на которую может пойти Москва в ответ на действия Вселенского патриархата. Хотя звучали и более радикальные предложения. Так, член синодальной Библейско-богословской комиссии Московского патриархата протоиерей Андрей Новиков в связи с решениями Константинополя по Украине предлагал созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный собор для низложения патриарха Варфоломея и членов его синода.

Евхаристическое общение — каноническое единство церквей, возможность для их последователей беспрепятственно участвовать в таинствах в другой церкви. Разрыв евхаристического общения — запрет на принятие таинств другой церкви. После разрыва евхаристического общения прекратятся совместные богослужения РПЦ и Вселенского патриархата, прихожане РПЦ не смогут причащаться и совершать таинства в храмах Константинопольского патриархата, пояснил Иларион. ​

Заявление РПЦ о расколе с Константинополем привело к появлению «двух враждующих православных миров», говорит сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. «Московский патриархат реализовал свою угрозу. Это уже полный разрыв общения между двумя патриархатами», — отметил он.

Разрыв евхаристического общения возможен по разным причинам и не обязательно связан с обвинением другой церкви в ереси, пояснил РБК вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Например, в данном случае решение было принято в связи с несоблюдением Константинополем канонов. Крайней мерой стало бы предание патриарха Варфоломея анафеме, говорит он. «Это пока единственное отличие нынешнего «раскола» от Великой схизмы, которая разделила католиков и православных», — говорит Макаркин. Тогда, напоминает эксперт, Византийский патриарх и папа римский взаимно анафемизировали друг друга (анафемы были сняты только в 1965 году). Макаркин считает, что предание анафеме Варфоломея — это пока нереалистичный сценарий.

Лункин считает, что текущий разрыв отношений не похож на тот, что временно произошел в 1996 году из-за Эстонии. «Сейчас и политические обстоятельства, и церковное воздействие совершенно другие. Тогда сравнительно быстро пришли к компромиссу, при этом сейчас в Эстонии сохранились структуры как Московского, так и Константинопольского патриархата. Тогда РПЦ, получается, пошла на уступки, все-таки не стала ставить условием уход Константинопольского патриархата из этой страны, но тогда не было проблемы раскольников. В настоящее время накал политических страстей намного выше, это видно и по заявлениям Порошенко, и по обсуждению в российских СМИ», — пояснил Лункин.

Не первое прекращение общения

Выступая перед журналистами, митрополит Иларион напомнил, что евхаристическое общение РПЦ со Вселенским патриархатом уже прерывалось из-за событий в Эстонии. В 1996 году патриарх Варфоломей принял Эстонскую апостольскую православную церковь под свою каноническую юрисдикцию. После чего Священный синод РПЦ под председательством патриарха Алексия постановил приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. До 2001 года патриархаты провели несколько раундов переговоров, им удалось урегулировать отношения и общение было восстановлено.

Как это скажется на посещении Афона?

Уже после заседания синода пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков заявил, что верующие РПЦ не смогут молиться на расположенной в Греции горе Афон, так как «Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Гора Афон пользуется популярностью у российских политиков. Президент России Владимир Путин был на Афоне как минимум дважды — в 2005 и 2016 годах, несколько раз там бывал премьер Дмитрий Медведев. Кроме того, по данным СМИ, Афон посещали экс-глава Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин (Слюняев) и другие чиновники петербургской администрации.

Российские меценаты принимали активное участие в реставрации Свято-Пантелеимонова монастыря. Однако религиовед Лункин допускает, что прихожане РПЦ смогут посещать монастыри и старцев Афона: ​ «Афон — отдельная монашеская республика. По решению самих монастырей православные верующие смогут посещать Афон и афонских старцев».

Епархии и приходы, которые подчиняются Константинопольскому патриархату, есть и в других странах, например в Турции (на нее приходится шесть епархий и десять монастырей), Западной Европе, Южной Америки. В каноническую территорию также включены некоторые храмы в Австралии, Сингапуре и даже в Таиланде. Верующие РПЦ не смогут причащаться или приходить на богослужения во все храмы Константинопольского патриархата, подчеркнул Волков.

Представители Украинской православной церкви Московского патриархата вступились за преследуемых прихожан и священников УПЦ Киевского патриархата, называемого раскольническим и не признанным ни одной из канонических православных церквей. В УПЦ МП уверены, что действия в отношении прихожан и священнослужителей УПЦ КП являются антихристианскими и античеловеческими.

Группа священников и мирян Украинской православной церкви Московского патриархата призвала прекратить преследование приверженцев Украинской православной церкви Киевского патриархата, не признанной ни одной из канонических православных церквей и настаивающей на полной автономии от РПЦ. Об этом сообщает "Интерфакс".

В последнее время представители УПЦ КП, не пользующейся широкой поддержкой на востоке Украины и в целом по стране, заявляют о преследовании и угрозах в адрес своих прихожан и священников на Восточной Украине.

Клирики и миряне УПЦ МП уверены, что "желание добиться каких-либо политических целей, связанное с насилием, лишением жизни и здоровья людей, причинением значительного экономического ущерба, разрушением системы социальной помощи и инфраструктуры обширных территорий, является тяжким грехом, противоречит Христовым заповедям и не имеет никакого отношения к православным убеждениям и ценностям".

В УПЦ МП уверены, что политические цели достижимы "лишь опираясь на право, на законы государства, политическими средствами, которые допустимы в правовом обществе": "К сожалению, становится известно о психологическом терроре, угрозах вплоть до угроз лишения жизни христианам разных конфессий, в частности священнослужителям Киевского патриархата и других конфессий. Как христиане и верующие УПЦ мы отмечаем, что такое поведение является антихристианским и античеловеческим и неизбежно навлечет на преступников праведный гнев Божий".

Авторы сообщения призывают обе противоборствующие стороны "унять эмоции, перейти к диалогу, отпустив всех, кто был захвачен без оружия": "Как священнослужители и верующие Украинской православной церкви со своей стороны мы готовы приложить свои усилия к посредничеству и поддержки всеми средствами потерпевшего мирного населения".

Данный документ подписан несколькими десятками человек. Примечательно, что в числе подписантов данного заявления фигурирует пресс-секретарь праворадикальной экстремистской организации "Правый сектор" Артём Скоропадский.

Украинская православная церковь Московского патриархата состоит в структуре Русской православной церкви. По уставу РПЦ, она является самоуправляемой и обладает правами широкой автономии. УПЦ МП является крупнейшим религиозным объединением Украины по числу приходов, прихожан и священнослужителей.

Украинская православная церковь Киевского патриархата возникла в 1992 году в результате раскольнических действий части иерархов УПЦ, настаивавших на полном отделении церкви от РПЦ и поддерживаемых украинскими властями. Не признана ни одной из канонических православных церквей. Вместе с тем, таинства УПЦ КП поддерживаются Украинской греко-католической церковью, а также Римско-католической церковью.

13 августа митрополит Онуфрий был избран митрополитом Киевским, предстоятелем Украинской православной церкви Московского патриархата. Интронизация нового главы УПЦ пройдёт 17 августа.

Православие в современной Украине. Справка

Выборы, в которых участвовали 83 архиерея Украинской православной церкви, состоялись в Киево-Печёрской лавре. Голосование проходило тайно в два тура. Помимо Онуфрия во втором туре вышли митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич), а также митрополит Винницкий и Барский Симеон (Шостацкий).

Прежний киевский митрополит Владимир, руководивший украинской церковью с мая 1992 года, скончался 5 июля.

Украинская православная церковь входит в состав РПЦ, однако имеет статус самоуправляемой и обладает правами широкой автономии.

Предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом и благословляется Патриархом Московским и всея Руси. Предстоятель УПЦ является членом Священного Синода РПЦ, а украинский епископат участвует в Архиерейских и Поместных Соборах РПЦ, в выборах Патриарха Московского и всея Руси.

Что известно о митрополите Онуфрии?

Онуфрий (в миру — Орест Владимирович Березовский) родился 5 ноября 1944 года в селе Корытном Вашковского района Черновицкой области Украины в семье священника.

Православие в современной Украине. Справка

В 1964 году он окончил Черновицкое техническое училище, после чего два года работал в сфере строительства.

В 1966 году Орест Березовский поступил на общетехнический факультет Черновицкого государственного университета. В 1969 году оставил университет и поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1972 году.

В 1970 году Онуфрий был принят в Троице-Сергиеву лавру.

18 марта 1971 года он был пострижен в монашество, в июне того же года рукоположен в сан иеродиакона, в мае 1972 года возведён в иеромонахи. В 1980 году получил сан игумена.

28 августа 1984 года был назначен настоятелем Преображенского храма Афонского подворья в селе Лукино Московской области.

В декабре 1986 Онуфрий года был возведён в сан архимандрита.

В 1988 году он окончил Московскую духовную академию, получив степень кандидата богословия.

В 1988 – 1990 священнослужитель являлся наместником Успенской Почаевской лавры (Украина).

9 декабря 1990 года архимандрит Онуфрий был возведён в сан епископа Черновицкого и Буковинского.

Православие в современной Украине. Справка

В июле 1994 года был назначен постоянным членом Священного Синода Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП).

В ноябре 2000 года Онуфрий был возведён в сан митрополита.

24 февраля 2014 года решением Священного Синода УПЦ МП был избран местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры.

19 марта 2014 года был включён в состав Священного Синода УПЦ МП на правах постоянного члена.

13 августа 2014 года Собор епископов в Киеве избрал митрополита Онуфрия митрополитом Киевским и всея Украины.

Награждён церковным орденом святого Иннокентия Московского II степени, а также российским Орденом Дружбы (2013).

Православие в современной Украине. Справка

Вселенский патриархат предоставил недавно созданной Православной церкви Украины (ПЦУ) автокефалию, то есть статус независимой поместной церкви. Киевский патриархат (УПЦ КП), который в отличие от УПЦ Московского патриархата, с 1990 года не признавался мировым православием, получил официальный статус в составе новой церкви.

Что на практике означает независимость украинской церкви и как это повлияет на мировое православие в целом — в материале Инфо24.

История конфликта

После распада Советского Союза в Русской православной церкви (РПЦ), куда на правах экзархата (самоуправляемой административной единицы) входила УПЦ, произошел первый крупный раскол. Киевский митрополит Филарет после неудачной попытки избраться на пост Московского патриарха создал свою церковь на Украине. В Москве новый Киевский патриархат (УПЦ КП) не признали, а самопровозглашенного «патриарха» предали анафеме, назвав раскольником.

Сегодня на территории Украины существует несколько религиозных групп, каждая из которых называет себя «православной церковью». Русская же Православная Церковь, как и весь православный мир в целом, считает, что на Украине не множество церквей, а только одна, единственно каноническая Украинская Православная Церковь. Почему это так, рассказываем в наших «Слайдах».

Сколько на сегодняшний день на Украине существует религиозных групп, называющих себя «православной церковью»?

Очень много. Даже «патриархов» в Украине — целых два. Если же говорить о так называемых Церквях, то на сегодняшний день на территории страны существует и так называемая «Украинская православная церковь — Киевский патриархат» (УПЦ), и «Украинская автокефальная православная церковь (обновленная)», и религиозная группа с таким же названием, но только с добавлением слова «каноническая». И это далеко не весь список. Все они являются неканоническими и не признаются в качестве подлинной Церкви на территории Украины.

А что значит «неканоническая» Церковь?

Неканоническая — значит, не признанная другими Церквями. Существует такое понятие, как вселенское православие — сообщество Поместных Православных Церквей, которые имеют единое историческое преемство от самих апостолов и в своей истории строго придерживались основ православной веры. К таким Церквям относятся, например, Иерусалимская, Антиохийская, Русская и не только. Все они признают друг друга в качестве Церкви Христовой. Так вот, если новообразовавшаяся религиозная группа, называющая себя «церковью», не признается в качестве таковой вселенским православием, значит она является неканонической.

То есть если обычный человек задумает создать свою собственную церковь, то она будет неканонической до тех пор, пока ее не признают другие Поместные Церкви?

Совершенно верно. Но этого никогда не произойдет. Потому что у такой «церкви» не будет самого главного — апостольского преемства. Церковные каноны предписывают: возглавить общину верующих может только епископ. А рукоположить его могут только несколько других епископов, которых до этого рукоположили другие и так далее. Эта цепочка рукоположений простирается вплоть до двенадцати апостолов, которые приняли дары священства в день Пятидесятницы. Без епископов и священников совершение церковных таинств невозможно. А это значит, что не будет и подлинного преображения человека, ради чего, собственно, и существует Церковь.

А если «новаторы» найдут епископов? Тогда все получится?

Нет. Во-первых, епископу одной епархии запрещено принимать на себя управление Церковью в другой (15-е правило Первого Вселенского Собора). Кроме того, подобный переход возможен только с согласия Синода и Собора всей Церкви. В противном случае такой епископ является раскольником, и церковным судом либо запрещается в служении, либо — это случай крайний — может быть предан анафеме, то есть полному отлучению от Церкви.

И что происходит с епископом после запрещения или анафемы?

После этого он уже не имеет священнической благодати, а это значит, что все совершаемые им «таинства» не имеют никакой силы. Ношение епископского облачения человеком, над которым Церковью произнесена анафема или который был отправлен под запрет, — не более чем бутафория. Именно поэтому, кстати говоря, ни одна из существующих сегодня на Украине церквей, помимо Украинской Православной Церкви, не признается православным миром.

Потому что все ее епископы или запрещены в служении или преданы анафеме?

Да. Самый яркий пример — бывший митрополит Киевский, Филарет Денисенко, который является сегодня «патриархом» так называемой «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата». 11 июня 1992 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви было принято постановление извергнуть его из сущего сана, после чего он перестал быть митрополитом. А после того как Денисенко отказался признавать решение Собора, 21 февраля 1997 года на новом Архиерейском Соборе бывший митрополит был предан анафеме. Причем эта анафема признана всеми Поместными Церквями.

А за что он был подвергнут такому строгому наказанию?

Цитируем официальный церковный документ: «За жестокое и высокомерное отношение митрополита Филарета (Денисенко) к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит 1. 7–8; 27-е правило святых апостолов), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф 18:7; 3-е правило I Всел. Собора, 5-е правило V–VI Всел. Собора), клятвопреступление (25-е правило святых апостолов), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (6-е правило II Всел. Собора), совершение священнодействий, включая рукоположения, в состоянии запрещения (28-е правило святых апостолов), учинение раскола в Церкви (15-е правило Двукратного Собора)».

Есть ли еще какие-то канонические препятствия для создания своей церкви?

Есть. Помимо всего выше сказанного, нужно помнить, что епископ, согласно церковным канонам, просто так, без официального приглашения, не может приезжать в другую епархию.

А почему только Украинская Православная Церковь единственно каноническая?

Во-первых, потому что только в ней сохранилось апостольское преемство. Во-вторых, свою автономию и самоуправление она получила законно, без нарушения канонов, от Московского Патриархата. В третьих, только эта Церковь признается канонической всем православным миром.
Она является частью Русской Православной Церкви, имея при этом практически полную автономию и свободу. Таков сознательный выбор большинства украинских православных христиан и духовенства Украинской Церкви.

Значит, количество Поместных Церквей всегда будет одинаковым?

Нет. В Церкви предусмотрены некоторые легальные пути. Например, христианин в качестве миссионера отправляется от одной из Поместных Церквей проповедовать в другую страну, где еще нет Церкви. В случае успеха через некоторое время там возникает община. Каноническая Церковь направляет туда своего епископа, который рукополагает священников. Постепенно община расширяется, образуется епархия, потом митрополия (объединение нескольких епархий), складывается своя самостоятельная жизнь. И вот, когда все это произошло, местные епископы при согласии верующих могут направить официальный запрос в ту Поместную Церковь, откуда к ним пришел миссионер — только она имеет право предоставить автокефалию. Если эта Церковь дает свое согласие, то вслед за этим такое же признание должно поступить и от всех остальных Поместных Церквей. Только после этого возникает новая каноническая Поместная Церковь.

Ссылка на основную публикацию