По какому календарю живет православная церковь

Календарь – вопрос непростой

Традиционно для Руси вопрос календаря был непростым и запутанным. Начиная со времён крещения Руси Владимиром Великим, только официальное летоисчисление менялось приблизительно пять раз. При всей этой календарной неразберихе, которая здорово усложняет работу историков, параллельно существовал также традиционный славянский календарь! Но откуда же взялась такая путаница?По какому календарю живет православная церковь

Путаница первая, или Византийский календарь

После перехода восточных славян в лоно византийской христианской церкви (до непосредственного раскола на православную и католическую), вместе с новой религией на Русь приходит и новый календарь: византийский. Здесь и возникает первая особенность русского летоисчисления. Дело в том, что византийский календарь (введенный, кстати в 988) предполагает день 1 сентября началом нового года. На Руси же новый год было принято отсчитывать с начала марта. Позже это привело к разногласиям среди летописцев: когда же отсчитывать начало года?

Часть грамотных мужей посчитала правильным считать от первого марта до введения календаря, т.е. год начинался на полгода раньше византийского. Часть — с первого марта уже после введения, год в стольном Киеве начинался на шесть месяцев позже, чем в Константинополе. Эти две нормы ведения календаря получили названия соответственно «ультрамартовская» и «мартовская». К ужасу историков и богословов, в некоторых летописях и житиях святых применяют сразу обе традиции! Помимо этого, в народе ходил свой, народный календарь, к тому же разный в каждом отдельном регионе!

Всё это создавало трудности в государственном управлении, особенно в такой обширной стране как Русь. Усугубились календарные проблемы с приходом орд монголов. Лишь в 1492 году крепкий государственник и собиратель земель русских Иван III положил конец хронологическому хаосу. При нём в наших широтах Новый год начал приходить в один конкретный день: 1 сентября.

Пётр I, Европа и Юлианский календарь

На долгих двести лет закрепился сентябрьский календарь. А 9 июня 1725 года родился человек, который сыграет огромную роль в истории России, изменив страну до неузнаваемости. Изменит он и календарь.

По большому счёту, особых отличий между византийским календарём и юлианским (доминирующим на тот момент в Европе) не наблюдалось. Основным моментом преткновения стала точка отсчёта времени. В Византии, а потом и на Руси летоисчисление велось «от сотворения мира», т.е. 5509 года до Рождества Христова. Новый год, как сказано выше, отмечался в сентябре. В остальном же Юлианский и Византийский календарь были практически идентичными.

Юлианским называется календарь, введенный ещё Юлием Цезарем в 45 году до н.э. и позже признанный христианской церковью как канонический. После раскола церквей католическая церковь начала отсчитывать время от рождения мессии – Иисуса Христа.

Большой любитель всего западного, неутомимый и энергичный реформатор Пётр решил приблизить Россию к Западной цивилизации, введя новый календарь.

Такой шаг имел ряд причин:

  • необходимость облегчения торговли и прочих контактов с Европой, что привело к экономическим и культурным победам петровской России;
  • возможность «положить на лопатки» старообрядцев в вопросах богословия (ведь византийский календарь обещал конец света в 1492 году);
  • возможность ускорить развитие экономики, перенеся празднования Нового года на зиму (да, традиция отмечать этот праздник на Руси не менялась никогда).

Определённое неприятие нововведения, конечно, было. Но юлианскому календарю удалось закрепиться в России вплоть до 1918 года. Современная православная церковь в России, Украине, Беларуси и ряде других стран пользуется именно юлианским календарём до сегодняшнего дня.

В 1918 году Временное правительство издало декрет о переходе России на григорианский календарь.

Современный, официальный календарь России

В странах Западной Европы переход к григорианскому календарю начали осуществлять ещё с конца XVI века. Необходимость введения нового календаря заключалась в том, что юлианский календарь был менее точен по отношению к астрономическому году. Это привело к разрыву в 10 дней и сдвигам даты Пасхи. Папа римский Григорий XIII провозгласил о реформе летоисчисления.По какому календарю живет православная церковь

Как и в юлианском календаре, летоисчисление начинается от Рождества Христова. Разница состоит лишь в правилах определения високосного года (год високосный, если его номер можно поделить на 400 (2000) или номер делится на 4, но при этом не делится на 100 (2016)) и более точном счёте времени суток.

К началу XIX века большинство стран Запада (а также их колонии) пользовались григорианским календарём. Россия снова оказалась в своеобразной изоляции от остального мира. Учитывая традиционный русский консерватизм, переходить на новый календарь правительство в лице императорского дома не спешило.

Часто это приводило к курьёзам и даже серьёзным проблемам: например, знаменитая битва при Аустерлице закончилась неудачно для России и Австрии из-за «календарной» разницы. Вот такое вот «небо Аустерлица».

Уже с середины XIX века русские купцы при внешних торговых операциях пользовались григорианским календарём, позже это стало частью дипломатической практики Российской империи. Существует мнение, что переход рано или поздно бы произошёл. Революция только ускорила этот процесс.

Так по какому календарю всё-таки живёт Россия?

Официальным календарём на территории Российской Федерации является григорианский календарь. Использовать данную календарную традицию обязаны органы законодательной, исполнительной и судебной власти во всех регионах. Представители таких традиционных для РФ конфессий как буддизм, ислам, иудаизм во внутренней документации имеют право использовать традиционные календари.

Русская православная церковь каноничной считает юлианскую традицию (т.н. Старый стиль). Религиозные праздники, считающиеся выходными в РФ, отсчитываются по юлианскому календарю с переводом даты на григорианский. Например, Рождество (25 декабря по юлианскому календарю) является государственным праздником и выходным днём, припадающим на 7 января по григорианскому стилю.

Если отвечать формально точно, то по григорианскому календарю живет только одна Православная Церковь — Финляндская ПЦ (автономия Московского Патриархата).

Это касается полностью как неподвижных праздников, так и пасхальных подвижных — православные финны отмечают и Рождество, и Пасху, и все остальные праздники день в день вместе с римо-католиками и протестантами (включая и основную массу финнов-лютеран).

Есть еще 10 Православных Церквей, которые используют новоюлианский календарь, который будет совпадать с григорианским до 2800 года (если там не будут внесены коррекции). По этому календарю неподвижные праздники (Рождество Христово, Крещение, Сретение, Благовещение, Успение Богородицы и пр.) совпадают точно с католическими и протестантскими праздниками, но Пасха и привязанные к ней праздники (Вербное воскресенье, Пятидесятница/Троица­ , Вознесение) отмечаются по юлианскому календарю.

Этот новостильный новоюлианский календарь используют поместные Православные Церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Элладская, Болгарская, Румынская, Кипрская, Албанская, Чехо-Словацкая, Американская. В частности, Рождество Христово они отмечают вместе с католическим и протестантским миром — 25 декабря н.ст.

Остальные Православные Церкви — автокефальные Русская, Иерусалимская, Грузинская, Сербская, и Польская, автономная Японская (МП РПЦ), а также монастыри греческого Афона — используют полностью старостильный юлианский календарь.

Польская Православная Церковь, спустя 90 лет, вернулась к жизни по юлианскому календарю. Теперь православные Польши могут встречать христианские праздники в одно время с Русской Церковью.

Решение о возвращении к юлианскому календарю (старому стилю) в Польской Церкви было принято еще в 2014 году, но именно январь 2015 стал в этом смысле переломным, сообщает портал «Sobor.by».

Теперь большинство приходов центральной и западной части страны будут праздновать христианские праздники вместе с Иерусалимским Патриархатом, Грузинской, Сербской, Русской Православными Церквями, Святой Горой Афон, и вместе с приходами на востоке Польши.

По словам викария Варшавского кафедрального собора святой Марии Магдалины протоиерея Дорофея Савицкого, Польская Церковь перешла на григорианский календарь (новый стиль) еще в 1924 году под нажимом власти.

— Чтобы дать возможность верующим спокойно участвовать в богослужениях, обучать своих детей Закону Божьему, для этого пришлось идти на уступки. Тогда, по решению Церкви, приходам было дано право выбрать, по какому календарю они будут жить: по-старому или по-новому, — пояснил священник.

Переход на новый календарь позволил, по его словам, избежать раскола, так как 70% остались жить по юлианскому календарю, а 30% — перешли на новый календарь.

— В Варшаве сначала был только новый календарь, после Второй мировой войны, потом были два календаря. Все большие праздники отмечались и по новому, и по старому календарям. Это не касается Пасхи Христовой, которая празднуется вместе со всем православным миром. В наше время, когда молодежь начинает возвращаться к православным традициям, и возник вопрос использования календаря, — отметил отец Дорофей.

В итоге, 18 марта 2014 года Архиерейский Собор постановил отменить соборное решение от 12 апреля 1924 года о введении нового стиля и постановил вернуться к старому, начиная с недели Всех святых. Однако если приход хочет продолжать жить по западному календарю (григорианскому), местный епископ может это разрешить.

Польская Православная Церковь, спустя 90 лет, вернулась к жизни по юлианскому календарю. Теперь православные Польши могут встречать христианские праздники в одно время с Русской Церковью.

Решение о возвращении к юлианскому календарю (старому стилю) в Польской Церкви было принято еще в 2014 году, но именно январь 2015 стал в этом смысле переломным.

Теперь большинство приходов центральной и западной части страны будут праздновать христианские праздники вместе с Иерусалимским Патриархатом, Грузинской, Сербской, Русской Православными Церквями, Святой Горой Афон, и вместе с приходами на востоке Польши.

По словам викария Варшавского кафедрального собора святой Марии Магдалины протоиерея Дорофея Савицкого, Польская Церковь перешла на григорианский календарь (новый стиль) еще в 1924 году под нажимом власти.

Чтобы дать возможность верующим спокойно участвовать в богослужениях, обучать своих детей Закону Божьему, для этого пришлось идти на уступки. Тогда, по решению Церкви, приходам было дано право выбрать, по какому календарю они будут жить: по-старому или по-новому, — пояснил священник.

Переход на новый календарь позволил, по его словам, избежать раскола, так как 70% остались жить по юлианскому календарю, а 30% — перешли на новый календарь.

В Варшаве сначала был только новый календарь, после Второй мировой войны, потом были два календаря. Все большие праздники отмечались и по новому, и по старому календарям. Это не касается Пасхи Христовой, которая празднуется вместе со всем православным миром. В наше время, когда молодежь начинает возвращаться к православным традициям, и возник вопрос использования календаря, — отметил отец Дорофей.

В итоге, 18 марта 2014 года Архиерейский собор постановил отменить соборное решение от 12 апреля 1924 года о введении нового стиля и постановил вернуться к старому, начиная с Недели всех святых. Однако если приход хочет продолжать жить по западному календарю (григорианскому), местный епископ может это разрешить.

Смотрите нашу программу на канале «Россия 24» каждую субботу в 14:30 МСК и воскресенье в 20:00 МСК

По какому календарю живет православная церковь

Митрополит Волоколамский Иларион

календарь

Переход на Григорианский календарь

Перейдёт ли когда-нибудь РПЦ на Григорианский календарь? Если нет, то почему, по какой причине?

Церковные праздники

Мне понятна сложность церковного летоисчисления. Однако юлианский календарь, по которому живет православная церковь вносит раскол в общество. Все государство празднует общенародные праздники, а православная церковь празднует их позже. При этом полагать, что народ бросит праздновать по григорианскому календарю — наивно, так как по этому календарю празднует весь остальной мир. Предполагает ли православная церковь устранить существующий раскол между народным календарем и церковным?

Дата рождества

Почему православные в России празднуют Рождество 7-го января, хота мы живём по григорианскому календарю? Я знаю, что церковь перешла на григорианский календарь после введения его большевиками, а затем, через некоторое время вернулась к старому. Что там произошло? Возможен ли в будущем переход на нормальную дату Рождества? Греческая православная церковь отмечает Рождество 25 декабря, и никто не умер.

Церковные праздники

Здравствуйте, уважаемый митрополит Иларион! Объясните, пожалуйста, почему празднование Воскресения Христа приходится каждый год на разные даты? С какими явлениями это связано?

О Рождестве Христовом

Почему в России сперва празднуется Новый год, и только потом — Рождество Христово? Видно невооружённым глазом, как новогодние празднества с обильными возлияниями и чревоугодием затмевают для многих людей свет Вифлеемской Звезды. Празднование Нового года происходит в Рождественский пост. Летоисчисление нашей эры ведётся от Рождества Христова, поэтому было бы правильно и логично установить празднование Сперва Рождества Христова, а потом- Нового года. Я в полной мере осознаю важность церковных традиций и канонов, но считаю неправильным жертвовать содержанием ради формы. Нужно сделать главным праздником Рождество Христово, а не Новый год, каникулы- Рождественскими, а не новогодними, и устранить, наконец, недоразумение с празднованием так называемого старого нового года

В последнем выпуске

Будет ли считать Церковь перезахоронением, если землю с могилы перевезут на другое кладбище?

Какая черта личности Иисуса Христа вам дороже всего?

Считает ли наша Церковь вегетарианство грехом?

По какому календарю живет православная церковь

Еще сто лет назад Рождество в наших краях было главным зимним празником и вторым, после Пасхи, в целом в году. Теперь же оно воспринимается как некое дополнение к Новому году, когда можно, спустя неделю, снова посидеть за праздничным столом. Но что мы знаем о Рождестве? Почему в мире существуют сразу три даты его празднования? Попробуем разобраться.

Когда родился Иисус?

Само собой, точной даты рождения Иисус Христа мы не знаем, и знать не можем. Если отбросить остальные вопрос насчет его историчности. Более того, мы даже не знаем точно года. Как же так, спросите вы? Ведь мы даже летоисчисление ведем от Рождества Христова.

По какому календарю живет православная церковь

Ведем. Но при этом Иисус никак не мог родиться в 1 году до нашей эры. Самый широкий диапазон годов его возможного рождения – от 12 года до н.э. до 7 года н.э. В 12 году около Земли прошла комета Галлея, которая и могла быть описана в Библии, как Вифлеемская звезда. А в 7 году прошла единственная известная нам перепись населения Иудеи, также описанная в Священном Писании.

С Иродом тоже все не так однозначно, ведь он, по всей видимости, умер в 4 году до н.э., и позже преследовать Марию и Иосифа с младенцем уже никак не мог. Да и перепись 7 года тоже проводил явно не он.

Дата 25 декабря впервые появляется в 221 году в летописи христианского историка Секста Юлия Африкана. Но многие исследователи сомневаются, что Иисус мог родиться зимой. В Евангелии от Луки сказано, что ночь рождения Христа «были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего». Декабрь в Иудее дождливый и холодный, так что ни пастухи, ни их стада не проводили его на свежем воздухе. Отсюда вывод – Иисус родился летом или ранней осенью.

Правда, в Талмуде содержится упоминание того факта, что иногда пастухи выводили стада и в феврале, так что все возможно. Но никаких указаний на конец декабря или начало января нет в принципе.

Откуда же взялась такая дата? Многие конспирологи и некоторые серьезные историки полагают, что христианская церковь просто взяла за основу период после дня зимнего солнцестояния, который отмечался язычниками, как большой праздник. Великий Юл, Йоль, Sol Invictus, Коляда – у разных народов этот праздник назывался по-разному. Но отмечали его в разных уголках Земли со времен неолита. Язычники вообще строили свой календарь на основе наблюдаемых астрономических явлений, и мимо дня, когда Солнце опять надолго появляется на небосклоне, конечно, пройти не могли.

По какому календарю живет православная церковь

Известно, например, что Стоунхендж в Великобритании и Ньюгрейндж в Ирландии построены так, чтобы точно направить зрительную линию на точки восхода и заката в день зимнего солнцестояния.

Вполне возможно, что христианская церковь просто пошла по пути наименьшего сопротивления. Как проще всего привить народу новый праздник? Назначить его на дату старого праздника, но вдохнуть новый смысл. Не исключено, что именно поэтому мы отмечаем Рождество зимой.

Календарный вопрос

Почему же разные христианские церкви, даже в рамках единой «зимней» концепции Рождества, отмечают этот праздник в разные даты? Все не так просто.

По какому календарю живет православная церковь

Мировое христианство в целом живет по трем основным календарям: григорианскому, юлианскому и новоюлианскому. Католики все без исключения используют григорианский календарь, как и протестанты, и Рождество у них наступает 25 декабря. Часть православных церквей живет по более старому юлианскому календарю, отмечая праздник 7 января. И это не только РПЦ, это и Польская автокефалия, Иерусалимский приход, Афон, Грузинская и Сербская церкви, все старообрядцы и, конечно, наша Греко-католическая церковь.

Та часть православных, например, Константинопольская и Элладская поместные церкви, которые отмечают рождество 25 декабря, делают это, как ни парадоксально звучит, не вместе с католиками. Хоть дата и совпадает. Потому что они в свое время перешли с юлианского на новоюлианский календарь. На данный момент этот календарь полностью совпадает с католическим григорианским. И будет совпадать до самого 2800 года.

По какому календарю живет православная церковь

Особняком стоит Финская православная церковь, которая перешла именно на католический григорианский календарь. А самые большие оригиналы – армяне. Армянская апостольская церковь живет по григорианскому и юлианскому календарю одновременно, в зависимости от конкретной общины. А праздники отмечает согласно собственным традициям.

Рождество у них наступает не 7, а 6 января, одновременно с Крещением, и вместе это называется Богоявление. В этом с армянами солидарная древняя православная Ассирийская церковь Востока и другие дальневосточные церкви.

Вопросы поста

Отменив Рождество и перейдя на григорианский календарь, большевики оставили христианам еще одну бомбу замедленного действия. Новый год мы отмечаем по григорианскому календарю, вместе со всем миром. А вот Рождество – по юлианскому, по старому стилю. Вот и получается, что Новый год наступает на неделю раньше. Это не только с церковной точки зрения нелогично, но и создает проблемы с Рождественским постом.

По какому календарю живет православная церковь

Ведь православные должны соблюдать пост с 28 ноября по 7 января. Более того, с 20 декабря по 1 января, согласно предписаниям, нельзя употреблять в пищу ничего кроме вареной без масла постной пищи и рыбы по выходным. А с 1 января пост переходит в строгую стадию, исключается даже рыба. Нельзя веселиться, петь, танцевать. Эти дни положено проводить в молитве.

Само собой, с современными новогодними традициями это не сочетается, в прямом смысле слова, никак. Разные верующие люди по-разному решают для себя этот парадокс, но очевидно, что рано или поздно, с таким положением вещей придется что-то делать.

Поделитесь этим постом с друзьями

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл возведет в сан митрополита епископа Вениамина, избранного Патриаршим экзархом всея Беларуси

В праздник Донской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Донском ставропигиальном монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Питирима (Донденко) во епископа Джакартского

Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чином Погребения Пресвятой Богородицы в Храме Христа Спасителя

В праздник Успения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Артемия (Кузьмина) во епископа Таганрогского

В канун праздника Успения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

Архив

Известна крайне тревожная ситуация, связанная с эпидемией коронавируса в Европе. Корреспондент портала Православие.ru обратился к митрополиту Берлинскому и Германскому Марку с просьбой рассказать о том, как живут православные в сложившихся новых обстоятельствах.

— Владыка, как сейчас наши православные братья и сестры из Русской Зарубежной Церкви в Германии переживают это время?

— Переживают трудно, потому что у нас нет возможности совершать богослужения как обычно, с нашими прихожанами. Но мы совершаем ежедневные богослужения: два священника, иногда диакон, два певчих в нашем монастыре в Мюнхене — и это богослужение транслируется через интернет по домам прихожан. Мы не можем никого причащать на службе. Но мы приготовили много запасных Даров и приглашаем людей по одному входить в храм, где мы причащаем их запасными Дарами. Помимо этого мы сказали всем, что готовы в любой момент приехать домой к нашим прихожанам, чтобы там их причастить.

— Какие законы в Германии православные верующие должны сейчас исполнять?

— Сейчас фактически каждый день издаются новые законы. Одно время в разных городах было по-разному: в одном городе можно было собираться не более 50 человек, в другом — не более десяти, а в третьем — не более пяти. А сейчас уже во всей Германии определили: не более двух. Конечно, для Церкви это крайне-крайне тяжело…

— Возносятся ли особые молитвы в связи с этой эпидемией?

— Мы по всем храмам молимся теми прошениями и молитвами из Требника, которые содержатся в чине об избавлении от морового поветрия и смертоносной заразы. Эти прошения мы включаем в последование Литургии, каждый священник по-разному. Одни священники читают молитву из этого чина, другие включают прошения из чина в сугубую ектинию. В общем, это на усмотрение каждого священника.

— Нет ли паники среди православных Германии? Насколько православные в Германии и вообще в РПЦЗ с пониманием воспринимают вынужденные меры, направленные на профилактику и преодоление тяжелой эпидемиологической ситуации?

— Должен сказать, что наши верующие принимают это по-разному. Одни совершенно не доверяют всему этому и считают, что паника раздувается специально. Другие считают, что все оправданно. Тут большой диапазон. До сегодняшнего дня было так, что в основном умирают престарелые люди от 70 лет и старше. Но буквально сегодня пришло известие, что эта болезнь охватила и более молодых.

Мы, естественно, должны предпринимать все меры предосторожности, которые есть в нашем распоряжении. Естественно, мы не можем сопротивляться общему стремлению к тому, чтобы упорядочить дело ограничения распространения болезни. Мы понимаем, что главное сейчас — не допустить перегрузки больниц и имеющихся ресурсов клиник. Врачи критически перегружены, и мы должны сделать все, что можем, чтобы облегчить их труд.

— Наверно, среди верующих есть и люди, которые говорят, что вся эта ситуация похожа на гонения на веру и Церковь, как в первые века христианства?

— Такого я не слышал и думаю, что это несерьезный аргумент. Потому что сейчас прежде всего страдает экономика. Немецкая авиакомпания «Люфтганза» (флагманский авиаперевозчик Германии, крупнейший авиаконцерн Европы, одно из крупнейших авиапредприятий в мире. — Ред.) фактически уже обанкротилась. Они производят сейчас всего 4% перелетов от их обычного объема. То есть эта компания будет нуждаться в огромной государственной помощи, чтобы вообще выжить после всего этого. Это только одна крупная компания, которая наиболее видна. И я думаю, что другие предприятия также страдают, даже маленькие обычные семейные предприятия — например, пекарни. Тут очень серьезное положение, и я не думаю, чтобы кто-то допустил бы это ради какой-то пропаганды или ради того, чтобы всех жителей этой страны подчинить какому-то режиму.

— Как живет сегодня ваш монастырь преподобного Иова Почаевского?

— Мы живем в монастыре и можем совершать все богослужения так, как мы привыкли. Транслируем богослужения для наших верующих, не только прихожан нашего монастыря, но и вообще для верующих Германии. В нашем монастыре мы — одна семья, и нам не могут запретить ничего внутри нашей обители.

— Могут ли паломники посещать ваш монастырь сейчас?

— Нет, паломников мы не принимаем — в первую очередь ради безопасности людей. Кроме того, это запрещено сейчас и законом.

— Как причащаются прихожане вашего монастыря?

— Монастырские священники принимают исповедь и причащают прихожан запасными Дарами вне богослужения. Так, за последние дни мы причастили таким образом ряд наших верующих, которые часто приходят сюда на богослужения.

— Сердечно благодарим вас, дорогой владыка, за это интервью. Что бы вы хотели пожелать вашим прихожанам и всем нам в это непростое время?

— Спасибо вам! Мы сейчас очень нуждаемся в ваших молитвах.

Беседовал Максим Бучнев

Православие.ru/Патриархия.ru

По какому календарю живет православная церковьВсю свою жизнь мы пользуемся календарем. Эта, казалась бы, несложная таблица чисел с днями недели имеет очень древнюю и богатую историю. Известные нам цивилизации уже тогда знали, как разделить год на месяцы и дни. Например, в древнем Египте, основываясь на закономерности движения Луны и Сириуса, был создан календарь. Год составлял примерно 365 дней и делился на двенадцать месяцев, которые, в свою очередь, делились на тридцать дней.

Новатор Юлий Цезарь

Приблизительно в 46 г. до н. э. произошла трансформация летоисчисления. Римский император Юлий Цезарь создал юлианский календарь. Он немного отличался от египетского: дело в том, что за основу, вместо Луны и Сириуса, было взято солнце. Теперь год составлял 365 дней и шесть часов. Началом нового времени считалось первое января, Рождество же стали отмечать 7 января.

В связи с этой реформой сенат решил отблагодарить императора, назвав в честь него один месяц, который известен нам под названием «Июль». После смерти Юлия Цезаря жрецы стали путать месяцы, количество дней — одним словом, старый календарь уже не походил на новый. Каждый третий год считался високосным. С 44 года по 9 до нашей эры было 12 високосных лет, что не являлось правдой.

После того как к власти пришел император Октавиан Август, на протяжении шестнадцати лет високосных лет не существовало, таким образом, все встало на круги своя, и ситуация с летоисчислением исправилась. В честь императора Октавиана был переименован восьмой месяц из Секстилиса в Август.

Когда встал вопрос о назначении празднования дня Пасхи, начались разногласия. Именно этот вопрос решался на Вселенском Соборе. Правила, которые были установлены на этом Соборе, никто не имеет права менять по сей день.

Новатор Григорий XIII

По какому календарю живет православная церковьВ 1582 году Григорий XIII заменил юлианский календарь григорианским. Перемещение дня весеннего равноденствия было главной причиной изменений. Именно по нему и рассчитывали день Пасхи. На тот момент, когда был введен юлианский календарь, этим днем считалось 21 марта, но приблизительно в XVI веке разница между тропическим и юлианским календарем составила около 10 дней, следовательно, 21 марта сменилось 11.

В 1853 году в Константинополе Собор патриархов подверг критике и осуждению григорианский календарь, по которому католическое Светлое воскресение праздновалось раньше иудейской пасхи, что шло вразрез с установленными правилами Вселенских соборов.

Отличия старого и нового стиля

Итак, чем отличается юлианский календарь от григорианского?

  • В отличие от григорианского, юлианский был принят намного раньше, и он на 1 тыс. лет старше.
  • На данный момент старый стиль (юлианский) используют для расчета празднования дня Пасхи у православных христиан.
  • Летоисчисление, созданное Григорием, намного точнее предыдущего и в будущем не будет подвержено изменениям.
  • Високосный год по старому стилю — это каждый четвертый год.
  • В григорианском же високосными не являются те года, которые делятся на четыре и оканчиваются на два нуля.
  • По новому стилю отмечаются все церковные праздники.

Как мы видим, между юлианским календарем и григорианским разница очевидна не только по расчетам, но и по популярности.

Летоисчисление в России

  1. По какому календарю живет православная церковьНачиная с X века на Руси начало Нового года праздновалось 1 марта. Со временем, опираясь на церковные традиции, новой датой было назначено первое сентября.
  2. Петр I ввел новшества в использовании юлианского летоисчисления: сентябрь сменился январем, число же осталось неизменным.
  3. В семнадцатых годах, после Октябрьского переворота, старый календарь был заменен «прогрессивным». В двадцатых годах XX века были попытки перевести Русскую православную церковь на новый стиль, однако, этого не удалось сделать благодаря патриарху Тихону, который не поддался давлению со стороны новаторов.

Встает интересный вопрос. По какому календарю мы живем сейчас?

Русская православная церковь использует юлианский, который был принят во время Вселенского Cобора, католики же пользуются григорианским. Отсюда и разница в датах празднования Рождества Христова и Пасхи. Православные христиане справляют Рождество 7 января, следуя решению Вселенского Собора, а католики — 25 декабря.

Эти два летоисчисления получили названия — старый и новый стиль календаря.

Область, где применяют старый стиль, не очень то и велика: Сербская, Грузинская, Иерусалимская Православная Церкви.

Как мы видим, после введения нового стиля жизнь христиан по всему миру изменилась. Многие с радостью приняли изменения и стали жить по нему. Но остались и те христиане, которые верны старому стилю и живут по нему и сейчас, хоть и в очень малых количествах.

Разногласия между православными и католиками будут всегда, и это не связано со старым или новым стилем летоисчисления. Юлианский и григорианский календари — отличие не в вере, а в желании использовать тот или иной календарь.

По какому календарю живет православная церковьРождество Христово (Фото: thieury, Shutterstock)

День Рождения Иисуса Христа является одним из главных христианских праздников. В этот день — 25 декабря — Рождество празднуют не только западные, но и целый ряд православных церквей мира, принявших в начале 20-х годов 20 века Новоюлианский календарь (до 2800 года он будет совпадать с Григорианским).

Этот праздник отмечают миллионы христиан по всему миру и большинство православных церквей. Русская православная церковь отмечает Рождество Христово на тринадцать дней позже — по Юлианскому календарю — 7 января.

Следует отметить, что разница календарей не изменяет сути праздника. Традиция отмечать Рождество Христово 7 января (по Юлианскому календарю) или 25 декабря (по Григорианскому календарю) связана с языческим праздником в честь языческого бога Сатурна, отмечавшимся 25 декабря в Римской империи. Сатурналии являлись неким аналогом современных Рождества и Нового года, объединенных в одно целое. Со временем язычество перестало быть актуальным, и приблизительно в 10 веке церковь решила заменить Сатурналии рождением Иисуса Христа.

Сегодня светлый праздник Рождества — одна самых красивых христианских традиций. За долгие века сформировалось множество традиций его празднования — традиционные елки, вертепы, богослужения и застолья. Но в той или иной стране к общепринятым правилам добавляются и местные обычаи, придающие этому празднику национальные черты и самобытность.

Другие праздники в разделе «Международные праздники»

Есть два понимания Церкви. Понимание Церкви как духовного организма, в который человек может входить только праведной жизнью. И другое – Церковь как внешняя организация, в которую он может вступить, приняв крещение. Не нужно путать эти понятия.
прот. Константин Пархоменко

Принадлежность к Церкви не есть некое статическое состояние… Жизнь в Церкви осуществляется через участие в Евхаристическом собрании, без которого не может быть Церкви.
протопресв. Н. Афанасьев

Большинство неразрешимых жизненных противоречий, несчастий, внутренних затруднений, о которых слышишь на исповеди, происходят оттого, что люди живут вне церкви, а искать разрешения своих трудностей приходят в церковь. Ни решимости переменить свою жизнь, ни даже мысли об этом – поэтому церковь бессильна им помочь.
свящ. Александр Ельчанинов

…народ начинает потихоньку воцерковляться, но все-таки в массе своей он пока воспринимает Церковь как что-то отдельное от себя. Часто можно слышать, как многие даже крещеные люди говорят: «Ну что же Церковь не реагирует?» И приходится говорить: «Но ты тоже Церковь, давай реагируй».
прот. Димитрий Смирнов

Церковь на земле выполняет исключительно одну, единственную задачу: Церковь спасает людей, соединяет их со Христом. Больше ничем Церковь не является.
игумен Петр (Мещеринов)

Словами «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» Христос открыл нам, что Его Церковь будет всегда только та, которую Он создал чрез Своих Апостолов – Православная Церковь. Поэтому слово «Церковь» указано в единственном числе. И она будет существовать до скончания этого мира, если даже врата адовы не смогут одолеть её.

«Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» ( Мф. 16:18 ).

Ссылка на основную публикацию