Папа римский и православная церковь

ВАТИКАН, 7 мая. /ТАСС/. Папа Римский Франциск назвал православных патриархов, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла, братьями и «людьми бога». Как понтифик заявил во вторник на борту самолета, возвращаясь из апостольской поездки в Болгарию и Северную Македонию, православные патриархи согласны, что сила христиан в единстве.

«В целом отношения [Римско-католической церкви] с православными хорошие и есть желание сближения. Могу честно сказать, что я встретил в патриархах людей бога. [Патриарх Болгарский] Неофит, [католикос-патриарх всея Грузии] Илия II, [Константинопольский патриарх] Варфоломей — все с кем, я встречался, великие патриархи, [патриарх Московский и всея Руси Кирилл] — человек бога. Кто-то может сказать мне: «нет, этот политик, у этого другой дефект», но мы все не лишены [дефектов], включая меня», — сказал Франциск.

«Я нашел в патриархах братьев, не хочу преувеличивать, произнося слово святые, — продолжил понтифик. — Но есть история наших церквей. Сегодня президент [Македонии] мне говорил, что Великий западный раскол начался здесь в Македонии, а теперь приезжает впервые Папа чтобы преодолеть этот раскол. Не знаю». «Могу сказать, что мы братья, потому что мы не можем поклоняться Святой троице, не объединив руки. И в этом убежден не только я, но и патриархи. Все. И это важно», — заключил понтифик.

В ходе пребывания в Болгарии Франциск встретился с патриархом Болгарским Неофитом и членами синода Болгарской православной церкви (БПЦ). Франциск также смог посетить патриарший собор Александра Невского, где он помолился (в одиночестве) иконам святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Однако сразу было заявлено, что «ни в какой форме невозможно общее богослужение или молитвенное обращение». Представители БПЦ отказывались от участия в мероприятиях из папской программы, а также не благословляли клириков БПС присутствовать на них. С Неофитом Папа обменялся приветственными речами. Достаточно формальной встрече предшествовал обмен «братскими объятиями». Франциск также приложился к медальону на груди у патриарха, приклонив перед ним голову. Неофит назвал «желание Папы навестить Священный Синод выражением уважения БПЦ».

Историческая встреча Франциска и патриарха Кирилла состоялась на Кубе в феврале 2016 года. Как потом говорили оба предстоятеля, им удалось обсудить проблемы церквей и их задачи.

Папа Римский Франциск извинился перед православными верующими за действия католиков. Но чего стоят эти извинения на самом деле?

Папа Римский Франциск в ходе визита в Грецию попросил у православных прощения за действия католиков, которые стали причиной раскола между христианами, сообщает радио Sputnik.

«Со стыдом признаю, — сказал папа Римский. — Действия и решения (католической церкви — ред.), немного или совершенно ничего общего не имеющие с Иисусом и Евангелием, продиктованные прежде всего жаждой прибыли и власти, ослабили общение».

Сказанное папой Римским прокомментировал руководитель идеологического отдела телеканала Царьград Михаил Тюренков:

Извинения папы Франциска уже давно никого не удивляют. Нынешний «понтифик» за последние годы перед кем только не извинялся: перед румынскими цыганами и иудеями, протестантами и извращенцами, мыл и лобызал ноги нелегальным мигрантам и малолетним преступникам. Таков уж у него внешний имидж, столь близкий леволиберальным «хозяевам» современного мира.

В то же время во внутриватиканской политике он совсем не либерален по отношению к тем же католическим консерваторам, которых последовательно зачищает с ключевых должностей, добавил Михаил Тюренков. Кстати, в консервативных кругах уже не раз высказывались подозрения, что папу Бенедикта XVI сместила и поставила на его место папу Франциска ватиканская «гомосексуальная мафия», добавил эксперт.

Подписывайтесь на канал «Царьград» в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

В церковном календаре есть множество святых с титулом папы Римского. Например, Климент, Лев I, Григорий Двоеслов и другие. Как же так вышло?

Как может папа римский быть православным святым?

Дело в том, что разделение христиан на католиков и православных (оно еще называется «Разделение Церквей») окончательно произошло только в 1054 году. До этого догматы и вероучение были одинаковыми. Поэтому все святые неразделенной Церкви, носившие титул Римского папы, остались в Православном календаре. Естественно, они не были католиками.

Когда возник титул «папа Римский»?

Задолго до раскола — традиционно, так называли всех епископов Рима с VII века. По-гречески πάππας, páppas — отец. Изначально так обращались вообще ко всем епископам, но позже это стало официальным титулом у Римского и Александрийского иерархов. А обращение «отец» знакомо православным до сих пор — так обращаются к священникам, диаконам или монахам.

Избранный вечером 13 февраля новый папа Франциск (кардинал Хорхе Марио Бергольо) – первый римский понтифик, выходец из Латинской Америки. Будучи архиепископом Буэнос-Айреса, помогал РПЦЗ в тяжбах с отколовшимися приходами, и предоставил помещение для выставки русских икон. Епископ Каракасский Иоанн говорит о нем как о «смиренном, добром человеке». Значит ли это, что он продолжит курс Бенедикта XVI на улучшение отношений с Русской Православной Церковью?

Папа римский и православная церковь

И с епархией Московского Патриархата, и с РПЦЗ у кардинала Хорхе Марио Бергольо сложились благожелательные отношения. В интервью сайту Фонда свт. Григория Богослова епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн (РПЦЗ) рассказал, что кардинал помог ему в решении споров с приходами, не поддержавшими воссоединение с Московским Патриархатом:

«Когда у нас начались тяжбы с раскольниками, кардинал Бергольо по собственной инициативе написал в правительственные органы письмо в нашу поддержку… По законам Аргентины, единственной «церковью» является Римско-Католическая (остальные религиозные общины имеют статус «конгрегаций» или «ассоциаций»). Но при этом каноны и установления каждой из таких «конгрегаций» властями учитываются и уважаются. И когда в 2007 году мы восстановили общение с Московским Патриархатом, чиновники отдела по делам культов при аргентинском министерстве юстиции, изучив соответствующие документы, признали законной епархией Зарубежной Церкви нас, а не раскольников».

Непризнанная ветвь РПЦЗ добивалась от аргентинских властей признать их законной епархией, то есть юридическим лицом, но власти Аргентины встали на сторону канонической Церкви.

Монсеньора Бергольо епископ Иоанн назвал «очень смиренным, добрым человеком» и впоследствии обращался к нему за помощью в решении различных вопросов.

Так с 13 по 19 декабря 2012 года в Буэнос-Айресе должна была проходить выставка икон, приуроченная к пятилетию Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской православной церковью за границей.

Российские организаторы никак не могли найти место для экспозиции, поскольку все выставочные залы были заняты на год вперед. За помощью обратились в католическую архиепископию.

«Лишь благодаря его (кардинала Бергольо – ред.) личному распоряжению для более чем 80 икон Пресвятой Богородицы работы современных российских мастеров был выделен выставочный зал престижного Католического университета Аргентины», — подчеркнул епископ Иоанн в интервью ИТАР-ТАСС.

После выставки с будущим папой встречался архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан. Временный управляющий Аргентинской и Южноамериканской епархией выразил благодарность кардиналу за его содействие в организации выставки русских икон.

Владыка Юстиниан прокомментировал в социальной сети новость об избрании папой кардинала Бергольо так: «Что очень важно, он с БОЛЬШИМ ИНТЕРЕСОМ относится к Православию. Кардинал Хорхе Марио Берголио посещал все главные праздничные службы в соборах Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви в Буэнос-Айресе».

Все это говорит в пользу готовности нового понтифика к диалогу с Русской Православной Церковью. Уже сейчас некоторые кардиналы говорят о том, что понтификат Франциска I может привести к реформам в Католической Церкви.

При этом нового папу считают умеренным консерватором. Он одергивал некоторых фундаменталистов, не желавших крестить внебрачных детей, но последовательно выступал против абортов и разрушения семьи. Кардинал Бергольо призывал различать отношения ко греху и грешнику: осуждая гомосексуализм, он вежливо относился к открытым гомосексуалистам.

Во время недавнего экономического кризиса в Аргентине аргентинский кардинал выступал против глобализации, отказался от полагавшийся ему резиденции и передвигался по Буэнос Айресу на общественном транспорте. Будучи аргентинским кардиналом в 2001 году Бергольо омывал и целовал ноги 12 больным СПИДом.

Сейчас еще сложно говорить о том, каким окажется понтификат папы Франциска, но, наверное, можно надеется, что папа Франциск продолжит деятельность своего предшественника по защите традиционных ценностей от наступления секуляризма.

О важности этого курса для православно-католического диалога говорил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в послании к Бенедикту XVI: «Нам всегда была близка Ваша последовательная позиция, отмеченная бескомпромиссностью в вопросах веры и неуклонным следованием живой церковной традиции. В эпоху, когда идеология вседозволенности и морального релятивизма пытается вытеснить из жизни людей нравственные ценности, Вы смело возвышали свой голос в защиту евангельских идеалов, высокого достоинства человека и его призвания к свободе от греха».

«Новый папа Римский известен своими консервативными взглядами, поэтому его понтификат наверняка ознаменуется укреплением веры. То, что он выбрал себе имя Франциска Ассизского в качестве своего покровителя, свидетельствует о том, что он понимает евангелизацию как помощь бедным и обездоленным прежде всего, защиту их достоинства», -прокомментрировал для «Интерфакс-Религии» избрание папы Франциска секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий Сизоненко.

Ряд экспертов-ватиканистов говорит, что новый папа не будет поддерживать прозелитизм в традиционно православных странах, но обратит основное внимание на развитие Католической церкви в развивающихся странах Латинской Америки, Африки и Азии.

В своем первом обращении «граду и миру» папа Франциск призвал людей «следовать путем любви и братства», а также «молиться друг за друга и за весь мир».

СПРАВКА. Хорхе Марио Бергольо родился 17 декабря 1936 года в Буэнос-Айресе в семье итальянского эмигранта, работавшего на железной дороге. Он окончил семинарию, после чего в марте 1958 году вступил в орден иезуитов, стал священником в 1969 году. Бергольо получил высшее образование иезуитском колледже в Сан Мигеле на окраине Буэнос-Айреса, после чего получил звание профессора и занимался преподаванием теологии в Санта Фе и Буэнос-Айресе.

Папа римский и православная церковь

В одной из наших недавних бесед мы уже говорили, насколько опасно и как далеко можно зайти, потворствуя духу мира сего. Тогда некоторые религиозные лидеры очень живо откликнулись на радикальное антирасистское движение, которое сейчас очень популярно в западном мире, и поспешили так или иначе его поддержать, в том числе и размещением в церкви изображения чернокожего Христа.

И вот новостные колонки снова затрепетали от заявления Римского Папы. В показанном на днях в Италии документальном фильме о Папе Франциске он высказал свое мнение о представителях нетрадиционной сексуальной ориентации: «Они дети Божьи и имеют право на семью. Никто не должен быть отвергнут или несчастен из-за этого. Мы должны создать закон о гражданских союзах, чтобы они были защищены законом».

В одной этой фразе уже есть ряд противоречий. Разумеется, все мы дети Божьи — и праведники, и грешники и всех будет судить Господь. Но что значит «все имеют право на семью»? Семья — это Божий дар, преподнесенный нашим прародителям одновременно с заповедью: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). С христианской точки зрения семья и её основа — брак, это союз мужчины и женщины. О какой же семье говорит Папа Римский? Семья на основе так называемых «однополых союзов» Церковью однозначно принята быть не может, и никакие отговорки в стиле «никто не должен быть отвергнут или несчастен из-за этого» в данном случае не работают. Мы знаем, что истинного счастья человек может достичь лишь в единении с Господом, а не в греховном единении, удовлетворяющем похоть.

Также непонятно, почему Папа Франциск столь сильно беспокоится о создании закона о «гражданских союзах», какое вообще подобные законы могут иметь отношение к Церкви? Вопросов много, и все они зависают в воздухе…

Дальше — больше. В фильме Папа Франциск общается с «однополой парой» и рекомендует оставить опасения и приходить в церковь с детьми «несмотря на чье-либо негодование». И здесь тоже много вопросов. Нужно ли приводить детей в церковь? Конечно. Но как визит в церковь сможет повлиять на детей, которые ежедневно видят «родителей», публично живущих во грехе, тем более что этот грех уже и грехом не называется.

Сейчас можно услышать много слов в защиту Папы Франциска, что его неправильно поняли, что он просто проявляет христианское милосердие. На самом деле христианское милосердие заключается в приведении грешника к покаянию, а не в потворстве его грехам. Жалость не значит оправдание. Есть древний принцип: «Люби грешника, но ненавидь грех». Видим ли мы здесь его? Увы, нет.

И ещё. Некоторые недоумевают, как можно всерьез обсуждать заявления Папы Римского, когда у нас сейчас множество разводов, абортов и прочих негативных факторов. Мне кажется, это своеобразное фарисейство. Ведь Церковь точно так же осуждает и разводы, и аборты. Задача Церкви —свидетельствовать об Истине в любом месте: и у нас, и во всем мире. И если мы будем игнорировать подмену христианских ценностей богоборческим по сути культом толерантности, эта напасть скоро придет и к нам.

6. Почему папа римский так рвется в Россию и почему Русская Православная Церковь против такого визита?

Вопрос:Почему папа римский так рвется в Россию и почему Русская Православная Церковь против такого визита?

Отвечает диакон Андрей Кураев:

Вот так и римский папа – якобы «во всем грешен». Это не покаяние, а пиар.

Как ни странно, хотя Католическая Церковь стала на путь реформ, они не очень-то ей помогли. Это надо помнить. А то сегодня очень часто говорят: реформы, реформы – это панацея от всего. Скорее, наоборот.

Так вот, у католиков в Европе катастрофически не хватает священников. Они пробовали этот дефицит восполнить в 70–80-е годы – за счет эмигрантов из стран третьего мира. Это было очень политкорректно, телегенично и симпатично: вьетнамец или негр, исповедующий немцев. Вот преодоление нацизма. Но все равно культурно-расовая граница остается. Соответственно, уже в 80-е и 90-е годы эту нишу заполнили поляками. Но поляки довольно быстро успели Европе надоесть. Приезжайте в любую непольскую католическую епархию, и там вам расскажут анекдот о том, что произойдет в Ватикане на следующий день после кончины Иоанна Павла II. Ответ такой: «Поляки полетят к себе на родину из Ватикана быстрее собственного визга».

Но нашелся еще один выход – другие славянские народы (белорусы, украинцы, русские), потрясающе религиозно одаренные, с огромным потенциалом, жаждой служения. Вот если здешних мальчиков удастся перевербовать и затем отправить служить в Европу, то это на многие десятилетия поможет решить проблему и пережить кризис. Так что Восточная Европа нужна Ватикану не как очередная провинция. А как шанс.

Папа римский и православная церковь

Одного из них, – святителя Григория Двоеслова, – мы упоминаем на отпусте Литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой в Великом Посту. Сейчас титул «римский папа» для некоторых присутствующих в храме уже режет слух, поскольку известно, что общение Римской Церковью и Византийской Церкви, от которой произошла Русская Церковь, было прервано в 1054 г., и поэтому в сознании православного народа само это словосочетание «римский папа» связано с разногласиями и отчужденностью. Однако так было не всегда.

В действительности, «папа», это один из титулов Римского епископа. Собственно, слово «папа» происходит от греческого πάππας и означает – «отец». Такой же титул носят, например и патриархи Александрийские.

Из истории известно, что Римские епископы (в первом тысячелетии после Р. Х. отстаивали Православную веру перед лицом расколов, имели достаточно большой авторитет, приводя людей ко Христу и удостоившись от Церкви наименования святых. О таких папах мы и поговорим.

До 1054 г., западные святые включались в святцы Византийской Церкви, как защитники Православной веры от ересей и расколов; им совершались богослужения. Почти все папы римские жившие до 313 г. умерли мучениками за христианство.

Вот список Римских епископов, почитаемых Православной Церковью

1) Апостол Петр (казнен 67 г), первый епископ Рима, первоверховный апостол, один из двенадцати апостолов, почитаемый Церковью за ревностную проповедь христианства.

2) Лин (ум. 76/78), апостол от 70-ти, был усечен мечем за донос римским властям Сатурнина, чью дочь папа освободил от злого духа.

3) Климент I (97/99/101), апостол от 70-ти, муж апостольский, во время гонений на христианство был поставлен перед выбором: отречься от христианства или быть сосланным в Причерноморские каменоломни. Выбрав последнее, вскоре скончался. Один из первых широко почитаемых святых в Русской Церкви. Его глава хранится в Киево-Печерской Лавре.

4) Александр I (ум. 115/116). По преданию, ввел обряд освящения домов святой водой.

5) Елевферий I (ум. 174/175), боролся с ересью Монтана, отправил миссионеров в Британию. Почитается святым в Элладской Церкви.

6) Ипполит (ум. 235), полемист, собрал богословское знание предшественников. Был четвертован.

7) Стефан I (ум. 257), участвовал в диспутах со святителем Киприаном Карфагенским о принятии верующих однажды отрекшихся от Христа в гонениях. Считал необходимым таковых перекрещивать.

8) Сикст II (ум. 258), был казнен во время гонений императора Валериана. Восстановил общение с Карфагенской Церковью, по вопросу принятия однажды отпавших от Церкви христиан.

9) Сильвестр I (ум. 335), созвал I Вселенский Собор, составил большую часть Символа веры, утвердил празднование Пасхи в один день и представление о действенности таинств совершенных православным священником, независимо от его нравственных качеств.

10) Марк (ум. 336), противостоял арианам.

11) Лев I Великий (ум. 461). Ему принадлежит заслуга победы над монофизитами, приверженцами учения о том, что во Христе имеется одна Божественная природа. В своей правоте Лев был почти одинок; он почитаем Церковью за свою стойкость вере. Заложил основы первенства римского епископа над другими епископами.

12) Агапит (ум. 536), поддерживал Церковь во время нашествия готского вождя Теодориха, подтвердил решение собора в Карфагене, согласно которому епископы, впавшие в арианство, не могли быть приняты в сущем сане.

13) Григорий I Великий (ум. 604), распространил литургию Преждеосвященных Даров на Западе. В его лице Западная Церковь взяла государственные функции во время нашествия лангобардов. Отправил миссионеров (Августина Кентерберийского) в Британию, и заложил, таким образом, основы Церкви Англии. Имя «двоеслов», приписываемое святому Григорию, является неверным переводом греческого слова «διάλογος» (Что можно перевести как «собеседование», «диалог»). Диалог это первое слово в названии труда святителя Григория «Диалоги», или «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души». Диалог, собеседования происходили между диаконом Петром (вопрощающим) и святителем Григорием (отвечающим).

14) Мартин I (ум. 655), отстоял Православное учение о двух волях во Христе, против учения об одной воле (монофелитство) всего Востока, за что был подвержен пыткам (поскольку выступил против самого императора) и сослан в каменоломни, где и скончался в старости от непосильного труда.

15) Агафон (ум. 681), противостоял монофелитству, созвав VI Вселенский Собор. Чудотворец. При нем в Британии был распространен римский богослужебный обряд.

Таковы разнообразные стояния за веру римских пап, показавших пример хранения веры: аскезой, знаниями, твердостью, горячей верой в Бога перед лицом переменчивого мира. Поминая святых римских пап, Православная Церковь воспоминает их вклад в сокровищницу примеров христианской жизни, подавая пример поколениям христиан.

Папа римский и православная церковь

Папа Римский Франциск поздравил Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с днем тезоименитства. Понтифик пожелал предстоятелю Русской православной церкви помощи Божией в усилиях по защите ценности и достоинства человеческой жизни.

«День памяти святого Кирилла, великого апостола славян, дает мне возможность направить вам мои приветствия и заверить в молитвах о Вашем Святейшестве и о Церкви, вверенной вашему пастырскому попечению, – сказано в тексте поздравления, опубликованном на сайте РПЦ. – В эти дни молюсь нашему Небесному Отцу, да обновит и укрепит нас Дух Святой в евангельском служении».

Сам Кирилл благословил направить денежные средства, сэкономленные московскими приходами на покупке цветов к дню его тезоименитства (именин), на приобретение медицинского оборудования для столичной ЦКБ святителя Алексия, митрополита Московского. Патриарх еще шесть лет назад предложил заменить обычай преподносить предстоятелю в праздничные дни цветы сбором средств для нуждающихся.

24 мая отмечается День славянской письменности. В этот день почитают святых Кирилла и Мефодия.

Еще больше интересного с сайта «Смотрим» – в нашем Telegram-канале и Яндекс.Дзен, новости сайта «Вести» – на страницах ВКонтакте, Одноклассников, Яндекс.Дзен и Telegram.

Папа римский и православная церковь

До сих пор спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси обожала фотосессии с главой Ватиканского престола. Интересно теперь, когда мы увидим их следующее совместное фото. Президент Байден – тоже католик, как и Нэнси Пелоси, – вероятно, теперь станет меньше ссылаться на Папу Римского Франциска – уж слишком вразрез высказывается Понтифик. Да еще и претендует на обобщение, перечисляя свежие примеры бессмысленных войн, в которых так или иначе виновны США.

Папа Римский Франциск не столь уж неожиданно выступил с этим нашумевшим интервью. В своей последней энциклике «Все братья», опубликованной в позапрошлом году, Понтифик уже жестко критиковал западную модель «циничного глобализма»: «В современном мире угасает чувство принадлежености к единой человеческой семье, а мечта о совместной работе во имя справедливости и мира кажется устаревшей утопией. Вместо них воцарилось холодное, комфортное и глобализированное безразличие, порожденное глубоким разочарованием, скрытым за обманчивой иллюзией, мнением, что мы всесильны, и сопутствующей ему неспособностью осознать, что мы все находимся в одной лодке. Эта иллюзия, предающая забвению великие братские ценности, ведет к «своеобразному цинизму».

Возможность объединить пастырские усилия в новых условиях наметилась 16 марта во время сеанса видеосвязи между главами Русской Православной Церкви и Ватиканом. Патриарх Кирилл и Папа Франциск тогда нашли много общего в позициях друг друга в интересах мира.

«Конечно, данная ситуация связана для меня с большой болью. Моя паства находится по обе стороны противостояния, это в большинстве своем православные люди. Часть противостоящих относится и к Вашей пастве. Поэтому я бы хотел, абстрагируясь от геополитической составляющей, поставить вопрос о том, как мы и как наши Церкви можем повлиять на положение дел? Как мы можем содействовать умиротворению враждующих с единой целью: достичь укрепления мира и справедливости? Очень важно в сложившихся условиях избежать дальнейшей эскалации», – отметил Патриарх Кирилл.

В свою очередь, Папа Римский ответил очень тепло. Вот что опубликовала его пресс-служба день в день: «Папа Франциск поблагодарил Патриарха за встречу, мотивированную желанием указать в качестве пастырей своего народа путь к миру, молиться о даровании мира, о прекращении огня. Святейший Отец согласился с Патриархом в том, что Церковь должна пользоваться не лексиконом политики, а языком Иисуса Христа. Мы — пастыри одного и того же святого народа, который верит в Бога, в Пресвятую Троицу, в Пресвятую Богородицу, поэтому мы должны объединиться в стремлении помочь миру, поддержать страждущих, искать пути мира, остановить огонь».

Ссылка на основную публикацию