Особенности православной церкви

Храм в Православии — здание или помещение, особо посвященное Богу. В храме совершается общественное богослужение, Таинства и требы.

Первые христианские храмы стали возводиться в Византии в правление императора Константина Великого (III — IV вв.). До этого богослужения совершались тайно — в домах христиан, в пещерах и катакомбах; гласно — в общественных собраниях (базиликах) и синагогах. На Руси первая каменная церковь была возведена в Киеве в 996 году, во время правления святого равноапостольного князя Владимира. Называлась она Десятинной, так как на ее возведение и поддержание святой Владимир выделил десятую часть своих доходов — десятину.

Внешний вид православного храма

Храмы могут иметь некоторые отличия во внешнем устройстве, однако в любом случае в каждом из них должны соблюдаться общие принципы храмостроительства.

1. Апсида. Выступ с восточной стороны храма, как бы пристроенный к нему. Чаще всего имеет полукруглую форму. В апсиде размещается алтарь.

2. Куб. Основная часть храма.

3. Закомара. Особенность русской храмовой архитектуры. Полукруглое или килевидное завершение части наружной стены храма.

4. Барабан. Верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом. Как правило, барабаны имеют форму цилиндра или многогранника.

5. Купол. Глава с барабаном и крестом, увенчивающая храм. Чаще всего в русской традиции купол имеет форму луковицы. Количество куполов может быть разное, но каждое из них имеет свой смысл: два купола означают два естества в Иисусе Христе — Божественное и человеческое, три — три Лица Святой Троицы, пять -Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь — семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять — девять чинов ангельских, тринадцать — Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Редко, но бывает и большее количество куполов.

6. Колокольня. Особая высокая пристройка к храму (как правило, над притвором), наверху которой располагается звонница.

7. Портал. Архитектурно оформленный вход в храм.

8. Крыльцо с папертью. Открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.

Типы православных храмов

Существует несколько типов храмовых зданий — по форме фундамента, каждый из которых имеет свое символическое значение.

Имеет в основании крест символизирующий Крест Христов, которым человечество избавлено от власти греха.

Русская Православная Церковь — самая крупная автокефальная церковь в мире. Ее историю относят к апостольским временам. Русская Церковь пережила раскол, падение монархии, годы богоборчества, войны и гонения, падение СССР и становление новой канонической территории. Мы собрали тезисы, которые помогут вам лучше узнать историю Русской Православной Церкви. Русская Православная Церковь: история История Русской Православной Церкви начинается […]

Русская Православная Церковь — самая крупная автокефальная церковь в мире. Ее историю относят к апостольским временам. Русская Церковь пережила раскол, падение монархии, годы богоборчества, войны и гонения, падение СССР и становление новой канонической территории. Мы собрали тезисы, которые помогут вам лучше узнать историю Русской Православной Церкви. Русская Православная Церковь: история История Русской Православной Церкви начинается […]

Особенности православной церкви

Русская Православная Церковь — самая крупная автокефальная церковь в мире. Ее историю относят к апостольским временам. Русская Церковь пережила раскол, падение монархии, годы богоборчества, войны и гонения, падение СССР и становление новой канонической территории. Мы собрали тезисы, которые помогут вам лучше узнать историю Русской Православной Церкви.

Русская Православная Церковь: история

  • История Русской Православной Церкви начинается еще с апостольских времен. Когда ученики Христа ушли нести Слово Божие людям, путем апостола Андрея оказалась территория будущей Руси. Существует легенда о том, что апостол Андрей пришел на Крымскую землю. Люди, жившие там были язычниками и поклонялись идолам. Апостол Андрей проповедовал им Христа.
  • Тем не менее, от того времени, как по территории будущей Руси ходил апостол до Крещения Руси прошло девять веков. Многие считают началось истории Русской Церкви апостольские времена, для других же «точкой отсчета» становится Крещение Руси в 988 году, а третьи считают, что Русская Православная Церковь родилась в IV веке. В 1448 году появилась первая Автокефальная церковная организация, ее центр располагался в Москве. Тогда русские епископы впервые избрали митрополита Иону, как Предстоятеля Церкви без участия Константинопольского Патриархата.
  • В 1589—1593 годы Автокефалию признали формально и Церковь обрела самостоятельность. Изначально при Патриархе не было действующего Собора епископов — Священного Синода, что отличало Русскую Православную Церковь от других Церквей.
  • Пережила Русская Православная Церковь и сложные страницы собственной истории. А именно церковную реформу, когда появился термин «старообрядцы».
  • Во времена Петра I государственным органом, исполнявшим функцию общецерковного управления стал Священный Синод. Из-за нововведений царя духовенство стало довольно замкнутым обществом, а Церковь потеряла финансовую независимость.
  • Но самые трудные времена для Русской Православной Церкви настали в годы богоборчества после падения монархии. К 1939 году Церковь была практически уничтожена. Многие священнослужители осуждены или убиты. Гонения не позволяли верующим открыто молиться и посещать храмы, а сами храмы были осквернены или уничтожены.
  • После распада СССР, когда прекратились репрессии над Церковью и духовенством, проблемой стала «каноническая территория» Русской Православной Церкви, так как многие бывшие республики отделились. Благодаря акту о каноническом общении, поместные Церкви остались «неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви».
  • В октябре 2011 года Священный Синод утвердил реформу епархиального устройства с трехступенчатой системой управления — Патриархат — митрополия — епархия.

Русская Православная Церковь: устройство и управление

Порядок Церковной иерархии в современной Русской Православной Церкви выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

Патриарх

Предстоятелем Русской Православной Церкви с 2009 года является Патриарх Кирилл.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был избран на Предстоятельское служение на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27-28 января 2009 года.

Структура Русской православной церкви (митрополии, епархии)

В Русской Православной Церкви более трехсот епархий, которые объединены в митрополии. Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю. Митрополиты и сейчас решают важнейшие вопросы в Русской Православной Церкви, но ее главой все же является Патриарх.

Список митрополий Русской Православной Церкви:

Алтайская митрополия
Архангельская митрополия
Астраханская митрополия
Башкортостанская митрополия
Белгородская митрополия
Брянская митрополия
Бурятская митрополия
Владимирская митрополия
Волгоградская митрополия
Вологодская митрополия
Воронежская митрополия
Вятская митрополия
Донская митрополия
Екатеринбургская митрополия
Забайкальская митрополия
Ивановская митрополия
Иркутская митрополия
Калининградская митрополия
Калужская митрополия
Карельская митрополия
Костромская митрополия
Красноярская митрополия
Кубанская митрополия
Кузбасская митрополия
Курганская митрополия
Курская митрополия
Липецкая митрополия
Марийская митрополия
Минская митрополия (Белорусский экзархат)
Мордовская митрополия
Мурманская митрополия
Нижегородская митрополия
Новгородская митрополия
Новосибирская митрополия
Омская митрополия
Оренбургская митрополия
Орловская митрополия
Пензенская митрополия
Пермская митрополия
Приамурская митрополия
Приморская митрополия
Псковская митрополия
Рязанская митрополия
Самарская митрополия
Санкт-Петербургская митрополия
Саратовская митрополия
Симбирская митрополия
Смоленская митрополия
Ставропольская митрополия
Тамбовская митрополия
Татарстанская митрополия
Тверская митрополия
Тобольская митрополия
Томская митрополия
Тульская митрополия
Удмуртская митрополия
Ханты-Мансийская митрополия
Челябинская митрополия
Чувашская митрополия
Ярославская митрополия

ПРАВОСЛА́ВИЕ (каль­ка с греч. ὀρθοδοξ ί α , букв. – пра­виль­ное мне­ние), со вре­мён древ­ней Церк­ви обо­зна­че­ние при­вер­жен­но­сти к ис­по­ве­да­нию ис­тин­ной хри­сти­ан­ской апо­столь­ской ве­ры в от­ли­чие от ере­сей , оп­ре­де­лив­шее по­сле раз­де­ле­ния церк­вей 1054 кон­фес­сио­наль­ное са­мо­име­но­ва­ние со­об­ще­ст­ва вост. церк­вей ви­зант. тра­ди­ции, на­хо­дя­щих­ся ме­ж­ду со­бой в дог­ма­тич. и са­кра­мен­таль­ном един­ст­ве на ос­но­ве вер­но­сти ре­ше­ни­ям Все­лен­ских со­бо­ров и свя­то­оте­че­ско­му пре­да­нию; яв­ля­ет­ся, т. о., си­но­ни­мом пра­во­слав­ной Церк­ви.

Авторы: А. В. Назаренко (Русская церковь во 2-й половине 15 – конце 16 века), В. А. Цыпин (Русская православная церковь в 1905–1917), О. Ю. Васильева, А. В. Журавский (Русская православная церковь в СССР) Авторы: А. В. Назаренко (Русская церковь во 2-й половине 15 – конце 16 века), В. А. Цыпин (Русская православная церковь в 1905–1917), О. Ю. Васильева; >>

ПРАВОСЛАВИЕ


Православие на Руси до монгольского нашествия

Особенности православной церкви

Архив «Православной энциклопедии» «Святые мученики Борис и Глеб». Икона. Кон. 13 в. Киевский музей русского искусства.

Хри­стиа­ни­за­ция и судь­бы язы­че­ст­в а. Про­ник­но­ве­ние хри­сти­ан­ст­ва на вос­точ­но­сла­вян­ские зем­ли на­ча­лось в 9 в. син­хрон­но го­су­дар­ст­во­об­ра­зо­ва­тель­ным про­цес­сам. Су­дить о его кон­крет­ных фор­мах труд­но, т. к. на­чат­ки цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции с цен­тром в Кие­ве, с 860-х гг. фор­маль­но яв­ляв­шей­ся епи­ско­пи­ей Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та, бы­ли унич­то­же­ны в хо­де язы­че­ской ре­ак­ции по­сле за­хва­та Кие­ва кня­зем Оле­гом в кон. 9 в. Од­на­ко уже к 40-м гг. 10 в. сре­ди дру­жи­ны ки­ев­ско­го кня­зя Иго­ря бы­ло дос­та­точ­но мно­го хри­сти­ан. По­сле­до­вав­шая вско­ре ещё од­на по­пыт­ка хри­стиа­ни­за­ции Ру­си в прав­ле­ние кня­ги­ни Оль­ги, вдо­вы Иго­ря, ока­за­лась так­же не­удач­ной в свя­зи с ак­тив­ным со­про­тив­ле­ни­ем сто­рон­ни­ков язы­че­ст­ва, спло­тив­ших­ся во­круг ки­ев­ско­го кня­зя Свя­то­сла­ва Иго­ре­ви­ча, сы­на Оль­ги.

Как специфический социальный институт церковь включена в оп­ределенную систему общественных отношений. Она тесно взаимодейст­вует с государством, политическими партиями, общественными органи­зациями и движениями, поэтому в каждом обществе можно констатиро­вать государственно-церковные, церковно-правовые и другие виды от­ношений. Кроме этого, церковь постоянно взаимодействует с массой верующих, над которыми она возвышается как особый институт духов­ной власти.

В соответствии с Федеральным законом “О свободе совести и о религиозных объединениях” Русская Православная Церковь зарегистри­рована в государственном реестре религиозных организаций РФ за но­мером 1.[1] Русская Православная Церковь является одной из ряда ав­токефальных (самостоятельных) православных церквей. Православие является одним из трех основных (наряду с католицизмом и протес­тантизмом) христианских направлений. Для нее, как и для всех пра­вославных церквей, общими являются вероучение, культ, каноническая деятельность.

Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных религий представляет собой божественное открове­ние, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов — неизменных истин, также являющихся ре­зультатом божественного откровения. Основные из этих догматов сле­дующие: догмат троичности Бога, догмат Боговоплощения и догмат ис­купления.

Отличительной особенностью Русской Православной Церкви явля­ется то, что она со времени первых семи вселенских соборов не до­бавила ни одного догмата к своему вероучению, в отличие от католи­ческой церкви, и не отказалась ни от одного их них, как это имело место в протестантизме. Именно это православная церковь считает одной из главных своих заслуг, свидетельствующих о верности перво­начальному христианству. [2, с.139]

Если католическая церковь давно перешла с латыни на нацио­нальные языки, то наша церковь до сих пор продолжает вести службы на древнерусском языке. Кроме того, Русская Православная Церковь до сих пор использует юлианский календарь, из-за чего основные ре­лигиозные праздники в христианской среде, использующей григориан­ский календарь, не совпадают. [1]

В отличие от католицизма православие обращено не к индивиду, а к “собору”. Под “собором” прежде всего, понимается духовное еди­нение людей на основе их идеалов и ценностей. Соборность, согласно известной формуле Хомякова, это “свободное единство в любви”. Но это только одно из определений соборности. Можно также сказать: соборность — это максимальное единство при наибольшем разнообра­зии. Соборность есть одновременно и природа церкви и ее задание. Цель спасения: собрать все человечество воедино, восстановить Адама, не мечем, не принуждением, а любовью в свободе и истине. [8, с.183]

Православию чужд теологический рационализм католицизма. Ис­тина в православном учении дается человеку как “благодать”, она переживается не столько разумом, сколько “сердцем”.

Современный статус Русской Православной Церкви, прежде всего — результат новых взаимоотношений государства и церкви. Эти отно­шения обусловлены и неотрывно связаны с процессами становления правового государства и, демократизации общества, реализации прав человека, которые служат стимулом повышения социальной активности общества и утверждения взаимопонимания и сотрудничества между людьми вне зависимости от их отношений к религии и церкви.

В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических и общественно-политических проблем, возни­кающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориенти­руют церковь на повышение нравственного потенциала человека. За последние годы заметно возросла активность церквей, духовенства, околоцерковного актива в различных сферах общественной жизни и культуры. Расширились международные связи, усилилась проповедниче­ская, благотворительная деятельность, резко увеличилось число церквей и монастырей, духовных учебных заведений, воскресных школ, активизировалась издательская деятельность. Ведется строительство новых церквей, реставрируются прежде закрытые сооружения. Большую поддержку оказывают церковным организациям государственные органы, общественные организации. За последние годы церквам переданы из государственных музеев священные реликвии.

Религиозные центры активизируют свою деятельность по повыше­нию профессионального уровня духовенства, качественному обновлению подготовки священников в духовных учебных заведениях, строгой ори­ентации на рост моральных и духовных качеств. Принят новый Устав, начата работа по проведению богослужебной реформы. [2, с.140]

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 224 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Эта религия, одна из крупнейших в мире, распространенная среди многих народов мира, говорящих на разных языках, существует почти два тысячелетия. Трудно найти уголок земли, где бы не вели работу христианские миссионеры, стремясь обратить „заблудшие» души в свою веру Миссионерская деятельность приносит свои плоды. Миллионы людей на земном шаре являются приверженцами христианства.

Христианская религия не является единой Она. как и другие религии, распадается на ряд самостоятельных направлений, наиболее значительные из которых — католицизм, православие, протестантизм. Сохраняя в основном ортодоксальные положения христианской догматики, эти направления отличаются друг от друга своеобразной трактовкой некоторых догматов, отдельными особенностями культа Для того чтобы наглядно представить себе то общее, что лежит в основе различных христианских направлении, а также те различия, которые они имеют, следует непосредственно обратиться к этим направлениям, познакомиться с их главными особенностями

Православие

В настоящее время в мире насчитывается 15 автокефальных (самостоятельных) церквей’ Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Албанская, Польская, Румынская, Чехословацкая, Американская Помимо этого имеются две автономные православные церкви Финская с 1957 г и Японская — с 1970 г. Для всех православных церквей общими являются вероучение, культ, при этом они сохраняют каноническую самостоятельность Константинопольский патриарх если и считается вселенским, то это понимается только как «первый среди равных», и ему не предоставлено право вмешивался в деятельность других православных церквей.

Пределы самостоятельности автокефальных церквей определяются соглашением с той автокефальной церковью, которая предоставила ей автономию Главы автономных церквей избираются поместными соборами с последующим утверждением их патриархом автокефальной церкви

В административном отношении ав гокефальные церкви подразделяются на экзархаты, епархии, викариаты, благочиния, приходы Так, Русская православная церковь имеет 4 экзархата (Украинский экзархат, экзархаты Западной Европы, Средней Европы, Центральной и Южной Америки), 76 епархий (в СССР и за рубежом), 11 викариатов Кроме того, у ряда автокефальных церквей имеются миссии, благочиния, подворья при других православных церквах

Система организации и управления православных церквей

Православие, как и протестантизм, не имеет единого центра управления, подобного Ватикану Автокефальные церкви возглавляются патриархами (архиепископами, митрополитами), избираемыми поместными соборами пожизненно При патриархах имеются синоды Например, синод Русской православной церкви состой! из шести постоянных членов и трех непостоянных, вызываемых на сессию по списку Управление экзархатами осуществляется экзархами, епархиями — епархиальными архиереями, при которых в отдельных случаях создаются епархиальные советы. Епархии состоят из округов и приходов. У Русской православной церкви приходы возглавляются избираемыми на общих собраниях верующих церковными советами, которые выполняют все административно-хозяйственные функции общины. Православные церкви с VIII в. не проводят Вселенских соборов (последним собором, на котором участвовали православные церкви, был Второй Никейский собор 783-787 гг.) Каждая из них на поместных соборах утверждает канонические правила, пересматривает или дополняет списки святых, определяет формы отношения к ересям и расколам. Так, например, на поместном соборе Русской православной церкви в 1971 г. была снята анафема по отношению к старообрядцам. Для всех православных церквей характерен иерархический принцип управления, т. е. принцип последовательного подчинения низшего духовенства высшему. Все духовенство в иерархическом отношении делится на высшее, среднее и низшее. Кроме того, духовенство подразделяется на черное (монашествующее) и белое (женатое)

В настоящее время в плане подготовки Вселенского собора православных церквей проводятся всепра-вославные совещания На них выработан предварительный катало! тем для обсуждения. В их числе предлагается рассмотреть вопросы об источниках божественною откровения, о более активном участии мирян в церковной жизни, о соответствии церковных правил о постах требованиям современной жизни, о преодолении препятствий для бракосочетания представителей различных вероисповеданий, об отношении к различным нарушениям церковных канонов и т д. Среди 15 автокефальных церквей самой многочисленной и влиятельной является Русская православная церковь. Она имеет свыше 7 тыс храмов, 16 монастырей, в числе которых особенно известны Гроице-Сергиева лавра, Почдевская лавра, Псковско-Печсрский, Жировицкий, Успенский, Одесский Успенский, Горницкий (г Иерусалим) и другие монастыри; две духовные академии, три духовные семинарии, сектор заочного обучения, аспирантуру. Московская патриархия издает ежемесячные журналы, богословские труды, различную богослужебную литературу. В производственных мастерских ведется изготовление предметов культа (свечей, крестиков и т. п.).

Особенности православного вероучения

Основу православного вероучения составляет Никеоцарьградский символ веры, утвержденный на первых двух Вселенских соборах 325 и 381 гг. В 12 членах (параграфах) этого символа веры сформулированы представления о боге как творце, о его отношении к миру и человеку. Сюда относятся представления о триединстве бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т. п.

Все основные положения веры (догматы) православная церковь объявляет абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, неизменными, сообщенными человеку самим богом и непостижимыми разумом. „Человек, — твердят православные богословы, — познает бога не столько умом, сколько всей своей внутренней жизнью» (Журнал Московской патриархии, 1966, № 4, с 40). Поэтому, заявляют они, основой его познания является вера. Все православные церкви считают первейшей своей обязанностью „неприкосновенно сохранить вверенный первоначальной церкви залог веры, ничего к тому догматическому наследию вселенской церкви не прибавляя и ничего от него не убавляя» Истинными считаются только те положения вероучения, которые утверждены первыми семью Вселенскими соборами. Что же касается католических догматов, установленных позже (о непогрешимости папы, о чистилище, о фелиокве, о непорочном зачатии девы Марии и ее телесном вознесении на небо), то они всеми православными церквами объявляются ошибочными, противоречащими „священному писанию» и „священному преданию». Заблуждением считается также отказ протестантских церквей от бочьшинства таинств, от деления верующих на мирян и священнослужителей, от признания исключительной роли церкви в деле личного спасения.

Православные церкви уделяют большое внимание не только доказательствам непогрешимости своего вероучения, но и пропаганде его среди верующих. От них требуется знание наизусть символа веры, его хорового исполнения во время литургии. Однако главным средством усвоения верующим всех основных моментов вероучения в православии является культ и вся связанная с ним система богослужения.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 1278 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Как специфический социальный институт церковь включена в оп­ределенную систему общественных отношений. Она тесно взаимодейст­вует с государством, политическими партиями, общественными органи­зациями и движениями, поэтому в каждом обществе можно констатиро­вать государственно-церковные, церковно-правовые и другие виды от­ношений. Кроме этого, церковь постоянно взаимодействует с массой верующих, над которыми она возвышается как особый институт духов­ной власти.

В соответствии с Федеральным законом “О свободе совести и о религиозных объединениях” Русская Православная Церковь зарегистри­рована в государственном реестре религиозных организаций РФ за но­мером 1.[1] Русская Православная Церковь является одной из ряда ав­токефальных (самостоятельных) православных церквей. Православие является одним из трех основных (наряду с католицизмом и протес­тантизмом) христианских направлений. Для нее, как и для всех пра­вославных церквей, общими являются вероучение, культ, каноническая деятельность.

Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных религий представляет собой божественное открове­ние, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов — неизменных истин, также являющихся ре­зультатом божественного откровения. Основные из этих догматов сле­дующие: догмат троичности Бога, догмат Боговоплощения и догмат ис­купления.

Отличительной особенностью Русской Православной Церкви явля­ется то, что она со времени первых семи вселенских соборов не до­бавила ни одного догмата к своему вероучению, в отличие от католи­ческой церкви, и не отказалась ни от одного их них, как это имело место в протестантизме. Именно это православная церковь считает одной из главных своих заслуг, свидетельствующих о верности перво­начальному христианству. [2, с.139]

Если католическая церковь давно перешла с латыни на нацио­нальные языки, то наша церковь до сих пор продолжает вести службы на древнерусском языке. Кроме того, Русская Православная Церковь до сих пор использует юлианский календарь, из-за чего основные ре­лигиозные праздники в христианской среде, использующей григориан­ский календарь, не совпадают. [1]

В отличие от католицизма православие обращено не к индивиду, а к “собору”. Под “собором” прежде всего, понимается духовное еди­нение людей на основе их идеалов и ценностей. Соборность, согласно известной формуле Хомякова, это “свободное единство в любви”. Но это только одно из определений соборности. Можно также сказать: соборность — это максимальное единство при наибольшем разнообра­зии. Соборность есть одновременно и природа церкви и ее задание. Цель спасения: собрать все человечество воедино, восстановить Адама, не мечем, не принуждением, а любовью в свободе и истине. [8, с.183]

Православию чужд теологический рационализм католицизма. Ис­тина в православном учении дается человеку как “благодать”, она переживается не столько разумом, сколько “сердцем”.

Современный статус Русской Православной Церкви, прежде всего — результат новых взаимоотношений государства и церкви. Эти отно­шения обусловлены и неотрывно связаны с процессами становления правового государства и, демократизации общества, реализации прав человека, которые служат стимулом повышения социальной активности общества и утверждения взаимопонимания и сотрудничества между людьми вне зависимости от их отношений к религии и церкви.

В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических и общественно-политических проблем, возни­кающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориенти­руют церковь на повышение нравственного потенциала человека. За последние годы заметно возросла активность церквей, духовенства, околоцерковного актива в различных сферах общественной жизни и культуры. Расширились международные связи, усилилась проповедниче­ская, благотворительная деятельность, резко увеличилось число церквей и монастырей, духовных учебных заведений, воскресных школ, активизировалась издательская деятельность. Ведется строительство новых церквей, реставрируются прежде закрытые сооружения. Большую поддержку оказывают церковным организациям государственные органы, общественные организации. За последние годы церквам переданы из государственных музеев священные реликвии.

Религиозные центры активизируют свою деятельность по повыше­нию профессионального уровня духовенства, качественному обновлению подготовки священников в духовных учебных заведениях, строгой ори­ентации на рост моральных и духовных качеств. Принят новый Устав, начата работа по проведению богослужебной реформы. [2, с.140]

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 225 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Эта религия, одна из крупнейших в мире, распространенная среди многих народов мира, говорящих на разных языках, существует почти два тысячелетия. Трудно найти уголок земли, где бы не вели работу христианские миссионеры, стремясь обратить „заблудшие» души в свою веру Миссионерская деятельность приносит свои плоды. Миллионы людей на земном шаре являются приверженцами христианства.

Христианская религия не является единой Она. как и другие религии, распадается на ряд самостоятельных направлений, наиболее значительные из которых — католицизм, православие, протестантизм. Сохраняя в основном ортодоксальные положения христианской догматики, эти направления отличаются друг от друга своеобразной трактовкой некоторых догматов, отдельными особенностями культа Для того чтобы наглядно представить себе то общее, что лежит в основе различных христианских направлении, а также те различия, которые они имеют, следует непосредственно обратиться к этим направлениям, познакомиться с их главными особенностями

Православие

В настоящее время в мире насчитывается 15 автокефальных (самостоятельных) церквей’ Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Албанская, Польская, Румынская, Чехословацкая, Американская Помимо этого имеются две автономные православные церкви Финская с 1957 г и Японская — с 1970 г. Для всех православных церквей общими являются вероучение, культ, при этом они сохраняют каноническую самостоятельность Константинопольский патриарх если и считается вселенским, то это понимается только как «первый среди равных», и ему не предоставлено право вмешивался в деятельность других православных церквей.

Пределы самостоятельности автокефальных церквей определяются соглашением с той автокефальной церковью, которая предоставила ей автономию Главы автономных церквей избираются поместными соборами с последующим утверждением их патриархом автокефальной церкви

В административном отношении ав гокефальные церкви подразделяются на экзархаты, епархии, викариаты, благочиния, приходы Так, Русская православная церковь имеет 4 экзархата (Украинский экзархат, экзархаты Западной Европы, Средней Европы, Центральной и Южной Америки), 76 епархий (в СССР и за рубежом), 11 викариатов Кроме того, у ряда автокефальных церквей имеются миссии, благочиния, подворья при других православных церквах

Система организации и управления православных церквей

Православие, как и протестантизм, не имеет единого центра управления, подобного Ватикану Автокефальные церкви возглавляются патриархами (архиепископами, митрополитами), избираемыми поместными соборами пожизненно При патриархах имеются синоды Например, синод Русской православной церкви состой! из шести постоянных членов и трех непостоянных, вызываемых на сессию по списку Управление экзархатами осуществляется экзархами, епархиями — епархиальными архиереями, при которых в отдельных случаях создаются епархиальные советы. Епархии состоят из округов и приходов. У Русской православной церкви приходы возглавляются избираемыми на общих собраниях верующих церковными советами, которые выполняют все административно-хозяйственные функции общины. Православные церкви с VIII в. не проводят Вселенских соборов (последним собором, на котором участвовали православные церкви, был Второй Никейский собор 783-787 гг.) Каждая из них на поместных соборах утверждает канонические правила, пересматривает или дополняет списки святых, определяет формы отношения к ересям и расколам. Так, например, на поместном соборе Русской православной церкви в 1971 г. была снята анафема по отношению к старообрядцам. Для всех православных церквей характерен иерархический принцип управления, т. е. принцип последовательного подчинения низшего духовенства высшему. Все духовенство в иерархическом отношении делится на высшее, среднее и низшее. Кроме того, духовенство подразделяется на черное (монашествующее) и белое (женатое)

В настоящее время в плане подготовки Вселенского собора православных церквей проводятся всепра-вославные совещания На них выработан предварительный катало! тем для обсуждения. В их числе предлагается рассмотреть вопросы об источниках божественною откровения, о более активном участии мирян в церковной жизни, о соответствии церковных правил о постах требованиям современной жизни, о преодолении препятствий для бракосочетания представителей различных вероисповеданий, об отношении к различным нарушениям церковных канонов и т д. Среди 15 автокефальных церквей самой многочисленной и влиятельной является Русская православная церковь. Она имеет свыше 7 тыс храмов, 16 монастырей, в числе которых особенно известны Гроице-Сергиева лавра, Почдевская лавра, Псковско-Печсрский, Жировицкий, Успенский, Одесский Успенский, Горницкий (г Иерусалим) и другие монастыри; две духовные академии, три духовные семинарии, сектор заочного обучения, аспирантуру. Московская патриархия издает ежемесячные журналы, богословские труды, различную богослужебную литературу. В производственных мастерских ведется изготовление предметов культа (свечей, крестиков и т. п.).

Особенности православного вероучения

Основу православного вероучения составляет Никеоцарьградский символ веры, утвержденный на первых двух Вселенских соборах 325 и 381 гг. В 12 членах (параграфах) этого символа веры сформулированы представления о боге как творце, о его отношении к миру и человеку. Сюда относятся представления о триединстве бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т. п.

Все основные положения веры (догматы) православная церковь объявляет абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, неизменными, сообщенными человеку самим богом и непостижимыми разумом. „Человек, — твердят православные богословы, — познает бога не столько умом, сколько всей своей внутренней жизнью» (Журнал Московской патриархии, 1966, № 4, с 40). Поэтому, заявляют они, основой его познания является вера. Все православные церкви считают первейшей своей обязанностью „неприкосновенно сохранить вверенный первоначальной церкви залог веры, ничего к тому догматическому наследию вселенской церкви не прибавляя и ничего от него не убавляя» Истинными считаются только те положения вероучения, которые утверждены первыми семью Вселенскими соборами. Что же касается католических догматов, установленных позже (о непогрешимости папы, о чистилище, о фелиокве, о непорочном зачатии девы Марии и ее телесном вознесении на небо), то они всеми православными церквами объявляются ошибочными, противоречащими „священному писанию» и „священному преданию». Заблуждением считается также отказ протестантских церквей от бочьшинства таинств, от деления верующих на мирян и священнослужителей, от признания исключительной роли церкви в деле личного спасения.

Православные церкви уделяют большое внимание не только доказательствам непогрешимости своего вероучения, но и пропаганде его среди верующих. От них требуется знание наизусть символа веры, его хорового исполнения во время литургии. Однако главным средством усвоения верующим всех основных моментов вероучения в православии является культ и вся связанная с ним система богослужения.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 1279 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Надеюсь, что запись — Понятие и виды православных храмов, поможет лучше понять величие, многообразие и богатство культуры и истории России. С учётом тематики данного блога считаю логичным знакомство с публикациями в данном блоге начать с определений некоторых понятий. В частности, речь идёт о таких понятиях, как «храм», «церковь», «собор», «часовня». Постараемся уточнить, чем эти понятия отличаются друг от друга.

Понятие «храм»

Опубликованная запись «Понятие и виды православных храмов» — первый шаг в знакомстве с данным блогом. П опытаемся кратко разобраться, что же означает понятие «Храм» и чем оно отличается от понятий «Церковь», «Собор».

Православный храм — это здание или помещение, предназначенное для проведения Таинств и богослужений, в первую очередь главного из них, Литургии (Таинства Причастия Богу). Причём Храм может представлять собой как отдельным здание, так и помещение внутри строения с другим основным предназначением, к примеру, так называемые домовые храмы. Во времена появления первых христианских общин храмом могли быть и жилые дома, и даже пещеры. Подтверждением могут служить сохранившиеся в ряде стран и функционирующие поныне пещерные храмы и монастыри.

Существует множество видов храмов:

  • кафедральный (главный храм в епархии);
  • дворцовый (к примеру, сюда же относятся кремлёвские церкви, например, Успенский собор в Москве);
  • приходской;
  • монастырский;
  • храм-подворье;
  • домовой или келейный храм;
  • храм-усыпальница;
  • кладбищенский;
  • больничный;
  • войсковой;
  • тюремный;
  • единоверческий (вид старообрядческих храмов) и другие.

Каждый из упомянутых храмов посвящён либо Господу Богу или Божьей Матери, а также иконам в Их честь, либо святому, православному празднику, ангелам или ангельским силам.

Понятие «церковь»

Слово «церковь» (как сооружение) является синонимом храма. На раннем этапе истории Православия церковью также называли городские православные общины, например, Константинопольская церковь или Римская церковь. Впоследствии понятие «церковь» стало применяться и к помещению, в котором собираются верующие, совершаются Таинства и богослужения.

Церковь как сообщество верующих

Это значение слова “церковь” по происхождению схоже с предыдущим. Однако ныне оно обозначает не городскую православную общину, а собрание избранных в духовном смысле христиан. В этом и главный ответ, чем отличается храм от церкви.
Часто к этому понятию добавляют определённое направление внутри христианской конфессии, например: Русская Православная Церковь. Чем же отличается Храм от Церкви?
Ответ прост: понятие “церковь” шире, чем “храм”. Если храм — это культовое здание (сооружение), то церковь может быть как зданием, так и сообществом верующих в масштабах города, страны и даже всего мира. Примером может служить Вселенская Православная Церковь.
Виды православных храмов (как сооружений)
Среди храмов, как культовых сооружений, можно выделить три основных, таких, как Собор, Церковь, Часовня. Попробуем раскрыть эти понятия чуть подробнее.

Собор

Знаменитый Собор Василия Блаженного

Что такое Собор и чем он отличается от храма? Собор относится к одному из видов храма. Статус Собора обычно получают самые крупные или значимые храмы монастыря, города. В больших городах может быть несколько Соборов. Например, в Санкт-Петербурге действуют более пятнадцати соборов. Также статус Собора имеют и те храмы, в которых располагаются или когда-либо располагались епископские кафедры. Ещё к соборам относят крупные мемориальные (имеющие определённую значимость) храмы. Примером может служить Собор Василия Блаженного в Москве.
По своим размерам Собор может совсем не отличаться от обычного приходского храма. Его особенностью является то, что Собор рассчитан на богослужение, совершаемое собором духовенства во главе с епископом, архиепископом или патриархом. Собор – это, как правило, храм с несколькими престолами. Поэтому службы в них могут проводить параллельно, собирая большое количество верующих.

Церковь

Церковь Покрова Богоматери в Филях

Понятие Церковь, как сооружение (синоним храма) — это основной и самый распространённый вид культовых христианских сооружений. По форме основание может быть в виде:

  • Восьмиугольника (восьмиконечной звезды) – символизирует путеводную Вифлеемскую звезду;
  • Корабля – храм является «ковчегом» спасения верующих людей;
  • Креста – он символизирует основу Церкви и спасения людей;
  • Круга – символа бесконечности, вечности и нерушимости Церкви.

Три части церкви

Церковь обязательно имеет три части: алтарь (где во время богослужения находится духовенство), центральная часть (где молятся прихожане) и притвор (некое преддверие церкви). Три части храма собой олицетворяют Небо или Рай (алтарь), Землю тварную (центральная часть) и землю греховную, еще не обновленную (притвор). Алтарная часть всегда обращена на восток. Алтарь от центральной части отделена иконостасом.

Часовня

Часовня Князя Даниила Московского (Москва)

Есть ещё один вид православного храма – Часовня. Чем же часовня отличается от храма и церкви? Часовня — это малый храм (небольшое строение), где в отличие от церкви, как правило, нет алтаря. В ней есть лишь иконы, место для установки свечей и лампад. Несмотря на то, что Часовня предназначена для молитв, здесь невозможно на постоянной основе совершать Литургию. Именно эти обстоятельства являются главным отличием Церкви от Часовни.
Чаще всего часовни используются для служения молебнов и панихид, чтения акафистов или часов. Отсюда и название “часовня”. Также как и храмы, часовни освящаются в честь праздников, особо чтимых икон или святых.

Где располагаются часовни

Часовни расположены в самых разных местах. Их устанавливают:
-на местах, обладающих историческим и духовным значением (чаще всего здесь устанавливают памятные часовни, призванные увековечить важное событие);
-над святыми источниками (такая часовня называется водосвятной);
-рядом с монастырями;
-на кладбищах (чтобы молиться об упокоении умерших);
-в больницах (чтобы молиться о здоровье пациентов);
-в крупных аэропортах и т.д.

Желаете продолжить знакомство с храмами?

С некоторыми дополнительными данными по указанной теме, при желании, вы можете ознакомиться в записи под заголовком Внешнее устройство православного храма (общие сведения) .

Ссылка на основную публикацию