Новолетие по церковному календарю

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис 61. 1–2) о наступлении лета благоприятного ( Лк. 4:16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21).

Мы привыкли, что Новый год наступает 1 января, и даже не задумываемся, что он может иметь другую дату. Когда-то на Руси его праздновали 1 марта. А в православной церкви уже несколько веков годовой цикл праздников начинается 1 сентября (14-го по современному календарю), когда отмечается церковное новолетие — начало индикта.

Необычная система летоисчисления

Существуют разные единицы счета времени. Одна из них – индиктион, или индикт, обозначающий временной промежуток длинной 15 лет. Откуда пошло это слово и каково его истинное значение – точно неизвестно. Считается, что он связан со сбором податей. При Диоклетиане (297-298 гг.) индиктионом назывался налог, при Константине Великом (312 г.) это уже была единица летоисчисления, начинавшаяся 23 сентября. Возможно, она заменила счет времени по олимпиадам. В 462 г. в Византии начало отсчета было перенесено на первый день осени. В XIV–XVI вв. на Руси времяисчисление проводилось по индиктам, кругам Солнца и Луны.

Великий индиктион – временной промежуток в 532 года. Его отсчитывают от Сотворения мира (начала византийской эры). В 1941 году начался 15-й великий цикл.

Есть несколько индиктов, в зависимости от числа начала года: императорский, или индикт Беды, (24 сентября); римский, или папский, (25 декабря или 1 января); Senensis (8 сентября); греческий (1 сентября).

Празднование

Церковное новолетие — начало индикта на Руси отмечалось с 1363 года. В 1492 г. праздник получил статус церковно-государственного и отмечался торжественно и с размахом. Его начинали праздновать 31 августа. Все шли на вечерню, которая заканчивалась в полночь колокольным звоном, возвещавшим о наступлении нового года. В доме гасили свет, чтобы утром, путем трения, добыть новый огонек, символизирующий новый жизненный виток.

1 сентября проводилась красочная и торжественная служба. На площади возле собора строилось возвышение, покрывалось коврами. На него поднимались патриарх, одетый в сияющие одежды, и царь в шапке Мономаха. Внизу находилась вся свита: бояре в парчовых одеждах с длинными рукавами и собольих высоких шапках, стрельцы со знаменами и барабанами, дьяки, приказчики, приглашались иностранные послы.

Проводился торжественный молебен. После него шел обмен поздравлениями между патриархом и царем. Затем государь поздравлял бояр и весь народ, которые отвечали царю тем же. Служба заканчивалась угощением для сановников, народу доставалось денежное подаяние. В деревнях накрывались столы, за которыми собиралась вся деревенская община.

В 1700 г. празднование Нового года перенесли на 1 января, и служба стала более скромной, проходила без участия царя, хотя праздник считается посвященным Господу.

Традиции

В течение дня каждый старался совершить милосердное дело: обуть и накормить нищего, подать милостыню. Знать одаривала детей, шла в тюрьмы и несла подарки заключенным.

Заканчивался сбор урожая, и начиналась пора посиделок и сватовства. Матери холостых парней захаживали в дома, где собирались девушки, наблюдая, как они работают, и присматривали суженую для сына.

Для мальчиков, которым исполнилось 3 года, проводили веселый обряд «сажания на коня». На малыша одевали шашку, садили его на лошадь. Отец вел животное за уздечку 3 круга. Такие действия символизировали прощание с младенчеством, и ребенок уже считался казаком.

В этот день также почитали память святого Симеона, которого народ называл Семеном-летопроводцем, и 40 дев-постниц – святых мучениц.

14 сентября ( 1 сентября по старому стилю) наступает церковное новолетие. Праздник Успения Богородицы завершает церковный год , а Рождество Пресвятой Богородицы — начинает. Altapress.ru разбирался , почему церковный новый год наступает осенью , что такое индикт и что по традиции принято делать в церковное новолетие.

Новолетие по церковному календарю

Почему церковное новолетие — 1 сентября ( по старому стилю)?

В 312 году Константин Великий , византийский император , установил празднование нового года с 1 сентяря. В 6 веке традиция вошла в церковную жизнь.

На Русь традиция отмечать церковное новолетие в сентябре пришла из Византии. Но даже после принятия христианства в народе долго не было единой даты встречи нового года. С 1492 года на Руси его начали отмечать 1 сентября как церковно-государственный праздник. На церковной службе в этот день вспоминали проповедь Иисуса Христа в Назаретской синагоге. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля.

На 1 января гражданский новый год перенес Петр I с 1700 года , сообщает «Православие и мир».

Новолетие по церковному календарю

Что такое индикт?

В 6 веке в христианской церкви ввели «индикты» или «индиктионы» — 15-летние периоды наложения дани. В Римской империи под indictio понималась сумма , на которую следовало собрать податей в этом году. И финансовый год начинался с указания ( indictio) императора , сколько денег нужно собрать.

Официальное византийское ( Константинопольское) летосчисление делилось на так называемые индиктионы Константина Великого. Сейчас церковное новолетие называют началом индикта в память о константинопольской традиции.

На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка , и само пятнадцатилетие.

Церковное новолетие-2018: традиции

Известно , что на Руси в 17 веке в день новолетия царь , бояре и другие жители Москвы совершали дела милосердия: одевали и кормили нищих , посещали заключенных. Простой народ в день новолетия одаривали гостинцами.

  • Как барнаулец построил бизнес на церковных куполах
  • РПЦ пригрозила разрывом отношений , если Константинополь узаконит церковный раскол на Украине
  • «Освятить после сноса»: россияне ликуют после сообщения о ликвидации съемочной площадки «Дома-2»
  • Сюжет: Праздники

Эта закладка предназначена для тех наиболее внимательных из вас, кто замечает опечатки, орфографические, пунктуационные и фактические ошибки в наших текстах и хотел бы помочь нам исправить их. Мы заранее благодарим всех, кто вместе с нами стремится улучшить качество наших материалов. Ваша помощь неоценима не только для редакции — она также важна для тех читателей, которые благодаря вам прочтут эти тексты в правильной редакции.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

14 сентября (1 сентября по юлианскому календарю) Православная Церковь празднует церковное новолетие (начало церковного года), в соответствии с византийской традицией называемое также Началом индикта.

Новолетие по церковному календарю

Инди́кт — это порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося 15-летнего промежутка времени (так называемого «индиктиона»), от одной индикции (переписи) к другой. Первоначально индиктион (от лат. indictio — «объявление») означал, введенный Диоклетианом, чрезвычайный налог на зерно, который определялся на основании переписи населения, производившейся один раз в 15 лет. Необходимость для населения знать налоговый год и привела к исчислению годов по индиктам.

В 312 году, при императоре Константине Великом, 15-летний индиктион стал использоваться и в летосчислении (взамен языческого 4-х летнего периода исчисления по олимпиадам), индиктом назывался номер года внутри такого цикла. Существует несколько видов индиктов в зависимости от того, с какого числа отсчитывается начало года. Наиболее древним является греческий индикт, с началом года 1 сентября. Цикл индиктов, совместно 28-летним солнечным циклом, лёг в основу юлианского периода.

Установление же Нового года (и церковного новолетия) именно 1 сентября имеет две версии. По одной – с 1 сентября начинался налоговый год в Византийской империи (он назывался индикт). Поэтому и церковный год начинался с этой даты.

По другой версии, именно 1 сентября святой равноапостольный император Константин Великий в 312 году одержал победу над римским правителем Максентием. Именно в этой битве святому Константину было явлено изображение Креста на небе. Данная битва открыла дорогу к подписанию в 313 году Миланского эдикта – знаменательного документа, который уравнял в правах христиан и язычников, узаконив Православную Церковь. Этот документ пресек гонения на христиан и позволил им свободно развиваться.

Отцы I Вселенского Собора в 325 году в память об этом великом событии постановили начинать Новый год с 1 сентября – с дня, ставшего началом «свободы христианской».

С принятием христианства Русь усвоила византийское летоисчисление от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) и индиктионы. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта – так исчисляли начало года все древнерусские летописцы. Только в 1492 году (в 7000 г. от Сотворения мира) произошло слияние гражданского и церковного новолетия – началом года официально стало 1 сентября, которое на протяжении двух веков отмечалось как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное». Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля.

В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рождества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. Однако в современном гражданском календаре сентябрьский новый год сохранился в сфере образования, поскольку в старину учебный год в церковноприходских школах всегда начинался с церковного Новолетия – 1 сентября, и эта традиция распространилась на все учебные заведения.

Богослужение на Церковное новолетие (начало индикта)

В Русской Православной Церкви слово «инди́кт» сохранилось в церковном Уставе и служит для обозначения годового круга богослужения . Начало индикта, или начало новолетия, приходится на 1 сентября юлианского календаря и является церковным праздником.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество Исаии (Ис 61:1–2) о наступлении лета Господня (Лк. 4:16–22). «Лето Господне» в русской Синодальной Библии (как в пророчестве Исайи, так и в цитате этого пророчества в Евангелии от Луки) – это оставленное без перевода славянское слово, буквально означающее «год». В библейском контексте речь идёт о времени, называемом «День Господень». Это время, когда «Бог посетит народ Свой», то есть пошлёт давно ожидаемого Мессию, и Он устроит на земле теократическое Мессианское царство. Когда же всем знакомый «сын Иосифа» (который ещё недавно здесь плотничал и выполнял их заказы!) даёт понять, что знаменитое пророчество относится к Нему, – то это воспринимается как богохульство и вызывает возмущение («все… исполнились ярости»). Иисуса выгоняют из города и даже хотят столкнуть с горы.

В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник».

Великий Индиктион

С понятием Инди́кта или простого Индиктио́на связано еще одно понятие – Пасхалии , Великого Индиктио́на или, как его называли на Руси, Миротворного Круга .

Новолетие по церковному календарю

Миротворный круг (схема Зелинского)

Великий Индиктио́н , в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Это период времени продолжительностью в 532 года – такое число получится, если солнечный круг, состоящий из 28 лет, помножить на лунный круг, состоящий из 19 лет (28×19=532). Дело в том, что через 532 года все церковные праздники – неподвижные (например, Рождество Богородицы, дни памяти святых) и подвижные (Пасха и связанные с ней) возвращаются на те же числа месяца и дни недели . Это определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Так по византийскому счету от Сотворения мира (5508 год до Р.Х.) сейчас идет 15-й Великий индиктион, который начался в 1941 году .

Миротворный круг юлианского календаря представляет собой совершенное творение в области летоисчисления, гармонично сочетающее в себе систему религиозных, астрономических и гражданских аспектов измерения времени. А.Н. Зелинский наглядно представил Миротворный круг в виде круговых таблиц (см. рис.), по которым без сложных вычислений определяется дата Пасхи. Шкала Миротворного круга простирается в прошлое и будущее, отражая вечное круговое течение времени и циклическую повторяемость астрономических явлений по числам юлианского календаря.

Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 2:
Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны.

Кондакт, глас 2:
В Вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.

Сегодня, 14 сентября, отмечается крупный православный праздник — Церковное новолетие. Этот праздник также называют началом индикта. По старому стилю Церковное новолетие отмечали 1 сентября, эта дата считается началом нового церковного года.

К слову, впервые Церковный новый год отпраздновали в сентябре 1363 года как дань гражданской византийской традиции, а с 1492 года этот праздник стал отмечаться на Руси и считался церковно-государственным.

Сейчас Церковное новолетие уже не является таким известным православным праздником, о нем мало кто помнит. Россияне привыкли отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Многие даже и не знают, когда именно начинается новый год по церковному календарю.

Отметим, что последний крупный православный праздник перед Церковным новолетием — это Успение Пресвятой Богородицы, перед которым идет двухнедельный пост, считающийся одним из самых важный и долгих у верующих.

Церковный новый год отсчитывает года немного иначе. Сегодня православные встречают 7528-ой год от сотворения мира.

Сейчас новолетие отмечают уже не так, как на Руси, однако в церквях проходят службы. Как таковых традиций празднования новолетия почти не осталось.

Новолетие по церковному календарю

Представители духовенства в четырнадцатый день сентября отмечают первый день нового Церковного года, иногда его называют Новолетие. Это особенное праздничное событие, у которого есть свои традиции и обряды. Как и традиционный Новый год, торжество богато народными приметами. Интересно, что четырнадцатое сентября — это начало бабьего лета. Этот день связан с огромным количеством ритуалов, которые направлены на то, чтобы укрепить здоровье и привлечь помощь высших сил.

  • Что за праздник Новолетие, или Церковный Новый Год?
  • Традиции и обряды Новолетия
  • Народные приметы 14 сентября

Что за праздник Новолетие, или Церковный Новый Год?

Церковное Новолетие называют началом индикта, порядкового номера года внутри регулярно повторяющегося пятнадцатилетнего временного промежутка. Так называемые индиктионные циклы не нумеруют, но применяют для соотношения с другой системой датирования.

Новолетие по церковному календарю

Если верить русскому православному календарю, начало индикта числится под 1/14 сентября. Его отмечают в церквях благодарственным молебном. Этот Новый год был государственным на территории Российской Федерации до 1700 года. В древней России как государственное торжество его начали справлять с 1492 года. В этот день верующие вспоминают проповеди Мессии в Назаретской синагоге, когда он сказал о том, что пришел проповедовать лето Господне благоприятное, исцелять сокрушенных сердцем.

В XVII веке на Руси церковный Новый год посвящается делам милосердия. Народ раздавал нищим и бездомным милостыню, одежду и обувь, также их кормили вкуснейшими и сытными праздничными блюдами. Подарки и различные угощения народ давал и заключенным в тюрьмах, эту традицию мало кто понимал, но все старались ее придерживаться. Говорят, Господь зачтет всем, кто поможет бедным людям.

Традиции и обряды Новолетия

Этот день также известен как Семин день. В это время представители духовенства чтут преподобного Симеона, которого Господь наградил даром предвидения, известно, что он мог исцелять телесные и душевные заболевания. Также преподобный основал столпничество.

Новолетие по церковному календарю

Представители духовенства считают данное торжество началом Бабьего лета. Предки в этот день совершают особенные обряды, а также они завершали сбор яровых и придерживались особых правил. Этот день обязательно необходимо начать с разведения нового огня, который вы добыли путем трения сухого дерева. Затем от этого пламени начинают топить в домах и банях. Впервые встречая осень (14 сентября), люди устраивают хороводы, проводят игры и обряд под названием «Осенины». В этот прекрасный осенний день представительницы слабого пола устраивают похороны мух или тараканов, после данной процедуры они покидали жилища и больше никогда не возвращались.

В Новолетие нельзя есть угрей, так как эту рыбу называли змеем. Дело в том, что колдуны использовали угрей против людей. Говорят, что угри могут выходить из воды, смыть с себя болезни и травмы, а затем передать их людям. Отметим, что сегодня, как и весь сентябрь, запрещается пускать представительниц прекрасного пола в лес в одиночестве, иначе они могут стать жертвами лешего.

Народные приметы 14 сентября

Новолетие по церковному календарю

  • Если гуси улетели в этот день — стоит ждать ранней зимы.
  • Солнечные лучи нежно пронзают облака — это к хорошей осени.
  • Вороны неподалеку от вашего дома обустроили себе жилище — это к беде.
  • Не смотрите на прямые солнечные лучи — иначе можно ослепнуть.
  • Если сегодня ясная погода — такой будет вся осень.
  • Как встретите этот день — так его и проведете.
  • Если не опал кленовый лист и журавли не улетели в этот день — осень будет долгая.
  • Гроза сегодня — это к добру.
  • Если нет грозы — это к беде.
  • Бабье лето сухим выдалось — будет мокрая осень.
  • Если день был грязным, то осень будет дождливой.

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

14 сентября (1 сентября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Понедельник 15-й седмицы по Пятидесятнице (пятнадцатой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви празднуется Начало индикта — церковное новолетие, а также совершается память десяти известных нам поимённо святых и нескольких святынь. Далее коротко расскажем о них.

Начало индикта — церковное новолетие. В православной церковной традиции новолетие празднуется не зимой, в январе, а осенью. Именно 1 сентября (14-го — по «новому стилю») начинается новый богослужебный год («индикт»). Также важно отметить, что традиционно в Православии летоисчисление начинается, в отличие от католиков, не «от Рождества Христова», а «от Сотворения мира» или «от Адама». Многие богословы разъясняют, что библейские годы не должны совпадать с астрономическими, однако в православной традиции мы именно сегодня празднуем Новый 7529 год.

Преподобный Симеон Столпник и его мать Марфа. Христианские святые VI века от Рождества Христова. Преподобный Симеон был основоположником очень строгой формы аскезы — столпничества. Около 37 лет он провёл в молитве в добровольном заточении на «столпе» — открытой площадке на каменной колонне, — за что сподобился от Господа дара прижизненных чудотворений. Святой Симеон исцелял душевные и телесные болезни, а также предвидел будущее.

В годы столпничества преподобный Симеон очень строго соблюдал свой подвиг. И даже когда его благочестивая мать, святая Марфа, на старости лет прибыла проститься с сыном, он отказался оставить своё отшельническое заточение. И только после её смерти простился с матерью, и тогда, согласно Житию, её лицо просияло. Преподобный Симеон Столпник отошёл ко Господу в Сирии в 459 году от Рождества Христова. Каждому православному христианину настоятельно рекомендуем ознакомиться с подробным Житием этого великого проповедника, аскета и чудотворца, приведшего ко Христу многих людей.

Новолетие по церковному календарю

Преподобный Симеон Столпник. Фото: www.pravoslavie.ru

Праотец Иисус Навин. Ветхозаветный святой XVII-XVI столетий до Рождества Христова, Святой Иисус Навин, который после смерти пророка Моисея стал вождём Израильского народа. Именно он завоевал Обетованную землю, введя в неё ветхозаветный еврейский народ. Через Иисуса Навина, которому являлся Архистратиг Михаил, Господь даровал многие великие чудеса: евреи перешли реку Иордан «яко по суху», осаждённые израильтянами стены Иерихона пали сами после того, как вокруг города в течение семи дней обносили величайшую ветхозаветную святыню — Ковчег Завета. Наконец в ходе одного из сражений Иисус Навин, по воле Божией, смог остановить движение солнца, продлив день до победы. Скончался праотец Иисус Навин 110-летним старцем после 25-летнего управления Израилем. Все эти события изложены в Книге Иисуса Навина, входящей в состав библейского Ветхого Завета.

Священномученик Аифал Персидский, диакон. Святой страдалец за Христа и Его Церковь, побитый камнями по приказанию персидского царя Сапора II в 380 году от Рождества Христова.

Новолетие по церковному календарю

Священномученик Аифал Персидский, диакон. Фото: www.pravoslavie.ru

Мученицы 40 дев постниц и их учитель, священномученик Аммун Ираклийский, диакон. Святые, принявшие мученические венцы за твёрдое исповедание христианства и отказ поклониться идолам при императоре-язычнике Ликинии в начале IV века в городе Адрианополе Македонском. Согласно житийным сведениям, все эти страдальцы были подвергнуты страшным мучениям, а затем «святой Аммун и с ним 8 дев были обезглавлены, 10 дев были сожжены, 6 из них скончались после того, как им вложено было в уста раскалённое железо, 6 дев были заколоты ножом, остальные убиты мечами».

Новолетие по церковному календарю

Мученицы 40 дев постниц и их учитель, священномученик Аммун Ираклийский, диакон. Фото: www.pravoslavie.ru

Мученики Каллиста Никомидийская и родные её братья Евод и Ермоген. Никомидийские христиане, погибшие за исповедание своей веры во Христа. За отказ принести жертву идолам всех троих усекли мечом в 309 году от Рождества Христова.

Преподобномученица Татиана (Грибкова) и мученица Наталия Козлова. Две святых страдалицы, монахиня и мирянка, принявшие мученический венец в годы советских богоборческих гонений в период так называемого «Большого террора» в 1937 году. Обе были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители (в память обретения её иконы) (864). Черниговской-Гефсиманской (1869), Александрийской, Августовской (1914) и именуемой «Всеблаженная» (в Казани) икон Божией Матери. Празднования в честь ряда чудотворных образов Пресвятой Богородицы, явленных в разные годы. Подробнее об одном из них, Черниговской-Гефсиманской иконе Божией Матери, вы можете узнать из нашего материала «Русская Гефсимания», опубликованного на страницах Царьграда.

Поздравляем всех православных христиан с днём этих святынь и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!»

Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

14 сентября православные христиане чтят Новолетие. Этот церковный праздник по значимости занимает средний уровень, однако из года в год по традиции, в этот день люди молятся о благополучном и удачном новом году. Праздник Новолетия имеет давнюю историю и очень необычно изображается в иконографии.

Праздник Церковное новолетие называют началом индикта и празднуют 14 сентября

Среди всех церковных праздников наиболее не заметным, но не менее значимым является Церковное новолетие. По церковному календарю его именуют «началом индикта», Летапреложением или Новым годом (Новым летом от начала Сотворения мира). Празднуют христиане его 14 сентября (1 сентября). Этот день считают первым днем нового года по церковным мерам. Говоря о последнем праздничном дне, завершающем церковный год, можно выделить Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа. В новом церковном году первый праздник числится – Рождества Пресвятой Богородицы – 21 сентября.

Праздновать Новолетие начали в сентябре 1363 г., это была дань византийской традиции. В 1492 году Новолетие начали отмечать по всей Руси, оно стало официальным церковным и государственным праздником. В тот день христиане во время богослужения вспоминали о проповеди Иисуса Христа в Назаретской синагоге. Спаситель заявил, что пришел для исцеления сокрушенных сердцем. В Новолетие православные верующие молят Бога о благословении на начинающийся год.

В иконографии празднование Новолетия изображается так – Спаситель находится в синагоге Назарета посреди верующих и читает книгу пророка Исайи.

Народная традиция называет Новолетие «днем Семена Летопроводца», другими словами, днем Семена (просторечное от имени Симеона Столпника), который сопровождает новый год.

История появления Церковного новолетия и развитие традиций праздника

Историю праздника связывают с императорами Римской империи. Ради сбора налога правители назначили определенный период времени раз в несколько лет – индикт. В конце него объявляли и собирали дань за этот период с жителей. Подать завесила от урожая или других причин.

Правитель Октавиан Август назначал датой нового индикта свой День Рождения – 23 сентября. Следующие императоры придерживались данной даты. Длился индикт от 5 лет до 15 лет. Примерно в 462 году начало индикта перенесли на 1 сентября. В 537 году император Юстиниан 1 создал официальный указ, и с того времени в империи начало года праздновалось 1 сентября. До того момента в каждом городе был свой день отсчета для летоисчисления. Позднее слово «индикт» у греков стало синонимом к «году» или «лету».

Восточная христианская церковь Юстиановское новолетие праздновала 1 сентября по церковному календарю. Именно 1 сентября совершали молитвы, в которых Церковь просила у Господа благословить наступающий новый год.

С VI века во время богослужения Новолетия в утрени, вечерни и литургии стали использовать песнопения (стихиры, тропари, кондаки, каноны), а также особенные уставные чтения (паремии, апостольские и евангельские чтения), которые в последствии стали традициями данного праздника в Православных церквях и существуют в наше время.

В конце Х века после Крещения Руси Новолетие стало православным праздником Руси. Согласно годовому гражданскому летоисчислению Руси новый год начинался по римскому календарю – 1 марта. А вот в православном календаре началом года значилось 1 сентября. И традиционно проводились праздничные богослужения. В 1492 году от Рождества Христова (1700 от сотворения мира) гражданский календарь был изменен и начинался также, как и православный.

С 1700 года царем Петром 1 в России был введен обновленный календарь для граждан. Теперь год начинался 1 января и годы отсчитывали исключительно от Рождества Христова. С того времени торжественный молебен в присутствии патриарха и правителя после утрени и литургии более не служили. Однако, Новолетие не пропало, богослужения неизменно проводились. Даже в Советское время по новому календарю христиане праздновали Новолетие в Русской Православной Церкви.

Новолетие по церковному календарюЦерковное новолетие празднуется осенью (Фото: Mikhail Markovskiy, Shutterstock)

Пожалуй, самым незаметным православным праздником является Церковное новолетие, которое в церковном календаре торжественно именуется «началом индикта» и празднуется 14 сентября (1 сентября по старому стилю). Именно эта дата считается первым днем нового церковного года.

Последним же праздником, завершающим церковный год, является Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа (по новому стилю), а первым праздником нового церковного года — Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября).

Празднование Новолетия началось в сентябре 1363 года как дань гражданской византийской традиции. С 1492 года Новолетие стало отмечаться на Руси как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в этот день было воспоминание о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что он пришел «исцелять сокрушенных сердцем».

Но важно также отметить, что любой новогодний праздник — довольно условная дата. Астрономы знают, что все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принять за начало отсчета. 1-е сентября Юлианского календаря (14-е по новому стилю) — такая же условная дата. Даже учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1 сентября, а три месяца спустя 1 декабря на память пророка Наума. И незадачливый школяр, отправляясь к учившему его за горшок каши дьячку, представлял его тяжелую десницу и бормотал рифмованную молитву: «Пророк Наум, наставь на ум».

И в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось первого марта. Александрийские ученые обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно первого марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения, субботе.

Новолетие по церковному календарю

Некоторые историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году. Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион были введены в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному Императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости.

С понятием индикта и простого индиктиона связано еще одно понятие — Великого Индиктиона или, как его называли на Руси, Миротворного Круга. Великий Индиктион, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Создание Великого Индиктиона отцами Первого Вселенского собора было, по сути дела, воцерковлением известного с языческих времен Юлианского календаря.

Другие праздники в разделе «Православные праздники»

Праздник Новолетие (начало индикта), что отмечается 14 сентября 2020 года, известен всем истинно верующим христианам. В этот день церковный календарь начинается заново, отсюда и название праздника. Новолетие имеет весьма увлекательную историю возникновения праздника, а также свои традиции.

Церковнослужители рассказали о них мирянам, чтобы те смогли правильно провести этот день, не навредив себе.

История и значение праздника церковного Новолетия

Дата праздника Новолетие непреходящая. Он ежегодно отмечается 14 сентября. По своей сути Новолетие можно считать церковным Новым годом, который отмечали в далекие времена наши предки. Завершающий праздник церковного календаря – это Успение Пресвятой Богородицы (28 августа), а первый — Рождество Божией Матери (21 сентября).

В современном мире Новый год люди празднуют в ночь с 31 декабря на 1 января. Учебники по истории говорят, что летосчисление в старину христиане вели с 1 сентября, а по новому стилю это и есть 14 сентября. Соответственно, новая история нашего мира начинается с праздника Рождество Девы Марии. В этом действительно есть логический смысл, ведь без Девы Марии не было бы и нашего Господа Спасителя.

Праздновать Новолетие начали в Риме, в сентябре 1363 года. С 1492 года данный праздник начали отмечать и на Руси в качестве церковно-национального праздника. Сутью этого дня является почитание памяти о проповеди Иисуса в Назаретской синагоге, когда Он проговорил, что пришел спасать людей, сокрушенных сердцем.

Суть начала индикта и его значение для людей

В Древнем Риме императоры собирали налоги с населения только в определенные периоды (раз в 15 лет). Взимались данные налоги всегда в один и тот же день. Размер платы рассчитывался в зависимости от величины полученного урожая в конкретный период.

Этот день стали называть индиктом, что для древних греков было синонимом таких слов, как «год» или «новое лето». Со временем Новолетие стали отмечать как праздник, а славяне в это время праздновали начало Нового года.

Начало индикта — это отсчет нового промежутка лет после сбора налоговых платежей. Равноапостольный царь Константин утвердил индикт как единицу отсчета исторического времени.

Традиции церковного Новолетия

В день церковного Новолетия во всех православных храмах проводятся специальные богослужения, люди просят у Господа благословения на предстоящий год. В народе этот праздник принято называть Днем Семена Летопроводца в честь святого Симеона Столпника, который сопровождал Новое лето.

После праздника Новолетие на Руси прекращались сельскохозяйственные работы в поле. Люди начинали заниматься выполнением домашних обязанностей при свете горящих лучин. В старину 14 сентября женихи засылали в дом своей возлюбленной сватов.

Молодые люди в это время старались познакомиться как можно с большим количеством особей противоположного пола, поскольку среди них можно было встретить свою половинку. А еще они верили, что союз, заключенный в этот период, окажется счастливым и благополучным.

На Новолетие принято водить детей (особенно школьников) в церковь, чтобы Господь благословил их на новый учебный год. Хорошо в этот период заниматься уборкой в доме и на приусадебном участке. В старину, правда, такие действия были запрещены (когда 14 сентября праздновали Новый год), но грех прощался, если хозяева вели благочестивый образ жизни.

Церковное Новолетие не входит в число важных православных праздников, но его значение также велико. Именно в этот период необходимо строить планы на будущее, особенно духовные. Нужно использовать этот шанс, чтобы все задуманное человеком сбылось.

Ссылка на основную публикацию