Мученики православной церкви

Мученики православной церквиВ 1999 году построена часовня и 16 ноября, в день памяти мучеников Гурия, Самона и Авива, освящена архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием во имя этих святых покровителей супружества.
Назначение часовни: здесь проходят заочные отпевания, служатся панихиды, прихожане ставят свечи перед иконами.

Почитается икона святых мучеников Гурия, Авива и Самона – покровителей семьи, у которой молятся об укреплении семьи.

Мученики православной церкви

СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ

ГУРИЙ, САМОН И АВИВ

Мученики православной церквиВо время гонений на христиан при императорах Диоклитиане (284–305) и Максимиане (305–311) в городе Едессе были схвачены два друга: христиане Гурий и Самон, проповедники Слова Божия. На предложение принести жертву богам святые ответили решительным отказом, исповедав свою веру во Христа. За это они подверглись страшным мучениям: их били, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый груз, бросали в тесную темницу.

Мученики все переносили с твердостью и молитвой ко Господу, которую записал один из свидетелей их мучений: «Господи Боже мой, без Его же воли ниже птица едина падет в сеть. Ты, Иже Давидово сердце в скорби распространил еси, Иже пророка Даниила крепчайше львов показал еси, отроком же Авраамлим победительми мучителя и пламени быти даровал еси. Ты и ныне, Господи, ведый немощь естества нашего, виждь брань, восставшую на нас. Тщится бо враг отторгнуть от Тебе дело десницы Твоей и лишить (нас) сущей у Тебя Славы. Но Ты, благосердым Твоим оком призрев на нас, соблюди в нас неугасаемый светильник Твоих Заповедей. Твоим же светом исправь стопы наши, и сподоби нас наслаждаться блаженства Твоего, яко благословен еси во веки веков». Ночью мучеников отвезли за город и обезглавили († 299–306). Христиане погребли их святые тела.

Через много лет последний император-язычник Ликиний (311–324) начал гонение на христиан. Диакон Едесской церкви по имени Авив, которого император повелел схватить за ревностное распространение истинной веры, сам пришел к палачам, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие христиане. Святой исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению. Мученик сам вошел в огонь и с молитвой предал дух свой Господу († 322). Когда огонь погас, мать святого и родственники обрели тело его неповрежденным. Мученика похоронили рядом со святыми Гурием и Самоном.

После смерти святых совершались многочисленные чудеса с теми, кто с верой и любовью призывал их себе в помощь. Так, однажды один воин-гот, посланный на службу в Едессу, взял в супруги благочестивую девушку Евфимию. Перед этим он поклялся ее матери Софии у гробницы мучеников Гурия, Самона и Авива, что не сделает супруге никакого зла, никогда не оскорбит ее, но будет любить и почитать.

По окончании службы в Едессе он взял Евфимию с собой и возвратился на родину. Впоследствии оказалось, что он обманул ее: на родине у него была жена, и Евфимия стала ее рабыней. Много издевательств и унижений пришлось претерпеть Евфимии. Когда у нее родился ребенок, то ревнивая готчанка отравила его. Евфимия обратилась с молитвой к святым мученикам Гурию, Самону и Авиву – свидетелям клятвы обманщика, и Господь избавил Евфимию от страданий и чудодейственно перенес ее в Едессу, где она встретилась с матерью. Через некоторое время гота-клятвопреступника вновь послали на службу в Едессу. Весь город узнал о его злодеянии, обличенном Софией, и, по приказу правителя, гот был казнен.

Свя­тые му­че­ни­ки Гу­рий, Са­мон и Авив из­вест­ны сре­ди пра­во­слав­ных хри­сти­ан как по­кро­ви­те­ли су­пру­же­ства, бра­ка, счаст­ли­вой се­мьи, им мо­лят­ся «аще муж без­вин­но воз­не­на­ви­дит же­ну свою».

Прославляя святых мучеников в акафисте, Святая Церковь обращается к ним: «Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, честнаго брака небеснии покровителие».

Мученики — МУЧЕНИКИ, лица, претерпевшие смерть за веру, причисленные в христианстве к лику святых. Первомучеником христианской церкви признается архидьякон Стефан (1 в.). Первые мученики на Руси варяги Феодор и сын его Иоанн, погибшие в Киеве (983) от рук… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МУЧЕНИКИ — в христианстве разряд святых, прославляемых за мученическую смерть, принятую во время гонений за открытое свидетельство (по гречески мученик свидетель ) о своей вере во Христа. Почитание мучеников, послужившее основой для выработки форм почитания … Большой Энциклопедический словарь

МУЧЕНИКИ — МУЧЕНИКИ, в христианстве разряд святых, прославляемых за мученическую смерть, принятую во время гонений за открытое свидетельство (по гречески «мученик» «свидетель») о своей вере во Христа. Почитание мучеников, послужившее основой для выработки… … Энциклопедический словарь

Мученики — ■ Все первые христиане … Лексикон прописных истин

Мученики — (martyrs), люди, умершие за христ,. веру. Первым христ. М. был Стефан, забитый камнями в Иерусалиме ок. 35 г. Могилы М. от катакомб Рима до захоронения св. Олбана возле Веруламия (совр. Сент Олбанс) стали местами поклонения. Когда в нач. 4 в.… … Всемирная история

Мученики — Массовое убийство мучеников Альбрехт Дюрер Мученик (греч. μάρτυς, лат. martyr свидетель) древнейший сонм святых, прославляемых Церковью за свидетельство о Христе «даже до смерти» (Фил. 2, 6 8) … Википедия

мученики — категория средневековых святых, объединяющая как жертв римских гонений первых столетий существования христианской церкви, так и мученически погибших христианских подвижников последующего времени. М.и относились к числу наиболее почитаемых … Словарь средневековой культуры

Мученики — В нацистском мартирологе 16 первых сторонников Гитлера, убитых полицией 9 ноября 1923 во время провалившегося Пивного путча 1923. 16 октября 1924, находясь в тюрьме Ландсберга, Гитлер посвятил им первый том Майн кампф : Так называемые… … Энциклопедия Третьего рейха

МУЧЕНИКИ — в католицизме и православии лица, к рые якобы были подвергнуты мучениям и погибли от рук гонителей христиан, но не отказались от своей веры. Культ М. возникает в период формирования культа святых (см. Святых культ). М. становятся первыми святыми… … Атеистический словарь

Мученики Аламо, или Рождение Техаса — Мученики Аламо или рождение Техаса Martyrs of the Alamo or The Birth of Texas … Википедия

Мученики православной церкви

Слово митрополита Марка в день памяти святой Наталии:

– Среди всех святых, угодивших Богу в своей земной жизни, самым большим почитанием пользуются мученики, чья кровь стала семенем, из которого вера Христова распространилась по лицу всей земли.

Когда мы слышим слово «мученик», перед нашим мысленным взором встают образы кровавых испытаний, костры, раскаленные железные решетки, колеса и дикие звери. С помощью таких изощренных и жестоких истязаний гонители пытались отвратить христиан от почитания истинного Бога.

Конечно, среди христиан были и менее мужественные люди, которые отрекались от веры и после этого раскаивались. Но великое множество святых угодило Богу в лике мучеников. Они не побоялись смерти и тем самым засвидетельствовали истину, что жизнь со Христом есть ценность гораздо более значимая и великая, чем земная жизнь с ее благами.

Но среди людей, прославленных как мученики, есть несколько человек, которые не являются мучениками в прямом смысле слова. То есть они не испытали видимых мучений, не погибли от рук изуверов и палачей.

В русском языке словом «мученик» именуют человека, который претерпел мучения. В греческом языке мученик – это свидетель, то есть тот, кто ценой собственной жизни свидетельствует о своей вере во Христа Спасителя, об истинной жизни во Христе, неизмеримо превосходящей всю земную жизнь и весь этот мир.

Кто же эти люди, причисленные к лику мучеников, которых, однако, не коснулась рука мучителя? Это София, мать мучениц Веры, Надежды и Любови. Это мученица Наталия, память которой сегодня отмечает Святая Церковь.

Мужем святой Наталии был Адриан – жертва кровавых гонений на христиан. Когда ему молотом перебивали кости, жена, переживая за него, более всего опасалась, как бы он не отрекся от Христа. В ее душе возобладала не столько мысль о сохранении его жизни, сколько переживание о том, чтобы он не отрекся от веры под тяжестью страданий мучимого тела.

Адриан устоял. В том числе, наверное, и благодаря молитвам своей супруги он все претерпел и отдал Богу свою блаженную душу. А Наталия оказалась бескровной мученицей, умерла спустя недолгое время на гробе своего мужа.

Хотя впрямую она не была мучима, но те страдания, которые она претерпела в своем сердце, были сродни физическим истязаниям, которые претерпел ее муж. Церковь почитает имена супругов, называя их одним словом – мученики.

Всякий из нас, дорогие братья и сестры, если без ропота, с терпением и упованием на Бога переносит все выпавшие ему на долю мучения, делает это не напрасно. В этом есть своя высшая цель. Если мы безропотно несем свой тяжелый крест, то тем самым приближаемся к величайшему подвигу святых мучеников, который особо почитается в Церкви Христовой.

Трехсвятительский собор
Пронского Спасо-Преображенского монастыря;
8 сентября 2018 года

Мученики православной церкви 45 %

Аннотация к книге «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Часть 7»

В 7 книгу вошли жизнеописания мучеников и исповедников, прославленных Русской Православной Церковью, календарь с указанием дней памяти мучеников и исповедников, прославленных Русской Православной Церковью на Архиерейских Соборах 1989, 1997, 2000 годов и внесенных в календарь определениями Святейшего Патриарха и Священного Синода. Жизнеописания уточнены и проверены по документам, хранящимся в архивах ЧК — ГПУ — НКВД — КГБ — ФСБ, других государственных архивах, а также в архиве Московской Патриархии.

20 ноября (7 ноября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Суббота 22-й седмицы по Пятидесятнице (двадцать второй недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память более 60 известных поимённо угодников Божиих и день одной почитаемой святыни.

Мученики в Мелитине: Иерон, Исихий, Никандр, Афанасий, Мамант, Варахий, Каллиник, Феаген, Никон, Лонгин, Феодор, Валерий, Ксанф, Феодул, Каллимах, Евгений, Феодох, Острихий, Епифаний, Максимиан, Дукитий, Клавдиан, Феофил, Гигантий, Дорофей, Феодот, Кастрикий, Аникита, Фемелий, Евтихий, Иларион, Диодот и Амонит. Эти многочисленные святые страдальцы, принявшие мученические венцы за верность Христу и Его Церкви в конце III столетия, были римскими воинами, обратившимися к истинной вере в годы правления лютых ненавистников христианства, императоров-соправителей Диоклитиана (Диоклетиана) и Максимиана. Они отказались участвовать в гонениях на братьев по вере, за что святые воины были схвачены, подвергнуты пыткам и обезглавлены.

Преподобный Лазарь Галисийский. Святой XI столетия, благочестивый иеромонах, совершавший монашеские духовные подвиги на пустынной Галисийской горе близ Ефеса (Эфеса). Именно отцу Лазарю было явлено чудесное видение: восходящий на небо огненный столп, окружённый Ангелами, поющими: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» (в древнем славянском переводе «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его»). Эта молитва и по сей день является одной из важнейших в православной традиции. Вокруг преподобного Лазаря Галисийского впоследствии образовалась монашеская община, ставшая основой новой обители. Святой отошёл ко Господу в 72-летнем возрасте в 1053 году от Рождества Христова.

Мученик Феодот Анкирский, корчемник. Святой III столетия, пострадавший за то, что в принадлежавшей ему корчме укрывал христиан в годы антицерковных гонений императора-язычника Диоклитиана (Диоклетиана). Также известен тем, что после того как гонители утопили семерых святых мучениц-дев (их имена известны –Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия), он смог извлечь их тела из моря и похоронить по-христиански. За отказ предать христианскую веру и поклониться идолам был усечён мечом.

Мученики православной церкви

Мученики Меласипп и Касиния и сын их Антонин. Эти христианские святые были также родом из фригийского города Анкира, как и мученик Феодот, но пострадали спустя несколько десятилетий, в 363 году от Рождества Христова. Они были казнены в период правления императора-язычника Юлиана Отступника, царствовавшего в Римской империи в 361–363 годах от Рождества Христова и попытавшегося Христианскую Империю вновь сделать языческой. Из Жития мучеников известно, что сын святых Меласиппа и Касинии, отрок Антонин, которого мучители заставили смотреть на страдания родителей, смело плюнул в лицо императору-богоотступнику, за что также был казнён.

Преподобный Зосима Ворбозомский. Русский святой XV – первой половины XVI столетий, основавший Благовещенский монастырь на острове Ворбозомского озера на Вологодской земле. Отошёл ко Господу около 1550 года от Рождества Христова.

Обретение мощей преподобного Кирилла Новоезерского (Новгородского). Честные останки этого великого русского святого XV – первой половины XVI столетий были обретены в 1649 году от Рождества Христова. Подробнее о самом преподобном Кирилле вы сможете узнать в выпуске нашего «Православного календаря» от 4 (17) февраля, дня, когда совершается его память.

Мученики православной церкви

Мученики Авкт, Таврион и Фессалоникия Амфипольские (Македонские). Христианские святые, принявшие мученическую кончину от язычников. Святая Фессалоникия была дочерью языческого жреца, принявшей христианство, а святые Авкт и Таврион – её братья по вере, пытавшиеся заступиться за Фессалоникию, когда страдалицу избил и выгнал из дома её отец.

Священномученики Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский, Михаил Гусев, Александр Курмышский, Александр Крылов, Михаил Адамонтов, Александр Ильинский, Николай Троицкий, Алексий Молчанов, Павел Борисоглебский, Василий Краснов, Павлин Старополев, пресвитеры, Иоанн Мошков и Вениамин Владимирский, диаконы, мученик Николай Филиппов, мученица Елисавета Сидорова (1937), священномученики Сергий (Зверев), архиепископ Елецкий, Николай Романовский, пресвитер и мученик Георгий Юренев (1937), обретение мощей священномученика Константина Голубева, пресвитера (1995).

Все эти святые страдальцы в архиерейском, священническом, диаконском сане, а также мученики из мирян приняли смерть за Христа и Его Церковь в годы советских богоборческих гонений. Каждый из них был прославлен в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. Подробнее об одном из этих святых – священномученике Кирилле (Смирнове), митрополите Казанском – вы можете узнать из нашего материала, опубликованного на страницах Царьграда.

Икона Божией Матери «Взыграние», Угрешская. Этот почитаемый в Русской Православной Церкви чудотворный образ Пресвятой Богородицы был явлен в 1795 году.

Поздравляем православных христиан с днём этой святыни и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Мученики православной церкви

Указом Святейшего Патриарха Кирилла № У-01/65 от 23 марта 2011 года «День памяти святых мучеников Флора и Лавра (18/31 августа) благословляется считать церковным праздником ветеринаров на канонической территории Русской православной церкви».

Святейший Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров по ходатайству инициативной группы академиков Российской академии сельскохозяйственных наук во главе с директором подведомственного Россельхознадзору Всероссийского государственного центра качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов (ФГУ ВГНКИ) академиком Александром Паниным.

Историческая справка:

Велико было значение Каширской дороги для Русского государства в XIV — XVI веках, так как в это время Кашира вместе с Коломной и Серпуховым были главными городами-крепостями линии обороны южных границ Русской земли. Рядом с Каширской дорогой, в двенадцати верстах от Москвы, находится древнее село Беседы. По преданию, здесь в 1380 году раскинул свой шатёр святой великий князь Димитрий Донской на пути к Куликову полю. Здесь он держал совет («беседовал») с одним из своих соратников — двоюродным братом Владимиром Серпуховским, будущим доблестным военачальником Куликовской битвы. Здесь сохранилась церковь (XVI век) Рождества Пресвятой Богородицы, воздвигнутая в память великой победы, одержанной в день этого праздника.

Русское войско шло к месту сбора — Коломне тремя дорогами, одна из которых проходила почти рядом с Каширской. Это дорога победы, о которой с ликованием пели наши предки, воины и земледельцы: «На Москве кони ржут, звенит слава по всей земле Русской. Трубят трубы на Коломне, и бубны бьют в Серпухове, стоят стязи у Дона у великого на брези. Русь Великая одолеша Мамая на поле Куликове» («Задонщина»). Благословение на битву святой благоверный князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, 18 августа, в день памяти святых мучеников Флора и Лавра. После победы на поле Куликовом эта дата навсегда осталась в памяти русских людей. События тех великих дней были духовно осмыслены современниками и их потомками. Летописец повествует о победе как о чуде, которое совершилось «помощью Божией и Пречистой Богородицы, святого чудотворца митрополита Петра, преподобного Сергия чудотворца и всех святых».

Именно тогда русские люди стали почитать святых мучеников Флора и Лавра как заступников Русской земли. Не случайно преподобный Андрей Рублёв в своих росписях Звенигородского собора Успения на Городке увенчал алтарные столпы изображениями в медальонах святых мучеников Флора и Лавра.

Всё возрастающее почитание святых мучеников на Руси после Куликовской победы выразилось в создании особого извода иконы «Чудо о Флоре и Лавре», на которой Архангел Михаил вручает уздечки по-военному оседланных коней Флору и Лавру. Подобные иконы получили большое распространение на Руси и особенно на Севере, где оборона границ осуществлялась нередко силами крестьян. Недаром в память об одной из важных побед над шведами под Олонцом, во время смуты в 1613 году, был возведён в пригороде Мегре храм во имя святых мучеников Флора и Лавра.

Русь в образе «Чудо о Флоре и Лавре» видела благословение воинского служения. Сам водитель светлого небесного воинства Архангел Михаил вручает святым мученикам поводья боевых коней. «Полк мучеников» — главная сила в битве против диавола и слуг его на земле. Позднее в одном из богослужебных текстов русские песнописцы напишут: «Радуйся, Богом в брани прославленная Россия» (Минея, июнь). Три храма в честь святых мучеников Флора и Лавра на древнем конном пути к границам Русской земли продолжают своё служение. Это напоминание и призыв России и её народу последовать по пути, завещанному нашей духовной историей, — соединение мирного земледельческого труда с воинским служением.

Вcадник-воин — очень точный образ Святой Руси и её призвания (неслучайно и святой воин великомученик Георгий снова возвратился на герб России). Мы должны почитать святых Флора и Лавра как помощников на пути духовного подвига сыновей и дочерей нашей Отчизны. Много трудов и упорства требуется теперь и для восстановления порушенного в Отчизне нашей земной. Святые мученики Флор и Лавр, сами каменосечцы и храмоздатели, не только помогают в этом восстановлении — по их молитвам творится чудо просвещения душ человеческих Светом Истины.

Одни из ворот Московского Кремля, построенного святым благоверным князем Димитрием Донским, назывались Фроловскими, по названию надвратной церкви в честь святых мучеников; в старой Москве, кроме этого, были ещё три храма Флора и Лавра. Эти храмы были построены в местах, рядом с которыми находились лошади, а также скот для продажи или хозяйственных нужд. (Кроме храма на Зацепе, это храмы на Покровской улице и у Мясницких ворот).

Существовал на Руси удивительный народный обычай: на «лошадиный праздник», как называли день памяти Флора и Лавра, пригоняли к церквям лошадей со всех окрестных сёл и деревень. В расчёсанные гривы и хвосты коней вплетали ленточки и куски кумача или ситца самых ярких цветов, наряжали их в расшитые попоны и сбрую, украшенную лентами и бубенцами. Животных водили для купания к водоёмам, подводили к храмам, где совершались торжественные молебны святым мученикам Флору и Лавру. После молебна тут же перед церковью лошадей окропляли святой водой. Это происходило повсюду на Русской земле. Прежде святые Флор и Лавр были известны всем, их изображения можно было найти в каждом крестьянском доме.

С исчезновением лошадей из сельского труда ослабела в народе память об этих святых покровителях.

Рассказывают о случаях помощи святых мучеников Флора и Лавра «братьям нашим меньшим» — не только лошадям, но и другим домашним животным. Ветеринарные врачи, обращавшиеся с молитвой к мученикам об исцелении безнадёжных «пациентов» часто получали просимое. А молебны, проводимые по просьбе хозяев конюшен, помогают остановить падёж скота.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил покровителями ветеринаров мучеников Флора (Фрола) и Лавра и установил церковный праздник ветеринаров.

Священник Виктор Кузнецов родился вскоре после Победы, в солнечном июне 1945 года. Его отец, служивший морским пехотинцем, так и не увидел своего сына, погиб при освобождении Польши от фашистов в апреле 1945 г. Мать работала медсестрой.

Отец Виктор после окончания школы поступил в техническое училище, трудился на подшипниковом заводе. Затем недолго работал в театре на Таганке, в студенческом театре МГУ. В 1964-67 гг. служил в армии в ракетных войсках. А по возвращении поступил на режиссерский факультет прославленного ГИТИСа, и с успехом его заканчил. Работал режиссером в редакции Гостелерадио СССР, в театре имени К. Станиславского.

В 1990 года был избран на пост депутата Московского городского совета. Входил в состав отдела охраны памятников культуры Таганского района Москвы, и защищал старую Москву от разрушения. Участник событий переворота 1991 года, яро защищал Россию от погромов и восстания. Везде открыто проповедовал свою позицию, был против нашествия демократов. О событиях августовского путча 1991 года написал две документальные повести.

По благословению архимандрита Кирилла (Павлова) оставлил все свои престижные посты и ушел служить простым пономарём в одном московском храме. В 1999 году митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рукоположил Виктора в сан священника. Отец Виктор Кузнецов получил образование в Коломенской духовной семинарии.

Батюшка всегда был и остаётся патриотом своей страны. Сегодня он также известный православный писатель. Много пишет о современных мучениках, отдавших свою жизнь за Отечество. Он автор и издатель серии книг «Мученики нашего времени», книги «Он выбрал крест», рассказывающей о воине Евгении Родионове, зверски убитом во время прохождения службы в Чечне за отказ снять крест с груди и перейти в мусульманскую веру. Евгению было всего 19 лет, и для многих в нашей стране он стал образцом мужества, верности и чести, а также смирения перед Богом, веры в Него, в то, что Господь его не оставит.

Помимо этого, отец Виктор Кузнецов составил прекрасную книгу о святом праведном Иоанне Кронштадтском и старце Кирилле (Павлове). Вышел в свет сборник его рассказов «Знаки времени» и труд «Богослужения русским святым».

Священник Виктор Кузнецов входит в состав Союза Писателей России, а также является постоянным членом Союза театральных деятелей РФ. Награжден Имперской премией Союза писателей за 2008 г.

Святые мученики — всепобеждающие свидетели Церкви Воскресшего Господа Христа. Они всегда суть непреодолимая сила, противостоящая любому человеческому или демонскому аду, какой только люди или демоны в своем церковоборческом бесновании могут воздвигнуть против Церкви Воскресшего. Святая молитвенная мысль Церкви раскрывает перед нами их устремленную ко Христу душу: Мученик божественный лик, Церкви основание, благовестию скончание, вы делом Спасова глаголания исполнисте: вами бо враты адовы на Церковь отверзшаяся заключишася, крове вашея литие идольския жертвы изсуши, заклание ваше породи Церковное исполнение [1].

Воинство священное, святым ангелом подобно избранное, рай, посреде имый животное древо, Христа, богокрасныя Церкве сословие честное, всеславнии страстотерпцы Спасовы явистеся [2].

Священством священным священницы и пастырие облекшеся, украсившеся удобреньми перваго добротворения, и явившеся яко непрелестная светила, онебесите Церковь Христову святии, отинуду инако ту различно украсивше [3].

Славнии божественные страдальцы и ныне всю первородных Церковь святую, воистинну на небех просвещают [4].

Страстотерпцы мученицы, церковнии столпи непоколебимии [5].

Светлеется присно честная Церковь, подвиги светлыми Господних страдалец [6].

Страдания святых мучеников — это апостольская сила и убедительнейшее благовестие, небесной радостью воспламеняющее сердца людей и приводящее их к Единому истинному Богу и Господу Иисусу Христу. Молитвенная мысль Церкви погружает нас в божественную мудрость: Распаляющеся Христовою любовию, святии мученицы, злочестия огнь орошением подвиг угасисте, и светильницы многосветлии Церкве явистеся, отгоняюще благостию тьму недугов и скорбей наших [7].

Иерусалима вышняго свободнаго сынове бысте мученицы, просвещающе первородных Церковь, и превозносяще Христа во веки [8].

Святые Мученики суть Церковная утверждения, благочестия передния столпы [9].

Прехвальнии мученицы, и ныне Церковь святую первородных просвещаете [10].

Страстоносцы мученицы — Церквам благолепие [11]. Собра Христос страдавшия святыя явленнейше, и ныне первородных Церковь просвещают веселящеся [12].

Явльшеся мученицы яко светильницы, небо просвещают церковное [13].

Святые Мученики, благовествует святая мысль Церкви, суть истинныя веры пресветлая церковная удобрения (= украшение) [14].

Честную твердь (= небо) церковную, яко звезды величайшыя, просвещаете присно, и верныя озаряете, мученицы божественнии Христовы воины [15].

Яко звезды многосветлыя, мысленно возсиявше на Церковней тверди, всю тварь просвещаете, тму прогоняюще подвигом света, и чудес сиянием [16].

Мученики православной церкви

В 7 книгу вошли жизнеописания мучеников и исповедников, прославленных Русской Православной Церковью, календарь с указанием дней памяти мучеников и исповедников, прославленных Русской Православной Церковью на Архиерейских Соборах 1989, 1997, 2000 годов и внесенных в календарь определениями Святейшего Патриарха и Священного Синода. Жизнеописания уточнены и проверены по документам, хранящимся в архивах ЧК — ГПУ — НКВД — КГБ — ФСБ, других государственных архивах, а также в архиве Московской Патриархии.

Доставка

Заказанный вами товар отправляется транспортными компаниями до пунктов выдачи в вашем городе, либо курьером по указанному адресу. Не забудьте правильно указать полный точный адрес доставки, чтобы получить Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Часть 7 вовремя.

Отзывы

Мы рекомендуем ознакомиться с отзывами о «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Часть 7» перед тем как сделать заказ. После постарайтесь написать комментарий к товару. Нам важно знать ваше мнение.

Несмотря на терпимое в целом отношение татар к Православной Церкви, эпоха монголо-татарского ига (особенно начальный ее период) характеризуется большим числом мучеников за веру. В период, последовавший за утверждением господства монголов на Руси, мучениками были, в основном, князья. Среди духовенства в это время почти не встречается жертв монголо-татар, так как к Церкви они стали относиться лояльно. Но князья в это время очень часто оказываются именно мучениками за веру. Конечно, их гибель очень часто была обусловлена и политическими причинами. Но при этом, желая погубить неугодного князя, ему, как правило, предлагали сделать выбор: жизнь ценой измены Православию или мученическая смерть за веру. Именно так произошло со св. Михаилом Черниговским, который в 1246 г. прибыл в Орду. Он ехал, фактически, на верную смерть, так как его активная борьба с монголами и убийство ханских послов в Киеве не давали никаких шансов на помилование. Михаилу было предложено пройти через очистительные языческие огни и поклониться идолу Чингисхана, что православный князь с негодованием отверг. За отказ совершить языческий обряд Михаил и его верный боярин Феодор были казнены по приказу Батыя. Святые мощи Черниговских чудотворцев впоследствии были привезены из Орды в Москву.

«Мучеником окончил свои дни и князь Роман Олегович Рязанский, который был зверски казнен в Орде в 1270 г…. Князь Роман тоже причислен Церковью к лику святых. Согласно его житию, он пал жертвой клеветы ханского баскака, нещадно грабившего рязанцев. Роман вступился за своих подданных, но это стоило ему жизни. Князя обвинили в том, что он хулил хана Менгу-Тимура и веру монголов. Терпимость язычников имела, однако, и обратную сторону: уважение монголами христианства требовало и взаимного благожелательного отношения к их язычеству. Князь Роман, который, согласно доносу, осуждал веру хана, должен был понести наказание в соответствии с религиозным законодательством Яссы» [3, с. 39].

Святой князь Михаил Тверской был замучен в 1319 г. О нем известно, что он также был оклеветан своим соперником, Московским князем Юрием Даниловичем. Кроме того, ему вменили в вину, что у него в плену скончалась супруга Юрия — Агафия-Кончака, сестра хана Узбека. Михаил, добровольно явившийся по приказу хана в Орду, отказался от побега. В его подвиге, может быть, и нет прямого исповедания веры, но его смерть Церковь признала мученической. Это добровольное шествие на смерть «за други своя», ибо в случае непослушания князя ханской воле его родной Твери грозил карательный рейд монголов. Михаил пожертвовал собой, чтобы спасти вверенных ему Богом подданных. Великий князь Владимиро-Суздальский Юрий (Георгий) несмотря на малочисленность своей дружины он 4 марта 1238 г. дал сражение Батыевой рати на реке Сить, неподалеку от Ярославля. Князь пал, как герой, сражаясь с врагом. Мощи его через два года после гибели были обретены на поле брани и положены в Успенском соборе Владимира. Князь Георгий почитается в лике святых мучеников.

Но если князья-мученики были впоследствии канонизированы, то множество безымянных жертв монгольского завоевания, в том числе священномучеников, так никогда и не было причтено к лику святых. В годы татарщины это было невозможно по политическим мотивам, а потом память о них постепенно стерлась. Хотя, несомненно, было огромное количество священномучеников. Известны лишь имена архимандрита Пахомия, игуменов Даниила и Феодосия — настоятелей владимирских монастырей, погибших при штурме города Батыем в 1238 г. Сохранились и имена нескольких епископов, погибших в 1237-1240 г.г. Среди них — епископ Рязанский Евфросин, епископ Переяславский Симеон и епископ Владимирский Митрофан.

Дата почитания: 31.08 3274 Автор: Редакция портала «Православие в Татарстане»

Мученики православной церкви

Мученики Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу. Они жили во II веке в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне Югославия). По ремеслу братья были камнетесами (их учителями в этом искусстве были христиане Прокл и Максим, от которых братья научились и богоугодной жизни). Правитель Иллирии Ликаон послал братьев в соседнюю область для работы над строящимся языческим храмом. Святые трудились на стройке, раздавая заработанные деньги нищим, сами же соблюдали строгий пост и непрестанно молились. Однажды сын местного жреца Мамертина неосторожно подошел к стройке, и осколок камня попал ему в глаз, сильно повредив его. Святые Флор и Лавр обнадежили разгневанного отца, что сын его получит исцеление. Они взяли юношу к себе и наставили вере во Христа. После того, как юноша исповедал Иисуса Христа Истинным Богом, братья помолились о нем, и глаз исцелел. При виде такого чуда отец юноши также уверовал во Христа. Когда постройка храма была закончена, братья собрали христиан, помогавших при постройке, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест. Всю ночь они провели в молитве, озаряемые небесным светом. Узнав об этом, начальник области приговорил к сожжению бывшего жреца Мамертина с его сыном и 300 христиан. Мученики Флор и Лавр, отправленные к правителю Ликаону, были брошены в пустой колодец и засыпаны землей.

Через много лет святые мощи мучеников Флора и Лавра были обретены нетленными и перенесены в Константинополь. В 1200 г. их видел новгородский паломник Антоний; около 1350 г. главы мучеников в монастыре Вседержителя видел Стефан Новгородец.

В Минее за август сказано, что на Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Это почитание возникло еще в древние времена, и по всей Русской земле торжественно праздновался день памяти этих святых.

По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан — родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми. В древних иконописных подлинниках Руси дается наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет “Чудо о Флоре и Лавре”.

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp.  Для подписки перейдите по ссылке .

Аморийские мученики — военачальники византийской армии, попавшие в плен к арабам в молоазийском городе Аморий, отказавшиеся отречься от Христа и казненные мусульманами около 845 г. В ходе арабо-византийской войны в 838 г. войско халифа аль-Мутасима благодаря предательству захватило византийский город Аморий, а затем угнало в плен всех горожан, уцелевших после резни, вместе с оставшимися в живых воинами империи, оборонявшими город. Среди них были более сорока архонтов различных рангов, которых арабы содержали отдельно в своей столице Самарре в крайне тяжелых условиях и понуждали принять ислам. В числе пленников оказался и несколько позже захваченный павликианами и переданный арабам спафарий Каллист Мелиссин, правитель области Колония. Кроме него известны по именам следующие архонты: патрикий Константин, нотарий Константин, Феофил, Васой, особо отличившийся в прениях с мусульманами, и евнух-протоспафарий Феодор Кратер. Пришедший к власти в 842 г. фанатично религиозный халиф аль-Ватик (842-847) упорно отказывался обменять византийских архонтов на пленников-арабов и приказал пытками добиться от византийцев отречения от христианства. Поскольку все усилия сломить дух заключенных византийцев оказались безуспешны, все сорок два пленника были обезглавлены на берегу Евфрата, а их тела сброшены в реку. В память о святых Аморийских мучениках в Православной Церкви установлен день поминовения — 6 марта (19 марта по новому стилю).

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 81-82.

Мученики православной церкви

«Держись же, Россия, твердо веры твоей, и Церкви, и Царя Православного, если хочешь быть непоколебленной людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться Царства и Царя Православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то будешь уже не Россией или Русью Святой, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. И если не будет покаяния у русского народа – конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».

(Из пророчества св. о. Иоанна Кронштадтского, 1901 год)

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге были расстреляна императорская семья Романовых – Николай Александрович, Александра Федоровна, их дети Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей и вместе с ними Евгений Боткин, лейб-медик, и трое слуг. В 1981 году Романовы были причислены к лику мучеников Русской Православной Церковью за рубежом, а в 2000 году канонизированы Русской Православной Церковью как царственные страстотерпцы. (Подвиг страстотерпчества можно определить как страдание за исполнение Заповедей Божьих, в отличие от мученичества – которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа (веры в Бога) во времена гонений и при попытках гонителей заставить отречься от веры).

…О чем думали они в ту роковую ночь с 16 на 17 июля, о чем вспоминали, о чем молились? Об этом мы никогда не узнаем… Несомненно одно: Царственные Мученики знали, что их ждет, и предуготовляли себя в жертву – за народ, который отступил от них и от Бога. Такова была сила их любви. «Никто же имать больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»… И Царственные мученики выполнили этот завет Христов до конца.

Мученики православной церкви

Достойны ли этой любви и их подвига мы, сегодняшние? Что храним в сердце своем, о чем сожалеем и плачем? Помним ли о своем высшем служении Богу и Истине, о предназначении Святой Руси, или растратили все на мысли о богатстве и разговоры о «тыщах» и «миллионах»? Нет, не верится в это. Трудно, тяжело, но идет Россия по пути покаяния. И свидетельством тому – каждый открытый восстановленный храм, каждая зажженная перед алтарем свеча, каждый крещеный в купели священника младенец.

На месте убиения Царской Семьи в Екатеринбурге, возвышается сегодня Храм-на-Крови. Главный престол посвящен в честь Всех Святых в Земле Российской Просиявших, а другой придел, где мученически пролил кровь помазанник Божий со всей августейшей семьей и верными им слугами, был торжественно освящен в праздник Царственных Мучеников, в 2003 году, и посвящен им.

Трудно найти святого, которому бы сопутствовало столько чудес. Николая Второго можно сравнить только со святителем Николаем – Николаем первым – нашим любимым покровителем. Они оба являют поистине неисчерпаемое чудес море.

***
Святые Царственные мученики, как и все святые, настолько близки к подвигу Христа, что все, связанное с их мученичеством, исполнено пророческого смысла. Неслучайно они занимают центральное место в истории русской святости минувшего столетия.

Мученики православной церкви

И то, что происходило в доме Ипатьева, имеет таинственное продолжение в уже совершившихся и еще ожидаемых событиях в жизни нашей Церкви и народа.
Когда Царская Семья оказалась в плену у безбожной власти, комиссары были вынуждены все время менять охрану. Потому что под чудесным влиянием святых узников, находясь с ними в постоянном контакте, эти люди невольно становились другими, более человечными. Здесь с самого начала – пророчество о том, что святые Царственные мученики могут оказывать благотворное влияние на весь наш народ, отступивший от Христа, предавший Помазанника Божия. И даже порою на тех, кто являлись исполнителями этого преступления.

В конце концов, большевики были вынуждены поставить стражниками людей особого типа, из так называемой красной гвардии. Типичным представителем их был комендант Ипатьевского дома Авдеев, бывший уголовник, запойный пьяница, который был ранее четырежды судим за кровавые убийства и грабежи, а теперь представлял себя «жертвой старого несправедливого режима». Большевики охотно доверяли подобным личностям охрану Царской Семьи, говоря, что такие люди им «социально близки».
Комендант Авдеев и его команда издевались над Царственными страстотерпцами, над детьми, над чистыми невестами Христовыми, рисуя всякие непристойности на стенах дома Ипатьева, подписывая их скверными словами.

За двенадцать дней до расстрела Царственных мучеников в свою очередь Авдеев и его подчиненные тоже были сменены. Новой охраной стала бригада интернационалистов из австрийцев, чехов, латышей, евреев – малограмотных, идеологически отравленных до мозга костей. В последние дни накануне страданий Царственным мученикам приходилось быть в этой атмосфере удушающей ненависти.
Особое место в ряду этих преступников занимает фигура предводителя убийц Юровского. Он был постоянно на связи с Троцким, Лениным, Свердловым и прочими организаторами злодеяния. Именно Юровский в подвале Ипатьевского дома прочитал распоряжение Екатеринбургского исполкома и первый выстрелил прямо в сердце святому Царю-мученику. Он стрелял в детей и добивал их штыком.

Мученики православной церкви

Царь-мученик особенным образом, духовно связан с русским народом. И судьбой своей, и служением, и готовностью принести себя в жертву за спасение России. Он это совершил. И мы молимся ему, отдавая ясный отчет в том, что грех цареубийства сыграл главную роль в страшных событиях XX века для Русской Церкви и для всего мира. Перед нами стоит только один вопрос: есть ли искупление этого греха и каким образом оно может быть осуществлено. Церковь всегда призывает нас к покаянию. Это значит, к осознанию того, что произошло и какое это имеет продолжение в сегодняшней жизни.

Есть только два варианта того, что ожидает Россию. Либо чудом заступничества Царственных мучеников и всех новых мучеников Российских Господь дарует нашему народу возродиться ради спасения многих. Но это произойдет только при нашем участии – вопреки естественной немощи, греховности, бессилию и маловерию.
Либо, согласно Апокалипсису, Церковь Христову ждут новые, еще более грозные потрясения, в центре которых всегда будет Крест Христов. Молитвами Царственных страстотерпцев, возглавляющих сонм новых мучеников и исповедников Российских, да будет дано нам выстоять в этих испытаниях и стать причастниками их подвига.

О покаянии – задолго до смерти Николая II – пророчествовал праведный Иоанн Кронштадтский: «Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».

«Романовы» (Венценосная семья)
художественный фильм>> Глеба Панфилова

Молитва святым царственным страстотерпцам

Семья Николая II в Ливадии. Кинохроника

Многие современные люди привыкли воспринимать святых как полулегендарных персонажей, а их иконописные изображения или телесные останки — как реликвии, хранящиеся в потемневших от времени раках и окладах. Редко кто задумывается о том, что с родными и близкими святых мы встречаемся каждый день на улицах, а на могилы мучеников попросту наступаем.

Мученики православной церкви

Начиная с 1989 года и по сей день Русской православной церковью были причислены к лику святых 1774 человека, пострадавших за Христа в период гонений на Церковь с 1917 по 1955 годы. Большинство святых, вошедших в Собор Новомучеников и Исповедников Российских — 1071 человек — были канонизированы на юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. Процесс исследования жизнеописаний мучеников и исповедников ХХ века продолжается, и к этому списку присоединяются все новые имена.

Задумайтесь: почти две тысячи человек, которым можно точно так же молиться в церкви, как всем хорошо знакомым древним святым, великомученику Георгию Победоносцу или великомученицам Екатерине и Варваре, отделяет от нас совсем короткий промежуток времени. Где-то еще живы люди, знавшие святых при жизни: их дети, внуки, соседи, знакомые. Сохранились их личные вещи, фотографии и протоколы допросов. Все это можно увидеть воочию и потрогать руками, прикасаясь к их подвигу.

Но изумляет другое: давно ли вам стало известно, что в минувшем веке в ходе гонений на Церковь почти две тысячи человек стали официально канонизированными мучениками и исповедниками, не считая других тысяч безвестных страдальцев, о чьих подробностях жизни и месте захоронения одному Богу известно? Может быть, только сегодня?

Самая темная страница в истории — это первый период гонений на Церковь в 1918–1921 годах. Тогда большевики ставили своей задачей полное физическое уничтожение Церкви. Следствие в те годы практически не велось и единственными письменными свидетельствами о репрессиях оставались ордера на арест и расстрельные приговоры. Более поздние документы, относящиеся к периодам гонений 1922-1923, 1928-1934 и 1937-1941 годов позволяют во многих деталях представить обстоятельства гибели тысяч жертв коммунистического террора из среды духовенства и активных мирян.

2 февраля 2011 года Архиерейский Собор Русской православной церкви принял документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». В 15 пунктах Документа намечен целый спектр как церковных и богослужебных, так и культурно-светских мероприятий, призванных восполнить пробел в исторической памяти народа. В честь мучеников ХХ века будут строить храмы и составлять церковные службы, называть новые улицы и снимать кинофильмы.

«Русская Православная Церковь считает своим долгом неустанно напоминать, что богоборчество и ненависть, в том числе социальная, являлись движущей силой репрессий, совершенных в годы революции, гражданской войны и всего трагического ХХ века в разных странах, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата», — отмечено в документе.

В то же время, по мнению участников Архиерейского Собора, «подвиг новомучеников и исповедников свидетельствует об их противостоянии богоборчеству, а не государству как таковому. Опираясь на опыт своих святых, Церковь убеждена, что в годы гонений верующие подвергались репрессиям, прежде всего за исповедание веры, верность Господу Иисусу Христу и Его Церкви, а также каноническому строю Православия».

История Церкви ХХ века показывает, что христианский подвиг и святость — это дар, который может застать человека врасплох и внезапно поставить его перед выбором. Жизненный путь человека может повлиять на этот выбор, а может и не повлиять. В любом случае это право полностью принадлежит ему. Среди святых ХХ века, которых чтит Русская православная церковь, большинство почитаются под именем новомучеников и исповедников. Между ними пролегает довольно тонкая грань: новомученики были расстреляны в застенках ЧК или погибли в сталинских лагерях, исповедники, пройдя через годы кошмара, выжили.

Среди них много церковных иерархов, священников и монахов, которым не было места в атеистическом государстве, но далеко не всех служителей Церкви той трагической эпохи сама Церковь чтит как святых. Казалось бы, всем им сам «Бог велел» встать за веру до последних сил, но еще в 1917 году кто из живущих в самой православной стране ждал гонений на веру, превосходящих все известные? Подавляющее большинство духовенства жило обычной размеренной жизнью: епископы решали административные вопросы, монашествующие могли рассчитывать на карьерный рост, приходские священники обустраивали свой быт. Гонения сломали повседневный ход жизни и поставили вопрос о приоритетах. Тот, кто выбрал верность Христу, отправлялся в жернова карательной системы. Тот, для кого приоритетом оставалось сохранение своей жизни и комфорта, шел на бесконечные сделки с совестью. Революция как поток унесла за собой миллионы русских людей, но одни устояли, а другие пустились вслед за «обстоятельствами времени».

Множество православных христиан, которым власть большевиков не могла предъявить никаких претензий по классовому признаку, приняли страдания и смерть только за веру. Они не были из бывших привилегированных сословий и не принадлежалик духовенству. Но пока их сверстники строили «самое совершенное общество на Земле», они добровольно выбрали сторону поруганных «религиозных предрассудков».

Современный мир одержим фобией тотального контроля. На киноэкране, в художественной литературе и в пророчествах «британских ученых» нам является общество, где властью могущественного Большого Брата контролируются мысли людей, направляются их поступки и даже прошлое и будущее могут быть переписаны по чьей-то воле. Как бы того ни хотелось любителям поговорить «за последние времена», большая часть адского инструментария пока еще не работает в реальной жизни. Но, обратившись к ушедшему ХХ веку, мы видим, что и в жесточайшем тоталитарном режиме оставалось место для выбора. В истории нашей страны было время, когда самый опытный церковный иерарх мог стать игрушкой в руках спецслужб, священник — стать осведомителем и лжесвидетелем, мирянин, посещавший уроки Закона Божьего, за несколько лет превратиться в патентованного атеиста. Те, кого мы почитаем под именем Собора новомучеников и исповедников российских, прошли все соблазны, но устояли в своем выборе. Почитая святых замученных за веру, мы почитаем их и, в конечном счете, нашу свободу.

  • Никомидийские мученики — общее наименование мучеников за христианскую веру, принявших мученическую смерть в городе Никомидии.

Никомидия, основная императорская резиденция на востоке во времена великого гонения при императорах Диоклетиане и Галерии, стала местом подвига для множества христианских мучеников.

Связанные понятия

Существуют иконы со сходным сюжетом: Семистрельная икона Божией Матери и Страстная икона «И тебе самой душу пройдёт оружие»Умягчение злых сердец или Симеоново проречение — икона Богородицы, на которой символическими знаками изображено пророчество святого Симеона Богоприимца, произнесенное им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня.

Троепе́рстное сложе́ние; Троепе́рстное кре́стное зна́мение — принятое в современном (со средних веков) православии (и некоторых иных древних восточных церквях) сложение пальцев правой руки при совершении крестного знамении или благословении (мирянином).

Мученики православной церкви

В Русской Православной Церкви, 27 июня установлен праздник «Собор Дивеевских святых». В сонм почитаемых подвижников благочестия, включено 17 христиан:

  1. Дария Тимагина (Тимолина), Суворовская, мц.: †1919; Ав. 5 || Нижег.; Новомуч.
  2. Дария Улыбина (Сиушинская), Суворовская, мц.: †1919; Ав. 5 || Нижег.; Новомуч.
  3. Евдокия Немкова (Шикова), Суворовская, мц.: †1919; Ав. 5 || Нижег.; Новомуч.
  4. Мария Неизвестная, Суворовская, мц.: †1919; Ав. 5 || Нижег.; Новомуч.
  5. Серафим (Чичагов), митр., сщмч.: †1937; Н. 28 || Брянск.; Моск.; Новомуч. Бут.; Петерб.
  6. Матрона (Власова), Дивеевская, инокиня, исп.: †1963; Окт. 25 || Нижег.; Новомуч.
  7. Михаил Гусев, прот., сщмч.: †1937; Н. 7 || Нижег.; Новомуч.
  8. Пелагия (Тестова), Дивеевская, инокиня, прмц.: †1944; Окт. 21 || Нижег.; Новомуч.
  9. Иаков Гусев, иерей, сщмч.: †1937; Д. 13 || Нижег.; Новомуч.
  10. Мария Дивеевская (Федина), блаженная: †1931; Ав. 26 || Нижег.
  11. Марфа (Тестова), Дивеевская, инокиня, прмц.: †1941; Ап. 13 || Нижег.; Новомуч.
  12. Параскева Дивеевская, блаженная: †1915; С. 22 || Нижег.
  13. Марфа Дивеевская (Милюкова), прп.: †1829; Ав. 21 || Нижег.
  14. Пелагия Дивеевская (Серебренникова), блаженная: †1884; Ян. 30 || Нижег.
  15. Серафим Саровский, прп.: †1833; Ян. 2; Ил. 19 || Курск.; Нижег.; Тамб.
  16. Александра Дивеевская (Мельгунова), прп.: †1789; Ин. 13 || Нижег.
  17. Елена Дивеевская (Мантурова), прп.: †1832; М. 28 || Нижег.

Большая часть святых из этого сонма, прославлены именно как новомученики, пострадавшие во время атеистического режима большевиков. Сразу после Октябрьского переворота, они начали нещадно бороться с любым проявлением религиозности. И сначала удары направляли именно на святые обители.

Например, в 18 августа 1919 года, карательный отряд красноармейцев по абсурдному обвинению, приговорил к расстрелу старую монахиню Евдокию Шейкову. Этот приговор был даже не безумным, а абсолютно сатанинским, если учитывать что последние 43 года эта подвижница была парализована. Перед расстрелом, каратели избивали её и глумились над святынями. С ней на казнь добровольно отправились три её послушницы, Дарья Улыбина, Дарья Тимагина и Мария Неизвестная.

После закрытия обители в 1927 году, большинство монахинь жило в окрестных деревнях. В начале 30-х годов их начали арестовывать по ложным доносам. Даже не смотря на то, что доказательств не было, «Тройки НКВД» приговаривали сестёр Дивеевской обители к длительным срокам, и отправляла в ГУЛАГ.

Только одна из них, монахиня Матрона Власова, милостью Божьей, смогла перенести все испытания не отказавшись от веры. Отсидев в ГУЛАГе общей сложностью почти четверть века, в возрасте 74 лет, она мирно почила о Господе, в 1963 году.

В конце 30-ых годов, безумие богоборцев достигло апогея. В последних числах ноября 1937 году, вышедшего на покой и проживавшего в деревне митрополита Серафима (Чичагова), арестовывают и отправляют в ОГПУ. Священник Серафим, будучи 84 лет, был очень болен, поэтому его доставили в тюрьму на носилках, в машине «Скорой помощи»!

Следствия как такового не было, ибо палачи хотели успеть расстрелять его, пока он не умер сам. 11 декабря митрополит Серафим был расстрелян на Бутовском полигоне и погребён в безвестной могиле.

Таким образом, только ХХ век дал просиять в Дивеевской обители 11 святым мученикам и исповедникам.

История христианской Церкви тесно связана с явлением мученичества. Сам Христос в своих страстях и искупительной жертве выступает как первообраз мученика. Мученическую кончину приняли почти все апостолы, включая первоверховных апостолов Петра и Павела. Апостол Иоанн Богослов был на много лет сослан в заточение на остров Патмос в Эгейском море.

Идя на добровольную смерть путем Христа и апостолов, мученики демонстрировали свою твердость в вере, неоднократно свидетельствуя о помощи Божьей, даруемой им при испытаниях и исповедуя реальность Царствия Небесного, открытого им Богом в подвиге мученичества. Поэтому в ранний период христианства именно мученичество более всего способствовало распространению Церкви. По словам христианского богослова III века Тертуллиана, кровь христиан была тем семенем, из которого произрастала вера.

Первые мученики появляются в апостольский период. Их мученичество было результатом преследований со стороны иудеев, смотревших на христиан как на опасную секту и обвинявших их в богохульстве. К этому времени относится подвиг первого христианского мученика Стефана, который был побит камнями за христианскую проповедь около 38 года н. э.

Вслед за этим гонителями христианской Церкви становятся римские власти, осознавшие быстрый темп распространения христианства на своей территории и его оппозиционность традиционным ценностям римского общества. Наиболее жестокие гонения пришлись на конец царствования императора Диоклетиана (284 – 305 гг н. э.) и последующие годы. Мученичество в эти годы было массовым и продолжалось до принятия в 313 году н. э. Миланского эдикта, провозгласившего веротерпимость.

Но история мученичества не закончилась. Гонения на христиан, в том числе и массовые, повторялись еще много раз и повторяются по сей день в разных уголках света.

На фоне явления мученичества развивается почитание мучеников, происходит осмысление этого явления как победы над смертью. Появляются дни празднования памяти и почитания мощей мучеников. В IV-V веках поминовение мучеников включается Церковью в круг общецерковного богослужения.

В начале истории Русской Церкви засвидетельствована мученическая кончина свв. князей Бориса и Глеба, уверовавших во Христа и вероломно убитых старшим братом во время междуусобиц Древней Руси.

Первая половина XX века российской истории ознаменовалась массовым христианским мученичеством. Тысячи человек были расстреляны, сосланы в лагеря, где пропадали без вести, за исповедание христианской веры и принадлежность к Православной Церкви.

По прошествии времени Господь открыл и продолжает открывать нам судьбы этих людей, иногда отраженные в семейных воспоминаниях и альбомах, но чаще – в скупых данных архивов спецслужб. «Виновен. Приговорен к расстрелу» — читаем мы в большинстве из них.

В 2009 году во время Божественной литургии на Бутовском полигоне под Москвой, в день празднования памяти Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл среди прочего сказал: «…Мученики погибли потому что не отказывались от креста. Самим этим неотказом они свидетельствовали о Божией правде. Мучители хорошо знали, что это свидетельство может быть воспринято другими. <…> И потому убийства и мучения происходили втайне. <…> Их томили в одиночестве в замкнутом пространстве, в отлучении от мира, и многие из них, наверно, никогда не думали о том, что их подвиг, даже поименный, станет известен людям. Но замысел мучителей не оправдался, потому что со святыми мучениками был сам Господь. И какой глубокой тайной не были окружены гонения на христиан XX века, какой глубокой тайной не было окружено и это место, все стало явным — и имена святых мучеников, и имена тех мест, где проливалась их кровь.»

Наш храм освящен в честь десяти новомучеников – священников, служивших в подольском районе после революции 1917 года, репрессированных советской властью в 1937-38 гг. и расстрелянных на Бутовском полигоне или погибших в исправительных лагерях. Их имена — Александр Агафоников, Николай Агафоников, Петр Ворона, Николай Добролюбов, Василий Крымкин, Александр Минервин, Николай Поспелов, Михаил Троицкий, Тимофей Ульянов, Сергий Фелицын.

Понятие «мученик», равно как и множество иных смысловых концептов христианства, претерпело своеобразное «обмирщение», упрощение. Его обывательское понимание сегодня мешает восприятию первоначального значения этого слова в христианстве. Это когда мучения и страдания заслоняют собой их главную цель — Царство Небесное и единение с Богом. Ради этого отдавшие свою за Христа мученики свидетельствовали о Боге и проповедовали свою веру перед лицом пыток и страшной смерти.

Понятие «мученик» в христианстве

Русский перевод греческого слова «martis» никак не совпадает с его истинным значением, ведь по-гречески это «свидетель», а не «мученик».

Мученики православной церквиОтцы Церкви указывали на то, что святые, пожертвовавшие жизнью и с радостью принимавшие пытки и казнь, делали это, чтобы свидетельствовать о Христе. Они «свидетели», потому что открыто говорили о своей вере даже перед лицом смерти. Они умирали и страдали за право свободно исповедовать христианство. Именно их проповедь палачам словами и делом — стойкостью в вере и делала их таковыми.

Первые христиане вообще по-иному воспринимали мученичество. Для них это был, прежде всего, подвиг веры, вызов, ответ на запрет. Они не искали смерти и не упивались страданием. Просто понимали, что оказались перед выбором: свидетельствовать о Боге и умереть телом или отказаться от веры и умереть душой.

Перед первыми святыми, которым во множестве довелось стать мучениками, открывалась перспектива кратчайшего пути в Царствие Небесное. Вот он путь — призвал Господь туда, где «много званых, но мало избранных». Докажи верность, свидетельствуй, а не отрекись подобно Петру.

Церковь поэтому считает мученичество одним из видов миссионерства: эти святые и словом свидетельствовали, и делом рассказывали о Христе и вере, причем именно делом – их подвиг мученичества привлекал новых верующих, так убедительна была вера святых.

Средневековье с его нездоровым страхом к смерти и смакованием мучений и ужасов сместило акцент именно на тему физических страданий во имя Бога и христианской религии. В жития первых святых мучеников «мартирии» были тогда внесены позднейшие вставки, в красках живописующие физиологию мученичества, сцены пыток и казней.

Гонения на первых христиан — история формирования мученичества

Собственно римские гонения на первых христиан и сформировали феномен мученичества в христианстве. Как знать, какими бы были формы святости и традиции последующего почитания святых мучеников, если бы не эти преследования и казни.

Все начиналось с доноса — если власти получали информацию о том, что некто исповедует христианство, то солдаты его арестовывали и подвергали допросу. Записи этих расследований и легли в основу первых мартириев — житий святых мучеников, а точнее «свидетелей» — мартисов.

Главный вопрос, который сразу начинал или прекращал дело: «Христианин ли ты?»

Человек мог ответить отрицательно, и его тотчас отпустили бы без всяких разбирательств. Но верующий во Христа начинал свое свидетельство и обрекался на смерть. В более поздние века римские солдаты и начальники сами старались дать возможность христианину уйти от расправы, задавая наводящие вопросы.

В 3-4 в н.э. Церкви пришлось даже осудить и предостеречь специально ищущих смерти ради возможной святости. Христиане стали искать подвига вместо изначального стремления свободно говорить о чуде веры и радости быть со Христом. Понятие мученичества стало искаженно восприниматься даже самими членами Церкви.

Мученичество как феномен

Понятие мученичество приобрело в языке и в культуре совершенно разные оттенки, которые стали наслаиваться на этот церковный термин.

  • Церковь считает, что мученик — это верующий христианин, который даже при угрозе здоровью и жизни не отказывается от веры и ее проповеди, открыто выражает свою любовь к Христу и принадлежность к христианской религии.

То есть мученик сродни ученику, которого вызвали к доске доказывать теорему. Сам Господь призвал. Вот человек и доказывает свое отношение к Богу, даже ценой жизни, если нужно.

  • Бытовое понимание во главу угла ставит мучение и страдание, а не результат — доказательство любви и веры.

Вот жена мучается с мужем-алкоголиком — мученица. Человек через весь город на трех видах транспорта на работу ездит — мученик, однако. И народ у нас — мученик, и школьники — мученики.

Происходит подмена церковного термина культурным понятием, которое в данный момент востребовано социумом. Это нормальная практика развития языка, где сосуществуют многозначные значения одних и тех же слов.

Но это неверно для Церкви.

Верующие не должны забывать, что Богу не нужны наши страдания-мучения, а иногда и самобичевание или самовосхваление на этой почве. Бог «ищет сердца человеческого». Христос сам на кресте доказывал любовь к людям и веру в Творца (то есть Он и был самым первым мучеником), и мы должны в меру своих сил «свидетельствовать» о вере.

Мученики православной церкви

В книге исследуются события, связанные с восстанием ихэтуаней (боксёрским восстанием) и его ролью в истории православной Церкви в Китае.

Мученики православной церкви

В 1900 году повстанцы жестоко убили многих христиан в Пекине, его окрестностях и других населённых пунктах Китайской империи. Среди них оказались более двухсот православных китайцев, которых Русская православная церковь почитает в лике святых мучеников. Эта страница китайской истории стала переломным моментом в деятельности Российской духовной миссии в Китае. Непреклонность в исповедании своей веры и мучительная смерть китайских православных христиан стали потрясением, изменившим жизнь пекинской общины.

Автор опирается на первоисточники, личные беседы с потомственными китайскими верующими и информацию из их семейных архивов. Книга вводит в научный оборот неизвестные ранее исторические документы, освещает малоизученные аспекты общественно-политической жизни Китая и двусторонних русско-китайских отношений на рубеже XIX-XX веков.

Новое издание предназначено для китаистов, историков, церковных деятелей, а также тех, кто интересуется китайской культурой.

Святые мученики Гурий, Самон и Авив почитаются в народе как заступники невинно притесняемых мужьями жен. Жили они в Эдессе – городе в Малой Азии. В Русской Православной церкви их поминают вместе28 ноября(по н.с.), хотя жили они в разное время.Традиционно святые изображаются в рост: Гурий пишется седовласым старцем с длинной бородой, Самон– средовеком с темными волосами, а Авив безбородым юношей. Гурий и Самон обычно одеты в хитоны и гиматии и держат в руках кресты, символизирующие их мученическую кончину;Авив изображается в дьяконском облачении с кадилом и ладаницей в руках. На верхнем поле иконы зачастую пишется Святой Убрус – в древности главная святыня Эдессы.
Образы святых Гурия, Самона и Авива известны с византийского периода.Особое почитание трёх святых известно на Руси с начала XV века, когда в новгородском Софийском соборе от их иконы произошло «знамение о судех церковных». Начиная сXVII века известны престолы в придельных храмах, посвященные этим святым (например, придел в московском храме Иоанна воина на Якиманке). Представленные в экспозиции Музея «Новый Иерусалим» двенебольшиеиконы святых мучеников Гурия, Самона и Авива, написаны в XVII столетии.

Вступительное слово перед началом работы Секции новомучеников и исповедников Российских в рамках ХI Рождественских международных образовательных чтений

Для меня непросто говорить на тему прославления мучеников, об исследованиях на эту тему, потому что слишком с нею связан. Двадцать пять лет было посвящено в значительной степени служению мученикам. Такова была воля Божия. Что тут можно сказать? Есть книги, из которых сами мученики говорят с нами красноречивее любых моих слов. Двадцать пять лет — это время собирания и записывания устного предания о наших мучениках, пока живы были свидетели тех событий, и одновременно двенадцать лет из них — посвящено изучению документов в различных архивах.

Чтобы написать семь книг жизнеописаний мучеников, нужно было собрать о каждом мученике — устное предание (если таковое сохранилось), архивные материалы, так называемые следственные дела, которые мы условно вполне можем назвать мученическими актами, ибо они свидетельствуют о времени заключения, исповедническом подвиге и мученичестве, и архивные документы, касающиеся действия государства в это время, документы, определявшие тогда условия жизни миллионов людей. Только изучая все это синхронно, одновременно, и можно исследовать подвиг мучеников ХХ столетия.

Подвиг мучеников Русской Православной Церкви — это слава Церкви и слава святых, подвиг которых по возможности запечатлен в этих книгах, материалом для них послужило одновременно и расследование гигантского преступления, совершенного в ХХ веке в России, ибо без расследования обстоятельств преступления невозможно представить вполне ясно и подвиг самих мучеников. За 25 лет было опрошено множество свидетелей, просмотрены тысячи документов, недостаточных может быть, чтобы с подробностью говорить о каждой детали нашего исторического прошлого, но достаточных, чтобы не ошибиться во всех основных аспектах нашей истории ХХ века и запечатлеть ее такой, какой она была в действительности. История Церкви и агиография не нуждаются в прикрасах. В годы иные, когда государство еще не предполагало снимать всей тяжести своего давления на Церковь, мы изучали обстоятельства насильственной смерти многих мучеников, и где это было возможным, старались найти и места захоронений.

Теперь каждый из нас может видеть нетленную славу святых мучеников, приобщиться к их духовному опыту, воспользоваться им, обращаться к мученикам с молитвой, а в случае скорбных обстоятельств — утешиться их подвигом. Если мы, конечно, сами хотим увидеть славу мучеников, хотим учиться из опыта святых, почти современников наших.

Для всех труждающихся в области прославления мучеников могу лишь сказать, что исследование жизни мучеников — это не некое профессиональное занятие, хотя все делаемое, разумеется, надо делать хорошо. Это не то, что мы делаем, потому что нам это нравится или чем есть время заняться, это — служение, которое, как и всякое служение требует значительного самоотречения. Ведь не в том дело, чтобы было прославлено бесчисленное множество святых, а чтобы мы сами могли двигаться в направлении этих святых, могли, благодаря этим маякам, ориентироваться, могли воспользоваться не только лишь их благодатной поддержкой и помощью в наших трудных житейских обстоятельствах, но чтобы мы сами, хоть несколько стали подобными им. В начале девяностых годов нам всем казалось, что нам не только необходим сонм прославленных мучеников, но мы всех их можем и способны вместить. Теперь, однако, видно, что наше общество и человек стали еще немощней, чем раньше.

Теперь дело прославления святых мучеников не за Церковью, она прославила их, и не за конкретными исполнителями, изучавшими архивные документы и работавшими над текстами, они свою работу в значительной степени исполнили, а за вами, за теми церковными людьми, которые напоминают скорее детей, которым пелись плачевные песни и они не плакали, им играли на свирели и они не плясали.

Теперь мученики прославлены, и жизнеописания этих мучеников в значительной степени опубликованы, но церковные люди так же не знают их, как и раньше, как часто не знают жития святого, имя которого носят.

Наши мученики являются нашими национальными героями. Это не герои войны или труда, это герои духа, кои остаются героями при любых правительствах и режимах. Они подобны скале, вокруг которой может строиться имеющая сколько-нибудь глубокое содержание национальная жизнь. Появление книг на эту тему и состоявшаяся канонизация мучеников — это в некотором роде существенные шаги к возрождению русской жизни. Воспользуется русский народ, мы с вами, возможностью жить национальной и религиозной жизнью, тогда мученики станут фундаментом ее возрождения, и кровь пролитая станет для русской нивы животворящим дождем. Не захочет русский народ этим воспользоваться и стать из советского, из российского — православным русским народом, мученики останутся всего лишь как последний памятник ХХ столетия нашей русской цивилизации, которому разве что подивится чужестранец, идя мимо, что сколь велики были ставшие неведомыми миру россы, и сколь плачевна может быть судьба сошедших в ад и не познавших смысла дарованного им от Бога бытия.

Игумен Дамаскин (Орловский)

Ссылки по теме:

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: » Русская беседа «

Мученики православной церкви

В своем видеообращении к пастве Коптской православной епархии Лондона по случаю дня памяти ливийских новомучеников, который отмечается в годовщину их гибели 15 февраля, римский понтифик высоко оценил мужество и свидетельство веры 21 коптского православного христианина, убитого террористами «Исламского государства» в 2015 году, назвав их «святыми всех христиан».

н заявил: «Я храню в своем сердце крещение кровью тех двадцати одного человека, которое они приняли как христиане, крещенные водой и Духом».

О выступлении Папы Франциска сообщает сайт Vaticannews.va.

«Благодаря своей простой, но последовательной вере они обрели величайший дар, который может получить христианин: свидетельствовать об Иисусе Христе вплоть до самопожертвования»

«Я благодарю Бога, нашего Отца, за то, что Он даровал нам этих мужественных братьев. Я благодарю Святого Духа за то, что Он дал им силу и стойкость исповедовать Иисуса Христа вплоть до пролития крови. Я благодарю епископов, священников братской Коптской церкви, которые их воспитали и научили возрастать в вере. И я благодарю матерей этих людей, этих 21 человека, которые ”вскормили их в вере”», — приводит издание слова Папы Франциска.

Глава Католической церкви отметил, что это были обычные люди, трудовые мигранты, оставившие свои дома и отправившиеся на заработки за границу. Они трудились, чтобы прокормить свои семьи.

«Эти люди свидетельствовали об Иисусе Христе, — напомнил Папа. — Сраженные жестокостью “Исламского государства”, они умирали со словами “Господи Иисусе!”, исповедуя имя Иисуса. Да, произошла трагедия, эти люди на берегу лишились жизни; но верно и то, что тот берег был благословлен их кровью. Более того, истина в том, что благодаря своей простоте, своей простой, но последовательной вере они обрели величайший дар, который может получить христианин: свидетельствовать об Иисусе Христе вплоть до самопожертвования».

Вебинар проводился в годовщину мученической смерти 21 египетского копта, которые были похищены и обезглавлены боевиками ИГИЛ в Ливии 15 февраля 2015 года.

Уже через несколько дней после гибели 21 христианина-копта Патриарх Коптской православной церкви Тавадрос II включил их имена в поместный синаксарь, засвидетельствовав святость их мученического подвига. И тогда же, в феврале 2015 года Папа Франциск совершил мессу в их память в часовне Дома Святой Марфы.

Среди других участников «Дня современных мучеников» были Патриарх Коптской православной церкви Тавадрос II, архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби, президент Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох и другие представители христианских церквей.

Коптские мученики

Почти все убитые боевиками копты были земляками: 20 человек из них приехали в Ливию из одного египетского села Самалут (провинция Эль-Минья). Еще один мученик был родом из села Аль-Ура. Все они прибыли в соседнюю Ливию на заработки.

Боевики ИГИЛ захватили их еще в 2014 году (по другим данным — в январе 2015 года). Они постоянно заявляли о своей готовности казнить египетских христиан-коптов и в феврале 2015 года реализовали свои угрозы. Казнь заложников террористы записали на видео, которое затем опубликовали в интернете на страницах сайтов, принадлежащих «Исламскому государству».

В 2017 году было установлено место гибели мучеников — это пляж возле отеля в городе Сирт. Установление предполагаемого места захоронения стало возможно после ареста человека, обвиняемого в соучастии в расправе.

Мученики православной церкви

Группу египетских коптов в составе 21 человека похитили в Ливии в начале января 2015 года.

Сегодня в Египте существуют уже несколько церквей и часовен в честь Ливийских мучеников.

Христиане-копты на Ближнем Востоке: гонения в XXI веке

Коптская православная церковь — одна из древнейших христианских церквей мира. Она основана, по преданию, апостолом Марком в Александрии, к епископской кафедре которой возводит свою преемственность коптский патриарх. Оформилась как самобытная автокефальная церковь вследствие разделения в VI веке единой церкви в Африке (Александрийского патриархата) на две кафедры — халкидонитскую (диофизитскую) и нехалкидонскую (миафизитскую). В богослужении используется коптский обряд.

В настоящее время копты — наиболее многочисленная христианская конфессия на Ближнем Востоке, и подавляющее большинство коптов проживает в Египте. В этой стране копты — крупнейшее религиозное меньшинство. Сейчас, по официальным данным, численность коптов в Египте составляет около 10 миллионов человек. Сами копты утверждают, что в стране насчитывается почти 17 миллионов христиан, или около 20% 85-миллионного населения страны.

Хотя копты подвергаются преследованию уже в течение многих лет, но по данным организации Human Rights Watch, в последние годы отмечается «растущая религиозная нетерпимость» и рост насилия по отношению к коптам, а правительство неспособно эффективно расследовать и наказать виновных в преследовании коптов.

Весной 2017 года в двух коптских храмах в Египте с интервалом в несколько часов прогремели два взрыва, приведенные в действие террористами-смертниками. Ответственность взяли на себя радикальные исламисты. Погибли более 40 человек, смертельной опасности подвергся патриарх Тавадрос II, покинувший здание за несколько минут после того, как там произошел взрыв.

Также большой проблемой остаются случаи похищения девочек и женщин-коптов. Их вынуждают переходить в ислам и выходить замуж за мусульман.

Как Ливия, так и Египет традиционно входят в ”World Watch List” — список пятидесяти стран мира по уровню преследований христиан, который ежегодно составляет международная правозащитная организация ”Open Doors”.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector