Молитвы читаемые на старый новый год

По народному календарю 12 июля 2023 года отмечается Петров день, православная церковь вспоминает Святого Петра — одного из 12 апостолов — учеников Иисуса Христа. Он родился в семье простого рыбака.

ХРАМ В ЧЕСТЬ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА С. СУХАЯ. Фото: пресс-служба Улан-Удэнской и бурятской Епархии.

Сначала его звали Симоном, а имя Петр (в переводе с греческого — «камень») возникло от прозвища Кифа, которое ему дал Иисус и которое тоже означало «камень», но уже на арамейском. В ученики Христос призвал Петра вместе с братом Андреем, тоже рыбаком. По преданию, Иисус сказал им: «Идите за мной, и я вас сделаю ловцами человеков». Петр был участником и свидетелем многих значимых событий: именно он пожелал идти по воде, именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. Петра принято считать первым Папой Римским и основателем христианской церкви.

Апостол Павел, память которого тоже отмечают в этот день, не входил в число 12 апостолов, а в юности участвовал в гонениях на иудеев. Однако, когда он встретил воскресшего Иисуса Христа, то поверил в единого Бога. Павел создал многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Его послания составляют значительную часть Нового завета.

Хотя биографии двух апостолов мало пересекаются, в сознании российского народа они всегда вместе — в празднике «Петры-Павлы», а также во многих географических и топографических названиях (Петропавловская крепость, Петропавловск-Камчатский).

В старину праздник называли также Петрово говение, поскольку этим днем часто завершался Петров пост, или Петровки. Люди устраивали обетные угощения — накрывали богатые столы для всех, кто не мог себе этого позволить. На пиршества приглашали бедных соседей и родственников, нищих и странников. В некоторых местах была традиция тещам приносить для зятьев сыр, а зятьям — принародно угощать тещ лакомствами. Крестные же дарили своим крестникам пшеничные пироги.

В Петров день было принято умываться водой из трех ключей.

Поскольку апостол Петр был рыбаком, он считается покровителем рыбного промысла, а иногда даже именуется Рыболовом. Рыбаки молились ему об удаче, просили дать подсказку: удастся ли лов, будет ли буря, стоит ли закидывать сети.

Петров праздник был также днем свершения судов и уплаты пошлин. Церковь получала так называемую «петровскую дань». Практически во всех крупных городах и селах проходили петровские торги.

Не рекомендуется в этот день работать. Или, как минимум, не стоит брать на себя лишнее, перерабатывать по своей инициативе, брать подработку.

Не планируют строительство и ремонт, уборку, стирку, глажку белья и другую деятельность. Нельзя заниматься рукоделием, шить, вязать.

Нельзя игнорировать приглашение в гости, иначе в семье начнутся проблемы.

Нельзя думать о греховном, плохом, желать кому-то зла, мстить или продумывать план мести — к ухудшению в жизни.

Народные приметы на 12 июля 2023 года

  • Дождь — в сенокос будут стоять мокрые дни.
  • В течение дня переменилась погода — к большому урожаю.
  • Кукушка кукует — к тёплой осени.
  • Дождливый день — метель на Новый год.
  • Жаркий день — мороз на Рождество.
  • Утром много росы — к жаркому дню.
  • Холодный день — к плохому урожаю.
  • Лягушки много и громко квакают — тепло до конца лета простоит.

Помолиться Петру и Павлу следует тем людям, которых терзают невесёлые мысли, кто страдает от навязчивых страхов, подвержен депрессиям, стрессам, сильным расстройствам, вспоминает плохие события из прошлого, переживает. После искренней молитвы, можно избавиться от душевных мук.

Дорогому и близкому человеку, которому вы желаете только добра и счастья, нужно подарить новое полотенце. Подаренное в Петров день, оно станет мощным оберегом от любых напастей.

Естественно, в такой большой христианский праздник верующим стоит посетить Церковь, праздничную службу, помолиться, помочь милостыней нуждающимся.

По народным приметам, день начинает заметно убавляться. По этому поводу бытовала даже поговорка: «Пётр-Павел день убавил».

Хороший день для водных процедур — купание в водоёме, мытьё в бане, принятие ванной, обливание водой.

Сны в ночь на 12 июля разделяют на яркие и тусклые, и означают они противоположное. Если приснился яркий, красочный, весёлый, насыщенный, запоминающийся сон, нужно обратить пристальное внимание на свою жизнь — такое сновидение указывает на недостаток общения, поддержки, веселья, ярких событий. А вот тусклый, скучный, непонятный, плохо запоминающийся сон говорит о том, что в реальной жизни у человека всего хватает и он движется в правильном направлении.

Именины в этот день Григорий, Павел, Петр

Рождённые в этот день способны убеждать, прививать другим людям свою точку зрения, вести за собой. Из них получаются хорошие ораторы, лидеры, начальники, политики, журналисты, писатели и так далее. Способность понимать суть людей и уметь их укрощать, правильно на них воздействовать, позволяет им добиваться больших успехов. Главное — знать о своих способностях и учиться ими управлять, применять на практике.

Январь — уникальный месяц, наполненный чередой праздников. Такая особенность зимнего месяца придает ему мощную положительную энергетику. Различные магические обряды, выполненные в январе, отличаются доказанной практической эффективностью.

Хорошо зарекомендовали себя различные обряды, проводимые на Старый Новый год (с 13 на 14 января). Цель заговоров, читаемых в этот день, может быть разная. Ею обычно выступают:

  • исполнение желаний;
  • финансовое благополучие;
  • успех и удача;
  • красота.

Именно заговорам на красоту под Старый Новый год я и решила посвятить данную статью.

Заговор на красоту на Старый Новый год как средство для повышения внешней привлекательности

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Из своей практики могу отметить, что к помощи магии обращаются чаще всего представительницы слабого пола. Как известно, дамы любого возраста очень щепетильно относятся к вопросу о внешней привлекательности. Счастливы те женщины и девушки, которых Бог наделил природной красотой. Несчастными себя чувствуют те, кому повезло меньше. Ничем не примечательный, серый облик сильно влияет на самооценку женщины, лишает её внимания со стороны противоположного пола, а ведь это важно для каждой дамы!

Что касается мужчин, то большинство из них достаточно терпимо относятся к своим внешним данным. Однако и среди них найдется немало желающих что-то в себе поменять. И в этом помочь сможет магия Старого Нового года.

Конечно, до неузнаваемости изменить свои физические параметры с применением заговоров на красоту не получится. Однако магические обряды помогут заполучить внутреннее обаяние, наполнят глаза блеском, а движения — легкостью.

Заговоры на красоту на Старый Новый год изменят отношение окружающих людей, сделают исполнителя более привлекательным в их глазах. Существенный плюс таких обрядов — их безвредность и отсутствие негативных последствий.

Как стать привлекательнее с помощью заговора на красоту на Старый Новый год?

Заговор, помогающий расцвести девичьей красоте

Для ритуала понадобится ключевая вода. Девушка должна налить её в чашку, а чашку поставить её возле изголовья своей кровати в ночь с 13 на 14 января. Проснувшись утром 14 января, чашку с водой необходимо взять левой рукой, не поднимаясь с постели, а затем произнести заговор:

“Встану я, Божья раба, с постели мягкой, помяну Богородицу и Иисуса Христа, в ворота пойду, к ключу выйду, хочу водицы себе раздобыть. Стать чтобы, ею набело умывшись, красно-румяной, белолицей красой-девицей, а не чернавкой какой. Всякий чтобы, меня видящий, мою красоту хвалил, подарки дарил, про любовь говорил. Было чтобы женихов, как коров в стаде. Стала чтобы как девица-краса, такой целый год была, пока не сойдет заговор. Аминь!”

Прочитав заговор, половину чашки воду нужно залпом выпить, а другую использовать для водных процедур — окатить себя с головы до пят. Больше мыться в этот день нельзя.

Женский староновогодний заговор на красоту

Заговор для молодых девушек. Произнести утром 14 января, после того, как проснетесь. Вставать с постели не надо. Текст:

“С мягкой постельки к озерку чистому, с благословения родителей. Почерпну я водицы в колодце небесном. Дороже та водица золотых перстней. милей каменных палат, кубков серебряных. Та вода — красота. В ней я умою лицо белое. Молодцам молодым, старикам седым, мужикам пожилым, старушкам дряхлым, девицам молодым, вдовам пожилым казаться буду краше красного солнца, луча утреннего, месяца ясного. Казалась бы красота моя всякому и всем в час всякий, в минуту всякую, в день всякий. Попала бы она всем на сердце, на глаза. Аминь”.

Действует заговор на протяжении года. При желании исполнительницы его можно обновить на следующий год.

Мужской заговор на красоту на Старый Новый год

Заговор, рассчитанный на использование молодыми парнями. Благодаря ему молодой человек будет казаться красивым для окружающих его людей. Срок действия — год. При необходимости можно ежегодно обновлять.

Произносится заговор по аналогии с женским — утром Старого Нового года после пробуждения. Текст:

“Я, Божий раб (свое имя), рожденный матерью своей, церковью покрещенный и красою обделенный, чары в помощь призываю, чтоб меня все хвалили, чтоб меня все любили. Благослови, Господи! По пути, по дороге пойду. Стоит там лавка, всякими товарами купцы в той лавке торгуют: кумачами да ситцами, бархатом и шелками. Мне это, Божьему рабу (свое имя), присмотрелося, пригляделося, прилюбилося. Мое лицо — солнышко красное, месяцем ясным я закрылся, небесными звездами обсыпался. И был бы я столь красный, любимый, милый и прекрасный. Приглядным был бы я и старушкам старым, и молодушкам молодым, и старикам старым, и мужикам молодым, и добрым молодцам, и красным девицам. Пригляделся бы я, прилюбился бы я день каждый день и час каждый, минуту каждую и секунду каждую. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!”

В ночь с 13 на 14 января страны постсоветского пространства отмечают Старый Новый год. Этот праздник возник в результате смены летоисчисления – перехода от юлианского календаря к григорианскому, благодаря которому мы теперь имеем возможность лишний раз отпраздновать Новый год по старому стилю и как следует повеселиться.

День святой Мелании и Щедрый вечер

Нужно сказать, что Старый Новый год – это не простое веселье, а, согласно церковному календарю, день святой Мелании – покровительницы домашнего очага, беременных и рожениц. Вечер этого дня в народе называется Щедрым. Традиционно 13 января во время семейного ужина на стол подаются блюда, щедро приправленные жиром животного происхождения, и мясные яства – в знак окончания строгого поста и великой радости от рождения Сына Божьего, когда православные едят кутью с узваром, поют обрядовые песни и славят Богомладенца.

Как в Сочельник и сам праздник Рождества Христова, так и в Щедрый вечер за столом собирается вся семья, все просят друг у друга прощения, говорят о достижениях каждого присутствующего, подводят итоги уходящего года. В наше время Щедрый вечер обычно плавно переходит во встречу Старого Нового года, а затем продолжается походом в гости к ближайшим соседям и недалеко живущим друзьям. При этом все желающие наряжаются в костюмы и щедруют – поют песни, в которых звучат пожелания мира и радости посещаемому дому и его обитателям, звучат призывы любить ближнего и Господа, ну и, конечно же, в шуточной форме щедровальники просят для себя вознаграждения за такие песнопения и доброжелательность. Обычно при этом люди, которые еще в состоянии придумать себе праздничный образ, наряжаются в Козу, Цыгана или Маланку, как того требует традиция. Если же отсутствует подходящая пестрая или смешная одежда или уже нет сил переодеться, компании выходят из положения благодаря острому словцу и своей находчивости.

К давним традициям этого вечера можно отнести и сватовство – именно 13 января женихи издавна засылали к возлюбленным сватов и просили родителей невест дать разрешение и благословение на брак. И хотя в наши дни это событие уже не является таким ярким и шумным, как это было раньше, молодые люди стараются не изменять традиции в плане определения даты сватовства.

А еще после всех вкусных ужинов, щедривок и посиделок девушки собираются компанией и гадают – именно в рождественские праздники все предсказания дальнейшей судьбы считаются самыми правдивыми. Поэтому в ночь с 13 на 14 января не забудьте положить под подушку расческу со словами «Суженый-ряженый, расчеши мне во сне косу» или съесть ложку соли, приговаривая «Суженый-ряженый, дай мне воды испить», и внимательно присмотреться к герою своих сновидений.

День святого Василия Великого

14 января отмечается день святого Василия Великого. Наши предки считали, что Василий символизирует Солнце, а Меланка – Луну, а в ночь с 13-го на 14-е они сошлись и поженились. Еще жива традиция засевания – утром в первый день нового года по старому стилю мальчики ходят по домам соседей и знакомых, рассказывают обрядовые стихи, сеют в доме пшеницей или овсом, прогоняют, таким образом, старый год, провозглашают господином новый и желают семье достатка. В этот день святому Василию Великому молятся об успешном начале любого дела, хорошем хозяйстве и благополучии.

Молитва святой Мелании о благополучии беременности и родов

О, преславная мати Мелание, скорая наша помощнице и заступнице и неусыпная о нас молитвеннице! Предстояще пречистому образу твоему и тя, яко живу сущу, зряще, припадающе молимся тебе: приими прошения наша и принеси я ко Престолу Милосердаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая; испроси притекающим к тебе и всем православным христианом вечное спасение и временное благоденствие, на вся благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей скорое избавление. Ей, чадолюбивая мати наша, тебе, предстоящей Престолу Божию, ведомы нужды наша духовнии и житейскии, призри на ня матерним оком, и твоими молитвами отврати от нас колебание всяким ветром учения, злых и богопротивных обычаев умножение; утверди же во всех веры согласное ведение, взаимную любовь и единомыслие, да всем, и словесы и писании и делами, славится среди нас Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога, в Троице покланяемаго, Емуже честь и слава, во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней; темже и со Ангелы срадуется, преподобная Мелание дух твой.

Кондак, глас 3

Девства чистоты возлюбльши и обручника к благим увещавши, премножество богатства расточи в пребывание иночествующим, Богоблаженная, и обители воздвиже. Темже в Небесная обители вселися, поминай нас, Мелание всечестная.

Молитва святому Василию

О великий и пресвятый святителю, отче Василие! Призри от высот небесных на нас, раб Божиих (имена), и умоли Господа, Егоже верный на земли служитель был еси, да дарует нам веры правыя твердое и неизменное сохранение, Церкви Святей послушание, жития нашего исправление и во всех нуждах, скорбех и искушениях скорое поможение, терпение же и укрепление. Подаждь нам твое святое благословение, да оным осеняемии во вся дни богоугодно в мире и покаянии поживем и во Царствии Небеснем сподобимся купно с тобою и со всеми святыми Живоначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, воспевати и славити во веки веков.

Тем временем в Сети активно обсуждают новость о том, что какую пользу и вред приносят крещенские купания.

Господи Боже, всех видимых и невидимых тварей, Творец и Зиждитель, сотворивший времена и лета, Сам благослови начинающийся сего дня новый год, который мы считаем от воплощения Твоего для нашего спасения.

Дозволь нам провести сей год и многие по нем в мире и согласии с ближними нашими; укрепи и распространи Святую Вселенскую Церковь, которую Ты Сам основал, и спасительной жертвой Святого Тела и Пречистой Крови освятил.

Отечество наше возвыси, сохрани и прославь; долгоденствие, здравие, изобилие плодов земных и благорастворение воздухов дай нам.

Меня, грешнаго раба Твоего, всех родственников и ближних моих и всех благоверных христиан, как истинный наш верховный Пастырь, упаси, огради и на пути спасения утверди, чтобы мы, следуя по нему после долговременной и благополучной жизни в мире сем, достигли Царства Твоего Небеснаго и удостоились вечного блаженства со святыми Твоими. Аминь.

14 сентября православные верующие празднуют Начало индикта (церковное новолетие), а иудеи — Рош а-Шана (еврейский Новый год).

Начало индикта – церковное новолетие

День 14 сентября в православных церковных календарях носит малопонятное название — начало индикта. Так именуется начало нового церковного года — новолетие.

Индикт – слово латинское, означающее просто «налог, назначание». Индиктион – 15-летний налоговый цикл, после которого делалась переоценка имений — ввел в Римской империи в I веке до Рождества Христова император Октавиан Август. В христианский календарь это слово попало, когда в империи были введены так называемые индикты Константина Великого – новая календарная система, берущая начало с 312 года. А праздник новолетия был установлен I-м Вселенским собором в 325 году в Никее.

Правда, в Византии церковный год не всегда начинался 1 сентября: был индикт императорский – с 25 сентября, был римский – с 1 января, было и мартовское летосчисление – с 1 или 25 марта (день Благовещения).

Почему вообще православная церковь так держится за юлианский календарь, живет по «старому стилю»? Ведь Юлий Цезарь, который ввел его в 45 году до Рождества Христова, за основу просто взял календарь египтян. Чем он лучше того, который в 1582 году ввел папа Григорий XIII?

Принципиальная разница тут, конечно, не в 13 днях. Юлианский календарь ориентирован на движение Солнца относительно звезд, григорианский — на положение Солнца относительно Земли, иными словами, юлианский календарь ориентирован на небо, а григорианский — на землю. Кстати, Коперник, будучи католическим монахом, не счел григорианский календарь более точным, чем юлианский, и его не признал.

А кроме того, на I-м Вселенском соборе именно по юлианскому календарю, по которому жила тогда Римская империя, была составлена Пасхалия, которой православная церковь пользуется до сих пор: по ней православная Пасха всегда бывает после иудейской и никогда с ней не совпадает (в отличие от Пасхи, исчисляемой по григорианскому календарю – что противоречит церковным канонам, утвержденным в христианской церкви до ее разделения).

На Руси гражданский новый год до XV века начинался в марте — с 1 марта отсчитывали года все древние летописцы, включая Нестора. Но церковное новолетие начали торжественно отмечать 1 сентября еще в XIII веке. Когда же христианское мироощущение практически полностью вытеснило прежнее, языческое, гражданский Новый год тоже стали праздновать 1 сентября, и эта традиция продержалась больше 200 лет.

В последний раз торжественный чин «летопроводства» был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра I: на Соборной площади Кремля он, сидя на троне в старорусском царском облачении, принимал патриаршее благословение и поздравлял народ с Новым годом, которому, по воле императора, суждено было продлиться всего 4 месяца. Новый 1700 год встретили уже 1 января. Правда, церковное торжество ограничилось просто молебном после литургии.

А в 1918 году большевики ввели в стране григорианский календарь. Почему-то всякий раз политическая сила, стремящаяся установить принципиально новый порядок жизни народа, вспоминает о календаре, чтобы либо его изменить, либо приспособить к своему мировоззрению.

Важен он и для церкви, ведь если задача религии — связывать все стороны жизни в единое целое, то церковный календарь — икона, развернутая во времени, непрерывное молитвословие и богослужение, связывающее человека с миром и Богом.

Рош а-Шана – еврейский Новый год

Отсчет нового года в иудейской традиции начинается в новолуние осеннего месяца тишрей (в 2014 году – 25 сентября), и празднуют его два дня подряд.

Правда, в Танахе (Священном писании Ветхого Завета) первым месяцем года считается весенний месяц авив (или нисан), в который евреи вышли из Египта, а праздник первого дня месяца тишрей назван днем «священного собрания», когда нельзя работать, а нужно трубить в шофар (трубу из бараньего рога) и совершать жертвоприношения (Лев. 23:23-25; Чис. 29:1-6). А согласно Мишне, первый день месяца тишрей – Рош а-Шана, от которого ведется отсчет субботних и юбилейных годов царствования чужеземных (нееврейских) царей и посадки фруктовых деревьев и овощей.

По мнению законоучителей, установление 1-го тишрей религиозным Новым годом, связано с тем, что в этот день Бог судит весь мир. А согласно рабби Элиэзеру, мир был сотворён в месяце тишрей. Считается также, что в этот день на небесах предопределяется доход каждого человека в наступающем году и выносится решение: кому — жить, а кому – умереть; кого ожидает покой, а кого – скитания; кого — благополучие, а кого — терзания.

В эти дни верующий отдает самому себе и Создателю духовный отчет за все свои поступки, слова и мысли за ушедший год, и принимает решения, как исправить недостатки и проступки, как вернуться к Богу.

Сразу после праздника начинаются десять дней молитв и раскаяния — Дни трепета или Дни покаяния, заканчивающиеся Йом Кипуром – Днем искупления или Судным днем.

Молитвы, читаемые в Рош а-Шана, должны содержать 10 иудейских текстов, упоминающих Бога как царя, 10 текстов, упоминающих Бога как помнящего все, и 10 текстов, в которых упоминается шофар — бараний рог, один из существенных атрибутов праздника: в него трубят на утренней молитве.

Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья, а звук шофара призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши».

Как и все еврейские праздники, Рош а-Шана начинается накануне, незадолго до захода солнца. Хозяйка дома зажигает свечи — и с этого момента в дом приходит праздник.

В первый вечер принято приветствовать друг друга пожеланием «быть вписанным в Книгу жизни», а во время праздничной трапезы обмакивать хлеб — обычно круглую сладкую халу — над которым было произнесено благословение, в мед, чтобы наступающий год был сладким. Существует также обычай на Рош а-Шана есть яблоки с медом, желая друг другу «сладкого года».

Трапеза в этот день особенная: на ней едят «симаним» («знаки») — особый набор блюд, каждое из которых символизирует просьбу к Всевышнему: голова традиционной фаршированной рыбы означает пожелание быть «головой, а не хвостом», блюда из моркови (на иврите «гезер») — пожелание «ше йигзеру лану гзерот товот» («чтобы нам вынесли хорошие приговоры»), из свеклы («селек») — с пожелание «ше ясалку ойвейну» («чтобы были уничтожены наши враги») и так далее.

А еще в Новый год принято приходить на берег моря, реки или ручья и совершать ташлих — символически вытряхивать карманы, выбрасывая их «содержимое» в воду, с намерением избавиться вместе с крошками и пылью от оставшихся в душе после раскаяния «крошек» грехов.

Праздник Святой Троицы называется Пятидесятницею потому, что сошествие Святого Духа на Апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, видимо сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеками.

Первый день Пятидесятницы, т. е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т. е. понедельник — во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем.

Празднование Святому Духу Церковь начинает, по обыкновению, вечерним богослужением в Троицын день. На этом богослужении с коленопреклонением читаются три умилительные молитвы святителя Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашиваем помилования; просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа, в просвещение и утверждено душ наших, и, наконец, молимся об усопших отцах и братьях наших, да упокоит их Господь в месте светле, злачне и покойне.

В Праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами, и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа; а во-вторых, — должным посвящением Ему начатков весны.

История установления празднования

Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христи­анам (I Кор. 16, 8; Деян. 20, 16). Уже в Постановлениях Апос­тольских есть прямая заповедь праздновать святую Пятидесятницу:

«Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа».

Праздник Пятидесятницы, под названием дня Святого Ду­ха, с самых первых времен христианства, праздновался Цер­ковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай древней Церкви совершать в этот день крещение огла­шенных (отсюда пение на литургии «Елицы во Христа крестисте-ся…»). В IV веке были составлены св. Василием Великим осо­бые молитвы, читаемые до сих пор на вечерне. В VIII веке преподобный Иоанн Дамаскин и преподобный Косма Маиумский составили в честь праз­дника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь.

Новый год – это один из тех редких дней в году, когда масса народа не спит, совершая пьяную и обжорную пародию на всенощное бдение возле салата оливье, голубого (в разных смыслах) экрана и т.п. Это при том, что ночью не спать наш народ не привык. Сон – одно из немногих утешений бедняка. Сон бедняка, как говорит Соломон, сладок; и не важно, много или мало он съел. Богатый напротив, отягченный лишним съеденным и выпитым, ворочается на ложе своем до рассвета. Это тоже говорит Соломон. Нетрудно догадаться, что бедный народ наш в подавляющей массе своей на протяжении длинной истории спал крепко хотя бы потому, что, как говорил Портос, «кто спит, тот ест». То есть мало тратит сил и забывает о пустом желудке.

Но вот в Новый год мы не спим. Не привыкли. И возникает хорошая мысль. А именно: встретить Новый год молитвой в храме, ночью, не за изобильным столом, и не лицом в салате, и не в чужой квартире с вопросом утром «где я?» или «кто ты?». В храме встретить календарное начало нового года! Чем не красота и чем не благодать?

Часы на кремлевских курантах пробьют двенадцать раз, и раздастся по миру всякое «ура» на русском языке, и хлопнут открытыми пробками бутылки шампанского. Но именно в это время во многих храмах священники скажут: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа», – и начнутся литургии. И ничего лучше невозможно придумать.

Раньше это была редкая традиция. На все новое (хорошее оно или плохое – разницы мало) у нас смотрят пристально и с прищуром. С подозрением смотрят. Сами себе свой прищур объясняют тем, что «традицию хранят». Ну да ладно. Не мы судьи. Сегодня традиция служения литургии новогодней ночью мало-помалу распространилась, и уже трудно ругать священников за «невиданное новшество», ибо много их – служащих с 31-го на 1-е ночью. Людям нравится. Все трезвые и радостные. У всех больше реальных надежд на такое же реальное счастье в Новом году после молитвы и причастия, нежели после песен Коли Баскова. Кажется, дело понятное и решенное. Но…

Но традицию молиться по ночам можно постепенно распространять и за пределы власти Деда Мороза.

Вообще, христиане раньше молились по ночам больше, нежели при свете дня. Наш возглас всенощной «Слава Тебе, показавшему нам свет» напоминает именно об этих временах. Ночь, проведенная в молитве, для христиан такое же естественное явление, как ночь, проведенная за картами для любителя преферанса. И ведь заметьте: любителей преферанса (равно, как и любителей ночных дискотек, пьянок–гулянок и прочих ночных занятий) никто не ругает и не осуждает. Это их жизнь. А нам сказано не осуждать. Мы и не осуждаем. Зато сами своих ругаем временами за то, что не хотят сопеть носом и смотреть сны. Ругаем за то, что хотят ночью молиться. Странное дело и непонятное.

Ночные литургии опять выходят из вековой темноты и заявляют о своем праве на существование. Есть такая фраза: «Будущее Церкви – это ее прошлое». Все великое, что было явлено Церковью в прошлом, вновь должно явиться перед закатом истории. И аскетизм, и милосердие, и взаимопомощь, и евхаристическая ревность… И ночная молитва тоже. Люди будут чем дальше, тем больше по ночам пить, блудить, колоться, нюхать, воровать, драться, резаться, вешаться…. А Церковь, не смешиваясь с массовым беззаконием, должна будет усугубить молитву. В том числе ночью.

Ночные литургии опять выходят из вековой темноты и заявляют о своем праве на существование

Темп жизни таков, что, кроме воскресенья, особо и не помолишься за литургией. Работа, знаете ли. То да се. Но кто мешает раз в месяц или раз в две недели собраться в предписанное время в храме под полночь, помолиться, причаститься и разъехаться по домам? К двум ночи уже спать будете. Многие в это время только от телевизора и компьютера отрываются. А утром на работу, как положено. Кто мешает? Да никто, кроме личной лени и ложных страхов. Как бы чего не вышло.

Но жизнь сама заставит нас молиться ночью. Сама внутренняя логика церковной истории заставит нас молиться и по ночам, и на чердаках, и в поле, и в трюме корабля, и в летней кухне (список я могу очень сильно продолжить). Так давайте привыкать, не дожидаясь гонений и молитвенно отодвигая их приближение. Ведь евхаристические собрания реально разрывают сети диавола. Молитва Церкви ослабляет тотальное лукавое действие на род человеческий. Только она и ослабляет. Стоит нам всем уменьшить лукавую жатву новогоднего пьянства, ссор, драк и разврата тем, что многие верные соберутся в эту ночь на молитву и Евхаристию. А там, глядишь, у нас и вкус к духовным трудам появится. Ибо, честно говоря, в некоторых из нас этого вкуса совсем не заметно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector