Молитва перед отче наш

Как правильно читать молитву «Отче наш», Своим ученикам объяснял Сам Спаситель. Он и произнес ее впервые практически в том виде, в котором она через Евангелие дошла до нас, современных христиан (Мф. 6:9-13; Лк. 11:2-4).

О том, когда и как читают «Отче наш», как правильно произносятся слова молитвы, смотрите в выпуске проекта «Церковно-славянский язык и практика церковного чтения». Автор проекта — Ян (Иоанн) Осин, певец, композитор, фотохудожник, автор уникального пособия по церковному чтению:

Христос говорил, что молиться нужно не напоказ и без многословия, так как Господь знает нужду каждого человека. Для этого Иисус дал короткий, но емкий текст. Главная мысль Господней молитвы, как обозначил митрополит Вениамин (Федченков): «всё к Богу и всё от Бога». Поэтому читать ее можно при любых обстоятельствах и в любой ситуации.

Без «Отче наш» не обходится ни одно богослужение, ни одна треба, ни одна домашняя молитва. В православной традиции принято читать «Отче наш» перед едой.

Постоянные прихожане знают эти несколько строк наизусть, вспоминают их и далекие от Церкви люди. Но и тем, и другим стоит помнить, что произносить Господню молитву нужно не на автомате и не как магическое заклинание, состоящее из не очень понятных слов. Обращаться к Богу-Отцу нужно вдумчиво, внимательно относясь к каждой фразе. Нужно довериться Ему и быть готовым принять волю Божью. Нужно, прося милосердия у Господа, стараться и самим быть милосердными к окружающим.

Конечно, важно читать молитву «Отче наш» правильно проговаривая слова, четко, не путаясь в ударениях. Но даже если верующий допустил оговорку, самое главное — чтобы обращение к Господу шло от сердца. Самая серьезная ошибка в молитве — это равнодушие. Его легче избежать, когда мы понимаем, что произнеся «Отче наш. », мы начали разговор с Богом — и Он слушает нас.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Яко Твое есть и Царство, и сила, и слава, Отца и Сына, и Святаго Духа.

И ныне и присно и во веки веков.

Это – слова, завещанные нам самим Всевышним.

Вся суть наших взаимоотношений с Господом – наше упование на его помощь и просьба о прощении нам грехов, исповедание и прославление Единосущной Троицы, все это собрано в нескольких строках этой молитвы.

Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш!…

Евангелие от Луки, 11

Читайте эту молитву утром, перед началом дня, и вечером, отходя ко сну, начинайте ей каждое дело, упреждайте каждую свою молитвенную просьбу к Господу, утешайтесь ее словами в страхе и отчаянии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 10. Молитва «Отче наш» и ее понимание

Глава 10. Молитва «Отче наш» и ее понимание Образцом молитвы для всех христиан является, конечно, молитва Господня.Читается она следующим образом:«Отче наш, Иже ecи на Небесех! 1. Да святится имя Твое; 2. Да приидет Царствие Твое. 3. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. 4.

Молитва «Отче наш» и ее понимание

Молитва «Отче наш» и ее понимание Образцом молитвы для всех христиан является, конечно, молитва Господня.Читается она следующим образом:«Отче наш, Иже ecи на Небесех! 1. Да святится имя Твое; 2. Да приидет Царствие Твое. 3. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. 4. Хлеб наш

Основная идея

Основная идея Книга Пророка Наума — это небольшая, необычайно страстная книга, пронизанная одной главной идеей: Господь наказывает Ассирию за ее вопиющие злодеяния. Манера, избранная Наумом для выражения этой идеи, приводит в отчаяние некоторых впечатлительных

Молитва Господня. «Отче наш»

Молитва Господня. «Отче наш» Основа основ жизни каждого православного христианина – молитва «Отче наш», завещанная нам самим Всевышним.В ней отражена вся суть наших взаимоотношений с Господом – наше упование на его помощь и просьба о прощении нам грехов, исповедание и

Молитва «Отче наш» .

Молитва «Отче наш». Эта молитва, отнюдь, не исключает собой и других молитв, — Сам Господь молился, используя другие молитвы (Иоан. 17). Называя Бога нашим Отцом, мы сознаем себя Его детьми, а в отношении друг к другу — братьями, и молимся не только от себя и за себя, но и от

Молитва основная к Матроне

Молитва основная к Матроне О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся к тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждующих и скорбящих с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и

Молитва основная к Матроне

Молитва основная к Матроне О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся к тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждующих и скорбящих с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и

24. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. 25. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. 26. И Я открыл им имя Твое и открою, да любо

24. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. 25. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. 26. И Я открыл им имя Твое и

Молитва Господня. «Отче наш»

Молитва Господня. «Отче наш» Основа основ жизни каждого православного христианина – молитва «Отче наш», завещанная нам самим Всевышним.В ней отражена вся суть наших взаимоотношений с Господом – наше упование на его помощь и просьба о прощении нам грехов, исповедание и

Молитва Господня «Отче наш»

Молитва Господня «Отче наш» Молитва очень много значит для любого человека. Чем чаще мы молимся, тем ближе мы к Богу. Приступающие к Господу должны совершать молитвы в безмолвии, мире и великом покое и внимать Господу не с воплями непристойными и смешанными, но с томлением

Молитва Господня. Отче наш

Молитва Господня. Отче наш Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение,

Молитва «Отче наш» .

Молитва «Отче наш». Эта молитва, отнюдь, не исключает собой и других молитв, — Сам Господь молился, используя другие молитвы (Иоан. 17). Называя Бога нашим Отцом, мы сознаем себя Его детьми, а в отношении друг к другу — братьями, и молимся не только от себя и за себя, но и от

«Отче наш» – главная православная молитва

«Отче наш» – главная православная молитва Обязательно нужно знать наизусть хотя бы несколько универсальных молитв – то есть таких, которые подходят на все случаи жизни. И начать учиться молиться нужно, конечно же, с главной православной молитвы – «Отче наш». Эта молитва

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ («Отче наш»)

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ («Отче наш») Отче наш сущий (находящийся) на небесах! Да святится Имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет Воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на всякий день и прости нам долги (грехи) наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не

Глава Римской католической церкви – папа Римский Франциск – выступил за изменение текста молитвы «Отче наш». По словам понтифика, в английском переводе и на ряде других языков смысл молитвенного текста передается неверно, пишет британская газета Daily Mail.

«Это нехороший перевод, потому что делает намек на то, что бог провоцирует на искушение», – пояснил глава РКЦ (цитата по РИА Новости ). Речь идет о фразе, которая на определенных языках создает у молящегося впечатление, будто «бог выбирает, ввести ли нас во искушение или нет».

Папа Римский отметил, что французы уже внесли коррективы в текст «Отче наш», заменив спорный фрагмент на обращенный к Богу призыв – «Не позволь нам поддаться искушению». Эта формулировка, пояснил понтифик, в полной мере отражает, что вина в искушении возлагается на самого человека, а не на Бога.

Молитва «Отче наш» – одна из самых известных. Евангелие гласит, что именно ее Иисус Христос прочел своим ученикам, когда те попросили его научить их молиться. Текст на языке оригинала утрачен, а самый древний из дошедших до нас вариантов написан на древнегреческом койне. Прихожане Русской православной церкви читают «Отче наш» на церковнославянском языке, с формулировкой «и не введи нас во искушение».

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

Молитва перед отче наш

Молитва перед отче наш

«Отче наш. »

Круг Гурия Никитина. 1668—1669

  • Дерево, левкас, темпера . 131 х 77 х 2,5
  • ДРЖ-2768

Пост. в 1933 через Антиквариат после зарубежной выставки 1929–1932

  • Экспонирование Михайловский дворец, Зал 4Открыть панораму зала в виртуальном туре
  • Период Древнерусское искусство
  • Категория Библейский сюжет
  • Ключевые слова Святые | мужской костюм | женский костюм | ангелы | соборы, церкви, храмы, монастыри | цветы
  • Виртуальные выставки и 3D-туры
    • Осень русского Средневековья

    Церковь Святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве, откуда происходят иконы «Отче наш. » и «Символ веры», была воздвигнута в камне на месте старого деревянного храма на средства царя Алексея Михайловича и его духовника Андрея Саввиновича Постникова. Над созданием иконостаса «красной» церкви работали лучшие мастера своего времени: Симон Ушаков, Георгий Зиновьев, Иван и Федор Карповы и другие. Иконы «Символ веры» и «Отче наш. » были парными и располагались в местном ряду.

    Андрей Постников был сторонником реформ патриарха Никона. Возможно, включение в состав иконостаса образов, иллюстрировавших тексты главных христианских молитв, было обусловлено стремлением подчеркнуть законность «книжной справы», в ходе которой был отредактирован текст Символа веры.

    Иконы относятся к так называемым символико-аллегорическим или мистико-дидактическим образам, получившим распространение с середины XVI столетия.

    По всей видимости, сюжет «Отче наш…» был довольно редким. В отличие от произведений на тему Символа веры, он встречается преимущественно в памятниках монументальной живописи.

    Сложная девятичастная композиция представляет собой иллюстрацию к молитве «Отче наш». Целые сцены или отдельные их части были заимствованы из гравированных листов популярной в XVII веке Библии Пискатора, привозившейся из Западной Европы.

    Порядок клейм:

    1. «Отче наш иже еси на небесех». Троица Новозаветная в окружении бесплотных сил;
    2. «Да святится имя Твое». Добрые дела;
    3. «Да приидет царствие Твое». Олицетворение мира;
    4. «Да будет воля Твоя…». Несение креста;
    5. «Хлеб наш насущный…». Причащение. Молитва перед вкушением пищи. Проповедь Христа;
    6. «И остави нам долги наша…». Возвращение блудного сына. Притча о немилосердном должнике;
    7. «И не введи нас во искушение»;
    8. «Но избави нас от лукавого»;
    9. «Яко Твое есть царство…». Царство будущего века.

    Иконы «Отче наш…» и «Символ веры» имеют единую художественную природу. Очевидно, они создавались одновременно с другими иконами местного ряда церкви Григория Неокесарийского. Их размеры и формат такие же, как у стоявших по сторонам от Царских дверей образов письма Симона Ушакова «Богоматерь Киккская» (ГТГ) и «Господь Вседержитель» (ГИМ). У всех четырех икон нет ковчегов, а поля окрашены в охристый цвет. Несмотря на разницу в количестве клейм (9 и 13), «Отче наш…» и «Символ веры» воспринимаются как парные образы, чему способствует наличие одинаковых фигурных завершений, объединяющих под своей «небесной» сенью верхние ярусы клейм. По стилю рассматриваемые произведения схожи с работами поволжских мастеров третьей четверти XVII столетия, в которых также обнаруживаются бурная динамика форм, богатство палитры, обильные золотые пробела.

    Иконография «Отче наш» на настоящий момент известна лишь в варианте, ориентированном на гравюры Библии Пискатора серии «Paternoster», исполненные по рисункам Мартена ван Хемскерка.

    В каждом из девяти клейм иконы «Отче наш…» узнаются характерные особенности гравюр этого цикла, несмотря на то что они были творчески переосмыслены иконописцем. Он отказался от изображения обнаженного тела. Иллюстрируя слова «И не введи нас во искушение», ван Хемскерк изобразил нагую блудницу, а изограф нарядил ее в платье до пят, хотя и сохранил жест отведенной в сторону руки с изящным сосудом. В композиции «Да приидет царствие твое» фигура черта, сидящего на земном шаре, заменена царственным юношей, держащим в руках золотые цепи. Среди примечательных деталей, скопированных иконописцем с западного образца, — знаки зодиака, окаймляющие земной шар в последнем клейме «Яко Твое есть царство».

    Возможно, создававший икону «Отче наш…» мастер, как и в случае с иконой «Символ веры», знал святоотеческие толкования молитвы Господней, которые были широко распространены в славянской рукописной традиции. В клейме «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» на дальнем плане показаны и литургия, совершающаяся в храме, и «келейное» вкушение пищи, в полном соответствии с пониманием этих слов блаженным Феофилактом Болгарским: «Под „насущным“ Господь разумеет тот хлеб, который достаточен для нашей природы и состояния, но Он устраняет заботу о завтрашнем дне. И Тело Христа есть насущный хлеб, о неосужденном причастии которого мы должны молиться». В то же время общий композиционный замысел клейма (с проповедью слова Божия на первом плане и сценами причастия и молитвы перед трапезой — на дальнем) восходит к гравюре «Panem nostrum quotidianum» из цикла «Отче наш…» Библии Пискатора.

    П. В. Западалова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 142-143.

    Молитва «Отче наш» называется Молитвой Господней потому, что ее дал Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили Его научить их молиться. Господь заповедал нам просить себе только самого необходимого и во всем надеяться на Бога.

    Эта молитва читается обычно перед едой, ведь всё, что мы вкушаем, послано нам Богом — это жертва любви Божией к нам. Колосья, декорирующие круглую рамку, символизируют «хлеб наш насущный». Форма молитвы в рамке напоминает блюдо, что также вносит вклад в общую смысловую картину. Раньше на Руси такую тарелку с молитвой вешали обычно над столом.

    Доска с текстом, украшена накладками с орнаментом и природными полудрагоценными камнями.

    Камни могут варьироваться. При необходимости, уточняйте, пожалуйста, у оператора при заказе, какие варианты есть в наличии.

    Мы мастерская при храме и освящаем каждое изделие перед его поступлением в продажу.

    Интернет-магазин София предоставляет гарантию 6 месяцев.

    Товары надлежащего качества возврату на аналогичный товар не подлежат (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55)

    «Мы превратили “Отче наш” в молитву перед едой», — говорит протоиерей Алексий Уминский. Как превратить ее в путь к Отцу? Об этом он рассказал на презентации «Книги о молитве», которая вышла в издательстве «Никея».

    — Когда мы общаемся с Богом, мы всегда общаемся с таинственным Богом, это надо очень хорошо понимать. И когда мы говорим о богопознании, это не означает, что мы говорим о богопонимании. Мы говорим о чем-то таком, что не всегда выразимо человеческим языком. Когда говорим, что помолились Богу и поняли, что Он нас услышал, в ответ мы почувствовали Его присутствие. И это присутствие божественное в своей жизни позволяет Его понимать и принимать.

    Понять Бога как Троицу невозможно и невыносимо. Это и не нужно. В каком-то смысле, но каждому из нас дана возможность обращаться к Богу в Троице через личностное ипостасное общение. И поэтому мы понимаем, что значит в молитве обращаться к Господу нашему Иисусу Христу, потому что Он нам открыт евангельски, у нас есть словесный и видимый, иконописный портрет Христа. Мы очень хорошо представляем и понимаем, как Он говорит, когда читаем Евангелие.

    Мы также знаем об Отце через Иисуса Христа, и Он сам дарует нам молитву «Отче наш».

    Эта молитва — очень глубокий, серьезный молитвенный путь к Отцу. Она дает нам дерзновение просить Бога сделать нас Его сыновьями и дочерями.

    По крайней мере, с этого надо начинать эту молитву читать.

    Пока ты для себя вопрос своего сыновства или дочерности не определил, читать молитву «Отче наш» бесполезно. Эта молитва имеет только один смысл, когда ты перед Богом как перед Отцом. Но для этого тебе надо захотеть быть сыном, захотеть быть дочерью, в это состояние постараться себя возвысить или по крайней мере Бога об этом попросить: «Будь моим Отцом», «Сделай меня Своим сыном».

    Молитва «Отче наш» у нас сегодня читается между делом. «Трисвятое по Отче наш», а потом начинается богослужение, «Трисвятое по Отче наш», а потом начинаются какие-то другие молитвы. Что это такое?

    Но эта же молитва — она главное, что у нас есть от Христа. Научи нас молиться — вот, пожалуйста, молитесь так. И нет никаких других молитв, которыми Христос хотел бы, чтобы мы молились. «Отче наш» мы превратили в молитву перед едой.

    Можно часто читать эту молитву, но всегда ее надо читать определенным образом. Ее нельзя читать просто часто, надо читать осмысленно часто. Например, когда мы к этой молитве подступаем во время литургии, есть такой возглас: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно — там с церковнославянского размытый немножко смысл, — смети призывати Тебе Небеснаго Бога Отца и глаголати». Но вообще-то, если перевести это на русский язык, будет звучать так: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением — слово дерзновение здесь бесконечно важно, — неосужденно сметь называть Тебя, небесного Бога, Отцом».

    И что, ты после этого будешь картошку благословлять? Или можно как-то попроще отнестись к земной нашей пище и не делать вот таких вот странных вещей.

    Просто в этом отечестве надо нуждаться. А если ты не нуждаешься, тогда, как говорил Дитрих Бонхёффер о молитве «Отче наш», дай нам волю — и мы от этой молитвы оставим только одно прошение.

    И самая большая проблема у нас — это разговор со Святым Духом. Я не могу понять, по какой такой причине мы 50 дней не молились Святому Духу. Почему вдруг из нашей жизни, из жизни целой Церкви, которая этим Святым Духом родилась, исчезла молитва обращения к Святому Духу. Как же так?

    Мы просто не умеем молиться Святому Духу и вообще не знаем, как к Нему обращаться.

    У нас есть только одна маленькая молитва, я не говорю третью молитву в вечернем правиле, которая ну просто опять есть перечисление каких-то покаянных дисциплин.

    Но молитва «Царю небесный» — она ведь настолько потрясающе красива и велика, что на самом деле может быть личной молитвой каждого из нас. «Приди ко мне, вселись в меня», — вот что надо от Бога, чтобы я действительно стал Им жить и чтобы мне стало понятно: если Он во мне живет, Он ко мне пришел, то я поэтому и начинаю Его познавать.

    Вот Святому Духу умел молиться преподобный Силуан Афонский. И этот Святой Дух — третья ипостась, — научил его так любить людей, что он слезы проливал о тех, кто вдруг может когда-нибудь не спастись. «Господи, да познают Тебя Духом Твоим Святым все народы земли», — говорил он в молитве. А нам никогда в жизни в голову не приходит к Святому Духу обратиться, у Святого Духа что-то попросить, как-то с Ним познакомиться. Мы на 50 дней просто исключаем Его из нашей христианской жизни.

    Более того, даже когда мы читаем вот эти длиннющие коленопреклоненные молитвы на вечерне праздника сошествия Святого Духа — причем эта вечерня уже относится к Дню Святого Духа, — там нет ни одной молитвы Святому Духу. Ну то есть мы поем торжественно хором «Царю небесный», примерно как мы поем «Христос воскресе из мертвых». Но при этом даже во время Пасхи у нас каждое воскресенье поются пасхальные песнопения даже во время Великого поста. И вдруг раз — и мы исключаем Святой Дух. Потому что мы Его не знаем и знать не хотим. Потому что к Нему обращаться очень тяжело. Потому что к Нему обращаться мы не привыкли.

    И если я хочу узнать Святую Троицу поближе, то я должен знать каждого из лиц Святой Троицы хоть чуть-чуть. И тогда это познание лиц Святой Троицы приведет меня к какому-то пониманию Святой Троицы. А как по-другому? Ну да, можем всего Лосского прочесть нашего, но Троица Святая не таким образом познается.

    Папа Римский Франциск призвал изменить перевод самой известной молитвы у христиан — «Отче наш». По его мнению, на большинстве языков перевод строчки «И не введи нас в искушение» звучит неправильно.

    Молитва перед отче нашПапа Римский Франциск Фото: Casa Rosada, «Викимедиа»

    «Это нехороший перевод, потому что делает намек на то, что бог провоцирует на искушение», — цитирует понтифика Dail Mail.

    Папа Римский напомнил, что во Франции текст этой молитвы изменен и перевод этой строчки звучит как «не позволь нам поддаться искушению». Он подчеркнул, что эта формулировка перекладывает всю вину в искушении на человека. Искажение же возникло при цепочке переводов с арамейского языка (оригинал на котором не сохранился), на древнегреческий, латынь, а затем и все остальные языки.

    О чём чаще всего просят немощные у Бога, когда ставят свечи перед образами? Пожить подольше. И Всевышний откликается. Даже смертельно больные, если искренно молятся и веруют, могут отложить свою смерть до какой–то определённой, важной для них даты. Это доказали исследования доктора Донна Юнга из университета Огайо.

    Даже бактерии гибнут

    Действие молитв на организм человека учёные стали изучать недавно. Раньше бормотание попов считали чепухой. Но первые же научные данные удивили даже закоренелых атеистов.

    Исследования проводились в Герцогском университете в Дареме (штат Северная Каролина, США) и местном госпитале. Учёные пригласили нескольких монахов, сестёр и священников различных конфессий помолиться за 700 пациентов, страдающих различными сердечными недугами. В течение нескольких дней врачи делали заметки о состоянии этих больных, а когда эксперимент завершился, все данные передали экспертам. И вскоре профессор Митчелл Крушофф сообщил результаты: у 500 пациентов благодаря молитвам темпы выздоровления увеличились примерно на 93 процента.

    – Я не знаю, отчего это происходит, — признаётся профессор. — Но могу предположить, что на работу сердца благотворно влияет концентрация на божественных словах как священников, так и самих больных. Ведь человек, за которого молятся или который молится сам, полностью сосредоточен на общении со Всевышним, и, вероятно, это приводит к нормализации многих процессов в организме, которые нам предстоит ещё изучить.

    Позже выяснилось, что молитва убивает зловредные бактерии не только в человеческом организме, но и в воде. Петербургский инженер–электрофизик из лаборатории медико–биологических технологий «НИИ промышленной и морской медицины» Ангелина Малаховская, член Союза «Православные учёные России», уже 10 лет изучает свойства, казалось бы, ненаучных явлений: силу крестного знамения, слова Божьего и целебные свойства святой воды. Вот что она рассказывает:

    – Я проверила действие молитвы «Отче наш» и православного крестного знамения на патогенные бактерии. Для исследования были взяты пробы вод из различных водоёмов: колодцев, рек, озёр, в которых содержались кишечная палочка и золотистый стафилококк. Оказалось, что если прочесть молитву «Отче наш» и осенить культуру крестным знамением, то количество вредных бактерий уменьшается почти в 100 раз.

    Будьте как дети — и спасётесь

    Но настоящее открытие, доказывающее силу молитвы, сделал руководитель лаборатории нейро– и психофизиологии Санкт–Петербургского психоневрологического научно–исследовательского института им. В. М. Бехтерева профессор Валерий Слезин.

    – Многим психиатрам и неврологам известен труднообъяснимый, с рациональной точки зрения, феномен, когда после молитвы облегчаются душевные расстройства, а больные, считавшиеся неизлечимыми, порою выздоравливают, — рассказывает доктор Слезин. — Мы пригласили православных священников и семинаристов, католических ксендзов и последователей ислама, дзен–буддистов и индийских мастеров медитации. И попросили их усердно молиться. Пока обследуемые шептали свои молитвы, мы снимали с них электроэнцефалограмму, чтобы при помощи прибора отследить процессы, происходящие в мозгу. И, к своему удивлению, зарегистрировали феномен.

    До сих пор было принято выделять три основные фазы работающего мозга: быстрый сон, медленный сон и бодрствование. Каждой из этих фаз свойственен свой ритм биотоков. А как выяснилось в ходе эксперимента, во время молитвы ритм биотоков головного мозга замедляется настолько, что становится возможным говорить о существовании четвёртого состояния сознания — «молитвенного бодрствования». В этом состоянии мозг фактически выключается: прекращается активная мыслительная деятельность, и мне кажется, — хотя пока я не могу этого доказать, — что сознание начинает существовать вне тела.

    На электроэнцефалографе феномен выглядит следующим образом. В моменты бодрствования кора головного мозга взрослого человека генерирует альфа– и бета–ритмы биотоков с частотой от 8 до 30 герц. Когда же наши обследуемые погружались в молитву, то происходило замедление ритма биотоков до частоты всего лишь три герца. Эти медленные ритмы носят название «дельта– ритмов» и наблюдаются только у младенцев до двух–трёх месяцев.

    У некоторых обследуемых энцефалограф показывал полное отсутствие альфа– и бета–ритмов, только дельта–ритмы. С точки зрения нейрофизиологии, молящиеся люди как бы впадают в детство. Причём это необычное нейрофизиологическое явление наблюдалось независимо от того, какую молитву читали испытуемые — православную, католическую или мусульманскую. Наверное, недаром в Евангелии сказано: будьте как дети — и спасётесь.

    – Мы считаем, что во время молитвы разрушаются патологические связи между нейронами мозга, потому что человек перестаёт думать о болезни, — говорит доктор Слезин. — Порой это приводит к полному выздоровлению смертельно больных людей. Только верить и молиться надо по–настоящему, истово, от сердца, иначе лечебного эффекта не будет.

    Не секрет, что врачи, как у нас, так и за рубежом, опытным путём установили, что произнесение молитв помогает людям с повышенным кровяным давлением и диабетикам: за несколько минут снижается уровень холестерина в крови и нормализуются обменные процессы. Молиться особенно полезно тем и за тех, кто временами впадает в глубокую депрессию и страдает маниакально–депрессивным психозом. Вообще, чем тяжелее заболевание, тем чаще человек обращается за помощью к Богу.

    Молитва на всякую немощь

    Владыко Вседержителю, врачу душ и телес, смиряяй и возносяй, наказуяй и паки исцеляяй; брата нашего (имярек) немощетвующа посети милостию Твоею, простри мышцу Твою, исполнену исцеления и врачбы, и исцели его, возставляй от одра и немощи, запрети духу немощи, остави от него всяку язву, всяку болезнь, всяку рану, всяку огневицу и трясавицу. И аще есть в нем согрешение или беззаконие, ослаби, остави, прости, Твоего ради человеколюбия.

Ссылка на основную публикацию