Молитва лермонтов я матерь божия анализ

Хотя бы раз в жизни каждый из нас напрямую или косвенно сталкивался с молитвой. В тяжёлых жизненных ситуациях человек всегда ищет помощи, используя при этом все возможные пути. Несмотря на то, верующий человек или не очень, в моменты необходимости он обращается чаще всего с просьбой к молитве. Иногда даже не зная полностью слов молитвы, человек обращается конкретно к кому-то из святых образов, выражая просьбу своими словами. Самое распространённое у людей обращение — это к Николаю Чудотворцу или к Матери Божьей. Молитва – это как песня, которая идёт из уст человека, под воздействием сильных эмоций и желаний.

Свои просьбы Михаил Юрьевич Лермонтов выразил в виде молитвы в стихотворной форме. Обращается он к Матери Божьей от имени странника с мольбой о защите какой-то девушки, которую он называет «дева невинная».

В этом стихотворении автор отразил часть своей личной жизни, а в роли странника выступает он сам. В образе «девы невинной» поэт показывает девушку, которую он любил всю свою жизнь, но по воле судьбы они так никогда и не были вместе. Страдая от расставания и потери любимой, герой не находит себе места в жизни, ему нет ни где пристанища, поэтому он называет свою душу пустынной. Ему кажется, что жизнь для него остановилась, потеряла всякий смысл, интерес и стремление к развитию. Единственное чего хочет, это чтобы та девушка была счастлива. И желая хоть как-то помочь своей любимой на расстоянии, ведь она тоже страдала, поэт просит Матерь Божью оберегать душу этой девицы. Для него будет успокоением даже то, если он будет знать, что у этой девушки всё хорошо.

Святой образ в тексте автор представляет как яркое сияние. Это говорит о том, что герой сильно верит в силу этого святого образа, он для него самый яркий и могучий. Поэт просит окружить душу любимой счастьем, ведь, по его мнению, она достойна этого. Он хочет, чтобы рядом с ней всегда были внимательные спутники, чтобы у неё была молодость светлая, а старость спокойная. Чтобы в своей жизни она не знала боли, обмана, огорчений, разочарований и потери. Сердце у девушки незлобное, поэтому автор просит окружить её такими же добрыми людьми, как она сама. Как ни больно это осознавать, но герой думает и про час прощальный, ведь он понимает, рано или поздно он наступит. Автор волнуется, чтобы и в этот момент его любимая сильно не страдала. Для этого он просит матерь Божью послать к её ложу печальному самого лучшего ангела.

Из текста этого стихотворения можно сделать вывод, что у автора тоже доброе и искреннее сердце. Ведь не каждый желал бы своей любимой счастья, если она не с ним. Не каждый молился бы о защите её души. Ведь в данной молитве поэт ни одного слова не упомянул с просьбой для себя. Он, словно оправдываясь перед образом Матери Божьей, в начале стихотворения говорит, что не для себя молится, «…не о спасении, не перед битвою, не с благодарностью…». Вся молитва, её содержание направлено на другого человека, а это говорит о чистоте и бескорыстности его души. И мы должны молиться, чтобы таких людей было как можно больше, тогда и мир станет добрее и чище.

Анализ 2

Лирика повествование в произведениях Лермонтова отличаются содержанием и живописностью, это особый и уникальный жанр принадлежавший поэту. Также у поэта присутствует лирические монологи содержащие все наличия обычного жанра, но при этом сохранив романтизм. В своих поздних произведениях автор приобрёл черту философского мышления которая является главной формы высказывания переживаний героя. Это и есть стихотворение Молитва.

Произведение «Молитва» олицетворяет непревзойденную любовь к женщине, нравственную духовность. В этом стихотворении отображается несколько образов, божьей Матери, любящей женщиной и самого Лермонтова. Это стихотворение можно отнести к лирическому монологу, который просит богородицу за невинную девушку.

Отсутствие наличия в тексте местоимений глаголов говорят нам о том что нет определенного или женского пола молящегося.

Картины стихотворения является в виде девушки чистые души которая оказалось в незнакомом для неё месте, и не знает как найти дорогу чтобы выбраться. В этом стихотворении она обращается к молитве, где показана Святая душа которая поможет встать на истинный путь.

Происходит сражения главного героя самим с собой, и в какой-то момент находит успокоение. Присутствуют разные формы а где он молила спокойствие души. Страх помолиться перед открытым небом, вынуждала смотреть на мир по-другому.

Автор возносит свои искренние эмоции к возлюбленной. Все строки в произведении «молитва» передают особенный непревзойденный эмоциональный фон. Герой стоящие перед чудом это есть Божья Матерь, святость из всех покровителей мира. Ее цель показать истинно праведный путь.

Можно сказать что всё содержание произведения молитва Поэта приводит к смиренности и понятному покаянию, которое своего рода особое Покаяние, покаяние через стихотворение, иначе герой не может признать свои промашки который допустил. Крик души-вот что представляет стихотворение самого поэта. Это борьба поэта с слабостями, трудности с которыми ему приходится жить. Он вынужден скрывать свой внутренний мир и мысли под маской, которую вплоть до самой смерти он не снимет.

Произведения Лермонтова можно разделить на поздние и начальные периоды. Начальные имеют оттенок заимствования, а у поздних произведений есть свой стиль, черта, которую позже назовут Лермонтовскими. Поэт основал свою тематику (смерть и любовь, гражданская лирика, природа). Также присутствует другие жанры- дума, элегия.

Анализ стихотворения Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою) по плану

Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою)

Стихотворение Есенина «Собаке Качалова» было написано в последний год жизни поэта. Произведение посвящено собаке народного артиста СССР – В. И. Качалова, с которым Есенин был в приятельских отношениях.

Лермонтов – человек, который является очень принципиальным. Этот человек всегда считал, что умереть нужно достойно и красиво. Для него это было – умереть на полу брани. Именно последние годы его жизни связаны с тем

Поэт посвящает свое произведение Плач детей всем детям, которым не приходится рассчитывать на эту неподкупную радость жизни

Тематика природы, воспевание родного края является довольно яркой в творчестве Бунина. Частично его лирика посвящена именно природе. Как собственно и подобает поэту, он восхищается величием и удивительностью этих метаморфоз.

Свое произведение Цветы, которое относится к жанру поэмы, Есенин в письмах современникам называл если не лучшим, то одним из лучших. Он считал его творением философским, таким для чтения которого требуется определенное отношение

План

I. Шедевр поэтического гения Лермонтова.

II. Притягательный образ пресвятой Богородицы.

1. Бескорыстная просьба о благе для «девы невинной».

2. Слияние образов любимой девушки и милой Родины.

3. «Мятежный порыв в иной мир».

III. Лермонтов – глубоко верующий поэт и неизменно поэтичный христианин.

Стихотворение «Молитва» – истинный шедевр поэтического гения Лермонтова. Возвышенность, искренность и тепло каждой строки – в самоотверженности лирического героя: просит он не о себе, не о своем здоровье или благополучии, а о своей возлюбленной:

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную (…)

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Как лиричен, народен, притягателен образ пресвятой Богородицы, когда к нему в кроткой молитве обращается мятежная душа поэта-романтика! Он, отмеченный печатью трагического одиночества, светлеет душой, раскрываясь пред Богоматерью в бескорыстной просьбе о благе для «девы невинной».

Кто же эта дева? Можно согласиться, что это нежно любимая девушка, к которой Лермонтов питает самые светлые и возвышенные чувства… Но кажется, что в этом образе проглядывает лицо глубоко любимой России. Хотя почему бы не слиться этим образам, почему не может поэт преданной и чистой любовью любить девушку, а через нее – свою милую Родину?

«Окружи счастием душу достойную», – просит Деву Марию поэт.

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

Возлюбленная Лермонтова – единый образ женщины и Родины – достойна великого блага; а то, что поэт бесхитростно просит послать «лучшего ангела», говорит о том, какого возвышенного мнения он о Возлюбленной. Читателю в этот миг представляется облик Богородицы, снисходительно и тепло взирающий на поэта – светского человека, молящегося «не по-книжному», с церковной точки зрения – неправильно (ну о каком лучшем ангеле может идти речь в молитве? Человеку ли судить, какой ангел лучше или хуже?). Но это простится ему, как прощают любящие родители детскую невольную бестактность.

Но даже в молитве, с душой нараспашку перед Богом, Лермонтов остается романтиком: в этом стихотворении мы видим неизменное противопоставление светлого образа «теплой заступницы» и реальности – «холодного мира». Даже в молитве чувствуется его «мятежный порыв в иной мир».

«Молитва» написана длинными предложениями, подчас путаными; и такое синтаксическое построение подчеркивает, что произнесена она – на одном выдохе, в порыве благоговения и любви.

Это произведение сложно воспринять и оценить только как стихотворение. Это действительно молитва, искренняя и сердечная; а то, что она, кроме того, еще и лирична, прекрасна, мелодична, лишь доказывает, что Лермонтов – глубоко верующий поэт и неизменно поэтичный христианин!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Стихотворение «Молитва» написано в 1837 году, когда поэт находился в ссылке. Оно посвящено его возлюбленной, Варваре Лопухиной. Произведение представляет собой обращение лирического героя к Божьей матери.

С первых строк стихотворения создаётся впечатление тихой живой речи благодаря архаизмам, таким как «ныне», «покаяние», «дева», а также отсутствию кричащих тезисов.

Лирический герой отрицает все традиционные темы молитв, не просит ничего для себя:

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную…

Неоднократные отрицания создают напряжённость и определяют мелодичность стихотворения.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Лишь после этого герой называет причину своего обращения: «…я вручить хочу деву невинную тёплой заступнице мира холодного». Так образ беззащитной героини выносится на первый план.

Лирический герой с большим трепетом и почтением относится к деве — он просит «окружить» её «счастием» не только из-за собственной любви, но и потому, что считает её сердце «незлобным», а душу — поистине «достойной» «светлой» молодости, «покойной» старости и принятия божьей матерью «прекрасной» души после «прощального часа». Именно такое отношение к даме сердца можно назвать истинной любовью — молящемуся важно не личное счастье в объятиях возлюбленной, а её собственное умиротворение, которое она будет испытывать с ним или без него.

Образ божьей матери играет отдельную роль в произведении. Она — главная «заступница» для «невинной» девы. Именно ей лирический герой желает доверить столь дорогого для него человека. Антитеза «тёплой заступнице мира холодного» противопоставляет «яркое сияние» образа богоматери всему миру, возвышает его.

Автор использует большое количество существительных, благодаря чему стихотворение звучит плавно и спокойно.

Гласные звуки «о», «а», «у» усиливают певучесть, а глухие согласные «п», «к», «с», «т» создают ощущение тишины и шёпота, что делает стихотворение по произношению похожим на молитву.

Размер стихотворения — дактиль, рифмовка перекрёстная. Произведение пронизано печалью и чувственностью к спутнице лирического героя, а также искренностью и благородством по отношению к божьей матери.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id83258

Молитва лермонтов я матерь божия анализ

Школьная программа предусматривает изучение стихотворения Лермонтова “Молитва” в 9 классе на уроках литературы. В данной статье вы можете ознакомится с полным и кратким анализом “Молитва” по плану, ознакомиться с идеей, проблемой и композицией произведения.

Молитва лермонтов я матерь божия анализ

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В минуту жизни трудную.

История создания – стихотворение написано в период знакомства Лермонтова с княгиней Щербатовой, которая оказала существенное влияние на его взгляды, литературные и духовные.

Тема – сила молитвы в жизни человека.

Композиция – три строфы, объединённые лирическим монологом героя.

Жанр – лирический монолог, философская направленность.

Стихотворный размер – трёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная, богатая женская рифма.

Метафоры – “сила слов”, “теснится грусть”, “дышит святая прелесть”.

Эпитеты – “сила благодатная”, “слов живых”, “молитва чудная”, “святая прелесть”.

История создания

Стихотворение было написано в 1839 году, издано в 1842 после смерти поэта. В 1939-40 году Лермонтов посещал салон Карамзиных, где вероятнее всего познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Княгиня была очень умна, образована, красива. Восторженно относилась к творчеству поэта, была влюблена в него.

По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княгиню, они были во многом похожи, могли бы составить чудесный союз. Однажды при встрече поэт посетовал на то, что его одолевает тоска, бывает тяжело на душе. На что молодая княгиня ответила, что в такие минуты нужно молиться, и уныние пройдёт. Поэт очень серьёзно относился к её словам, внял совету и написал чудесное стихотворение. Серьёзное влияние на его взгляды оказала эта удивительная женщина. Именно она отнесла в печать его стихотворение “Молитва” после смерти поэта.

Христианская тематика стихотворения дополнена душевными исканиями лирического героя. Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о душевной гармонии и покое. Это стихотворение написано поэтом в зрелом возрасте, его принципы и жизненные позиции окончательно сформированы. В данном стихотворении принято считать лирического героя и самого автора одним лицом, ведь автобиографичность произведения бесспорна.

Поэт описал то самое блаженное состояние, которое известно только верующим людям. Это говорит о том, что на закате своей короткой жизни автор нашёл примирение с собой и с Богом. Чудесное стихотворение, написанное, как и молитва, простыми словами стало для автора своеобразной ступенькой в духовном становлении.

Идея – молитва обладает огромной силой, способной дать успокоение человеку в трудную минуту. Главная мысль – вера важна для человека, справится с отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие необыкновенную силу.

Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определённом жизненном этапе. Его лекарство – искренняя молитва – спасает неизменно. Лермонтов вывел “золотой рецепт”, универсальное средство от душевной боли. Обращение к религиозной тематике в творчестве поэта нередко, однако на раннем этапе оно очень неоднозначно проявлялось в его стихах. В “Молитве” же чувствуется духовная зрелость и опыт самого автора.

Композиция

В первой строфе описано тяжёлое душевное состояние, знакомое каждому человеку: уныние, тоска, скорбь, тревога, отчаяние. Вторая строфа раскрывает сущность слов, обращённых к Богу, традиционно сложившиеся строки чудотворны и сильны. О какой именно молитве идёт речь в стихотворении не указано. Но близость лирическому герою состояния покоя, чистоты, одухотворённости наступающей после молитвы чувствуется в каждом стихе последней строфы: “И верится, и плачется, и так легко, легко…”.

Слёзы – состояние очищения, когда верующие люди молятся – это нередкое явление. После них всегда становится “легко” и умиротворённо.

Стихотворение можно отнести к лирическому монологу. Черты романтизма всё ещё присущи лермонтовскому стиху, однако он переосмысливает свой взгляд на религию, видит в ней спасение и покой. В первой строфе – мастерский ассонанс звука “у” придаёт звучанию оттенок церковного песнопения, лёгкости, тягучести. Написанное трёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой, философское произведение имеет черты элегии из-за своей романтичности и одухотворённости.

Средства выразительности

Эпитеты – сила благодатная, слов живых, молитва чудная, святая прелесть делают звучание и восприятие стихотворения мягким, живым, образным. В небольшом по объёму стихотворении достаточно много тропов и других средств выразительности. Последние слова, описывающие состояние души, которая обрела радость и покой, звучат так загадочно благодаря повторению: “и так легко, легко…”

Метафоры: “сила слов”, “теснится грусть”, “святая прелесть дышит… в них”. Последняя метафора особенно красива: автор наделяет слова молитвы душой, они живут и дышат, то есть это “живые” во всех смыслах слова.

Многие люди в тяжелые времена или в момент душевного кризиса обращаются к пресвятой Богородице. Также и М.Ю. Лермонтов, видимо находясь в безысходности, написал стихотворение «Молитва». В своем обращении, поэт просит не за себя, он просит за возлюбленную.

Лермонтов всегда был для читателей борцом за справедливость и обличителем коварных людей. Однако здесь он предстает не только как поэт-романтик, но и как добрый, сопереживающий и преданный человек. Он питает нежные чувства к той, о счастье которой просит у пресвятой Богородицы. Лишь здесь Лермонтов раскрывает свою душу и светлые искренние чувства.

Пускай он молится совсем не так, как предполагает вера, но эта молитва как крик души. Он обращается к Богородице с душой нараспашку. Возможно образ некой возлюбленной – это образ родины. Нет никакого описания ее внешности. Поэт просит за свою страну, чтобы Богородица защитила ее и подарила счастье.

«Молитва» написана сложными и длинными предложениями, как будто поэт выплеснул все свои эмоции безудержным потоком. Он искренне желает счастья той, единственной, и обращается к Богородице как к последней инстанции. Это мелодичное, лирическое и сердечное произведение, читая которое понимаешь, каким человеком был на самом деле Лермонтов.

стихотворение и анализ

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Краткое содержание

В стихотворении «Молитва» («В минуту жизни трудную…) Михаил Юрьевич Лермонтов с поразительной точностью изобразил чувства, которые близки большинству религиозных людей. Это произведение позволило читателю увидеть новые черты и в личности самого поэта, который предстает здесь в образе глубоко верующего человека. Его исповедь – это надежда на избавление от отчаяния и обретение веры в очищение души.

Молитва лермонтов я матерь божия анализ

«Молитва». Художник Н. Юшкевич. 2020

На протяжении жизни в судьбе каждого человека порой возникают нелегкие моменты, которые каждый преодолевает по-своему. Но верующий христианин, в первую очередь, прибегает к молитве. Эту мысль и развивает Лермонтов в своем стихотворении, называя молитву «чудной», то есть способной сотворить некое волшебство:

«В минуту жизни трудную теснится ль в сердце грусть, одну молитву чудную твержу я наизусть…»

Во второй строфе Лермонтов предлагает читателю свое понимание того, для чего нужно совершать молитву. Он утверждает, что она является спасением для молящегося, ее можно сравнить с лекарством, которое способно исцелить не только душу, но и болящую плоть:

«Есть сила благодатная в созвучьи слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них…»

В последней строфе автор делится ощущениями после совершения молитвы. Лермонтов описывает это состояние, как избавление от тяжелого бремени и сомнений. Молитва дарует надежду на исцеление, ведет к божественному просветлению, от чего на душе становится легко, и радостные, искренние слезы – этому подтверждение:

«С души как бремя скатится, сомненье далеко – и верится, и плачется, и так легко, легко…»

Анализ

История создания

В последние два года жизни Михаил Юрьевич был частым посетителем литературного салона Карамзиных, в котором собирались яркие представители местной элиты. В один из таких вечеров произошло его знакомство с недавно овдовевшей княгиней, Марией Алексеевной Щербатовой. Красивая, хорошо воспитанная, образованная молодая женщина сразу покорила поэта. Темпераментный Лермонтов также вызвал в ней ответные чувства, что и послужило поводом для развития отношений.

Однажды, во время прогулки, Лермонтов признался возлюбленной, что его уже давно терзает душевная тяжесть и непонятная боль. В ответ он услышал, что ей также знакомо такое состояние, и она борется с ним при помощи молитвы. Поскольку Лермонтов доверял словам молодой княгини, он решил воспользоваться ее советом, что и привело к созданию данного стихотворения.

«Молитва», написанная в 1839 году, стала одним из лучших образцов лирики на тему христианства. С первых же дней после публикации стихотворение стало пользоваться огромной популярностью, и по сей день входит в число самых известных произведений Лермонтова. В 1855 году оно было положено на музыку М. И. Глинкой и превратилось в красивейший по своему звучанию и смысловому наполнению романс.

Персонажи и образы

Главное действующее лицо стихотворения – лирический герой, который в трудный для него период жизни обращается к небесным силам при помощи молитвы. Личность героя остается за кадром, читатель до конца пребывает в неведении: кто он, каков его возраст, где он живет и чем занимается. Однако, возникает предположение, что автор с данным героем отождествляет самого себя, и чувства героя – это его собственные переживания. В период написания стихотворения поэт испытывал творческий кризис, вероятно, этот застой и породил необходимость прибегнуть к такому необычному для поэта способу, как молитва.

Композиция

Стихотворение «Молитва» короткое, в нем всего три катрена (четверостишия). В композиционном плане его можно рассматривать, как одночастное, цельное произведение с линейным, последовательным повествованием. В самом начале автор описывает свое душевное состояние, затем следует переход к рекомендации обратиться к молитве. Автор не уточняет, какую именно молитву нужно обращать к Богу, из чего следует, что любое искреннее воззвание к творцу принесет душе очищение и покой.

Литературное направление стихотворения – романтизм. По жанру его можно обозначить, как лирический монолог, или молитву. Многие произведения русских писателей и поэтов содержат похожие темы, наполненные рекомендациями в виде посланий. Такие тексты литераторы называют не иначе, как молитвами.

В данном произведении нет даже намека на бунтарство, которое было так характерно для раннего периода творчества Лермонтова. Здесь преобладают смирение и терпимость, жажда душевного спасения и покоя. Обращаясь к религии, поэт надеется, что вера поможет ему переосмыслить жизненные ценности и встать на путь единственно верной христианской истины.

Размер и средства художественной выразительности

При написании текста использован трехстопный ямб с пиррихием (пиррихий – это стопа, состоящая из двух коротких слогов, обозначаемых U U). Перекрестная рифма (АБАБ) содержит чередование мужских и женских слогов. Помимо перекрестной рифмовки автор пользуется в этом произведении и дактилической рифмой с ударением на третьем слоге с конца слова.

Душевное состояние до- и после совершения молитвы поэт выражает при помощи разнообразных средств художественной выразительности. По отношению к молитве и ее волшебной силе он применяет эпитеты «чудная» и «благодатная» и метафоры «живые» слова, «святая» прелесть. Часть понятий автор наделяет одушевленными свойствами при помощи олицетворений: «теснится» грусть, «скатится» бремя, «дышит» прелесть. В тексте использовано сравнение – «сомнение, как бремя» и многосоюзие: «и верится, и плачется, и так легко, легко…»

Проблематика и основная идея произведения

Главная тема стихотворения – очищение и успокоение души молитвой. Тема тоски и разочарования, нередко присущая творческим личностям, также присутствует в этом произведении. Поэт, открывший для себя путь к снятию сердечной боли, делится с ним читателем в виде рекомендательного послания. Таким образом, в тексте стихотворения можно найти ответы на вопросы, мучившие автора: Как обрести душевный покой? Какое чудо может сотворить молитва? Может ли просьба, обращенная к Богу, действительно принести облегчение и избавить от душевных мук и страданий?

Автор приходит к заключению, что молитва, которую он называет «чудной», является тем духовным спасением, к которому человек должен обращаться в минуты отчаяния, скорби, уныния, тоски. Еще никому не удалось избежать

кризисных периодов во время следования по жизненному пути. В некотором смысле, это закаляет человека и делает его сильнее, но, случается и так, что ураган отрицательных эмоций разрушает личность, и человек может сломаться, не выдержав их давления. Тогда и приходит на помощь чудодейственное слово – молитва, главным условием для совершения которой являются вера и искренность.

Есть в творческом наследии М.Ю.Лермонтова три стихотворения с одинаковым названием – «Молитва». Обычно молитвой называют проникновенное обращение человека к Богу. Это веками освященная традиция христианства. Молитвы, которые читают верующие люди в храме и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви. Конечно, каждый человек может обратиться с молитвой к Богу, найдя в своем сердце, в своей душе нужные слова, которые не произносятся перед другими людьми, а тем более не появляются в печати. Но в литературе известны примеры того, как молитва становится особым жанром поэзии, сохраняющим основные черты молитвы православной. Обычно такие стихотворения принадлежат перу глубоко верующих поэтов, таких, как И.С. Никитин, А.К. Толстой, К. Р. (Константин Романов). По свидетельству современников Михаил Юрьевич Лермонтов не относился к их числу. И все же написал он стихи-молитвы, посвятив их разным людям.

Первое из них и наименее известное написано в 1829 году, когда Лермонтову было всего 15 лет. И, пожалуй, стоит отметить, что при жизни поэта оно не было напечатано.

Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.

Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к всесильному Богу с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне просьб оказывается любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Именно творчество заставляет забывать его о Боге. Поэт отождествляется с вулканом, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из его жерла, возможно, даже помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах.

Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой.

Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может при желании отобрать.

Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

По всей видимости, посвящено это стихотворение В.А.Лопухиной (1815—1851). Введено оно в текст письма к М.А.Лопухиной (от 15 февраля 1838 года) под названием «Молитва Странника»: «В завершение моего письма я посылаю вам стихотворение, которое я нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл – но это вовсе ничего не доказывает».

«Будучи студентом, — пишет А. П. Шан-Гирей, — он был страстно влюблен. в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В. А. Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей. »

Стихотворение строится как монолог лирического героя. Звучит мольба его о счастье любимой женщины. Несомненно – это шедевр любовной лирики Лермонтова. Стихи пронизаны благоговейным чувством нежности, света и чистоты.

В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть;
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко.

По свидетельству А.О.Смирновой, написано оно для княгини Марии Александровны Щербатовой (урожденной Штерич) которой Лермонтов был увлечен в 1839-1841 годах: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи». Щербатова Мария Алексеевна (ок. 1820 — 1879гг.), княгиня; в первом браке была за князем М. А. Щербатовым, во втором за И. С. Лутковским. Лермонтов был увлечен ею в 1839-1840 годы. Молодая вдова, красивая и образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, и познакомилась с Лермонтовым. Она высоко ценила его поэзию. Соперничество в ухаживании Лермонтова и Э. Баранта за Щербатовой считается одной из возможных причин дуэли между ними. Стихотворение отдано в печать после смерти Лермонтова самою Щербатовой.

Даже немного странно, что это творения Лермонтова: ни горечи, ни иронии, ни сарказма. Свойственна им мягкая лирическая интонация. И щемящие душу строки о сокровенном – молитвенном порыве, когда в минуты слабости или неверия в свои силы обращается он к Творцу.

Вместе с тем не покидает мысль – как рано он ушел из жизни, сколько мог еще написать прекрасных творений. Для меня он так и остался ребенком: очень талантливым, капризным и. одиноким. И все потому, что мои дети теперь старше поэта.

***
А.И.Клюндер. Портрет М.Ю.Лермонтова. 1838.

Учебный год: 2011 / 2012

Материалы работы: 600016.7z * (4,3 кБ)

Описание работы:

Работа представляет собой анализ идейно-художественного своеобразия стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою. «). Ученица высказывает своё личное отношение к анализируемому произведению.

Технические требования:

Текстовый редактор «Microsoft Offise Word»

Порядок знакомства:

Открыть файл:»Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва»(«Я,Матерь Божия, ныне с молитвою. «)

Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
№ 4 Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
№ 8 Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
№ 12 Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять пошли к ложу печальному
№ 16 Лучшего ангела душу прекрасную.

Ya, mater bozhia, nyne s molitvoyu
Pred tvoim obrazom, yarkim sianiyem,
Ne o spasenii, ne pered bitvoyu,
Ne s blagodarnostyu il pokayaniyem,

Ne za svoyu molyu dushu pustynnuyu,
Za dushu strannika v mire bezrodnogo;
No ya vruchit khochu devu nevinnuyu
Teploy zastupnitse mira kholodnogo.

Okruzhi schastiyem dushu dostoynuyu;
Day yey soputnikov, polnykh vnimania,
Molodost svetluyu, starost pokoynuyu,
Serdtsu nezlobnomu mir upovania.

Srok li priblizitsya chasu proshchalnomu
V utro li shumnoye, v noch li bezglasnuyu —
Ty vospriat poshli k lozhu pechalnomu
Luchshego angela dushu prekrasnuyu.

Z, vfnthm ,j;bz, ysyt c vjkbndj/
Ghtl ndjbv j,hfpjv, zhrbv cbzybtv,
Yt j cgfctybb, yt gthtl ,bndj/,
Yt c ,kfujlfhyjcnm/ bkm gjrfzybtv,

Yt pf cdj/ vjk/ leie gecnsyye/,
Pf leie cnhfyybrf d vbht ,tphjlyjuj;
Yj z dhexbnm [jxe ltde ytdbyye/
Ntgkjq pfcnegybwt vbhf [jkjlyjuj/

Jrhe;b cxfcnbtv leie ljcnjqye/;
Lfq tq cjgenybrjd, gjkys[ dybvfybz,
Vjkjljcnm cdtnke/, cnfhjcnm gjrjqye/,
Cthlwe ytpkj,yjve vbh egjdfybz/

Chjr kb ghb,kbpbncz xfce ghjofkmyjve
D enhj kb ievyjt, d yjxm kb ,tpukfcye/ —
Ns djcghbznm gjikb r kj;e gtxfkmyjve
Kexituj fyutkf leie ghtrhfcye//

Ссылка на основную публикацию