Молитва читаемая на похоронах

Молитва читаемая на похоронах

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ(لَهَا)، وَارْفَعْ دَرَجَتَهُ فِي الْمَهْدِييِنَ، وَاخْلُفْهُ فِي عَقْبِهِ فِي الْغَابِرِينَ، وَاغْفِرْ لَنَا وَلَهُ يَا رَبَّ الْعَالَمِينَ، وَأفْسَحْ لَهُ فِي قَبْرِهِ وَنَوِّرْ لَهُ فِيهِ

«Аллаhумма-ґфир ляhу (ляhа) варфа’ дараджатаhу фи-ль-маhдийина вахлюфhу фи ‘аḱбиhи фи-ль-ґабирина ваґфир ляна валяhу я раба-ль-’алямина вафсаẍ ляhу фи ḱабриhи ванаввир ляhу фиhи».

Смысл: «О Аллах, прости его (её), и возвысь степень его среди ведомых правильным путём, и стань его преемником для тех, кто останется после него, и прости нас и его, о Господь миров, и сделай просторной для него его могилу и освети её для него!»

فقد روى مسلم وغيره أن رسول الله صلى الله عليه وسلم: دخل على أبي سلمة وقد شق بصره فأغمضه ، ثم قال: إن الروح إذا قبضت تبعه البصر ، فضج ناس من أهله ، فقال: لا تدعوا على أنفسكم إلا بخير ، فإن الملائكة يؤمنون على ما تقولون ، ثم قال: اللهم اغفر لأبي سلمة ، وارفع درجته في المهديين ، واخلفه في عقبه في الغابرين ، واغفر لنا وله يا رب العالمين ، وأفسح له في قبره ونور له فيه

Молитва читаемая на похоронах

Сообщается, что Пророк Мухаммад ﷺ вошёл к Абу Саламе, когда взор его уже угас. Он закрыл ему глаза и изрёк: «Поистине, когда дух забирают, взор следует за ним». Близкие покойного стали громко причитать, и тогда Посланник Божий ﷺ сказал: «Не призывайте на себя ничего, кроме блага, ибо после любых ваших слов ангелы станут говорить: «Амин»». А потом Пророк ﷺ промолвил: «О Аллах, прости Абу Саламе, и возвысь степень его среди ведомых правильным путём, и стань его преемником для тех, кто останется после него, и прости нас и его, о Господь миров, и сделай просторной для него его могилу и освети её для него!» (привёл имам Муслим).

Дуа за умершего №2:

: بِسْمِ اللهِ وَعَلَى سُنَّةِ رَسُولِ اللهْ

«Бисмилляhи ва ‘аля суннати Расулюллаh».

Молитва читаемая на похоронах

ومن أفضل دعاء للميت : قال رسول الله صلى الله علية وسلم ( اذا وضعتم موتاكم فى القبور فقولوا : بسم الله وعلى سنة رسول الله ) اخرجة ابو داود والترمذى وابن ماجة وابن حبان فى صحيحة والحاكم والبيهقى واحمد (حديث صحيح)

В достоверном хадисе, переданный от Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана, Хакима, аль-Байхаки, Ахмад, сообщается, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Когда вы положите вашего умершего в могилу, то скажите: «Именем Аллаха и по пути Его Посланника»».

Некоторые учёные посчитали желательным читать дуа за покойного, во время угасании взора и смягчения суставов, в следующем виде: «Именем Аллаха и по пути Его Посланника. О! Аллах, облегчи ему его дело, облегчи ему то, что его ожидает, осчастливив его встречей с Тобой, и сделай место, куда он отправился, лучше того, которое он покинул».

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

( הַזְכָּרַת (אַזְכָּרַת) נְשָׁמוֹת , буквально `поминание душ`), обычай поминать умерших чтением специальных молитв. Хазкарат нешамот также называются молитва за упокой души, произносимая после похорон, молитва поминания, читаемая молящимся в память близких в особые даты (см. ниже), и молитва, которую ведущий произносит после чтения Торы.

Принято поминать в молитвах хазкарат нешамот близких родственников, а также людей, совершивших Киддуш ха-Шем. В Талмуде отсутствует упоминание об обряде хазкарат нешамот и соответствующих молитвах, однако, вероятно, они бытовали в народной среде с древних времен. Первые упоминания о хазкарат нешамот в Иом-Киппур содержатся в поздних мидрашистских (см. Мидраш) сборниках Танхума и Псикта Раббати; текст молитв обряда хазкарат нешамот сохранился в литургических сборниках (см. Литургия), начиная с 12–13 вв.

Обряд хазкарат нешамот в ашкеназских общинах, как правило, совершают по субботам во время утренней службы после чтения хафтары (иногда также в понедельник и в четверг). В галахической литературе (см. Галаха) приводится несколько причин, почему хазкарат нешамот произносят именно в субботу: суббота подобна «грядущему миру», который принадлежит всем — как живым, так и умершим; суббота — это день, когда все евреи собираются в синагоге, и следует напомнить живым о тех, кого уже нет с ними. Хазкарат нешамот не принято совершать в субботу, предшествующую новолунию, в канун свадьбы или обряда обрезания.

Тексты молитв обряда хазкарат нешамот различны в сефардских и ашкеназских общинах. У сефардов существует молитва Хашкава (`успокоение`, называется также по первым словам Менуха нехона — `покой уготованный`), которую произносят после погребения. У ашкеназов приняты три основные формулы хазкарат нешамот: Эль мале рахамим (`Бог, исполненный милосердия`), Изкор (`помянет [Господь]`) и Ав ха-рахамим (`Отец милосердия`).

Изкор — это индивидуальная молитва, произносимая человеком в память его близких. Как правило, Изкор читают по умершим родителям, однако можно произносить молитву и в память других родственников. Изкор читают в последний день праздников Песах и Шаву‘от, Иом-Киппур и Шмини ацерет (см. Суккот) во время утренней службы сразу после чтения Торы; многие евреи, которые в течение года не посещают синагогу, присоединяются к общественной синагогальной службе во время чтения этой молитвы, особенно в Иом-Киппур. Изкор — это не столько молитва, сколько обет заниматься благотворительностью в память умершего и тем самым обеспечить неразрывную связь его души с миром живых людей. Перед чтением Изкор все молящиеся, у которых живы оба родителя, покидают помещение синагоги. Происхождение этого обычая связано, по-видимому, с суеверием или с опасением, что человек, у которого живы родители, произнесет молитву Изкор вместе с другими молящимися.

Эль мале рахамим — это молитва, которую, как правило, произносит шалиах циббур (`посланник общины`) сразу после завершения чтения хафтары в утренней службе субботы, понедельника и четверга. Молитву произносят от лица общины в память умерших. Существует также обычай произносить Эль мале рахамим тотчас после погребения, при посещении могилы близких (у этого обычая, однако, нет достаточного галахического обоснования) и в синагоге в годовщину смерти родственника (если годовщина не приходится на день публичного чтения Торы, то хазкарат нешамот переносится на ближайший день чтения, предшествующий годовщине). Расширенную версию Эль мале рахамим сочинил рабби Шабтай Коэн за упокой душ рабби Иехиэля из Немирова и жертв погромов 1648–49 гг. Эту молитву евреи Польши читали 20 сивана.

Молитву Ав ха-рахамим вся община произносит после завершения чтения Торы в утренней службе в субботу, понедельник и четверг в память всех евреев, которые были убиты неевреями (см. Киддуш ха-Шем). Первоначально обычай произносить Ав ха-рахамим в субботу, предшествующую празднику Шаву‘от, возник в общине Вормса в память о резне 1096 г. (см. Германия). В средние века было создано несколько подобных молитв в память жертв погромов и бедствий. Молитва Ав ха-рахамим со временем распространилась на все европейские общины.

Молитва читаемая на похоронах

Дуа для тех, кто потерял близкого

Потеря близкого человека – это одно из самых трудных испытаний в жизни любого человека. Смерть неизбежна, неизбежна и смерть наших родителей, близких, родственников. Она приходит внезапно и приносит с собой безмерную пустоту и горе.

Однако в такие моменты жизни, важно не отчаиваться и с еще большой устремленностью уповать на Аллаха. Ведь Он не посылает нам сверх наших возможностей и для каждой беды ниспослылает решение.

Поэтому молитесь за своих близких, покинувших этот мир и помните слова посланника Аллаха (мир ему), который сказал:

«Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трех деяний, награда за которые не прекращается даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария), знания, от которых люди получают пользу, и праведные дети, которые молятся за родителей». (Муслим, Абу Давуд, Тирмизи)

1. При получении известия о смерти человека произносят следующий аят из Корана и дуа:

إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ

اَللَّهُمَّ إِنْ كَانَ هَذَا الْمَيِّتُ مُحْسِنًا فَزِدْ فِى إِحْسَانِهِ وَإِنْ كَانَ مُسِيئًا فَتَجَاوَزْ عَنْهُ

Иннаа лилляяхи уа иннаа иляйхи рааджигун. (Сура «Аль-Бакара», аят 156)

Аллаахумма ин каана хааз̣аль-маййиту мухсинан фазид фии ихсаанихи уа ин каана мусии’ан фатаджаауаз ганху.

«Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся.

О, Аллах, если этот умерший был благодетельным, то умножь его благодеяния, и если он был грешником, то прости грехи его».

2. Во время похорон произносят следующую молитву:

اَللهُ أَكْبَرُ أَشْهَدُ أَنَّ اللهَ يُحْيِى وَيُمِيتُ وَهُوَ حَىٌّ لَا يَمُوتُ هَذَا مَا وَعَدَنَا اللهُ وَرَسُولُهُ وَصَدَقَ اللهُ وَرَسُولُهُ اَللَّهُمَّ زِدْنَا إِيمَانًا وَتَسْلِيمًا

Аллааху акбар. Ашхаду аннал-лааха йухйии уа йумииту уа хуа хаййун ляя йамуут. Хааз̣аа маа уагада-наллааху уа расуулюх. Уа садакал-лааху уа расуулюх. Аллаахумма зиднаа иимаанан уа таслиимаа.

«Аллах велик! Свидетельствую, что Аллах оживляет и умерщвляет. Он Живой и никогда не умрет. Это то, что обещал Аллах и Его Посланник, и правду говорил Аллах и Его Посланник. О, Аллах, умножь веру нашу и умножь нашу покорность».

3. При входе на кладбище и проходя мимо могил, произносят следующую молитву:

عَلَيْكُمُ السَّلَامُ يَا أَهْلَ الدِّيَارِ رَحِمَ اللهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ مِنْكُمْ أَنْتُمْ لَنَا سَلَفٌ وَنَحْنُ لَكُمْ خَلَفٌ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللهُ بِكُمْ لَاحِقُونَ نَسْئَلُ اللهَ تَعَالَى لَنَا وَلَكُمُ الْعَافِيَةَ

Галяйкумус-саляяму йаа ахляд-дияяри рахималлаахуль-мустакъдимиина миннаа уаль-муста’хыриина минкум. Антум лянаа саляфун уа нахну лякум халяф. Уа иннаа ин шаа’ аллааху бикум ляяхикуун. Нас’алюллааха тагааляя лянаа уа лякумуль-гаафийах.

«Мир вам, жители загробного мира. Да смилостивится Аллах над вами, ушедшими из этого мира, и нами, оставшимися после вас! Вы – наши предшественники, а мы те, кто после вас, и мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Мы просим у Всевышнего Аллаха благополучия для нас и для вас».

4. Посвящая награду за чтение Корана душам умерших, читают следующую молитву:

اَللَّهُمَّ بَلِّغْ ثَوَابَ مَا قُرِئَ فِى هَذِهِ السَّاعَةُ الشَّرِيفَةُ مِنْ كِتَابِكَ الْكَرِيمِ إِلَى أَرْوَاحِ جَمِيعِ الْأَمْوَاتِ الْمُسْلِمِينَ كَافَّةً وَعَامَّةً خُصُوصًا مِنْهُمْ إِلَى أَرْوَاحِ أَقْرِبَائِى الَّذِينَ أَذْكُرُهُمْ بِلِسَانِى

Аллаахумма баллигъ cа̣уааба маакури’а фии хааз̣ихис-саагатиш-шариифати мин китаабикаль-кариими иляя аруаахи джамиигиль-амуаатиль-муслимиина кааффатан уа гаамматан хусуусан минхум иляя аруаахи акрибаа’ияль-ляз̣иина аз̣курухум билисаании.

«О, Аллах, доведи награду за то, что было прочитано из Твоей Священной книги в этот священный час, всем душам умерших мусульман, а также душам моих родственников».

После прочтения этого следует перечислить имена родственников и имена их отцов. Например: «О, Аллах, доведи награду за прочитанный мной Коран душе моего отца, сына такого-то, моей матери, дочери такого-то, моему брату, сыну такого-то, моему другу, сыну такого-то».

Решила рассказать и об этом, потому что смерть — это довольно обычное явление нашей жизни. И если в разных странах сильно отличаются традиции при рождении детей, то естественно и в проводах человека на тот свет тоже существуют отличия.

Итак, я была на похоронах. В ночь с субботы на воскресенье умерла мама жены среднего брата моего мужа.(коротко это будет — невестка?) Аммрайед долго болела. В последние два года почти не выходила из больниц. Так что для нее смерть, я думаю, стала облегчением. Она родила четырех сыновей и шесть дочерей, которые все это время преданно за ней ухаживали.

Новость застала нас ночью. Ахмад с женой как раз двигали мебель в новой квартире и пытались разложить вещи по местам. Все поехали в больницу — поддержать родных в первые минуты.

Обмывают покойников обычно в больнице специальные служащие, потом заворачивают в белый саван полностью и отдают родственникам. Сначала человека (неважно мужчину или женщину) привозят домой, чтобы женщины смогли попрощаться. Потом его (ее) относят в мечеть, где сначала проходит общая молитва, а потом специальная молитва, читаемая над умершим. Люди просят Всевышнего простить ему (ей) грехи и позволить войти в Рай.

Затем на специальных носилках мужчины несут умершего на кладбище и спускают в могилу. Там тоже читаются просьбы и призывы к Аллаху. Затем могилу засыпают землей. А мужчины идут в специально расставленный шатер или арендованное помещение, где им подают поминальный обед. На поминки обязательно режут баранов и готовят национальное блюдо — мансаф. (В моем дневнике есть рецепт) Готовят не ближайшие родственники умершего, а, кпримеру, двоюродные или близкие соседи. Они могут заказать обед профессиональному повару. В дом умершего, где сидят женщины, тоже подается обед. В позапрошлом году умерла одна из наших родственниц. Так наша семья готовила поминальный обед. Мужчины варили мясо на костре, а мы в доме готовили рис.

Женщины не ходят ни в мечеть, ни на кладбище. Поэтому посторонние не видят их слез и истерик. Они избавлены от этого тягостного зрелища. По Исламу похороны (кроме особых случаев) происходят в день смерти. То есть как можно скорее.

Но еще примерно неделю в дом умершего (ей) ходят женщины и выражают свои соболезнования. Они сидят, слушают и читают Коран. Часто приглашают шейху — женщину-богослова, знающую Коран наизусть, а также читающую проповеди и уроки.

Я ходила в дом умершей на второй день. Было много женщин. Но никто не плакал и не рыдал. Дочери Аммрайед были бледны, но держались. Они же знали, что мама долго болела и, наконец, избавилась от мучений.
В общем-то, разговаривать с кем-то на таких мероприятиях нет необходимости. Поэтому я села на диван и задумалась.

Я была в этом доме на пяти свадьбах и двух похоронах. Вот в этой самой гостиной гремела свадебная музыка и танцевали счастливые невесты. И тут же три с половиной года назад мы провожали брата невестки в последний путь. Он разбился на машине. Осталась жена и годовалая дочь. Вот тогда в доме слышались рыдания и истерики. Он был так молод! И ушел так неожиданно. У него вообще была печальная судьба. Он с детства болел. Что-то с почками. Врачи говорили, что долго жить не будет. Тем не менее ему нашли невесту. Но в день свадьбы, когда невесту уже везли в свадебном поезде из Аммана, дочка одной из его сестер попала под микроавтобус. Прямо рядом с домом! В микроавтобусе сидели родные, которые собирались поехать навстречу поезду и присоединиться к нему. Так свадьба обернулась похоронами. До сих пор сердце переворачивается, когда вспоминаю ту историю. Но время шло. Через год молодая жена родила девочку. И мы ходили поздравлять их с этим событием. А еще через год счастливый муж и отец разбился на машине.

Невестка потом целый год была в трауре по брату и не ходила ни на какие свадьбы и другие развлекательные мероприятия. А еще она тогда была беременна.

Здесь вообще весьма философски относятся к смерти. Если умирает старый или давно больной человек, то считают это милостью Аллаха. Впрочем, если умирает молодой, то тоже не ропщут, ведь на все воля Всевышнего. Но во втором случае справиться с эмоциями намного сложнее. Плачут, когда умирают дети, но не убиваются так, как на Западе. Потому что опять-таки — воля Всевышнего. Все в Его руках. И еще верят, что умершие малыши живут в Раю и в День Суда будут просить Бога за своих родителей.

Ну что осталось рассказать? Кладбища здесь не похожи на наши. Вместо памятников ставят простые камни — надгробия. Ходить сажать цветы и ставить там оградку не принято. Обычно кладбища посещают в День разговения после месяца Рамадан и в Праздник Жертвоприношения. И то не всегда. Потому что жизнь продолжается, а наши близкие живут с нами в наших сердцах и памяти.

Я нашла фотки кладбища в Караке. Это наш административный центр. Это не простое кладбище. Там находится гробница пророка Нуха (Ноя). И я когда-то давно там была.

Добавить в Любимые закладки

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Тропарь, глас 4-й:

Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Седален, глас 5-й:

Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.

Кондак, глас 8-й:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос:

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (Трижды), благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память.

отпев а ние, отпевания, ср. (церк.).

1. только ед. Действие по гл. отпевать (см. отпеть в 4 знач.).

2. Церковный обряд, совершаемый над покойником.

Православие. Словарь-справочник

обряд, совершаемый священником или архиереем над умершим верующим. Существуют следующие чины отпевания: мирян, монахов, священников и архиереев, младенцев. В конце отпевания священнослужителем читается разрешительная молитва, в которой содержится прошение к Богу разрешить умершего от совершенных им при жизни грехов. По древней традиции в руку умершему влагается лист с текстом разрешительной молитвы. Отпевание совершается во все дни богослужебного года, кроме дня Пасхи. В Пасхальную неделю отпевание совершается по особому чину – с пением пасхальных тропарей, канона, ипакои. При пасхальном отпевании архиерея или священника поются пасхальные молитвословия.

Православный энциклопедический словарь

богослужение, совершаемое при похоронах.

Словарь церковных терминов

богослужение, совершаемое при похоронах верующего священником или архиереем. Существуют следующие чины отпевания: мирян, монахов, священников и архиереев, младенцев. В чин отпевания мирян входят 90 пс., непорочны, тропари, 50 пс., канон, восемь стихир Иоанна Дамаскина, чтение Апостола и Евангелия, ектения, стихиры, отпуст, разрешительная молитва, читаемая священником, и вынос тела умершего с пением трисвятого. Отпевание монахов отличается другими стихирами. В чин отпевания младенцев непорочны не входят и поются другие стихиры. Отпевание священников и архиереев совершается с большой торжественностью, в чин отпевания входят: непорочны, тропари, пять раз читается Апостол и пять раз Евангелие, после каждого евангельского чтения поются тропари и антифоны, седален и псалмы, читается канон с ирмосами Великой Субботы, после шестой песни канона читается или поется древний двадцатипятистрофный кондак, поется великое славословие и стихиры. Тело выносится с пением ирмосов канона Андрея Критского. Отпевание дьяконов совершается по чину отпевания мирян. Отпевание совершается во все дни богослужебного года, кроме дня Пасхи. В пасхальную неделю отпевание совершается по иному чину — с пением пасхальных тропарей, канона, ипакоя. При пасхальном отпевании архиерея или священника поются пасхальные молитвословия, Апостол и Евангелие читаются шесть раз. Чинопоследование отпевания содержится в требнике.

Православная энциклопедия

заупокойная служба, совершаемая над телом усопшего. Существует несколько чинов отпевания усопших: чин отпевания мирян и младенцев, чин отпевания монахов, архиереев и священников. Чинопоследование отпевания можно найти в требнике.

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG dirge)

(лат. dirige — направлять)

традиционное название заупокойной службы, к-рое взято из начальных латинских слов 9-го стиха 5-го псалма: «Dirige Domine Deus meus in conspetu tuo viam meam» («Господи! путеводи меня в правде твоей»).

Словарь Ожегова

ОТПЕВАНИЕ, я, ср. В христианстве и нек-рых других религиях: погребальный обряд чтение молитв и пение над телом умершего.

Словарь Ефремовой

ср.
Церковный обряд, совершаемый над покойником перед погребением.

Статья — о молитве. О фильме см. статью Отходная молитва (фильм).Отхо́дная молитва (полное название — Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице при разлучении души от тела всякаго правовернаго) — используемый в Православной церкви чин, совершаемый над христианином на смертном одре при приближении смерти.

Еврейское мировоззрение, базирующееся на вере в бессмертие души и жизнь в будущем мире, видит в смерти не более чем переход от жизни в материальном мире к жизни в мире духовном, мире абсолютного добра.

Обязанности уставщика заключаются в наблюдении за чином церковных служб, дабы таковые совершались согласно церковного и монастырского уставов, без пропусков и изменений.

ОТПЕВАНИЕ — богослужение, совершаемое при похоронах верующего священником

или архиереем. Существуют следующие чины отпевания: мирян, монахов,

священников и архиереев, младенцев. В чин отпевания мирян входят 90 пс.,

непорочны, тропари, 50 пс., канон, восемь стихир Иоанна Дамаскина, чтение

Апостола и Евангелия, ектения, стихиры, отпуст, разрешительная молитва,

читаемая священником, и вынос тела умершего с пением трисвятого. Отпевание

монахов отличается другими стихирами. В чин отпевания младенцев непорочны не

входят и поются другие стихиры. Отпевание священников и архиереев

совершается с большой торжественностью, в чин отпевания входят: непорочны,

тропари, пять раз читается Апостол и пять раз Евангелие, после каждого

евангельского чтения поются тропари и антифоны, седален и псалмы, читается

канон с ирмосами Великой Субботы, после шестой песни канона читается или

поется древний двадцатипятистрофный кондак, поется великое славословие и

стихиры. Тело выносится с пением ирмосов канона Андрея Критского. Отпевание

дьяконов совершается по чину отпевания мирян. Отпевание совершается во все

дни богослужебного года, кроме дня Пасхи. В пасхальную неделю отпевание

совершается по иному чину — с пением пасхальных тропарей, канона, ипакоя.

Ссылка на основную публикацию