Как пишется православная церковь

Мы собрали правила написания некоторых слов, имеющих отношение к Православию. Возможно, вам это тоже понадобится, так как единого справочника по написанию церковных терминов пока нет, а вопросы возникают не только у светских СМИ, но и у наших коллег из православных СМИ.

  • Святая Живоначальная Троица, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой;
  • Церковный Совет ([орган центрального управления РПЦ по решению Поместного Собора), Поместный Собор.
  • Реалии иных христианских конфессий и др. религий для нас не имеют высшей степени значимости и должны содержать не более одной прописной буквы.
  • Исторические реалии (высшие органы управления церковью и государством в прошлом) также должны содержать не более одной прописной буквы (например, Земский собор).
  • сохраняют прописную букву только простые производные прилагательные (например, Божий, Божественный);
  • сложные пишутся со строчной (например, боголюбивый, богоизбранный, богоборческий).
  • приложения (определения, выраженные именами существительными), относящиеся к данным словам: Господь Вседержитель, Господь Иисус Христос, Искупитель мира; Богородица, Заступница усердная;
  • местоимения , данные слова замещающие: Ее (Богородицы) Божественный Сын; Ее (Троицы) явления; Его (Христа) страдания, Своею (Христа) Kровию.
  • определения при указанных словах, выраженные именами прилагательными или причастиями, пишутся со строчной буквы: Христос, родившийся на спасение миру; Бог вездесущий, всемогущий.
  • Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господства, Серафимы, Херувимы, Престолы
  • Ангел Хранитель
  • Силы Небесные
  • Небесные силы бесплотные
  • Небесное воинство

Если название праздника не содержит в себе имя собственное, то прописной становится первая буква названия: Неделя жен мироносиц, Неделя ваий, Неделя праотец, Неделя о мытаре и фарисее, Неделя всех святых; а также Неделя о Фоме, Неделя святых отец Первого Вселенского Собора. Но: седмица мытаря и фарисея, сырная седмица, масленица, святки (допустимо и Масленица, Святки).

С прописной буквы пишутся названия Таинств :
Брак, Евхаристия, Елеосвящение, Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Священство (например, Таинство Евхаристии, Таинство Елеосвящения).

Названия богослужебных книг пишутся без кавычек с прописной (первое слово), второе слово (определение) со строчной буквы: Служебник, Требник, Минея месячная (общая, дополнительная, праздничная), Триодь постная (цветная), Часослов великий (малый), Псалтирь с последованием, Типикон, Октоих нотный, Ирмологий нотный.
Но: Цветная (Постная) Триодь, Общая (Праздничная, Дополнительная) Минея.

В названиях отдельных Церквей каждое слово пишется с прописной: Русская Православная Церковь, Русская Церковь, Польская Церковь, Kонстантинопольский Патриархат, Албанская Церковь, Восточная, Западная Церковь, Римский Kостел, Автономная Церковь, Автокефальная Церковь
Но: апостольская Церковь; ср.: киевская Никольская церковь (т.е. храм).

В названиях епархий всех христианских конфессий прилагательные пишутся с прописной: Абаканская и Kызылская епархия, Kиотская епархия, Сербская архиепископия, Охридская архиепископия, Kиевская митрополия и т.д.

В титулах архиереев всех христианских конфессий прилагательные также пишутся с прописной: митрополит Новгородский, архиепископ Волгоградский.
Но: не путать с прилагательными, обозначающими место проживания: новгородский митрополит, волгоградский священник.

В названиях церквей и монастырей прилагательные, обозначающие местоположение, пишутся со строчной (ср.: обозначающие праздник — с прописной): владимирский Упенский собор (монастырь), Троицкое подворье; московский Богоявленский монастырь, костромская Рождественская церковь. Но: троицкий монах (игумен, настоятель).

В титулах верховных правителей государств прилагательные пишутся с прописной: царь Русский, император Всероссийский, король Польский, великий князь Литовский (Московский). В титулах правителей отдельных земель в составе государства прилагательные пишутся со строчной: князь рязанский (белозерский и т.д.). Но: Андрей Владимирович Угличский.

new ДОБАВИЛИ СЛОВАРИК НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫХ ПОНЯТИЙ (здесь все слова по алфавиту, кому-то будет удобнее в таком виде)

По рекомендациям некоторых (не всех) светских орфографических словарей, в названиях организаций и органов церковной власти пишется с прописной буквы первое слово и собственные имена.

  • Русскаяправославнаяцерковь
  • Поместныйсобор
  • Вселенскийсобор
  • Священныйсинод
  • Евангелическолютеранскаяцерковь
  • Римскокатолическаяцерковь

В православной и церковной литературе прописная буква используется намного чаще.

Издательство Московской Патриархии рекомендует следующие правила:

В названиях Поместных и Автономных Церквей с прописной буквы пишется каждое слово, кроме служебных и родовых:

  • Русская Православная Церковь,
  • Константинопольская Православная Церковь,
  • Болгарская Православная Церковь,
  • Православная Церковь в Америке,
  • Элладская Православная Церковь,
  • Польская Православная Церковь,
  • Православная Церковь Чешских земель и Словакии,
  • Синайская Архиепископия,
  • Финляндская Автономная Православная Церковь, и др.

В названиях Церквей, сохранивших апостольское преемство, все слова, кроме служебных, также пишутся с прописной буквы: Римско-Католическая Церковь, Армянская Апостольская Церковь и т. д. Но: Ассирийская церковь Востока (несториане).

В названиях Восточно-католических (униатских) церквей с прописной буквы пишутся только первое слово и географические названия:

  • Маронитская католическая церковь,
  • Мелькитская церковь,
  • Халдейская католическая церковь,
  • Украинская греко-католическая церковь и т. д.

В названиях всех других инославных церквей с прописной буквы пишется только первое слово и название страны:

  • Церковь Англии,
  • Народная церковь Швеции,
  • Епископальная церковь в США,
  • Евангелическая церковь в Германии,
  • Евангелическо-лютеранская церковь Латвии и т. д.

Наименования церквей в словосочетании Восточные Церкви и Западная Церковь, а также общее наименование Католической Церкви (в значении Римско-Католической Церкви, например Польская католическая церковь) пишутся с прописной буквы.

В словосочетаниях монофизитские церкви, протестантские церкви – все слова пишутся со строчной буквы. Обобщенные названия для монофизитских церквей предполагают три варианта: Древние Восточные Церкви, Дохалкидонские Церкви, Ориентальные Церкви. Слово православные в названиях этих церквей не употребляется.

В названиях конфессиональных союзов с прописной буквы пишется только первое слово и название страны:

  • Англиканское сообщество,
  • Нидерландские реформированные церкви,
  • Союз евангелических конгрегационалистских церквей,
  • Федерация швейцарских протестантских церквей,
  • Протестантская федерация Франции.

В названиях «всемирных» конфессиональных организаций с прописной буквы пишется только первое слово:

  • Всемирная лютеранская федерация,
  • Всемирный баптистский союз,
  • Всемирное сообщество реформатских церквей.

В названии старообрядческой Церкви, – организации, не находящейся в каноническом общении с Православными Церквами, с прописной пишутся все слова, кроме слова «старообрядческая»: Русская Православная старообрядческая Церковь.

Если названия старообрядческих общин не содержат слова «церковь», название общины пишется с прописной: московская Преображенская старообрядческая община, рижская Гребенщиковская старообрядческая община. Название толков старообрядческих общин пишется со строчной буквы: федосеевский, поморский.

В названиях сект слово «церковь» пишется со строчной буквы: церковь Муна. Если это слово стоит первым в условном обозначении в кавычках, его написание подчиняется общему правилу: секта «Церковь Христа». Допустимо заключение слова «церковь» в кавычки с сохранением строчной буквы: сектантские «церкви».

В названиях международных христианских союзов с прописной буквы пишется только первое слово: Всемирный совет церквей, Конференция европейских церквей.

Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

С какой буквы пишется слово «церковь»: с большой или маленькой?

Как пишется православная церковь

В церковно-религиозных и религиозно-философских текстах в названиях православных церквей все слова названия, кроме предлогов, действительно пишутся с прописной буквы. Однако в обычных текстах написание подчиняется общим орфографическим правилам: в названиях конфессий с прописной буквы пишется первое слово. Верно: Русская православная церковь, Армянская апостольская церковь, Римско-католическая церковь и пр.

Если речь идет об архитектурной постройке, то с маленькой: церковь Иоанна Крестителя. Если же речь о религиозной организации, то все слова полного названия пишутся с большой буквы: Русская Православная Церковь.

Всё ещё ищете ответ? Посмотрите другие вопросы с метками орфография прописная-строчная или задайте свой вопрос.

дизайн сайта / логотип © 2022 Stack Exchange Inc; материалы пользователей предоставляются на условиях лицензии cc by-sa. rev 2022.1.10.41116

Нажимая «Принять все файлы cookie» вы соглашаетесь, что Stack Exchange может хранить файлы cookie на вашем устройстве и раскрывать информацию в соответствии с нашей Политикой в отношении файлов cookie.

Слово церковь пишется с прописной буквы в двух случаях:

1) в значении ‘Божественное учреждение’ – в богословских текстах, а также если слову церковь в этом значении придается особый высокий смысл, например: Отцы Церкви, Заповеди Церкви;
2) если слово Церковь используется вместо полного названия религиозной организации (например, вместо Русская православная церковь): решение Церкви.

В значениях ‘храм’ и ‘религиозная организация’ слово церковь пишется со строчной буквы, например: ходить в церковь, служить в церкви, отлучить от церкви, отделение церкви от государства.

В примере, который приводится в вопросе, требуется написание церковь со строчной буквы: Его преследовали церковь и правительство.

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова перемычка (существительное):

Ассоциации к слову «РПЦ&raquo

Синонимы к слову «РПЦ&raquo

Синонимы к слову «рпц&raquo

Предложения со словом «рпц&raquo

  • – Я особенно не приглядывался, – виновато шмыгнул носом консьерж. – Но оно такое серьёзное, малинового цвета, с золотым тиснением. Там ещё буквы были – РПЦ

Значение слова «РПЦ&raquo

1. сокр. к Русская православная церковь; одна из автокефальных поместных православных церквей (Викисловарь)

Отправить комментарий

Значение слова «РПЦ&raquo

1. сокр. к Русская православная церковь; одна из автокефальных поместных православных церквей

Предложения со словом «рпц&raquo

– Я особенно не приглядывался, – виновато шмыгнул носом консьерж. – Но оно такое серьёзное, малинового цвета, с золотым тиснением. Там ещё буквы были – РПЦ

Впрочем, объяснять крах “независимости” РПЦ одними лишь пересекающимися с государством бизнес-интересами было бы поверхностно.

РПЦ, повторюсь, во все времена была занята беспечным преумножением своих богатств, уверовав в то, что её статус одной из двух опор общества (другая – государство) непоколебим.

В названиях монастырей, храмов, икон пишутся с прописной буквы все слова, кроме родовых наименований (церковь, храм, собор, лавра, монастырь, семинария, икона, образ) и служебных слов, напр.: Казанский собор, собор Парижской Богоматери, собор Святого Петра, Киево-Печерская лавра, храм Зачатия Праведной Анны, храм Всех Святых, храм Христа Спасителя, храм Святого Димитрия Ростовского, церковь Николы в Кленниках, икона Донской Божией Матери, образ Знамения Божией Матери.

Белое духовенство — это женатое духовенство. Черное — это монахи в священническом сане. Существует три иерархических ступени священства и в каждой из них своя иерархия: дьякон, священник, епископ. Дьяконом и священником может быть как женатый священник, так и монах. Епископ же может стать только монах.

Таинство Священства совершается, только когда кандидат возводится на очередную из трех ступеней. Что же касается иерархии званий внутри этих ступеней, то они в древности были связаны с особыми церковными послушаниями, а сейчас — с административной властью, особыми заслугами или просто сроком служения Церкви.

I. Епископы (архиереи) — высший священный чин

Епископ — надзирающий архиерей

Архиепископ — наиболее заслуженный епископ

Митрополит — епископ, руководитель митрополии

Викарий — помощник другого епископа или его наместник

Патриарх — главный епископ в Поместной Церкви

II. Иереи — второй священный чин

У слова «священник» существует несколько греческих синонимов:

Для белого священства:

1) Иерей (священник; от греч. hieros — священный) / Пресвитер (от греч. presbyteros, буквально — старейшина).

2) Протоиерей (первый священник) / Протопресвитер (первый старейшина).

Для черного священства:

1) Иеромонах — монах в сане священника.

2) Архимандрит — (от греч. аrсhоn — глава, старший и mаndrа — овчарня; буквально — старший над овчарней), то есть старший над монастырем. Словом «мандра» в Греции называли монастыри. В древности только настоятель одного из крупнейших монастырей (в современной Константинопольской и Элладской Церкви эта практика сохраняется, однако архимандритом может быть и сотрудник Патриархии, и помощник епископа). В современной практике Русской Церкви звание может быть дано настоятелю любого монастыря и даже просто игуменам за особые заслуги и по истечении определенного срока служения Церкви.

! Игумен — (от греч. hеgumеnоs, буквально — идущий впереди, вождь, полководец), в настоящее время настоятель монастыря (им может быть и иеромонах, и архимандрит и епископ). До 2011 года в Русской Православной Церкви — заслуженный иеромонах. При оставлении должности настоятеля звание игумена сохраняется. Также это звание остается у получивших его ка награду до 2011 года и не являющихся настоятелями монастырей.

III. Дьякон — низший священный чин

Для белого священства:

  1. дьякон
  2. протодьякон

Для черного священства:

  1. иеродьякон
  2. архидиакон

Особняком стоят слова поп и протопоп. На Руси эти слова не имели никакого отрицательного смысла. Видимо, происходят они от греческого «паппас», что означает «папочка», «батюшка». В русский язык это слово (ввиду его распространенности у западных славян) пришло, вероятно, из древневерхненемецкого: pfaffo — священник. Во всех древнерусских богослужебных и других книгах название «поп» постоянно встречается как синоним слов «священник», «иерей» и «пресвитер». Протопоп — то же, что протопресвитер или протоиерей.

Обращение к священнослужителям:

Что касается обращений к священникам, то они существуют официальные и неофициальные. Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами: «отец Георгий», «отец Николай» и т. д. Или просто «батюшка». В официальных случаях диакона называют — «Ваше Благоговение», пресвитера — «Ваше Преподобие», протопресвитера — «Ваше Высокопреподобие». Обращаясь к епископу, говорят «Владыка» (Владыка Георгий, Владыка Николай). В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют «Ваше Преосвященство», архиепископа и митрополита «Ваше Высокопреосвященство». К Патриарху всегда обращаются: «Ваше Святейшество». Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.

ПРАВОСЛА́ВНЫЙ, -ая, -ое 1. Прил. к православие. Православные праздники. Православная церковь. □ Никто не знал, какой она религии — католической, протестантской или православной. Л. Толстой, Анна Каренина. 2. Исповедующий православие. Православный народ. □ — Я глубоко религиозный человек, православный в полном смысле слова. Тургенев, Новь. | в знач. сущ. правосла́вный, -ого, м.; правосла́вная, -ой, ж. — Почитай, детка! — сказала она, доставая из угла евангелие. — Ты почитай, а православные послушают. Чехов, Мужики. || в знач. сущ. правосла́вные, -ых, мн. Прост. устар. Употреблялось при обращении к собравшимся, к народу, к толпе. Стрельцы несли на руках избитого человека. — Православные, — со слезами говорили они на все стороны, — глядите, что с купцом сделали. А. Н. Толстой, Петр Первый. Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Как правильно пишется «православный»

Давайте узнаем, как правильно пишется данное слово. Вначале, необходимо разобрать слово и узнать какой частью речи оно является. Затем найти правило русского языка. Приступим!

Разбор слова православный по составу

Что бы было понятно почему пишется именно так, разберем слово по составу. Разбор слова «православный» по составу: слово православный имеет корень «православ», суффикс «н», окончание «ый»

Не в сети

Словарь "Прописная – строчная"

  • Имена Божии и Божией Матери
  • Названия чинов ангельских
  • Названия, относящиеся ко Кресту
  • Названия, относящиеся к Церкви
  • Названия ликов святых
  • Названия Церквей и религиозных объединений
  • Титулы и обращения
  • Церковные праздники
  • Названия постов, Недель и дней седмичных
  • Названия храмов и монастырей
  • Названия частей и принадлежностей храма
  • Названия книг Священного Писания и богослужебных
  • Литургическая терминология
  • Некоторые часто употребляющиеся слова и выражения
  • Названия учреждений Московского Патриархата
  1. Бог Господь, Единый Бог, Господь-Вседержитель, "Творец небу и земли". "Отче наш; Иже еси на небесех. "
  2. Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, "Единородный, Иже от Отца рожденный".
  3. Дух Святой — "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый. "
  4. Пресвятая Богородица, Дева Мария, "Благодатная Мария", "Благаго Царя Благая Мати", Пречистая и Преблагословенная, "Невесто Неневестная".
  5. Пресвятая Троица: ". благодарю Тя, Святая Троице".

Богомладенец, Рождшийся, Распятый, Воскресший, Взбранной Воеводе, Заступнице Усердная. "Владычице и Мати Избавителя, приими моление недостойных раб Твоих, да ходатайствуеши к Рождшемуся от Тебе: о, Владычице мира, буди Ходатаица".

Истинный Бог; Пресвятая Богородица.

Названия чинов ангельских

пишутся с прописной буквы:

Ангелы, Архангелы, Престолы, Власти.

Ангел Хранитель (без дефиса, оба слова с прописной)

Небесные Силы бесплотные

Названия, относящиеся ко Кресту

С прописной буквы пишутся слова, обозначающие Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос:

Крест Христов — "Вознесыйся на Крест".

Честной и Животворящий Крест, Древо Крестное.

Во всех других значениях "крест" — со строчной буквы: взять на себя крест Христов (страдания), осенить себя крестом, напрестольный крест, наперсный крест, крест с украшениями.

Названия, относящиеся к Церкви

пишутся с прописной буквы:

Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь (без запятых)

Названия ликов святых

пишутся со строчной буквы:

апостолы, мученики, святители, преподобные и т. д. Именование того или иного святого с именем собственным или без имени — со строчной буквы: святитель Спиридон, преподобный Серафим, "апостол посетил Коринф" и т. д.

Исключения: Преподобный Сергий, Святитель и Чудотворец Николай.

Названия Церквей и религиозных объединений

Православные Церкви: все слова названия, кроме предлогов, пишутся с прописной буквы: Константинопольская Православная Церковь, Православная Церковь в Польше, Православная Церковь в Америке.

Инославные Церкви: все названия, кроме предлогов, пишутся с прописной буквы: Римско-Католическая Церковь, Евангелическо-Лютеранская Церковь, Методистская Церковь, Протестантские Церкви, Древняя Неразделенная Церковь, Ориентальные Православные Церкви (нехалкидонские).

Именование старообрядческих общин не содержит слова "Церковь"; название толков старообрядческих общин (федосеевский, поморский) пишется со строчной буквы. С большой буквы пишется название определенной общины: Московская Преображенская старообрядческая община, Рижская Гребенщиковская старообрядческая община.

Как пишется православная церковьГрамматика

«Воцерковление» – как правильно пишется?

Как правильно пишется слово «воцерковление»

Как написать слово «воцерковление» правильно? Где поставить ударение, сколько в слове ударных и безударных гласных и согласных букв? Как проверить слово «воцерковление»?

воцерковл е ́ ние

Правильное написание — воцерковление, ударение падает на букву: е, безударными гласными являются: о, е, о, и, е.

Выделим согласные буквы — в о ц е р к о в л е н ие , к согласным относятся: в, ц, р, к, л, н, звонкие согласные: в, р, л, н, глухие согласные: ц, к.

Количество букв и слогов:

  • букв — 13,
  • слогов — 6,
  • гласных — 6,
  • согласных — 7.

Формы слова: воцерковле ́ ние, -я.

«Воцерковление» – как правильно пишется?

Воцерковле́ние — особый обряд в богослужебной практике исторических церквей (церк.-слав. «Чин воцерковления отрочати» ), совершаемый в 40-й день после рождения младенца. Чин воцерковления включает благодарственные молитвы и предполагает благословение матери и младенца, вхождение их в ряды членов Церкви, если ребёнок уже был крещён. Пресвитер молится над матерью в притворе, прочитывает так называемые «очистительные» молитвы, чтобы после родов она вновь смогла входить в храм и участвовать в Евхаристии.

В современной практике воцерковле́нием иногда называют также постепенное введение в основы веры и благочестия (катехизация) взрослого человека, собирающегося принять таинство крещения или уже крещённого ранее (например в детстве).

История [ править | править код ]

Еврейская практика была основана на книге Левит (Лев. 12:1–8), в которой описывается, церемониальный обряд, который должен выполняться для того, чтобы восстановить ритуальную чистоту женщины. Считалось, что роженица остаётся нечистой из-за истечения крови или других жидкостей при родах. Этот обряд был частью церемониала, а не морального закона.

Обычай благословлять женщину после родов имеет основанием описание очищения Пресвятой Девы Марии, упомянутое в Евангелии от Луки (Лк. ):«А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящён Господу.» Принесение младенца Иисуса Христа в Иерусалимский Храм его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания.

В Католической церкви чин воцерковления был исключён из практики в 1960-е годы после решений Второго Ватиканского Собора.

В Англиканской церкви чин «воцерковления женщин» используется и в настоящее время. В Епископальной церкви чин «воцерковления женщин» после родов совмещается с презентацией ребёнка церковной общине.

Неканоническое употребление термина [ править | править код ]

В настоящее время бытует неканоническое употребление термина — воцерко́вленные (воцерковлённые — неправильно ) в отношении православных христиан, не просто принявших крещение, но регулярно участвующих в богослужениях и в церковной жизни, стремящихся жить по-христиански и поддерживающих социальные отношения в пределах своей церковной общины. В данном контексте термин «воцерковлённые» может применяться к любой христианской конфессии, но чаще всего речь идёт о православии. Воцерковленных, то есть прихожан, нередко противопоставляют невоцерковленным, «прохожанам», «захожанам» (крещёным, считающим себя православными, но религиозно невежественным или пренебрегающим богослужениями и таинствами церкви).

В соответствии с данными Фонда общественного мнения, в 2010 году количество воцерковлённых православных христиан в Российской Федерации составляло около 4%.

Храм – это дом Бога на Земле, куда собираются верующие люди для общей (соборной) молитвы. Иисус Христос сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20). Поэтому каждый православный христианин стремиться молитвенно помянуть своих близких не только домашней молитве, но и в храме, где незримо присутствует Бог и благодать Божья.Сделать это позволяют записки о здравии.

Как пишется православная церковь

Записки о здравии

Записки о здравии

В Русской Православной Церкви записки о здравии и упокоении получили широкое распространение. О них знают и их используют практически все. Как люди близкие к православной вере, так и изредка заходящие в храм, чтобы поставить свечи и подать записки. Церковная записка является видом молитвы за живых (за здравие) и за умерших (за упокой). Молитва эта совершается в храме священником и имеет особую благодатную силу.

Записки условно можно разделить на два вида. Первый – те, которые читаются во время совершения Божественной Литургии. Второй тип – те, поминовение имен из которых происходит во время молебнов и панихид.

Записки, читаемые на Литургии, часто называются “на проскомидию”. Во время первой части Литургии, проскомидии, священник вынимает частицы из просфоры и произносит имена из записок. Эти частицы впоследствии будут погружены в Чашу для Причастия со словами:

«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Такое поминовение очень важно, оно происходит во время Литургии, принесения Спасителем Себя в бескровную Жертву за всех людей.

Второй вид записок – это молитвенное поминовение близких на молебнах и панихидах. Молебны бывают “благодарственные” Господу, а также совершаются перед иконой Богородицы или святого. Так, например, за людей страдающих пьянством и другими зависимостями, часто служится водосвятный молебен перед иконой Богородицы “Неупиваемая Чаша”.

Как правильно писать записки о здравии

Важно понимать, что в Храмах можно поминать только крещеных в православной вере людей. За некрещеных следует молиться дома (по этому вопросу посоветуйтесь в храме со священником).

Лучше всего подать записки до начала Литургии или накануне вечером. Записки следует писать разборчивым почерком, чтобы было проще их читать.

В самом верху обычно начертывается восьмиконечный крест. Далее пишется “за здравие” или “за упокой”. Под этими надписями перечисляются имена крещеных христиан в родительном падеже.

Если в записках присутствуют имена священнослужителей, то нужно написать перед именем сан: например, иерея Димитрия. Перед именами детей до семи лет пишется “младенец”. Также можно упомянуть перед именем: “болящего”, “тяжко болящего”, “путешествующего”, “монаха”, “воина”, “заключенного”. Никакая другая информация о человеке в записках не указывается (должности, фамилии, отчества, степени родства).

Не является поводом для отказа от поминания отсутствие имени в Святцах. Далеко не во всех Православных церквях существует традиция наречение имени в честь святых.

Взять, например, Грузинскую Церковь. Настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца – Патриаршего подворья в Грузинах – протоиерей Федор Кречетов рассказывает, как нарекают имена в Крещении:

“В Грузии в основном имена младенцам в крещении нарекаются в честь святых. Но могут даваться и другие традиционные грузинские имена. Основанием такого обычая можно считать такой факт: 24/11 декабря в Грузинской Церкви празднуется память Всех грузинских святых. Среди них вспоминается и 100 тысяч мучеников, пострадавших от хорезмского шаха Джелал-ад-дина в XIII веке. Понятно, что все имена их не сохранились. И это дает право называть детей именами, которых нет в месяцеслове”.

Записки подавай — молиться не забывай

Важно понимать, что сам факт “подачи” записки не отменяет необходимости самостоятельно молиться за перечисленных на бумаге людей. Священник должен молиться за ваших близких. Но и вы сами непременно должны присутствовать на богослужении и возносить Богу молитву.

Как-то у Паисия Святогорца спросили:

“– Геронда, некоторые люди пишут записки с именами болящих и рассылают их по разным монастырям для поминовения.

– Это хорошо, но недостаточно. Люди и сами должны молиться и больным говорить, чтобы те тоже молились. Не нужно довольствоваться только тем, что рассылать имена” (Из книги “Слова. Молитва”).

Околоцерковные приметы и суеверия

Заблуждением является мнение, что записками можно “очистить” человека от грехов как бы магически, механически. Это не так. От грехов христианин может очиститься только покаянием, участием в Таинствах Исповеди и Причастия, добрыми делами. Упоминая же близких в записках, мы можем просить Бога преимущественно о том, чтобы человек скорее достиг с помощью Всевышнего такого покаянного состояния.

Или бывает, что человек приходит в храм со злым умыслом и пишет имена живых и здравствующих людей “за упокой” (отпевание). Он сильно ошибается, думая, Бог по этой причине навредит людям. Записки это не магический инструмент, они не работают как заклинание. Таким поведением человек наносит вред только себе, совершая грех.

Бытует мнение, что молитва за человека непременно сбудется, если подать записки сразу в трех, семи храмах (количество разнится). На самом деле сила молитвы зависит не от количества храмов, куда подавались записки, а от воли Бога и вашей искренней и горячей молитвы.

Пока вы красите яйца (или уже — католическая Пасха, например, была неделю назад), мы решили рассказать, как пишутся самые спорные религиозно-церковные слова. Сразу скажем, что тут вошло не всё, но мы постарались взять самое-самое. Про названия праздников, РПЦ и, конечно, разницу между богом и Богом (она есть!).

Как пишется православная церковь

Правильно: с Пасхой Христовой!

Мы говорили не раз и не два. Но повторить, сами знаете, всегда полезно. Правописание названий церковных праздников подчиняется общему правилу: первое слово и имена собственные пишем с большой буквы. Хотя прежде в «Правилах русской орфографии и пунктуации» 1956 года требовалось с точностью до наоборот: писать религиозные названия со строчной буквы. Но нормы изменились, и уже Розенталь даёт современные примеры: Пасха, Рамазан, Курбан-байрам, Ханука, Рождество и тому подобное. Кстати, та же «Грамота.ру» приводит несколько орфографически верных вариантов поздравлений: с праздником Светлой Пасхи, с Пасхой Христовой или просто с Пасхой. Запоминайте все.

Как пишется православная церковь

Правильно: Христос воскресе! — Воистину воскресе!

У Пасхи есть своё пасхальное приветствие, которое нужно грамотно писать, а потом грамотно же на него отвечать. Мы как-то выяснили, что «ответ на приветствие» — это то сочетание, в написании которого чаще всего сомневаются пользователи поисковика «Яндекс». Оно и верно — неловко отвечать на поздравление с ошибкой, вдруг кто-то оскорбится. Рассказываем, как писать, чтобы больше не было стыдно. Наречие «воистину» в значении «в самом деле, действительно» всегда пишется слитно. Кстати, второе слово «воскресе» в обоих сочетаниях (Христов воскресе и Воистину воскресе) всегда пишется со строчной буквы, даже если очень хочется с прописной.

Как пишется православная церковь

Правильно: Прощёное воскресенье

Церковных праздников много. Очень много. Наверняка вы помните день недели, когда всех нужно прощать. Во-первых, он называется «воскресенье», а «воскресение» — это уже процесс, когда кто-то воскресает. Во-вторых, тут довольно легко ошибиться в количестве букв «н». Те, кто пишут с двумя «нн», отчасти даже правы. Потому что есть такое правило: две буквы «н» пишутся в прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида. Но из любого правила есть исключения. И «Прощёное воскресенье» — из них. Никаких удвоений и лишний прописных букв. Хотя в таком словосочетании даже ошибки можно пропустить. Про прописные буквы и напоминать не будем.

Как пишется православная церковь

Правильно: закончился Великий пост

Постов вообще много и в разных религиях. Например, у православных в Пасху заканчивается самый строгий и длинный — 40-дневный Великий пост. Кстати, с прописной буквы пишутся названия не только Великого поста, а вообще всех. И названия определённых дней церковного календаря.

Как пишется православная церковь

Правильно: Русская православная церковь

Церковные слова, как и все остальные, за свою жизнь натерпелись. Сначала они подчинялись одним правилам, через несколько лет орфографические словари и справочники по правописанию решили пересмотреть правила — и ввели новые. Например, ещё в 90-е годы религиозную лексику рекомендовали писать с прописных букв. В том числе расшифровку аббревиатуры РПЦ — Русская Православная Церковь. А в 2000-х годах решили, что это слишком, и оставили только одну прописную букву — в первом слове. В общем, привели к соответствию с общими правилами для всех остальных слов — не только церковно-религиозных. И, кажется, это очень правильное решение. Кстати, в советское время большинство слов, связанных с религией, наоборот требовали писать со строчных букв.

Как пишется православная церковь

Правильно: на ночь мы читаем детскую Библию

Переходим к интересному — к Библии. Или «Библии»? Или библии? Как пишет Лопатин, названия культовых книг и памятников письменности нужно писать с большой буквы и без кавычек: Библия, Евангелие, Коран, Тора. Даже если что-то из этого предназначено для детей. Но при этом в контексте «жить» или «поступать» по чему-то, по каким-то правилам например, по библии или по евангелию — пишем уже с маленьких букв.

Как пишется православная церковь

Правильно: верить в Бога / не дай бог!

Многие ошибочно думают, что если «бог» написан со строчный буквы — автор слов наверняка неверующий! Глупости. Слово «Бог» пишется и с большой, и с маленькой буквы в зависимости от значения, которое человек вкладывает в это слово. Если вы пишете о Боге в религиозном смысле, то писать нужно с прописной буквы (верить в Бога, молиться Богу). Но как только мы возвращаемся в обыденную жизнь, можно смело писать «бог» с маленькой буквы («Ты играешь на гитаре как бог!», «Не путайте греческих богов с римскими»), в том числе и в повседневных фразах «не дай бог», «ради бога» и «ей-богу».

Как пишется православная церковь

Правильно: Ветхий и Новый Завет

Опять про прописные и строчные буквы, уж простите. В них ошибаются чаще всего! Тут, на самом деле, то же самое правило, как и с Библией. Но отличие в том, что слово «завет» тоже входит в название священной книги: Новый Завет, Ветхий Завет — всё с прописной буквы.

Как пишется православная церковь

Правильно: на встрече с патриархом Кириллом и папой римским Франциском

Теперь про церковные должности. Их много, а правилу они подчиняются примерно тому же, что и президент (что? да!). В общем, в написании полных официальных названий высших церковных должностных лиц — употребляются прописные буквы: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл или Папа Римский Франциск. Но вряд ли вы в ближайшее время будете писать какие-то документы, где нужна полная должность. А в повседневной переписке можно (и нужно!) писать так: патриарх Кирилл приехал к папе римскому Франциску. Другие церковные звания тоже пишутся маленькими буквами: митрополит, архиепископ, игумен, дьякон и так далее.

Как пишется православная церковь

Правильно: готовиться к причастию

Причастий в нашей жизни примерно два. Те, кто учился в школе и учил русский язык, знают, что это часть речи (сложная!). А те, кто религиозен, знают, что так в христианстве называют обряд причащения. Пишутся церковные обряды со строчных букв: принять крещение, прийти на исповедь, готовиться к причастию. И обратите внимание на приставку.

Как пишется православная церковь

– Согласно церковным канонам, Православная Церковь поминает только своих членов, которые составляют единое Тело Христово (1 Кор. 12:12–14, 27). Конечно, что о здравии поминаются живые православные христиане, крещенные в Церкви. О упокоении поминаются православные христиане, почившие в мире с Церковью и похороненные по православному чину. Естественно, что Святая Церковь не поминает людей, которые самовольно ушли из жизни, поскольку самоубийство является очень тяжким грехом.

– Когда можно подавать записки?

– В течение всего года. Но следует обратить внимание, что подавать их нужно заранее, то есть не во время Литургии или перед ее самим началом, а раньше или еще лучше – с вечера на вечерне, чтобы священник мог спокойно помянуть и помолиться о людях, указанных в записке.

– Какие существуют виды записок, кроме «о здравии» и «о упокоении»?

– Других записок нет. Записки «о здравии» и «о упокоении» бывают однодневные и многодневные: 40 дней, полгода, год, три года и больше. Также следует упомянуть, что записки могут подаваться как на Литургию, так и на частные богослужения – молебны, которые христиане заказывают по своим потребностям. Например: молебен о недужных, о путешествующих, благодарственный.

– Сколько имен можно упоминать в одной записке?

– Каких-то канонических ограничений нет, но обычно в каждом приходе или в монастыре используются бланки с размеченными строками для записи имен. Как правило, их количество в пределах 10-15.

– Важно ли, в каком падеже писать имена?

– По сложившейся церковной традиции имена пишут в родительном падеже. Это важно для священника, поскольку в молитве имена поминаются в родительном падеже и ему не приходится их склонять. Также следует отметить, что очень важно писать имена разборчиво и грамотно.

– Если пишешь имя священника или архиерея, нужно ли указывать сан?

– Обязательно надо написать: диакон, священник или архиерей.

– Как правильно записывать детей?

– По сложившейся церковной традиции детей до 7 лет именуют младенцами, а с 7 до 14 – отроками (отроковицами).

– Допускается ли написание таких слов перед именем, как: болящий, путешествующий, заключенный?

– Надо отметить, что Богу и так известны нужды, прошения и состояние каждого человека, хотя таким ведением не обладает священник. Поэтому следует указывать, поскольку в Церкви есть особенные прошения (за болящих, путешествующих и т. п.) и священник, возглашая их, усугубляет свою молитву за тех или иных людей.

– А «учащегося», «скорбящего», «вдовы», «беременной», «страждующей». нужно указывать? Чего не следует писать в записках?

– Конечно, можно, но не следует вдаваться в подробности. По принятой традиции обычно указывают: «за болящих, путешествующих, учащихся, находящихся на поле брани». Также особо отмечают беременных женщин (пишут: непраздная).

– А в заупокойных записках когда пишется «новопреставленный» и когда «приснопамятный»?

– Усопший до 40 дней после кончины поминается как новопреставленный, а далее поминается как приснопамятный. Слово «приснопамятный» обычно не пишут, поскольку это само собой разумеется.

– Когда подают сорокоуст?

– Сорокоуст – это сорокадневное поминание за Божественной литургией, которое может подаваться в течение всего года по потребности каждого верующего христианина.

Как пишется православная церковь

Значение слова треба дословно означает «требование», но по сути является таинством, которое совершается по просьбе верующего. Именно с просьбой о совершении молитвы обращаются прихожане к священнослужителям.
По просьбе верующего священнослужитель совершает таинства и требы, перечисляя в ней имена всех, за кого молится. Молитвы возносятся на Божественной Литургии. При этом священнослужитель не только обращается к Богу, но и приносит ему бескровную жертву. Для того чтобы заказать требу, следует подать записку в храме. Существуют определенные правила при подаче записок.

Как правильно написать записку?

Записки о поминовении пишутся на специальных бланках, вверху которых изображен православный крест. Далее указывается вид поминовения «О здравии» (молитвы о физическом и духовном здравии), либо «Об упокоении» (молитвы об усопших). Ниже расположены строчки, на которых разборчивым почерком пишутся имена тех, о ком нужно молиться. Имена должны указываться в церковном написании и обязательно полные, а не сокращенные. Количество имен обычно не больше 15. Но можно подать сразу несколько записок, если строчек на бланке недостаточно. После подачи записки следует оставить пожертвование на нужды храма или монастыря.
Кроме того, существует возможность подать требу онлайн

Какие бывают требы?

Молебны о здравии — это просьба о здоровье и благополучии, как физическом, так и духовном, и материальном. Можно молиться как за людей, испытывающих проблемы со здоровьем, находящихся в сложной ситуации, так и просто за своих близких которым вы желаете благополучия и процветания.

Различают несколько видов молитв о здравии:

  • Молебен о здравии;
  • Сорокоуст о здравии. Совершается на протяжении 40 дней;
  • Псалтирь о здравии на 40 дней;
  • Псалтирь о здравии на 3 месяца;
  • Псалтирь о здравии на 6 месяцев;
  • Псалтирь о здравии на 1 год;
  • Свеча о здравии.

Требы об упокоении совершаются за души усопших. Цель такой требы — почтение памяти и просьба о даровании покоя в небесном мире.
Молебны об упокоении также совершаются на протяжении различного срока:

  • Молебен об упокоении;
  • Сорокоуст об упокоении на 40 дней;
  • Псалтирь на 40 дней об упокоении;
  • Псалтирь на 3 месяца об упокоении;
  • Псалтирь на 6 месяцев об упокоении;
  • Псалтирь на 1 год об упокоении;
  • Свеча об упокоении.

Кроме того, существуют различные жизненные ситуации, в которых можно заказать требу:

  • Молебен о даровании чад. Это просьба послать детей тем, кто испытывает сложности с зачатием или вынашиванием.
  • Молебен о благополучной беременности и родах.
  • Молебен о сохранении и приумножении семейного счастья.
  • Молебен о материальном благополучии, и помощи в делах.
  • Молебен о замужестве и помощи в поиске новой любви.
  • Благодарственный молебен – выражение своей благодарности Господу.
  • Молебен о путешествующих. Просьба о защите и помощи тех, кто находится в разъездах.
  • Молебен об избавлении от чревоугодия, и помощи в похудении.
  • Молебен об осужденных, находящихся в заключении.
  • Молебен о вразумлении. Просьба вразумить близких родственников, обидчиков, или врагов.
  • О помощи в карьере.
  • О примирении, просьба о прощении.
  • О помощи в учебе, даровании мудрости, достижении успехов в учении.
  • Об избавлении от зависимостей (в том числе наркотической и алкогольной).
  • О помощи в суде.
  • О помощи о покупке или продаже имущества.

Как пишется православная церковь

Заказать требу — это значит попросить о помощи и благодати Божьей. Именно в этом таинстве многие обретают покой, благополучие и помощь в безвыходных, на первый взгляд, ситуациях.
Иерусалим – город, богатый культурным и историческим наследием. Здесь находится множество святынь различных религий. Сюда съезжаются православные и католические христиане со всего мира, чтобы поклониться святыням. Православных храмов и монастырей в Иерусалиме множество. Посетить их приятно как ярому паломнику, так и обычном туристу. Многие агентства включают в тур экскурсии по святым местам, в том числе и по храмам Иерусалима. Но прогуляться по ним можно и самому.

Что такое ПРАВОСЛАВНЫЙ, ПРАВОСЛАВНЫЙ это, значение слова ПРАВОСЛАВНЫЙ, происхождение (этимология) ПРАВОСЛАВНЫЙ, синонимы к ПРАВОСЛАВНЫЙ, парадигма (формы слова) ПРАВОСЛАВНЫЙ в других словарях

православный

1. правосла́вный,

2. правосла́вный,

православный

правосла́вный

Тот, кто исповедует православие.

2. прил.

1) Соотносящийся по знач. с сущ.: православие, связанный с ним.

2) Свойственный православию, характерный для него.

3) Исповедующий православие.

4) устар. Относящийся к русскому народу, его образу жизни и обычаям.

православный

ПРАВОСЛА́ВНЫЙ, -ая, -ое.

, -ого, м. Последователь православия. Церковные обряды православных.

| ж. православная, -ой.

православный

православный

сербск.-цслав. православьнъ. Калькирует греч. ὀρθόδοξος; правосла́вие – калька греч. ὀρθοδοξία.

православный

1.

Православные праздники. Православная церковь.

Никто не знал, какой она религии — католической, протестантской или православной. Л. Толстой, Анна Каренина.

2.

— Я глубоко религиозный человек, православный в полном смысле слова. Тургенев, Новь.

| в знач. сущ. православный, -ого, м. ; православная, -ой, ж.

— Почитай, детка! — сказала она, доставая из угла евангелие. — Ты почитай, а православные послушают. Чехов, Мужики.

|| в знач. сущ. православные, -ых,

мн. Прост. устар. Употреблялось при обращении к собравшимся, к народу, к толпе.

Стрельцы несли на руках избитого человека. — Православные, — со слезами говорили они на все стороны, — глядите, что с купцом сделали. А. Н. Толстой, Петр Первый.

Три бывших священника Русской православной церкви из России и Беларуси, уволенные из РПЦ или покинувшие ее по собственному желанию, рассказали The Insider о том, как оказались лишними в церковной системе: о профанации вместо церковного образования, самодурстве, отстроенной патриархом Кириллом вертикали церковной власти, страхах священнослужителей перед епископами, вымогательстве церковных налогов, игнорировании пандемии и многом другом.

Как правильно сказать: славилась Москва церквами или церквями?

Слово «церковь» очень древнее, известно в древнерусском языке с XI века, только тогда оно выглядело как «цьркы». Происхождение слова спорное, одни языковеды считают, что слово «церковь» имеет греческий источник, другие усматривают в нем сходство с германским «кирхе».

В Орфоэпическом словаре мы находим разрешение выбирать любой из двух вариантов. Хотите — говорите » церквам «, хотите — » церквям «. Нравится вам слово » церквами » — пожалуйста, однако » церквями » — тоже не ошибка. Словарь считает абсолютно равноправными оба варианта.

Ноль или нуль?

Ноль и нуль в свободном, не фразеологизированном, употреблении — равноправны. Но в некоторых устойчивых выражениях эти слова не взаимозаменяемы.
Только нуль в выражениях: остричь под нуль; быть равным нулю; на улице на нуле; на нуле кто-что-нибудь, с нуля начинать (начать); сводить (сводиться); свести (свестись) к нулю; довести (доводить) до нуля;
Только ноль в выражениях: ноль-ноль, ноль внимания, ноль без палочки,
Нуль и ноль в выражениях: абсолютный нуль (чаще о человеке) и абсолютный ноль (термин).
Прилагательные нолевой и нулевой закреплены в устойчивых выражениях: нулевое окончание, нулевая стрижка.

Одеть или надеть?

Одеть — кого, что. Облечь кого-л. в какую-л. одежду. Одеть ребёнка, больного, раненого; ср. одеть куклу, манекен…
Надеть — что. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-что-нибудь. Надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки, маску, противогаз…

Глагол одеть вступает в сочетание с существительными одушевлёнными (и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека: кукла, манекен, скелет); надеть — с неодушевлёнными.

Глагол одеть может также сочетаться и с неодушевленными существительными, но обязательно с предложно-падежным сочетанием неодушевлённого существительного (во что — в новую форму) или с неодушевлённым существительным в косвенном падеже (чем — одеялом, шалью).

Надеть же может сочетаться с существительными одушевлёнными по тому же принципу: надеть (пальто) на кого: на деда, на ребёнка) и с неодушевлёнными: надеть на что (на руку, на шею), поверх чего (поверх рубашки), подо что (под пальто).

Различие в семантике этих слов подчёркивается тем, что они образуют разные антонимические пары: надеть — снять, одеть — раздеть.

Многие верующие люди утверждают, что до того, как католики откололись от Церкви, православия не существовало. О неверности таких высказываний говорил протопресвитер Михаил Помазанский, богослов, преподаватель Калужской духовной семинарии с 1913 по 1916 год.

С первых веков своего существования Церковь Христова вынуждена была защищать Истину, полученную от Христа, постоянно ведя борьбу с лжеучениями. На необходимость правильного исповедания веры указывали еще апостолы (2 Тим. 2, 15). Понятие «православие» вошло в употребление в период борьбы с арианской ересью, так что с историей Русского государства это наименование не связано. Многие святые отцы первых веков христианства использовали этот термин. Например, Григорий Богослов в шестом Слове пишет о «страждущем православии».

Повсеместно термин распространился в период иконоборчества, когда необходимо было отстаивать иконопочитание. И после Собора 843 года, когда иконопочитание было восстановлено, в честь победы над ересями был установлен праздник Торжество Православия, который отмечается в первое воскресенье Великого поста.

Когда в середине XI века произошел раскол в Церкви, понятия «православие» и «кафоличность», то есть соборность, сохранились. Только западные христиане считали более важным второе из них, и поэтому за ними закрепилось название «католики», а восточные христиане приоритет отдали хранению и защите истинной веры — православию — и стали называться православными. «На деле оправдала Церковь исповедание, на его хоругви начертанное: «Православие», — отмечает протопресвитер Михаил.

Учение Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви утверждено на семи Вселенских Соборах, а основные догматы отражены в Символе веры. От подлинности вероучения напрямую зависит будущая вечная участь христиан, поэтому оно бережно охраняется и защищается Церковью.

Как пишется православная церковь

Понятие «православие» вошло в употребление в период борьбы с арианской ересью / Фото: Владимир Новиков / Вечерняя Москва

Люди, исповедующие Христа иными способами, не являются православными. Уклонение от Истины — это путь, уводящий от Христа, следование за Христом — это путь приобщения к Истине. Христос сказал: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Но хранение Истины всегда сопровождается трудностями, и человек, идущий путем Христовым, всегда подвергается унижению, мучениям и самой смерти (Евр. 11, 36–38).

В то же время, как отмечает митрополит Иерофей (Влахос), православие означает правильное прославление Бога. Оно выражается, с одной стороны, в чтении Священного Писания, молитве, посещении богослужений, в участии в Таинствах, которые являются центром христианской жизни, а с другой стороны, в личной жизни христианина — его поступках, мыслях и словах, отношении к окружающему миру. Православие — это особый образ жизни человека, когда он сердцем, чувствами и разумом устремлен к Богу. Не только в храме или дома на молитве, но и в своей семье, на работе или просто встречая людей на улице, он видит в них образ Божий и стремится поступать по любви.

Нельзя быть православным вне Церкви. Она есть Тело Христово и объединяет в Себе ныне живущих и умерших христиан, которые пребывали в Истине и любви и были причастны Таинствам церковным. Святитель Иоанн Златоуст приводил такое сравнение: если отломить от дерева ветку — она засохнет, отсечь от источника света луч — он перестанет существовать, отделить от истока ручей — и он постепенно исчезнет. То же самое происходит с людьми, считающими себя христианами, но находящимися вне Церкви — хранительницы Истины. По слову апостола Павла, верующие в Господа составляют единое Тело Церкви, а Ее Глава — Спаситель (Рим. 12, 5). Следовательно, те, кто отрицают учение, хранимое Церковью, отвергают Самого Сына Божия и становятся подобными язычникам и мытарям (Мф. 19, 17).

Господь призывает искать прежде всего Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33), и эта заповедь стала основой существования Православной церкви. Защищая веру, просияли в ней многие святые, в том числе и участник I Вселенского Собора святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, память которого мы будем отмечать 19 декабря. Своей жизнью он показал нам пример стояния в Истине, обличив Ария. И мы должны помнить: чтобы быть православным, надо держаться Православной церкви, потому что только в Ней, как в ноевом Ковчеге, мы можем найти спасение.

«Церковный приход» и «церковная община» — в чём разница?

Данная публикация создана на основе материалов сайта «Пастырь» по результатам пастырского семинара «Церковный приход и церковная община: условия создания».

«Церковный приход» и «церковная община» — в чём разница? Является ли нормой существование прихода без общины?

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, Саратов:

Чаще всего эти слова употребляются как синонимы. И под словом «приход», и под словом «община» подразумевается Евхаристическое собрание членов Церкви, которые объединены вокруг того или иного храма. Приход ― это еще и юридическое понятие, обозначающее первичную структурную единицу в гражданском Уставе Русской Православной Церкви.

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, настоятель Свято-Димитриевского храма при 1ГКБ в Москве:

Когда мы обращаемся с амвона к нашим прихожанам, мы говорим: «братья и сёстры». Эти слова – не просто установившаяся форма обращения, вроде «товарищ» в советское время или «господин» до революции, или «дамы и господа». Это обозначение сущностных отношений между прихожанами. А если они братья и сёстры — то предполагается, что они не просто люди, которые собираются в храме только на богослужение, а сразу после расходятся по домам и не имеют ничего общего. Братья и сёстры — это одна приходская семья, одна община.

Но в разных храмах церковная община может по-разному актуализироваться. Бывает, что в храме хранится какая-то значимая для многих святыня, или сам храм является местной достопримечательностью, или же это кафедральный собор города — в таких храмах, конечно, бывает очень много людей со стороны, и в них не всегда возникают общины. Хотя мы прекрасно знаем, что даже и на таких приходах создаются общины, если батюшки об этом думают и заботятся.

Поэтому, здесь речь идёт скорее о разных уровнях, как-бы вовлеченности человека в церковную жизнь. Есть ядро приходской общины; есть люди, которые находятся на её периферии; а есть те, кто приходят в храм, и даже не знают о существовании такой семьи в храме.

Протоиерей Евгений Попиченко, настоятель Успенского храма на ВИЗе в Екатеринбурге:

Приход от общины отличается примерно так же, как коллектив сотрудников отличается от семьи. В коллективе могут быть хорошие отношения; могут быть формальные. А в семье знают друг друга по имени; в семье заботятся друг о друге, переживают друг за друга. В семье есть связи, которые делают взаимоотношения тёплыми, живыми.

Приход — это место, куда люди приходят удовлетворить свои религиозные потребности, — я бы так сказал. Есть место, где удовлетворяются одни потребности, другие, третьи. У человека есть ещё религиозные потребности; и вот он приходит, и их в приходе удовлетворяет. Постоит в храме на службе, подумает, как-то свою душу в порядок приведет.

Это неплохо. Но мне кажется, в общине, которая была у Христа, — там, всё-таки, были другие взаимоотношения. Мы ведь всё равно должны искать образ. Вот у Него была община: 12 ближайших учеников. Они вместе трудились, вместе ели, у них были общие праздники, общие горести. Наверное, как-то приходили люди в приход ко Христу. Пришёл человек: «У меня вот зрения нет», «У меня вот слуха нет», «У меня вот рука иссохла. Помоги!». Если они оставались в общине, и дальше вместе совершали общее дело — тогда человек становился частью общины. О нём узнавали: «Вот, это вот Закхей». Все помнят, кто такой Закхей, кем он был, кем он стал. Он стал частью этой общины. Потом он стал учеником Христовым, потом стал святым человеком.

А были люди, которые пришли, потребили, и ушли. И Христос, мне кажется, хотел бы, чтобы всё-таки между христианами были не формальные отношения, а чтобы люди друг о друге заботились; чтобы сильные немощи немощных носили; чтобы, если человек добраться не может самостоятельно до храма — рядом был бы прихожанин, который предложил бы свою машину и своё время, и привёз бы его в храм. Это характеристика общины. Потому что у прихожан есть навык заботы друг о друге.

Является ли нормой существование прихода без общины?

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин:

Норма — понятие относительное. Скажем, двадцать пять — тридцать лет назад общины в ее сегодняшнем виде просто не могло быть, потому что государство этого не допускало. Были открыты немногие храмы. Спасались ли люди, ходившие в эти храмы и не жившие активной общиной жизнью? Спасались. Приходили к Богу? Приходили.

Надо понимать, что и сегодня в столице, и в глубинке разное развитие приходской жизни и разные проблемы. К примеру, достаточно закрытые общины, иногда даже имеющие черты сектантства, ― это все-таки московская тенденция. В столице люди более образованные и искушенные, поэтому запросы и проблемы у них другие.

Здесь, в Саратовской области, главная тенденция, которую я могу наблюдать, такова: там, где есть хороший священник, обязательно собирается приход. В каком смысле? — Люди регулярно ходят на службу и понимают ее, заботятся о своем храме, знают и поддерживают друг друга. Даже если священник не обладает особым проповедническим даром или, как порой говорят, харизмой, но если он имеет усердие, терпение, внимание, может выслушать человека — к такому пастырю люди приходят. Важно отвечать своему предназначению, любить людей и свое служение.

Ежедневно молимся вместе.
Читаем дневные Акафисты, на которых поминаем участников нашего сообщества,
принимающих участие в совместных молитвах.
Читаем Псалтирь и поминаем всех, кто принимает в этом чтении участие.
Читаем Книги Ветхого Завета, Евангелие, Апостол.
Приглашаем всех желающих присоединиться.

  • Лента
  • |
  • Участники
  • |
  • Фото 56862
  • |
  • Видео 2743
  • |
  • Мероприятия 8

Общепринятые сокращения

дьяк.- Дьякон
протодьяк.- Протодьякон (старший дьякон)
иер.- Иерей (священник в сане иерей)
прот.- Протоиерей (священник в сане протоиерей)
алт.- Алтарник (помощник в алтаре)
посл.- Послушник (человек находящийся в монастыре на послушании)
инок.- Инок (послушник принявший постриг, но не монашеский)
мон.- Монах
иеродьяк.- Иеродьякон (дьякон-монах)
архидьяк.- Архидьякон (старший дьякон монах)
иермон.- Священник-монах (как иерей)
архим.- Архимандрит (как протоиерей)
игум.- Игумен
схимон.- Схимонах (монах принявший равноангельский чин)
схиархим.- Схиархимандрит
схиигум.- Схиигумен
иеросхим.- Иеромонах в Схиме
еп.- Епископ
архиеп.- Архиепископ
митр.- Митрополит
патр.- Патриарх
млад.- Младенец (ребёнок до 7 лет)
отр.- Отрок (ребёнок от 7 до 14 лет)
юн.- Юноша (от 14 до 18 лет)
в.- Воин
Н/П- Новопреставленный (умерший до 40 дней)
пр.Б/В- Пропавший безвести
П/П — Приснопоминаемый (ая)
дев.- Девица (целомудренная девушка, незамужняя женщина)
непразд.- Непраздная (беременная женщина)
св.- Святой
вмч.- Великомученик
мч.- Мученик
блж.- Блаженный
прп.- Преподобный
свт.- Святитель
ап.- Апостол
прав.- Праведный
блгв.- Благоверный
исп. — Исповедник
кн.- Князь

Все чаще на моих тренингах по деловой переписке мне задают вопрос: «А как правильно обращаться к представителям Русской Православной Церкви?». Согласитесь — вопрос непростой и требующий особого внимания.
Обратите внимание, что «Русская Православная Церковь» в переписке с духовенством не сокращается до аббревиатуры. Сокращение РПЦ — проявление неуважения к русскому духовенству и Русской Православной Церкви!

В деловой переписке с органами власти и коммерческими организациями мы уже привыкли и точно знаем, что к должностным лицам следует обращаться по имени и отчеству (в российской практике) или по имени (в западной практике), а вот со священнослужителями дело обстоит совсем иначе.

В таблице кратко представлены правила обращения к духовенству Русской Православной Церкви:

Монашествующее духовенство

Белое духовенство

Обращение к адресату

Указание адресата

Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси (имя)

Его Высокопреосвященству, Высокопоставленному (имя), архиепископу/митрополиту (кафедра)

Епископ (правящий, викарный)

Его Преосвященству, Преосвященнейшему (имя), епископу (кафедра)

Настоятельнице (название монастыря) игумении (имя)

— Ваше Высокопреподобие, достопочтимый отец (имя)!

Его Высокопреподобию, протоиерею (имя)

— Ваше Преподобие, отец (имя)!

Его Преподобному, иерею (имя)

Диакон (протодиакон, архидиакон)

— Достопочтимый отец (имя)!

Ниже привожу образцы писем духовенства.

По материал книги Марка Епископа Егорьевского «Церковний протокол»

Продолжение следует «Как общаться к предстоятелям древних Поместных Православных Церквей»

Как пишется православная церковь

На самом деле в росписи храмов есть стройная и продуманная система. Она зародилась еще много веков назад в Византии. В русские православные храмы эта система пришла несколько видоизмененной, но основные принципы и каноны здесь, как и в иконописи, все же сохранились и действуют по сей день.

Конечно, мастеру не предписывается в обязательном порядке соблюдать каждую букву канонов. Он может реализовать роспись стен храма в соответствии со своим творческим видением и с учетом архитектурных особенностей здания. Однако важно делать это в тандеме с богословом или священнослужителем, дабы не допустить недостоверностей и принципиальных отклонений от системы.

Каждое изображение в храме нельзя рассматривать обособлено – это последовательная божественная история. И начинается она с притвора. Или даже раньше, с входных ворот, на которых изображается образ Богородицы. Рядом с ней, на откосах, располагаются ангелы. Они выполняют роль охранников входа.

Роспись при входе в храм, как правило, включает в себя сюжеты, посвященные земным событиям. Развитие истории происходит по направлению от притвора к алтарю. А если рассматривать изображения снизу по направлению вверх – можно проследить движение от земного к божественному.

Как пишется православная церковь

Далее рассмотрим нюансы храмовой росписи отдельных частей молельного помещения.

Купол храма

Это – самая высокая точка, а значит, и самая божественная, приближенная к небесам. Здесь изображается Всевышний – как высшая сила и как связующее звено между земным и небесным. Изображать Христа на куполе принято с Евангелием и благословляющей десницей.

Как пишется православная церковь

Под куполом располагается так называемый барабан. Это – место для последователей Иисуса: пророков, апостолов, ангелов. На четыре паруса, поддерживающих купол, наносятся изображения четырех евангелистов, распространявших христианское учение. Они словно бы движутся от центра – Христа, расходясь в четыре стороны – по количеству сторон света.

Особенности росписи алтаря

Центральным изображением этой части храма является Богородица – заступница рода людского. Чаще всего она пишется как «Знамение» или «Нерушимая стена». Здесь есть определенные особенности написания – подробно мы рассказываем о них ученикам на занятиях в нашей онлайн школе иконописи.

Ниже располагается «Евхаристия» — сюжет, рассказывающий о том, как Иисус передает апостолам хлеб и чашу с вином для причастия. Под апостолами находятся их приемники – учителя, благодаря которым в мире распространилось христианство и утвердилась православная церковь.

В отношении украшения жертвенника и диаконника строгих канонов нет – здесь иконописец может проявить собственное творческое видение внутреннего облика храма. В жертвеннике чаще всего можно наблюдать рождественские сюжеты с Богоматерью, в диаконнике – божественные истории с участием архидиаконов и сюжеты из жития Иоанна Предтечи.

Основная часть храмового пространства

Столпы земной церкви – это опоры, символизирующие людские дела. Именно на них утверждается церковь небесная. Поэтому в росписи православного храма в этих зонах всегда присутствуют мученики, принявшие наказание за свой христианский подвиг.

По каноническим понятиям стены центральной части украшают различными сюжетами из Евангелия. При этом восточная и западная стены как бы противопоставляются одна другой по содержанию. Например, на одной из них изображают Страшный суд, а на противоположной – царствие небесное. Кроме того, на восточной стене располагается иконостас – выстроенные в несколько рядов иконы. Они словно бы выделяют алтарную часть из всего помещения.

Правила храмовой росписи говорят о том, что изображения на стенах не могут касаться пола. Между ними и полом остается свободное место, которое заполняется так называемым полотенцем – узорчатой росписью, символизирующей чистоту помыслов, незыблемость христианского учения и вечную жизнь.

Богослужебная реформа Патриарха Никона 1650-1660-х годов вызвала в Русской Православной Церкви раскол, вследствие которого от основной массы верующих отделились несогласные с новыми правилами богослужебной жизни духовенство и миряне. Старообрядцев стали считать раскольниками, их преследовали, часто жестоко. В ХХ веке позиция РПЦ по отношению к старообрядцам смягчилась, однако к молитвенному единению верующих это не привело. Старообрядцы продолжают считать истинным свое учение о вере, относя РПЦ к инославным.

Определение

Старообрядческая церковь – совокупность религиозных организаций и течений, возникших в русле православной церкви, но отделившихся от нее вследствие несогласия с реформами, проведенными Патриархом Никоном.

Православная церковь – объединение верующих, относящихся к восточной ветви христианства, принимающих догматы и следующих традициям Православной Церкви.

Сравнение

В старообрядческой церкви принято двуперстное крестное знамение. Совершенная и единственно признанная форма изображения креста – восьмиконечная. В православии признаются также четырехконечные и шестиконечные кресты. Крестное знамение трехперстное. Также православные произносят «Аллилуйя» не дважды, как староверы, а трижды.

Как пишется православная церковьтрехперстное крестное знамение

В старообрядческой церкви сохраняются некоторые древние написания слов и старые названия. Например, инок вместо иеромонаха, Иеросалим вместо Иерусалима.

Старообрядцы имя Христа пишут как Исус, а православные – Иисус. Также отличаются самые верхние начертания на кресте. У староверов это ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы) и IС ХС (Исус Христос). На православном восьмиконечном кресте написано ИНЦИ (Иисус Назорей Царь Иудейский и IИС ХС (Иисус Христос).

Для Святых Даров в православной церкви используется агнец, специальный Литургический хлеб. Он приготовляется служащим священником во время проскомидии. Этот обычай возник примерно в IX веке, поэтому его нет в старообрядческой церкви.

Иконы в старообрядческой церкви пишутся в традиционном византийском и древнерусском стиле. В православной церкви заметно влияние западноевропейской живописи. В РПЦ запрещено изготовление литых икон. Такого запрета в старообрядчестве нет.

В православной церкви не приняты начальные и конечные поклоны на богослужении. Во время службы совершаются поясные поклоны, в исключительных случаях земные.

В старообрядческой церкви в начале и в конце службы совершаются поклоны. Во время службы принято совершать земные поклоны. Все действия верующих синхронные, чего нет в православии.

Церковное пение в старообрядческой церкви унисонное, монодическое. Не приветствуется принятое в православии хроматическое и партесное, так называемое, светское пение. В церковном чтении старообрядцев широко используются погласицы.

В Символе Веры в православной церкви убрано принятое у староверов противопоставление понятий «рожденна, несотворенна». В древнем изложении, которое исповедуют староверы, это звучит как «рожденна, а несотворенна». Также у староверов существует несогласие с тем, что Дух Святой тоже должен исповедоваться, как истинный. В православном символе читаем всего лишь: «Бога истинна от Бога истинна» касаемо Отца и Сына.

В православной церкви богослужения совершаются по Славянскому Типикону, сложившемуся на основе Иерусалимского устава. Старообрядческие службы проходят по Иерусалимскому древнему уставу.

Крестный ход вокруг храма в старообрядческой церкви принято совершать по часовой стрелке, то есть по солнцу. В православной церкви крестный ход идет против часовой стрелки.

В старообрядческой церкви не принято исполнять Акафисты, кроме Акафиста Похвалы Богородицы. Отвергаются и другие молитвенные сочинения, не имеющие древнего происхождения. В православной церкви много акафистов. Они служатся на молебнах и читаются дома.

Вода, освященная в канун Богоявления считается Великой Агиасмой. В православной так называется вода, освященная в день самого праздника.

Четыре раза в году, во второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста в православной церкви совершается Пассия — особая служба, посвященная чтению текстов Евангелия, повествующих о страстях Христовых. В старообрядческой церкви Пассия не служится.

Ссылка на основную публикацию