ИСТОРИЯ РОССИИ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ запись закреплена
- Записи сообщества
- Поиск
ИСТОРИЯ РОССИИ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ запись закреплена
ИСТОРИЯ РОССИИ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ запись закреплена
Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Введе́ние во храм Пресвято́й Богоро́дицы — христианский праздник, известный из исторических источников, говорящих о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, где была введена первосвященником (по преданию, Захарием) во Святая святых. Дева Мария жила при храме до 12 лет — до своего обручения с праведным Иосифом Обручником.
ИСТОРИЯ РОССИИ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ запись закреплена
Неизвестно, что каждому из нас предстоит сделать в жизни.
Люди зрелого возраста уже могут сказать: «Я сделал одно, другое, третье».
А дети, молодежь, даже люди среднего возраста еще не представляют, что их ждет, какую искру они призваны высечь, что они призваны сделать, живя в мире, как не знала того Богоматерь, восходившая в Иерусалимский храм.
Показать полностью.
Но именно то, что произошло с Божией Матерью, дает нам очень ясный и правильный план действий.
И если мы хотим сделать нечто значительное не только для самих себя и своей души, — а это есть спасение души и жизнь вечная, — то мы должны начать наш путь с храма.
А ведь так обычно и бывает. Мы крестим младенцев, мы приносим их в храм, быть может, до конца не отдавая себе отчет в том, что благословляем их на особую жизнь.
И они получают дар Святого Духа, но нередко бывает, что из-за невнимательности родителей к духовной жизни, из-за отдаленности от Бога ребенок не возрастает духовно, не восходит, как Дева Мария, по ступеням храма, и потому главное событие, которое с ним произошло, — крещение — отрывается от всей дальнейшей жизни.
Сегодня задача Церкви заключается в том, чтобы каждый крещеный ребенок сохранял связь с этим событием через воспитание и научение. И огромное значение имеет подвиг родителей — в первую очередь именно они должны сознавать, что несут пред Богом ответственность за то, чтобы жизнь ребенка, начавшись с храма, привела к великим свершениям и в личной, и в семейной жизни, а, может быть, и за их пределами.
Но такие свершения возможны только в том случае, если есть предображение в жизни человека, связанное с храмом, с верой, с молитвой, с Богом.
—
Из проповеди после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля, 4 декабря 2015 года
- Современная Православная церковь рассматривает всю историю церкви до Великого раскола как свою историю.
Православное вероучение восходит к апостольским временам (I век). Формулировалось о́росами (дословно — границами, вероучительными определениями) Вселенских, а также некоторых Поместных Соборов.
Православие начало оформляться в II—III веках н. э., возводя свою историю к апостольским временам. Противопоставлялось гностицизму (предлагавшему по-своему трактованный Новый Завет и зачастую отвергавшему Ветхий) и арианству (отрицавшему единосущность Троицы).
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Каждая христианская деноминация имеет собственный список течений мысли, которые она считает еретическими.
Русская Православная Церковь за рубежом, объединяющая до полумиллиона верующих более чем в 30 странах мира, и до 1917 года имела некоторое количество приходов и обителей за рубежом.
После разгрома белого движения, когда из России эмигрировали более 2 миллионов человек, в числе которых были священнослужители, появилась необходимость не только строить новые храмы, но и упорядочить церковную жизнь.
Ноябрь 1920 года — Архиереи, покинувшие Россию, на Первом соборе в Югославии образовали Высшее Русское Церковное Управление (ВРЦУ) за границей, которое положило начало РПЦЗ.
Каноническим основанием для этого послужил Указ св. Патриарха Тихона № 362 от 7(20 ноября) 1920 года, по которому части Церкви, оказавшиеся за линий фронта или за границей, не имеющие возможности контактировать с Центром , должны организовать свое собственное управление во главе со старшим архиереем, оказавшимся в этой части Церкви.
Так началась история РПЦЗ (иначе ее называют «карловацкой», или «синодальной», церковью).
21 ноября — 3 декабря 1921 года — В Сремских Карловцах на территории Югославии был учрежден Всезаграничный Русский Церковный Собор, выступивший против власти большевиков.
Тогда же было принято «Послание чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим».
Это вызвало недовольство советской власти и от Патриарха Тихона потребовали роспуска ВРЦУ. Патриарх под давлением властей вынужден был издать указ о закрытии ВРЦУ заграницей.
31 августа 1922 года — Образован Временный Священный Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), который возглавил один из старейших и самых авторитетных иерархов того времени — митрополит Киевский и Галицкий Антоний Храповицкий (1863-1936).
Именно он набрал большинство голосов на выборах патриарха в 1917 году (но поскольку патриарх выбирался жеребьевкой, им стал митрополит Тихон — ссылка на биографию).
Представителей церкви, созданной русскими архиереями-эмигрантами во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) называют «зарубежниками» (до 1944 года сторонников этой церкви называли «карловаты», так как в это время Синод располагался в г. Сремски-Карловцы).
В конце 1920-х годов среди русской церковной эмиграции возникли свои противоречия.
29 августа 1927 года — Допущенный большевиками к управлению Российской Церковью митрополит Сергий (Страгородский) опубликовал Декларацию, в которой заявлял, что Церковь едина с советским богоборческим правительством и потребовал в ультимативной форме от всего эмигрантского духовенства письменной подписки о лояльности советской власти.
Почти все зарубежные иерархи и священники отказались дать подписку о лояльности, митрополит Сергий заявил о разрыве этого духовенства с Московской патриархией.
С этого момента Русская православная церковь за рубежом (РПЦЗ) оказалась совершенно самостоятельной церковной структурой, осознающей себя как «временно самоуправляющаяся на соборных началах часть поместной Российской Церкви».
Середина 1930-х годов — В Западной Европе сложилась сохранившаяся до наших дней «расстановка сил» в русской церковной эмиграции: консервативная РПЦЗ (ее приходы находятся в основном в Швейцарии и Германии), либеральные «евлогиане» Константинопольского патриархата (Франция) и немногочисленные приходы Московского патриархата, появившиеся в основном после Второй мировой войны и сильно умножившиеся в последние десятилетия (больше всего их в Великобритании, но немало и в Германии).
1936 год — Скончался митрополит Антоний и его преемником стал митрополит Анастасий.
1938 год — Состоялся Второй Всезарубежный Собор, который принял два послания: «К Русскому народу в Отечестве страждущему» и
«К Русской пастве в рассеянии сущей».
Во время войны немцы с угрозами потребовали от митрополита Анастасия, который оставался в Югославии, написать послание к русскому народу о сотрудничестве с фашистской Германией.
Анастасий отверг эти требования, однако РПЦЗ поддержала Комитет освобождения народов России (КОНР), созданное генералом А.А. Власовым.
К концу войны митрополит Анастасий переехал в Вену, затем в Карлсбад и, наконец (после окончания войны) в Мюнхен. Здесь в 1945-1950 годах обосновался Центр русской церковной и общественной жизни. В 1950 году Заграничный Синод РПЦЗ переехал в Нью-Йорк.
1964 год — митрополит Анастасий, за год до своей кончины, ушёл на покой и главой РПЦЗ был единогласно избран епископ Брисбенский (Австралия) преосвященный Филарет, который управлял РПЦЗ в течение 21 года.
1986 год — В связи с кончиной митрополита Филарета, первоиерархом РПЦЗ стал архиепископ Монреальский и Канадский Виталий (Устинов).
10 июля 2001 года — Митрополит Виталий ушел на покой по состоянию здоровья. Первоиерархом РПЦЗ стал архиепископ Троицкий и Сиракузский Лавр (в миру Василий Михайлович Шкурла).
Под его духовным началом находится около полумиллиона православных, проживающих более чем в 30 странах мира, в первую очередь в США, Австралии, Германии, Канаде и Франции. В юрисдикции РПЦЗ находятся 19 архиереев, около 600 священнослужителей, 16 епархий, 39 монастырей и скитов, 454 прихода.
В том же году от «зарубежников» отошли приходы, не согласные с избранием Лавра (Шкурлы). Усилило этот раскол то обстоятельство, что 90-летний митрополит Виталий (Устинов) — прежний первоиерарх, ушедший на покой по старости, — вдруг передумал и заявил о незаконности избрания митрополита Лавра.
Во главе РПЦЗ оказались два взаимно не признающих друг друга первоиерарха, последователи которых называли себя, соответственно, РПЦЗ(Л) и РПЦЗ(В).
Первые, безусловно, преобладают количественно и настроены на воссоединение;
вторые — в меньшинстве и относятся к Московской патриархии непримиримо, как и их предшественники по церковной эмиграции.
После окончания советского периода, в условиях наступившей религиозной свободы, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II несколько раз обращался к Русской зарубежной церкви с призывом начать процесс сближения, считая, что «отпали причины, которые лишали Зарубежную церковь возможности воссоединиться с Матерью-Церковью».
Май 2004 года — Состоялась первая встреча Алексия II с первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром, на которой было принято решение добиться воссоединения двух частей Русской церкви.