Икона Богородицы Андрониковская

Икона изображает Богородицу оплечно, без Младенца. На шее Божией Матери с правой стороны кровоточащая рана. В нижней части иконы был приделан футляр, в котором хранился нож дамасской стали с костяной рукоятью, которым турок-икононенавистник нанес удар иконе, после чего и появилась кровоточащая рана. К иконе прилагался также вышитый византийский герб (двуглавый орел), подтверждающий императорское происхождение образа.

Родовая святыня Восточно-Римского императора Андроника III, по преданию, одна из написанных апостолом и евангелистом Лукой.

После нападения на Грецию в 1821 году турецких войск, настоятель монастыря, епископ Агапий, пытаясь спасти чудотворную Андрониковскую икону, скрылся с нею в город Патрас. Перед смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Влассопуло, сын которого, А. Н. Влассопуло, в 1839 году переслал икону из Афин в Одессу с письмом на Высочайшее имя для препровождения ее в Петербург императору Николаю Павловичу.

С 1839 по 12 мая 1868 года икона находилась в Зимнем дворце.

С 12 мая 1868 по 16 апреля 1877 года — в Троицком соборе, что на Петербургской стороне.

В 1877 году икона была поставлена в храме Казанского женского монастыря, близ города Вышний Волочок. По перенесении в обитель ее вставили в середину другого образа, на котором изображены преподобный Ефрем Сирин и святая мученица Неонилла [4]. После разорения монастыря Андрониковская икона была перемещена в Богоявленский собор, где её поместили на столп [5].

В 1984 году икона была украдена и нынешнее ее местонахождение неизвестно.

По сообщению московского художника Алексея Артемьева, сведения об этой иконе были обнаружены в 2005/2006 году в журнале «Профиль», в котором рассказывалось о некоем олигархе, подарившем греческую икону патриарху Алексию II на 70-­летие, в личную молельню. Художник опознал икону по фотографии, несколько раз писал о ней патриарху, но ответа не получил [6].

Существует множество чтимых списков Андрониковской иконы.

Использованные материалы

  • Страница календаря портала Православие.ру:
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life4575.htm
    • http://calendar.rop.ru/icons1/oct22-ikona.html

    [1] Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. — М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина»», 2002. 1 мая, http://www.sedmitza.ru/lib/text/440293/ .

    [2] Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. — М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина»», 2002. 24 мая, http://www.sedmitza.ru/lib/text/440293/ .

    [3] Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. — М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина»», 2002. Дата 8 июля указана в описании под 22 октября, http://www.sedmitza.ru/lib/text/440308/ .

    [4] Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. — М: АНО Православный журнал «Отдых христианина», 2002. 22 октября, http://www.sedmitza.ru/lib/text/440308/ .

    [5] Алексей Артемьев, художник Вышневолоцкая Андрониковская икона и ее чудеса, газета «Тверские ведомости», http://vedtver.ru/news/2242

    [6] Алексей Артемьев, художник, общественный деятель Вышневолоцкая Андрониковская икона и ее чудеса, газета «Тверские ведомости», http://vedtver.ru/news/2242

    Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

    «АНДРОНИКОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ» еще можно поискать:

    полнотекстовый поиск в Древе: Google
    в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
    в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google

    Ан­д­ро­ни­ков­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, из­вест­ная так­же под име­на­ми Мо­нем­ва­сий­ской и Гре­че­ской, – ро­до­вая свя­ты­ня гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра Ан­д­ро­ни­ка III Па­лео­ло­га, по пре­да­нию, од­на из на­пи­сан­ных апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Лу­кой. По пер­во­му со­хра­нив­ше­му­ся до­ку­мен­таль­но­му сви­де­тель­ству об иконе, в 1347 го­ду Ан­д­ро­ник по­жерт­во­вал ее Мо­нем­ва­сий­ской оби­те­ли в Мо­рее, где она пре­бы­ва­ла до на­ча­ла XIX-го сто­ле­тия. По­сле на­па­де­ния на Гре­цию в 1821 го­ду ту­рец­ких войск, на­сто­я­тель мо­на­сты­ря, епи­скоп Ага­пий, пы­та­ясь спа­сти чу­до­твор­ную Ан­д­ро­ни­ков­скую ико­ну, скрыл­ся с нею в г. Патрас. Пе­ред смер­тью Ага­пий за­ве­щал эту свя­ты­ню сво­е­му род­ствен­ни­ку, рус­ско­му ге­не­раль­но­му кон­су­лу Н. И. Влас­со­пу­ло, сын ко­то­ро­го, А. Н. Влас­со­пу­ло, в 1839 го­ду пе­ре­слал ико­ну из Афин в Одес­су с пись­мом на Вы­со­чай­шее имя для пре­про­вож­де­ния ее в Пе­тер­бург им­пе­ра­то­ру Ни­ко­лаю Пав­ло­ви­чу. С 1839 по 12 мая 1868 го­да Ан­д­ро­ни­ков­ская ико­на на­хо­ди­лась в Зим­нем двор­це, а с 12 мая 1868 го­да по 16 ап­ре­ля 1877 г. – в Тро­иц­ком со­бо­ре, что на Пе­тер­бург­ской сто­роне. В 1877 го­ду чу­до­твор­ная ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на в Ка­зан­ский жен­ский мо­на­стырь близ го­ро­да Выш­ний Во­ло­чок Твер­ской епар­хии. В 1984 г. ико­на бы­ла укра­де­на и ны­неш­нее ее ме­сто­на­хож­де­ние неиз­вест­но.

    Ико­на изо­бра­жа­ет Бо­го­ро­ди­цу оплеч­но, без Мла­ден­ца. На шее Бо­жи­ей Ма­те­ри с пра­вой сто­ро­ны кро­во­то­ча­щая ра­на. В ниж­ней ча­сти ико­ны был при­де­лан фу­тляр, в ко­то­ром хра­нил­ся нож да­мас­ской ста­ли с ко­стя­ной ру­ко­я­тью, ко­то­рым ту­рок-ико­но­не­на­вист­ник на­нес удар иконе, по­сле че­го и по­яви­лась кро­во­то­ча­щая ра­на. К иконе при­ла­гал­ся так­же вы­ши­тый ви­зан­тий­ский герб (дву­гла­вый орел), под­твер­жда­ю­щий им­пе­ра­тор­ское про­ис­хож­де­ние об­ра­за.

    По преданию, она была написана апостолом Лукой. В течение нескольких веков образ принадлежал византийской императорской династии Палеологов. Последним его владельцем был император Андроник, который во время османского завоевания, случившегося в XIV веке, передал святыню в одну из греческих обителей. По имени последнего царственного владельца эта икона Матери Божией стал именоваться Андрониковской.

    Икона Богородицы Андрониковская

    Литографическая копия Андрониковской иконы. Феодоровский женский монастырь

    В России икона появилась во время царствования императора Николая I как дар за помощь, оказанную русским царем греческому народу в борьбе за независимость от Османской империи. С 1839 года икона находилась в Зимнем дворце, а в 1877 году была передана Казанской женской обители Вышнего Волочка. Там она находилась до закрытия обители в 1921 году, а после закрытия оказалась в городском музее. В 1980-х годах образ был перемещен в Богоявленский храм, но вскоре, к сожалению, был утрачен.

    Как известно, апостол Лука был не только врачом, но и иконописцем. До нашего времени дошли немного из его творений, но одна из самых таинственных — это Андрониковская икона, которая прошла сквозь 20 веков и была утеряна в 80-х годах прошлого столетия.

    История образа

    Первое упоминание об иконе приходится на 1347 год после Рождества Христова. Она упоминается в императорских хрониках Византийского двора, в которых сказано, что чудесный образ принадлежит самому императору Андронику III Палеологу, в честь которого и названа была икона. Перед своей смертью император решает передать образ как дар в греческий мужской монастырь, что и совершает. Там, на полуострове Пелопоннес и хранится доска до 1821 года, т.е. до пришествия турков и захвата ими монастыря со всеми ужасающими последствиями для него.

    Икона Богородицы Андрониковская

    Весь монастырь был разграблен и сожжен, то, что доска сохранилась во время этого и ее смог спасти епископ Агапий (настоятель) приравнивают к Божественному чуду. Епископ вывез доску в город Патрас (Патры) и отдал на хранение российскому консулу, который был его родственником. После этого начинается ее путь в Россию, куда ее отправил сын консула после его смерти в 1839 году. Вначале образ хранился в Санкт-Петербурге, в Зимнем дворце, а после — в Троицком соборе, где и был написан акафист Богородице.

    Весной 1877 года святой образ был отправлен в город Вышний Волочок, где после торжественной службы перенесен в женский монастырь. После официального закрепления за монастырём данного образа игуменья Досифея просила Священный синод о назначении даты официального празднества в честь доски. Ходатайство было удовлетворено и каждый май 1 числа стали проводить празднества в честь Андрониковской иконы.

    Икона Богородицы Андрониковская

    Доска имеет маленький размер — всего 35 см х 25 см и при этом она крайне контрастна — темное лицо Девы Марии и яркий нимб и корона создают такой эффект. Лицо у Марии доброе, но смотрит она печально и смиренно. Считается, что она запечатлена в момент смерти Христа, поэтому страдания и при этом смирение так явственно просматриваются тут.

    Дева Мария изображена по плечи, ее одеяние — яркого оранжевого (императорского) цвета, а корона украшена драгоценными камнями. Нимб занимает верхнюю часть доски, что говорит о великом положении Богородицы в небесной иерархии. Следует обратить внимание на вышитый Византийский герб (двуглавый орел), который свидетельствует об императорском происхождении образа.

    Особое внимание заслуживает рана на шее у Девы — по преданиям, этот след оставил турок, который пылал ненавистью ко всему Божественному и иконам в том числе. Он нанес образу удар дамасским кинжалом, но не ожидал, что рана по-настоящему будет истекать кровью. Под иконой также находился чехол, в котором хранился кинжал.

    Копия лика

    Поскольку оригинал был похищен в прошлом веке и до сих пор не найден, на месте его хранения, размещается копия, с которой связано много историй.

    История появления списка началась в 1998 году, когда прихожанка принесла в Переяславский храм Феодоровского женского монастыря большую (в натуральный размер) литографическую копию Андрониковской иконы. А еще через время другая прихожанка принесла в дар женскому монастырю киот, по размеру такого же, как и литография.

    Поскольку это были лишь списки с оригинала, этим дарам не было уделено должного внимания, пока литография в 2005 году не стала издавать чудесные ароматы. Именно тогда по стране распространили лже-информацию о том, что оригинал был возвращен в монастырь.

    Икона Богородицы Андрониковская

    Кроме ароматов, литография стала причиной нескольких чудес и исцелений, которые происходили по молитвам прихожан перед ней.

    Внимание! В 2006 году был зафиксирован момент мироточения образа. Эти события позволили считать копию такой же чудодейственной, как и оригинальную Андрониковскую икону и совершать празднования в ее честь 14 мая и 4 ноября.

    В чем помогает икона

    Образы Богородицы располагаются в каждом храме, поскольку православные христиане очень почитают Деву Марию и часто обращаются к ней с просьбами. Считается, что каждая конкретная икона помогает в чем-то определенном, например, перед «Неупиваемой Чашей» молятся об освобождении от алкогольной зависимости, при этом часто происходят сверхъявственные вещи в жизни молящихся.

    Образ Андрониковской Богородицы не стал исключением, прихожане часто молятся перед ним в храме, а также приобретают маленькие копии для домашнего красного уголка.

    О чем молиться Андрониковской Богородице? Прежде всего, о спасении души, а также о:

    • наставлении на истинный путь;
    • укреплении веры;
    • помощь в борьбе с дурными мыслями;
    • исцелении тела и души;
    • даровании зрения;
    • рождении ребенка и исцеления от бесплодия;
    • удачных родах;
    • семейном благополучии;
    • духовном водительстве детей и сохранении их.

    Как у любого образа Богородицы, перед Андрониковской иконой молятся о всяких семейных нуждах и родительских тревогах, поскольку Она есть Мать и понимает подобные проблемы как никто иной. Есть свидетельства об исцелении слепцов возле этой иконы, поэтому часто просят Ее и об этом. Молиться следует во время богослужений и регулярного молитвенного правила.

    Еще о православных молитвах:

    О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари Честнейши: Помощница еси обидимых, ненадеющихся Надеяние, убогих Заступница, печальных Утешение, алчущих Кормительница, нагих Одеяние, больных Исцеление, грешных Спасение, христиан всех Поможение и Заступление. О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй благочестивейшаго, самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего, Императора Николая Александровича Всея России, супругу его, благочестивейшую Государыню Императрицу Александру Феодоровну; матерь его, благочестивейшую Государыню Императрицу Марию Феодоровну; наследника его, благовернаго Государя Цесаревича и Великаго Князя Алексия Николаевича, и весь царствующий дом. Спаси, Госпоже, и помилуй раб Твоих, святейший правительствующий Синод, и преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, и благоверный правительствующий синклит, и военачальники, градоначальники, и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семени воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О, Всемилостивая, Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобной брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко Держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Важно! Молиться следует с чистым сердцем и верой во Всемогущего Господа, иначе все красивые слова и зажженные свечи будут зря.

    Икона Богородицы Андрониковская

    Андрониковская икона Божией Матери — свя­ты­ня гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра Ан­д­ро­ни­ка III Па­лео­ло­га. Согласно преданию, этот святой образ был написан апостолом и евангелистом Лукой.

    Во Введенской церкви нашей обители уже много лет хранится литографическая копия чудотворной иконы, которая очень почитается жителями и гостями города. Будучи одной из главных святынь Переславской земли, Андрониковский образ Пресвятой Богородицы являет множество чудес «всем с верою притекающим».

    Огромная радость для нас, что Пресвятая Владычица избрала наш монастырь местом пребывания для Своего святого образа. Выполненная в натуральную величину литографическая копия иконы была привезена в дар из Вышневолоцкого Казанского монастыря в 2000 году, но несколько лет хранилась в ризнице. В 2005 году святыня была помещена в киот и вынесена в храм для поклонения верующим. Тогда по молитвам к Пресвятой Богородице у Андрониковской Ее иконы стали происходить первые чудеса, и 2005 год был ознаменован стечением паломников к чудотворной иконе, через которую многие получили помощь и исцеление.

    Икона Богородицы Андрониковская

    Литографическая копия чудотворной Андрониковской иконы Божией Матери

    Вот уже более 20 лет наш монастырь находится под покровом Царицы Небесной и предстательством Ее пречистого образа.

    Икона Богородицы Андрониковская

    День празднования Андрониковской иконы Божией Матери. Введение во храм Пресвятой Богородицы в Феодоровском женском монастыре

    Андрониковская икона Божией Матери относится к типу «Агиосоритисса», что в переводе с греческого означает «Заступница». Для этого иконографического типа характерно изображение Богородицы без Богомладенца. Ико­на изо­бра­жа­ет Божию Матерь оплеч­но в молитвенной позе. Святой лик имеет немало контрастов: притененное лицо Небесной Покровительницы украшено ярким нимбом и короной, печальный и смиренный взгляд Пречистой Девы наполнен добротой и умиротворением.

    На правой стороне шеи Царицы Небесной, изображенной на иконе, виднеется рана с запекшейся кровью, истекшей, по преданию, чудесным образом от удара икононенавистника.

    Исторический путь самой чудотворной Андрониковской иконы Божией Матери был долгим и наполненным удивительными событиями. Согласно первому сохранившемуся упоминанию об иконе, относящемуся к 1347 году, она была пожертвована императором Андроником III († 1341) Монемвасийскому монастырю в Морее (отсюда другие названия иконы — Монемва­сий­ская и Гре­че­ская), где находилась вплоть до начала XIX века.

    Икона Богородицы Андрониковская

    Андроник III Палеолог. Фреска в вост. части притвора собора Богородицы Хиландарского монастыря

    В 1821 году во время восстания греков за независимость, которое жестоко подавлялось турками, Монемва­сий­ская обитель была разрушена до основания. Настоятель монастыря епископ Агапий, пытаясь спасти святыню, передал ее на хранение своему родственнику — русскому генеральному консулу Н.И. Влассопуло, жившему тогда в Патрасе, сын которого в 1839 го­ду пе­ре­слал ико­ну из Афин в Одес­су для пре­про­вож­де­ния ее в Пе­тер­бург им­пе­ра­то­ру Ни­ко­лаю Павловичу.

    С 1839 по 12 мая 1868 го­да Ан­д­ро­ни­ков­ский образ Пресвятой Богородицы на­хо­ди­лся в Зим­нем двор­це, а с 12 мая 1868 го­да по 16 ап­ре­ля 1877 г. — в Тро­иц­ком со­бо­ре на Пе­тер­бург­ской сто­роне — любимом храме Петра I. Множество петербуржцев устремилось в эту ветхую, разрушающуюся от времени церковь на окраине города, вознося молитвы перед святой иконой, получая от нее благодатные действия и прославляя Христа Спасителя и Его Пречистую Матерь. Перед чудотворным образом ежедневно совершались молебны, читалось Евангелие. Доподлинно известно о случае прозрения абсолютно слепого человека.

    В 1877 го­ду святыня бы­ла перене­се­на в Ка­зан­ский жен­ский мо­на­стырь, расположенный недалеко от го­ро­да Выш­ний Воло­чек Твер­ской епар­хии. После революции 1917 года образ находился в городском музее, а в начале 1980-х годов был перенесен в Богоявленский храм Вышнего Волочка. В 1984 году след чудотворной ико­ны Андрониковской Божией Матери теряется — она бы­ла похищена. К сожалению, ны­неш­нее местона­хож­де­ние образа неизвестно.

    Много тайн и неразгаданных загадок связаны с Андрониковской иконой Божией Матери. Эта икона одна из трёх, написанных Лукой. Также известно, что долгое время икона хранилась у Андроника III Палеолога, императора Византийской империи, в его честь и была названа икона. Первое задокументированное упоминание об иконе относится к 1347 году от Рождества Христова. В этот год Андроник подарил икону с ликом Богородицы обители в городе Морее.

    Лишь в XIX веке, при Николае I, святыня попала в Россию. Связано это с нападением турецких захватчиков на Грецию. Служитель обители сумел спасти только икону Божией Матери, тайком он отправил её родственнику, русскому генералу. В 1839 году икона оказалась на хранении в России. Долгие годы икона была нетронута, пережила она и революционные годы, переезжая из одного храма в другой. К несчастью, в 1984 году чудотворная икона была потеряна, её украли из Казанского женского монастыря. До сих пор местонахождение святыни не известно.

    Икона Богородицы Андрониковская

    Описание Андрониковской иконы

    Икона Богородицы Андрониковская

    На всех изображениях Богородица предстает нам с добрым, но печальным и смиренным взглядом. И это совсем неудивительно, на её глазах пытали её сына, добровольно и терпеливо всё принимающего. Божия Матерь непорочна и миролюбива, дает защиту всем просящим. На Андрониковской иконе Божия Матерь изображена по плечи и без Младенца. К иконе был приложен вышитый герб Византии – двуглавый орел – это ещё раз подтверждает императорское происхождение древнего образа.

    На шее Богоматери кровоточащая рана и это не задумка иконописца. По преданью, под иконой находился футляр с ножом дамасской стали, рукоять которого была костяной. Однажды, турок, известный ненавистью к иконам, выхватил нож из футляра и ударил им икону. На шее образа Божией Матери появилась рана от удара, а из иконы потекла кровь.

    Икона-защитница

    Без иконы Божией Матери не обходится не одна церковь или монастырь. Бывали случаи, когда Богородица сама приходила к больным в сновидениях. Икона с ликом Божией Матери одна из самых чудотворных, она способна помочь во всех мирских делах. Борогодицу просят о наставлении на истинный путь, об укреплении веры и отводы дурных мыслей. Помогает Божия Матерь в болезнях тела и души. Очевидцы утверждают, что слепец прозрел рядом с Андрониковской иконой. Бездетные молятся Богоматери о заветном подарке, ждущие молятся об удачных родах, за здорового и крепкого малыша, а родители – за своих детей, просят защитить и вести их.

    Молитва Андрониковской Богородице:

    О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари Честнейши: Помощница еси обидимых, ненадеющихся Надеяние, убогих Заступница, печальных Утешение, алчущих Кормительница, нагих Одеяние, больных Исцеление, грешных Спасение, христиан всех Поможение и Заступление. О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй благочестивейшаго, самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего, Императора Николая Александровича Всея России, супругу его, благочестивейшую Государыню Императрицу Александру Феодоровну; матерь его, благочестивейшую Государыню Императрицу Марию Феодоровну; наследника его, благовернаго Государя Цесаревича и Великаго Князя Алексия Николаевича, и весь царствующий дом. Спаси, Госпоже, и помилуй раб Твоих, святейший правительствующий Синод, и преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, и благоверный правительствующий синклит, и военачальники, градоначальники, и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семени воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О, Всемилостивая, Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобной брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко Держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Андрониковская икона Божией Матери в Переславле

    Икона Богородицы Андрониковская

    В Переславле уже много лет хранится копия с чудотворной святыни. Её точное местонахождение – Введенская церковь Феодоровского женского монастыря, который находится в городе Переславль-Залесский в Ярославской области. Город имеет историческое значение, его постройка была связана с именем Юрия Долгорукого, поэтому город и входит в состав туристического маршрута Золотое кольцо России. Размер иконы, хранящейся в обители, немного больше обычного листа офисной бумаги, но от иконы исходят необъяснимые силы. Прихожане отмечают, что рядом с иконой становится легче на душе, не хочется покидать это место.

    Появление копии Андрониковской иконы Богородицы в Переславле окутана тайной. Неизвестно место и время её написания. И первое появление иконы в церкви связано с чудесами. По словам очевидцев, в 1998 году, одна из прихожанок принесла эту икону, в то же самое время другая прихожанка, входящая в другую дверь, принесла киот, идеально подходящий для иконы.

    Икона Богородицы Андрониковская

    Древняя чудотворная Андрониковская, называемая еще Монемвасийской, икона Богородицы бесспорно принадлежит к самым лучшим образцам церковного иконографического искусства. Каждого, кто хоть однажды взирал на Лик Пречистой, изображенный на ней, поражала не только его внешняя красота, но и талантливо переданный иконописцем внутренний богатый духовный мир и нравственная чистота Богоматери. Невероятно удивительна глубина Ее выразительных глаз, которые отражают печаль и безмерную любовь ко всему человечеству. В повороте слегка смиренно склоненной головы, во взгляде и всем облике видны черты Ее величия и благородства. На шее Пречистой Богородицы изображена рана с запекшейся кровью, которая образовалась при нанесении Ей ударом ножом одним нечестивым противником икон. Нож этот длительное время сохранялся в бархатном футляре внизу иконы.

    Иконографию образа можно условно отнести к типу икон Агиосоритисса («Просительница»), на которых Богородица изображается без Младенца Христа. Иконы такого типа немногочисленны и объединить их в особую группу весьма затруднительно, так как иконографическая схема в каждой из них определяется своей самостоятельной богословской идеей. Однако все они писались для прославления Материнства Пречистой Девы. На Андрониковской иконе Богородица изображена оплечно в мафории, поверх которого находится еще и венец, представляющий собой знак Ее царского достоинства, основанного на том, что Она является Матерью Царя царей – Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Скорее всего, венец на голове Богородицы – это более поздняя деталь украшения, потому что в византийской традиции не было принято изображать Богоматерь в таком виде. Согласно свидетельству одного из хранителей святыни, образ был выполнен в редкой технике воско-мастики. В описании этой иконы некоторыми авторами XIX-го столетия упоминается, что на ней имелась серебряная риза, вызолоченная, осыпанная бриллиантами, жемчугом и разными драгоценными камнями. Святыня была вложена в дорогую раму.

    Такой редкий образ всегда являлся вожделенным предметом обладания для непорядочных и нечестных коллекционеров и антикваров. Оригинал иконы, которая смогла пережить период гонения на веру и не была уничтожена пожаром революционных преобразований, которая сохранилась благодаря заботам истинно верующих людей, был похищен в 1984 году из Богоявленского собора города Вышний Волочек – места последнего ее нахождения. Все предпринимаемые попытки по расследованию преступления остались безрезультатными. Икона не найдена до сих пор и, скорее всего, хранится в коллекции какого-нибудь нечистоплотного собирателя церковных артефактов.

    История появления образа уходит в прошлое — ко времени правления византийского императора Андроника III (1328 – 1341), чьей фамильной святыней он был. Как же случилось, что много веков спустя икона оказалась в российской глубинке, в Тверской области? Согласно преданию, образ был принесен в дар самим императором Андроником Монемвасийской мужской обители в Морее (старинное название греческого полуострова Пелопоннес). Об этом, кстати, свидетельствовала и находившаяся на нем серебряная пластинка с соответствующей греческой надписью. В 1821 году в Греции вспыхнуло восстание против турецкого господства, на которое Османская империя ответила жестоким подавлением мятежа, грабежами храмов и разорением монастырей, расправой над духовенством, монахами и простыми людьми. Одним из первых пострадал Константинопольский патриарх Григорий V, которого турки повесили на воротах его собственного жилища в полном облачении. Вместе с ним были казнены еще три митрополита.

    За это время икона несколько раз меняла своих владельцев. Обладатели то требовали ее назад, то вымогали вознаграждение, то возвращали обратно. В 1877 году коллежский асессор М.И. Федоров, считавшийся на тот момент законным владельцем образа, забрал его домой из Троицкого собора. Что делать с этой бесценной иконой он не знал. Все его попытки определить куда-то образ за вознаграждение не увенчались успехом. Прятать в маленькой квартирке чиновника такую святыню от посторонних глаз было нехорошо, а поэтому в 1885 году он продал ее купцу Е.Н. Сивохину — одному из благодетелей Казанского женского монастыря, находившегося в городе Вышний Волочек Тверской губернии. 1 мая было совершенно торжественное перенесение иконы из С.-Петербурга в Вышний Волочек, и с этого времени установлено празднование ее почитания.

    История этой греческой иконы оказалась тесно связана с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского, который очень чтил ее и любил перед ней молиться при каждом посещении обители. Благодаря его содействию, усилиям и помощи по сбору пожертвований в Казанском женском монастыре был выстроен единственный в России великолепный пятиглавый собор в честь Андрониковской иконы Божией Матери. В 1901 году храм освятили. С этого момента до времени закрытия и разорения обители святыня находилась там.

    В 1922 году постройки монастыря были переданы в пользование Тверской стрелковой дивизии. Собор обезглавили, а на месте монастырского кладбища устроили плац. Оставшимися могильными плитами вымостили дорогу к свинарнику. Чудотворные иконы обители Казанская и Андрониковская были перенесены в одну из церквей города Вышний Волочек, затем какое-то время хранились в музее. Последнее место нахождения святынь было в Богоявленском соборе — единственном открытом в годы советской власти в городе храме.

    В 1991 году разоренная обитель была передана Русской Православной Церкви. Однако одна из бывших святынь монастыря – Андрониковская икона уже не смогла вернуться на место своего прежнего пребывания. В настоящее время в Казанской обители находится точная копия иконы, сделанная инокинями монастыря еще в конце 19-го века и бережно сохраненная семьей дворян Ярцевых.

    Существует множество чтимых списков Андрониковской иконы Божией Матери. В Феодоровском женском монастыре города Переславля Залесского Ярославской области находится старинная литографическая копия этой греческой иконы Богородицы, принесенная в 1998 году во вновь открывшуюся обитель одной прихожанкой. Спустя какое-то время другая верующая женщина отдала монастырю киот, который удивительно точно подошел для иконы. Очень скоро через образ этот начали происходить явные чудеса. В 2005 году многие прихожане стали свидетелями удивительного благоухания, исходившего от святыни. По молитвам к Богу перед ней получили исцеления несколько человек. В 2006 году Андрониковская икона мироточила на протяжении двух месяцев, а Лик Ее стал светлеть.

    Время от времени в средствах массовой информации появляются сообщения о том, что правоохранителям все же удается раскрывать некоторые уголовные дела, связанные с похищением церковных святынь. С момента кражи Андрониковской (Греческой) иконы прошло уже 36 лет. Но сестры обители и прихожане не теряют надежды на то, что однажды произойдет чудо, и этот бесценный и уникальный образ Пречистой Богородицы вернется на свое прежнее место, снова украсит своим присутствием храм, а Ее великолепный, светлый Лик будет приветливо и с любовь смотреть на каждого, кто с верой в своих молитвах станет искать помощи у Заступницы всех христиан.

    Икона Богородицы Андрониковская

    Андрониковскую икону Божией Матери можно назвать самым почитаемым образом всей Переславской земли.

    Икона Богородицы Андрониковская

    Частица мощей святого великомученика Феодора Стратилата в позолоченном мощевике

    Великомученик Феодор Стратилат — один из самых почитаемых христианских святых, в честь которого была основана наша святая обитель.

    Икона Богородицы Андрониковская

    Частица мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, в деревянном мощевике

    Почитание преподобного Серафима Саровского (1754/1759?–1833) поистине можно назвать всенародным. Иконы русского святого и мощевики с его святыми мощами можно встретить в православных храмах по всему миру.

    Икона Богородицы Андрониковская

    Частица мощей святителя Луки, исповедника, архиепископа Симферопольского, в иконе

    Имя святителя Луки Крымского (1877–1961) необычайно дорого сестрам Феодоровского женского монастыря. Во время работы главврачом Переславской земской больницы Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, будущий святитель Лука, безвозмездно лечил сестер.

    Икона Богородицы Андрониковская

    Частица мощей преподобного Александра Свирского в иконе

    Преподобный Александр Свирский (1448–1533) — единственный новозаветный святой, которому явился Господь в виде трех ангелов.

    Икона Богородицы Андрониковская

    Частица мощей святителя Тихона Задонского в иконе

    Великим подвижником веры и благочестия был святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский и всея России чудотворец (1724–1783). Пример жизни, поданный святым, служит образцом служения Господу и ближним.

    Икона Богородицы Андрониковская

    Частица мощей праведного Симеона Верхотурского в иконе

    Удивительным смирением обладал праведный Симеон Верхотурский (нач. XVII в. – 1704): будучи дворянином по происхождению, он вел образ жизни бедняка, скитающегося по городам и весям.

    Икона Богородицы Андрониковская

    Частицы святых мощей Екатеринбургских и Сибирских святых

    «Российское могущество прирастать будет Сибирью», — говорил М.В. Ломоносов. И он не ошибся: наряду с неисчислимым количеством ресурсов Сибирь и Урал дали нам немало великих святых, которые подвизались на этих землях.

    Икона Богородицы Андрониковская

    Частицы святых мощей Уфимских, Татарстанских, Вятских, Мордовских, Нижегородских и Пензенских святых

    Во Введенской церкви нашего монастыря находится напольный деревянный резной мощевик с частицами мощей преподобного Феодора Санаксарского, праведного воина Феодора Ушакова, святителя Гурия Казанского, чудотворца, святителя Германа Казанского и многих других Божиих угодников.

Ссылка на основную публикацию