Евхаристия в православной церкви

Православные христиане четко понимают тот факт, что им не просто нужно молиться дома или посещать церковь, но и принимать участие в Святых Таинствах, одним из которых является Евхаристия (Таинство Причащения). Среди 7 церковных Таинств оно является одним из самых важных.

Евхаристия (переводится с греческого как благодарение) — священнодействие, которое заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их употреблении. Обычно евхаристический канон служится в середине богослужения, во время чего, происходит претворение просфоры и вина в Тело и Кровь нашего Спасителя Иисуса Христа. Во время Таинства происходит единение христиан с Господом. Господь даровал нам это Таинство на Тайной вечери, на последней трапезе Иисуса Христа с его учениками.

  1. Как появилось Таинство Причастия – важные факты из истории
  2. Немного о назначении Таинства Евхаристии
  3. Как подготовиться к Евхаристии правильно?
  4. Как совершается Таинство?

Как появилось Таинство Причастия – важные факты из истории

Тот факт, что Евхаристия является основой Божественной Литургии и незаменимым Таинством для спасения человеческой души, хорошо понимают не только современные верующие люди, ведь знали об этом и первые христиане. Как только в жизнь человека вошло христианство, начали совершать и Таинство Евхаристии, но выглядело все немного по-другому, чем мы привыкли видеть сейчас. Первая проведенная Евхаристия называлась не Причастием, а «Агапа» и перевод этого слова имел очень символический смысл, поскольку звучал, как вечеря любви.

Именно на этой вечере, люди читали и толковали Священное Писание, а еще восхваляли Господа пением ветхозаветных гимнов. Первые христиане пекли специальный хлеб, имеющий название «Панагия» в честь Богородицы. Позже стали совершать чины служб, записанные известными святителями церкви: Василием Великим, Григорием Богословом, а также Иоанном Златоустом.

Что же касается других важных исторических фактов, касающихся именно таинства Евхаристии, то здесь стоит отметить следующее:

  • первое разделение агапы начали практиковать в Византии, что превратилось в благотворительные трапезы для людей, оказавшихся в сложном материальном положении – они получали частичку от самой Евхаристии;
  • гимны, возглашаемые первыми христианами в голос, превратились в тайные молитвы;
  • со временем появились такие понятия, как малые и великие входы;
  • священники практиковали служение агапы в вечернее время суток, а вот литургии совершали ранним утром;
  • постепенно перестали использовать такую практику, как вывод их храма кающихся, а также оглашенных;
  • появилось разграничение алтаря от основной части храма, а после того появились и иконостасы, которые мы привыкли видеть в храмах сейчас;
  • со временем священники стали использовать лжицу (небольшая ложка с крестом на конце рукояти) для причащения мирян.

Постепенно стали появляться такие песнопения, как «Трисвятое», «Символ веры», «Единородный Сыне», «Херувимская песнь», с которыми хорошо знакомы многие современные христиане. Постепенно начали появляться богослужения, совершаемые в утренние и вечерние часы.

Немного о назначении Таинства Евхаристии

Евхаристия – это не просто священнодействие, которое нужно отбыть и забыть, а нужна она христианам по следующим причинам:

  • это великое Таинство позволяет человеку воссоединиться с Самим Иисусом Христом;
  • после того как хлеб и вино претворяются в истинное Тело и истинную Кровь Господа, прихожане могут приступить к Святой Чаше. Таким образом, Господь входит в сердце верующего, освящая его душу и тело, делая его достойным Царствия Небесного.

Как подготовиться к Евхаристии правильно?

Подготовиться к тому, чтобы стать достойным участником Таинства Евхаристии, каждый верующий православной церкви может следующим образом:

  • всегда нужно подходить к этому Таинству полностью осознанно, не воспринимая Евхаристию, в качестве какого-то общепринятого церковного обряда;
  • не стоит рваться подойти к Чаше первым, спешить и суетиться;
  • нужно прочитать правило подготовки к Святому Причастию, которое есть в абсолютно каждом православном молитвослове;
  • перед Причастием стоит читать соответствующие тропари, псалмы, стихи, каноны и молитвы;
  • перед тем, как приступить к Причастию, святые отцы рекомендуют примириться с теми, кому мы нанести обиду либо кто обидел нас.

Одним из главных условия достойной подготовки к Тайне Евхаристии является именно прощение обид всем, кто задел интересы человека словом или делом. Имея в сердце обиду и злобу, затаив их очень глубоко, к Причастию рекомендуется не приступать, пока не будут преодолены эти проблемы. Христианин обязательно должен осознать, что в Чаше будут именно истинное Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина.

Перед Причастием, христианину стоит соблюдать пост, причем, как телесный (воздержаться от скоромной пищи: яиц, мяса, молока), так и душевный (воздержаться от злых мыслей, слов). Если состояние здоровья не позволяет, то можно поститься один день. Рекомендовано поститься перед причастием примерно одну неделю, но минимум хотя бы 3 дня.

Обязательно перед Таинством Причащения надо исповедоваться. Нужно очистить свою душу от грехов, которое совершается в Таинстве Исповеди.

Как совершается Таинство?

Евхаристический канон начинается во время Божественной Литургии после пения Символа Веры. Во время этого канона священник благословляет Дары и благодарит Бога за все, после чего происходит претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Завершается Евхаристический канон именно прославлением Богородицы, после чего причащаются священники в алтаре, а затем прихожане.

Перед Причастием читается специальная молитва, после чего исповедавшиеся христиане спокойно подходят к Чаше, сложив руки на груди. Стоя перед Чашей, креститься нельзя – это необходимая мера для того, чтобы не опрокинуть ее случайно. Далее христианину стоит назвать свое имя и открыть рот, чтобы священнослужитель с помощью лжицы положил туда частицу Крови и Плоти Христа. Также нужно поцеловать нижний край Чаши.

После причастия нужно отойти, взять со специального столика просфору и запить её. Далее стоит дождаться окончания литургии, а весь последующий день стоит хранить себя в чистоте, воздерживаться от грехов.

Нужно понимать, что Евхаристия – это очень важно и очень ответственно, поэтому причащаться нужно достойно, ведь только так можно получить от этого реальную пользу. Достойное принятие Евхаристии – это истинный путь к спасению, выбрав который, человек сможет воссоединиться с Богом, постепенно победив свои греховные привычки. Участником этого Таинства стоит становиться как можно чаще.

Узнайте все самое интересное и важное о Причастии, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Таинство Евхаристии

Что такое Причастие? Это Таинство (священнодействие, в котором участвует сам Бог) заключается в том, что хлеб и вино чудесным (непостижимым) образом становятся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа. А также в последующем раздаянии (раздаче) Их христианам во время службы. Происходит это во время Литургии, Святые дары освящаются Святым Духом по молитвам священника и верующих.

Причастие также называют Евхаристией (с греческого «благодарение»). Это один из важных моментов Литургии и центральное Таинство в Православии, основа Церкви.

Установление Причастия

Участие в этом Таинстве заповедал нам Иисус Христос на Тайной Вечери – последнем ужине с учениками. На той пасхальной трапезе Иисус Христос, знавший, что скоро Его казнят, дал последние наставления апостолам. Он предсказал предательство одного из них, а также установил Таинство Евхаристии.

Спаситель дал ученикам в пищу своё Тело и Кровь под видом хлеба и вина, сказав:

“Приимите и ядите: сие есть Тело Мое… сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов” (Мф 26:26-28).

Причастие – это наша возможность принять участие в Тайнуй Вечери и лично принять сердцем Святые Дары, чтобы соединиться со Христом.

Хлеб и вино во времена Христа были самыми распространёнными продуктами. Господь выбрал их для Причастия как символ (связь) единения с Богом. Во время Таинства хлеб и вино сохраняют свой физический облик, свою сущность. Но духовно они становятся Телом и Кровью Христа.

Святитель Григорий Нисский в труде “Большое огласительное слово” пишет, что Бог

“посредством Плоти сообщает Себя всем уверовавшим… чтобы единением с Бессмертным и человек соделался причастником Нетления… Естество видимого хлеба и вина преобразуется в Тело и Кровь Христа”.

Евхаристия – это не символический обряд, а самое настоящее Чудо, Дар Божий. Нам сложно его осознать, но дано принять верой. Поэтому Тело и Кровь Христову ещё называют Святыми Тайнами.

Причастие в церкви: правила подготовки

Принимать Тело и Кровь Христа нужно с осознанием того, что мы не достойны этой величайшей Святыни. Господь даёт Её кающимся грешникам по своей безмерной Милости. Поэтому перед Причастием следует немного потрудиться и подготовить своё тело и ум и душу. В течение веков сложился определённый обычай подготовки к Причастию. Она заключается в молитве, посте и покаянии.

Желающему причаститься следует уделить время молитве и прочитать Последование ко Святому Причащению. Также читаются три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю. Молитва должна быть вдумчивой и искренней, а не формальной. Также накануне принятия Христовых Таин необходимо посетить вечернее богослужение.

Отказ от излишеств в еде и развлечений также необходимо для достижения правильного настроя перед Причастием. Раньше желающие причаститься постились неделю и даже больше. Сегодня наиболее распространённой церковной традицией является трёхдневный пост перед Евхаристией.

В 2015 году была принята новая Евхаристическая концепция (“Участие верных в Евхаристии”) Русской Православной Церкви. Согласное ей, для тех верующих, которые соблюдают все многодневные посты в течение года и еженедельно постятся в среду и пятницу, допускается однодневный пост перед Причастием или вообще отменяется.

Накануне Причастия должно воздержаться от супружеской близости. Приступать к Христовым Тайнам нужно строго натощак, то есть накануне с полуночи нельзя принимать пищу. Стоит отметить, что особо важные лекарства не считаются пищей, их можно принимать накануне Причастия.

В некоторых случаях пост перед Евхаристией по благословению священника может быть облегчён или отменён. Такие послабления позволительны тяжело больным людям, а также беременным и кормящим женщинам. Священником могут быть учтены и другие жизненные обстоятельства (тяжёлая физическая работа, несение военной службы и т. п.).

Исповедь как условие Причастия

Таинство Причастия в Православной Церкви также предполагает предварительное очищение от грехов в Таинстве Покаяния. Исповедаться можно накануне в субботу или же на Литургии в день Причастия. После Исповеди нужно взять у священника благословение на Причастие. Желающему причаститься необходимо примириться с ближними, попросить у них прощения и оставить все ссоры и обиды.

Готовящийся к Причастию человек может сталкиваться с различными искушениями. Но ему нужно стойко продолжать подготовку и не поддаваться дьявольскому воздействию. В этом помогут уединение, молитва и чтение душеполезной литературы.

После Причастия принято благодарить Бога за проявленную Им Милость и читать благодарственные молитвы. Существует традиция читать благодарственные молитвы 3 дня после Причастия. Нужно пребывать в благоговении и стремлении сохранить в себе полученную от Бога благодать. То, как часто причащаться, каждый христианин решает сам или с помощью духовника. Церковь же рекомендует делать это минимум один раз в месяц.

Что такое Причастие — значение Таинства

Ни в коем случае нельзя приравнивать Святое Причастие к “волшебной таблетке” от болезней и скорбей. Таким отношением мы огорчаем Бога и не ценим Его Святые Дары, искажаем и уменьшаем великое значение Христовых Тайн.

В послании к Ефесянам священномученик Игнатий Богоносец говорит:

“Евхаристический хлеб есть лекарство бессмертия, залог неумирания в вечной жизни в Иисусе Христе”.

Причастие – это Святыня, позволяющая нам соединиться с Богом и спасти свою душу, а не магический инструмент для обретения земного благополучия.

Что даёт Причастие в церкви человеку? Принимая Тело и Кровь Христовы, мы воссоединяемся с Богом, напитываемся Его Благодатью. Господь вселяется в наше тело и сердце, освящает и преображает нас. Однако не следует причащаться ради получения особых ощущений и наслаждений, забывая при этом суть Таинства. Причастие дано нам для помощи в борьбе с грехом. Для того, чтобы мы могли преодолеть нашу греховную человеческую природу, приблизиться к Господу и спасти свою душу.

Бог не оставит того, кто смиренно и с Верой приступает к Чаше со Святыми Дарами. Известно множество случаев, когда Господь через Причастие исцелял людей от болезней, избавлял от скорбей. Но не житейские блага, а духовная близость с Богом и своими ближними должна быть нашим главным мотивом для принятия Христовых Тайн.

Святитель Василий Великий в “Нравственных правилах” говорит, что

“приступающий к Причащению без разумения намерения, для которого даётся Причащение Тела и Крови Христовых, не получает от этого пользы, а причащающийся недостойно — осуждается”.

В “Книге душеполезнейшей о непрестанном причащении” можно найти слова преподобного Никодима Святогорца:

“Без частого Причащения мы не можем освободиться от страстей и взойти на высоту бесстрастия”.

Именно в спасительном приобщении к Богу заключается величайшее значение Таинства Евхаристии.

Евхаристия в православной церкви

Мы продолжаем публикацию отрывков из книги иерея Владимира Соколова «Спор с самим собой. Духовная брань в современном мире» (издательства «Даниловский благовестник» Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы). В этой статье Владимир Соколов анализирует различное понимание значения Евхаристии в католицизме и Православии.

…Трагизм положения заключается в том, что католическое влияние воспринималось неосознанно: многое из того, что является по своему религиозному содержанию чуждым Православию, было усвоено как свое, родное, ведь оно исходило из родных духовных школ, где и получали образование почти все наиболее способные к проповеди пастыри.

Евхаристия в православной церкви

Однако нельзя все же видеть в нашей духовной школе одни западные влияния. Несмотря на то, что духовная школа была «в богословском пленении Запада» (выражение Флоровского), в ней сохранялась и самобытность – традиции богословствования, усвоенные от Византии. Источником этого, главным образом, было литургическое наследие древнего Православия. К сожалению, для большинства глубинный смысл литургических текстов был закрыт – сказывалось отсутствие богословских навыков. Но кому-то удавалось распознавать в богослужебных текстах бесценные жемчужины богословия, – и тогда Предание начинало новую жизнь, и, таким образом, не прерывалось. Именно поэтому западное влияние все-таки не было тотальным – традиция продолжала жить.

Некритическое восприятие католического богословия приводило к неверному прочтению основных истин святоотеческого Предания – таких, как учение о спасении, учение о нетварных энергиях Божества, понимание авторитета в Церкви. А это повлияло на наше отношению к браку, к священству, к молитве и, самое главное, на наше отношение к Евхаристии.

По католическому учению, во время Литургии происходит пресуществление хлеба и вина в подлинные Тело и Кровь Христову в результате произведенных операций (ex opere operato). Тело и Кровь Христовы сохраняют лишь внешний вид вина и хлеба, а причащающийся человек испытывает «превеществление» своего тела в сущность Тела Христова. У многих это вызовет недоуменный вопрос: «А разве это не православное учение»? Можно ответить вполне утвердительно: «Нет! Не православное».

Святоотеческое учение о Евхаристии иерей Олег Давыденков (кандидат богословия, преподаватель догматического богословия) характеризует следующим образом: «Некоторые отцы Церкви учили о преложении как усвоении евхаристического хлеба и вина человечеством Слова… Такое учение мы встречаем у свщмч. Иринея Лионского, у свт. Григория Нисского, у прп. Иоанна Дамаскина, у прп. Максима Исповедника» 1 .

Для иллюстрации этого учения сошлемся на преподобного Иоанна Дамаскина. Поскольку, говорит он, «у людей существует обычай есть хлеб и пить воду и вино, Бог сочетал с ними Свое Божество и сделал их Своими – Телом и Кровью для того, чтобы чрез то, что обычно и согласно с естеством, мы оказались среди того, что выше естества… Не простой хлеб, но соединенный с Божеством» 2 . «Два естества в преложившемся от нас Теле Христа, неразлучно соединенные по ипостаси. И причащаемся мы двух естеств: Тела – телесно, Божества – духовно» 3 .

По католическому же учению Таинство совершается не призыванием Святого Духа, а произнесением священником установительных слов. «Силою самих слов, – писал папа Евгений IV в одном из важнейших документов, принятых на Флорентийском Соборе (1439 г.), – вещество хлеба превращается в Тело Христово, а вещество вина – в Кровь» 4 .Таинство, по мнению католиков, совершается, таким образом, ex opere operato (силою произнесенных слов), – по существу, магически.

Здесь священник является главным действующим лицом, он совершает это Таинство, а не Бог. Вино и хлеб становятся Телом и Кровью повелением священника, а не тем, что соединяются со Христом по ипостаси, наитием Святого Духа. Нам могут возразить, что католики, выдвигая такую формулу совершения Таинства, имеют в виду не вообще способ его совершения, а только тот случай, когда Таинство совершает недостойный священник. Но в таком случае возникает вопрос о критериях, по которым мы имеем возможность утверждать, что священник достоин совершать Таинство. Такие критерии вряд ли найдутся, – и тогда мы вынуждены будем признать всякого священника недостойным совершать Таинство. Поэтому и формулу эту должны будем распространить на все случаи совершения Таинств. Поэтому уже в самом неопределенном учении о достоинстве скрыто содержится тезис о магическом совершении Таинства.

…Индивидуалистическая религиозность извращает образ христианства и образ причащения, ибо «с самого начала христианства быть христианином означало быть членом церковной общины» 5 , а причащаться Телу и Крови – соединяться в единое Тело Христа. «Евхаристия… не есть центральное Таинство в Церкви, она есть Таинство Церкви» 6 , т.е. собрания, – Таинство соединения в Церковь, совершаемое всеми. Евхаристия есть служение всей общины во главе с предстоятелем. У каждого в Литургии своя мера служения, и мирянин-лаик (член народа Божьего) так же, как и предстоятель, посвящается на литургическое служение. Чином такого посвящения является Крещение. Лаик так же, как и предстоятель, служит, и причащается по тому же образу причащения, что и предстоятель.

Это были различные служения. Но «различие выражалось не в степени участия на Евхаристическом собрании, а в месте, занимаемом членами собрания при совершении Евхаристии» 7 .Так было в древней Церкви 8 . Католики совершенно утеряли понимание Евхаристии как служения предстоятеля и мирян-лаиков: по их учению Церковь четко разделена на посвященных и непосвященных, на учащих и учащихся, на совершающих Таинства и не участвующих в их совершении. Мирянин там является лишь пассивным потребителем приготовленного для него посвященным священнослужителем Тела, именно Тела, потому что миряне там не причащаются Крови. Но это извращенный образ Церкви как евхаристического собрания, и извращенный и урезанный – вследствие неверного понимания собрания – образ причащения.

У нас в богослужебных текстах сохранились следы древнего образа совершения Литургии. Вся разница между православным и католическим учением о Евхаристии состоит в том, что в католичестве причащение мирян представляется как акт пассивный – акт приобщения их к приготовленным посвященным священником Дарам, а в Православии участие мирян в Евхаристии видится как процесс активный – процесс особого служения мирян, сутью которого, в конечном итоге, является мистическое соединение в Тело Христа. Именно в результате совместного служения и мистического соединения со Христом, а не в результате произведенных операций, хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и Кровь Христову. Евхаристия связана с собранием, в раннем Предании Церкви и в святоотеческом богословии она рассматривается в неразрывной связи с понятиями Церковь и Собрание. Но в нашем «богословии, которое принято называть “школьным” и которое возникло, после обрыва отеческой традиции, преимущественно из западного понимания как метода, так и самой природы богословия, о связи Собрания, Евхаристии и Церкви вообще не упоминается» 9 .

2 Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Книга 4, глава XIII.

3 Иоанн Дамаскин, прп. Защитительные слова против отрицающих святые иконы. Цит. по: Лоргус Андрей, священник. Православная антропология. М., 2001. С. 78.

1. Практика приуготовительного поста регулируется аскетической традицией Церкви. Пост в форме воздержания от скоромной пищи и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием, традиционно предваряет Причащение Святых Тайн. Продолжительность и мера поста перед Святым Причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, а для женщин — при беременности и кормлении пост может быть сокращен, облегчен или отменен. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения).

Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед Причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна Причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника. Требования подготовки ко Святому Причащению, адресованные к часто причащающимся мирянам, относятся и к священнослужителям.

Особый случай в отношении практики подготовки ко Святому Причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные Литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора).

Из этого правила ясно следует, что миряне призываются Причащаться на Литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко Святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко Причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития.

2. От приуготовительного поста следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до Святого Причащения. Этот пост канонически обязателен (см. выше 41-е [50-е] правило Карфагенского Собора). При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете),и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин.

Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко Святому Причащению от супружеского общения. 5 правило Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне Причастия.

Христиан, подверженных вредной привычке табакокурения, Церковь призывает отказаться от нее. Тем, кто не имеет пока для этого сил, надлежит воздерживаться от курения с полуночи, а по возможности — и с вечера в канун Причащения.

Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время является уставной нормой (впрочем, на практике эта Литургия обычно совершается утром). В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, «при совершении Божественной Литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов, однако воздержание перед Причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость».

На не менее чем шестичасовую норму воздержания следует также ориентироваться при подготовке к Причащению за Божественной Литургией, совершаемой ночью (к примеру, в праздники Святой Пасхи и Рождества Христова).

Митрополит Иларион Алфеев, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (1966). «Как часто должно причащаться». «Пост перед причащением является благочестивой традицией Русской Церкви, и он необходим для тех, кто причащается редко, так как заставляет их в дни говения углубиться в себя и подумать о грехах. Что же касается людей, стремящихся причащаться каждое воскресенье или чаще, к ним применяются менее строгие правила. Есть, кроме того, немало праздничных дней, когда пост противоречит самой идее праздника».

Марк, епископ Егорьевский, заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии (1964). Традиция трехдневного поста. «Традиция трехдневного поста идет от традиции синодального периода, когда причащались один-два раза раз в год. В этой ситуации нормально и очень хорошо, если человек перед причастием попостится 3 дня. Сегодня, как правило, духовники и священники рекомендуют причащаться гораздо чаще. Получается некое противоречие: люди, которые хотят причащаться часто, обрекают себя на почти постоянный пост по четвергам и субботам, что становится для многих непосильным подвигом. Если мы и в дальнейшем не будем относиться к этому вопросу с рассуждением, то это будет оказывать свое отрицательное воздействие на духовную жизнь нашей Церкви.»

Игумен Петр Мещеринов, катехизатор, миссионер, публицист, переводчик (1966). «Чашу Жизни вкусите». «Телесный пост перед Причастием — это еще одна традиция Русской Церкви, связанная с редким причащением. Типикон указывает на недельное говение перед причастием. Очевидно, что это норма для причащающихся раз в год и реже; для часто причащающихся (раз в неделю и чаще) телесного поста нет. К сожалению, последней практике следуют в наше время лишь священнослужители и некоторые из благочестивых мирян. Подчеркнем, что телесный пост – это не сама цель, а всего лишь средство для ведения более сосредоточенной духовной жизни».

Евхаристия в православной церкви

  • Евхари́стия (греч. εὐ-χᾰριστία — благодарение, благодарность, признательность от греч. εὖ — добро, благо и греч. χάρις — почитание, честь, уважение), Свято́е Прича́стие, Ве́черя Госпо́дня, в различных течениях христианства толкуется как таинство, священнодействие, обряд. Заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их употреблении. Согласно апостолу Павлу, при этом христиане приобщаются Тела и Крови Иисуса Христа (1Кор. 10:16, 1Кор. 11:23-25). Евхаристия, согласно православному вероучению, даёт возможность верующему соединиться с Богом во Христе. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения и вечной жизни. В позднепротестантских течениях она, как правило, толкуется как символическое действие, выражающее единство верующего со Христом, но не осуществляющее его непосредственно.

У православных, католиков, дохалкидонитов, большинства лютеран, англикан, старокатоликов и в некоторых других конфессиях составляет основу главного христианского богослужения, Божественной литургии (или Мессы). Термин «Евхаристия» используется в православии, католицизме и англиканстве. В протестантизме приняты наименования «Вечеря Господня» или «Хлебопреломление».

ЕВХАРИ’СТИЯ, и, мн. нет, ж. [греч. eucharistia, букв. благодарение] (церк.). То же, что причащение.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

евхари́стия

1. церк. причащение как одно из семи христианских таинств, при совершении которого по завершении литургии верующие в виде вина и хлеба вкушают «тело и кровь» Христовы ◆ Кто поднимет слово и покажет его времени, как священник евхаристию, ― будет вторым Иисусом Навином. О. Э. Мандельштам, «Слово и культура», 1921 г. ◆ В религии Христа кровавая жертва заменяется жертвой бескровной ― евхаристией, приобщением к вселенской жертве Христа, отменившей все другие жертвы, а Закон заменяется свободной любовью. Н. А. Бердяев, «Философия свободы», 1911 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова грабитель (существительное):

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • Carmina Isolopheica (11)
  • Dictionis (3)
  • Богословские и исторические наброски (42)
  • Вопросы о христианстве (1)
  • ДНЕВНИК ОДИНОКОГО ВЛЮБЛЕННОГО (1)
  • Илииадушка (1)
  • Кино, вино и. (4)
  • Книжное обозрение (1)
  • Конспекты: из прочтенного (6)
  • Литургическое творчество христианства (1)
  • Патрологические зарисовки (18)
  • Разное (4)
  • Философские очерки (1)
  • Хроники ПП (38)

Цитатник

Монах-миссионер хочет привлечь молодежь в храмы через онлайн-игру Москва. 1 сентября. ИНТЕРФА.

Российские дореволюционные издания по истории из Google Books Помещаю сообщение diesell из ЖЖ.

Цифровые наркотики http://www.europoster.ru/pic/B013OGN0329.jpg Все мы знаем, что музыка .

Новые «смертные» грехи Впервые за полторы тысячи лет Ватикан обновил список «смертных» грехо.

Cлухи об изменении догматики у католиков все-таки сильно преувеличены. Уточнение к посту www.

Фотоальбом

неизвестно

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Ссылка на основную публикацию