Есть ли у Церкви Конституция

ПРАВОСЛА́ВИЕ (каль­ка с греч. ὀρθοδοξ ί α , букв. – пра­виль­ное мне­ние), со вре­мён древ­ней Церк­ви обо­зна­че­ние при­вер­жен­но­сти к ис­по­ве­да­нию ис­тин­ной хри­сти­ан­ской апо­столь­ской ве­ры в от­ли­чие от ере­сей , оп­ре­де­лив­шее по­сле раз­де­ле­ния церк­вей 1054 кон­фес­сио­наль­ное са­мо­име­но­ва­ние со­об­ще­ст­ва вост. церк­вей ви­зант. тра­ди­ции, на­хо­дя­щих­ся ме­ж­ду со­бой в дог­ма­тич. и са­кра­мен­таль­ном един­ст­ве на ос­но­ве вер­но­сти ре­ше­ни­ям Все­лен­ских со­бо­ров и свя­то­оте­че­ско­му пре­да­нию; яв­ля­ет­ся, т. о., си­но­ни­мом пра­во­слав­ной Церк­ви.

В Православной Церкви существует примерно 784 древних канона, которые сформировались с I по IX век и по которым она живет до сих пор. Это не считая заповедей, приложения к канонам и отдельного устава каждой из 15 Поместных Православных Церквей. Кто и зачем их сформировал — в «Слайдах».

Заповеди

Те самые 10 заповедей, которые дал Бог Моисею. Все они перечислены в книге Исход (Исх 20:2–17). Формально это не документ по церковному управлению, а нравственные законы для каждого человека. Но без их исполнения следовать «каноническим» церковным документам — бессмысленно.

Апостольские правила

Самые древние правила, которыми руководствуется Церковь. Всего их 85. Они говорят о церковном управлении, что можно или нельзя клирикам и мирянам. Хоть правила и называются «апостольскими», ученики Христа их не писали — это часть церковного Предания, они окончательно сформировались в IV веке и были приняты на II Вселенском Соборе. Тем не менее эти правила обладают «апостольским авторитетом».

Правила Вселенских Соборов

Вселенский Собор — высшая власть в Церкви, поэтому его правила и догматы обязательны для Вселенского Православия. Всего 189 правил. Например, на II и III Вселенских Соборах утвердили окончательный вариант Символа веры, текст которого остался неизменным и поется во время каждой литургии.

Правила Поместных Соборов

320 правил. По другой нумерации — 335. Их общеобязательность признал Трулльский Вселенский Собор во втором правиле.

Правила святых отцов

174 правила. По другой нумерации — 175. На самом деле не все епископы (отцы) из этого списка святые в прямом смысле слова — святость не была критерием отбора. Двое из 13-ти отцов (Тимофей и Феофил Александрийские) — не включены в месяцеслов. Как и остальные правила, «Правила святых отцов» признали общеобязательными на Вселенских Соборах: Трулльском (правило 2) и VII Вселенском (правило 1).

Устав Церкви

В православном мире есть 15 самостоятельных (Поместных) Церквей и у каждой есть свой устав — это нормально. Устав не касается догматов, а лишь административных правил — как управлять епархиями, назначать экзархов, выбирать предстоятеля или организовать приход. В отличие от постановлений Вселенских Соборов, правил апостолов или отцов Церкви, устав каждой самостоятельной Церкви может изменяться.

Официальные документы, принятые на Синоде или Архиерейском Соборе

Например: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» — документ, регулирующий отношения Церкви и общества, или документ «Об участии верных в Евхаристии», где доступным и современным языком сказано, как православному христианину нужно готовиться к Причастию.

Зачем нужны каноны?

Каноны, то есть правила и уставы, нужны, чтобы сохранить Православную Церковь в том виде, какой она была дарована нам Богом с первых веков христианства. Речь не об отрицании технического прогресса или другом «мракобесии», а о сохранении чистоты веры Церкви в целом и каждого христианина в отдельности, вне зависимости от внешних условий жизни. При этом церковные каноны зачастую требуют истолкования и в своих запретах или наказаниях допускают различные варианты, оставляя окончательные решения на усмотрение духовника или епископа ради пользы человека. Это не какая-то мертвая схема, а живое Предание Церкви.

Канонические правила Православной Церкви
с толкованиями

1. Что такое каноны? Это правила, по которым члены Церкви должны служить Богу и организовывать свою жизнь так, чтобы постоянно поддерживать это состояние служения, эту жизнь в Боге. Если Священное Писание-Библия это направление и путь, то каноны — это вехи, чтобы не отклониться от пути.

2. Обязательно ли всем православным исполнять каноны? Обязательно. 1Тим.3:15 «. Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.» Приняв Крещение в Православной Церкви человек становится частью Церкви — Тела Христова. 1Кор.6:15 «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» Не может отдельный член Церкви — не подчиняться Главе Иисусу Христу. Если же он выходит из подчинения — рука Божия невидимым способом отсекает его от Тела Церкви. Именно поэтому в Символе Веры мы поём «Верую в . Соборную . Церковь». Соборность наша заключается в том, что вся Церковь должна пребывать «в одном духе и в одних мыслях» (1Кор.1:10). Каноны Церкви приняты Соборным сознанием Церкви — всехвальными апостолами, а также семью святыми Вселенскими соборами, поместными соборами и святыми отцами — которые названы трубами Духа Святаго. (7-й Вселннский Собор, 1-е правило)

3. Имеет ли право священник (епископ или пресвитер) или мирянин как-то отменять эти правила? Не имеет. Ни поместная Церковь (Греческая, русская, грузинская, александрийская и др.), ни патриарх, ни архиерейский собор, ни синод, ни епископ, ни пресвитер, ни дьякон, ни мирянин — не имеет право отменять, не исполнять хоть и одного малого правила. Тот же кто покусится отменить или изменить какое-либо правило, то по 2-му правилу 6-го Вселенского Собора он подвергается наказанию того правила, которое решил отменить. Чтобы отменить или изменить каноническое правило, должен быть собран равный по славе Вселенский Собор. Если указание священника, епископа, патриарха, поместного собора входит в противоречие с правилами Вселенских Соборов — то такое указание православный христианин не имеет права исполнять.

1. Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами.

2. Входящие в Русскую Православную Церковь Автономные и Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, Митрополичьи округа, митрополии, епархии, викариатства, синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья (далее по тексту Устава именуемые «канонические подразделения») канонически составляют Московский Патриархат.

4. Русская Православная Церковь, при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов, осуществляет свою деятельность на основе:

а) Священного Писания и Священного Предания;

б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов;

в) постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и указов Патриарха Московского и всея Руси;

г) настоящего Устава.

5. Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация.

Московская Патриархия и иные канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве юридических лиц как религиозные организации.

Канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории иных государств, могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц в соответствии с существующими в каждой стране законами.

6. Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления.

7. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

При Патриархе Московском и всея Руси и Священном Синоде в качестве исполнительного органа действует Высший Церковный Совет.

Совещательным органом, содействующим высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви, является Межсоборное Присутствие.

8. В Русской Православной Церкви действует церковный суд в трех инстанциях:

а) епархиальный суд;

б) высший общецерковный суд;

в) суд Архиерейского Собора.

9. Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность.

10. Канонические подразделения Русской Православной Церкви не ведут политической деятельности и не предоставляют свои помещения для проведения политических мероприятий.

Раздел со всеми православными церковными канонами, которые являют собой дисциплинарное законодательство – основные церковные правила, определяющие порядок жизни Православной Церкви (ее внутренне устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан). Каноны были составлены как отдельными церковными авторитетами, святыми отцами, так и различными церковными соборами. Каноны едины для всех православных людей всех стран, утверждены на Вселенских и Поместных соборах и отмене не подлежат.

Есть ли у Церкви Конституция

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1-2).

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17).

«Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим.3:31).

Понятие Церковные каноны обозначает 1) обязательные для всех правила, которые определяют порядок жизни, принятый в Церкви (внутреннее устройство Православной Церкви, дисциплина, аспекты жизни православных прихожан); 2) свод церковных правил.

Соответственно, «канонический» означает – «законный, церковно признанный». Причем, признание это определяется именно исполнением норм церковной жизни.

Виды канонов

Есть ли у Церкви Конституция

Фото: Stvladimir.by

Каноны составлялись церковными соборами на протяжении веков. Но есть часть канонов, которые имеют конкретных авторов – апостолов и авторитетных, уважаемых святых отцов.

По этому признаку они делятся на:

  • соборные,
  • апостольские,
  • святоотеческие.

Полностью существующие каноны можно изучить в основном каноническом корпусе Православия, называемом «Книга правил». Второй сборник «Кормчая книга» – она служит сборником светских и церковных законов, которые используются церковными судами в православных славянских странах. Ими же руководствуется управление Церковью.

Для чего нужны церковные каноны?

Есть ли у Церкви Конституция

Фото: Hramermogen.ru

Канон переводится с греческого как «норма» или «правило». И по своему смыслу они представляют собой для Церкви то же самое, что для государства представляет его законодательство. История общества на протяжении многих веков не раз показала, что происходит с государствами, в которых люди начинают пренебрегать законами. Поэтому каноны Церкви свято проносятся через тысячелетия, изменяясь лишь в зависимости от общественного устройства, но при этом не теряя своей основы – любви к Богу.

Недаром знаменитый зарубежный богословский теоретик и практик, преподаватель предмета Канонического права во Франции, русский по происхождению, Николай Николаевич Афанасьев, говорил студентам, когда начинал курс лекций, об этом. Он начинал курс с заявления слушателям, что самому праву в Церкви места нет, оно появилось тогда, когда иссякла любовь! Как бы ни странно звучали эти слова из уст священника, но они верно отражают тенденции мирового устройства.

Некоторые законы и правила в обычной жизни кажутся нам порой излишними и утомительными, например, правила дорожного движения. Но как только хотя бы один человек грубо нарушит правила дорожного движения, он может создать гигантскую пробку и погубить немало судеб, как физически, так и в общественном смысле. Такую же аналогию можно провести и с церковными канонами.

Но в Церкви все значительно более неформально в индивидуальном плане. Ведь каждый прихожанин имеет свои личностные качества, проблемы, прегрешения, которые когда-то первый раз привели его в Церковь. Исполнить те или иные каноны он не может в силу разных причин, например, физической немощи. И духовник играет в этом очень значительную роль. Он ограничивает каноническую норму для конкретного православного христианина.

Многие каноны были сформированы в первые века после Рождества Христова и применить их буквально совершенно невозможно в наше время. Поэтому избежать формализма, быть гибким и учитывать индивидуальные возможности паствы – вот каноническая обязанность священника.

Можно ли получить спасение и жизнь вечную, если не выполнять канонические правила?

Есть ли у Церкви Конституция

Фото: Elitsy.ru

Каждый из людей имеет массу слабостей – лень, эгоизм, множество непреодоленных страстей. Поэтому для каждого крещенного человека нужен определенный вектор, который на пути к главной цели – спасению — будет определять наиболее короткий путь. Таким вектором благочестивой жизни и служат церковные каноны.

Например, домашняя молитва может быть у каждого в своем порядке, лишь бы она достигала цели – помолиться, то есть поговорить с Богом и получить адекватный отзыв, обрести душевный покой. Пусть это произойдет при незажженной лампаде, сидя в кресле после тяжелого трудового дня. Но этот результат будет лучше, чем у того, кто прочитал все вечернее правило, стоя перед иконами с зажженной свечой, но мыслями блуждая далеко от Бога. То есть тот, и другой в чем-то нарушили каноны, но пользу от этого получил только один из них.

Но когда эти же люди приходят в Храм, то здесь уже невозможно учесть все взгляды, интересы и предпочтения. И здесь, в обществе, нужно всю массу индивидуальностей привести к какому-то стройному единообразию. Здесь уже без канонов не обойтись и их исполнение необходимо.

Таким образом, общеобязательные каноны становятся необходимы там, где есть общество, где нужно четко прописать права и обязанности каждого, чтобы избежать беспорядка, хаоса и привести все в единообразный вид.

И этот вид Единой Святой Соборной Апостольской Церкви неизменен со времен ее основания. Его и призваны сохранить каноны в том виде, в каком создал ее Иисус Христос, чтобы не утратить Божественной сути.

Церковь тождественна сама себе, и это сохраняется через все прошедшие века.

Завещал ли Иисус Христос какие-либо каноны?

Есть ли у Церкви Конституция

Фото: Elitsy.ru

Разумеется, именно от Него и исходят многие канонические нормы жизни христиан. Например, самое первое таинство – Крещение, Он устанавливает в Евангелии:

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Мф 28:19-20

И многие другие нормы, которые мы узнаем из Святого Евангелия, устанавливаются именно как каноны. То есть, сам основатель Церкви изначально дает правила, по которым ей жить в дали веков.

Разумеется, Святой Дух ведет нашу Церковь и осеняет ее, благодаря чему она развивается и обновляет свои нормы, следуя за мировым развитием. Но в целом все обновления проходят только по тем принципам, которые установил Господь в Евангелии.

Группы канонов и области их регулирования

Есть ли у Церкви Конституция

Фото: Vologda-mitropolia.ru

Все общеобязательные правила можно разделить на несколько групп:

  • Административные каноны – регулируют порядок руководства Церковью;
  • Дисциплинарные — направлены на упорядочение жизни верующих и служение монахов;
  • Догматические – осуждают ереси и секты;
  • Территориальные – устанавливают управление Церковью по территориальному признаку, устанавливают полномочия высших священнических чинов – епископов, митрополитов, патриархов и регулярность проведения соборов самого разного назначения.

И пусть многие церковные каноны, установленные в первые века, устарели, но они все равно изучаются, чтятся и являются определенным эталоном для последующих веков. Пусть из них не берется напрямую буква церковного закона, но Дух этих канонов должен сохраняться в обновленном виде в любое время.

КАНОНИ́ЧЕСКОЕ ПРА́ВО (jus ca­no­ni­cum), со­во­куп­ность юри­дич. по­ло­же­ний (прин­ци­пов и норм), ус­та­нов­лен­ных в со­от­вет­ст­вии с хри­сти­ан­ски­ми ка­но­на­ми . К. п. ре­гу­ли­ру­ет во­про­сы уст­рой­ст­ва Церк­ви, взаи­мо­от­но­ше­ний её чле­нов, цер­ков­ных пра­во­на­ру­ше­ний, су­до­про­из­вод­ст­ва, уп­рав­ле­ния цер­ков­ным иму­ще­ст­вом, взаи­мо­от­но­ше­ний Церк­ви с го­су­дар­ст­вом и др. об­ществ. струк­ту­ра­ми, а так­же брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния.

Авторы: А. В. Назаренко (Русская церковь во 2-й половине 15 – конце 16 века), В. А. Цыпин (Русская православная церковь в 1905–1917), О. Ю. Васильева, А. В. Журавский (Русская православная церковь в СССР) Авторы: А. В. Назаренко (Русская церковь во 2-й половине 15 – конце 16 века), В. А. Цыпин (Русская православная церковь в 1905–1917), О. Ю. Васильева; >>

ПРАВОСЛАВИЕ


Православие на Руси до монгольского нашествия

Есть ли у Церкви Конституция

Архив «Православной энциклопедии» «Святые мученики Борис и Глеб». Икона. Кон. 13 в. Киевский музей русского искусства.

Хри­стиа­ни­за­ция и судь­бы язы­че­ст­в а. Про­ник­но­ве­ние хри­сти­ан­ст­ва на вос­точ­но­сла­вян­ские зем­ли на­ча­лось в 9 в. син­хрон­но го­су­дар­ст­во­об­ра­зо­ва­тель­ным про­цес­сам. Су­дить о его кон­крет­ных фор­мах труд­но, т. к. на­чат­ки цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции с цен­тром в Кие­ве, с 860-х гг. фор­маль­но яв­ляв­шей­ся епи­ско­пи­ей Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та, бы­ли унич­то­же­ны в хо­де язы­че­ской ре­ак­ции по­сле за­хва­та Кие­ва кня­зем Оле­гом в кон. 9 в. Од­на­ко уже к 40-м гг. 10 в. сре­ди дру­жи­ны ки­ев­ско­го кня­зя Иго­ря бы­ло дос­та­точ­но мно­го хри­сти­ан. По­сле­до­вав­шая вско­ре ещё од­на по­пыт­ка хри­стиа­ни­за­ции Ру­си в прав­ле­ние кня­ги­ни Оль­ги, вдо­вы Иго­ря, ока­за­лась так­же не­удач­ной в свя­зи с ак­тив­ным со­про­тив­ле­ни­ем сто­рон­ни­ков язы­че­ст­ва, спло­тив­ших­ся во­круг ки­ев­ско­го кня­зя Свя­то­сла­ва Иго­ре­ви­ча, сы­на Оль­ги.

Ссылка на основную публикацию